Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 5 мая 2014 г. N 484)
1. Введение. Актуальность разработки Концепции
В Концепции развития системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года (далее - Концепция) определены основная цель, задачи, направления и структура её функционирования с учетом современных приоритетов и стратегических ориентиров государственной и региональной политики.
Формирование многоуровневой системы профессиональной ориентации способствует социально-экономическому развитию области, поскольку обеспечивает реализацию свободы индивидуального профессионального выбора с учетом потребностей регионального рынка труда.
Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области, учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития области и Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, а также демографическую ситуацию в регионе.
Концепция является стратегическим документом по развитию многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области.
Правовой основой разработки данной Концепции являются следующие нормативные документы:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2013 год);
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденная Законом Тамбовской области 04.12.2013 N 347-З;
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года;
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования;
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 163-р;
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2007 N 680 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2013 N 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования";
Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования к образовательным программам;
Государственная программа Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы (подпрограмма "Развитие профессионального образования"), утвержденная постановлением администрации области от 28.12.2012 N 1677;
Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на 2014 - 2016 годы, утвержденная постановлением администрации области от 08.11.2013 N 1251.
Концепция направлена на создание комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей межведомственное взаимодействие и рациональное использование всех образовательно-производственных ресурсов региона при решении вопросов профессионального самоопределения и становления молодежи.
Актуальность разработки Концепции обусловлена необходимостью формирования региональной модели профессиональной ориентации на основе кластерного подхода с учетом приоритетных направлений модернизации региональной системы профессионального образования, в рамках организации системы практико-ориентированной подготовки "кадров под ключ" и формирования прикладных квалификаций, востребованных социально-экономической сферой региона.
В ближайшие 5 лет Тамбовской области потребуется около 6 тысяч рабочих, около 4,5 тысяч специалистов со средним профессиональным образованием и около 5,9 тысячи специалистов с высшим образованием только под вновь созданные конкретные рабочие места.
В настоящее время перед системой профессионального образования стоит задача подготовки квалифицированных и мобильных "кадров под ключ" по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда. Именно поэтому возрастает важность и значимость организации системной профориентационной работы в каждом учреждении, учитывая специфику его деятельности, межведомственный характер сетевого взаимодействия.
В 2013 году процент трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в среднем составил 56 %. При этом удельный вес численности выпускников данных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников очной формы обучения - 44,4%.
Общая занятость, включая выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, продолживших обучение и призванных в армию, - 96 %.
Востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в 2013 году
Показатели |
Высшее образование |
Профессиональное образование |
Всего |
||
специальности |
профессии |
||||
Доля специалистов, востребованных экономикой региона |
чел. |
5 897 |
4 463 |
3 989 |
14 349 |
% от общей численности обучающихся |
41 |
31 |
28 |
100 |
|
Доля выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования |
чел. |
7 391 |
3 477 |
1 964 |
12 832 |
% от общей численности обучающихся |
58 |
27 |
15 |
100 |
Анализ соотношения объемов подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с региональной потребностью показывает, что в системе профессионального образования подготовка специалистов отстает от реальных потребностей рынка труда на 4 %, рабочих кадров - на 13%, в сфере высшего образования, наоборот, - превышает на 17%.
Контингент обучающихся по профессиям и специальностям профессионального образования составляет соответственно 28 % и 31 %, высшего образования - 41% от общего количества обучающихся в сфере организации профессиональной подготовки кадров, тогда как рабочие профессии, считаясь не престижными, напротив, наиболее востребованы социально-экономической сферой региона.
Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной подготовке приводят к дефициту квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей, что напрямую может существенно ограничить темпы социально-экономического развития области, реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Поэтому основной задачей в сфере профессионального образования по-прежнему остается формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом реализации инвестиционных проектов, развития территорий, запросов экономики и социальной сферы.
Все это подтверждает факт актуализации вопросов по целенаправленному формированию профессиональной ориентации молодежи, адекватной структуре рынка труда области. При этом необходим концептуальный подход к решению проблем в данной области, который позволил бы определить основные векторы развития профессиональной ориентации в системе непрерывности образования с учетом социально-экономических и демографических особенностей региона.
