Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Региональная экономически значимая программа
"Развитие сельскохозяйственного и перерабатывающего производства мяса птицы (индейки) в Тамбовской области" на 2013 - 2015 годы
(далее программа)
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 19 июня 2013 г. N 637)
13 сентября 2013 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 13 сентября 2013 г. N 1032 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Региональная экономически значимая программа "Развитие сельскохозяйственного и перерабатывающего производства мяса птицы (индейки) в Тамбовской области" на 2013 - 2015 годы |
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" |
Заказчик программы |
Управление сельского хозяйства области |
Основной разработчик программы |
Управление сельского хозяйства области |
Ответственный исполнитель программы |
Управление сельского хозяйства области |
Цель программы |
Повышение уровня жизни сельского населения путём расширения масштабов его занятости на основе развития перспективной отрасли мясного птицеводства (индейководства) и увеличения объемов производства мяса птицы (индейки) |
Задачи программы |
Увеличение производства мяса птицы на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов птицы; обновление производственной базы мясного птицеводства, строительство новых предприятий, проведение реконструкции и модернизации действующих предприятий; создание крупных промышленных высокотехнологичных предприятий, специализирующихся на производстве мяса птицы (индейки) и работающих в системе замкнутого цикла; строительство, реконструкция и модернизация инкубаторов; организация новых рабочих мест, обучение высококвалифицированных кадров рабочих профессий, специалистов среднего звена, главных специалистов, руководящих кадров |
Целевые индикаторы и показатели программы, их значения на последний год реализации |
К 2015 году довести производство мяса птицы (индейки) в живом весе до 140,0 тыс. тонн; увеличить выручку от реализации продукции до 8164,2 млн. рублей в год; создать 1300 новых рабочих мест |
Участники программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории области |
Срок реализации программы |
2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы на 2013 - 2015 годы в ценах соответствующих лет составляет 8310,9000 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 248,1000 млн. руб., в том числе по годам: 2013 г. - 0 млн. рублей; 2014 г. - 185,8 млн. рублей; 2015 г. - 62,3 млн. рублей Средства сельскохозяйственных организаций участников программы (далее - внебюджетные средства) - 8062,8 млн. рублей: 2013 г. - 2013,8 млн. рублей; 2014 г. - 5703,3 млн. рублей; 2015 г. - 345,7 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Увеличение численности занятых в отрасли работников с 3150 человек в 2012 году до 4450 человек в 2015 году; выручка от реализации продукции увеличится в 2015 году в 1,4 раза; повышение уровня жизни сельского населения, расширение масштабов его занятости, снижение уровня безработицы трудоспособного населения на основе развития перспективной отрасли |
1. Общая характеристика сферы реализации программы
Программа направлена на ускоренное развитие птицеводства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Рынок мяса птицы относится к наиболее активно развивающимся сегментам рынка сельхозпродукции России. Главными факторами роста производства являются льготные условия финансирования, потребительские предпочтения населения и инвестиционная привлекательность.
Одним из перспективных направлений, обеспечивающих прирост объемов производства мяса птицы и расширения его ассортимента, рассматривается производство мяса бройлеров и индейки. В 2011 году началось производство мяса бройлеров в закрытом акционерном обществе (далее - ЗАО) "Инжавинская птицефабрика". В 2012 году реализуется инвестиционный проект по производству мяса индейки. Основными преимуществами производимой продукции (мясо индейки) является высокая питательность и биологическая ценность, диетические и кулинарные качества, высокое содержание белка (19,9%) по отношению к другим видам птицы. Мясо индейки отличается высокими диетическими свойствами, рекомендовано в питании детей, людей пожилого возраста и больных.
Как самая крупная из домашних видов птиц, индейка идеально подходит для глубокой переработки мяса (до 60 видов основных изделий, не считая разнообразия по видам упаковки и массе).
Рынок мяса индейки сегодня является одним из самых инвестиционно- привлекательных на российском мясном рынке ввиду низкой конкуренции.
Необходимо отметить, что в стабилизации и обеспечении прироста мяса птицы огромную роль играет:
обеспечение предприятий качественным высокопродуктивным племенным поголовьем;
создание комбикормовых заводов по производству сбалансированных кормов для укрепления кормовой базы;
использование новейших технологий в области содержания птицы, совершенствование технологических приемов защиты птицы от болезней.
