Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственная программа
Тамбовской области "Обеспечение информационной открытости и доступности деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области" на 2014 - 2020 годы
(далее - государственная программа)
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 13 сентября 2013 г. N 1027)
Паспорт
государственной программы
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Государственная программа Тамбовской области "Обеспечение открытости и доступности деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области" на 2014 - 2020 годы разработана на основании распоряжения администрации области от 13.05.2011 N 141-р "Об утверждении Перечня государственных программ Тамбовской области" в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 29.04.2009 N 512-З.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года основными стратегическими приоритетами развития области являются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности области, эффективное использование ресурсного потенциала, развитие человеческих ресурсов, обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области.
Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации (далее - РФ) - это часть единой государственной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что обусловливает их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в государстве и регионе. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
Информационная открытость и доступность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами власти.
Также следует обратить внимание на то, что воплощение принципов информационной открытости и доступности органов исполнительной власти субъекта РФ непосредственно связано с антикоррупционным направлением административной реформы. Введение механизмов информационной открытости и доступности в систему вышеуказанных органов и реальное их обеспечение можно рассматривать в качестве одной из форм противодействия коррупции.
Следует выделить следующие проблемы, требующие решения в рамках реализации государственной программы:
обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов исполнительной власти области.
Как показывает мониторинг открытого информационного ресурса в сети Интернет (www.betin.tambov.ru), значительное число обращений содержит просьбы об описании процедур получения помощи, социальной поддержки или разъяснительной информации о принимаемых в регионе нормативных правовых актах. Так, значительное число обращений в органы власти направляется по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (за период с 2010 г. по июль 2013 г. - 3555 обращений), социальной поддержки семей с детьми (за аналогичный период - 1287), состояния и ремонта автомобильных дорог (за аналогичный период - 844) и т.д. Это свидетельствует о том, что подобного рода разъяснительную информацию жителям региона найти затруднительно, и им приходится прибегать к информационным запросам в органы государственной власти;
проблема, связанная с повышением привлекательности региона (позиционирования региона в информационном поле). Указанное позиционирование позволяет региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития и становится необходимым условием его конкурентоспособности. Оно отражает информационно-коммуникативную деятельность, направленную на усиление сильных сторон региона посредством управления объемом, скоростью и масштабами информационных потоков. Тем самым, позиционирование региона способствует привлечению к нему внимания организаций и людей, то есть ресурсов, которые востребованы регионом, нужны ему и полезны для его развития. Не менее важным является внутреннее влияние позиционирования, направленное на формирование у жителей региона чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении "малой родины".
Следует отметить, что количество публикаций в федеральных средствах массовой информации, в которых Тамбовская область упоминается в положительном контексте, остается незначительным. В соответствии с результатами исследований по ребрендингу Тамбовской области, позиционированию и продвижению региона в России и за рубежом, проведенных специалистами компании "Дарс Консалтинг", в большинстве публикаций Тамбовская область не является основной темой материала, упоминается в порядке перечисления наряду с другими регионами Российской Федерации. Доля брендовых публикаций о Тамбовской области, популяризирующих экономический, инвестиционный, культурный, научный, интеллектуальный потенциал региона, в общем числе публикаций о Тамбовской области составляет не более десяти процентов (за 2012 год).
Вышеуказанным проблемам соответствуют следующие направления работы государственной программы:
работа по первой проблеме предполагает проведение комплекса мероприятий, рассчитанных на освещение деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области, социально значимых тем различными видами средств массовой информации в целях наибольшего охвата предполагаемой аудитории и вариативности представления информации (подготовка и размещение материалов о деятельности органов исполнительной власти области в печатных средствах массовой информации (далее - СМИ) (региональные и муниципальные), на телевидении, радио, размещение социальной рекламы, организация и проведение пресс-конференций, брифингов, пресс-туров с участием руководителей органов исполнительной власти области).
Значительное внимание необходимо уделить размещению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Тамбовской области, приоритетных направлениях её социально-экономического развития в печатных и электронных средствах массовой информации, выходящих именно на территории муниципальных образований области, чтобы указанная информация была направлена и доступна каждому жителю области.