В последнее время наибольшим спросом у работодателей пользуются представители рабочих профессий и специальностей технического профиля. По данным ежегодно формируемой региональной потребности наиболее востребованы такие направления подготовки как "Архитектура и строительство" (19,9%), "Металлургия, машиностроение и материалообработка" (17,3%), "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (17,3%), "Транспортные средства" (14,8%), "Сельское и рыбное хозяйство" (12,6%).
С учетом ежегодно формируемого прогноза рынка труда устанавливаются контрольные цифры приема в государственные профессиональные образовательные организации.
В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать в качестве одного из ключевых факторов, обеспечивающих формирование и развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями регионального рынка труда.
Региональная политика в сфере образования строится на основе Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, предусматривающей создание инновационных кластеров в аграрном секторе, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроении, химии, промышленности строительных материалов.
Значимость кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития экономики области привела к практическому внедрению в систему образования институциональных сетевых и кластерных структур.
Применительно к сфере профессионального образования речь идет о создании экономически эффективной сети образовательных организаций, обеспечивающей запросы предприятий области в опережающей подготовке кадров, потребности всех категорий населения в качественном профессиональном образовании.
Для системы общего образования особое значение приобретает интеграция с профессиональной школой, формирование востребованных компетенций и прикладных квалификаций как механизм профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение их выхода на реальное производство.
Для предприятий участие в профессиональной ориентации дает возможность провести отбор мотивированных обучающихся, ориентировать их на конкретное рабочее место еще на уровне общеобразовательной организации.
Решение новых задач и существующих проблем потребовало внедрения принципиально иных подходов к управлению системой профессионального образования на основе информационной открытости, усиления значимости общественных институтов, развития государственно-частного партнерства.
В области выстроена общественно-государственная модель управления профессиональным образованием на основе прямого участия социальных партнеров в принятии решений на всех уровнях. В основе созданной модели управления лежит кластерная политика.
Создан Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года под руководством главы администрации области О.И. Бетина (постановление администрации Тамбовской области от 15.07.2013 N 747).
Оптимизация структуры и территориального размещения сети профессиональных образовательных организаций идет с привязкой их к приоритетным секторам экономики. В 2013 году в области созданы Координационные советы кластеров стройиндустрии, транспорта, социальной сферы, информационных технологий, агропромышленного комплекса, промышленности.
С руководителями координационных советов кластеров заключены соглашения о стратегическом партнерстве. Соглашениями предусмотрено достижение целого ряда количественных и качественных показателей деятельности кластера, в том числе по объемам и профилям подготовки кадров, организации взаимодействия с системой общего образования.
В данных условиях выстраивание комплексной системы профессиональной ориентации, обеспечение эффективности функционирования элементов ее инфраструктуры приобретает особую значимость и перспективность.
2. Основная цель, задачи и принципы Концепции развития многоуровневой системы профессиональной ориентации до 2020 года
Обеспечение процессов модернизации региональной системы профессионального образования, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития области, осуществляется в рамках выстраивания экономически эффективной сети профессиональных образовательных организаций на основе кластерного подхода, обеспечивающей запросы предприятий области в опережающей подготовке кадров и потребности всех категорий населения в качественном профессиональном образовании.
Потенциал образовательно-производственного кластера определяется функционированием в комплексе общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, предприятий социально-экономической сферы региона, элементов инновационной инфраструктуры.
В данной ситуации требуются новые подходы к организации профессиональной ориентации на всех уровнях.
Основной целью Концепции является обеспечение функционирования комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей межведомственное взаимодействие и рациональное использование ресурсов образовательно-производственных кластеров при решении вопросов профессионального самоопределения и становления обучающихся.
Последовательное и целенаправленное развитие в данном русле областной системы профессиональной ориентации может быть достигнуто посредством решения следующих задач:
разработка нормативных правовых документов, предусматривающих обеспечение и развитие региональной системы профессиональной ориентации с учетом приоритетных направлений модернизации региональной системы профессионального образования;
выстраивание кластерной модели системы профессиональной ориентации в области, направленной на реализацию приоритетной задачи практико-ориентированной подготовки "кадров под ключ";
формирование единого образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия всех участников кластерных групп;
развитие инфраструктуры региональной модели профессиональной ориентации в рамках образовательно-производственных кластеров;
развитие механизмов социального партнерства в контексте формирования целостной системы взаимодействия между субъектами профориентационной работы;
развитие единой информационной среды профориентации, обеспечивающей педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
поддержка предпринимательских инициатив, формирование правовой грамотности в области труда и занятости.
