Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Комплексная программа
улучшения демографической ситуации в Староюрьевском районе Тамбовской области на 2013 - 2015 годы
(утв. постановлением администрации Староюрьевского района Тамбовской области
от 20 декабря 2012 г. N 904)
Паспорт программы
Наименование Программы |
Комплексная программа по улучшению демографической ситуации в Староюрьевском районе Тамбовской области на 2013 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики РФ на период до 2025"; Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации"; Постановление администрации Тамбовской области от 27.11.2007 N 1284 "Об утверждении концепции демографической политики Тамбовской области на период до 2025 года" |
Заказчик программы |
Администрация Староюрьевского района Тамбовской области |
Разработчики Программы |
Отдел экономики, потребительского рынка, труда и муниципального заказа администрации Староюрьевского района Отдел образования администрации Староюрьевского района Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Староюрьевского района |
Координатор программы |
Заместитель главы администрации Староюрьевского района Л.И. Федосеева |
Руководитель программы |
Глава Староюрьевского района |
Цели программы |
Стабилизация демографической ситуации, поддержка материнства, детства и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. |
Задачи программы |
- Улучшение состояния здоровья населения и медицинского обслуживания, увеличение продолжительности жизни населения; - повышение уровня рождаемости населения; - развитие и укрепление семьи; - развитие социальной инфраструктуры района; - повышение качества социальных услуг; - поддержка социально уязвимых групп населения; - развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - обеспечение занятости населения; - обеспечение роста реальных доходов населения района; - эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического развития Староюрьевского района |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
- уровень смертности населения; - младенческая смертность; - материнская смертность - уровень смертности трудоспособного населения; - рождаемость; - естественный прирост; - средняя продолжительность жизни; - охват всеми видами медицинских осмотров населения района; - количество пострадавших на производстве работников; - доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума; - количество детей, оставшихся без попечения родителей от общего количества детей; - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью; - уровень охвата детей услугами дошкольного образования; - уровень регистрированной безработицы трудоспособных женщин; - уровень трудоустройства женщин в результате прохождения профессионального обучения от общего количества занятого населения; - количество граждан, прибывших в район на работу и проживание. |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования |
Всего - 23,5 млн. руб. Областной бюджет - 21,1 млн. руб. 2013 - 9,1 млн. руб.; 2014 - 6,2 млн. руб. 2015 - 5,8 млн. руб. Местный бюджет - 2,4 млн. руб. 2013 - 0,8 млн. руб. 2014 - 0,8 млн. руб. 2015 - 0,8 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- стабилизация численности населения; - снижение темпов убыли населения; - снижение уровня заболеваемости хроническими заболеваниями, улучшение здоровья людей; - обеспечение возможности посещения детьми дошкольных образовательных учреждений; - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью; - увеличение уровня трудоустройства женщин посредством прохождения профессионального обучения. - развитие системы миграционного контроля. |
1. Общая характеристика экономико-географического положения района
Староюрьевский район образован в составе Тамбовской области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1928 году и занимает территорию общей площадью 1008 кв. км.
Староюрьевский район расположен в северо-западной части Тамбовской области и граничит на севере с Рязанской областью, на востоке с Сосновским районом, на юге с Никифоровским и Мичуринским районами, на западе с Первомайским районом и Рязанской областью.
Территория района вытянута в направлении с севера на юг на 40 км., а с запада на восток на 34 км., район расположен в степной зоне.
Административный центр муниципального образования село Староюрьево.
В состав района входят 49 сельских населенных пунктов, объединенных в 9 сельсоветов, из них 16 сел, 26 деревень, 7 поселков. Население района составляет 15,2 тыс. чел. Плотность населения 15,0 чел/кв. км.
Географическое положение района, плодородные земли, сеть автомобильных дорог дает широкие возможности для развития экономики.
На территории района зарегистрировано 139 предприятий, организаций и учреждений, в т.ч. сельскохозяйственных - 15 коллективных и 46 крестьянских (фермерских) хозяйств, строительных - 4, транспортных - 1, торговли и общественного питания - 18.
2. Демографическая ситуация
В целом динамика демографической ситуации в Староюрьевском районе совпадает с тенденциями демографического развития Тамбовской области.
Основной демографической проблемой района является сокращение численности населения, обусловленное его естественной убылью (за счет превышения уровня смертности над рождаемостью).
За последние годы численность населения района уменьшилась и составила к началу 2012 года 14242 человека, что на 268 человек меньше уровня 2010 года. На протяжении последних лет этот показатель постоянно снижается.
Структурные показатели численности населения района
Показатели |
Годы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
ВСЕГО Численность населения (чел.) |
15154 |
14870 |
14510 |
14242 |
в том числе женщин, всего |
8267 |
8132 |
7879 |
7634 |
в том числе мужчины, всего |
6887 |
6738 |
6631 |
6608 |
Несовершеннолетние |
2349 |
2253 |
2152 |
2114 |
В том числе дети (1 - 6 лет) |
747 |
746 |
760 |
770 |
Взрослые, всего |
12805 |
12617 |
12358 |
12128 |
Из них население пенсионного возраста, всего |
4734 |
4671 |
4442 |
4392 |
Средний процент молодежи (до 30 лет) от общего количества населения составляет около 30% - 4286 чел., из которых в сельских поселениях проживают 2334 чел., в районном центре - 1952 чел.
На напряженность демографической ситуации, сложившейся в районе, продолжает оказывать влияние процесс демографического старения населения, низкий уровень жизни населения, рост числа социально-обусловленных заболеваний.
Наибольший процент количества граждан пенсионного возраста от общего количества жителей поселения в МО Большедороженского и Новоюрьевского сельсоветов
N п/п |
Муниципальные образования |
Общая численность населения по итогам переписи 2010 (чел). |
Количество пенсионеров (чел.) |
% данной категории граждан |
1 |
МО Большедороженского сельсовета |
650 |
271 |
41,7 |
2 |
МО Вишневского сельсовета |
1768 |
612 |
34,6 |
3 |
МО Мезинецкого сельсовета |
617 |
191 |
31,0 |
4 |
МО Новиковского сельсовета |
867 |
213 |
24,6 |
5 |
МО Новоюрьевского сельсовета |
1737 |
610 |
35,1 |
6 |
МО Поповского сельсовета |
848 |
255 |
30,0 |
7 |
МО Подгорненского сельсовета |
1187 |
539 |
45,4 |
8 |
МО Спасского сельсовета |
735 |
200 |
27,2 |
9 |
МО Староюрьевского сельсовета |
6144 |
1560 |
25,4 |
Итого |
14553 |
4451 |
30,5 |
Проблема низкой рождаемости остается злободневной в сельских поселениях района.
По сельским муниципальным образованиям Староюрьевского района зарегистрирована следующая рождаемость:
N п/п |
Муниципальные образования |
Общая численность населения по итогам переписи 2010 (чел). |
Количество родившихся (чел.) |
Коэф-т рождаемости за 2011 год (на 1000 населен) |
||
2008 |
2010 |
2011 |
||||
1. |
МО Большедороженского сельсовета |
650 |
8 |
4 |
4 |
6,2 |
2. |
МО Вишневского сельсовета |
1768 |
10 |
12 |
7 |
4,0 |
3. |
МО Мезинецкого сельсовета |
617 |
4 |
2 |
5 |
8,1 |
4. |
МО Новиковского сельсовета |
867 |
10 |
8 |
6 |
6,9 |
5. |
МО Новоюрьевского сельсовета |
1737 |
12 |
7 |
13 |
7,5 |
6. |
МО Поповского сельсовета |
848 |
8 |
8 |
15 |
17,7 |
7. |
МО Подгорненского сельсовета |
1187 |
10 |
5 |
6 |
5,1 |
8. |
МО Спасского сельсовета |
735 |
11 |
6 |
6 |
8,1 |
9. |
МО Староюрьевского сельсовета |
6144 |
56 |
65 |
73 |
11,9 |
|
Всего |
14553 |
128 |
117 |
135 |
9,3 |
Самый низкий коэффициент рождаемости в МО Вишневского сельсовета (4,0 на 1000 жителей), самый высокий процент рождаемости в МО Поповского сельсовета (17,7 на 1000 жителей).
