Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации города Тамбова от 15 марта 2013 г. N 2332 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Городская целевая программа
развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2012 - 2015 годы
(утв. постановлением администрации города Тамбова
от 18 октября 2011 г. N 7363)
3 ноября 2011 г., 4 сентября, 24 декабря 2012 г., 15 марта, 9 августа 2013 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Городская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2012 - 2015 годы (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; постановление администрации Тамбовской области от 26.09.2011 N 1298 "О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2012 - 2014 годы"; Устав города Тамбова; Стратегия социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года, утвержденная решением Тамбовской городской Думы от 23.05.2012 N 584; постановление администрации города Тамбова от 15.04.2009 N 2718 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации городских целевых программ" |
Заказчик программы |
Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Тамбова |
Разработчик и координатор программы |
Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Тамбова |
Цель программы |
Обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове в целях снижения напряженности на рынке труда, создания эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста |
Задачи программы |
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи: оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; дифференцированный подход к взиманию единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; развитие системы информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Сроки реализации программы |
2012 - 2015 годы |
Объёмы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы на 2012 - 2015 годы составляет 1559,7 тыс. руб., в том числе по годам: 2012 год - 389,7 тыс. руб.; 2013 год - 390,0 тыс. руб.; 2014 год - 390,0 тыс. руб.; 2015 год - 390,0 тыс. руб. в том числе за счет: средств городского бюджета - 1559,7 тыс. руб.: 2012 год - 389,7 тыс. руб.; 2013 год - 390,0 тыс. руб.; 2014 год - 390,0 тыс. руб.; 2015 год - 390,0 тыс. руб. При формировании проекта бюджета городского округа - город Тамбов средства, выделяемые на реализацию мероприятий программы, подлежат уточнению с учетом возможностей городского бюджета |
Механизм реализации программы |
Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Тамбова осуществляет координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по их выполнению; обеспечивает эффективное использование муниципальных бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
В результате выполнения мероприятий программы будут достигнуты следующие индикаторы и социально-экономические показатели, характеризующие эффективность развития малого и среднего предпринимательства: площадь муниципального недвижимого имущества, включённого в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц - 4062 кв. м; площадь муниципального недвижимого имущества, приобретённого субъектами малого и среднего предпринимательства с использованием преимущественного права - 3707,9 кв. м количество вновь созданных субъектов малого предпринимательства, размещённых в Тамбовском инновационном бизнес-инкубаторе - 10 ед. в год; количество конкурсов, профессиональных мероприятий для работников потребительского рынка и других мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства - не менее 12 ед. в год; количество человек, которым оказаны консультационные услуги и информационная поддержка, - не менее 2000 чел. в год; количество оказанных консультационных услуг и информационной поддержки, оказываемых Негосударственным образовательным учреждением "Региональный центр управления и культуры" - 100 ед. в год; количество индивидуальных предпринимателей - участников мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан - 100 чел.; оказание консультационных услуг по вопросам самозанятости при реализации мероприятий региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; пропаганда предпринимательской деятельности среди учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений: проведение элективных курсов - 1500 чел. в год, проведение акции "День предпринимателя в российской школе" - 11 000 чел. в год; организация ярмарок - не менее 100 ед. в год; проведение выставочно-ярмарочных мероприятий - 5 ед. в год. |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Характерной чертой преобразований, развернутых в экономике города Тамбова, является становление и развитие различных форм малого и среднего предпринимательства.
Малый бизнес в отличие от крупного обладает рядом преимуществ, среди них - доступность организационной формы для любых граждан из-за небольшого объема первоначального вложения, отсутствие необходимости в больших оборотных средствах, гибкость и быстрое реагирование на изменение рыночной ситуации, эффективность в управлении.
Развитие малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, оживлению "спроса-предложения" на местных товарных рынках, появлению самостоятельных источников дохода, частной предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижению социальной напряженности.