Постоянно растущий спрос на мясо птицы объясняется как его потребительскими свойствами, так и относительно низким уровнем потребительских цен в сравнении с другими видами мясной продукции. Мясо птицы является более доступным для низкооплачиваемых слоев населения.
В настоящее время на российском рынке мяса птицы отмечается устойчивый рост производства, который происходит на фоне снижения объемов импорта.
Современные технологии отрасли птицеводства позволяют в короткие сроки не только количественно увеличить объемы отечественного производства мяса птицы, но и снизить их себестоимость.
Сдерживающим фактором успешного развития индейководства в России является отсутствие репродукторных хозяйств, производящих гибридное яйцо современных кроссов (преимущественно тяжелого типа), вследствие чего действующие в настоящее время индейководческие предприятия завозят гибридные яйца или суточных индюшат из-за рубежа.
Кроме того, в России отсутствует производство современного технологического оборудования для выращивания молодняка и содержания взрослого поголовья индеек, для убоя и глубокой переработки птицы.
При развитии индейководства необходимо учитывать, что современная технология производства мяса и продукции его переработки основана на использовании высокопродуктивных гибридов, полнорационных комбикормов, применении комплексной механизации и автоматизации технологических процессов выращивания молодняка и содержания взрослой птицы, системы организационных и ветеринарно-профилактических мероприятий, глубокой переработки и хранения продукции, создании логистических центров.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации удельный вес мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) отечественного производства должен составлять не менее 85 процентов в общем объеме товарных ресурсов. На сегодняшний день этот показатель - 64,7 процента, по мясу птицы - 73 процента. Согласно Доктрине Тамбовская область должна стать центром продовольственной безопасности в Центральном федеральном округе.
На сегодняшний день в Тамбовской области производство мяса индеек сосредоточено в частном секторе, в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах. В этих хозяйствах производство продукции носит сезонный характер.
Реализация данной программы будет способствовать решению проблемы обеспечения высококачественным мясом птицы в регионе и за его пределами, увеличения удельного веса мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) отечественного производства в целом.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации программы, цель, задачи, срок и этапы реализации программы
Целью программы является:
повышение уровня жизни сельского населения путём расширения масштабов его занятости на основе развития перспективной отрасли мясного птицеводства (индейководства) и увеличения объемов производства мяса птицы (индейки).
Достижение поставленной цели предусматривает инновационный тип развития на основе улучшения рационального использования ресурсов, обеспечения конкурентоспособности производимой птицеводческой продукции, полного удовлетворения внутреннего спроса.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
увеличение производства мяса птицы на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов птицы;
обновление производственной базы мясного птицеводства, строительство новых предприятий, проведение реконструкции и модернизации действующих предприятий;
создание крупных промышленных высокотехнологичных предприятий, специализирующихся на производстве мяса птицы (индейки) и работающих в системе замкнутого цикла;
строительство, реконструкция и модернизация инкубаторов;
организация новых рабочих мест, обучение высококвалифицированных кадров рабочих профессий, специалистов среднего звена, главных специалистов, руководящих кадров.
Постановлением администрации Тамбовской области от 13 сентября 2013 г. N 1032 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты программы
Выполнение программы осуществляется за счет строительства новых птицеводческих комплексов, оснащения их высокотехнологичным оборудованием отечественного и зарубежного производства с использованием высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов птицы. Применения полнорационных сбалансированных комбикормов и современных технологий ведения производства, обеспечивающих взаимную адаптацию биологических, технических и организационных звеньев, способствующих эффективной работе отрасли.
Основной прирост производства мяса птицы, предусмотренный программой, будет осуществляться на промышленных птицефабриках.
Таблица 1.