По Староюрьевскому району показатель рождаемости 2011 года составил 9,3 на 1000 населения, что значительно ниже среднеобластного показателя.
Рождаемость населения (на 1000 чел. населения)
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Староюрьевский район |
7,4 |
8,9 |
8,5 |
8,6 |
8,3 |
8,5 |
по сельской местности ТО |
8,1 |
7,9 |
8,8 |
9,3 |
9,2 |
9,6 |
г. Тамбов |
8,4 |
8,0 |
8,8 |
8,8 |
9,0 |
9,5 |
в целом по Тамбовской области |
8,5 |
8,2 |
8,9 |
9,2 |
9,3 |
9,5 |
Значительной проблемой современного демографического развития района, сохраняющейся в динамике, является высокая смертность населения.
Превышение смертности над рождаемостью в 2011 году составило 155 человек, число умерших в 2011 году в 2,2 раза выше числа родившихся. По-прежнему, мужчин умирает больше, чем женщин.
Показатель смертности на 1000 чел. населения по муниципальным образованиям района
N п/п |
Муниципальные образования |
Общая численность населения по итогам переписи 2010 (чел). |
Количество умерших, чел. |
Показатель смертности за 2011 год (на 1000 населен.) |
||
2008 |
2010 |
2011 |
||||
1 |
МО Большедороженского сельсовета |
650 |
17 |
15 |
19 |
29,2 |
2 |
МО Вишневского сельсовета |
1768 |
35 |
37 |
46 |
26,0 |
3 |
МО Мезинецкого сельсовета |
617 |
22 |
15 |
14 |
22,7 |
4 |
МО Новиковского сельсовета |
867 |
13 |
27 |
12 |
13,8 |
5 |
МО Новоюрьевского сельсовета |
1737 |
42 |
37 |
33 |
19,0 |
6 |
МО Поповского сельсовета |
484 |
37 |
13 |
21 |
24,8 |
7 |
МО Подгоненского сельсовета |
1187 |
13 |
30 |
22 |
18,5 |
8 |
МО Спасского сельсовета |
735 |
18 |
22 |
10 |
13,6 |
9 |
МО Староюрьевского сельсовета |
6144 |
113 |
109 |
108 |
17,5 |
|
Итого |
14553 |
310 |
305 |
285 |
26,5 |
Самый низкий показатель смертности в 2011 году в МО Спасского сельсовета (13,6 на 1000 жителей), самый высокий показатель смертности в МО Большедороженского сельсовета (29,2 на 1000 жителей).
Показатели коэффициента естественной убыли (прибыли) населения по муниципальным образованиям района
N п/п |
Муниципальные образования |
Общая численность населения по итогам переписи 2010 (чел). |
2011 год |
Коэффициент естественной убыли (прибыли) |
|
Количество родившихся |
Количество умерших |
||||
1 |
МО Большедороженского сельсовета |
650 |
4 |
19 |
-23,1 |
2 |
МО Вишневского сельсовета |
1768 |
7 |
46 |
-22,1 |
3 |
МО Мезинецкого сельсовета |
617 |
5 |
14 |
-14,6 |
4 |
МО Новиковского сельсовета |
867 |
6 |
12 |
-6,9 |
5 |
МО Новоюрьевского сельсовета |
1737 |
13 |
33 |
-11,5 |
6 |
МО Поповского сельсовета |
848 |
15 |
21 |
-7,1 |
7 |
МО Подгоненского сельсовета |
1187 |
6 |
22 |
-13,5 |
8 |
МО Спасского сельсовета |
735 |
6 |
10 |
-5,4 |
9 |
МО Староюрьевского сельсовета |
6144 |
73 |
108 |
-5,7 |
|
Итого |
14553 |
135 |
285 |
-10,3 |
2.1. Здоровье населения
Показатель смертности населения в 2011 году снизился к уровню 2010 года с 20,6 до 19,5 на 1000 населения, но остается еще на очень высоком уровне.
В структуре смертности первое место занимают болезни кровообращения; второе - болезни новообразования; третье - травмы и отравления.
Рост смертности населения от церебровоскулярной болезни происходит из-за позднего обращения по поводу артериальной гипертензии, неадекватного отношения пациента к лечению, за счет отсутствия возможности реализации дополнительных методов обследования на базе центральной районной больницы.
Младенческой смертности на протяжении последних лет в районе нет.
Устойчивая тенденция к отсутствию младенческой смертности, а также отсутствие материнской смертности за последние годы, обеспечены планомерной работой по повышению качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, финансовыми вложениями в техническое переоснащение детских и родовспомогательных учреждений.
Увеличился объем финансирования службы родовспоможения. В 2011 году по программе "Родовой сертификат" Староюрьевский район получил 446,0 тыс. руб., дополнительную диспансеризацию детей до года 220,4 тыс. руб.
Смертность среди лиц в возрасте до 65 лет в 2011 году возросла с 685,69 до 737,25 случаев на 100 тыс. человек или на 51,56 случая.
За 2007 - 2012 годы выдано 369 сертификатов на материнский (семейный) капитал.
Показатель общей заболеваемости в районе в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, несколько увеличился и составил 1614,9 случая на 1000 чел. населения, первичная заболеваемость снизилась до 654,7 случаев.
Показатель первичной заболеваемости по сравнению с 2010 годом увеличился и составил 654,7 случаев на 1000 чел. населения.
Продолжает сокращаться число женщин фертильного возраста.
Из общего числа населения, подлежащего профосмотрам, охвачено 95,0%. Охват диспансерным наблюдением составил 98,0% от числа лиц с зарегистрированными заболеваниями, а охват диспансерным наблюдением числа лиц, стоящих на диспансерном учете составил до 100%.
Система здравоохранения района представлена ТОГБУЗ Центральной районной больницей на 95 коек, Вишневским, Новоюрьевским врачебными участками и 13 ФАПами.
Степень обеспеченности территории района амбулаторно-поликлиническими учреждениями составляет 310,0 посещений в смену на 10 тысяч населения, больничными койками 70,3 мест.
В лечебных учреждениях работают 26 врачей и 121 средних медицинских работников, укомплектованность врачебными кадрами с учетом совместительства составляет 60,8 %, средними медицинскими работниками 98,0%.
Начиная с 2006 года, Староюрьевский район участвует в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". В районе в целях улучшения качества медицинской помощи, доступности и приближенности к населению, создана участковая служба: 3 терапевтических участка в с. Староюрьево, Новоюрьевский и Вишневский участки семейного врача и 3 педиатрических участка.
В рамках национального проекта обеспечена существенная модернизация имеющегося арсенала диагностической техники: ультразвуковых, рентгеновских аппаратов, электрокардиографов, комплектов лабораторного оборудования.
В рамках реализации национального проекта проводится обследование детей на врожденную патологию.
Основные проблем, связанные со здоровьем населения:
Высокий показатель общей заболеваемости;
Рост показателя первичной заболеваемости;
Недостаточный уровень доступности и качества оказания медицинской помощи.
2.2. Доступность образовательных услуг
На демографическую ситуацию влияют вопросы развития образования.