Немаловажную роль в рамках данной работы следует отвести функционированию открытого информационного ресурса в сети Интернет (www.betin.tambov.ru). Заметно возросла активность поступления обращений на указанный ресурс. В первом полугодии 2013 года на информационный ресурс поступило 2237 обращений, в аналогичный период 2012 года - 1636. Это свидетельствует об удобстве для населения механизма получения информации по волнующим его вопросам (сокращенные сроки рассмотрения вопроса, допустимость анонимности обращения, вопрос рассматривается параллельно областными структурами и органами местного самоуправления в пределах их компетенции). Отдельно необходимо отметить эффективность принимаемых мер по решению поставленных в обращениях вопросов. Например, благодаря мерам, предпринятым администрацией области, были решены проблемы организации и проведения азартных игр на территории области, устройства детей в детские сады;
повышение привлекательности региона строится на использовании важнейшего инструмента позиционирования, которым являются средства массовой коммуникации. Значительный эффект дает грамотная технология менеджмента новостей, целенаправленное распространение в средствах массовой информации информационно-аналитических материалов о проводимых в регионе социально-экономических преобразованиях, презентационных материалов, рассказывающих о возможностях и перспективах развития региона. Например, активное освещение инвестиционных проектов региона по созданию крупнейших предприятий России, среди которых можно выделить Инжавинскую птицефабрику, свинокомплексы Группы компаний "Черкизово" в Гавриловском районе, свинокомплекс "Тамбовский бекон", Мордовский сахарный завод, во многом позволило привлечь необходимые инвестиции для реализации указанных проектов и как результат - включение Тамбовской области, наряду с Воронежской, Липецкой областями, в число регионов-лидеров промышленного производства.
Безусловно, действие программ позиционирования Тамбовской области в информационном поле (на 2009 - 2011, 2012 - 2014 годы) позволило создать условия для проведения более эффективной информационной политики области, обеспечить диалог между органами государственной власти области и населением.
В ходе реализации Целевой программы позиционирования Тамбовской области в информационном поле на 2009 - 2011 годы была разработана Стратегия позиционирования Тамбовской области в информационном поле (далее - Стратегия). Стратегия определила основные линии позиционирования региона, меры по продвижению стратегических образов региона в средствах массовых коммуникаций. В соответствии со Стратегией был предпринят ряд мер, направленных на обеспечение присутствия региона в информационном пространстве: сформирован пул федеральных средств массовой информации, в которых размещались брендовые материалы о Тамбовской области ("Российская газета", "Коммерсант", "Экономика и жизнь", "Российская Федерация сегодня"), осуществлялось взаимодействие сведущими информационными агентствами (ИТАР-ТАСС, Регнум, Интерфакс, РИА-Новости), был реализован некоммерческий проект совместно с Первым каналом (программа "Живые новости"), более системно использовался потенциал региональных средств массовой информации, сетевых изданий.
За период реализации программ позиционирования Тамбовской области в информационном поле на 2009 - 2011 годы, 2012 - 2014 годы заключено более 75 государственных контрактов на сумму более 174 (ста семидесяти четырех) миллионов рублей.
Доля "брендовых" публикаций о Тамбовской области то есть публикаций, работающих на положительный имидж региона, который в свою очередь способствует укреплению репутации области, её авторитета и влиятельности, является важным фактором высокой инвестиционной привлекательности, фактором развития регионального бизнеса и, в конечном счете, укрепления социального согласия и повышения благосостояния населения области, в общем числе публикаций о Тамбовской области в федеральных средствах массовой информации достигла 10 процентов.
По результатам социологических исследований, проведенных управлением по связям с общественностью администрации области, степень удовлетворенности населения уровнем информационной открытости органов власти в 2010 году составила 46 процентов, в 2012 году - 57 процентов при запланированных 55 процентах.
В медиа - рейтингах глав субъектов Российской Федерации, которые формирует Национальная служба мониторинга (показатель высчитывается как соотношение числа публикаций с прямой и косвенной речью персоны к общему числу сообщений с его упоминанием), в 2011 году глава администрации области занимал 58 место, в январе 2012 года - 18 место, в июне 2013 года - 22.
