Постановление администрации Тамбовской области
от 10 апреля 2014 г. N 394
"Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тамбовской области на 2014 - 2018 годы"
5 ноября 2015 г., 8 ноября 2017 г.
В целях развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации их права жить и воспитываться в семье, постановляю:
1. Утвердить План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тамбовской области на 2014 - 2018 годы (далее - План) согласно приложению.
Пункт 2 изменен с 14 ноября 2017 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 8 ноября 2017 г. N 1097
2. Определить координатором Плана управление образования и науки области (Котельникова).
3. Исполнителям Плана в пределах компетенции ежегодно до 25 июля и 25 декабря направлять в управление образования и науки области информацию о его исполнении.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления принять планы мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
Пункт 6 изменен с 14 ноября 2017 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 8 ноября 2017 г. N 1097
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Г. Астафьеву.
Глава администрации области |
О.И. Бетин |
План
мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тамбовской области на 2014 - 2018 годы
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 10 апреля 2014 г. N 394)
5 ноября 2015 г., 8 ноября 2017 г.
Раздел 1 изменен с 14 ноября 2017 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 8 ноября 2017 г. N 1097
1. Краткий анализ ситуации
Региональная социальная политика в сфере защиты детства направлена на обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье. С этой целью на территории Тамбовской области с 2008 года реализуется стратегия единой системы профилактики социального сиротства, которая объединила ресурсы администрации области, органов исполнительной власти области, местного самоуправления, институтов гражданского общества, социально-ориентированного бизнеса и средств массовой информации.
За последние 3 года наметился ряд положительных тенденций по важнейшим показателям состояния благополучия детей, нуждающихся в поддержке государства:
на 42% сократилось число детей, находящихся в социально опасном положении;
на 14% уменьшилось число детей, оставшихся без попечения родителей;
на 85% сократилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей;
на 75% сократилось число детей, родители которых лишены родительских прав;
увеличилась доля детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания, в общей численности таких детей с 77,3% до 82,5%.
Положительные результаты достигнуты благодаря специально выстроенной региональной системе профилактики социального сиротства, которая включает в себя два основных направления:
отработка и внедрение технологий раннего выявления и сопровождения семей "группы риска" по социальному сиротству с целью сохранения для ребенка кровной семьи;
развитие системы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Создано организационно-правовое поле межведомственного взаимодействия в данной сфере.
Действует областной Координационный совет по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми, который обеспечивает взаимодействие всех структур системы профилактики.
Создана рабочая группа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На уровне муниципальных районов, городских округов созданы координационные советы, аналогичные областному.
На уровне сельских поселений работают Советы помощи семье и детям.
С целью обеспечения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики социального сиротства в области разработан и утвержден постановлением администрации области от 27.02.2012 N 203 Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов, который регламентирует основные этапы деятельности в этом направлении и определяет единый порядок мер по защите прав детей во всех муниципальных образованиях области.
В регионе реализуется ряд проектов и программ, направленных на обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье:
концепция создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (постановление администрации области от 05.09.2012 N 1064), реализуется совместно с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения;
Стратегия действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 гг. (постановление администрации области от 27.11.2012 N 1471);
комплексная программа области "Право быть равным" на 2013 - 2015 гг. (постановление администрации области от 01.06.2013 N 604), мероприятия которой направлены на поддержку семей с детьми-инвалидами, реализуется на условиях софинансирования с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления вместо "01.06.2013" следует читать "10.06.2013"
государственная программа Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы" (постановление администрации области от 13.08.2014 N 894)
Областным законодательством предусмотрены меры материальной поддержки замещающих семей:
единовременная выплата при усыновлении (удочерении) ребенка (150 тыс. руб.);
ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) дифференцированы в зависимости от возраста ребенка и наличия инвалидности (ежегодно индексируются);
ежемесячное вознаграждение приемным родителям и патронатным воспитателям.
Меры социальной поддержки замещающих семей приравнены к мерам социальной поддержки, установленным для многодетных семей (Закон области от 26.05.2011 N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области").
Создана необходимая инфраструктура.
