Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к государственной программе
Тамбовской области
"Содействие занятости населения"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие институтов рынка труда"
23 сентября 2013 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. N 1056 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, а гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики.
В этой связи необходимо преодолеть имеющиеся негативные тенденции в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются:
сокращением численности населения;
растущей конкуренцией с рынками труда соседних регионов в отношении квалифицированных кадров;
отставанием заработной платы в бюджетном секторе в бюджетной сфере от средней заработной платы по Тамбовской области.
Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные, в первую очередь, дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров, что при сохранении сложившихся тенденций может привести к резкому замедлению темпов экономического роста.
Основной тенденцией мировой экономики является опережающая динамика развития организаций высокотехнологичных отраслей промышленности, сферы товарного обращения и услуг, появление новых видов экономической деятельности. Влияние инновационной деятельности на развитие человеческого потенциала организации становится тем ведущим механизмом, который в современных условиях реально меняет качество профессиональной деятельности.
Переход от товарно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала области. Значительную роль в этом играет решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.
Для этого необходимо провести модернизацию профессиональных образовательных программ с учетом потребностей рынка труда, которая должна быть отражена в национальной системе квалификаций. Национальная система квалификаций станет основой для обучения работников с учетом требований рынка труда, а также будет способствовать лучшей расстановке и использованию кадров на производстве, включая бюджетный сектор экономики.
Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными муниципальными учреждениями, необходимо постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Для этого, в свою очередь, помимо формирования национальной системы квалификаций, необходимо формирование действенных инструментов стимулирования работников к повышению своих личных деловых и профессиональных качеств, применению в своей работе новых образовательных технологий. Учитывая, что важнейшим инструментом управления мотивацией персонала является оплата труда, целесообразно совершенствовать систему оплаты труда работников, увязывая заработную плату с количеством и качеством труда.
Необходимо привлечение и закрепление в бюджетном секторе квалифицированных специалистов, в том числе путем создания рабочих мест, конкурентоспособных на рынке труда. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения заработной платы в бюджетном секторе до конкурентоспособного уровня.
Практика показывает, что наиболее эффективно работа по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда проводится в тех субъектах Российской Федерации, где созданы и совершенствуются системы управления охраной труда и региональная нормативная правовая база по охране труда. Необходимо развивать деятельность по охране труда в этом направлении, законодательно закрепив распределение полномочий осуществления государственного управления охраной труда на всех уровнях управления - от муниципальных образований до областных отраслевых управлений.
Важным шагом к развитию социально-трудовой сферы и укреплению социального партнерства является реализация регионального соглашения между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и органами государственной власти Тамбовской области на 2011 - 2013 годы, заключение соглашений на последующий период.
Одной из важнейших задач является улучшение условий труда на рабочих местах путем внедрения системы оценки и управления профессиональными рисками в сочетании с усилением мер профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также повышением качества оказания услуг в области охраны труда.
Статистические данные о количестве погибших в результате несчастных случаев на производстве в отраслях экономики Тамбовской области за 2012 год свидетельствуют о стабилизации показателя общего количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, снижения числа групповых несчастных случаев, сохранения тенденции снижения количества несчастных случаев со смертельным исходом.
В 2011 году в организациях всех видов экономической деятельности численность пострадавших с утратой трудоспособности и со смертельным исходом составила 293 человека (в 2010 году - 305 человек), или 2,1 в расчете на 1000 работающих. Было зафиксировано 12 несчастных случаев со смертельным исходом (в 2010 году - 15 случаев).
Показатели производственного травматизма со смертельным исходом в целом сохранили тенденции к снижению, однако остаются на очень высоком уровне в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, транспорте и связи.
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве, происшедших в Тамбовской области в 2011 году, наибольшее количество вызвано причинами организационного характера: нарушениями требований безопасности труда (41,9%), падение по неосторожности (25,2%), нарушениями трудовой и производственной дисциплины (6,7%). Наличие вредных производственных факторов, использование несовершенных машин и оборудования, технологических процессов приводит к полной или частичной утрате трудоспособности работников.
Продолжается увеличение численности работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которая в 2011 году составила 20,2% от общей численности работающих (в 2010 году - 18,4 %).
Указанное состояние условий и охраны труда во многом обусловлено тем, что сохраняется система управления охраной труда, сформированная во времена СССР и основанная на административных принципах управления.