Формирование и развитие многоуровневой системы профессиональной ориентации определяется следующими базовыми принципами, обеспечивающими единство и скоординированность действий всех её субъектов в рамках целенаправленной реализации государственной и региональной политики:
субъектная ориентация, приоритетность развития личности;
многоуровневая интеграция, сетевое взаимодействие;
социально-экономическая регионализация, учет региональных потребностей;
отраслевая кластеризация, развитие образовательно-производственных кластеров.
3. Основные направления развития многоуровневой системы профессиональной ориентации
Успешная реализация поставленных целей и задач, ориентированных на создание условий для профессиональной самореализации личности в условиях регионального рынка труда, напрямую зависит и определяется качеством работы по каждому из следующих направлений, различаемых по реализуемым уровням и объектам профессиональной ориентации:
первое направление - профессиональное самоопределение обучающихся;
второе направление - профессиональный отбор студентов;
третье направление - профессиональная мобильность выпускников профессиональных образовательных организаций.
Первое направление имеет несколько векторов развития, ориентированных на профессиональное самоопределение обучающихся:
общеобразовательная подготовка из системы профессионального образования выводится на площадки общеобразовательных организаций;
в структуре профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования открываются учебные лаборатории и мастерские для организации предпрофильной и допрофессиональной подготовки, профильного и профессионального обучения обучающихся;
одарённым обучающимся предоставляется возможность участия в выполнении исследовательских проектов образовательных организаций высшего образования;
на предприятиях разворачиваются совместные учебно-производственные лаборатории и участки для формирования практических компетенций;
осуществляется деятельность на базе образовательных организаций высшего образования открытых (заочных) профильных школ;
реализация образовательными организациями высшего образования программ подготовки обучающихся к олимпиадам.
С 2011 года в регионе действует опытно-экспериментальная площадка "Организация мониторинга профессиональных предпочтений учащейся молодежи посредством разработки и внедрения компьютерных систем диагностики (для Тамбовской области)". В рамках эксперимента была разработана тестирующая программа "Профи-тест". Применяемая технология тестирования респондентов основана на использовании систем искусственного интеллекта, а именно на основе аппарата искусственных нейронных сетей. Данная система позволяет проводить непрерывную и косвенную диагностику профессиональных предпочтений обучающихся общеобразовательных организаций и оценивать соответствие выбранной профессии их индивидуальным особенностям.
Учитывая, что технологическое образование располагает возможностями для формирования ключевых компетентностей, обеспечивающих преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности, перед органами местного самоуправления поставлена задача развития содержания и материальной базы технологического образования.
В системе общего образования создана новая модель межшкольного учебного комбината - Центр технологического образования. Деятельность Центра осуществляется на основе гибкой системы интеграции общего и дополнительного образования, непрерывности и преемственности общего и профессионального образования, сетевого взаимодействия организаций и направлена на развитие научно-технического творчества обучающихся. Основная задача Центра - подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, продуктивной трудовой деятельности, продолжению образования и самообразования.
Особая актуальность и перспективность развития содержания технологического образования связана с реализацией профильного обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовкой.
Программами профильного обучения охвачены 7624 человека, что составляет 88,1% от общего количества обучающихся 10 - 11 классов (2011 г.-74,8%, 2012 г. - 81,9%). В общеобразовательных организациях реализуется 28 профилей обучения. На протяжении 3 лет наиболее распространенными являются социально-гуманитарный, социально-экономический, технологический, химико-биологический, физико-математический профили.
В области сложился опыт формирования образовательного кластера "школа-колледж-предприятие" в рамках экспериментальной площадки Федерального института развития образования "Организация непрерывного профессионального образования "Школа-колледж - предприятие" в рамках сетевого взаимодействия "учреждение СПО - базовая школа" для решения задач Стратегии социально-экономического развития региона". В 2009 - 2013 годах в этой работе принимали участие 1140 обучающихся 46 базовых школ, 16 профессиональных образовательных организаций,40 предприятий.