С 2006 года в области работает Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего", который является базовым методическим учреждением в системе семейного жизнеустройства детей, осуществляет подготовку кадров, издает свой журнал "Семейный причал". Это учреждение в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы определено базовой площадкой по направлению "Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Центр имеет свои филиалы, созданные на базе областных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (всего на их базе функционируют 50 центров и служб, оказывающих помощь семье и детям).
На территориях городских округов, муниципальных районов области во взаимодействии с органами опеки и попечительства работают службы по устройству детей в семью и сопровождению замещающих семей, школы приемных родителей.
Полномочие органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в установленном порядке передано 14 областным образовательным организациям, из которых 7 являются организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом управления образования и науки области от 04.09.2012 утвержден реестр органов и организаций, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Организационная модель сопровождения института семейного устройства детей включает в себя несколько основных направлений:
подготовка кандидатов в замещающие родители (приказом управления образования и науки области от 25.09.2012 N 2562 утверждены порядок и программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей);
подготовка ребенка к проживанию в семье;
осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения функционирующих семей;
проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие семейных форм устройства.
Всего в службах сопровождения замещающих семей работают 56 подготовленных специалистов (социальные педагоги, психологи, педагоги), которые сопровождают 80% всех функционирующих на территории области семей опекунов и приемных семей.
В целях укрепления института профессионально подготовленной замещающей семьи, оказания содействия и поддержки принимающим родителям выстраивается работа вновь созданных структур:
областного Совета замещающих семей (создан 16.05.2013), аналогичные советы созданы в городских округах, муниципальных районах области;
некоммерческой организации "Центр социальных проектов", учредителем которой является Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего" (зарегистрирована 12.07.2013).
В области широко используются нематериальные формы стимулирования граждан к приему детей на воспитание в семью: выездные школы замещающих семей, творческие конкурсы с замещающими семьями, слеты замещающих семей, новогодние праздники для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различные акции с участием волонтеров и добровольческих организаций.
Для более эффективной работы по профилактике социального сиротства на территории области сформирована непрерывная система межведомственного разноуровневого повышения квалификации специалистов посредством проведения курсов, конференций, интерактивных семинаров, круглых столов, совещаний, супервизий и т.д.
В процессе формирования данной системы разработаны и реализуются 6 обучающих программ для специалистов, работающих с семьями и детьми.
В работу по профилактике социального сиротства вовлечены областные организации, осуществляющие образовательную деятельность. На территории области функционирует 8 таких организаций:
6 детских домов (1 дошкольный детский дом, 1 детский дом для детей школьного возраста и 4 детских дома смешанного типа);
2 образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующие адаптированную образовательную программу.
С 2007 года количество организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регионе сократилось почти в 2 раза (с 15 до 8 организаций). За последние 3 года была ликвидирована только 1 организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 01.01.2014 в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 491 ребенок. За последние 3 года их численность сократилась на 280 человек (36,3%). В областном специализированном доме ребенка воспитывается 45 детей, оставшихся без попечения родителей.
Средняя наполняемость организаций составляет 61 человек, в том числе средняя численность воспитанников в детских домах - 39 человек, в школах-интернатах, реализующих адаптированную образовательную программу - 77 человек.
Контингент воспитанников в основном составляют категории детей, которых непросто устроить в семьи: 65% - дети подросткового возраста, 40,9% - дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 21,6% - дети-инвалиды.
Среди педагогических работников образовательных организаций для детей-сирот имеют высшее образование - 73,1% (2012 г. - 71,1%, 2011 г. - 71,9%), среднее профессиональное образование - 23,6% (2012 г. - 24,4%, 2011 г. - 14,8%). Высшую квалификационную категорию имеют 3,8% педагогических работников (2012 г. - 3,6%, 2011 г. - 4,7%), первую категорию - 31,6% (2012 г. - 32,4%, 2011 г. - 29,7%), вторую - 15,1 % (2012 г. - 20,4%, 2011 г. - 26,6%), аттестованы на соответствие занимаемой должности - 8% (2012 г. - 3,6%, 2011 г. - 0,8 %).
