Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к государственной программе
Тамбовской области "Развитие здравоохранения
Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы
Подпрограмма
"Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - Подпрограмма)
27 сентября 2013 г.
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Управление здравоохранения области |
Соисполнители Подпрограммы |
Управление образования и науки области; управление пресс-службы и информации администрации области; управление социального развития области; управление по физической культуре, спорту и туризму области; Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области; медицинский институт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина |
Цели Подпрограммы |
Увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний; повышение выявляемости на ранних стадиях и снижение смертности и заболеваемости социально значимыми и инфекционными заболеваниями |
Задачи Подпрограммы |
Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Тамбовской области, в том числе снижение распространённости наиболее значимых факторов риска; снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок; раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами В и С; развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям |
Целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы |
Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; охват диспансеризацией подростков; распространенность ожирения среди взрослого населения; распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения; распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения; распространенность низкой физической активности среди взрослого населения; распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения; распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения; доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II ст.; увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез; заболеваемость дифтерией; заболеваемость корью; заболеваемость краснухой; заболеваемость эпидемическим паротитом; заболеваемость острым вирусным гепатитом B; охват иммунизацией населения против вирусного гепатита B в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки; доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных; доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года; доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года; смертность от самоубийств |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в два этапа: 1 этап - 2013 - 2015 гг.; 2 этап - 2016 - 2020 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований |
Общие затраты на реализацию мероприятий Подпрограммы составляют 28816241,6 тыс. рублей, из них за счёт средств федерального бюджета - 918212,5 тыс. рублей; за счёт средств областного бюджета - 490285,0 тыс. рублей; за счёт средств обязательного медицинского страхования - 27407744,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 2355119,5 тыс. рублей; 2014 г. - 2658135,4 тыс. рублей; 2015 г. - 3127648,4 тыс. рублей; 2016 г. - 3396920,1 тыс. рублей; 2017 г. - 3985923,8 тыс. рублей; 2018 г. - 4244538,1 тыс. рублей; 2019 г. - 4430952,3 тыс. рублей; 2020 г. - 4617004,0 тыс. рублей; За счёт средств федерального бюджета: 2013 г. - 150 841,6 тыс. рублей; 2014 г. - 91 170,0 тыс. рублей; 2015 г. - 101041,7 тыс. рублей; 2016 г. - 105786,9 тыс. рублей; 2017 г. - 110752,2 тыс. рублей; 2018 г. - 114134,5 тыс. рублей; 2019 г. - 119462,0 тыс. рублей; 2020 г. - 125 023,6 тыс. рублей; За счёт средств областного бюджета: 2013 г. - 27751,6 тыс. рублей; 2014 г. - 29088,3 тыс. рублей; 2015 г. - 58172,4 тыс. рублей; 2016 г. - 60830,7 тыс. рублей; 2017 г. - 73002,7 тыс. рублей; 2018 г. - 77705,3 тыс. рублей; 2019 г. - 80473,3 тыс. рублей; 2020 г. - 83260,7 тыс. рублей; За счёт средств обязательного медицинского страхования: 2013 г. - 2176526,3 тыс. рублей; 2014 г. - 2537877,1 тыс. рублей; 2015 г. - 2968434,3 тыс. рублей; 2016 г. - 3230302,5 тыс. рублей; 2017 г. - 3802168,9 тыс. рублей; 2018 г. - 4052698,3 тыс. рублей; 2019 г. - 4231017,0 тыс. рублей; 2020 г. - 4408719,7 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Реализуемые мероприятия Подпрограммы позволят к 2020 году достичь следующих результатов: охват профилактическими медицинскими осмотрами детей на уровне 100%; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на уровне 100%; охват диспансеризацией подростков на уровне 100%; снижение распространенности ожирения среди взрослого населения до 23,2%; снижение распространенности повышенного артериального давления среди взрослого населения до 30%; снижение распространенности повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения до 40%; снижение распространенности низкой физической активности среди взрослого населения до 36%; снижение распространенности избыточного потребления соли среди взрослого населения до 40%; снижение распространенности недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения до 35%; увеличение доли больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II ст. до 56,7%; увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 81,08%; отсутствие заболеваемости дифтерией и корью; поддержание на уровне 0,2 на 100 тысяч населения заболеваемости эпидемическим паротитом; снижение заболеваемости краснухой до 0,1 на 100 тысяч населения; снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом B до 0,6 на 100 тысяч населения; увеличение охвата иммунизацией населения против вирусного гепатита B в декретированные сроки до 95%; увеличение охвата иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки до 99%; увеличение охвата иммунизацией населения против кори и эпидемического паротита в декретированные сроки до 99%; увеличение охвата иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки до 98,5%; увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до 85%; снижение доли больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, до 23,3%; снижение доли больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года, до 18,0%; снижение смертности от самоубийств до 12,5 на 100 тысяч населения |
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 сентября 2013 г. N 1085 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сохранение и укрепление здоровья населения является важнейшим приоритетом государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.
В 2012 году в демографическом развитии области отмечен рост показателя рождаемости до 9,6_ и снижение смертности населения по всем классам заболеваний до 16,1 на 100 тысяч населения. В то же время смертность населения области превышает среднероссийский показатель.
Общая заболеваемость населения за 3 года снизилась на 6,7% и составила 1479,0 (2009 г. - 1742,2; 2010 г. - 1579,6; 2011 г. - 1496,3; РФ 2011 г. - 1604,0, ЦФО 2011 г. - 1493,8 на 1000 населения). В структуре общей заболеваемости преобладают болезни органов дыхания - 24,6% (363,1 на 1000 населения), органов кровообращения - 18,6% (274,6 на 1000 населения) и костно-мышечной системы - 7,5% (111,2 на 1000 населения).
