Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации Кирсановского района
от 11 ноября 2013 г. N 1224
(с изменениями от 24 июля 2014 г.,
31 августа, 17 сентября, 30 октября,
24 декабря 2015 г., 26 февраля, 4 мая,
11 июля, 6 октября, 30 декабря 2016 г.,
30 января, 27 июня, 21 июля, 2 октября,
29 декабря 2017 г.)
Паспорт изменен с 18 января 2018 г. - Постановление администрации Кирсановского района Тамбовской области от 29 декабря 2017 г. N 1084
Паспорт
муниципальной программы "Эффективное управление муниципальной собственностью муниципального образования Кирсановский район на 2014 - 2020 годы"
1. Общая характеристика, сферы реализации муниципальной программы, сроки и этапы её реализации
Муниципальная программа "Эффективное управление муниципальной собственностью муниципального образования Кирсановский район на 2014 - 2020 годы" (далее Программа) в соответствии с постановлением администрации района от 23.08.2013 N 843 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Кирсановского района", в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования Кирсановский район на период до 2020 года.
Основными стратегическими приоритетами развития Кирсановского района являются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности района, эффективное использование ресурсного потенциала, развитие человеческих ресурсов, обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, повышение эффективности уровня социально-экономического развития области.
Управление муниципальной собственностью является одной из основных и значимых направлений деятельности администрации района по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения района.
Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью района установлен в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Законом Тамбовской области от 05.12.2007 N 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области".
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации района (далее - Комитет), утвержденным постановлением администрации района от 21.01.2011 N 52 "Об утверждении Положения о комитете по управлению имуществом Тамбовской области", комитет является структурным подразделением администрации района, на который возложены полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом муниципального района и земельными ресурсами.
Муниципальный имущественный комплекс муниципального образования Кирсановский район разнообразен по своему составу.
По состоянию на 01 января 2013 г. в Реестре муниципальной собственности муниципального образования Кирсановский район учтено 9 юридических лиц, в том числе: 3 - казенных, 5 - бюджетных, 1 муниципальное унитарное предприятие, имеющих на балансе муниципальное имущество. Казну района составляют 152 отдельных объекта недвижимости и 41 объект движимого имущества.
Администрация Кирсановского района в лице комитета по управлению имуществом администрации района осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными участками.
Муниципальное имущество муниципального района создает материальную основу для реализации полномочий муниципального образования и предоставления муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.
Сфера управления муниципальным имуществом охватывает широкий круг вопросов: безвозмездная передача и прием имущества из одного уровня собственности в другой, приватизация муниципальной собственности и отчуждение по иным основаниям, передача во владение и пользование, реорганизация и ликвидация предприятия и муниципальных учреждений и т.п.
Комитетом создана и постоянно совершенствуется нормативно-правовая база в сфере имущественных отношений. Организован учет муниципального имущества, проведена работа по оформлению прав собственности муниципального района на объекты недвижимости. По состоянию на 01.10.2013 года в Реестр включено 264 объекта недвижимого имущества, 3305 объектов движимого имущества.
В целях увеличения доходной части муниципального бюджета высвобождаемое имущество передается юридическим и физическим лицам в аренду.
В ряде случаев передаваемое в аренду имущество находится в неудовлетворительном состоянии. Обеспечение поддержки муниципального имущества в надлежащем техническом состоянии осуществляется путем предоставления субсидий арендаторам имущества на возмещение затрат на осуществленные ими капитальный ремонт, ремонтно-реставрационные работы, реконструкцию арендуемого имущества.
В 2013 году за счет средств арендаторов, использующих муниципальное имущество области, осуществлен капитальный ремонт, ремонтно-реставрационные работы помещения площадью 145,8 кв м, затраты на ремонт составили 127,184 тыс. рублей.
Проведение арендаторами капитального ремонта используемого ими имущества, позволяет поддерживать его в надлежащем техническом состоянии, увеличить срок эксплуатации, что, в свою очередь, способствует увеличению доходов в областной бюджет от аренды данного имущества.