Условия, созданные в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствуют требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям действующего законодательства, являются комфортными и максимально приближенными к домашним.
Жизнедеятельность 50% организаций для детей-сирот организована по принципу семейного воспитания, что способствует формированию у воспитанников социальной компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни.
Обучение воспитанников детских домов организовано в близлежащих общеобразовательных школах на договорной основе. Воспитанники получают в школах образовательные услуги, а также дополнительное образование и прочие услуги, предоставляемые обучающимся школы.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется непосредственно в организациях для детей-сирот по адаптированным образовательным программам в соответствии с заключением центральной психолого-медико-педагогической комиссии. С детьми данной категории проводятся необходимые коррекционные занятия и реабилитационные мероприятия.
Воспитательная работа во всех организациях направлена на всестороннее развитие личности ребенка и его творческих способностей, социальную адаптацию и трудовую подготовку воспитанников, профилактику правонарушений. С этой целью используются современные технологии воспитания, дети вовлечены в систему дополнительного образования, а также привлекаются к активному участию в массовых мероприятиях.
Дополнительное образование дети получают в общеобразовательных школах, детских домах и школах-интернатах, на базе которых функционируют кружки и секции (91 кружок и 24 секции (2012 г. - 88 кружков и 22 секции)), в которых заняты 98,2% воспитанников (2012 г. - 90%), а также в организациях дополнительного образования на основании договоров (занимаются 26,1% воспитанников (2012 г. - 20,5%).
На базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организована допрофессиональная и профессиональная подготовка. Допрофессиональная подготовка осуществляется в 6 организациях (2012 г. - 4 организации) по 10 профилям (2012 г. - 9 профилей), профессиональная подготовка - в 5 организациях (2012 г. - 4 организации) по 7 специальностям (2012 г. - 7 специальностей). По программам допрофессиональной и профессиональной подготовки обучается 100% воспитанников старшего школьного возраста.
В условиях сокращения контингента воспитанников, высвобождения кадров накопленный опыт, ресурсы организаций для детей-сирот используются в целях профилактики социального сиротства и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Для этого на базе организаций созданы новые структурные подразделения, которые предоставляют следующие услуги:
подготовка детей к помещению в семью;
подбор и подготовка граждан, желающих принять детей-сирот на воспитание в свои семьи;
социальное, медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение замещающих семей;
временная передача детей-сирот на период каникул, выходных или праздничных дней в семьи граждан;
профилактика жестокого обращения с детьми;
реинтеграция воспитанника в кровную семью;
раннее выявление семейного неблагополучия;
оказание помощи семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию, с целью профилактики отказа родителей от воспитания своих детей и др.
Реализация комплекса мер, направленных на повышение благополучия детей, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения, позволила улучшить ситуацию в регионе в сфере профилактики социального сиротства.
Однако, несмотря на положительную динамику основных показателей по семейному устройству детей, в данной сфере сохраняется ряд проблем:
отмечается низкий процент устройства на воспитание в семьи граждан Российской Федерации детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста и детей-инвалидов;
в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена на должный уровень работа с родителями и близкими родственниками воспитанников с целью их передачи в кровную семью;
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда укомплектованы квалифицированными кадрами, знающими специфику работы с данной категорией детей.
Указанные проблемы планируется решать с помощью мероприятий, приведенных в разделе 2.