Общая численность лиц, впервые признанных инвалидами, за 3 года снизилась на 5,2% и составила 66,0 (на 100 тыс. населения), при этом среднеобластной показатель остается выше среднероссийского (РФ - 61,3).
Профилактика как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включает в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм.
Меры, предпринятые в ходе реализации целевой программы по формированию здорового образа жизни у граждан Тамбовской области в 2009 - 2012 гг., привели к снижению заболеваемости алкогольной зависимостью в 2012 году по сравнению с 2009 годом на 24,2% со 115,8 до 87,8 (на 100 тысяч населения), в том числе заболеваемость алкогольными психозами снизилась на 16,4% с 35,9 до 30,0 (на 100 тысяч населения).
Особое опасение вызывает употребление алкогольных напитков молодежью. Обращает на себя внимание распространенность табакокурения среди молодежи, которая, как и пивной алкоголизм, приобрела характер эпидемии, распространённость потребления табака среди детей и подростков достигает 10%, а потребление алкогольной продукции на душу населения в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросло на 8,2%.
В целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Тамбовской области, включая популяризацию здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, в области приняты и реализуются следующие нормативные правовые акты:
Закон Тамбовской области от 29.10.2003 N 155-З "Об административных правонарушениях в Тамбовской области";
Закон Тамбовской области от 24.05.2012 N 141-З "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Тамбовской области";
постановление администрации области от 20.01.2006 N 27 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции" (в редакции от 07.06.2010);
постановление главы администрации города Тамбова от 03.03.2006 N 1121 "Об определении прилегающих территорий при розничной торговле алкогольной продукцией";
постановление администрации области от 24.11.2006 N 1333 "О координационном Совете по демографической политике при главе администрации области" (в редакции от 26.06.2009);
постановление администрации области от 14.12.2007 N 1385 "Об областной антинаркотической комиссии" (в редакции от 27.02.2010);
постановление администрации области от 28.12.2007 N 1491 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции "лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (в редакции от 07.06.2010);
постановление администрации области от 26.03.2008 N 374 "Об утверждении Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тамбовской области на период 2008 - 2015 гг.";
постановление администрации Тамбовской области от 26.03.2009 N 326 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Тамбовской области на 2009 - 2015 годы" (в редакции от 29.12.2012);
постановление администрации области от 01.07.2009 N 776 "О координационном совете по формированию здорового образа жизни населения области" (в редакции от 16.04.2010);
постановление администрации области от 19.10.2009 N 1247 "Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции" (в редакции от 06.10.2011), которым на территории области введено ограничение времени продажи алкогольной продукции независимо от содержания этилового спирта с 23.00 до 08.00;
постановление администрации области от 31.03.2011 N 326 "Об утверждении целевой программы Тамбовской области "Улучшение качества жизни граждан пожилого возраста" на 2011 - 2013 гг.";
постановление администрации области от 16.12.2011 N 1368 "О реализации соглашения от 04.08.2011 об информированном взаимодействии Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу и администрации Тамбовской области";
постановление администрации области от 30.12.2011 N 1991 "Об утверждении целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Тамбовской области на 2012 - 2014 годы";
постановление администрации области от 30.01.2012 N 82 "Об утверждении целевой программы Тамбовской области "Формирование здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Тамбовской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на 2012 - 2014 годы";
постановление администрации области от 23.04.2012 N 476 "Об утверждении целевой программы области "Дети Тамбовщины" на 2012 - 2014 годы";
постановление администрации области от 27.06.2012 N 772 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Тамбовской области", которое устанавливает на территории Тамбовской области дополнительные ограничения в части времени и условий розничной продажи алкогольной продукции, как для предприятий торговли, так и для предприятий общественного питания и запрещает розничную продажу 1 Мая, 9 Мая, 12 июня, 4 ноября, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой при оказании услуг общественного питания;
постановление администрации области от 21.11.2012 N 1441 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы" (в редакции от 22.01.2013);
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного постановления вместо "1441" следует читать "1443"
постановление администрации области от 17.12.2012 N 1598 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Тамбовской области на 2013 - 2020 годы" (в редакции от 21.01.2013);
распоряжение администрации области от 05.09.2011 N 281-р "Об утверждении Концепции региональной политики в области здорового питания населения Тамбовской области на период до 2020 года".
Организация работы по формированию здорового образа жизни строится на межведомственном взаимодействии различных структур и ведомств и включает несколько направлений:
контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере ограничения производства, реализации и потребления алкогольных напитков;
методическая работа;
профилактическая работа с населением;
массовые мероприятия (акции);
информационно-разъяснительная работа, в том числе в средствах массовой информации;
спортивно-оздоровительные мероприятия;
развитие инфраструктуры спорта;
организация летнего отдыха для детей.
Предпосылки к возникновению неинфекционных заболеваний появляются уже в детском и подростковом возрасте. 20% случаев артериальной гипертонии и 50% случаев ожирения имеют место у тех, кто имел их в детском возрасте. До 18 лет начинают курить свыше 80% юношей и 50% девушек.
Профилактика "болезней поведения" и основные принципы здорового питания должны закладываться уже в школьном возрасте.
