Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 1 октября 2014 г. N 1893 настоящее приложение дополнено приложением N 7
Приложение N 7
к муниципальной программе
"Эффективное управление финансами
и оптимизация муниципального долга"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма 4
"Повышение эффективности бюджетных расходов"
29 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 30 декабря 2015 г. N 2763 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 30 декабря 2015 г. N 2763 раздел 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Управление муниципальными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета города в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности муниципальных расходов.
В городе Котовске на протяжении последних лет последовательно ведется работа по совершенствованию системы управления общественными финансами, реализуются мероприятия бюджетной реформы.
Реализованные мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений были направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджета на их оказание.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребовал совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения, в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности, устанавливает администрация города Котовска Тамбовской области, осуществляющая функции и полномочия учредителя.
Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволило связать финансирование бюджетных учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества предоставляемых муниципальных услуг.
В городе сложилась ситуация, когда поддержание и тем более увеличение объемов бюджетного финансирования избыточной и неэффективной сети бюджетных учреждений нецелесообразны без осуществления мер по реформированию и реструктуризации их деятельности. Проведенная оптимизация бюджетной сети позволила максимально сократить неэффективные расходы. Если в 2011 году в городе осуществляли деятельность 34 муниципальных учреждений, то на 1 января 2014 года их число сократилось до 31, из которых 20 - бюджетные, 7 - казенные, 4 - органы власти. Работа по оптимизации сети муниципальных учреждений и расходов бюджета города, начатая в 2010 году, продолжается.
Для дальнейшего повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач:
формирование, ведение и утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ;
переход при финансовом обеспечении выполнения муниципальных заданий к определению нормативных затрат в соответствующей отрасли путём введения единых значений нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с учётом отраслевой специфики;
упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях;
проведение комплексного мониторинга выполнения муниципальных заданий;
внедрение в муниципальных учреждениях принципов "эффективного контракта".
Применение программно-целевого метода создало прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов на важнейших направлениях деятельности. Вместе с тем, практика формирования муниципальных программ выявила ряд проблем и ограничений. Решение проблем и снятие сложившихся ограничений на всех уровнях управления предполагается осуществить путём реализации следующих предложений:
- определение предельных объёмов расходов по каждой муниципальной программе. Объём бюджетных ассигнований должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета с учётом обеспечения достижения стратегических целей и приоритетных задач развития города, текущей экономической ситуации, а также оценки достигнутых и ожидаемых результатов реализации муниципальных программ;
- совершенствование методологии разработки и оценки эффективности реализации муниципальных программ;
- корректировка муниципальных программ и поддержание их в актуальном состоянии в соответствии с установленными порядками и результатами проведённой оценки эффективности реализации программ;
- проведение ежегодной комплексной оценки хода реализации и эффективности муниципальных программ;
- в целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей муниципальных программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведённого) объёма бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям и соисполнителям.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает также сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований.
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджетов является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов города, в том числе при реализации муниципальных программ.
В целях повышения эффективности управления доходами предлагается в рамках Программы принять следующие меры:
анализ фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого периода их применения (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации);
вопросы любых форм бюджетной поддержки рассматривать с учётом отсутствия у организаций задолженности в бюджет по налогам.
Необходимо проводить работу в целях увеличения поступлений от использования муниципального имущества по следующим направлениям:
увеличение доходов от аренды имущества и вовлечение в хозяйственный оборот невостребованного муниципального имущества;
выявление лиц, не оформивших в установленном законом порядке права на использование земельных участков, расположенных под принадлежащими им на праве собственности зданиями, сооружениями;
размещение в СМИ и на официальном сайте администрации информации о свободных земельных участках и недвижимом имуществе.
Помимо этого следует осуществлять проведение комплексного мониторинга уровня собираемости налогов в бюджет города.
Муниципальные программы, являясь инструментом реализации бюджетной политики, сами по себе не формируют расходных обязательств, а задают общие границы для их принятия и исполнения с учётом увязки расходных обязательств разных видов с целями и ожидаемыми результатами в определённой сфере деятельности.