Применение модели колледж-класс позволяет осуществлять формирование профессионально-отраслевой структуры подготовки кадров под инновационные запросы экономики уже на уровне общеобразовательной организации.
Благодаря реализуемому проекту с 2009 года на площадках общеобразовательных организаций разворачивается профессиональное обучение и профессиональная ориентация нового качества. При успешном освоении программ выпускнику общеобразовательной организации обеспечен переход в колледж, а затем - рабочее место на современном предприятии.
Для профессиональных образовательных организаций - это новая возможность привлечения абитуриентов, мотивированных на получение специальности. Участие в проекте предприятий дает возможность обеспечить подготовку кадров под конкретное рабочее место. Разработаны интегрированные профильные учебные программы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций.
В 2013 году функционируют 63 колледж-класса с общим охватом обучающихся 823 человека. Обучение в колледж-классах осуществляется по 27 специальностям.
Более 40% выпускников колледж-классов поступают в соответствующие учреждения профессионального образования, что позволяет осуществлять их комплектование обучающимися с высоким уровнем мотивации к получению специальности и ориентацией на потребности инновационной экономики области.
В рамках развития непрерывного многоуровневого профессионального образования в области реализуется профильное параллельное обучение по модели "университетский класс". В 2013 году продолжают функционировать в 14 территориях области 90 университетских классов с общим охватом обучающихся 877 человек. Обучение осуществляется по 9 профилям.
Одним из показателей эффективности профильного обучения является продолжение выпускниками общеобразовательных организаций обучения по профилю. В 2013 году удельный вес обучающихся, выбравших программу профессионального образования, соответствующую профилю обучения в общеобразовательной организации, составил 64,8 % (2011 г. - 59,6 %, 2012 г. - 60,1 %).
В области увеличивается доля обучающихся по программам допрофессиональной и профессиональной подготовки (2011 г. - 14,7%; 2012 г.-17,4%; 2013 г.- 23,4 % обучающихся 8 - 11 классов). В 2013 году программы допрофессиональной подготовки и профессионального образования реализовались в 157 общеобразовательных организациях по 34 профессиям.
Решая задачу устойчивого развития сельских территорий, в области увеличивается:
- количество общеобразовательных организаций, реализующих программы агротехнологического профиля (2011 г.-11, 2012 г.-32, 2013 г.-34);
- количество обучающихся 8 - 11 классов по профессиям сельского хозяйства (овощевод, пчеловод, тракторист, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования) (2011 г.-8,1%, 2012 г.- 9,0%, 2013 г.- 9,7%);
- количество выпускников общеобразовательных организаций, сдавших квалификационный экзамен по профессиям сельского хозяйства (овощевод, тракторист, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования) (2011 г.- 27,3% от общего количества обучающихся 8 - 11 классов, получивших профессию, 2012 г.- 29,8%, 2013 г.- 30,2%).
Создана лаборатория "Умный дом", предназначенная для изучения современных ресурсосберегающих технологий на основе альтернативных источников энергии, а также мастерская деревообработки "Строймастер", где обучающиеся впервые имеют возможность проектировать и конструировать жилые объекты, проводить строительные и ремонтно-отделочные работы по современным строительным и отделочным технологиям. Эта площадка должна стать базисом сетевого взаимодействия образовательных организаций, ресурсом для реализации проектов по энерогосбережению# и энергоэффективности, технологическому образованию, проектному обучению.
Второе направление ориентировано на организацию профессионального обучения, а также формирование профессиональной мотивации обучающихся и включает:
деятельность центров и кабинетов профессиональной ориентации;
организацию целевой подготовки, производственного практикоориентированного обучения, внедрение профессиональных модулей по актуальным направлениям;
проведение конкурсов профессионального мастерства, выставок научно-технического творчества;
стипендиальную и грантовую поддержку обучающихся по приоритетным направлениям и достигших значительных успехов в освоении рабочих профессий и специальностей;
деятельность студенческих трудовых отрядов.
В области продолжает развиваться практика целевой подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях. В настоящее время около 30% обучающихся готовятся под конкретное рабочее место.