Государство стремится к формированию нового конструктивного подхода к выстраиванию его отношений с бизнесом. Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются сегодня приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации. Государство определяет систему поддержки предпринимательства, определяет компетенции и ответственность участников, отрабатывает основные механизмы и создает условия для реализации этих механизмов на всех уровнях.
Программа разработана в соответствии с целями и задачами, указанными в Стратегии социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года. Основной стратегической задачей в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года является приближение по основным показателям к экономически развитым странам мира, а именно:
доля малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте - не менее 40%,
доля занятых в малых и средних компаниях - не менее 50% занятого в экономике населения.
Малый бизнес вносит все более ощутимый вклад в социально-экономическое развитие города. Он охватил практически все отрасли экономики. Поэтому развитие малого бизнеса является также одним из приоритетных направлений политики органов местного самоуправления.
В настоящее время в городе насчитывается около 3,7 тысячи малых и средних предприятий, 8,8 тысячи предпринимателей. Всего же в сфере малого и среднего бизнеса работают около 50 тыс. человек.
Это достаточно весомая часть экономики. Наиболее заметную роль играет розничная и оптовая торговля, бытовые услуги. Сегодня развиваются и строительные организации, и перерабатывающая промышленность. Малый бизнес появляется и в социальной сфере.
За 2012 год сумма поступлений от малого и среднего предпринимательства от уплаты единого налога на вмененный доход, сельскохозяйственного налога в бюджет городского округа - города Тамбова составила 298,9 млн. руб., что на 12% больше поступлений 2011 года.
Малые предприятия и индивидуальные предприниматели города Тамбова за последние несколько лет существенно продвинулись в вопросе совершенствования собственной материально-технической базы и более активного использования арендованных зданий и строений.
По оценкам предпринимательского сообщества, наряду с положительной динамикой развития малого предпринимательства в городе существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности.
Наиболее острыми остаются проблемы, связанные с налоговой политикой:
частые изменения в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;
сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;
сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.
Остро стоит проблема отсутствия достоверной информации о состоянии малого бизнеса города Тамбова, что негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.
Кроме того, развитие малого предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам - один из таких барьеров. Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства, - высокие риски, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий.
Недостаточно высок еще престиж предпринимательской деятельности.
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малого и среднего предпринимательства является недостаток эффективной инфраструктуры. Из десятка существующих общественных объединений малого и среднего предпринимательства только единицы активизировали свою деятельность и реально выполняют свои функции. Наиболее активно работают в этом направлении Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Тамбовская общественная организация "Союз предпринимателей Тамбовской области".
Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства также не получила достаточного развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие проблемы, мешающие развитию малого и среднего предпринимательства, по-прежнему сохраняют свою остроту.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства является важнейшей функцией органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Начиная с 2002 года развитие малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове осуществляется на основе программно-целевых методов. Программа является логическим продолжением предыдущей программы и учитывает результаты её реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства, основанный на реализации городских целевых программ, разрабатываемых с учётом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед городом, полностью себя оправдывает.
Решение задач, определенных в настоящей программе, позволит создать наиболее благоприятные условия для успешного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности их деятельности.
2. Основная цель и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове в целях снижения напряженности на рынке труда, создания эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
дифференцированный подход к взиманию единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
развитие системы информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Способом реализации поставленных задач является механизм реализации программных мероприятий, установленный в разделе 5 настоящей программы.
Сроки реализации программы: 2012 - 2015 годы.
3. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий программы соответствует критериям, определенным в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и указан в приложении N 1 к настоящей программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Источники финансирования программы - средства городского бюджета.
Общий объем финансирования программы на 2012 - 2015 годы составляет 1559,7 тыс. руб., в том числе по годам:
2012 год - 389,7 тыс. руб.;
2013 год - 390,0 тыс. руб.;
2014 год - 390,0 тыс. руб.;
2015 год - 390,0 тыс. руб.
в том числе за счет:
средств городского бюджета - 1559,7 тыс. руб.:
2012 год - 389,7 тыс. руб.;
2013 год - 390,0 тыс. руб.;
2014 год - 390,0 тыс. руб.;
2015 год - 390,0 тыс. руб.