В регионе осуществляется комплексный подход к созданию целостной системы школьного питания. На протяжении четырех лет, с 2008 по 2011 год, область участвовала в реализации экспериментального проекта по модернизации системы школьного питания. В ходе проекта создана новая модель управления системой школьного питания. Отремонтировано и оснащено новым технологическим оборудованием 84 пищеблока в 64 учреждениях 7 пилотных муниципалитетов. В 2012 году осуществлялась трансляция разработанных в ходе проекта технологий на малокомплектные сельские школы и базовые школы с большим количеством филиалов, не вошедшие в проект ранее.
Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию нарушений обмена веществ, хронических заболеваний. В структуре заболеваний школьников преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, нарушений обмена веществ. У 50,0% детей и подростков снижены иммунитет и адаптация к изменениям окружающей среды.
Данная Подпрограмма направлена на формирование идеологии здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего, факторы поведения, вредные привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения.
Процессы формирования здоровья населения Тамбовской области отражают тенденции социально-экономического развития региона. Несмотря на положительные тенденции показателей рождаемости и смертности, в том числе детской, на протяжении ряда лет потери жизненного и трудового потенциалов, зависящие от преждевременной смертности, а также инвалидности, велики.
Для дальнейшего улучшения демографических показателей в области необходимо решить ряд имеющихся в настоящее время проблем:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространённость поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространённость биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе первичного звена, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска их обуславливающих.
На протяжении последних 5 лет эпидемиологическая обстановка в Тамбовской области остаётся стабильной, не зарегистрировано случаев дифтерии, полиомиелита, столбняка, достигнут высокий уровень охвата профилактическими прививками в рамках Национального календаря профилактических прививок, не регистрировались случаи заболевания природно-очаговыми инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики: брюшного тифа, туляремии, сибирской язвы, бешенства, не зарегистрированы случаи заболеваний острым паралитическим полиомиелитом, в том числе ассоциированные с вакциной.
Эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в Тамбовской области в течение 5 лет улучшается: снижаются показатели заболеваемости, распространённости и смертности населения от туберкулёза. Территориальная заболеваемость туберкулёзом в области на протяжении 5 лет ниже среднероссийского показателя и составила в 2012 году 51,7 (на 100 тысяч населения). Заболеваемость туберкулезом сельского населения выше городского.
В 2012 году впервые выявлено 559 больных туберкулезом, на 93 человека меньше, чем в 2011 году (2010 г.- 738 чел.; 2011 г. - 654 чел.). В 2012 году наметилась тенденция к снижению удельного веса деструктивных процессов в структуре клинических форм туберкулёза лёгких у впервые выявленных больных до 46,2%.
Вместе с тем в 2012 году отмечен рост заболеваемости корью до 25,0 (на 1 млн. населения), что связано со вспышками кори в Мичуринском районе, вызванными привозными случаями.
В настоящее время в области созданы условия для соблюдения "холодовой цепи". Однако часть имеющегося холодильного оборудования в лечебно-профилактических учреждениях выработала свой ресурс и подлежит списанию. Кроме того, 20% учреждений здравоохранения, осуществляющих транспортировку иммунобиологических препаратов, не имеют термоиндикаторов в достаточном количестве.
В Тамбовской области наметились позитивные результаты в борьбе с ВИЧ-инфекцией, такие как увеличение охвата лечением антиретровирусными препаратами больных ВИЧ-инфекцией, нуждающихся в терапии, увеличение охвата профилактикой передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Вместе с тем современная эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции, обусловленная изменением основного пути передачи инфекции, представляет угрозу решению приоритетных задач социально-экономического развития Тамбовской области, в связи с чем превентивные меры по распространению ВИЧ-инфекции приобретают особое значение.
В настоящее время в Тамбовской области сложились качественно новые объективные условия, резко снижающие уровень безопасности (в экономическом, демографическом, социальном и медицинском аспектах) населения в связи с развитием эпидемии ВИЧ-инфекции. К ним относятся:
постоянный рост числа ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, распространение заболевания на всей территории Тамбовской области;
увеличение числа женщин репродуктивного возраста в общей структуре заболевших и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей;
отсутствие до настоящего времени средств и методов специфической профилактики ВИЧ-инфекции (вакцины);
влияние социальных факторов, способствующих распространению ВИЧ-инфекции и усугубляющих ситуацию (наркомания, проституция, рост числа бездомных и беспризорных и т.п.). Так, из всех заболевших в Тамбовской области при парентеральном употреблении наркотиков заразилось более 37,5% больных ВИЧ-инфекцией;
ежегодное увеличение частоты полового пути распространения ВИЧ-инфекции, который в 2012 году в Тамбовской области составил около 80%, вследствие этого ВИЧ-инфекция все более поражает людей наиболее трудоспособного возраста;
преждевременная смерть взрослых и детей, больных ВИЧ-инфекцией, способствует снижению рождаемости и продолжительности жизни, тем самым усугубляя нарастающий в Тамбовской области демографический кризис;
ежегодное увеличение числа больных ВИЧ-инфекцией, которым показано лечение, что приводит к росту затрат системы здравоохранения и социального обеспечения;
увеличение частоты развития у этой категории больных ряда других тяжелых заболеваний, включая туберкулез, вирусные гепатиты B и C, что, в свою очередь, увеличивает смертность и инвалидизацию населения;
увеличение бремени общества по обеспечению детей, ставших сиротами в результате преждевременной смерти одного или обоих родителей или в результате социального сиротства детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями;
рост социального напряжения в результате стигматизации и дискриминации людей, больных ВИЧ-инфекцией, и их семей, а также представителей групп высокого риска заражения ВИЧ.