В системе образования Староюрьевского района на 01.12.2012 года функционирует 4 образовательных учреждения:
1 дошкольное, которые посещают 245 детей;
1 средняя общеобразовательная школа и 11 ее филиалов, в которых обучаются 1324 учащихся;
2 учреждения дополнительного образования: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского и юношеского творчества Староюрьевского района Тамбовской области"; Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Староюрьевская детско-юношеская спортивная школа", в которых обучаются 89% детей.
В районе продолжается работа по реализации Федеральной целевой программы "Компьютеризация сельских школ". На сегодняшний день количество компьютеров увеличилось до 211 единиц.
Обеспеченность населения образовательными услугами
Показатели |
Годы |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|
Количество мест в общеобразовательных школах |
|
|
|
Количество учащихся в общеобразовательных школах |
1437 |
1407 |
1329 |
Численность педагогических работников общеобразовательных школ |
240 |
201 |
181 |
Обеспеченность педагогическими работниками на 1000 учащихся |
167,0 |
142,9 |
136,2 |
Количество учащихся в общеобразовательных школах за 2009 - 2011 г.г. сократилось на 108 человек (с 1437 до 1329).
В системе образования района работают 225 педагогических работников, из них высшее образование имеют 186 педагогов или 86,0%, квалификационные категории и заключение о соответствии занимаемой должности 142.
Вместе с тем наблюдается процесс старения педагогического состава. Подавляющее число педагогов - со стажем свыше 20 лет, а 10 - 11% - учителя пенсионного возраста.
Проблемы в системе образования:
Сокращение числа учащихся в школах;
Процесс "старения" педагогического состава;
Низкий процент охвата числа детей дошкольными образовательными учреждениями;
Рост числа семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями, неполных семей (семей группы риска);
Рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Недостаточный уровень психологической готовности педагогов к работе в новых условиях.
2.3. Укрепление семьи и стимулирование рождаемости
За последние два года в районе наблюдается тенденция к увеличению зарегистрированных браков: 75 - в 2009 году, 87 - в 2011 году.
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Браки |
118 |
107 |
73 |
93 |
85 |
93 |
87 |
75 |
88 |
87 |
Разводы |
59 |
46 |
38 |
38 |
53 |
55 |
76 |
46 |
53 |
43 |
Количество расторгнутых браков составляет 50 и более процентов от количества зарегистрированных браков.
В силу целого ряда причин растет число детей-сирот. Всего в органах опеки и попечительства состоит на учете 37 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них находятся под опекой (попечительством) - 36 детей в 28 семьях, в приемных семьях - 1 ребенок. В 8 семьях усыновлены 11 детей.
В 2011 году в интересах 2 детей родители были лишены родительских прав, (2010 год -2 и 2009 год - 14).
При решении вопроса о жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, отдается предпочтение приоритетным формам устройства: это усыновление, опека (попечительство).
Учитывая, что в сельской местности отсутствуют рабочие места, создание приемных семей является одной из форм трудоустройства населения. Однако, при этом возникают моральные проблемы в определении приоритетности: воспитание детей или получение постоянного дохода.
Проблемы в вопросах укрепления семьи:
Сокращается не только фактическое, но и желаемое число детей,
Растет число и доля однодетных и бездетных семей, присутствует философия бездетности и малодетности;
Отсутствие работы в малых селах;
Отсутствие социального жилья;
Недостаточная психологическая подготовка молодых людей, вступающих в брак;
Частичная утрата в обществе понятия семейных ценностей;
Рост социального сиротства.
2.4. Уровень жизни населения
Снижение численности населения обуславливается и низким уровнем доходов жителей района, в том числе семей, имеющих детей. Резкая дифференциация населения по уровню доходов при низком среднем уровне снижает качество жизни значительной части населения района.
Денежные доходы населения
Показатели |
Годы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Среднедушевые денежные доходы населения (руб. в месяц) |
6929 |
7305 |
8603 |
8800 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций (руб. в мес.) |
8027 |
9692 |
9906 |
11102 |
Численность малообеспеченного населения постепенно уменьшается, но остается достаточно высокой.
Материальная помощь в 2011 году оказана 96 гражданам на сумму 228,5 тыс. руб. Кроме того на 375 человек направлены пакеты документов на получение единовременной адресной помощи в администрацию области.
2.5. Строительство жилья и инвестиции
В Староюрьевском районе на 01.01.2012 года жилищный фонд составляет 444,6 тыс. м2 общей площади (в 2010 году - 442,8 тыс. м2, 2009 год - 439,2 тыс. м2.). В среднем на 1 жителя в 2011 году приходилось общей площади - 31,3 м2, в 2010 году - 30,5 м2.
Муниципальный жилой фонд составляет 16,6 тыс. м2. или 3,8%.
Жилой фонд с износом свыше 70% каменных и свыше 65% деревянных и прочих (ветхих), составляет 5,4 тыс. м2 (1,2%).
В 2011 году на развитие экономики и социальной сферы района направлено инвестиций в основной капитал в размере 524,3 млн. рублей.
Основные показатели развития инвестиционной деятельности
Показатели |
Годы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Общий объем инвестиций, млн. руб. |
355,2 |
433,2 |
415,4 |
524,3 |
Ввод в действие общей площади жилых домов, м2. |
5222 |
5104 |
5133 |
4283 |
в том числе за счет средств индивидуальных застройщиков |
5222 |
5104 |
5133 |
4283 |
Индивидуальное жилищное строительство осуществляется за счет собственных средств населения и средств федерального и областного бюджетов по программам "Социальное развитие села до 2012 года" и "Молодежи доступное жилье".
В счет выполнения мер по государственной поддержке молодых семей, тружеников сельского хозяйства и социальной сферы получили субсидии по федеральной целевой программе 128 семей на сумму 16,0 млн. руб. на улучшение жилищных условий.
Продолжается процесс газификации Староюрьевского района. Общая протяженность газопроводов составляет более 432 км., газифицировано 5089 домовладений или 67,5% от общего количества.
Учитывая низкий уровень заработной платы молодых специалистов, например социальной сферы или работающих в сельском хозяйстве, заключить договор ипотечного кредитования практически невозможно. В связи с этим, реальная возможность приобретения жилья и участие в программах, у молодых специалистов практически сводится к нулю.
Данный фактор, естественно, негативно отражается как на уровне оттока населения из района, так и на уровне рождаемости.
Проблемы в обеспеченности жильем:
Отсутствие служебного жилья;
Отсутствие общежитий;
Величина инвестиций не обеспечивает в полной мере восполнение выбывающих и морально устаревших основных фондов. Основным источником инвестиций в основной капитал, по-прежнему, остаются собственные средства, внутренние ресурсы предприятий (прибыль, амортизационные отчисления);
Высокий потенциал территории и при этом недостаточная инвестиционная привлекательность района;
Основное направление экономики в районе - сельскохозяйственное производство, не является привлекательной сферой для инвесторов;
Высокий процент при выдаче кредита в банках.
2.6. Занятость населения
Уровень жизни и благосостояния населения напрямую зависят от уровня занятости, возможности трудоустройства.
Численность трудовых ресурсов в последние годы продолжает уменьшаться. Основная причина увеличение населения в возрасте старше трудоспособного, т.е. граждан пенсионного возраста.
Уровень безработицы в Староюрьевском районе остается достаточно высоким. Основная часть населения занята в сельском хозяйстве.
Наиболее значительные сокращения среднесписочной численности населения за последние годы произошли в сельском хозяйстве - на 19,7%.