В современных условиях рыночной экономики она не обеспечивает решение основных задач - сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда, носит затратный характер и ориентирована на компенсацию и устранение последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, а не на предупреждение неблагоприятных воздействий на здоровье работника.
В этой связи в системе управления охраной труда необходим переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
Приоритетными направлениями реализации указанной задачи в области охраны труда являются:
формирование системы нормативных актов, гармонизированных с лучшими мировыми практиками, направленных на внедрение системы управления профессиональными рисками;
создание современной достоверной системы оценки качества каждого рабочего места;
совершенствование страховых механизмов с целью повышения экономической и финансовой заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда работников;
совершенствование системы административных стимулов, обязывающих работодателей строго соблюдать требования охраны труда.
В этой связи важнейшей задачей формирования инструментов рынка труда является усиление профилактики нарушений в области охраны труда путем совершенствования норм трудового законодательства, ориентированной, в первую очередь, на профилактику нарушений трудового законодательства.
Необходимо уделять особое внимание пропаганде культуры безопасного труда, активизировать проведение на территории области региональных этапов Всероссийских конкурсов "Российская организация высокой социальной эффективности", "Лучший по профессии", мотивировать работодателей области к участию в декларировании соответствия условий труда государственным нормативам требований охраны труда.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи, сроки реализации подпрограммы
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" основными задачами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
формирование национальной системы квалификаций;
создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость и т.д.);
повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
разработка и реализация мер, направленных на стимулирование работодателей к снижению количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест;
обеспечение сбалансированности между растущей стоимостью труда (прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг), мерами социальной защиты работников и сохранением конкурентоспособности производимой продукции;
обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений;
развитие социального партнерства.
С учетом указанных приоритетов государственной политики сформирована подпрограмма "Развитие институтов рынка труда", целью которой является содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
содействие повышению заработной платы в бюджетном секторе экономики.
Для целей мониторинга реализации данной задачи будут использоваться целевые показатели соотношения заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761 и от 28.12.2012 N 1688, со средней заработной платой в Тамбовской области:
педагогических работников образовательных учреждений общего образования;
педагогических работников дошкольных образовательных учреждений;
педагогических работников дополнительного образования;
преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования;
преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
педагогических работников, оказывающих услуги детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг);
среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг);
младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг);
социальных работников;
работников учреждений культуры;
правовое обеспечение охраны труда, совершенствование территориальной системы государственного управления охраной труда;
улучшение условий труда на рабочих местах.
Для целей мониторинга реализации данной задачи будут использоваться следующие целевые показатели:
коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом на 1000 работающих;
количество зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний;
повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганда культуры безопасного труда.
Для целей мониторинга данной задачи будут использоваться следующие целевые показатели:
удельный вес работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в общей численности занятых в наблюдаемых видах экономической деятельности;
удельный вес рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условиях труда (% от общего количества аттестованных рабочих мест в Тамбовской области);
доля предприятий - участников регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности";
количество организаций, расположенных на территории Тамбовской области, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
доля предприятий - участников регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии";
развитие социального партнерства.
Для целей мониторинга реализации данной задачи будет использоваться показатель удельного веса выполненных стороной органов исполнительной власти мероприятий Региональных соглашений между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов в общем количестве мероприятий, подлежащих выполнению стороной органов исполнительной власти;
совершенствование системы профессиональной подготовки работников по охране труда на основе современной технологии обучения.
Для целей реализации мониторинга данной задачи будет использоваться показатель численности работающих, прошедших обучение по охране труда.
Постановлением администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. N 1056 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Сведения о значениях указанных целевых показателей (индикаторов) подпрограммы представлены в приложении 1 к государственной программе.
В перечень включены показатели, характеризующие результативность решения задач подпрограммы, реализуемых на постоянной основе и имеющих количественное выражение. Критерием отбора показателей является отражение качественной характеристики итогов реализации конкретной задачи.
Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда.
Планируемые значения показателей реализации задач подпрограммы определены исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 годы и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации.
По итогам реализация подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
развитие профессиональной мобильности населения;
привлечение в бюджетный сектор квалифицированных специалистов;
повышение качества оказываемых государственных и муниципальных услуг;
улучшение условий труда работников;
поддержание социальной стабильности в обществе;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения.