Решение данных проблем требует длительного системного многоуровнего и мультисекторального подходов, осуществление которых возможно при решении поставленных задач программно-целевыми методами.
Вирусные гепатиты человека являются серьезной социально-экономической и клинико-эпидемиологической проблемой здравоохранения всех стран мира. На долю вирусных гепатитов (B, C, D) в общей структуре хронических поражений печени приходится около 70%.
Основой медико-профилактического обслуживания населения является первичная медико-санитарная помощь.
Система первичной медико-санитарной помощи - место первого контакта человека с системой здравоохранения, наиболее массовая форма обслуживания широких слоев населения и поэтому должна быть максимально приближена к местам проживания и труда людей (приложение N 3 к Подпрограмме).
Первичная медико-санитарная помощь жителям области оказывается в 3 самостоятельных поликлиниках, 31 поликлинике при больничных учреждениях, 3 стоматологических поликлиниках, 3 диспансерах, 81 офисе врача общей практики и 481 фельдшерско-акушерском пункте.
Плановая мощность амбулаторно-поликлинических подразделений государственных учреждений здравоохранения Тамбовской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на протяжении последних лет остается стабильной и составила в 2012 году 25559 посещений в смену (236,8 посещений в смену в расчете на 10 тыс. человек населения).
Объемы первичной медико-санитарной помощи ежегодно составляют около 10 млн. посещений (8,4 посещения в расчете на 1 жителя в год). Доля объемов амбулаторной помощи, оказанной врачами первичного звена с профилактической целью, в 2012 году составила около 35%.
Фельдшерско-акушерские пункты обслуживают более 247 тысяч жителей, из них старше 60 лет - 29,8% от проживающих, детей - 13,8% (34290 человек).
В среднем один фельдшерско-акушерский пункт обслуживает 515 человек. В то же время 70 фельдшерско-акушерских пунктов области являются малокомплектными и обслуживают население численностью от 100 до 200 человек, из них 13 - обслуживают менее 100 человек.
В течение последних 3 лет произошла реорганизация и укрупнение фельдшерско-акушерских пунктов в связи с уменьшением численности обслуживаемого населения, в результате количество фельдшерско-акушерских пунктов уменьшилось с 515 в 2009 году до 481 в 2012 году.
Для повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов, в обязанность которых входит осуществление контроля за состоянием здоровья прикреплённого населения, выявление инфекционных заболеваний, визуальных форм злокачественных новообразований, контроль за своевременным посещением врача лиц диспансерной группы, санитарно-просветительная деятельность, оказание неотложной доврачебной помощи.
В целях достижения максимальной доступности первой помощи сельскому населению проводится работа по организации домовых хозяйств первой помощи. В 2011 году на базе учебного центра Тамбовского областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Центр медицины катастроф" обучено по программе оказания первой помощи (само- и взаимопомощи) 62 представителя домовых хозяйств. В 2012 году домовые хозяйства оснащены укладками для оказания первой помощи, методическими пособиями и средствами связи с закрепленными центральными районными больницами, администрация которых осуществляет контроль за их деятельностью.
Медицинские работники отделений медицинской профилактики, в составе которых предусмотрены смотровой кабинет, кабинет доврачебного приема, прививочный кабинет, кабинет профилактической работы, осуществляют проведение диспансеризации и профилактических осмотров с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности, преждевременной смертности населения и факторов риска их развития, а также формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Первый уровень первичной медико-санитарной помощи представлен амбулаторно-поликлиническими подразделениями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению, в том числе:
участковая служба работает по территориально-участковому принципу;
состав врачей - специалистов определяется в соответствии с численностью прикрепленного населения;
диагностические службы развернуты для проведения первичной диагностики и наблюдения за хроническими заболеваниями (рентгенография, флюорография, лаборатория, функциональная и ультразвуковая диагностика);
служба неотложной медицинской помощи;
стационар на дому; дневной стационар.
Организация оказания амбулаторной медицинской помощи населению Тамбовской области представлена на карте.
Во всех центральных районных больницах организованы выездные врачебные бригады (терапевт, хирург, акушер-гинеколог, фельдшер-лаборант), которые осуществляют еженедельные выезды на фельдшерско-акушерские пункты по утвержденному графику. В 2012 году выполнено 1112 выездов, осмотрено более 28 тысяч пациентов.
Амбулаторно-поликлиническое звено является основной базой для широкого внедрения и тиражирования профилактических мероприятий с целью формирования у населения здорового образа жизни. В области созданы и действуют 4 Центра здоровья, в том числе 1 детский, 12 отделений и 23 кабинета профилактики. Организационно-методическое руководство профилактической работой в области осуществляет областной Центр медицинской профилактики Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ТОГБУЗ) "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова". В 2012 году в Центры здоровья обратилось 23974 человека, из них 11402 ребёнка - 46,1%.
С целью снижения социальной напряженности и суицидальных состояний организована работа кабинета кризисных состояний на базе ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова" и работа двух отделений "Телефон доверия" на базе ТОГБУЗ "Мичуринская психиатрическая больница" и Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ОГБУЗ) "Тамбовская психиатрическая клиническая больница".
Второй уровень представлен 9 межрайонными консультативно-диагностическими центрами на базе многопрофильных больничных учреждений, оказывающих специализированную первичную медицинскую помощь по профилям: кардиология, неврология, эндокринология, онкология, урология и др. в соответствии с зонами ответственности и утвержденными Порядками. На их базе проводится широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая компьютерную томографию.
Третий уровень - консультативно-диагностические подразделения специализированных медицинских организаций областного уровня. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения выполняют организационно-методическую функцию.
