Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом управления сельского хозяйства Тамбовской области от 21 июля 2014 г. N 184 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Региональная экономически значимая программа развития мясного скотоводства в Тамбовской области" на 2014 - 2016 годы
(утв. приказом управления сельского хозяйства Тамбовской области
от 26 февраля 2014 г. N 38)
21 июля 2014 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование ведомственной целевой программы |
Региональная экономически значимая программа развития мясного скотоводства в Тамбовской области на 2014 - 2016 годы |
Наименование государственной программы Тамбовской области |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы |
Основание для разработки ведомственной целевой программы |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 года N 1443, распоряжение главы администрации области 25.02.2014 N 53-р |
Заказчик ведомственной целевой программы |
Управление сельского хозяйства области |
Исполнители и участники ведомственной целевой программы |
Управление сельского хозяйства области, сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории области |
Цель ведомственной целевой программы |
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отечественной крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины |
Задачи ведомственной целевой программы |
Увеличение производства конкурентоспособных видов говядины "мраморного" мяса; формирование мясных стад; увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами; внедрение новых технологий содержания и кормления |
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы |
Производство высококачественной говядины от мясного и помесного скота в живом весе - 4,0 тыс. тонн; поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2016 году - 11,5 тыс. голов; поголовье коров специализированных мясных пород в 2016 году - 2,5 тыс. голов; создание 30 новых рабочих мест; объем выручки на 1 рубль бюджетных средств в 2016 году - 24,4 рублей; прирост выручки от реализации мяса КРС на 1 рубль средств бюджета Тамбовской области в 2016 году-12,5 рублей; объем налоговых поступлений в бюджет Тамбовской области в 2016 году -187 тыс. рублей |
Основные мероприятия ведомственной целевой программы |
строительство, реконструкция и модернизация ферм и фидлотов по выращиванию молодняка крупного рогатого скота мясных пород, включая приобретение технологического оборудования и кормозаготовительной техники; субсидии на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на строительство, реконструкцию и модернизацию ферм и фидлотов по выращиванию молодняка крупного рогатого скота мясных пород, включая приобретение технологического оборудования и кормозаготовительной техники |
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
2014 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы |
Общий объем финансирования программы на 2014 - 2016 годы в ценах соответствующих лет составляет 144,0 млн. рублей, в том числе: средства бюджета Тамбовской области 24,0 млн. руб., в том числе по годам: 2014 г. - 0,0 млн. рублей; 2015 г. - 10,0 млн. рублей; 2016 г. - 14,0 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 120,0 млн. руб.; в том числе по годам: 2014 г. - 0,0 млн. руб.; 2015 г. - 50,0 млн. руб.; 2016 г. - 70,0 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы |
увеличение объемов производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе до 4,0 тыс. тонн; рост поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей с 1,5 до 9,4 тыс. голов, или в 10,5 раза; рост поголовья коров специализированных мясных пород с 0,3 до 6,0 тыс. голов или в 20 раз; приобретение племенного молодняка в количестве 2855 голов; создание 30 новых рабочих мест |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Ведомственная целевая программа "Региональная экономически значимая программа развития мясного скотоводства в Тамбовской области" на 2014 - 2016 годы (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегических направлений устойчивого развития отрасли мясного скотоводства в области и увеличения снабжения населения мясом говядины, что является частью решения приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Тамбовской области.
Приоритетными направлениями региональной государственной политики в сфере реализации программы являются:
чистопородное разведение специализированных мясных пород крупного рогатого скота;
получение помесного поголовья молодняка на основе межпородного (промышленного) скрещивания симментальской породы со специализированным мясным скотом (использование эффекта гетерозиса для дальнейшего выращивания и разведения);
строительство откормочных площадок (фидлотов) для заключительного откорма молодняка мясных пород по современным общемировым технологиям;
привлечение личных подсобных хозяйств в общую схему создания мясного подкомплекса региона;
создание культурных пастбищ с прифермским оборотом для обеспечения кормления скота на протяжении всего весенне-летнего периода зеленой массой;
насыщение продовольственного рынка качественной мясной продукцией отечественных производителей;
обеспечение роста производства конкурентоспособной "мраморной" говядины путем повышения качества концентрированных объемистых кормов;
технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.
