Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к муниципальной программе
города Котовска Тамбовской области
"Экономическое развитие и инновационная
экономика" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие малого и среднего предпринимательства"
16, 31 декабря 2014 г., 16 марта, 30 декабря 2015 г., 22, 24 марта, 13 декабря 2016 г., 10 марта, 4 апреля, 5 июля 2017 г.
Паспорт изменен с 10 января 2018 г. - Постановление администрации города Котовска Тамбовской области от 28 декабря 2017 г. N 2024
Паспорт
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Малое предпринимательство - один из наиболее динамично развивающихся сегментов социально-экономической жизни города. Малое предпринимательство становится все более массовой формой экономической самостоятельности населения.
Наличие в экономике города развитого малого и среднего предпринимательства существенно расширяет перечень производимых товаров, работ и услуг, обеспечивает занятость населения, в значительной степени способствует формированию бюджета города и развитию конкуренции.
По состоянию на 1 января 2013 года в городе зарегистрировано 262 малых предприятий, что на 3 организации больше, чем за 2011 год. Из них фактически работает 245 предприятий или 93,5% от общего количества зарегистрированных предприятий.
В городе предприятия малого бизнеса составляют 58,4% от всех хозяйствующих субъектов.
Сложившаяся отраслевая структура за 2012 год свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли. Доля предприятий и организаций с видом деятельности "Оптовая и розничная торговля" составила 60,3%. В этой сфере трудится 35,8% работников, занятых в малом бизнесе. Малое предпринимательство в производственной отрасли развивается в меньшей степени. Так, на предприятия и организации обрабатывающих производств приходится 10,3%, на прочие виды деятельности - 9,5%, платные услуги - 8,0%, строительства - 8,0%, транспорта и связи - 1,9% от общего количества малых предприятий.
По оценке, выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг за 2012 год составила 1780 млн. руб., что на 498,7 млн. руб. или на 38,9% больше, чем за январь - декабрь 2011 года.
По всем отраслям деятельности наблюдается рост объемных показателей. Наибольший удельный вес в общем объеме выручки приходится на предприятия торговли и общественного питания - 73,2%.
Малыми предприятиями промышленности произведено продукции на сумму 162,2 млн. руб., что на 20 млн. руб. или на 14,1% больше, чем за 2011 год.
В строительстве малыми предприятиями выполнено работ на сумму 66,0 млн. руб., что на 0,4% больше аналогичного периода 2011 года.
На малых предприятиях торговли и общественного питания выручка от реализации товаров по сравнению с 2011 годом увеличилась на 45,9% и составила 1303 млн. рублей.
На транспортных предприятиях выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6,6% и составила 11,1 млн. руб.
По состоянию на 01.01.2013 год на предприятиях малого бизнеса занято 1590 человек, что на 0,3% превышает уровень соответствующего периода прошлого года.
Малыми предприятиями города за 2012 год уплачено налогов в бюджеты всех уровней 71,0 млн. руб., что на 16,7 млн. руб. или на 30,8% больше, чем за январь - декабрь 2011 года.
На территории города зарегистрировано и осуществляют деятельность два предприятия, которые можно отнести к категории средние. Выручка предприятий за 2011 год составила 126,8 млн. рублей. Среднесписочная численность - 277 человек. За период с января по декабрь 2012 года в бюджеты всех уровней уплачено налогов - 15,2 млн. руб. Освоено 2,2 млн. руб. инвестиций.
Таким образом, сохраняется четко выраженная тенденция к увеличению количества малых предприятий и среднесписочной численности занятых на них работников.
Заметную роль в малом бизнесе играют предприниматели без образования юридического лица. По состоянию на 1 января 2013 года в городе зарегистрировано 868 индивидуальных предпринимателей, что на 64 человека ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Данная негативная тенденция сохранилась и в первом полугодии 2013 года, в течение которого произошло снижение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 21,4% к аналогичному периоду 2012 года или в абсолютных цифрах на 199 человек.