Основные целевые индикаторы программы
Наименование показателя (индикатора) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Производство мяса птицы (в т.ч. индейки) в живом весе, тыс. тонн |
108 |
120 |
140 |
Расход комбикормов, тыс. тонн |
216 |
260 |
320 |
Племенное птицепоголовье, тыс. голов |
0 |
36 |
44 |
Количество племенного яйца, тыс. шт. |
0 |
60 |
80 |
Птицепоголовье на откорме (перед убоем), тыс. голов |
50000 |
51428,6 |
52857,1 |
Численность населения, занятого в отрасли, человек |
3150 |
3750 |
4450 |
Создание новых рабочих мест |
0 |
600 |
700 |
Реализация программы позволит:
обеспечить создание новых мощностей по производству мяса птицы (индейки) с использованием современных инновационных технологий и племенных достижений, а также предприятий по производству комбикормов;
увеличить производство мяса птицы (индейки) к 2015 году до 140 тыс. тонн и создать более 1300 новых высокооплачиваемых рабочих мест;
ежегодно увеличивать поступления платежей в консолидированный бюджет области и внебюджетные фонды;
обеспечить население области качественной продукцией отечественного производства;
повысить уровень жизни населения области.
Таблица 2.
Расчет социально-экономической и экологической эффективности реализации программы (по годам)
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2012 г. % |
Валовое производство в сельхозпредприятиях мяса птицы (в.т.ч.индейки), тыс. тонн |
106,0 |
108,0 |
120,0 |
140,0 |
в 1,3 раза |
Себестоимость произведенной продукции, млн. руб. |
3241,6 |
3467,9 |
3853,2 |
4495,4 |
в 1,4 раза |
Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
2645,5 |
2830,2 |
3144,7 |
3668,8 |
в 1,4 раза |
Таблица 3.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе (по годам)
Наименование показателя |
Един. измер. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2012 г. % |
Выручка от реализации мяса птицы (индейки) |
млн. руб. |
5837,1 |
6298,1 |
6997,9 |
8164,2 |
в 1,4 раза |
Ежегодный прирост выручки от реализации мяса птицы (индейки) (ТП) |
млн. руб. |
- |
411,1 |
699,8 |
1166,3 |
* |
Финансирование программы из областного бюджета- всего (Ф) |
млн. руб. |
- |
- |
185,8 |
62,3 |
* |
Показатели эффективности - Э бюд. |
% |
- |
- |
376,6 |
1872,1 |
* |
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе представлен в таблице 3, где - объем прироста выручки от реализации на 1 рубль средств областного бюджета. Рассчитывается как отношение ежегодного прироста выручки от реализации мяса (ТП) к финансированию программы из областного бюджета (Ф). Реализация программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона, развитию культуротехнических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
4. Обобщенная характеристика мероприятий программы
4.1. Размещение производственных мощностей
Выполнение программы будет осуществляться за счет строительства новых объектов, реконструкции и модернизации действующих птицеводческих комплексов, развития сельских территорий, повышения качества жизни населения области за счет строительства инфраструктуры, социально-культурного обустройства, создания новых рабочих мест.
Перечень программных мероприятий указан в приложении.
В области реализуются инвестиционные проекты: в открытом акционерном обществе (далее - ООО) "Тамбовская индейка" по строительству птицефабрики по производству мяса индейки проектной мощностью 40 тыс. тонн в год, в крестьянском (фермерском) хозяйстве "Суворинов Н.Т." по строительству птицеводческой фермы по откорму индейки на 3,0 тысячи посадочных мест. В ООО птицефабрика "Иловайская" реализуется инвестиционный проект по реконструкции и строительству новых производственных мощностей по производству 20 тыс. тонн мяса птицы.
В Инжавинском районе введен в эксплуатацию инвестиционный проект ЗАО "Инжавинская птицефабрика" проектной мощностью 100 тыс. тонн мяса птицы в год. В ходе реализации программы значительно увеличится прирост выручки от реализации мяса птицы (индейки) и в 2015 году составит 8164,2 млн. рублей в том числе: в ЗАО "Инжавинская птицефабрика" ежегодная выручка составит 6298 млн. рублей, в ООО "Иловайская птицефабрика" в 2015 году составит 457,5 млн рублей, в ООО "Тамбовская индейка" в 2014 году - 699,0 млн. рублей, в 2015 году - 1407 млн. рублей, в крестьянском (фермерском) хозяйстве "Суворинов Н.Т." в 2014 году - 0,9 млн. рублей, в 2015 году - 1,2 млн. рублей.