В 2012 году в муниципальный бюджет от сдачи в аренду муниципального имущества перечислено 3525,449 тыс. рублей тыс. рублей, что составило 102% от планового задания.
На основе изменений полномочий публичных образований осуществляется перераспределение имущества из собственности Российской Федерации, государственной собственности Тамбовской области и муниципальных образований в муниципальную собственность муниципального образования Кирсановский район, а также из муниципальной собственности муниципального района в собственность Российской Федерации, государственную собственность Тамбовской области и в собственность муниципальных образований.
Одной из основных задач, возникающих при управлении муниципальным имуществом, является эффективность его использования, под которой, в первую очередь, подразумевается увеличение ценности имущества по приносимому им доходу. Это связано с необходимостью совмещения процессов рационального использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, с его реализацией в целях получения доходов в муниципальный бюджет.
В соответствии с ежегодно утверждаемым Прогнозным планом приватизации (далее - Прогнозный план) проводится приватизация муниципального имущества муниципального района.
Прогнозный план на 2012 год включал 2 объекта муниципальной собственности.
Принято 2 решений об условиях приватизации 2 объектов муниципальной собственности, в том числе путем продажи на аукционе, открытом по составу участников и форме подачи предложений о цене имущества с начальной ценой, утверждённой по рыночной стоимости, определённой независимым оценщиком.
Анализ прогнозных планов за прошлые годы свидетельствует о сокращении количества объектов, подлежавших приватизации: 2009 год - 4, 2010 год - 2, 2011 - 2, 2012 - 1, 2013 - 1, что отражает закономерный процесс снижения объемов приватизации.
Основным показателем осуществления необходимых процедур при приватизации объектов является процентное соотношение количества объектов, по которым приняты решения об условиях приватизации, от числа включенных в Прогнозный план объектов.
Поступления в муниципальный бюджет от продажи недвижимого имущества, в том числе 1 земельного участка сельскохозяйственного назначения за 2011 - 2013 составили более 1300 тыс. рублей.
Обеспечение плановых показателей доходов от использования и продажи имущества и муниципальных земельных участков отражает уровень эффективности их использования и приватизации.
С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации на территории района планомерно осуществляется формирование земельных участков муниципальной собственности. Наиболее распространенными основаниями для регистрации права собственности района на земельные участки являются предоставление земельных участков органам государственной власти области, учреждениям и расположенных на земельных участках объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности района. В муниципальном образовании Кирсановский район в 2011 - 2013 годах действовала и заканчивает действие Программа, в результате реализации которой практически завершился процесс выявления земельных участков, подлежащих отнесению к невостребованным (нераспорядившимся# земельным долям, от права собственности которых отказалась Тамбовская область в пользу администрации района, оформления земельных участков и объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью муниципального района, оформлению земельных участков под многоквартирными домами на территории района с целью увеличения налогооблагаемой базы.
За период 2011 - 2013 годов комитетом были выполнены работы по регистрации права муниципальной собственности района на объекты недвижимости. По состоянию на 01 сентября 2013 г. оформлено право собственности области на 45 земельных участков на площади 3004,1 га, в том числе на 12 земельных участков из земель с/х назначения, расположенных на территории бывших 7 хозяйств, на которые признано право муниципальной собственности муниципального района в счет невостребованных (нераспорядившихся#) земельных долей, кроме того, оформлены права собственности муниципального района на 57 зданий, в том числе 6 из которых переданы в госсобственность Тамбовской области, вещные права на объекты недвижимости, предоставленные муниципальным учреждениям района. Для этих целей проведены кадастровые и технические работы.
В немалой степени решению проблемы увеличения доходов от использования муниципального имущества, способствует администрирование доходов от сдачи в аренду имущества и земельных участков, продажи права на заключение договоров аренды земельных участков и продажи имущества и земельных участков.