С 2014 года начала выстраиваться областная система дуального образования с учетом опыта Германии. Это система практикоориентированного обучения, когда теория реализуется на базе образовательной организации, а практическая часть - непосредственно работодателем. Свои программы разрабатывают 6 профессиональных образовательных организаций совместно с 8 крупнейшими предприятиями. Рабочим и специалистам с такой подготовкой работодатели уже сейчас гарантируют трудоустройство и высокую зарплату. Отбор на такие программы будет осуществляться уже на уровне общеобразовательной организации.
В 2013 году в областных и отборочных этапах олимпиад профессионального мастерства приняли участие 5500 обучающихся выпускных и предвыпускных групп (36,6 % от общего количества обучающихся очного формы) по 7 профессиям и 6 специальностям. Победители региональных этапов представляли Тамбовскую область в 13 Всероссийских олимпиадах, получив награды в 6 номинациях.
В 2013 году состоялось подписание соглашения о вступлении Тамбовской области в движение WorldSkills Russia и прошел открытый региональный чемпионат по 8 компетенциям, в котором приняли более 350 человек из Пензенской, Липецкой, Тамбовской областей.
Из средств федерального и областного бюджетов по итогам конкурсного отбора осуществляется стипендиальная и грантовая поддержка обучающихся по приоритетным направлениям и достигших значительных успехов в освоении рабочих профессий и специальностей.
В целях повышения престижа профессий в области действует 49 студенческих отрядов: строительные, сервисные, отряды проводников, педагогические с общим охватом более 5500 обучающихся.
Организация работы по третьему направлению обеспечивает профессиональную реализацию, адаптацию и мобильность выпускников и включает:
мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций;
организацию деятельности регионального сетевого центра профессиональной ориентации рабочих ресурсов;
реализацию программ дополнительного профессионального образования в рамках получаемой квалификации;
развитие предпринимательских инициатив молодежи;
карьерное консультирование.
В профессиональных образовательных организациях проводится планомерная работа по созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.
Созданы условия для развития "адаптивных ресурсов" выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости. Во всех профессиональных образовательных организациях действуют центры (бюро) по трудоустройству выпускников, которые зарегистрированы на сайте Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, сформированы базы данных работодателей, государственные аттестационные комиссии образовательных организаций возглавляют представители работодателей.
Расширяется возможность формирования дополнительных компетенций у обучающихся (получение дополнительных рабочих профессий, квалификаций) на базе 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций по 38 компетенциям.
С 2012 года на базе ресурсных центров действуют 8 консультационных пунктов по развитию предпринимательства. В их сферу деятельности входит организация консультаций по разработке обучающимися проектов и бизнес-планов для открытия собственного дела. Из выпускников 2013 года 224 человека продолжили работу в семейном бизнесе, 8 выпускников подали заявки на открытие собственного дела, 3 человека получили поддержку из областного бюджета. Лучшие практики в данном направлении обобщаются и распространяются в регионе.
Функционирует областной ресурсный центр развития малого и среднего предпринимательства, в 2013 году на базе которого прошли обучение более 650 человек по программам создания собственного малого предприятия. Программы, разработанные ресурсным центром, внедряются в 18 профессиональных образовательных организациях в качестве факультативных курсов: "Правовое регулирование хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства", "Налогообложение субъектов малого предпринимательства", "Открой свое дело".
В профессиональных образовательных организациях проводятся ежегодные областные акции, посвященные международному Дню карьеры, в которых традиционно принимают участие более 1800 обучающихся из 18 профессиональных образовательных организаций. В рамках акции прошли конкурсы бизнес - проектов малых предприятий, подготовленные выпускниками образовательных организаций, экскурсии на предприятия, расположенные на территории города Тамбова и области, конференции, дискуссионные клубы.
На областном уровне разработан комплекс межведомственных мероприятий, который реализуется совместно с объединениями работодателей и управлением труда и занятости населения области: областные семинары-тренинги "Школа эффективного трудоустройства; мастер-классы "Школа карьеры", "Основы эффективного поведения на рынке труда", ярмарки вакансий, акция "День карьеры", которая завершается заседанием "круглого стола" в Тамбовской областной торгово-промышленной палате; конкурс центров (бюро) по трудоустройству выпускников в профессиональных образовательных организациях.
Реализуется проект "Молодежный Банк идей - технология становления молодежи и развития сообщества", специфика которого в развитии технологии создания и деятельности молодежного банка идей и проектов на территории региона и привлечения к его деятельности представителей малого бизнеса.