На снижение количества вновь зарегистрированных предпринимателей повлияло:
уменьшение объема финансирования по программе содействия занятости населения и большим количеством индивидуальных предпринимателей, прекративших в дальнейшем свою деятельность;
вступление с 1 января 2013 года Федерального Закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования", который увеличивает фиксированные платежи в пенсионный фонд;
введение запрета на реализацию пива и пивных напитков индивидуальными предпринимателями, торгующими в нестационарных торговых объектах.
По оценке, выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг предпринимателей за 2012 год составила 183,12 млн. руб., что на 20,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
За 2012 год индивидуальными предпринимателями уплачено налогов в бюджеты всех уровней 31,1 млн. руб., что на 24,8% больше, чем за январь-декабрь 2011 года.
Индивидуальные предприниматели так же, как и малые предприятия, отдают предпочтение торговой деятельности.
За 12 месяцев 2012 года индивидуальными предпринимателями освоено 28,3 млн. руб. инвестиций.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 13 декабря 2016 г. N 2370 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Приоритетами в сфере реализации подпрограммы являются:
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике города;
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта;
увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в консолидированный бюджет города.
Приоритетными видами экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
обрабатывающие производства;
строительство;
транспорт (ОКВЭД 60.21.11, 60.21.12);
научные исследования и разработки;
туристская индустрия;
оказание бытовых услуг населению.
Развитие приоритетных направлений положительно повлияет на повышение качества жизни населения города.
Целью подпрограммы является:
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике города.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
финансовая поддержка в приоритетных направлениях развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований;
совершенствование механизмов использования городского недвижимого имущества для развития малого и среднего предпринимательства;
совершенствование экономического и налогового потенциала малого и среднего предпринимательства;
пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, развитие системы консультационной, учебно-методологической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 4 апреля 2017 г. N 462 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Показателями (индикаторами) реализации подпрограммы являются:
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана финансовая поддержка;
количество начинающих субъектов малого предпринимательства, которым оказана поддержка;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, которым оказана поддержка
количество конференций, встреч, конкурсов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
оборот продукции (услуг), производимой субъектами малого предпринимательства;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства;
количество новых рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения;
доля обрабатывающей промышленности в обороте предприятий малого и среднего предпринимательства.
За весь период реализации подпрограммы предполагается достичь следующих результатов:
финансовая поддержка в приоритетных направлениях развития будет оказана 7 субъектам малого и среднего предпринимательства;
поддержка начинающим субъектам малого предпринимательства будет оказана 7 чел.;
поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, будет оказана 5 чел.;
оборот продукции (услуг), производимой субъектами малого предпринимательства в 2020 году составит 3800 млн. рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2013 года;
в 2020 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства должно составить 1030 ед., что на 2,8% выше уровня 2013 года;
субъектами малого и среднего предпринимательства будет создано 35 новых рабочих мест;
будет проведено 28 конференций, встреч, конкурсов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения составит 340 ед.;
увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте предприятий малого и среднего предпринимательства составит 14,4%.
Перечень показателей (индикаторов) реализации подпрограммы приведен в приложении N 1 к муниципальной программе.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 4 апреля 2017 г. N 462 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обобщенная характеристика подпрограммы
Мониторинг состояния малых и средних предприятий позволяет определить, что на развитие малого и среднего предпринимательства в городе значительное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех проблемы:
- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;
- невысокий уровень развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- частые изменения нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.
Решение вышеуказанных проблем в разной степени будут решаться благодаря настоящей подпрограмме за счет средств бюджета города.