Содействие занятости граждан
N п/п |
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
1. |
Численность граждан, ищущих работу |
545 |
399 |
2. |
Нашли работу |
176 |
274 |
3. |
Участвовало в общественных работах |
19 |
38 |
|
Программа антикризисных мер |
157 |
- |
4. |
Профессиональное обучение прошли |
44 |
32 |
Уровень трудоустройства в районе составил в 2011 году 68,7% (2010 - 32,3%). Даже при недостатке рабочих мест усиливается дефицит квалифицированных рабочих кадров, в особенности в сельском хозяйстве, строительстве, малом бизнесе.
Существует проблема трудоустройства учащихся в летний каникулярный период. Не полностью обеспечивается квотирование рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях района.
Проблемы занятости населения:
Недостаток рабочих мест в районе, особенно в сельской местности;
Низкая заработная плата представленных вакансий;
Нежелание работодателей принимать на работу инвалидов, граждан, старше 40 - 45 лет;
Низкая мотивация к труду у отдельных категорий населения;
Не соответствие квалификации граждан имеющимся вакансиям.
2.7. Малые села
На территории Староюрьевского района расположено 9 муниципальных образований, в 8-ми из них 24 деревни с малочисленным населением. Общая численность населения, проживающего в малых населенных пунктах составляет 659 человек.
Демографические проблемы малых сел за счет отсутствия:
рабочих мест;
стационарных торговых точек (обслуживание жителей этих деревень осуществляется путем выездной торговли частных предпринимателей),
телефонной связи;
низкая обеспеченность дошкольными учреждениями;
отсутствие твердого дорожного покрытия более чем в 24-х деревнях ведет к перебоям в транспортном сообщении.
2.8. Состояние окружающей среды
В Староюрьевском районе выбросы от стационарных источников загрязнения минимальны. Состояние воздушного бассейна оценивается как благополучное.
Земли сельскохозяйственного назначения Староюрьевского района относятся к экологически благоприятным, а производимая на них продукция - к экологически чистой.
Из анализа состояния отдельных компонентов природной среды с учётом техногенной нагрузки следует, что практически вся территория Староюрьевского района характеризуется относительно благоприятным состоянием природной среды.
Однако высокий процент износа водопроводных сетей в большинстве населенных пунктов района, неудовлетворительное состояние санитарных зон около водонапорных башен, в конечном результате отражаются на качестве питьевой воды и пагубно влияют на состояние здоровья людей, а также приводят к росту кишечно-желудочных и инфекционных заболеваний.
Питьевая вода во всех населенных пунктах Староюрьевского района не соответствует санитарным нормам по содержанию железа, цветности, мутности.
Недостаточно решены вопросы утилизации и переработки отходов, как производственных, так и бытовых. Не во всех населенных пунктах свалки оборудованы информационными знаками, отходы в подавляющем большинстве, не буртуются. Наблюдается много несанкционированных свалок.
Проблемы в состоянии окружающей среды:
Не соответствие санитарным нормам питьевой воды в районе;
Не решена проблема утилизации и переработки отходов на свалках.
2.9. Сельское хозяйство
Сельскохозяйственное производство является ведущим сектором экономики района. Оно развивается в сложных условиях современных рыночных отношений. Финансовое состояние многих сельхозпредприятий остается крайне нестабильным, темпы финансового оздоровления не отвечают требованиям времени.
Сельскохозяйственные предприятия сохраняют позиции основных землепользователей. Однако с ликвидацией отрасли животноводства они утратили свои позиции основных производителей продукции сельского хозяйства.
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2011 году в фактических ценах составила 1865,0 тыс. руб. (прирост к 2008 году почти в 1,5 раза), в т.ч. растениеводства 1299,6 тыс. руб., животноводства 565,5 тыс. руб.
Стоимость валовой продукции произведенной в сельскохозяйственных предприятиях составила 787,6 млн. руб. (42,2 % от общего объема), в КФХ 195,4 млн. руб. (10,5%), в личных подсобных хозяйствах населения - 882,1 млн. руб. (47,3%).
Объем производства сельскохозяйственной продукции (в хозяйствах всех категорий) в фактических ценах (тыс. рублей)
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Производство продукции сельского хозяйства, всего |
1310935 |
1443871 |
1382709 |
1865030 |
В том числе |
|
|
|
|
Растениеводство |
851910 |
892186 |
824492 |
1299581 |
Животноводство |
459025 |
551685 |
558217 |
565449 |
Посевные площади сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств района в 2011 году составили 55,1 тыс. га, в т.ч. зерновые и зернобобовые 36,4 тыс. га (66,1%), технические 11,8 тыс. га (21,4%), картофель и овощебахчевые культуры 3,3 тыс. га (6,0%), кормовые культуры в пределах 3,6 тыс. га (6,5%).
Объем производства сельскохозяйственной продукции (в хозяйствах всех категорий) (тыс. тонн)
Всего на территории района функционирует 15 сельскохозяйственных предприятий. Площадь пашни, используемая ими, составляет 38,7 тыс. га.
Наиболее крупными сельскохозяйственными предприятиями являются ООО "Тамбовские фермы", ООО "Тамбовская Нива".
Продолжается снижение плодородия земли - основного производственного потенциала сельскохозяйственного производства. Это происходит вследствие того, что сельхозпроизводители недостаточно вносят в почву минеральных и органических удобрений, мало работают с парами.
Высок износ сельскохозяйственной техники. Выбытие техники в последние годы превышает в несколько раз ее поступление. Обновление машинно-тракторного парка происходит очень медленными темпами.
Восстановление материально-технической базы, способствующее нормальному функционированию производства, требует значительных средств.
Численность поголовья КРС в сельскохозяйственных предприятиях на 01.01.2012 года составила 498 голов, в т.ч. поголовье коров - 184, поголовья свиней в сельхозпредприятиях нет. В личных подсобных хозяйствах населения находится 5983 голов КРС, в т.ч. 1026 - коров, 9062 - свиней, 2090 - овец и коз, 69498 - птицы.
Существенную роль в экономике района играет мелкотоварный сектор. В районе зарегистрировано 46 крестьянско-фермерских хозяйств. Они имеют в своем распоряжении 13464 гектаров земли, в среднем на одно хозяйство около 280 гектар. Крестьянско-фермерские хозяйства обладают достаточно солидной материально-технической базой, у них практически нет задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды, выполняются условия договоров аренды земельных долей пайщиков.
Число личных подсобных хозяйств на 01.01.2012 составило 7523.
Личные подсобные хозяйства в современных условиях ориентируются не только на обеспечение личных нужд, но и на рынок, пополняя источники доходов сельских жителей. В 2011 году ими произведено 93,7% мяса, 86,6% молока, 100% яиц, 70,9% картофеля и 100% овощей от общего объема производства по району.
Вместе с тем производственный и социальный потенциал КФХ и личных подсобных хозяйств, малого предпринимательства на селе используется недостаточно эффективно. Они испытывают острый дефицит финансовых ресурсов. Недостаточно учитываются интересы и потребности сельских жителей, особенно по закупке у них выращенной сельскохозяйственной продукции.
Проблемы развития АПК:
Сложное финансовое состояние ряда предприятий сельского хозяйства;
Низкая заработная плата работников в экономически слабых предприятиях;
Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами;
Отсутствие жилья для молодых специалистов;
Высокий физический износ основных производственных фондов в экономически слабых предприятиях.