В 2012 году в Тамбовской области начался процесс создания товарных (коммерческих) стад, развитие которых будет идти по нескольким направлениям:
чистопородное разведение специализированных мясных пород. Наиболее предпочитаемыми породами в области определены абердин-ангусская, герефордская, лимузинская, казахская белоголовая, калмыцкая и другие породы;
получение помесного поголовья молодняка на основе межпородного (промышленного) скрещивания симментальской породы со специализированным мясным скотом, использование эффекта гетерозиса для дальнейшего выращивания и разведения.
Чистопородное мясное скотоводство специализированных мясных пород необходимо рассматривать не только для товарного производства мяса, но и для создания племенных стад. Племенные хозяйства планируется создать в Сосновском, Моршанском и Уметском районах.
Одним из направлений разведения мясного скота планируется скрещивание телок местного малопродуктивного скота с быками специализированных мясных пород, преимущественно абердин-ангусской и герефордской, которое будет осуществляться поэтапно: поглотительное скрещивание местного скота; получение и выращивание помесного поголовья;
чистопородное разведение специализированных мясных пород.
При данной технологии большие перспективы открываются не только для крестьянских (фермерских) хозяйств, но и малых семейных ферм и личных подсобных хозяйств населения, где при определенной поддержке государства и применении ряда инструментов экономической мотивации возможно создать совершенно новую модель семейного бизнеса на селе, способную создать новые рабочие места, обеспечить достойный заработок, и включить данную модель в общую структуру создания товарных (коммерческих) стад. Одним из возможных вариантов использования фермерских (семейных) ферм является приобретение ими небольших (20 - 50 голов) групп нетелей за собственные средства (частично) с привлечением кредитных ресурсов.
В дальнейшем в области планируется строительство откормочных площадок (фидлотов). На фидлотах по современной общемировой технологии происходит заключительный откорм молодняка в возрасте свыше 8 - 10 месяцев высокоэнергетическими кормами для выращивания кондиционного скота живой массой свыше 500 кг и получением "мраморного" мяса. На фидлоты будет поставляться поголовье бычков и сверхремонтных телок из крупных товарных предприятий, а также фермерских (семейных) ферм. При желании все эти предприятия будут осуществлять заключительный откорм непосредственно в своих хозяйствах.
Для реализации выращенного "мраморного" мяса предполагается использовать мощности имеющихся мясокомбинатов области.
Заключительной структурой, непосредственно поставляющей мясо и мясопродукты до конечного потребителя, помимо мясокомбинатов, станут торговые сети, кафе и рестораны.
Большое внимание необходимо уделить процессу теоретического и практического обучения специалистов - технологов. Для этой цели планируется привлечь ученых Мичуринского государственного аграрного университета (заключение хозяйственных договоров, сопровождение проектов), консультационные службы для обеспечения максимального изучения имеющегося российского опыта в действующих предприятиях (Ленинградской, Воронежской, Калужской и других областей), а также проведение практических семинаров и конференций
Разработка программы необходима для создания стартовых условий эффективного развития мясного скотоводства области, насыщения рынка качественной мясной продукцией тамбовских предприятий, удовлетворения потребностей населения в мясных продуктах за счет собственного производства, как основы продовольственной безопасности региона, повышения уровня жизни населения за счет создания новых рабочих мест со стабильной оплатой труда. Одним из наиболее социально значимых моментов программы является возможность привлечения личных подсобных хозяйств в общую схему создания мясного подкомплекса региона.
Мясной подкомплекс Тамбовской области по своему значению является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса для снабжения мясом и обеспечения занятости населения. Однако в нем накопилось большое количество нерешенных проблем.
На протяжении последних лет численность сельскохозяйственных животных и, как следствие, объемы производства мяса крупного рогатого скота снижаются. Удельный вес говядины в общем объеме производства мяса по области из-за низкой продуктивности животных составляет 28,8 тыс. тонн - 1 1 % (Таблица 1).