Подпрограмма будет реализована в один этап.
Сроки реализации подпрограммы: 2014 - 2020 годы.
Постановлением администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. N 1056 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
На решение поставленных задач направлены следующие основные мероприятия подпрограммы.
Основное мероприятие 1: содействие повышению заработной платы в бюджетном секторе экономики
В рамках данного основного мероприятия предусматривается:
повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, сложностью и объемом выполняемой работы;
реализация программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг в Тамбовской области.
Основное мероприятие 2: правовое обеспечение охраны труда, совершенствование территориальной системы государственного управления охраной труда
В рамках данного основного мероприятия предусматривается:
принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование механизма непрерывного совершенствования нормативно-правового обеспечения в области условий и охраны труда.
Основное мероприятие 3: улучшение условий труда на рабочих местах
В рамках данного основного мероприятия предусматривается:
формирование на законодательном уровне механизма экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
разработка и реализация мер по информированию широкого круга лиц по вопросам безопасных условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний через средства массовой информации, издания и тиражирования рекламно-информационных и справочных материалов.
Основное мероприятие 4: повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганда культуры безопасного труда
В рамках данного основного мероприятия предусматривается;
совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
разработка и реализация мер, обеспечивающих снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний;
организация лечения пострадавших непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест;
построение эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп населения по вопросам культуры безопасного труда;
проведение регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности";
проведение выставок специализированных средств индивидуальной защиты и передовых разработок в области охраны труда;
проведение регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".
Основное мероприятие 5: развитие социального партнерства
В рамках данного мероприятия предусматривается проведение встреч и консультаций между сторонами социального партнерства.
Решения о совместных действиях по наиболее актуальным вопросам трудового законодательства будут закреплены в Региональном соглашении между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на соответствующий период.
Основное мероприятие 6: совершенствование системы профессиональной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий
В рамках данного мероприятия предусматривается совершенствование технологий, программ и методик обучения по охране труда различных категорий работников, в том числе специалистов, проводящих государственную экспертизу условий труда на разных стадиях их подготовки, включая дистанционное обучение, постоянное усовершенствование процесса обучения.
Основное мероприятие 7: совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения.
В рамках данного мероприятия предусматривается разработка и реализация мер, направленных на снижение профессиональных заболеваний и своевременное диагностирование возможностей профессиональных заболеваний на ранних стадиях в ходе проведения периодических медицинских осмотров.
Постановлением администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. N 1056 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 161269,6 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 16245,5 тыс. рублей, внебюджетных источников (средства Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) - 145024,1 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы, осуществляемое за счет средств областного бюджета, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на соответствующие годы.
Информация о ресурсном обеспечении основных мероприятий подпрограммы представлена в приложении 4 к государственной программе.
Постановлением администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. N 1056 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Механизмы реализации подпрограммы
Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического, финансового, организационного характера.
Макроэкономические риски: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения и массовым высвобождением работников. Преодоление макроэкономических рисков возможно путем выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий по совершенствованию системы управления охраны труда, направленной на сохранение жизни и здоровья работников.
Организационные риски: несвоевременное, недостаточно проработанное принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в Тамбовской области; недостатки в процедурах управления и контроля; дефицит квалифицированных кадров. Преодоление рисков возможно путем своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения.
Подпрограмма предусматривает ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий подпрограммы, целевого и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями программы. Ответственный исполнитель:
организует реализацию подпрограммы, вносит предложение о внесении изменений в программу и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) программы, а также конечных результатов ее реализации;
в соответствии с требованиями постановления администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" представляет в управление экономической политики администрации области сведения, необходимые для проведения мониторинга и оценки эффективности программы;
готовит годовой отчет и представляет его в управление экономической политики администрации области;
осуществляет реализацию мероприятий подпрограммы.
Внесение изменений в подпрограмму осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в сети "Интернет" информацию о подпрограмме, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) программы, степени выполнения мероприятий подпрограммы.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Соисполнители:
разрабатывают и осуществляют реализацию подпрограмм и основных мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
обеспечивают целевое и эффективное использование средств;
несут ответственность за целевые индикаторы в части их касающейся;
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы управления экономической политики администрации области, финансового управления области, а также отчеты о ходе реализации мероприятий государственной программы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчетов о ходе реализации государственной программы;
представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.