Раздел 2 изменен с 14 ноября 2017 г. - Постановление администрации Тамбовской области от 8 ноября 2017 г. N 1097
2. Мероприятия по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты)
Мероприятие |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Нормативное правовое обеспечение | ||||
1.1. Подготовка проекта закона "О внесении изменений в Закон области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области" в части материальной поддержки замещающих семей, принявших на воспитание детей-инвалидов |
2014 |
Управление образования и науки области |
Рост благосостояния семей, принимающих на воспитание детей-сирот, требующих особой заботы государства |
|
1.2. Подготовка проекта постановления администрации области "О внесении изменений в постановление администрации области от 03.08.2011 N 955 "О необходимых мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" в части норм материального обеспечения и мер социальной поддержки детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Рост уровня материального обеспечения детей, находящихся в организациях для детей-сирот |
|
1.3. Подготовка новых проектов уставов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2014 |
Управление образования и науки области |
Определение основных видов деятельности организаций для детей-сирот, в том числе по устройству детей-сирот в семью |
|
1.4. Подготовка проекта постановления администрации области "Об утверждении порядка организации деятельности органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в сфере обеспечения содержания, воспитания и развития детей, находящихся в организациях для детей-сирот, оказания им образовательных, медицинских, социальных услуг, защиты их прав и законных интересов" |
2015 |
Управление образования и науки области, управление здравоохранения области, управление социальной защиты и семейной политики области |
Закрепление на региональном уровне компетенций организаций в сфере воспитания, содержания и развития детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка их межведомственного взаимодействия |
|
1.5. Разработка и утверждение порядка учета органами опеки и попечительства граждан, получивших заключение о возможности принять ребенка на воспитание в семью, и предоставления им информации о детях-сиротах |
2014 |
Управление образования и науки области |
Установление на уровне региона единого порядка работы с гражданами, желающими принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей |
|
1.6. Разработка и утверждение программы подготовки детей-сирот к передаче на воспитание в замещающие семьи |
2014 |
Управление образования и науки области |
Качественное прохождение адаптации ребенка в семье и снижение риска возвратов |
|
1.7. Разработка методических рекомендаций по сопровождению замещающих семей |
2014 |
Управление образования и науки области |
Оказание квалифицированной помощи детям из замещающих семей |
|
2. Информационно-просветительское обеспечение | ||||
2.1. Распространение информационного материала о деятельности организаций для детей-сирот в средствах массовой информации |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Формирование в обществе положительных установок по отношению к детям-сиротам и проблемам их социализации |
|
2.2. Размещение публичных докладов на сайтах организаций для детей-сирот |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Обеспечение открытости деятельности организаций для детей-сирот, формирование позитивного общественного мнения об их деятельности |
|
2.3. Организация деятельности стажировочных площадок по созданию эффективных моделей успешной социализации детей-сирот |
2014 |
Управление образования и науки области |
Распространение инновационного опыта по социализации детей-сирот |
|
2.4. Подготовка и выпуск журнала "Семейный причал" при финансовой поддержке Благотворительного фонда Центрального федерального округа "Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации" |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Распространение положительного опыта воспитания детей и привлечение кандидатов в замещающие родители |
|
2.5. Проведение областной конференции замещающих семей |
2014, 2016, 2018 |
Управление образования и науки области, органы местного самоуправления |
Привлечение внимания общественности к проблемам замещающих семей, формирование семейных ценностей |
|
2.6. Проведение заседаний областного и муниципальных советов замещающих семей |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, органы местного самоуправления |
Продвижение семейных форм устройства; повышение качества функционирования замещающих семей; оказание поддержки и содействия замещающим семьям |
|
2.7. Проведение областного слета замещающих семей Тамбовской области "Семейный причал" |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Укрепление и повышение статуса замещающей семьи, повышение качества адаптации детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях, повышение уровня профессиональной родительской компетенции, распространение позитивного опыта воспитания в замещающих семьях |
|
2.8. Разработка и издание информационных плакатов, листовок, буклетов |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, органы местного самоуправления |
Формирование позитивного общественного мнения в отношении замещающих семей, информирование населения области о семейных формах устройства детей-сирот |
|
2.9. Подготовка для средств массовой информации информационных материалов по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении женщин и детей |
2014 - 2018 |