Работа по дальнейшему развитию муниципального имущественного комплекса требует совершенствования форм и методов повышения эффективности использования муниципального имущества.
Вместе с тем, в управлении муниципальным имуществом и регулировании на территории района имущественных и земельных отношений имеются определенные недостатки.
Наличие в имущественном комплексе имущества, не предназначенного для реализации полномочий органов исполнительной власти района, отдельные проблемы в учете имущества, отсутствие государственной регистрации прав на ряд объектов муниципальной собственности, в том числе на земельные участки, невысокая доходность используемого имущества - это основные проблемы управления в области имущественных и земельных отношений на территории района.
Программа направлена на решение имеющихся проблем и повышение эффективности муниципального управления в сфере имущественных и земельных отношений на территории Кирсановского района.
Необходимость решения этих проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения мероприятий правового, организационного, производственного, технического и технологического характера, что даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, в том числе и земельными участками.
В целом реализация настоявшей Программы создаст предпосылки для более эффективного управления и распоряжения земельными участками, а также увеличения поступлений в муниципальный бюджет за счет арендной платы от использования земельных участков, находящихся в собственности района, а также за счет продажи таких земельных участков.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Приоритеты политики в сфере управления муниципальной собственностью на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих документах федерального, регионального и муниципального уровней:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11. 2008 N 1662-р);
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (приказ Президента Российской Федерации от 07.02.2008 N Пр-212);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537);
- Стратегия инвестиционного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р);
- Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года (Закон Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года");
- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- Закон Тамбовской области от 05.12.2007 N 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области".
Основными принципами политики в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью района являются: законность и открытость деятельности органов исполнительной власти муниципального района, подотчетность и подконтрольность, эффективность, целевое использование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными учреждениями, находящегося на балансе органов исполнительной власти администрации района, а также переданного в пользование иным юридическим лицам и гражданам, обеспечение условий для развития в районе конкуренции.
Приоритетными направлениями муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами района, направленными на решение актуальных задач являются:
- вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот;
- повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
- увеличение доходов от использования имущества и земельных участков;
- информационное обеспечение рынка и иной недвижимости;
- поддержка муниципального имущества в надлежащем техническом состоянии;
- работа по оптимизации структуры муниципальной собственности муниципального района;
- стимулирование привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и поступлению дополнительных доходов в бюджет района;
- совершенствование системы учета имущества муниципальной собственности муниципального района.
Цель Программы - повышение эффективности использования муниципального имущества на основе рыночных механизмов в земельно-имущественных отношениях.
Достижение цели Программы обеспечивается путем решения следующих задач:
- обеспечение эффективного использования земли, вовлечение ее в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости Тамбовской области;
- поддержка муниципального имущества в надлежащем техническом состоянии;
- обеспечение реализации планов и программ муниципального образования по приватизации и сдаче в аренду объектов муниципальной собственности;
- создание полного и достоверного источника информации, используемого в целях налогообложения.
Сроки реализации Программы рассчитаны на 2014 - 2020 годы.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Показатель 1 - "Количество объектов недвижимости (в том числе земельных участков), на которые зарегистрировано право муниципальной собственности муниципального образования Кирсановский район - муниципальный район Тамбовской области" является одним из ключевых показателей, направленных на проведение мероприятий по оформлению права муниципальной собственности муниципального образования Кирсановский район - муниципальный район на объекты недвижимости, в том числе на земельные участки.
Показатель 2 - "Средняя величина годовой арендной платы одного квадратного метра нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Кирсановский район - муниципальный район".
Проведение капитального ремонта, ремонтно-реставрационных работ помещений, улучшение их технического состояния приводит к увеличению их рыночной стоимости и тем самым к увеличению размера арендной платы за использование данного имущества, росту средней величины годовой арендной платы одного квадратного метра, т.к. арендная плата за использование муниципального имущества устанавливается либо по итогам аукциона, либо, если договор заключался без проведения торгов, на основании отчета об определении рыночно обоснованной величины годовой арендной платы, подготовленного независимым оценщиком.