В то же время при переходе к программному бюджету особенно важно чёткое определение объёма и структуры действующих расходных обязательств. При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств возможно и необходимо проведение оптимизации, перераспределения бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Одновременно это позволяет определить наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учётом приоритетов социально-экономической политики города и уровня эффективности реализации соответствующих муниципальных программ. Одним из основных направлений бюджетных расходов будет являться обеспечение мероприятий по исполнению указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента. В целях обеспечения комплексного подхода к реализации мероприятий настоящей Программы необходима разработка плана повышения эффективности бюджетных расходов. Мероприятия плана повышения эффективности бюджетных расходов должны способствовать повышению качества финансового менеджмента.
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует развития и совершенствования системы муниципального финансового контроля.
В условиях перехода к "программному" бюджету происходит изменение функций и задач муниципального финансового контроля. При организации данной деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование.
Переход к "программному" бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта решения о бюджете города, но и на всем "жизненном цикле" муниципальных программ - при их разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке эффективности.
В настоящее время значительное внимание уделяется повышению прозрачности и открытости о деятельности администрации города как одному из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. На сайте администрации города ведутся реестры муниципальных программ, публикуется сводная информация об исполнении программ и оценке их эффективности.
Однако несмотря на достигнутые результаты, остается ряд проблем, характерных в целом для всей бюджетной системы:
сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации руководителей муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
отсутствуют действенные методики оценки деятельности администрации города и руководителей муниципальных учреждений, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов.
Таким образом, стоящие перед городом Котовском задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является данная подпрограмма
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 30 декабря 2015 г. N 2763 раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2. Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
В сложившейся ситуации сокращения возможностей по росту налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города при одновременном значительном росте бюджетных расходов, прежде всего обусловленных социально направленными расходными обязательствами, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджета города в целом подвергаются значительным бюджетным рискам. Переход к формированию бюджета города на основе муниципальных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств.
Основными механизмами по минимизации бюджетных рисков должны стать ограничения по росту расходов бюджета и мероприятия по наращиванию доходной базы бюджета города. В целом приоритетной задачей на среднесрочную (до 6 лет) перспективу должно стать постепенное, но неуклонное сокращение дефицита бюджета города. В более отдалённой перспективе необходимо своей целью поставить достижение бездефицитного бюджета.
Для повышения эффективности деятельности муниципального образования, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга; стабильность и предсказуемость налоговой политики; полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая, в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов планируется реализовать следующие основные меры:
формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития и долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования;
формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов местного самоуправления за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения; оптимизация числа налоговых льгот;
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при администрировании налогов и других платежей.
Основные приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы соответствуют приоритетам, описанным для муниципальной программы в целом.
В соответствии с приоритетами определена цель подпрограммы - создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления общественными финансами, повышения эффективности деятельности администрации города по выполнению муниципальных функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Котовска.
Для достижения цели подпрограммы должно быть обеспечено решение следующих задач:
обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета города Котовска;
развитие муниципальных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;
повышение функциональной эффективности бюджетных расходов;
повышение качества финансового менеджмента в муниципальных учреждениях;
повышение открытости (прозрачности) информации об эффективности расходования средств бюджета города;
повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
Решение поставленных задач обеспечивается путем реализации соответствующих мероприятий подпрограммы.
Подпрограмма реализуется непрерывно с 2014 по 2020 годы, без выделения этапов.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Состав показателей (индикаторов) подпрограммы определен исходя из необходимости выполнения основных целей и задач подпрограммы.
1. Доля муниципальных учреждений, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Данный показатель качественно характеризует уровень оказания муниципальных услуг, измеряется в процентах и планируется к 2020 году равным 100%.
2. Количество муниципальных учреждений, выполнивших муниципальное задание на 100%, в общем количестве муниципальных учреждений, которым установлены муниципальные задания.
Данный показатель измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:
Ui = Ai /Bi
где:
Ai - количество муниципальных учреждений города, выполнивших муниципальное задание на 100%;
Bi - общее количество муниципальных учреждений города, которым установлены муниципальные задания.