С 2012 года в области действует опытно-экспериментальная площадка по организации деятельности регионального сетевого центра профессиональной ориентации рабочих ресурсов, в рамках которой проводятся исследования в области разработки и апробации оптимальных профориентационных технологий в контексте потребностей регионального рынка труда.
4. Инфраструктура функционирования многоуровневой системы профессиональной ориентации
В качестве концептуальной идеи развития областной системы профессиональной ориентации является создание многоуровневой системы, основанной на межведомственном взаимодействии и направленной на удовлетворение профессиональных потребностей личности в условиях непрерывности образования.
Применение комплексного подхода к решению поставленных задач на основе кластерной модели позволит сконцентрировать ресурсы всех уровней, обеспечивая эффективность целенаправленной подготовки кадров, содействуя повышению статуса и престижа востребованных профессий и специальностей.
В настоящее время межведомственное взаимодействие по данному вопросу осуществляется в рамках действующего соглашения между управлением образования и науки области и управлением труда и занятости населения области. Реализуется совместный комплекс мероприятий на 2012 - 2015 годы по профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций, направленный на:
оказание содействия в профессиональном самоопределении обучающихся, профессиональной занятости и карьерном росте выпускников;
поддержку предпринимательских инициатив, формирование правовой грамотности в области труда и занятости.
Комплексный подход всех организаций и ведомств, включенных в систему профориентационной работы, позволит разрешить ключевые проблемы профессионального самоопределения, профессиональной подготовки молодежи и создания условий для профессиональной реализации и развития.
При этом особое значение приобретают скоординированность действий и взаимосвязь всех субъектов системы профессиональной ориентации:
государственных органов;
подведомственных учреждений конкретной отраслевой принадлежности;
объединений работодателей;
органов местного самоуправления;
предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности;
общественных объединений, организаций и других социальных институтов, осуществляющих воспитание, образование, профессиональное обучение и последующее трудоустройство.
На каждый из субъектов системы профессиональной ориентации возлагаются определенные функции:
Областной координационный Комитет по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики и содействию занятости населения:
оказание содействия органам исполнительной власти области по формированию и реализации кадровой политики в целях обеспечения социально-экономического развития области;
разработка предложений по регламентации деятельности инфраструктурных элементов многоуровневой системы профессиональной ориентации;
организация межведомственной координации профориентационной деятельности всех субъектов многоуровневой системы.
Управление труда и занятости населения области:
организует информирование населения области о государственных услугах, оказываемых службой труда и занятости, в т.ч. по профессиональной ориентации (размещение информации в СМИ, на сайте службы труда и занятости области в Internet, на информационных стендах; разработка и тиражирование справочно-информационных материалов, бюллетеней и буклетов);
осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности подведомственных центров занятости населения в вопросах профессиональной ориентации;
координирует работу подведомственных центров занятости населения по профессиональной ориентации безработных граждан и населения области;
формирует прогноз потребности в квалифицированных кадрах и специалистах с учетом перспектив развития экономики и рынка труда области;
проводит мониторинг профессионально-квалификационного состава безработных граждан из числа выпускников профессиональных и высших профессиональных образовательных организаций области;
принимает участие в информационно-массовых и тематических мероприятиях по профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения, различных категорий граждан;
взаимодействует по вопросам организации профориентации населения с заинтересованными структурами: органами местного самоуправления, общественными организациями, учебными заведениями, работодателями и т.д.;
участвует в организации и проведении профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций области, их родителями в целях предоставления необходимой информации о социально-экономическом положении в регионе, о ситуации на рынке труда, о профессиональных образовательных организациях и профессиях, востребованных на рынке труда области.
Тамбовские областные государственные казенные центры занятости населения:
принимают участие в информировании населения области о государственных услугах, оказываемых управлением труда и занятости области, в т.ч. по профессиональной ориентации (размещение информации в СМИ, на сайте управления труда и занятости области в Internet, на информационных стендах; разработка и тиражирование справочно-информационных материалов, бюллетеней и буклетов);
взаимодействуют по вопросам организации профориентации населения с заинтересованными структурами: органами местного самоуправления, общественными и образовательными организациями, работодателями и т.д.;
участвуют в информационно-массовых и тематических мероприятиях по профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения, молодежи, различных категорий граждан;
обеспечивают государственные гарантии в части оказания в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
участвуют в организации и проведении профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций области, их родителями в целях предоставления необходимой информации о социально-экономическом положении в регионе, о ситуации на рынке труда, о профессиональных образовательных организациях и профессиях, востребованных на рынке труда области;
осуществляют профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан по профессиям, востребованным на региональном рынке труда путем подбора наиболее подходящих профессий (специальностей) с учетом индивидуальных особенностей граждан.