При формировании проекта бюджета городского округа - город Тамбов средства, выделяемые на реализацию мероприятий программы, подлежат уточнению с учетом возможностей городского бюджета.
Расчеты объемов и источников финансирования программы представлены в приложениях N 2, 3, 4 к настоящей программе.
5. Механизм реализации программы
Мероприятия программы реализуются совместно заказчиком с исполнителями. Заказчиком программы является комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Тамбова.
Разработчик программы - комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Тамбова, который:
осуществляет координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по ее реализации, обеспечивает целевое и эффективное использование городских бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы;
проводит мониторинг реализации мероприятий программы, подготавливает отчетность по исполнению мероприятий программы;
при необходимости разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из внебюджетных источников.
В ходе реализации программы исполнители:
разрабатывают в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации программы;
проводят анализ и формируют предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы;
готовят ежегодно в установленном порядке по мере необходимости предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
уточняют механизм реализации программы и затраты по программным мероприятиям;
предоставляют ежеквартально в комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Тамбова отчеты о выполнении соответствующих программных мероприятий.
Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Тамбова формирует сводный отчет о ходе выполнения мероприятий программы за отчетный период и представляет его в комитет по инвестициям и стратегическим проектам Администрации города Тамбова: по итогам выполнения программы за первое полугодие до - 25 июля текущего года, по итогам выполнения программы за год - до 25 января года, следующего за отчетным.
Мероприятия раздела "Имущественная поддержка" основываются на реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Предусматривается сохранение за субъектами малого и среднего предпринимательства права аренды муниципального имущества, включённого в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 27.05.2009 N 1014 (с изменениями).
Для успешной реализации этого мероприятия определен Порядок формирования и ведения перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и (или) среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный решением Тамбовской городской Думы от 25.03.2009 N 930.
Не менее важным мероприятием является обеспечение преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целях развития малого и среднего предпринимательства, создания условий для привлечения субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиций в экономику города предусматривается работа по использованию залогового фонда городского округа - город Тамбов в соответствии с решениями Тамбовской городской Думы от 27.07.2011 N 347 "О Положении "О залоговом фонде городского округа - город Тамбов" и от 27.06.2012 N 640 "Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности, составляющих залоговый фонд городского округа - город Тамбов".
Продолжится работа управляющей компании Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора - негосударственного образовательного учреждения "Региональный центр управления и культуры" по предоставлению в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора, оснащённых компьютерной, офисной техникой, мебелью.
В целях установления значений корректирующего коэффициента К2 базовой доходности в зависимости от особенностей ведения предпринимательской деятельности при налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривается разработка (при необходимости) нормативных правовых актов в соответствии с действующим законодательством и полномочиями органов местного самоуправления.
Мероприятиями раздела "Развитие системы информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности" является ведение web-страницы на сайте Администрации города Тамбова в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства, информацией, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", проведение ежегодных городских конкурсов, семинаров, "круглых столов", брифингов, встреч по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, информационной поддержки через средства массовой информации и интернет-портал Администрации города Тамбова, оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Негосударственным образовательным учреждением "Региональный центр управления и культуры" планируется оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам налогообложения, бухгалтерского учёта, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения.
Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Центр занятости населения города Тамбова" планируется предоставление безработным гражданам и незанятому населению организационно-консультационных услуг по вопросам организации предпринимательской деятельности и самозанятости, проведение тестирования, содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов.
Программой предусмотрено оказание консультационных услуг по вопросам самозанятости в рамках реализации мероприятий региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом
В целях пропаганды предпринимательской деятельности планируется проведение в муниципальных общеобразовательных учреждениях акции "День предпринимателя в российской школе" и элективных курсов, предусмотренных в учебных планах общеобразовательных учреждений, по теме "Основы предпринимательства".
