Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, провело правовую и антикоррупционную экспертизы приказа управления социального развития Тамбовской области от 26.08.2013 N 2281-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "назначение ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации".
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие приказа управления социального развития Тамбовской области от 26.08.2013 N 2281-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "назначение ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации". Сведения об опубликовании текста Приказа на момент проведения правовой и антикоррупционной экспертиз отсутствуют.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Приказа являются правоотношения, направленные на определение сроков и последовательности действий при предоставлении государственной услуги "назначение ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации", что в соответствии с подпунктами "ж" и "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Приказа относится к компетенции управления социального развития Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 23.07.2013 N 251-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)" (в редакции от 25.03.2013 N 257) (далее - Постановление N 481).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики, в том числе в области социального обеспечения.
Постановлением N 481 утверждены Правила выплаты ежемесячного пособия детям отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил порядок подачи и регистрации заявления с документами, предусмотренными пунктом 4 Правил, а также порядок принятия решения о назначении ежемесячного пособия определяются органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению администрации области от 14.02.2011 N 123 "Об уполномоченном органе по назначению ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и представлению в Федеральное медико-биологическое агентство сведений о получателях этого пособия" управление труда и социального развития Тамбовской области определено уполномоченным органом по назначению пособия, а также определению порядка подачи и регистрации заявлений, принятия решения о назначении пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу.
Таким образом, Приказ принят во исполнение действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлены отдельные нормы, несоответствующие федеральному законодательству.
Пункт 1.1 раздела 1 административного регламента предоставления государственной услуги "назначение ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации" (далее - Административный регламент), определяет в числе заявителей на получение государственной услуги одного их законных представителей (родителя, усыновителя, опекуна или попечителя):
- ребенка военнослужащего, проходившего военную службу по призыву и погибшего (умершего), пропавшего без вести, ставшего инвалидом в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (далее - военнослужащий, проходивший военную службу по призыву);
- ребенка военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибшего (умершего), пропавшего без вести, ставшего инвалидом в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - военнослужащий, проходивший военную службу по контракту).
Данные категории заявителей не соответствуют положениям пункта 1 Правил, поскольку не учитывают в числе заявителей детей сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), которым пенсия по случаю потери кормильца выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации, а также дополнительно учитывают, в нарушение положений пункта 1 Правил, детей военнослужащих, сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Предлагаем привести указанные положения рассматриваемого Постановления в соответствие с федеральным законодательством.
Кроме того, в результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлена норма, не соответствующая региональному законодательству.
Пунктом 5.4 раздела 5 Административного регламента закреплены случаи, когда ответ на жалобу не дается.
Согласно части 4 статьи 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 8.8 пункта 8 Положения о рассмотрении в досудебном порядке жалоб на решения, действия (бездействие) органов исполнительной власти области, должностных лиц указанных органов, государственных гражданских служащих области, областных государственных учреждений (предприятий) и их работников, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 31.08.2007 N 969, установлено, что уполномоченный на рассмотрение жалобы орган исполнительной власти области вправе оставить жалобу без ответа в случае:
- наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствия фамилии, имени, отчества, почтового адреса, а также возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В свою очередь, перечень случаев, когда ответ на жалобу не дается, Административным регламентом расширен. В указанной связи пункт 5.4 раздела 5 Административного регламента необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.
Форма Приказа соответствует правилам и приемам юридической техники, однако текст содержит нарушения юридико-технического характера и внутреннюю несогласованность отдельных положений.
1. Пункт 3.1. раздела 3 Административного регламента содержит состав и последовательность административных действий (процедур), и первой административной процедурой при предоставлении государственной услуги является информирование и консультирование заявителей по вопросам предоставления государственной услуги.
Однако порядок и способы получения информации заявителями по вопросу предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг, в том числе с использованием государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тамбовской области", должны быть размещены в разделе 1 Административного регламента, на основании абзаца 5 подпункта 2.3.3. пункта 2.3. раздела 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 27.01.2011 N 38.
Таким образом, предлагаем абзац 2 пункта 3.1. раздела 3 Административного регламента исключить, содержание пункта 3.2. раздела 3 Административного регламента изложить в разделе 1 "Общие положения" Административного регламента.
2. В подпункте 3.4.1 пункта 3.4 раздела 3 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала формирования и направления межведомственного запроса является непредставление заявителем по собственной инициативе одного или нескольких документов, перечисленных в подпунктах 2.6.1 и 2.6.4 пункта 2.6 Административного регламента. Однако в подпунктах 2.6.1 и 2.6.4 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента указаны перечень документов, представляемых заявителем только для одной категории детей, а также особенности получения необходимых документов, в соответствии с нормами Федерального закона N 210-ФЗ соответственно. Таким образом, следует в подпункте 3.4.1 пункта 3.4 раздела 3 Административного регламента слова "подпунктах 2.6.1 и 2.6.4" заменить словами "подпункте 2.6.3".
3. Наименование административной процедуры в пункте 3.7 и в абзаце 7 пункта 3.1 раздела 3 Административного регламента различаются.
4. В пункте 5.1 раздела 5 Административного регламента указан предмет досудебного (внесудебного) обжалования, в числе которого отказ в приеме документов и отказ в предоставлении государственной услуги. При этом согласно пункту 5.5 раздела 5 Административного перечень оснований для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования существенно меньше перечня, закрепленного пунктом 5.1 раздела 5 Административного регламента.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просим сообщить в адрес Управления.
И.о. начальника |
Ю.Н. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 13 ноября 2013 г. N 1376 на приказ управления социального развития Тамбовской области от 26.08.2013 N 2281-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "назначение ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации"
Текст заключения официально опубликован не был