4.2. Применение инновационных технологий
В период реализации программы планируется осуществить комплекс мер по внедрению в производство передового отечественного и зарубежного опыта ведения отрасли мясного птицеводства, соответствующего мировым стандартам, предусматривающего:
комплектование предприятий оборудованием лучших отечественных и зарубежных производителей технологических линий на уровне мировых стандартов;
использование перспективных кроссов птицы;
увеличение производства мяса птицы на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов птицы (индейки).
4.3. Развитие кормовой базы
Одним из основных вопросов в реализации программы является обеспечение поголовья птицы качественными сбалансированными кормами.
Все сельскохозяйственные предприятия, реализующие инвестиционные проекты, имеют земельные угодья, планируют строительство современных комбикормовых заводов, мощности которых обеспечат объемы производства мяса птицы (индейки). Недостающее количество зернофуража будет закупаться крупными оптовыми партиями в период уборки урожая по минимальной стоимости, что положительно скажется на себестоимости продукции.
Основная задача кормопроизводства - выполнение требований научно-технического обеспечения севооборота в структуре посевных площадей, которая предусматривает рациональное сочетание зерновых культур и оптимальную потребность кормовых компонентов для производства полнорационных комбикормов.
Развитие птицеводства мясного направления (индейководства) существенно влияет на структуру посевных площадей в растениеводстве, так как резко возрастают потребности в производстве зерновой группы. В связи с этим особое внимание уделяется увеличению производства высокоурожайных, наиболее ценных в кормовом отношении культур. Производство зерна по современным технологиям с использованием высокоурожайных отечественных и импортных гибридов обеспечит потребность специализированных хозяйств, занимающихся мясным птицеводством.
4.4. Подготовка кадров
Особое место в системе мер по развитию мясного птицеводства отводится профессиональной подготовке и переподготовке, повышению уровня квалификации кадров - руководителей, специалистов, рабочих профессий. Модернизация отрасли является стратегической целью развития, поэтому ведется расширение сотрудничества работодателей и учебных заведений, адаптация учебных программ аграрных учебных заведений к реальной практике развития, введение новых курсов, специальностей, готовящих востребованные кадры новой формации для отрасли, целенаправленная практика и стажировка студентов на передовых сельскохозяйственных предприятиях. Это предоставит выпускникам аграрных учебных заведений более широкие возможности в трудоустройстве.
В целях повышения уровня подготовки кадров участники программы будут проводить следующие мероприятия:
осуществлять подготовку на договорной основе с учебными заведениями области профильных специалистов;
организовывать стажировки на передовых сельскохозяйственных предприятиях области для приобретения практических навыков внедрения новых технологий, применяемых в отрасли;
информировать специалистов о мировых достижениях в животноводстве;
формировать кадровый резерв специалистов отрасли.
На период ввода в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных комплексов участниками программы привлекаются высококвалифицированные менеджеры и специалисты для освоения специфики технологий и обучения кадров до выхода предприятий на проектную мощность.
Мероприятия по наращиванию мощностей по производству мяса птицы (индейки), включенные в программу, представлены в таблице 4.
Постановлением администрации Тамбовской области от 13 сентября 2013 г. N 1032 в подраздел 4.5 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.5. Социальное развитие села
Для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований области, обеспечения инвестиционных проектов рабочими кадрами, продолжится реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создания для населения нормальных условий жизнедеятельности путем реализации мероприятий:
по улучшению жилищных условий: в 2013 году, с учетом переходящих остатков средств федерального и регионального бюджетов улучшат жилищные условия 587 семей, в том числе 332 - молодые семьи и молодые специалисты. За период 2014 - 2020 г.г. планируется ввести 116,8 тыс. кв. м. жилья, в том числе - 61,5 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов;
по подведению газовых и водопроводных сетей: в 2013 году планируется ввести 59,9 км газовых сетей, 44,4 км водопроводных сетей. За период 2014 - 2020 г.г. планируется ввести 340 км водопроводных и 280 км газовых сетей;
по поддержке комплексной компактной застройки сельских поселений области: работа в этом направлении будет продолжена в 2013 году. Предусмотрено выделение средств федерального бюджета в размере 45 млн. рублей на реализацию мероприятий. На софинансирование данного мероприятия из бюджета области предусмотрено выделение 105 млн. рублей;
по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи физической культуры и спорта в сельской местности в 2013 году запланировано строительство восьми фельдшерско-акушерских пунктов. На эти мероприятия запланировано выделение 8,8 млн. рублей из федерального бюджета и 20,6 млн. рублей из областного бюджета.