Программой предусмотрена поддержка сельхозпроизводителей, ремесленников и местных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, посредством создания условий для организации ярмарок, дополнительных торговых мест в целях улучшения качества обслуживания жителей города Тамбова, расширения ассортимента реализуемой продукции по доступным ценам.
Некоммерческое партнерство "Палата ремесел" для развития ремесленничества планирует осуществление выставочно-ярмарочной деятельности.
Выполнению поставленных задач могут мешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем:
- макроэкономические риски: снижение темпов роста экономики города Тамбова, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция, изменение федерального законодательства;
- финансовые риски: недостаточность финансирования из городского бюджета;
- иные возможные риски.
Минимизации рисков способствуют:
- положительная динамика социально-экономического развития государства, региона;
- стабильная работа системы всех органов власти и инфраструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства с целью решения вопросов по развитию малого и среднего предпринимательства;
- иные формы минимизации возможных рисков.
6. Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове, что будет способствовать созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения цели и задач программы, приведены в таблице:
Основные целевые индикаторы
В результате выполнения мероприятий программы будут достигнуты следующие индикаторы и социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого и среднего предпринимательства:
площадь муниципального недвижимого имущества, включённого в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц - 4062 кв. м;
площадь муниципального недвижимого имущества, приобретённого субъектами малого и среднего предпринимательства с использованием преимущественного права - 3707,9 кв. м;
количество вновь созданных субъектов малого предпринимательства, размещённых в Тамбовском инновационном бизнес-инкубаторе - 10 ед. в год;
количество конкурсов, профессиональных мероприятий для работников потребительского рынка и других мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства - не менее 12 ед. в год;
количество человек, которым оказаны консультационные услуги и информационная поддержка, - не менее 2000 чел. в год;
количество оказанных консультационных услуг и информационной поддержки, оказываемых Негосударственным образовательным учреждением "Региональный центр управления и культуры" - 100 ед. в год;
количество индивидуальных предпринимателей - участников мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан - 100 чел.;
оказание консультационных услуг по вопросам самозанятости при реализации мероприятий региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
пропаганда предпринимательской деятельности среди учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений: проведение элективных курсов - 1500 чел. в год, проведение акции "День предпринимателя в российской школе" - 11 000 чел. в год;
организация ярмарок - не менее 100 ед. в год;
проведение выставочно-ярмарочных мероприятий - 5 ед. в год.
Оценка эффективности реализации программы производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики изменений показателей за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий Программы.
Анализ оценки эффективности и результативности реализации программы осуществляется комитетом по развитию потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Тамбова и основывается на количественной оценке состояния отдельных показателей результативности ее выполнения (индикаторов результативности).
Количественная оценка состояния индикаторов эффективности и результативности осуществляется в баллах. Значение количественной оценки определяется для каждого индикатора согласно форме, приведенной в таблице:
Форма количественной оценки состояния индикаторов результативности
Наименование индикатора |
Состояние индикатора |
Количественная оценка состояния индикатора, в баллах |
||
При росте объемов финансирования программы |
При сохранении объемов финансирования программы |
При снижении объемов финансирования программы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Индикатор результативности |
Положительная динамика показателя |
1 |
2 |
3 |
Сохранение динамики показателя |
0 |
1 |
2 |
|
Отрицательная динамика показателя индикатора |
0 |
0 |
1 |
Итоговая оценка эффективности и результативности программы определяется как среднее арифметическое значение баллов по каждому индикатору.
В случае если итоговая оценка эффективности и результативности больше или равна 1, то реализация программы признается эффективной. В случае если итоговая оценка эффективности меньше 1, то реализация программы признается неэффективной.
В случае, когда из результатов оценки реализации программы следует вывод об отсутствии или низкой результативности расходов бюджета, формируются предложения:
- о прекращении реализации программы в целом или ее отдельных мероприятий с исключением в установленном порядке расходов на их реализацию из бюджета городского округа - город Тамбов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу;
- о доработке программы или ее отдельных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.