3. Основные направления реализации районной целевой Программы по демографическому развитию Староюрьевского района на период 2013 - 2015 годов
Основной целью демографического развития Староюрьевского района Тамбовской области является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населении, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранения, образовании, социальной защиты населения), рынка доступного жилья, повышение уровня занятости населения, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Основными задачами демографического развития района являются:
повышение рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
снижение уровня смертности (прежде всего в трудоспособном возрасте);
укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
укрепление семьи;
государственная поддержка семей, имеющих детей, в том числе малоимущих семей;
государственная система поддержки детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
решение жилищных проблем населения района за счет увеличения ввода в эксплуатацию жилья и обеспечения доступности его приобретения для населения;
привлечение переселенцев в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития района, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Для решения задач укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения необходимо обеспечить:
повышение уровня рождаемости населения;
совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи для сохранения репродуктивного здоровья населения;
проведение мероприятий по предупреждению травматизма, отравлений, по борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией среди подростков и молодежи, по формированию у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, ответственного поведения по отношению к своему здоровью, по формированию общественного мнения, направленного на необходимость заботы о своем здоровье, по созданию предпосылок для формирования потребностей, интересов и мотивов к укреплению и сохранению своего здоровья;
проведение профилактических обследований для своевременного выявления заболеваний в т.ч. сердечно-сосудистых заболеваний;
совершенствование работы по предупреждению, распространению туберкулеза, СПИДа, болезней, передаваемых половым путем и др. заболеваний, представляющих социальную опасность, создание информационно-пропагандисткой системы о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера;
создание оптимальных условий для самообслуживания лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационных услуг, направленных на обеспечение возможности максимальной социализации инвалидов;
улучшение экологических условий, в том числе за счет организации сбора, размещения и утилизации бытовых отходов, благоустройства и озеленения населенных пунктов, строительство очистных сооружений;
развитие различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению;
создание условий для эффективной реализации национальных проектов на территории района;
разработку и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, адаптированных к определенным группам населения и других характеристик, по формированию мотивации к позитивным изменениям в образе жизни;
разработку и реализацию программ укрепления здоровья средствами физической культуры, повышение качества и эффективности учебно-тренировочной работы в спортивных и образовательных учреждениях района.
Для решения задачи снижения смертности прежде всего от предотвратимых причин, а также заболеваний, определяющих высокую смертность населения необходимо обеспечить:
увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов предотвратимой смертности от социально-обусловленных и внешних причин, в первую очередь, в трудоспособном и детских возрастах;
снижение смертности:
- от болезней системы кровообращения за счет создания комплексной системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий;
- от травм в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения оперативности и качества оказания помощи пострадавшим в ДТП как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях;
- от онкологических заболеваний за счет внедрения раннего выявления онкологических заболеваний;
- от отравлений алкогольсодержащей продукции и наркотическими веществами;
- от туберкулеза;
- от церебровоскулярных заболеваний;
- от других наиболее распространенных причин смерти за счет повышения доступности дорогостоящих медицинских технологий для больных с тяжелыми заболеваниями, доступности медицинской помощи жителям сельской местности;
- активизация работы общественных организаций в этом направлении.
Для решения задачи увеличения продолжительности активной жизни и создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни требуется:
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, ответственного поведения по отношению к своему здоровью;
создание предпосылок для формирования потребностей, интересов и мотивов к укреплению и сохранению своего здоровья;
формирование общественного мнения, направленного на необходимость заботы о своем здоровье;
создание информационно-пропагандистской системы о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера;
доступность качественной медицинской помощи населению, дальнейшее развитие профилактического направления в работе медицинских учреждений;
развитие системы мероприятий по улучшению качества жизни больных с хроническими заболеваниями;
развитие института врачей общей практики, организацию работы выездных поликлинических бригад;
осуществление комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической, социальной помощи населению;
совершенствование организации социальной и медицинской помощи лицам пожилого возраста, разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей.
Для решения задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков требуется обеспечить:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;
проведение качественной внутриутробной диагностики врожденных пороков развития;
расширение объемов бесплатной медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья (в том числе беременным женщинам при вынашивании и рождении ребенка);
проведения профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности,
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, внедрение обязательности занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений;
своевременную вакцинацию детей и подростков для предупреждения инфекционных заболеваний, выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности;
организацию круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей.
Мероприятия, направленные на обеспечение равного доступа к качественному образованию, повышение уровня подготовки выпускников:
- реализация приоритетного национального проекта "Образование";
- формирование сбалансированности сети учреждений образования, развитие системы дистанционного образования;
- оказание мер социальной поддержки работникам образования, в том числе молодым специалистам;
- продолжение реализации комплекса мероприятий по оснащению компьютерной техникой образовательных учреждений, приобретению "школьных автобусов", обеспечение образовательных учреждений учебной, справочной, художественной литературой, наглядными пособиями;
- реализация мер по повышению эффективности системы образования детей дошкольного возраста, прежде всего из малообеспеченных семей.
Мероприятия, направленные на стимулирование рождаемости и укрепления семьи:
разработка стратегии и реализации семейной политики, ориентированной не только на социальную помощь семьям с детьми, но и на содействие в формировании и реализации внутреннего потенциала семей;
усиление комплексной социальной поддержки молодых семей: улучшение их жилищных условий, развитие системы льготного кредитования семей и строительства жилья;
содействие доступности рынка жилья, прежде всего для многодетных семей;
развитие услуг в сфере дошкольного воспитания и образования;
подготовка детей и молодежи к семейной жизни;
развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха;
развитие системы социального обслуживания семей с детьми: расширение сети, объема и совершенствование качества услуг (психологических, медицинских, педагогических, юридических);
активизация работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности семей с несколькими детьми;
разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья.
подготовка детей и молодежи к семейной жизни.
Мероприятия, направленные на социальную поддержку семьи:
Участие в обеспечении поэтапного расширения принципа адресности, основанного на оценке доходов граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку при осуществлении мер социальной защиты населения.
Мероприятия, направленные на решение задач в сфере содействия организации занятости населения и оптимизации рынка труда:
реализация мер государственной поддержки по трудоустройству граждан;
организация рабочих мест по программе общественных работ и временной занятости подростков;
организация деятельности, направленной на улучшение условий и охраны труда;
организация профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка.
Мероприятия, направленные на формирование общественных норм, направленных на стабилизацию демографической ситуации в районе
Для решения задачи по формированию общественных норм, направленных на стабилизацию демографической ситуации с целью предупреждения асоциальных явлений среди несовершеннолетних, планируется:
работа по пропаганде здорового образа жизни и противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту;
совершенствование форм взаимодействия с общественными объединениями граждан;
формирование банка данных о несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении;
организация профилактической работы с родителями, отрицательно влияющими на детей;
оказание социальной помощи неблагополучным семьям;
проведение методических семинаров для всех категорий работников школ по вопросам первичной профилактики наркомании, токсикомании;
ежегодное проведение антинаркотической акции "Классный час", "Родительский урок";
проведение "Родительского всеобуча" для родителей, педагогов с приглашением специалистов;
проведение санитарно-просветительских мероприятий среди населения по формированию здорового образа жизни (с использованием различных форм работы);
пропаганда и развитие физической культуры и спорта;
проведение спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях и на территории района;
пропаганда физической культуры и спорта;
создание дополнительных возможностей для привлечения населения к управлению общественными и социально-экономическими процессами в районе.
Мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в районе:
высадка зеленых насаждений;
окончание газификации населенных пунктов района и перевод действующих котельных на газовое оборудование;
ликвидация и предупреждение несанкционированных свалок;
обеспечение экологического воспитания населения.
Мероприятия миграционной политики:
- внедрение системы социальной работы с различными категориями переселенцев для повышения их адаптации, разрешения конфликтных ситуаций;
- содействие переселению молодых семей из городских поселений в сельскую местность путем создания им благоприятных условий, в том числе и для переселенцев из других регионов;
- создание системы информирования о возможностях переезда, трудоустройства, получения образования, обеспечения жильем и социальными гарантиями.