Увеличение размера средней величины годовой арендной платы одного квадратного метра нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Кирсановский район - муниципальный район Тамбовской области, характеризует рост доходов бюджета района от сдачи в аренду муниципального имущества.
В результате реализации Программы ожидаемое увеличение данного индикатора составит 12 процентов по сравнению с 2012 годом.
Показатель 3 - "Доход бюджета муниципального образования Кирсановский район - муниципальный район от продажи и аренды объектов муниципальной собственности на рубль вложенных средств" характеризует оптимизацию структуры муниципальной собственности муниципального образования через процессы приватизации, продажи, сдачи в аренду объектов и земельных участков и эффективность бюджетных затрат на подготовку объектов для продажи и аренды с целью получения доходов в бюджет района.
Набор показателей (индикаторов) сформирован таким образом, чтобы обеспечить:
- охват наиболее значимых результатов Программы;
- оптимизацию отчетности и информационных запросов.
Целевые значения показателей реализации Программы установлены на основании анализа отчетов о деятельности Комитета и учитывают планируемые результаты реализации мероприятий Программы.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей Программы представлены в Приложении N 1.
По итогам реализации Программы ожидается достижения следующих результатов:
- реализация единой политики в области эффективного и рационального использования объектов недвижимости и земельных ресурсов на территории Кирсановского района;
- привлечение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственный сектор экономики района, что позволит повысить уровень занятости сельского населения;
- приведение структуры и состава имущественного комплекса в полное соответствие с выполняемыми муниципальным районом полномочиями;
- оформление государственной регистрации прав на все объекты недвижимости, числящиеся в собственности муниципального района, в том числе на земельные участки;
- внесение полной информации обо всех объектах муниципального имущества в Реестр муниципальной собственности;
- увеличение доходной части бюджета за счет средств от продажи и аренды муниципального имущества района, в том числе земельных участков;
-обеспечение реализации планов и программ муниципального образования Кирсановский район по приватизации, оптимизации структуры муниципальной собственности, исходя из необходимости выполнения муниципальных функций;
- увеличение средней величины годовой арендной платы одного квадратного метра нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности района. В результате реализации Программы ожидаемое увеличение данного индикатора составит до 12 процентов по сравнению с 2012 годом.
Реализация Программы зависит от ряда рисков, которые могут в значительной степени оказать влияние на значение показателей ее результативности и в целом на достижение результатов Программы.
К ним следует отнести макроэкономические, финансовые, правовые и управленческие риски.
Макроэкономические риски связаны с возможностями снижения темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, с финансовым кризисом. Указанные риски могут отразиться на покупательской способности субъектов экономической деятельности, являющихся потенциальными покупателями муниципального имущества в рамках процесса приватизации.
Риск финансового обеспечения связан с недофинансированием основных мероприятий Программы в связи с потенциально возможным дефицитом районного бюджета. Указанный фактор не имеет приоритетного значения, но вместе с тем, может отразиться на реализации ряда мероприятий Программы, в частности, на организации предпродажной подготовки объектов.
К правовым рискам реализации Программы можно отнести:
- риски, связанные с изменениями законодательства (на федеральном и региональном уровне);
- риски, связанные с судебными спорами, - право притязаниями третьих лиц на объекты управления муниципального имущества.
Регулирование данной группы рисков осуществляется посредством нормотворческой деятельности на районном уровне, а также посредством обеспечения защиты имущественных и иных законных прав района в судебном порядке.
Управленческие риски связаны с изменением политической обстановки, стратегических и тактических задач в работе по управлению муниципальным имуществом, перераспределением полномочий между публично-правовыми образованиями, принятием управленческих решений, влияющих на реализацию Программы.