Для обеспечения финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривается возмещение из бюджета города процентных ставок (полностью или частично) по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Субъектов) в российских кредитных организациях, на развитие приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства в городе, в том числе обеспечивающих выполнение одного из следующих условий:
- регистрация Субъекта на территории города Котовска в качестве налогоплательщика;
- осуществление хозяйственной деятельности не менее 6 (шести) месяцев на дату обращения за получением субсидии;
- выполнение обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с кредитной организацией;
- внесение вида деятельности, представляемого на предоставление субсидии, в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- отсутствие на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением субсидии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов перед бюджетами всех уровней;
- отсутствие у Субъекта предпринимательства просроченной задолженности по заработной плате работникам на дату подачи заявления;
- неприменение в отношении Субъекта процедур банкротства (реорганизации, ликвидации либо санкций в виде аннулирования или приостановления лицензии).
Комиссия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Комиссия) осуществляет отбор Субъектов для предоставления поддержки в соответствии с результатами бальной оценки рассматриваемых заявок.
Победитель среди Субъектов определяется по числу максимально набранных баллов. При получении равного количества баллов каждый Субъект получает субсидию в размере, пропорциональном сумме использованного кредита.
Прием заявок от Субъектов на участие в отборе осуществляется с 01 января до 15 декабря текущего года, но не позднее шести месяцев после полной оплаты Субъектом суммы кредита и начисленных процентов.
Комиссия принимает решение о предоставлении субсидий либо отказе в предоставлении субсидий. О принятом решении Комиссия направляет заявителю уведомление.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р город Котовск отнесен к 3 категории монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации со стабильной социально-экономической ситуацией. Важным направлением диверсификации экономики монопрофильных городов является развитие малого бизнеса. В рамках реализации Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" предусмотрена реализация мероприятия "Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства". Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства включает в себя субсидирование части затрат субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемое на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, на приобретение основных средств.
В целях поддержки социального предпринимательства предусматривается выделение субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, направленную на решение социальных проблем (далее - субъект социального предпринимательства) при одном из условий:
субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, гражданам пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов (далее - лица, относящиеся к социально незащищенным группам граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50 процентов; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах деятельности:
содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищённым группам граждан;
социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищённым группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодёжных кружках, секциях, студиях;
организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищённым группам граждан;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищённым группам граждан;
содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищённым группам граждан, а также лиц, освобождённых из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.
Субсидии субъектам социального предпринимательства предоставляются при наличии бизнес-проекта, предусматривающего софинансирование субъектом социального предпринимательства расходов на его реализацию в размере не менее 15 процентов от размера субсидии на который претендует субъект социального предпринимательства, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в порядке, определённом администрацией города.
Условия и порядок предоставления поддержки в виде субсидирования, а также состав комиссии по поддержке малого и среднего предпринимательства утверждается постановлением администрации города.
Имущественная поддержка заключается в сохранении права аренды муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержден решением сессии Котовского городского Совета народных депутатов. Срок рассмотрения обращений составляет 30 календарных дней. Срок, в течение которого обратившийся за оказанием поддержки субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о принятом решении, составляет 3 календарных дня. В 2012 году за субъектами малого бизнеса сохранено право аренды муниципального имущества общей площадью 682,2 кв м.
Не менее важным мероприятием является обеспечение преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества в соответствии с действующим законодательством.
Действенным инструментом стимулирования развития малого и среднего предпринимательства является привлечение их к выполнению муниципального заказа. Доля общего годового объема заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства" должна составлять 10 - 20 % в общем годовом объеме заказов.
Одной из приоритетных задач подпрограммы является совершенствование экономического и налогового потенциала малого и среднего предпринимательства.
В целях увеличения налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет города продолжится работа по проведению мониторинга эффективности применения специальных налоговых режимов. По его результатам и в случае изменения налогового законодательства при необходимости будет производиться разработка нормативных правовых актов, регулирующих применение специальных налоговых режимов.
С целью увеличения реальных денежных доходов населения будет продолжено проведение мониторинга сложившейся средней заработной платы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Мониторинг проводится путем выборочного обследования (опроса) работодателей с предоставлением данных о размере средней заработной платы, средней численности и минимальном размере оплаты труда, установленного у данного работодателя.
Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, развитие системы консультационной, учебно-методологической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривает реализацию нескольких мероприятий.
