Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Региональная экономически значимая программа создания и развития молочного кластера Тамбовской области" на 2015 - 2017 годы
(утв. приказом управления сельского хозяйства Тамбовской области
от 31 декабря 2014 г. N 332)
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование ведомственной целевой программы |
Региональная экономически значимая программа создания и развития молочного кластера Тамбовской области на 2015 - 2017 годы |
Наименование государственной программы Тамбовской области |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы |
Основание для разработки ведомственной целевой программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", распоряжение администрации области 05.11.2014 N 479-р |
Заказчик ведомственной целевой программы |
Управление сельского хозяйства области |
Исполнители и участники ведомственной целевой программы |
Управление сельского хозяйства области, сельскохозяйственные предприятия, организации агропромышленного комплекса (далее АПК), перерабатывающие предприятия, торгово-закупочные организации, научные, образовательные учреждения, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан |
Цель ведомственной целевой программы |
Обеспечение населения молоком и молокопродуктами по рациональным нормам и доступным экономически обоснованным ценам; повышение конкурентоспособности молока и молочной продукции, произведенных в Тамбовской области, на внутреннем и внешнем рынках; повышение рентабельности и финансовой устойчивости предприятий молочной отрасли Тамбовской области; устойчивое развитие сельских территорий |
Задачи ведомственной целевой программы |
Производство высококачественного молока-сырья и молочных продуктов; укрепление племенной базы молочного скотоводства; повышение уровня воспроизводства стада в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; увеличение поголовья молочных коров в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; увеличение объемов производства молока и продукции молочного животноводства в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах |
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы |
Увеличение объемов производства молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2017 году до 124,8 тыс. тонн; - создание новых рабочих мест к 2017 году - 410 ед.; производство молока на душу населения в 2017 году - 250 кг в год; выход телят на 100 голов коров в сельскохозяйственных предприятиях к 2017 году 82 головы; удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота к 2017 году 25 % прирост выручки от реализации молока к предыдущему году - в 2017 году - 193,1 % |
Основные мероприятия ведомственной целевой программы |
Приобретение лабораторного оборудования по определению качества молочной продукции; субсидирование части затрат на приобретение лабораторного оборудования по определению качества молочной продукции; приобретение оборудования для пунктов по искусственному осеменению крупного рогатого скота; субсидирование части затрат на приобретение оборудования для пунктов по искусственному осеменению крупного рогатого скота; проведение проектных работ при строительстве и реконструкции животноводческих объектов по производству молока; субсидирование части затрат на проведение проектных работ при строительстве и реконструкции животноводческих объектов по производству молока; приобретение программного обеспечения по племенному животноводству; субсидирование части затрат на приобретение программного обеспечения по племенному животноводству; приобретение оборудования для молокоперерабатывающих предприятий; субсидирование части затрат на приобретение оборудования для молокоперерабатывающих предприятий; приобретение эмбрионов крупного рогатого скота; субсидирование части затрат на приобретение эмбрионов крупного рогатого скота |
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
2015 - 2017 годы |
Объёмы и источники финансирования ведомственной целевой программы |
Объем финансирования составит всего 336,0 млн. рублей, в том числе: бюджет Тамбовской области всего - 60,0 млн. рублей в том числе: 2015 год - 20,0 млн. рублей 2016 год - 20,0 млн. рублей 2017 год - 20,0 млн. рублей внебюджетные источники всего - 276,0 млн. рублей, в том числе: 2015 год - 78,0 млн. рублей 2016 год - 98,0 млн. рублей 2017 год - 100,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы |
Увеличение объемов производства молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2017 году до 124,8 тыс. тонн; ежегодное увеличение налоговых поступлений в бюджет области до 220 тыс. руб.; повышение уровня жизни сельского населения области путем увеличения занятости, коренного преобразования образа жизни на селе, повышения благосостояния сельских жителей. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Агропромышленный комплекс Тамбовской области является крупным и сложным народнохозяйственным формированием, от эффективности деятельности которого во многом зависит развитие потребительского рынка, экономическая и социальная стабильность в регионе.
Молочная отрасль области имеет на сегодняшний день существенно лучшие "стартовые позиции", чем другие секторы народного хозяйства. Молочные продукты - это товар, без которого население не может обойтись ни при каких условиях. Поэтому потенциально молочная отрасль - один из наиболее устойчивых секторов экономики.
Создание молочного кластера позволит решить ряд проблем, что приведет к значительному развитию молочной отрасли и Тамбовской области в целом. Наличие долгосрочных договоренностей между участниками кластера, а также комплексная государственная поддержка поможет нивелировать сезонную разницу цен. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры в рамках создаваемого кластера приведет к снижению издержек и, соответственно, себестоимости молока-сырья. Дальнейшее снижение себестоимости, а также улучшение качества производимой продукции можно обеспечить за счет включения в кластер предприятий - производителей кормов (комбикорма, премиксы) и снижения транзакционных издержек.