Таблица 1
Характеристика развития мясного скотоводства в Тамбовской области
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств на конец года, тыс. гол. |
159,7 |
153,4 |
146,8 |
143,9 |
141,7 |
143,2 |
в том числе на выращивании и откорме, тыс. гол. |
100,7 |
98,5 |
96,8 |
94,6 |
81,7 |
81,8 |
Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных организациях, тыс. гол. |
- |
- |
49 |
350 |
1500 |
4500 |
Среднесуточный прирост живой массы крупного рогатого скота на выращивании и откорме в сельскохозяйственных организациях, г |
402 |
398 |
420 |
409 |
500 |
600 |
Валовое производство мяса, тыс. тонн |
87,5 |
90,7 |
100,4 |
107,7 |
180,0 |
263,5 |
в том числе говядины |
40,9 |
39,1 |
34,8 |
34,0 |
28,6 |
28,8 |
Рентабельность производства мяса в сельскохозяйственных организациях, % |
-18,9 |
-17,5 |
-26,4 |
-13,5 |
-11,0 |
-10,0 |
Убыточность производства говядины не позволяла своевременно проводить обновление технологического оборудования, обеспечивать полноценное кормление животных, особенно комбикормами, что негативно отразилось на продуктивности животных.
Проблемы в развитии отрасли мясного скотоводства повлекли за собой полное отсутствие грамотных зооветеринарных специалистов, имеющих опыт работы в данной сфере, научные разработки практически не осуществлялись.
Однако Тамбовская область располагает большими возможностями для развития специализированного мясного скотоводства. Есть благоприятные природные и хозяйственные условия: наличие сельхозугодий 2,5 млн. га, в том числе 127 тыс. га сенокосов, 313 тыс. га пастбищ для развития этой отрасли. Область располагает трудовыми ресурсами, учебно-научной базой для подготовки квалифицированных специалистов на базе Мичуринского государственного аграрного университета, имеет большую инвестиционную привлекательность, возможность производить конкурентоспособную продукцию в крупных специализированных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах области.
Стратегия и основное направление развития мясного скотоводства в области должны быть направлены на создание стартовых, технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли.
В связи с сокращением за последние годы поголовья молочного скота, за счет которого в основном и обеспечивалась потребность населения в говядине, возникла необходимость развития мясного скотоводства, которое может быть конкурентоспособным лишь при условии сведения к минимуму затрат на производство говядины, максимального увеличения продолжительности пастбищного периода содержания скота, а также применения ресурсосберегающих технологий.
Немалые резервы в увеличении производства мяса заложены в организации промышленного скрещивания маточного поголовья молочного скота с быками классических мясных пород, как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в частном секторе.
2. Цель, задачи и сроки реализации программы
Цель программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отечественной крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
формирование мясных стад;
увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами, с внедрением новых технологий их содержания и кормления;
увеличение производства конкурентоспособных видов говядины "мраморного" мяса.
Сроки реализации программы 2014 - 2016 годы.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты программы
Показателями (индикаторами) реализации программы являются: производство высококачественной говядины от мясного и помесного скота в живом весе;
поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах;
поголовье коров специализированных мясных пород; создание новых рабочих мест на селе; объём выручки на рубль бюджетных средств;
прирост выручки от реализации мяса КРС на рубль средств бюджета Тамбовской области;
объём налоговых поступлений в бюджет Тамбовской области. Стимулирование развития мясного животноводства позволит: снизить затраты на содержание откармливаемого населением области крупного рогатого скота с учетом осеменения коров семенем мясных быков- производителей, повысить заинтересованность в мясном животноводстве;
снизить затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей на коренное улучшение естественных пастбищ, приобретение семян высокобелковых кормовых культур (горох, соя, люпин и других), обеспечить намеченный рост производства конкурентоспособной "мраморной" говядины путем повышения качества концентрированных и объемистых кормов;
повысить заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в производстве высококачественной "мраморной" говядины и рентабельность развития отрасли;
поднять уровень экологической безопасности отдельных этапов производства говядины с высокой концентрацией поголовья.
Решение поставленных задач позволит более рационально использовать имеющиеся в области ресурсы земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов в целях развития мясного скотоводства.
Создание культурных пастбищ из расчета 0,5 га на корову с прифермским оборотом, организация пастьбы позволит более интенсивно использовать имеющиеся ресурсы и значительно удешевить производство продукции, обеспечит кормление скота на протяжении всего весенне-летнего периода зеленой массой.
4. Перечень и описание программных мероприятий
В период реализации программы будут задействованы механизмы устойчивого роста производства "мраморного" мяса, создана база для обеспечения населения области высококачественной мясной продукцией собственного производства.