В рамках этих мероприятий запланировано также строительство первой очереди сетей инженерной инфраструктуры для микрорайона в с. Бурнак Жердевского района Тамбовской области на 219 домов. Проект взаимоувязан со строящимися крупными объектами агропромышленного комплекса, требующими притока высококвалифицированных молодых кадров.
Таблица 4.
Мероприятия по наращиванию мощностей сельскохозяйственного и перерабатывающего производства мяса птицы (индейки)
Наименование программного мероприятия |
Источник финансирования |
Срок исполнения |
Объем инвестиций по годам (млн. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Разработка и согласование проектно-сметной документации, реконструкция, строительство птицеводческих комплексов по производству мяса птицы, в том числе индейки, с убойным производством, комбикормовых предприятий и цехов. Оснащение комплексов высокотехнологическим оборудованием отечественного и импортного производства |
Внебюджетные средства |
2013 - 2015 г.г. |
2013 г. - 13,8 2014 г. - 517,3 2015 г. - 57,7 Всего - 588,8 |
2. Приобретение высокопродуктивных кроссов и производство сбалансированных комбикормов |
Внебюджетные средства |
2014 - 2015 г.г. |
2013 г. - 0,0 2014 г. - 186,0 2015 г. - 288,0 Всего - 474,0 |
3. Поддержка сельскохозяйственного и перерабатывающего производства мяса птицы (индейки) |
Областной бюджет |
2013 - 2014 г.г. |
2013 г. - 0,00 2014 г. - 185,8 2015 г. - 62,3 |
Участником программы могут быть сельскохозяйственные организации, крестьянские фермерские хозяйства, являющиеся сельскохозяйственным товаропроизводителем и изъявляющие желание заниматься мясным птицеводством.
Обязательства по выполнению мероприятий программы представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Обязательства по выполнению мероприятий программы, млн. руб.
Наименование показателя |
Обязательства (по годам) |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Субсидирование на возмещение части затрат на строительство комплекса и инфраструктуры внутри комплекса, млн. руб. |
|
|
|
Всего |
0 |
150 |
0 |
областной бюджет |
0 |
150 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
150 |
0 |
2. Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение племенного и гибридного инкубационного яйца, млн. руб. |
|
25,8 |
50,3 |
всего |
0 |
25,8 |
50,3 |
областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
|
|
3. Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение кормовых добавок, млн. руб. |
|
|
|
всего |
0 |
10,0 |
12,0 |
областной бюджет |
0 |
10,0 |
12,0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные средства, млн. руб. всего |
2013,8 |
5703,3 |
345,7 |
Конкретные объемы и формы государственной поддержки из областного бюджета будут ежегодно определяться законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Постановлением администрации Тамбовской области от 13 сентября 2013 г. N 1032 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Общий объём финансирования мероприятий программы составит - 8310,9000 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 г. - 2013,8000 млн. руб.;
2014 г. - 5889,1 млн. руб.;
2015 г. - 408,0 млн. руб.
Конкретные мероприятия и объёмы финансирования программы уточняются ежегодно при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год.
6. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения основывается на формах и методах управления, определяемых государственным заказчиком программы, и направлен на координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий, подготовку отчетов о реализации, внесение предложений по корректировке программы.
Механизм реализации программы предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение программы.
Ответственный исполнитель программы:
согласовывает с исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники их финансирования;
несет ответственность за реализацию программы в целом;
осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий;
на основании отчетов ответственных исполнителей программы формирует в установленные сроки сводный отчет о ходе финансирования и выполнения программы и представляет его в управление экономической политики администрации области.
Финансирование программных мероприятий в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий программы в отчетном периоде.
Срок реализации программы - 2013 - 2015 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.