С целью повышения доступности специализированной медицинской помощи сельскому населению ежегодно утверждается график выездов консультативных бригад врачей-специалистов областных лечебных учреждений - государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ГБУЗ) "Тамбовская областная клиническая больница", ГБУЗ "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер", ГБУЗ "Тамбовская областная офтальмологическая больница". Информация о графиках консультативных приемов доводится до сведения населения муниципальных образований через средства массовой информации. Состав бригады врачей-специалистов формируется на основании заявок лечебных учреждений, которые предварительно проводят отбор и необходимое обследование пациентов, нуждающихся в консультации областных специалистов. В 2012 году осуществлено 47 выездов, осмотрено 16,5 тысяч человек, более 1000 человек направлено на дообследование в областные медицинские организации.
Уровень и качество медицинской помощи напрямую зависят от состояния материально-технической базы лечебных учреждений, большинство из которых размещены в приспособленных помещениях и не отвечают современным санитарным правилам: 23 центральные районные больницы размещены в 182 зданиях, из которых 53 требуют капитального ремонта, 98% санитарного автотранспорта учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, имеет 100% износ, что затрудняет обеспечение доступности врачебной помощи маломобильным категориям граждан и оказание неотложной медицинской помощи приписному населению.
Состояние материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов также требует пристального внимания: 48% из них размещены в приспособленных помещениях, 40 фельдшерско-акушерских пунктов находятся в аварийном состоянии, 44,5% фельдшерско-акушерских пунктов нуждаются в проведении капитального ремонта.
Наличие в сельской местности значительного количества мелких населенных пунктов обусловливает крайне сложную проблему обеспечения равного доступа населения к медицинскому обслуживанию, в связи с чем широко практикуются выездные формы работы, в том числе выезды бригад врачей-специалистов учреждений здравоохранения третьего уровня. Для организации таких форм работы необходимы дополнительные материальные затраты, специально оборудованный транспорт, портативные виды диагностического оборудования.
По прогнозным оценкам показатели здоровья населения в ближайшие годы могут ухудшиться, если сегодня не будут предприняты действенные меры по совершенствованию работы первичной медико-санитарной помощи.
Для решения приоритетных задач в сфере здравоохранения в течение ряда лет проводилась целенаправленная работа по модернизации здравоохранения Тамбовской области, совершенствованию оказания медицинской помощи населению на основе современных медицинских технологий. Этому способствовала реализация Программы модернизации Тамбовской области на 2011 - 2012 годы с общим объемом финансирования более 4,7 млрд. рублей, а также мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".
Предпринятые меры позволили вывести на новый, более качественный уровень медицинскую помощь, оказываемую в учреждениях здравоохранения области. За счет оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием, проведения ремонтных работ, строительства новых и реконструкции существующих объектов здравоохранения значительно улучшилось ресурсное обеспечение здравоохранения и его материально-техническая база. Однако на данном этапе пока еще не достигнуты оптимальные качественные показатели деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также значительная динамика показателей демографического развития населения Тамбовской области.
Серьёзной проблемой остаются демографические показатели здоровья сельского населения. За период 2009 - 2012 годов наблюдается рост естественной убыли сельского населения, обусловленный как возрастной структурой (одна треть сельских жителей - лица старше трудоспособного возраста), так и более высокими, чем в городской местности показателями смертности. Коэффициент смертности сельского населения превышает городской на 24,2%.
Заболеваемость сельских жителей в 2 раза ниже, чем в городе, что связано с низкой доступностью населению медицинской помощи.
Заболеваемость туберкулезом сельского населения на 18 - 20% выше городского, причем запущенные формы у сельского населения встречаются в 4 раза чаще.
Запущенность злокачественных новообразований у сельского населения выше, чем в городе на 10%.
В целях повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи населению области, сохранения и улучшения состояния здоровья населения, основные усилия в рамках настоящей Подпрограммы будут направлены на совершенствование системы первичной медико-санитарной помощи с дальнейшим укреплением материально-технической базы медицинских организаций первичного звена, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врача общей практики.
В целях повышения эффективности своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения области, помимо структурных изменений в первичном звене планируется совершенствование системы диспансеризации населения, выездных методов работы в отдалённых сельских территориях области.
Проведение диспансеризации целесообразно на протяжении всей жизни максимально широким слоям населения. При этом диспансеризация главным образом предназначена для выявления факторов риска и ранних проявлений хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, связанные с атеросклерозом, онкологические заболевания, хронические бронхолегочные заболевания и сахарный диабет), а также туберкулеза и выявления немедицинского потребления наркотических и психоактивных веществ.
От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста. Правильная организация первичной медико-санитарной помощи ведет к доступности и экономической эффективности медицинской помощи, использованию ресурсов, а также изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.
Проблема снижения заболеваемости, инвалидности, смертности населения требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только на государственном уровне путем целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной власти, местного самоуправления в рамках Подпрограммы.
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 сентября 2013 г. N 1085 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Мероприятие 1.1 "Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Тамбовской области, в том числе снижение распространённости наиболее значимых факторов риска"
Профилактика как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включает в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Профилактическая служба области представлена 12 отделениями и 23 кабинетами профилактики, 4 Центрами здоровья и областным Центром медицинской профилактики. Кроме того, профилактическая работа с населением входит в функциональные обязанности всех медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.
Деятельность отделений (кабинетов) профилактики и Центра медицинской профилактики регламентирована приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 N 455 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ". Она не ограничивается количеством информационно-разъяснительных мероприятий среди населения. К функциям отделений (кабинетов) профилактики, в первую очередь, относятся организация, координация и оценка эффективности деятельности учреждения здравоохранения по оказанию профилактических услуг населению, выявление среди населения поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний и их коррекция.