В целях формирования положительного образа малого и среднего предпринимательства предусмотрены мероприятия по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности посредством проведения ежегодных городских конкурсов "Лучший предприниматель года", конференций представителей малого и среднего предпринимательства, встреч, "круглых столов" по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
В рамках информационной поддержки администрация города проводит работу по своевременному доведению нормативной и другой информации на основе существующих ресурсов (на сайте администрации города размещена страница - малое предпринимательство).
Для обсуждения проблем малого бизнеса в городе создана общественная организация "Совет предпринимателей", координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Члены Совета принимают участие в обсуждении наиболее актуальных и острых вопросов развития предпринимательской деятельности, обсуждении предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Реализация основных мероприятий будет способствовать социально-экономическому развитию города и в итоге позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в экономику города.
Перечень мероприятий подпрограммы приведён в приложении N 2 к муниципальной программе.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации подпрограмм
В рамках реализации подпрограммы муниципальные задания отсутствуют.
Раздел 6 изменен с 10 января 2018 г. - Постановление администрации города Котовска Тамбовской области от 28 декабря 2017 г. N 2024
6. Обоснование объёма финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы осуществляется за счет всех источников финансирования.
Предполагаемые объёмы финансирования подпрограммы за весь период реализации подпрограммы -19 769,25 тыс. рублей:
2014 год - 157,5 тыс. рублей;
2015 год - 240,0 тыс. рублей;
2016 год - 3 181,7 тыс. рублей;
2017 год - 5 155,55 тыс. рублей;
2018 год - 6 803,9 тыс. рублей;
2019 год - 3 990,6 тыс. рублей;
2020 год - 240,0 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 16 452,68 тыс. рублей:
2016 год - 2 855,4 тыс. рублей;
2017 год - 4 211,28 тыс. рублей;
2018 год - 5 973,0 тыс. рублей;
2019 год - 3 413,0 тыс. рублей,
средства бюджета области - 1 725,77 тыс. рублей:
2016 год - 168,0 тыс. рублей;
2017 год - 629,27 тыс. рублей;
2018 год - 590,9 тыс. рублей;
2019 год - 337,6 тыс. рублей,
средства бюджета города - 1 590,8 тыс. рублей:
2014 год - 157,5 тыс. рублей;
2015 год - 240,0 тыс. рублей;
2016 год - 158,3 тыс. рублей;
2017 год - 315,0 тыс. рублей;
2018 год - 240,0 тыс. рублей;
2019 год - 240,0 тыс. рублей;
2020 год - 240,0 тыс. рублей.
Объёмы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий подпрограммы с указанием главных распорядителей бюджетных средств, являющихся соисполнителями подпрограммы, представлена соответственно в приложениях N 2 и 3 к муниципальной программе.
7. Механизм реализации подпрограммы
Основными принципами реализации мероприятий подпрограммы являются:
заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих предусмотренным подпрограммой критериям, к участию в ней;
оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
открытость процедур оказания поддержки.
Реализация подпрограммы осуществляется во взаимодействии ответственного исполнителя подпрограммы с соисполнителями подпрограммы.
Ответственным исполнителем подпрограммы является отдел экономической политики администрации города.
Ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы с учётом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняют показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, затраты по мероприятиям подпрограммы, механизм их реализации и состав исполнителей.
В ходе реализации подпрограммы ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы:
разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации подпрограммы;
проводят анализ и формируют предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов подпрограммы;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год.
Ответственный исполнитель подпрограммы осуществляет:
внесение ответственному исполнителю муниципальной программы предложений и проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в подпрограмму;
анализ отчётов соисполнителей подпрограммы, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий подпрограммы.
подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической и отчетной информации о реализации подпрограммы.
Реализация Подпрограммы осуществляется во взаимодействии ответственного исполнителя с соисполнителем муниципальной программы (ответственным исполнителем подпрограммы), в порядке, установленном постановлением администрации города от 02.09.2013 N 2169.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.