Механизмы реализации программы
Реализация Программы предполагает объединение усилий и координацию действий органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала, на улучшение демографической ситуации в Староюрьевском районе, разработку и реализацию муниципальных целевых программ в области образования, занятости, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения детей, женщин, семьи.
Основные направления Программы действий по улучшению демографической ситуации Староюрьевского района на период до 2015 года разработаны на основе Комплексной программы социально-экономического развития Староюрьевского района на 2010 - 2016 годы, а также на основе прогноза социально-экономического развития района с учетом предусмотренных к финансированию федеральных, областных и муниципальных целевых программ:
Районные целевые программы
1. Комплексная программа социально-экономического развития Староюрьевского района на 2010 - 2012 годы
2. Районная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года"
3. Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Староюрьевского района на 2009 - 2012 годы.
4. Районная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Староюрьевском районе на 2009 - 2015 годы"
5. Районная целевая программа "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Староюрьевском районе на 2012 - 2015 годы"
6. Муниципальная целевая программа "Экология и природные ресурсы Староюрьевского района Тамбовской области на 2009 - 2012 годы"
7. Районная целевая программа "О мерах по противодействию терроризму и экстремизму на 2012 - 2015 годы"
8. Комплексная антинаркотическая Программа Староюрьевского района на 2012 - 2014 годы
9. Муниципальная целевая программа "Развитие сельского туризма в Староюрьевском районе на 2012 - 2014 года"
10. Муниципальная целевая программа "Патриотическое воспитание населения Староюрьевского района на 2012 - 2014 годы"
11. Муниципальная целевая программа "Основные направления развития молодежной политики в Староюрьевском районе (2012 - 2014 годы)"
12. Программа "Развитие дошкольного образования Староюрьевского района на 2010 - 2012 годы"
13. Программа "Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры Староюрьевского района на период 2011 - 2015 годы"
14. Районная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развития единой дежурно-диспетчерской службы Староюрьевского района в 2012 - 2014 годах"
15. Районная целевая программа "Культура Староюрьевского района на 2012 - 2014 годы"
Ведомственные целевые Программы
1. Ведомственная целевая программа "Обеспечение доступности дошкольного, общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Староюрьевского района на 2012 - 2014 годы"
2. Ведомственная целевая программа "Обеспечение доступности дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей Староюрьевского района на 2012 - 2014 годы"
3. Ведомственная целевая программа "Обеспечение доступности дошкольного образования в образовательных учреждениях Староюрьевского района, реализующих программу дошкольного образования, на 2012 - 2014 годы"
4. Ведомственная целевая программа "Организация библиотечного обслуживания населения на территории Староюрьевского района" на 2012 - 2014 годы
5. Ведомственная целевая программа " Развитие и поддержка музейного дела на территории Староюрьевского района" на 2012 - 2014 годы
6. Ведомственная целевая программа "Развитие и сохранение дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства на территории Староюрьевского района" на 2012 - 2014 годы
7. Ведомственная целевая программа "Сохранение и развитие культуры на территории Староюрьевского района" на 2012 - 2014 годы
Общее управление реализацией Программы возлагается на главу Староюрьевского района, текущее управление - на заместителя главы администрации Л.И. Федосееву.
Руководители структурных подразделений, учреждений ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют отчет об исполнении программных мероприятий куратору программы.
В целях информационного обеспечения реализации Программы предполагается продолжить мониторинговые исследования изменений численности отдельных групп населения, загрязнения окружающей среды, уровня жизни населения и т.д., обеспечить регулярное освещение на сайте администрации Староюрьевского района, в средствах массовой информации тематических материалов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, семейных ценностей, повышение общественного престижа многодетных семей.
Ход выполнения Программы будет освещаться в районной газете "Староюрьевская Звезда", на официальном сайте администрации Староюрьевского района http://www.tambov.gov.ru/r43.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий Программы направлена на преодоление негативных тенденций в демографическом развитии и позволит к 2016 году: сократить до минимума естественную и миграционную убыль населения и в дальнейшем добиться ежегодного увеличения численности населения не менее чем на 5,0%, улучшить основные показатели состояния здоровья населения, обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие, доступность качественной медицинской помощи для жителей района, создать достаточные условия охраны материнства и детства, обеспечить потребность учреждений здравоохранения в квалифицированных кадрах, обеспечить внедрение новых технологий диагностики и лечения, расширить возможности для удовлетворения основных образовательных потребностей всех слоев населения района, улучшить условия обучения, обеспечить сохранение и развитие потенциала системы образования, обеспечить потребности учреждений образования в квалифицированных рабочих кадрах, повысить эффективность деятельности учреждений образования, внедрить новые образовательные технологии и формы обучения, увеличить охват детей услугами дополнительного и дошкольного образования, снизить общий уровень безработицы в районе до 1,0%, увеличить число занятых в экономике до 6000 человек.
В результате исполнения мероприятий программы будут реализованы меры в соответствии с прилагаемым планом мероприятий по демографическому развитию Староюрьевского района на 2013 - 2015 годы, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии, на формирование правовой, организационной и финансовой базы поддержки и закрепления позитивных тенденций; внедрения здорового образа жизни, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению тяжелых заболеваний, чтобы к 2016 году создать все условия для комфортной жизнедеятельности населения.
По окончанию срока реализации программы предусматривается проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации и принимать превентивные меры по сбережению населения.
Основными интегрированными показателями, характеризующими улучшение демографической ситуации в результате реализации программ целесообразно принять:
Снижение темпов естественной убыли населения;
Снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте);
Снижение младенческой смертности;
Снижение материнской смертности;
Рост числа родившихся;
Увеличение суммарного коэффициента рождаемости.