Данный показатель измеряется в процентах и планируется к 2020 году равным 100.
3. Равномерность исполнения местного бюджета.
Ui = А4i /(1.1*(А3i + А2i + А1i)/3),
где:
А1i, А2i, А3i, А4i - объем расходов бюджета города в первом, втором, третьем и четвертом кварталах отчетного финансового года соответственно (без учета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение).
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач подпрограммы, представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 30 декабря 2015 г. N 2763 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма содержит взаимоувязанную по задачам, срокам осуществления и объемам ассигнований систему основных мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
1. В системе задач, выбранных основными для достижения цели программы, ключевыми являются задачи обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города и повышение качества финансового менеджмента в муниципальных учреждениях. Для решения поставленных задач проводится:
- инвентаризация кредиторской задолженности муниципальных учреждений с анализом причин и факторов ее возникновения;
- разработка и утверждение перечня расходных обязательств города Котовска, возникающих при выполнении полномочий органа местного самоуправления, в целях софинансирования которых выделяются средства из бюджета города;
- подготовка Порядка разработки и утверждения Бюджетного прогноза города Котовска на долгосрочный период;
- разработка и принятие плана повышения эффективности бюджетных расходов;
- актуализация нормативно-правовой базы системы муниципального финансового контроля;
- оценка эффективности предоставления налоговых льгот;
- обеспечение прироста доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- постановка на налоговый учет обособленных подразделений по месту осуществления ими деятельности.
2. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг. В рамках данного мероприятия обеспечивается:
- обеспечение ежегодного роста доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности муниципальных учреждений;
- совершенствование нормативных правовых актов города по вопросам формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений города и финансового обеспечения выполнения муниципального задания;
- расчет единых затрат на оказание услуг муниципальными учреждениями города, по которым будет осуществляться формирование бюджетных ассигнований в бюджете города Котовска;
- осуществление контроля за выполнением муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований для каждого муниципального учреждения в соответствии с фактическим выполнением муниципального задания на оказание муниципальных услуг;
- приведение существующих ведомственных перечней муниципальных услуг в соответствие с федеральными базовыми перечнями государственных услуг.
3. Повышение эффективности распределения средств бюджета города:
- внесение изменений в Порядок ведения реестра расходных обязательств города Котовска;
- организация работы по заключению с работниками муниципальных учреждений "эффективных" контрактов;
- определение предельной доли расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда муниципального учреждения в размере не более 40%.
4. Развитие муниципальных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов:
- проведение комплексного анализа эффективности действующих муниципальных программ;
- внесение изменений в Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Котовска, утвержденный постановлением администрации города Котовска от 02.09.2013 N 2169;
- мониторинг соответствия муниципальных программ города Котовска требованиям федерального законодательства и требованиями нормативной правовой базы города и области, регламентирующей разработку муниципальных программ.
5. Повышение открытости (прозрачности) информации об эффективности расходования средств бюджета города:
- размещение на официальном сайте администрации города проектов муниципальных программ в целях обеспечения доступа граждан для общественного обсуждения указанных проектов;
- размещение на официальном сайте администрации города сводной информации о муниципальных программах города, о результатах оценки эффективности их реализации.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложение N 2 к муниципальной программе
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 29 декабря 2014 г. N 2685 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы на весь период ее реализации составляет 800,00 тыс. рублей. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств бюджета области представлено в приложении N 3 к муниципальной программе.
6. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы заключается в координации действий непосредственных исполнителей подпрограммы, обеспечении контроля за исполнением программных мероприятий, выработке решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий.
Реализация муниципальной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации города от 02.09.2013 N 2169.
Ответственным исполнителем подпрограммы является финансовый отдел администрации города. Подпрограмма предусматривает персональную ответственность исполнителя за реализацию закрепленных за ним мероприятий.
Внесение изменений в подпрограмму осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации города, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации подпрограммы.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель главы |
Н.В. Антохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.