Указанные риски могут повлиять на количественный и качественный состав юридических лиц и имущества, входящих в состав имущественного комплекса. Это, в свою очередь, повлияет на показатели (индикаторы) оптимизации состава муниципального имущества.
Изменение количественного состава юридических лиц, входящих в районный имущественный комплекс, повлечет изменение имущественной составляющей и показателей совершенствования учета объектов муниципальной собственности района (показателей технической инвентаризации, государственной регистрации прав на объекты недвижимости и полноты их учета в реестре муниципальной собственности муниципального образования.
В качестве мер управления указанными рисками в целях минимизации отрицательных последствий в процессе реализации Программы предусматриваются следующие:
- совершенствование механизмов управления муниципальным имуществом посредством нормативного правового регулирования;
- проведение ежегодной корректировки показателей (индикаторов) и мероприятий Программы по результатам мониторинга изменений внешних факторов, влияющих на реализацию Программы;
- использование новых методов (форм) управления муниципальным имуществом.
4. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
В процессе реализации Программы планируется проведение следующих мероприятий:
- оформление права муниципальной собственности муниципального района на земельные участки и муниципальное имущество;
- обеспечение поддержки муниципального имущества в надлежащем техническом состоянии, в том числе:
- предоставление субсидий на возмещение затрат арендаторам муниципального имущества района на осуществленные ими капитальный ремонт, ремонтно-реставрационные работы, реконструкцию арендуемого имущества;
- исследование документации по капитальному ремонту, ремонтно-реставрационным работам, реконструкции объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью района;
- оптимизация структуры муниципальной собственности района и вовлечение в хозяйственный оборот объектов муниципальной собственности района;
- оснащение программно-техническими комплексами, поддерживающими информационные базы данных по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования Кирсановский район, и прочно связанными с ними объектами недвижимости, по контролю за использованием земель и обеспечению поступлений платежей за землю в бюджет района;
- подготовка и переподготовка кадров в системе муниципального управления землей и недвижимостью.
Перечень мероприятий Программы с указанием ожидаемых результатов приведен в Приложении N 2.
Социально-экономическими последствиями реализации муниципальной Программы будут:
- создание информационно-технической системы для обеспечения планомерной и последовательной реализации муниципальной политики по эффективному использованию земли и объектов недвижимости (зданий, сооружений и т.д.), активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, формированию банка данных о земле и объектах недвижимости (зданий, сооружений и т.д.), как единого муниципального информационного ресурса;
- инвентаризация и учет районных земель, что обеспечит полное описание и структурирование налогооблагаемой базы в сфере земельных платежей и учет плательщиков земельного налога и арендной платы;
- оптимизация структуры районной собственности, исходя из необходимости выполнения муниципальных функций, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества и как следствие,- создание новых рабочих мест в районе;
- улучшение технического состояния объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью района, и увеличение срока их эксплуатации.
Кроме того, закрепится тенденция общей стабилизации ситуации, складывающейся на рынке недвижимости района.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств районного бюджета.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается положением о бюджете и бюджетном процессе в Кирсановском районе на очередной финансовый год и на плановый период.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению мероприятий Программы и прогнозной оценке на период до 2020 года за счет средств районного бюджета представлена в Приложениях N 2, N 3.
6. Механизмы реализации муниципальной программы
Механизм реализации Программы направлен на выполнение комплекса мероприятий Программы, целесообразного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга реализации Программы, выработку решений при возникновении отклонений хода работ от плана мероприятий Программы.
Управление Программой осуществляется ответственным исполнителем Программы - комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации района.
В процессе реализации Программы ответственный исполнитель осуществляет следующие полномочия:
- организует реализацию Программы;
- несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы, а также конечных результатов ее реализации;
- готовит предложения о внесении изменений в Программу;
- проводит оценку эффективности Программы на этапе реализации;
- готовит годовой отчет и представляет его в отдел экономики, предпринимательства и потребительского рынка администрации района.
Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации района, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.
Исполнитель мероприятий несет ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.