Управление образования и науки области:
обеспечивает условия для организации целевой подготовки кадров, внедрения механизмов практикоориентированного обучения;
обеспечивает создание условий для организационно-методического сопровождения областной системы профессиональной ориентации молодежи;
разрабатывает рекомендации и осуществляет общее руководство организацией профориентационной работой в подведомственных образовательных организациях;
поддерживает деятельность центров (кабинетов) по профессиональной ориентации и центров (бюро) содействия трудоустройству выпускников в профессиональных образовательных организациях, содействуют их оснащению методическими пособиями и оборудованием;
обеспечивает создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации молодежи.
Управление по связям с общественностью администрации области:
оказывает содействие органам исполнительной власти области, организациям в установлении взаимодействия с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями по вопросам профессиональной ориентации молодёжи;
содействует общественным объединениям в реализации мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию молодёжи;
организует участие представителей области в окружных, всероссийских мероприятиях по профессиональной ориентации молодежи.
Органы местного самоуправления:
осуществляют координацию работы по профессиональной ориентации молодежи на уровне муниципального образования (города, района);
осуществляют руководство подведомственными организациями в работе по профессиональной ориентации молодежи на уровне муниципального образования (города, района) с учетом перспектив развития экономики и рынка труда;
организуют мероприятия по профессиональной ориентации молодежи на уровне муниципального образования (города, района);
обеспечивают создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации молодежи на уровне муниципального образования (города, района).
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования":
обеспечивает методическое сопровождение областной системы профессиональной ориентации молодежи;
организует создание и поддержку в актуальном состоянии информационных профориентационных ресурсов, справочных материалов, методических пособий, профессиографических и других материалов по вопросам профессиональной ориентации молодежи;
организует работу по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации молодежи.
Образовательные организации области:
создают условия для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы в организации;
формируют у обучающихся в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребностей региона;
знакомят обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с профессиональными образовательными организациями, профессиями и специальностями;
организуют профессиональное просвещение и профессиональное консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом ее индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах;
организуют просветительскую работу среди родителей учащихся по вопросам профессионального самоопределения учащихся.
Базовые колледжи - центры кластерного развития:
осуществляют пропаганду профессий и специальностей, востребованных социально-экономической сферой региона в соответствии с реализуемым в рамках кластера спектром направлений подготовки;
способствуют формированию и закреплению у обучающихся профессиональных намерений;
организуют работу по подготовке абитуриентов и обучающихся к учебной и трудовой деятельности, укреплению у них мотивации выбора профессии;
проводят профессиональную, производственную и социальную адаптацию будущих квалифицированных рабочих и специалистов;
обеспечивают совместно с предприятиями и организациями профильных отраслей экономики условия для качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
Объединения работодателей:
участвуют в формировании экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и регионального рынка труда;
предоставляют информацию о вакансиях и востребованных профессиях;
содействуют созданию кабинетов по профессиональной ориентации в образовательных организациях области, содействуют их оснащению;
участвуют в организации работы по разработке профессиональных стандартов;
участвуют в организации областных и отраслевых мероприятий по профессиональной ориентации;
содействуют реализации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы в средствах массовой информации;
Предприятия и организации различных отраслей экономики области совместно с образовательными организациями:
проводят работу по профессиональной ориентации лиц, вступающих в трудовую деятельность, формируют у них интерес к профессиям конкретного производства;
внедряют методы профессионального отбора при подготовке и переподготовке молодых рабочих на производстве, осуществляют меры по профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых рабочих и специалистов;
участвуют в разработке профессиональных образовательных программ и модулей;
участвуют в оснащении центров (кабинетов) профессиональной ориентации;
участвуют в подготовке и проведении профориентационных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.