Резолютивная часть решения оглашена 8 мая 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2013 года
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии:
представителей Управления здравоохранения Тамбовской области <_>,
представителей Комитета государственного заказа Тамбовской области <_>,
в отсутствие представителя ООО "Технология Лекарств",
рассмотрев жалобу ООО "Технология Лекарств" (далее - Заявитель) на действия Управления здравоохранения Тамбовской области (ранее и далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164200003013001150 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 09.04.2013 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003013001150 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственного препарата Абакавир+Ламивудин (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 363 516,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 30.04.2013 в 09 часов 00 минут.
Заявитель считает, что при разработке документации об аукционе Заказчиком и Уполномоченным органом были допущены нарушения действующего законодательства РФ в области размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А именно - Заказчик и Уполномоченный орган должны были сформировать по данному аукциону 2 лота отдельно: один лот для МНН Ламивудин и один - для МНН Абакавир. Кроме того, заявитель считает, что Заказчику следует избегать укрупнения лотов в связи с тем, что любое объединение лотов различных лекарственных средств в один лот потенциально ведет к снижению количества участников торгов. Заявитель также указал следующее: "Согласно разъяснениям ФАС России от 24.08.2010 г. http://fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30294.html и разъяснениям о формировании начальных (максимальных) цен аукционов на лекарственные препараты, закупаемые за счет средств федерального бюджета и о порядке формирования лотов на закупку лекарственных препаратов в 2011 году от 21.03.2011 N ИА/9614 антивирусные комбинированные и монопрепараты в той же комбинации в виде 2-х или 3-х таблеток, предназначенные для лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, являются эквивалентными, терапевтический эффект при назначении комбинированного антиретровирусного препарата и монопрепаратов в той же комбинации в виде 2-х или 3-х таблеток сопоставим при условии соблюдения пациентом режима приема монопрепаратов".
Заказчик и уполномоченный орган на рассмотрение жалобы представили возражения, в которых указали, что считают жалобу Заявителя необоснованной, так как разработка документации об аукционе, определение предмета контракта, формирование лота относятся к компетенции заказчика, и определяются его объективными потребностями с учетом ограничений и запретов, установленных Законом о размещении заказов.
Заказчик пояснил, что закупка данного комбинированного препарата обусловлена специальными потребностями для лечения отдельной группы больных, указав следующее.
Наличие комбинированных препаратов направлено на удобство в применении пожизненной терапии, что напрямую отражается на эффективности лечения ВИЧ-инфекции. Основной проблемой в лечении ВИЧ-инфекции является поддержание приверженности терапии больных ВИЧ-инфекцией. При прерывании лечения вирус иммунодефицита человека очень быстро приобретает резистентность (нечувствительность) к терапии, что приводит к ухудшению состояния больного и необходимости смены схем лечения на резервные, которые являются более дорогими.
Таким образом, закупка отдельных монокомпонентов для данных пациентов фактически снижает эффективность терапии, что приводит к неэффективному расходованию государственных средств, а также способствует увеличению резервуара вируса иммунодефицита и микробактерий среди населения и повышению риска инфицирования здоровых лиц.
Препарат Абакавир+Ламивудин в количестве 468 упаковок заказан для продолжения лечения 52 пациентов с ВИЧ-инфекцией, из которых 11 получают лечение от вирусного гепатита, 1 - от онкологического заболевания, 4 беременных получают лечение от анемии, 6 пациентов - от туберкулеза. Остальные больные получают препарат в связи с низким иммунным статусом.
Управление здравоохранения Тамбовской области сообщило, что кроме проводимых аукционов на поставку комбинированных препаратов, также объявляется закупка монопрепаратов, в том числе и Ламивудина, который производит Заявитель.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее, материалы аукциона в электронной форме и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1438 "О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С", закупка диагностических средств и антивирусных препаратов осуществляется в соответствии с Перечнем, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Данный Перечень определяет возможность закупать лекарственные препараты с международными непатентованными наименованиями Абакавир и Ламивудин как в виде монопрепаратов, так и в составе комбинированного препарата.
В рассматриваемом случае предметом контракта является поставка комбинированного препарата с МНН "Абакавир + Ламивудин", входящий в перечень препаратов для лечения больных ВИЧ-инфекцией.
Тот факт, что под вышеуказанным МНН зарегистрировано только одно лекарственное средство - "Абакавир+Ламивудин", в соответствии с Законом о размещении заказов и Законом о защите конкуренции, не может быть рассмотрено как исключающее возможность закупки комбинированного препарата.
Также Закон о размещении заказов не обязывает заказчика при формировании предмета закупки руководствоваться не своими потребностями, а возможностями всех участников размещения заказа, в том числе отказаться от закупки требуемых комбинированных лекарственных препаратов, если их МНН включает несколько отдельных наименований.
Заявитель считает, что Заказчик должен закупать не комбинированный препарат "Абакавир+Ламивудин", а монопрепараты "Абакавир" и "Ламивудин", причем отдельными лотами в целях обеспечения возможности участия в торгах большего количества участников размещения заказа.
Однако, комиссия Тамбовского УФАС России считает, что подобная организация закупки исключает возможность участия в торгах поставщиков комбинированного препарата "Абакавир+Ламивудин", в результате чего их права и законные интересы будут нарушены.
Частью 2 ст. 8 Закона о размещении заказов установлено, что участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Также невозможна закупка в одном аукционе как комбинированного препарата "Абакавир+Ламивудин", так и его эквивалента в виде комбинации двух монопрепаратов "Абакавир" и "Ламивудин" в требуемых дозировках в силу следующего.
Действительно, ФАС России в части закупки антивирусных препаратов давала письменные разъяснения 24 августа 2010 года "О государственных закупках антивирусных препаратов предназначенных для лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (комбинированных и монопрепаратов)", которыми признала, что являются взаимозаменяемыми названные комбинированные лекарственные препараты и их комбинация из соответствующих монопрепаратов из 2 - 3 таблеток.
Однако в настоящее время изменилось правовое регулирование в части закупки лекарственных средств.
Частью 2.1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, введенной Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ, установлено, что в случае, если предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка лекарственных средств, в документации об открытом аукционе в электронной форме должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 41.6 Закона о размещении заказов в случае, если предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации об открытом аукционе в электронной форме допускается указание торговых наименований лекарственных средств. При этом слова "или эквивалент" не используются. Указанный перечень утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 6 апреля 2013 г. N 301 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере 1 млн. рублей.
Таким образом, совмещение в одном предмете закупки лекарственных средств с разными МНН при начальной (максимальной) цене контракта, превышающей 1 млн. рублей, недопустимо.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
Признать жалобу ООО "Технология Лекарств" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
С.В. Мазаева Н.Н. Колодина К.И. Мурзин В.В. Иванов А.А. Абанкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 мая 2013 г. по делу N РЗ-76/13 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был