Также в 2012 году глава администрации области вошел в ТОП-40 глав регионов Российской Федерации по индексу информационного благоприятствования, рассчитанному по сообщениям центральных СМИ компанией "Медиалогия", занял 30-е место в рейтинге информационной открытости глав субъектов Российской Федерации, который составляется Институтом независимых политических исследований.
Вместе с тем, необходимо стремиться не только к удержанию достигнутых результатов, но и добиваться более высоких (максимальных).
Таким образом, в целях дальнейшего продвижения регионального бренда, конкурентных преимуществ Тамбовской области и открытия информации о деятельности органов исполнительной власти области необходимо особое внимание уделить более системному и эффективному использованию различных каналов коммуникаций, распространению объективных сообщений и сведений о регионе через федеральные и региональные СМИ, информационные агентства, Интернет; проведению специальных информационных и коммуникативных акций.
Поэтому решить задачи по обеспечению информационной доступности и открытости деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области, проведению эффективной информационной политики Тамбовской области, повышению ее вклада в обеспечение конкурентоспособности региона возможно только в рамках программно-целевого подхода.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы, цель, задачи, сроки и этапы реализации государственной программы
Приоритеты государственной региональной политики в сфере обеспечения информационной открытости и доступности деятельности органов исполнительной власти в Тамбовской области на период до 2020 года сформулированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Федеральном законе от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" закрепляет открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
Федеральном законе от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";
Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";
постановлении Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти";
стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 29.04.2009 N 512-З.
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере обеспечения информационной открытости и доступности деятельности органов исполнительной власти в Тамбовской области станут:
обеспечение информационной открытости органов исполнительной власти Тамбовской области, в том числе раскрытия информации, не отнесенной к информации ограниченного доступа;
повышение результативности деятельности администрации Тамбовской области и подведомственных ей учреждений, органов исполнительной власти области;
проведение эффективной информационной политики области, повышение ее вклада в обеспечение конкурентоспособности региона.
Цель государственной программы - создание устойчивых и эффективных коммуникационных каналов органов исполнительной власти Тамбовской области.
Достижение цели государственной программы обеспечивается путем решения следующих задач:
обеспечение доступа граждан и организаций к своевременной и полной информации о деятельности органов исполнительной власти области через различные каналы информирования (газеты, журналы, телевидение, радио, Интернет-ресурсы, наружная реклама);
формирование позитивного информационного поля о Тамбовской области;
активизация диалога журналистского сообщества с органами государственной власти области;
повышение профессионального уровня и творческой активности работников средств массовой информации, подведомственных органам исполнительной власти области.
Государственная программа планируется к реализации в два этапа.
На первом этапе (2014 - 2016 годы) будет сформирована система каналов коммуникаций, через которые впоследствии будут распространены позитивные сообщения и сведения о регионе, всесторонняя информация о деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области, в приоритете информация о социально-экономическом развитии жизни населения области. В результате выполнения первого этапа будут проведены специальные информационные и коммуникативные акции, созданы информационные ниши для региона в коммуникационном пространстве. Сделаны шаги к установлению качественной связи между органами исполнительной власти области и населением области.
На втором этапе (2017 - 2020 годы) предстоит завершить процесс установления постоянной и качественной связи между органами исполнительной власти области и населением области, повысить качественное присутствие региона в информационном поле, а также определить основные позиции по целям и задачам государственной программы обеспечения информационной открытости и доступности деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области на следующий период.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы
Показатель 1 "Доля брендовых публикаций о Тамбовской области в общем числе публикаций о Тамбовской области в федеральных средствах массовой информации" характеризует рост брендовых публикаций о Тамбовской области в общей массе публикаций. Данный показатель определяется на основании постоянного мониторинга сообщений федеральных и региональных СМИ, сетевых ресурсов, в которых упоминается Тамбовская область. В процессе мониторинга выделяются материалы, в которых четко выделяются положительные изменения, происходящие в регионе, даются положительные экспертные оценки, сравнительная аналитика, в которой по тем или иным направлениям социально-экономического развития Тамбовская область отмечается на фоне других регионов в положительную сторону. Кроме того, из общего массива как брендовые публикации выделяются различные интервью с главой администрации области, его заместителями, руководителями исполнительных органов власти, материалы с использованием их комментариев, которые подготовлены по инициативе СМИ.