Формирование здорового образа жизни населения осуществляется на основе межведомственного взаимодействия и складывается из трех основных составляющих: информирования человека о принципах здорового образа жизни, создания мотивации и условий для реализации принципов здорового образа жизни.
Информирование о факторах риска неинфекционных заболеваний и создание мотивации к ведению здорового образа жизни (пропаганда здорового образа жизни) осуществляется через региональные и муниципальные средства массовой информации, а также специалистами областного Центра медицинской профилактики, Центров здоровья, медицинскими работниками поликлиник, стационаров, санаториев, центральных районных и городских больниц, офисов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов.
Пропаганда здорового образа жизни в области осуществляется:
через региональное и муниципальное телевидение;
через сеть Интернет (официальные сайты управления здравоохранения области, учреждений здравоохранения области);
через печатную продукцию и средства радиовещания;
с помощью информационных панелей, расположенных в учреждениях здравоохранения области, в том числе в Центрах здоровья;
через средства наружной рекламы;
посредством проведения образовательных/информационных кампаний, направленных на формирование здорового образа жизни;
посредством создания и функционирования службы телефонной поддержки для желающих отказаться от табакокурения на базе Центров здоровья.
На групповом уровне формирование здорового образа жизни главным образом осуществляется посредством "школ здоровья", а также через специализированные школы для пациентов, имеющих такие заболевания, как артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, сахарный диабет, бронхиальная астма и т.д.
На индивидуальном уровне основными способами формирования здорового образа жизни являются консультирование, осуществляемое в кабинетах/отделениях медицинской профилактики, а также врачами-специалистами поликлиник, врачебных амбулаторий, офисов общеврачебной практики и стационаров по специальному алгоритму, консультирование в Центрах здоровья, в том числе по отказу от курения.
В целях создания мотивации и условий для реализации принципов здорового образа жизни и методического обеспечения профилактических мероприятий в Подпрограмму включены мероприятия по обеспечению населения информационно-разъяснительными материалами о вредных последствиях потребления табака, способах преодоления табачной зависимости, о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией, по профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний, в том числе по вопросам здорового питания, по размещению информационных материалов по пропаганде отказа от вредных привычек, формированию основ рационального питания в средствах массовой информации, на Интернет-сайтах, по организации лечения табачной зависимости в Центрах здоровья, созданию службы телефонной поддержки для желающих отказаться от табакокурения на базе Центров здоровья, что будет способствовать повышению информированности населения.
Осуществление профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний и пропаганде здорового образа жизни позволит обеспечить ежегодное обследование 23 тыс. жителей области в Центрах здоровья.
Для обеспечения доступности профилактической помощи жителям отдалённых населённых пунктов специалистами Центров здоровья, областного Центра медицинской профилактики широко используются выездные формы работы, с целью дальнейшего их развития Подпрограммой предусмотрено приобретение автотранспорта.
Дальнейшее укрепление материально-технической базы Центров здоровья и отделений профилактики позволит к 2017 году оснастить профилактическую службу области в соответствии с существующим табелем оснащения.
Для поддержания высокого профессионального уровня специалистов Центров здоровья, Центра медицинской профилактики, отделений (кабинетов) профилактики учреждений здравоохранения области запланированы проведение тренингов и мастер-классов, участие специалистов службы профилактики в конгрессах, конференциях, симпозиумах по вопросам формирования здорового образа жизни. В то же время уровень подготовки медицинских работников первичного медико-санитарного звена, а также различных служб и ведомств не всегда позволяет в доступной форме мотивировать население на ведение здорового образа жизни, в связи с чем Подпрограммой предусмотрены семинары для медицинских работников по вопросам помощи пациентам при лечении табачной зависимости, конференции и обучающие семинары по вопросам пропаганды здорового образа жизни, включая профилактику суицидального поведения, сокращение потребления алкоголя, что будет способствовать повышению уровня профессиональных знаний специалистов по популяризации знаний о негативном влиянии на здоровье потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, повышению ответственности населения за сохранение здоровья.
С целью популяризации здорового образа жизни и формирования культуры среди обучающихся общеобразовательных учреждений ежегодно в рамках Подпрограммы будет проводиться конкурс мини-проектов среди общеобразовательных учреждений, имеющих статус "Школа здоровья", и областной конкурс плакатов, листовок и информационных буклетов "Твоё здоровье в твоих руках".
Традиционно мероприятия по формированию здорового образа жизни, в первую очередь, ориентированы на молодёжную аудиторию и лиц трудоспособного возраста, при этом 29,8% населения Тамбовской области составляют лица старше трудоспособного возраста, в связи с чем Подпрограммой предусмотрено внедрение обучающих программ по формированию здорового образа жизни у лиц пожилого возраста.
Особое внимание в настоящее время уделяется созданию у населения, в том числе у детей и подростков, культуры рационального питания, способствующей сохранению нормальной массы тела, нормального уровня артериального давления, а также нормальной концентрации в крови холестерина и глюкозы. Рациональное и сбалансированное питание предполагает, в первую очередь, соответствие количества и состава потребляемой пищи реальным энерготратам человека.
Развитие избыточной массы тела и ожирения обусловлено нерациональным питанием и недостаточным уровнем физической активности. В детском и подростковом возрасте, а также среди молодежи примерно до 25 лет основной причиной развития избыточной массы тела является употребление в пищу большого количества высококалорийных продуктов и сладких напитков на фоне дефицита физической активности. Среди лиц среднего и более старшего возраста основной причиной является сохранение привычного для молодых людей пищевого поведения и низкая физическая активность.