Мероприятиями, направленными на реализацию программы, являются: предоставление субсидий на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на строительство, реконструкцию и модернизацию ферм и фидлотов по выращиванию молодняка крупного рогатого скота мясных пород, включая приобретение технологического оборудования и кормозаготовительной техники.
Реализация мероприятий программы предусматривает более рациональное использование имеющихся в области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отраслей в целях повышения их устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет финансовых ресурсов бюджета Тамбовской области.
Общий объем финансирования мероприятий программы составит 144,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 г.- 00,0 млн. рублей;
2015 г. - 60,0 млн. рублей;
2016 г.- 84,0 млн. рублей;
Конкретные мероприятия и объемы финансирования программы будут уточняться ежегодно при формировании проекта бюджета Тамбовской области на соответствующий год. При недоиспользовании средств по одним мероприятиям управление сельского хозяйства области может перераспределять оставшиеся финансовые средства под фактическое выполнение других мероприятий в рамках программы.
6. Оценка ожидаемой эффективности и результативности программы
Таблица 2
Расчет
эффективности расходования бюджетных средств за годы реализации программы
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2014 - 2016 всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации мяса говядины |
0,0 |
240,0 |
492,0 |
732,0 |
Ежегодный прирост выручки от реализации мяса говядины млн. руб. |
0,0 |
240,0 |
252,0 |
492,0 |
финансирование мероприятий программы, млн. руб. |
0,0 |
10,0 |
14,0 |
24,0 |
Показатель эффективности, рубль |
0,0 |
24,0 |
18,0 |
20,5 |
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе представлен в таблице 2, где Э бюд. - объем прироста выручки от реализации на 1 рубль средств бюджета Тамбовской области. Рассчитывается как отношение ежегодного прироста выручки от реализации мяса КРС (ТП) к финансированию программы из бюджета Тамбовской области (Ф).
Прирост выручки от реализации мяса говядины за 2014 - 2016 годы составит 492,0 млн. рублей, средний показатель эффективности расходования бюджетных средств финансирования составит 20,5 рублей.
Разработанные мероприятия по стимулированию развития мясного скотоводства позволят повысить уровень насыщения продовольственного рынка качественной мясной продукцией отечественных производителей, обеспечить занятость населения в сельской местности, преобразовать образ жизни на селе, создать новую культуру питания населения в целом, новые рабочие места со стабильной оплатой труда. Обеспечить продовольственную безопасность Тамбовской области, увеличить поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней.
Таблица 3
Расчет
социально-экономической и экологической эффективности реализации программы (по годам)
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Валовое производство в сельхозпредприятиях и крестьянских фермерских хозяйствах мраморной говядины, тыс. тонн |
0,2 |
2,0 |
4,0 |
Себестоимость произведенной продукции, млн. руб. |
14,2 |
150,0 |
300,0 |
Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
0,0 |
72,0 |
153,6 |
Создание новых рабочих мест, чел. |
0,0 |
10 |
10 |
Среднемесячная заработная плата работников, руб. |
0 |
18247 |
18794 |
Объем выручки на 1 рубль бюджетных средств |
0,0 |
14,8 |
24,4 |
Объём налоговых поступлений в бюджет Тамбовской области, тыс. руб. |
0,0 |
1138,6 |
1465,9 |
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона, развитию культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
7. Система управления реализацией программы
Реализация программы осуществляется управлением сельского хозяйства области путем предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, занимающимся мясным скотоводством, за счет средств бюджета Тамбовской области.
Система управления реализацией программы предполагает определение ответственных за:
- реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, предусмотренных в программе - управление сельского хозяйства области;
- координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий - управление сельского хозяйства области;
- реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы в целом - управление сельского хозяйства области;
- финансирование программных мероприятий - управление сельского хозяйства области;
- мониторинг реализации программы - управление сельского хозяйства области;
- организация размещения на официальном сайте управления сельского хозяйства области текста утвержденной ведомственной целевой программы, а также последующих изменений в нее, отчетов о результатах реализации ведомственной целевой программы - управление сельского хозяйства области;
- формирование на основании отчетов исполнителей программы в установленные сроки (по итогам полугодия - до 15 июля отчетного года, по итогам года - до 15 февраля года, следующего за отчетным) сводного отчета о ходе финансирования и выполнения программы и представление его в управление экономической политики администрации области, а также финансовое управление области - управление сельского хозяйства области.
Начальник управления |
А.В. Аксенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.