Индикаторы эффективности выполнения плана мероприятий по демографическому развитию Староюрьевского района на 2013 - 2015 годы
N |
Индикаторы |
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1 |
Численность населения |
Чел. |
14242 |
14117 |
14099 |
14157 |
14242 |
2 |
Число занятых в экономике |
Чел. |
5379 |
5450 |
5600 |
5800 |
6000 |
3 |
Количество родившихся |
Чел. |
130 |
135 |
138 |
140 |
145 |
4 |
Количество умерших |
Чел. |
280 |
278 |
255 |
240 |
235 |
5 |
Количество прибывших |
Чел. |
175 |
275 |
280 |
285 |
290 |
6 |
Количество выбывших |
Чел. |
150 |
150 |
105 |
100 |
100 |
7 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) |
Чел. на 1000 населения |
-10,5 |
-10,1 |
-8,3 |
-7,1 |
-6,3 |
8 |
Коэффициент миграционного прироста (убыли) |
Чел. на 1000 населения |
-75 |
125 |
175 |
185 |
190 |
9 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
10 |
Коэффициент рождаемости |
Чел. на 1000 населения |
9,1 |
9,6 |
9,8 |
9,9 |
10,2 |
11 |
Коэффициент смертности |
Чел. на 1000 населения |
19,7 |
19,7 |
18,1 |
17,0 |
16,5 |
12 |
Коэффициент младенческой смертности |
Чел. на 1000 новорожденных |
- |
- |
- |
- |
- |
13 |
Коэффициент материнской смертности |
Чел. на 100 тыс. новорожденных |
- |
- |
- |
- |
- |
17 |
Охват всеми видами медицинских осмотров декретированных категорий работников |
% от общего количества декретированных работников |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
97,0 |
97,0 |
19 |
Охват детей диспансерным наблюдением |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
20 |
Удельный вес детей, посещающих детские дошкольные учреждения, от общей численности детей дошкольного возраста |
|
33 |
35 |
40 |
40 |
45 |
21 |
Количество детей, находящихся под опекой (попечительством) |
Чел |
36 |
37 |
40 |
40 |
45 |
22 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Нумерация приводится в соответствии с источником
7. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сумма затрат (тыс. руб.) |
Источники финансирования |
Сроки исполнения |
Исполнители |
|
1 |
Выявление неиспользуемых рабочих мест в сельском хозяйстве, предприятиях, учреждениях, организациях района |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Администрация района, главы сельских поселений, руководители всех видов учреждений, Центр занятости |
|
2 |
Проведение встречи с населением сельских поселений и проведение бесед на тему о демографическом положении в районе и путях его улучшения |
|
Без дополн. финансирован. |
ежегодно |
Администрация района, главы сельских поселений, руководители всех видов учреждений |
|
В области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни | ||||||
1 |
Организация мероприятий по снижению смертности населения от предотвратимых причин: |
|
|
|
|
|
|
а) с целью снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний: - повысить охват диспансерным наблюдением больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями; - улучшить качество диспансеризации больных; - проведение в соответствии с графиком дополнительной диспансеризации работающих с взятием под диспансерное наблюдение больных; проведение профилактической работы среди населения по профилактике артериальной гипертонии, а также по раннему выявлению больных с артериальной гипертонией |
|
В рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи |
регулярно |
ТОГБУЗ Центральная районная больница (по согласованию) |
|
|
б) проведение дополнительной диспансеризации работающих |
|
В рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи |
регулярно |
ТОГБУЗ Центральная районная больница (по согласованию) |
|
|
в) с целью снижения смертности от травм: - усиление межведомственной работы по предупреждению производственного травматизма; - совместно с работниками государственной автоинспекции проводить работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий; - улучшение своевременности оказания неотложной медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии бригадой скорой медицинской помощи; - активизация выявления и лечения лиц с алкогольной зависимостью; - проведение психологической работы по предупреждению суицидальных попыток среди лиц, страдающих склонностью к ним |
|
В рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи |
регулярно |
ТОГБУЗ Центральная районная больница (по согласованию) |
|
|
г) улучшение раннего выявления онкозаболеваний, их своевременное лечение и диспансерной наблюдение |
|
В рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи |
регулярно |
ТОГБУЗ Центральная районная больница (по согласованию) |
|
|
д) целенаправленное проведение мероприятий по профилактике материнской и младенческой смертности |
446,0 440,0 440,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
ТОГБУЗ Центральная районная больница (по согласованию) |
|
2 |
Строительство мультистадиона в с. Староюрьево. |
3100,0 |
Областной бюджет |
2013 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, администрация Староюрьевского сельсовета |
|
3 |
Организация и проведение спортивных соревнований на территории района |
10,0 10,0 10,0 |
Районная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Староюрьевском районе на 2009 - 2015 годы" |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
4 |
Проведение физкультурно-спортивных мероприятий "Молодежь против наркотиков". |
20,0 20,0 20,0 |
Муниципальная целевая программа "Основные направления развития молодежной политики в Староюрьевском районе (2012 - 2014 годы) |
2013 2014 2 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
5 |
Организация мероприятий для школьников и молодежи "Табак, пиво, алкоголь. Тебе это надо?" |
20,0 20,0 20,0 |
Муниципальная целевая программа "Основные направления развития молодежной политики в Староюрьевском районе (2012 - 2014 годы) |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
6 |
Работа учреждений культуры по профориентации молодежи. Проведение бесед, круглых столов, диспутов. |
20,0 20,0 20,0 |
Муниципальная целевая программа "Основные направления развития молодежной политики в Староюрьевском районе (2012 - 2014 годы). |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
7 |
Приобретение спортинвентаря для детей из многодетных семей для бесплатной выдачи |
20,0 20,0 20,0 |
Районная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Староюрьевском районе на 2009 - 2015 годы" |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
8 |
Оборудование спортплощадок для массового отдыха населения |
20,0 20,0 20,0 |
Районная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Староюрьевском районе на 2009 - 2015 годы" |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
9 |
Организация кружков художественной самодеятельности и спортивных секций для привлечения детей и молодежи. |
60,0 60,0 60,0 |
Районная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Староюрьевском районе на 2009 - 2015 годы" |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи | ||||||
1 |
Чествование молодоженов при регистрации брака с вручением Поздравительного адреса Главы администрации Тамбовской области |
|
Без дополн. финансирован. |
ежегодно |
Отдел Записи актов гражданского состояния |
|
2 |
Организовать и провести торжественные регистрации новорожденных, посвященных памятным датам и праздникам |
|
Без дополн. финансирован. |
ежегодно |
Отдел Записи актов гражданского состояния, администрации сельских поселений |
|
3 |
Чествование юбиляров супружеской жизни, проживших 50, 60, 70 лет с вручением памятных подарков |
10,0 10,0 10,0 |
Внебюджетные источники |
2013 2014 2015 |
Отдел Записи актов гражданского состояния, администрации сельских поселений |
|
4 |
Подготовка материала для публикации районной газете "Староюрьевская Звезда" о демографической ситуации района |
|
Без дополн. финансирован. |
ежегодно |
Отдел Записи актов гражданского состояния |
|
5 |
Принятие участия в мероприятиях, посвященных вопросам укрепления семейно-брачных отношений, улучшению демографической ситуации в районе |
|
Без дополн. финансирован. |
регулярно |
Отдел Записи актов гражданского состояния |
|
6 |
Проведение мероприятий, посвященных Дню семьи, любви и верности, Дню защиты детей, Дню матери. |
|
Без дополн. финансирован. |
ежегодно |
Отдел Записи актов гражданского состояния, администрации сельских поселений |
|
7 |
Организация семейных клубов по интересам "Хозяюшка", "Молодой семьи", "Тем, кому за_" |
20,0 20,0 20,0 |
Муниципальная целевая программа "Основные направления развития молодежной политики в Староюрьевском районе (2012 - 2014 годы) |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
8 |
Проведение культурно-досуговых мероприятий для различной категории населения |
40,0 40,0 40,0 |
Муниципальная целевая программа "Основные направления развития молодежной политики в Староюрьевском районе (2012 - 2014 годы) |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
9 |
Чествование многодетных семей, юбиляров, долгожителей |
5,0 5,0 5,0 |
Внебюджетные источники |
постоянно |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
10 |
Проведение встреч со знаменитыми людьми района, поэтами, краеведами. |
10,0 10,0 10,0 |
Муниципальная целевая программа "Основные направления развития молодежной политики в Староюрьевском районе (2012 - 2014 годы) |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел образования |
|
11 |
Обеспечение100% обследования беременных женщин |
|
В рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи |
постоянно |
Центральная районная больница |
|
12 |
Проведение мероприятий по профилактике абортов, внедрение технологии "безопасного аборта" у первобеременных, профилактике инфекций, передаваемых половым путем |
|
В рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи |
постоянно |
Центральная районная больница |
|
13 |
Предоставление субсидий молодым семьям нуждающимся в улучшении жилищных условий через федеральные, областные и муниципальные целевые программы |
67,5 67,5 67,5 |
Районная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" |
2013 2014 2015 |
Отдел по инвестициям и охране окружающей среды |
|
14 |
Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Без дополн. финансирован |
постоянно |
Специалист по опеке и попечительству |
|
15 |
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи |
3296,7 3456,3 3113,9 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