Показатель 2 "Процент отвечаемости на обращения, поступившие на открытый информационный ресурс в сети Интернет (www.betin.tambov.ru)" представляет собой отношение количества ответов к количеству поступивших на информационный ресурс обращений. Высокое значение данного показателя свидетельствует об эффективности работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, вместе с тем достичь его максимального значения (100%) не представляется возможным, так как ряд поступающих обращений не требует ответа (благодарности, инициативы, предложения).
Показатель 3 "Степень удовлетворенности населения области информационной открытостью и доступностью органов исполнительной власти Тамбовской области" - один из ключевых показателей, характеризующий открытость и доступность деятельности органов исполнительной власти области. Определяется посредством проведения соисполнителем государственной программы социологических опросов населения области.
Показатель 4 "Количество проведённых информационных мероприятий для прессы" создает условия для увеличения объема и качества информации о Тамбовской области, в частности о деятельности органов исполнительной власти области (газеты, телевидение, радио, Интернет-СМИ), а в конечном итоге приводит к формированию позитивного информационного поля о Тамбовской области посредством организации и проведения информационных мероприятий для прессы (пресс-конференций, брифингов, пресс-туров).
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) государственной программы (с расшифровкой плановых значений по годам реализации) представлены в приложении N 1 к государственной программе.
По итогам реализации государственной программы ожидается достижение следующих результатов:
информационное обеспечение деятельности системы органов исполнительной власти Тамбовской области в рамках взаимодействия указанных органов с журналистским сообществом;
укрепление позиций региона в информационном поле посредством проведения эффективной информационной политики области.
4. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Государственная программа предполагает проведение конкретных, взаимосвязанных между собой мероприятий по обеспечению открытости и доступности деятельности органов исполнительной власти области:
подготовка и размещение материалов о деятельности органов исполнительной власти области в печатных СМИ (федеральные и региональные), на телевидении, радио, на сайтах информационных агентств. Комплекс указанных мероприятий рассчитан на освещение деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области различными видами средств массовой информации в целях наибольшего охвата предполагаемой аудитории и вариативности представления информации;
подготовка и размещение социальной рекламы посредством подготовки роликов с социальной рекламой, а также установки светодиодных экранов, баннеров с социально значимой информацией;
проведение социологических опросов населения области; данное мероприятие направлено на определение степени удовлетворенности населения области информационной открытостью и доступностью органов исполнительной власти Тамбовской области, определяется процент населения, считающего, что указанная информация открыта и доступна (значение 2014 - 60; 2020 - 64);
размещение информационных сообщений на новостной ленте портала органов государственной власти области, мероприятие направлено на увеличение посещаемости портала органов государственной власти области посредством размещения максимального количества сообщений на социально значимые вопросы деятельности органов власти (значение 2014 - 1010; 2020 - 1015);
определение рейтинга упоминаемости Тамбовской области в средствах массовой информации; определяется как доля брендовых публикаций о Тамбовской области в общем числе публикаций о Тамбовской области в федеральных средствах массовой информации в процентах. Ожидаемый результат - максимально высокое место в указанном рейтинге достигается повышением объема информационной работы в рамках позиционирования Тамбовской области в информационном поле;
обеспечение функционирования открытого информационного ресурса в сети Интернет (www.betin.tambov.ru). Данный ресурс дает главе администрации области возможность оперативно получать информацию, которая иногда остается вне его внимания и внимания руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Информационный ресурс уникален тем, что поступающие на него вопросы не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006 г. 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поэтому рекомендованный срок для подготовки ответа - 5 - 7 рабочих дней с даты поступления обращения на указанный ресурс.
