Экспертное заключение
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области
от 13 ноября 2013 г. N 1378
на приказ управления социального развития Тамбовской области от 26.08.2013 N 2280-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "назначение пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации"
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, провело правовую и антикоррупционную экспертизы приказа управления социального развития Тамбовской области от 26.08.2013 N 2280-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "назначение пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации".
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие приказа управления социального развития Тамбовской области от 26.08.2013 N 2280-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "назначение пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации". Сведения об опубликовании текста Приказа на момент проведения правовой и антикоррупционной экспертиз отсутствуют.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Приказа являются правоотношения, направленные на определение сроков и последовательности действий при предоставлении государственной услуги "назначение пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации", что в соответствии с подпунктами "ж" и "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Приказа относится к компетенции управления социального развития Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 23.07.2013 N 251-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1051 "О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации" (в редакции от 04.10.2013 N 868) (далее -Постановление N 1051).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики, в том числе в области социального обеспечения.
Постановлением N 1051 утверждены Правила предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил порядок подачи и регистрации заявлений получателей пособия, а также порядок принятия решения о назначении пособия определяются органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению администрации области от 14.02.2011 N 124 "Об определении уполномоченного органа по назначению пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и представлению в Федеральную службу по труду и занятости сведений о получателях этого пособия" управление труда и социального развития Тамбовской области определено уполномоченным органом по назначению пособия, а также определению порядка подачи и регистрации заявлений, принятия решения о назначении пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу.
Таким образом, Приказ принят во исполнение действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлены отдельные нормы, несоответствующие федеральному законодательству.
Пункт 1.1 раздела 1 и пункт 2.6 раздела 2 административного регламента предоставления государственной услуги "назначение пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Административный регламент), не соответствует пункту 2 Правил, поскольку не предусматривает в числе заявителей и соответственно получателей субсидии - близких родственников (бабушек, дедушек), совместно проживающих с детьми (далее - получатели пособия).
Предлагаем привести указанные положения рассматриваемого Постановления в соответствие с федеральным законодательством.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "Постановления" имеется в виду "Приказа"
Кроме того, в результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлена норма, не соответствующая региональному законодательству.
Пунктом 5.4 раздела 5 Административного регламента закреплены случаи, когда ответ на жалобу не дается.
Согласно части 4 статьи 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 8.8 пункта 8 Положения о рассмотрении в досудебном порядке жалоб на решения, действия (бездействие) органов исполнительной власти области, должностных лиц указанных органов, государственных гражданских служащих области, областных государственных учреждений (предприятий) и их работников, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 31.08.2007 N 969, установлено, что уполномоченный на рассмотрение жалобы орган исполнительной власти области вправе оставить жалобу без ответа в случае:
- наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствия фамилии, имени, отчества, почтового адреса, а также возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В свою очередь, перечень случаев, когда ответ на жалобу не дается, Административным регламентом расширен. В указанной связи пункт 5.4 раздела 5 Административного регламента необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.
Форма Приказа соответствует правилам и приемам юридической техники, однако текст содержит нарушения юридико-технического характера и внутреннюю несогласованность отдельных положений.
1. В пункте 2.4 раздела 2 Административного регламента предусмотрен срок принятия решения о назначении пособия - 10 дней с даты подачи заявления, общий срок предоставления государственной услуги - не более 10 дней с даты предоставления необходимых документов, а также указано на возможность продления срока принятия решения. Таким образом, из вышеуказанного невозможно с точностью определить общий срок предоставления государственной услуги, а также момент, с которого начинается исчисляться данный срок.
2. Пункт 3.1. раздела 3 Административного регламента содержит состав и последовательность административных действий (процедур), и первой административной процедурой при предоставлении государственной услуги является информирование и консультирование заявителей по вопросам предоставления государственной услуги.
Однако, порядок и способы получения информации заявителями по вопросу предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг, в том числе с использованием государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тамбовской области", должны быть размещены в разделе 1 Административного регламента, на основании абзаца 5 подпункта 2.3.3. пункта 2.3. раздела 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 27.01.2011 N 38.
Таким образом, предлагаем абзац 2 пункта 3.1. раздела 3 Административного регламента исключить, содержание пункта 3.2. раздела 3 Административного регламента изложить в разделе 1 "Общие положения" Административного регламента.
З. В подпункте 3.4.1 пункта 3.4 раздела 3 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала формирования и направления межведомственного запроса является непредставление заявителем по собственной инициативе одного или нескольких документов, перечисленных в подпунктах 2.6.1 и 2.6.4 пункта 2.6 Административного регламента. Однако в подпунктах 2.6.1 и 2.6.4 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента указаны перечень документов, представляемых заявителем только для одной категории детей, а также особенности получения необходимых документов, в соответствии с нормами Федерального закона N 210-ФЗ соответственно. Таким образом# следует в подпункте 3.4.1 пункта 3.4 раздела 3 Административного регламента слова "подпунктах 2.6.1 и 2.6.4" заменить словами "подпункте 2.6.3".
4. Наименование административной процедуры в пункте 3.7 и в абзаце 7 пункта 3.1 раздела 3 Административного регламента различаются.
5. В пункте 5.1 раздела 5 Административного регламента указан предмет досудебного (внесудебного) обжалования, в числе которого отказ в приеме документов и отказ в предоставлении государственной услуги. При этом, согласно пункту 5.5 раздела 5 Административного перечень оснований для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования существенно меньше перечня, закрепленного пунктом 5.1 раздела 5 Административного регламента.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просим сообщить в адрес Управления.
И.о. начальника |
Ю.Н. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 13 ноября 2013 г. N 1378 на приказ управления социального развития Тамбовской области от 26.08.2013 N 2280-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "назначение пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации"
Текст заключения официально опубликован не был