Специалист по опеке и попечительству |
|
16 |
Подбор, учет и подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Специалист по опеке и попечительству |
|
|
Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком на начальной стадии возникновения семейного неблагополучия (сохранение кровных семей). |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Специалист по опеке и попечительству |
|
17 |
Организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного учреждения |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Специалист по опеке и попечительству |
|
18 |
Вести агитационно-массовую работу по организацию замещающих семей на территории района (встречи с населением, выпуск буклетов, памяток, бюллетеней, оформление стендов) |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Специалист по опеке и попечительству |
|
19 |
Вести информационно- просветительную деятельность через средства массовой информации (районная газета "Староюрьевская Звезда), сайт отдела образования Староюрьевского района о лучших замещающих семьях, о пропаганде семейных ценностей, здорового образа жизни и семейных традициях. |
|
Без дополн. финансирован. |
ежемесячно |
Специалист по опеке и попечительству |
|
20 |
Чествовать лучших замещающих родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) |
5,0 5,0 5,0 |
Внебюджетные источники |
2013 2014 2015 |
Специалист по опеке и попечительству |
|
21 |
Вести целенаправленную работу по сохранению кровных семей (ходатайствовать о трудоустройстве неблагополучных родителей и прохождении курсов лечения от алкогольной зависимости и другие) |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Специалист по опеке и попечительству |
|
22 |
Ведение информационно-разъяснительной работы по вопросам материнского (семейного) капитала через средства массовой информации |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
ГУ-УПФРФ в Староюрьевском районе (по согласованию) |
|
23 |
Проведение разъяснительной работы среди родителей воспитанников и обучающихся учреждений образования на родительских собраниях о поддержке государством семьи и материнства |
|
Без дополн. финансирован. |
в течение учебного года |
руководители образовательных учреждений |
|
24 |
Развитие дошкольного образования. Открытие и функционирование групп кратковременного пребывания в целях развития детей на базе общеобразовательных учреждений |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
25 |
Организация дошкольных консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
26 |
Проведение мониторинга дошкольного образования |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Отдел образования |
|
27 |
Предоставление муниципальных льгот многодетным семьям по родительской плате на содержание детей |
63,7 63,7 63,7 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
Администрация района |
|
28 |
Функционирование общеобразовательных учреждений в режиме "полного дня". Организация групп "продленного дня". |
|
Без дополн. финансирован. |
ежегодно |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
29 |
Посещение и изучение условия воспитания детей в семье. |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
30 |
Развитие внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в учреждениях образования. Функционирование детских творческих объединений, секций, клубов, студий. |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
31 |
Охват детей разными формами отдыха и оздоровления в каникулярное время. |
930,0 930,0 930,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
32 |
Проведение мониторинга организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время. |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
33 |
Составление родословной обучающимися. Проведение научно-практической конференции в образовательных учреждениях "Мои корни". |
|
Без дополн. финансирован. |
в течение учебного года |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
34 |
Организация "горячей линии" по вопросам охраны прав детей. |
|
Без дополн. финансирован. |
регулярно |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
35 |
Проведение бесед с учащимися 8 - 11 классов на тему "Подростковый возраст. Гигиена девушки. Гигиена юноши". |
|
Без дополн. финансирован. |
в течение учебного года |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
36 |
Профилактика вредных привычек среди подростков. Акция "Спорт как альтернатива пагубным привычкам. |
|
Без дополн. финансирован. |
в течение учебного года |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
37 |
Проведение бесед с учащимися старших классов об укреплении института семьи, о повышении ее социального статуса, о социальной защищенности семей с детьми |
|
Без дополн. финансирован. |
в течение учебного года |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
38 |
Ежегодная диспансеризация обучающихся с целью раннего выявления заболеваний и для своевременного лечения |
220,0 220,0 220,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
Руководители образовательных учреждений, ТОГБУЗ Центральная районная больница (по согласованию) |
|
39 |
Проведение круглых столов, классных часов по профилактике суицидов среди подростков |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
40 |
Проведение мониторинга организации работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
41 |
Организация горячего питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. |
1000,0 1000,0 1000,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
Отдел образования, руководители образовательных учреждений |
|
В области труда и занятости населения | ||||||
1 |
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности |
115,0 115,0 115,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
По согласованию Центр занятости населения |
|
2 |
Организация мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей |
65,0 65,0 65,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
ТОГУ "Центр занятости населения Староюрьевского района" (по согласованию) |
|
3 |
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (одинокие родители, многодетные родители) |
60,0 60,0 60,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
ТОГУ "Центр занятости населения Староюрьевского района" (по согласованию) |
|
4 |
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
ТОГУ "Центр занятости населения Староюрьевского района" (по согласованию) |
|
5 |
Содействие самозанятости безработных граждан |
500,0 500,0 500,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
ТОГУ "Центр занятости населения Староюрьевского района" (по согласованию) |
|
В области социальной защиты населения | ||||||
1 |
Информирование населения о предоставляемых мерах социальной поддержки малоимущих, многодетных, молодых семей через средства массовой информации |
|
Без дополн. финансирован. |
постоянно |
ТОГБУ "Центр социальных услуг для населения Староюрьевского района" (по согласованию) |
|
2 |
Предоставление бесплатных путевок в рамках организации летнего оздоровительного отдыха детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
300,0 300,0 300,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
ТОГБУ "Центр социальных услуг для населения Староюрьевского района" (по согласованию) |
|
3 |
Осуществление всевозможных выплат в виде пособий, компенсаций на оплату коммунальных услуг семьям с детьми |
2500,0 2500,0 2500,0 |
Областной бюджет |
2013 2014 2015 |
ТОГБУ "Центр социальных услуг для населения Староюрьевского района" (по согласованию) |
|
4 |
Оказание материальной помощи малоимущим, многодетным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
200,0 200,0 200,0 |
Местный бюджет |
2013 2014 2015 |
Администрация Староюрьевского района |
|
5 |
Проведение профилактической работы в социально неблагополучных семьях, особенно в семьях, имеющих несовершеннолетних детей: регулярное проведение патронажи к детям раннего возраста; - участие в работе комиссии по делам несовершеннолетних при Администрации района; - проведение разъяснительной работы среди контингента лиц, относящихся к социально-неблагополучным |
|
Без дополн. финансирован. |
регулярно |
Специалист по опеке и попечительству |
|
6 |
Создание благоприятных условий для полноценного развития и жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: - проведение регулярных медосмотров с последующим лечением и диспансерным наблюдением выявленных больных; - оказании медицинской и социально-психологической помощи нуждающимся |
|
Без дополн. финансирован. |
по графику
регулярно |
ТОГБУЗ Центральная районная больница (по согласованию) |
|
Повышение миграционной привлекательности района | ||||||
1 |
Направление молодежи по целевому направлению в учебные заведения для нужд экономики и социальной сферы района |
110,0 110,0 110,0 |
Местный бюджет |
2013 2014 2015 |
Администрация района |
|
2 |
Снижение негативного влияния экологического фактора на здоровье населения, предотвращение загрязнения и восстановление природных комплексов, сохранение качества окружающей среды. |
235,0 247,0 247,0 |
Муниципальная целевая программа "Экология и природные ресурсы Староюрьевского района Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" |
2013 2014 2015 |
Отдел по инвестициям и охране окружающей среды |
|
3 |
Создание буклетов по достопримечательным местам района, ежегодного календаря значимых мероприятий, фильмов о жизни в районе для привлечения мигрантов и специалистов в район. |
20,0 20,0 20,0 |
Целевая программа Староюрьевского района по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2012 - 2014 годы |
2013 2014 2015 |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, |
|
4 |
Организация выставок народных умельцев района |
|
Без дополн. финансирован. |
|
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, |
|
5 |
Освещение в районной газете "Староюрьевская Звезда" и на сайте администрации района информации о значимых мероприятиях, культурно-досуговых и спортивных мероприятиях проводимых в районе |
|
Без дополн. финансирован. |
Постоянно |
Отдел культуры, молодежной политики и спорта, |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Староюрьевского района Тамбовской области от 20 декабря 2012 г. N 904 "Об утверждении Комплексной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.