Потребление избыточного количества соли является одним из важнейших факторов развития артериальной гипертонии, в связи с чем необходимо повышение уровня знаний населения о вреде избыточного количества соли, в том числе в продуктах, являющихся основным источником соли в повседневной жизни.
С целью формирования основ рационального питания планируется внедрение методических материалов для медицинских и социальных работников, психологов и учителей, изучение проблем, связанных с питанием и оказывающих влияние на здоровье различных групп населения, продолжится обеспечение питанием учащихся муниципальных образовательных учреждений и молоком учащихся начальных классов, анализ исследований физического развития школьников в зависимости от особенностей пищевого рациона, что позволит снизить количество заболеваний системы пищеварения у детей школьного возраста на 5%.
Нормальный уровень физической активности, препятствующий развитию ожирения и артериальной гипертонии, предполагает совершение человеком порядка 10 тысяч шагов в день. Низкая физическая активность, главным образом присуща жителям городов. У детей, подростков и молодежи ее основными причинами являются длительное проведение времени за компьютером и снижение популярности подвижных игр, а также занятий физической культурой и спортом. В среднем и пожилом возрасте основными причинами низкой физической активности являются пользование личными автомобилями, общественным транспортом при перемещении на небольшие расстояния и отсутствие необходимости в физическом труде при ведении домашнего хозяйства.
С целью создания условий для обеспечения достаточного уровня физической активности различных групп населения Подпрограммой предусмотрено строительство спортивных площадок, стадионов, спортзалов, проведение спортивно-массовых мероприятий для детей, подростков и молодёжи и областных массовых соревнований по различным видам спорта с организацией медицинского обеспечения 50 тысяч спортсменов в год.
Формирование здорового образа жизни включает, в том числе, профилактику алкоголизма, потребления табака, наркомании у населения, особенно у подрастающего поколения. Одним из основных направлений по реализации указанных мероприятий является создание мотивации к личной ответственности за свое здоровье.
Эффективное осуществление первичной профилактики невозможно без организации активного взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам профилактики наркомании и алкоголизма.
Важная роль в профилактике наркомании принадлежит раннему выявлению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. С этой целью Подпрограммой предусмотрено проведение мониторинга среди несовершеннолетних обучающихся области на факт употребления психоактивных веществ, обеспечение государственных учреждений здравоохранения экспресс-тестами и расходными материалами для выявления наркотических веществ.
В области уже проводится психологическое и медицинское тестирование подростков и молодежи на немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Для определения целевых групп внедряется система раннего выявления потребителей психоактивных веществ, в том числе двухэтапное тестирование в Центрах здоровья, что мотивирует граждан на раннее обращение в наркологическую службу, а в дальнейшем позволит сформировать профилактические группы ранней превенции и снизить заболеваемость наркологической патологией.
Таким образом, реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Тамбовской области, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, будет осуществляться по следующим направлениям:
контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере ограничения производства, реализации и потребления алкогольных напитков и табачных изделий;
сохранение и укрепление индивидуального здоровья населения Тамбовской области, профилактика табакокурения;
совершенствование работы по выявлению факторов риска развития неинфекционных заболеваний у населения Тамбовской области;
пропаганда здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя, обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к ведению здорового образа жизни;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, снижение уровня распространённости вредных привычек, формирование навыков здорового питания;
создание условий для укрепления здоровья населения области путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массовых видов спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
снижение распространённости факторов риска, связанных с питанием, у населения Тамбовской области;
совершенствование первичной и вторичной профилактики наркомании, в том числе развитие антинаркотической пропаганды и социальной антинаркотической рекламы;
подготовка кадров в области медицинской профилактики, в том числе обучение медицинских работников эффективным методикам помощи в отказе от курения (предусмотрена в подпрограмме "Кадровое обеспечение системы здравоохранения").
Реализация вышеуказанного мероприятия в 2020 году позволит снизить
распространённость ожирения до 23,2%, повышенного артериального давления до 30%, повышенного уровня холестерина в крови до 40%, низкой физической активности до 36%, избыточного потребления соли до 40%, недостаточного потребления фруктов и овощей до 35%, долю больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, до 23,3%, больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года, до 18,0%, уровень смертности от самоубийств до 12,5 (на 100 тысяч населения).
Мероприятие 1.2 "Снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок"
Вакцинопрофилактика является одной из важных проблем в охране здоровья населения как в Российской Федерации, так и в Тамбовской области. В настоящее время повсеместно реализуется расширенная программа иммунизации, направленная на снижение заболеваемости дифтерией, коклюшем, корью, туберкулезом, эпидемическим паротитом, врожденной краснухой, вирусным гепатитом В, ликвидацию полиомиелита и кори.
Необходимость профилактики инфекционных заболеваний вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на эпидемиологическую ситуацию в регионе по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики.
Общее число инфекционных заболеваний в 2011 - 2012 гг. сохраняется на одном уровне и составило в 2012 году 256204 случая.
В структуре инфекционной заболеваемости (без гриппа и ОРЗ) преобладают воздушно-капельные инфекции - 40,0%, острые кишечные заболевания - 32,7%, социально значимые заболевания (туберкулез, венерические болезни) - 14,5%, паразитарные инфекции - 7,6%, на долю прочих инфекционных заболеваний приходится 5,2%.