Управление социальной защиты и семейной политики области |
Привлечение общественности к проблемам жестокого обращения и насилия в отношении женщин и детей, формирование нетерпимого отношения к данной проблеме |
|
2.10. Организация и проведение информационных кампаний по продвижению семейного жизнеустройства детей-сирот по профилактике социального сиротства |
2014 - 2018 |
Управление информационной политики департамента общественных связей и информационной политики аппарата главы администрации области |
Формирование в общественном сознании ценностей семейного воспитания; обеспечение населения области доступной и качественной информацией; привлечение ресурсов института гражданского общества и социально ориентированного бизнеса |
|
2.11. Проведение встреч с населением по развитию семейных форм в муниципальных образованиях области |
2014 - 2018 |
Органы местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях городских округов, муниципальных районов области |
Продвижение семейных форм устройства, поиск граждан, желающих принять в свои семьи детей-сирот |
|
2.12. Создание серии репортажей о детях-сиротах совместно с телекомпанией "Новый век" в рубрике "В наших силах" |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, управление информационной политики департамента общественных связей и информационной политики аппарата главы администрации области |
Формирование позитивного общественного мнения в отношении замещающих семей, информирование населения области о семейных формах устройства детей-сирот |
|
2.13. Организация работы передвижной фотовыставки "А для меня найдется в Вашем сердце уголок?" |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Развитие семейных форм устройства, поиск граждан, желающих принять в свои семьи детей-сирот |
|
2.14. Проведение акции для кандидатов в замещающие родители с выездом в организации для детей-сирот "По зову сердца" |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Увеличение количества детей-сирот, устроенных в семьи граждан |
|
2.15. Организация на базе стационарного отделения Тамбовского областного государственного казенного стационарного учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей "Орешек" психолого-педагогического сопровождения детей, подвергшихся жестокому обращению или насилию |
С 2014 |
Управление социальной защиты и семейной политики области |
Проведение психолого-педагогической реабилитации с детьми, подвергшимися жестокому обращению или насилию, снятие психоэмоционального напряжения у пострадавшего, формирование навыка стрессоустойчивости. Профилактика насилия в семье |
|
2.16. Создание и организация работы клуба психолого-педагогической помощи подросткам "Новая ступень" |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Оказание помощи и поддержки детям, воспитывающимся в алкоголизированных семьях и (или) склонных к употреблению психоактивных вещества |
|
2.17. Организация работы Центров постинтернатного сопровождения выпускников |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, органы местного самоуправления |
Обеспечение успешной социализации в обществе выпускников интернатных учреждений области |
|
2.18. Оказание библиотерапевтической услуги детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью их социально-психологической реабилитации и психокоррекции на базе: Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры (далее - ТОГБУК) "Тамбовская областная детская библиотека"; ТОГБУК "Тамбовская областная специальная библиотека для слепых имени Н.А. Островского"; муниципальные детские библиотеки области |
2014 - 2018 |
Управление культуры и архивного дела области, органы местного самоуправления |
Увеличение уровня социальной адаптации детей, повышение литературной грамотности и психологической устойчивости у детей целевой группы из числа абонентов |
|
2.19. Организация деятельности служб по устройству детей в семью |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, органы местного самоуправления |
Повышение качества жизни членов замещающих семей, снижение уровня конфликтности, формирование позитивного общественного мнения в отношении замещающих семей, информирование населения области о семейных формах устройства детей-сирот |
|
2.20. Организация профилактической работы с населением по злоупотреблению алкоголем и предоставление медицинских услуг, в том числе наркологической помощи, семьям, страдающим алкогольной зависимостью |
2014 - 2018 |
Управление здравоохранения области |
Увеличение числа больных алкоголизмом, находящихся в длительной ремиссии |
|
3. Научно-методическое обеспечение | ||||
3.1. Проведение совещаний с руководителями организаций для детей-сирот по вопросам реализации ими основных направлений деятельности |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Повышение профессионального уровня руководителей организаций для детей-сирот |
|
3.2. Проведение семинаров-совещаний с социальными педагогами организаций для детей-сирот по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, формирования и ведения регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Обучение социальных педагогов современным технологиям работы по реабилитации и защите прав воспитанников |
|
3.3. Проведение областной педагогической конференции областных организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Повышение профессионального уровня руководящих работников организаций для детей-сирот |
|