Ответы, размещаемые на открытом информационном ресурсе в сети Интернет (www.betin.tambov.ru), ориентированы на заявителей и содержат максимум полезной для них информации;
организация и проведение информационных мероприятий для прессы (пресс-конференций, брифингов, пресс-туров); мероприятие осуществляется в целях создания условий для получения гражданами и организациями своевременной и полной информации о деятельности органов исполнительной власти области, установления взаимодействия с представителями средств массовой информации (показатель 2014 - 2020 - 150);
проведение областного фестиваля прессы, областных творческих конкурсов среди редакций средств массовой информации; данные мероприятия проводятся в целях создания условий для развития и поощрения средств массовой информации в процессе благотворного сотрудничества, выявления профессионального уровня подготовки журналистов;
финансовое обеспечение деятельности областных государственных бюджетных учреждений осуществляется в целях обеспечения выполнения государственных заданий данными учреждениями, предметом и целью деятельности которых является информирование населения о событиях в общественно-политической, социально-экономической, культурной жизни области. В данном случае речь идет о ТОГБУ "Редакция газеты "Тамбовская жизнь", ТОГБУ "Телевизионная и радиовещательная компания "Тамбовская губерния".
Более подробное описание мероприятий государственной программы изложено в приложении N 2.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий в рамках реализации государственной программы
В рамках реализации государственной программы предусматривается выполнение государственных заданий на выполнение государственных работ.
Предметом и целью деятельности Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Редакция газеты "Тамбовская жизнь" (далее - ТОГБУ "Редакция газеты "Тамбовская жизнь") является информирование населения о событиях в общественно-политической, социально-экономической, культурной жизни области.
Для достижения указанной цели ТОГБУ "Редакция газеты "Тамбовская жизнь" осуществляет следующие основные виды деятельности:
издание областной общественно-политической газеты "Тамбовская жизнь";
официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Тамбовской области, иной официальной информации;
освещение деятельности органов государственной власти области, приоритетных направлений социально-экономического развития области, муниципальных образований.
Предметом и целью деятельности Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Телевизионная и радиовещательная компания "Тамбовская губерния" (далее - ТОГБУ "ТРК "Тамбовская губерния") является также информирование населения о событиях в общественно-политической, социально-экономической, культурной жизни области.
Для достижения указанной цели ТОГБУ "ТРК "Тамбовская губерния" осуществляет следующие основные виды деятельности:
производство и распространение телепрограммы "Телевидение Тамбовской области "Новый век";
освещение деятельности органов государственной власти области, приоритетных направлений социально-экономического развития области, муниципальных образований;
освещение деятельности политических партий, представленных в Тамбовской областной Думе.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на выполнение государственных работ государственными учреждениями Тамбовской области по государственной программе представлен в приложении N 3.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Источники финансирования государственной программы - средства областного бюджета.
Предполагаемые объемы финансирования государственной программы за счет средств областного бюджета за весь период реализации государственной программы - 711 542,1 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 101 555,1 тыс. рублей;
2015 год - 101 664,5 тыс. рублей;
2016 год - 101 664,5 тыс. рублей;
2017 год - 101 664,5 тыс. рублей;
2018 год - 101 664,5 тыс. рублей;
2019 год - 101 664,5 тыс. рублей;
2020 год - 101 664,5 тыс. рублей.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий государственной программы и прогнозной оценке на период 2020 года за счет средств областного бюджета с указанием главных распорядителей бюджетных средств представлена соответственно в приложениях N 2, 4.
7. Механизмы реализации государственной программы
Реализация государственной программы осуществляется ответственным исполнителем и соисполнителями мероприятий государственной программы.
Ответственным исполнителем государственной программы является управление пресс-службы и информации администрации области.
Отбор исполнителей отдельных мероприятий государственной программы осуществляется в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также к реализации программных мероприятий ответственным исполнителем привлекаются областные государственные учреждения в порядке, установленном администрацией области о формировании государственного задания в отношении областных государственных бюджетных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий государственной программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями государственной программы.
Разграничение полномочий и ответственности ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации государственных программ области, утвержденным постановлением администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области".
Внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации государственной программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информацию о государственной программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, степени выполнения ее мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.