В течение последних 5 лет не регистрировались случаи брюшного тифа, паратифов, полиомиелита, в том числе вакциноассоциированного, дифтерии, столбняка, орнитоза, риккетсиозов, легионеллеза, клещевого энцефалита, бруцеллеза, лептоспироза, лихорадки Западного Нила, сибирской язвы, псевдотуберкулеза, гидрофобии, малярии, трихинеллеза, трихофитии, лихорадки КУ.
По сравнению с 2011 годом отмечено снижение заболеваемости по 21 нозологической форме инфекционных заболеваний из 50-ти официально регистрируемых, в том числе:
сальмонеллезной инфекцией - на 7,2% (с 319 до 296 случаев);
дизентерией - в 2,2 раза (с 37 до 17 случаев);
кишечными инфекциями установленной этиологии на 36,3% (с 962 до 613 случаев);
кишечными инфекциями неустановленной этиологии на 12,5% (с 4198 до 3675 случаев);
энтеровирусными инфекциями - на 43,8% (с 16 до 9 случаев);
острым вирусным гепатитом А - в 2 раза (с 88 до 45 случаев);
хроническим вирусным гепатитом В - в 2 раза (с 41 до 21 случая);
хроническим вирусным гепатитом С - в 1,5 раза (с 533 до 360 случаев);
носительством гепатита В на 31,0% (с 398 до 275 случаев);
краснухой - в 2 раза (с 4 до 2 случаев);
менингококковой инфекцией - на 31,8% (с 22 до 15 случаев);
туберкулезом вновь выявленным - на 14,2% (с 653 до 560 случаев);
сифилисом - на 11,4% (с 245 до 217 случаев);
гонореей - на 18,2% (с 242 до 198 случаев);
острыми респираторными заболеваниями - на 5,6% (с 245089 до 231459 случаев);
гриппом - в 24,6 раза (с 442 до 18 случаев);
чесоткой на 30,3% (с 402 до 280 случаев);
токсоплазмозом - в 1,5 раза (с 6 до 4 случаев);
энтеробиозом - на 9,9% (с 1078 до 971 случая);
токсокарозом - в 2 раза (с 4 до 2 случаев);
описторхозом - на 7 случаев (с 31 до 24 случаев).
Зарегистрировано 27 случаев кори, 2 случая туляремии, не регистрировавшиеся в 2011 году.
На уровне 2011 года осталось число заболевших острым вирусным гепатитом В - 9 случаев, острыми вялыми параличами - 2 случая, эпидемическим паротитом - 2 случая, цитомегаловирусной инфекцией - 1 случай, тениаринхозом -1 случай.
Рост заболеваемости зарегистрирован по 12 нозологическим формам инфекционных заболеваний:
острым вирусным гепатитом С - на 44,4% (с 9 до 13 случаев);
коклюшем - в 2,6 раза (с 38 до 100 случаев);
скарлатиной - на 48,8% (с 367 до 546 случаев);
ветряной оспой - на 21,0% (с 4281 до 5162 случаев);
гемофильной инфекцией - в 2 раза (с 1 до 2 случаев);
геморрагической лихорадкой с почечным синдромом - в 2,75 раза (с 4 до 11 случаев);
болезнью Лайма - в 2,1 раза (с 16 до 33 случаев);
педикулезом - на 6,6% (с 243 до 259 случаев);
внебольничной пневмонией - на 19,5% (с 5044 до 6027 случаев);
микроспорией - на 8,0% (с 564 до 609 случаев);
аскаридозом - на 29,2% (с 24 до 31 случая).
В 2012 году число вспышек и групповых заболеваний снизилось на 12,5% и составило 14 случаев против 16 в 2011 году. Число пострадавших в них снизилось на 28,8% (со 180 до 128 человек).
Этиологическая структура вспышечной заболеваемости установлена во всех случаях и представлена:
6 групповыми заболеваниями острыми кишечными инфекциями в дошкольных образовательных учреждениях (4-ротавирусными инфекциями и 2 - норовирусной инфекциями);
2 групповыми заболеваниями острыми кишечными инфекциями в средних специальных образовательных учреждениях (сальмонеллезной и протейной этиологии);
1 групповым заболеванием кишечной инфекцией норовирусной этиологии в учреждении здравоохранения;
1 групповым заболеванием острой кишечной инфекцией сальмонеллезной этиологии среди населения;
1 групповым заболеванием острым вирусным гепатитом А в общеобразовательном учреждении;
1 групповым заболеванием коклюшем в общеобразовательном учреждении;
2 вспышками кори среди населения.
В 2012 году зарегистрировано 47 случаев внутрибольничной инфекции (далее - ВБИ) (в 2011 г. - 92 случая), показатель заболеваемости составил 0,2 (на 1000 пациентов, пролеченных стационарно), что в 2 раза ниже уровня заболеваемости 2011 года (0,4 на 1000).
Наибольшее количество случаев ВБИ зарегистрировано в родильных отделениях - 19 заболевших, прочих стационарах - 20, амбулаторно-поликлинических учреждениях - 8.
План иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок выполнен удовлетворительно.
В целом по области иммунизация против дифтерии и коклюша детей в возрасте 12 и 24 месяцев в 2011 и 2012 гг. проводилась своевременно с достижением показателей от 96,8 до 97,9% соответственно.
Охват прививками взрослых до 35 лет против кори составил 98,8%, в том числе медработников - 98,3%, студентов - 99,6%, работников образовательных учреждений - 98,3%, торговли - 96,9%.
Охват женщин в возрасте 18 - 25 лет вакцинацией против краснухи (с учетом переболевших) составил 97,9%.
Охват иммунизацией против дифтерии взрослого населени
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.