3.4. Разработка и издание специальной литературы (методических рекомендаций, сборников, пособий) для обеспечения деятельности специалистов по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства и жестокого обращения в отношении женщин и детей |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, управление социальной защиты и семейной политики, органы местного самоуправления |
Повышение квалификации специалистов; формирование навыков работы с кровными и приемными детьми, замещающими родителями; совершенствование родительских компетенций |
|
3.5. Организация и проведение семинаров для специалистов: органов опеки и попечительства; центров постинтернатного сопровождения; служб по устройству детей в семью; центров по профилактике социального сиротства |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, органы местного самоуправления |
Повышение профессионального уровня специалистов, качества предоставляемых услуг |
|
3.6. Организация и проведение супервизий для специалистов: органов опеки и попечительства; центров постинтернатного сопровождения; служб по устройству детей в семью; центров по профилактике социального сиротства |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, органы местного самоуправления |
Профилактика профессионального выгорания, снижение ротации кадров |
|
3.7. Организация курсов повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Специальная подготовка педагогических работников |
|
4. Организационное обеспечение | ||||
4.1. Перепрофилирование организаций для детей-сирот в Центры содействия семейному устройству детей |
2014 - 2015 |
Управление образования и науки области |
Создание условий для расширения спектра услуг, направленных на поддержку и реабилитацию семей и детей |
|
4.2. Участие организаций для детей-сирот в конкурсном отборе проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Привлечение дополнительных материальных ресурсов для развития комплекса услуг, предоставляемых семьям с детьми |
|
4.3. Активизация деятельности попечительских советов организаций для детей-сирот |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Привлечение общественных, благотворительных организаций к решению проблем детей-сирот и замещающих семей |
|
4.4. Организация добровольческой, волонтерской деятельности в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм при участии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина |
2014 - 2018 |
Управление по связям с общественностью администрации области |
Обеспечение формирования поддерживающей среды семей и детей |
|
4.5. Создание социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, управление социальной защиты и семейной политики области, управление здравоохранения области, органы местного самоуправления |
Повышение уровня и качества жизни детей и семей с детьми, обеспечение защиты прав и законных интересов детей групп риска |
|
5. Материально-техническое обеспечение | ||||
5.1. Проведение мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности и антитеррористической защищенности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в рамках реализации мероприятий государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы) |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Создание в организациях для детей-сирот условий, соответствующих требованиям пожарной и антитеррористической безопасности |
|
5.2. Создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (в рамках реализации мероприятий государственной программы области "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы) |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Создание доступной среды для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья |
|
5.3. Реализация мер, направленных на обеспечение жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений детей-сирот, лиц из числа детей-сирот |
2014 - 2018 |
Управление социальной защиты и семейной политики области |
Уменьшение численности лиц данной категории, нуждающихся в предоставлении жилого помещения |
|
5.4. Оказание материальной помощи на ремонт жилых помещений детей-сирот, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются |
2014 |
Управление образования и науки области, |
Обеспечение сохранности жилых помещений детей-сирот, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются |
|
6. Установление мер по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников | ||||
6.1. Повышение заработной платы педагогических работников организаций для детей-сирот |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников до 100% от средней заработной платы в регионе |
|
6.2. Повышение заработной платы педагогических работников с целью доведения к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам, до 100% от средней заработной платы в области |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области, управление здравоохранения области, управление социальной защиты и семейной политики области |
Улучшение качества работы педагогических работников, осуществляющих профессиональную деятельность в организациях для детей-сирот |
|
6.3. Введение стимулирующих надбавок к заработной плате руководителям и педагогическим работникам организаций для детей-сирот согласно показателям по семейному устройству воспитанников |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Рост детей, переданных на семейные формы устройства |
|
6.4. Включение показателей "Доля детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи граждан", "Доля детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в кровную семью, "Доля детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в семьи граждан Российской Федерации" в показатели эффективности деятельности организаций для детей-сирот, руководителей и педагогических работников данных организаций |
2014 |
Управление образования и науки области |
Повышение эффективности деятельности по семейному устройству воспитанников организаций для детей-сирот |
|
6.5. Установление дифференцированных ежемесячных стимулирующих надбавок к заработной плате руководителям и педагогическим работникам организаций для детей-сирот в зависимости от эффективности их деятельности по семейному устройству воспитанников |
2014 - 2018 |
Управление образования и науки области |
Увеличение количества воспитанников организаций для детей-сирот, переданных на воспитание в семьи |
Постановлением администрации Тамбовской области от 5 ноября 2015 г. N 1247 в раздел 3 внесены изменения
3. Ежегодные показатели, характеризующие достижение ожидаемых результатов
Наименование показателя, значение |
Фактическое значение (по состоянию на конец 2012 г.) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Численность детского населения, проживающего на территории области |
172758 |
171404 |
170900 |
170500 |
170200 |
170200 |
170200 |
2. Численность детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот (человек) |
691 |
536 |
500 |
470 |
450 |
420 |
400 |
3. Доля детей-сирот всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома (патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов (%) |
98,13 |
98,22 |
98,30 |
98,40 |
98,50 |
98,53 |
98,55 |
4. Доля детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тамбовской области, в общей численности детей-сирот, проживающих на территории области (%) |
68,9 |
70,4 |
71,0 |
72,0 |
73,0 |
74,0 |
75,0 |
5. Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории области (%) |
77,7 |
77,7 |
77,7 |
72,7* |
72,7 |
72,7 |
72,7 |
6. Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по сопровождению семей, принимающих на воспитание детей-сирот, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории области (%) |
77,7 |
77,7 |
77,7 |
72,7* |
72,7 |
72,7 |
72,7 |
7. Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по социальной (постинтернатной) адаптации выпускников этих организаций, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории области (%) |
40,0 |
55, |
77,8 |
72,7* |
72,7 |
72,7 |
72,7 |
8. Доля детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, временно передаваемых в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в общем количестве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, расположенных на территории области (%) |
12,0 |
23,5 |
24,5 |
25,0 |
25,5 |
25,5 |
25,5 |
9. Доля организаций для детей-сирот, обеспечивающих совместное содержание и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов со здоровыми детьми, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории области (%) |
11,1 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
10. Соотношение размера средней заработной платы работников организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Тамбовской области (%) |
87,6 |
88,4 |
90 |
92 |
95 |
97 |
100 |
11. Численность детей, оставленных матерями в медицинской организации, детей, родители которых отказались взять их из организаций для детей-сирот, дали согласие на их усыновление (удочерение) |
23 |
18 |
18 |
17 |
17 |
17 |
17 |
12. Доля детей, возвращенных в организацию для детей-сирот, в общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан (%) |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
13. Численность детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, возращенных родителям, восстановленным в родительских правах, или родителям, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах |
12 |
12 |
13 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14. Доля детей-сирот, находящихся в организации для детей-сирот, переданных на воспитание в замещающие семьи, к общей численности детей-сирот, устроенных под надзор в организацию для детей-сирот (%) |
17,1 |
20,0 |
21,0 |
22,0 |
23,0 |
24,0 |
25,0 |
15. Численность специалистов органов опеки и попечительства, прошедших переподготовку, повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам |
45 |
49 |
49 |
49 |
49 |
49 |
49 |
16. Доля детей-сирот и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, обеспеченных жилыми помещениями за отчетный год, в общей численности детей-сирот и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше (всего на начало отчетного года) (%) |
9,6 |
7,5 |
19,3 |
20,7 |
22,7 |
25,3 |
29,1 |
________________________________________
* Снижение показателей связано с проведением реструктуризации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением их количества
Зам. главы администрации области |
С.А. Чеботарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации их права жить и воспитываться в семье, определен план мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. План включает в себя мероприятия по разработке нормативно-правовой базы, регулирующей порядок семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации информационно-просветительской работы; установлению мер по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников и другие.
Постановление администрации Тамбовской области от 10 апреля 2014 г. N 394 "Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тамбовской области на 2014 - 2018 годы"
Текст постановления опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 11 апреля 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Тамбовской области от 8 ноября 2017 г. N 1097
Изменения вступают в силу с 14 ноября 2017 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 5 ноября 2015 г. N 1247