Объективными предпосылками необходимости и возможности создания молочного кластера являются:
открывающиеся возможности максимального использования имеющегося производственного, научного, инвестиционного, маркетингового и инновационного потенциала для прорывного развития молочной отрасли Тамбовской области;
сформированный на федеральном и региональном уровне ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластера.
Кластерное развитие создаст систему обеспечения качества молока от поставщика сырья до потребителя готовой продукции. В этой цепочке (поставщик сырья - предприятие переработки - оптовая и розничная продажа готовой продукции) должны действовать общие принципы и правила, которые принимаются и поддерживаются всеми звеньями. Только так можно гарантировать конечному потребителю качество молочных продуктов, выпускаемых предприятиями Тамбовской области.
Ведомственная целевая программа "Создания и развития молочного кластера Тамбовской области" на 2015 - 2017 годы (далее программа) направлена на модернизацию отрасли молочного скотоводства, увеличение производства высококачественного молока.
В настоящее время в России в целом, и в Тамбовской области, наблюдается сокращение молочного производства в личных подсобных хозяйствах граждан. Сложившийся в последние годы резкий диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары, снижение уровня обеспечения животных кормами, монополия перерабатывающих предприятий и ряд других объективных и субъективных причин привели к существенному сокращению численности поголовья молочного стада, валового производства и реализации молока.
На начало 2014 года численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составляет 141,5 тыс. голов, в том числе коров 48,5 тыс. голов, производство молока 221,7 тыс. тонн.
Предпринятые в 2006 - 2007 годах меры по ускоренному развитию животноводства (в рамках реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса") частично приостановили спад численности поголовья молочного скота. Наметилась его стабилизация, у руководителей появилась заинтересованность в развитии молочного скотоводства. Активизируется процесс создания крупных молочных хозяйств, в область входят инвесторы.
Увеличение производства молока ожидается за счет выхода на проектную мощность современных молочных комплексов в ООО "Мегаферма "Шереметьево" на 3300 коров, ООО "Агрофирма Жупиков" на 1200 коров, ООО "Суворово" на 2100 коров, ООО "Тамбов-молоко" на 1200 коров и строительства новых комплексов и ферм в ЗАО Агрокомплекс "Тамбовский" на 600 коров, ООО "Суворово"- 2 комплекса по 2200 голов каждый, ООО "Агат" на 2200 голов, ООО "Агрофирма Союз К" - 2 комплекса по 1200 голов, ООО "Капитал-Агро "Сосновский" на 2400 голов.
В настоящее время в области функционирует 150 сельскохозяйственных предприятия и КФХ, занимающихся молочным скотоводством, наиболее крупными из них являются ООО "Шереметьево" (3300 голов), ООО "Суворово" (2100 голов), ООО "Жупиков" (1200 голов), которые имеют молочные комплексы Комплектация молочных комплексов проводится главным образом за счет завоза импортных нетелей.
В сельскохозяйственные предприятия, имеющие небольшие молочные фермы, а также в КФХ и ЛПХ, как правило, поступает ремонтный молодняк невысокой продуктивности, без учета племенных качеств.
Поголовье коров и валовое производство молока в сельскохозяйственных предприятиях и личных подсобных хозяйствах за 10 лет сократилось на 68 процентов и 36,0 процентов, соответственно. Одной из основных причин сокращения поголовья и снижения производства молока является наличие низкопродуктивного скота, особенно в личных подсобных хозяйствах граждан и в большей части КФХ.
Ежегодное удорожание кормов, энергоресурсов привело к тому, что содержание коров в личных подсобных хозяйствах экономически нецелесообразно при среднегодовом удое менее 5000 кг на 1 фуражную корову. Производственные мощности молочной промышленности, имеющиеся в области, способны переработать 89,3 тыс. тонн молока, но фактическая загрузка их составляет 58,8 тыс. тонн, или 65,9 %.
Чтобы увеличить производство молока и его рентабельность в хозяйствах области, необходимо решить проблему нехватки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом. Быстро решить эту задачу позволит использование метода трансплантации эмбрионов для получения молодняка крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом в молочных хозяйствах региона.
Совершенствование селекционной и племенной работы по воспроизводству стада, направленное на повышение продуктивности животных во всех формах хозяйствования за счет использование метода трансплантации эмбрионов для получения молодняка крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом, позволит достичь продуктивности в сельскохозяйственных предприятиях 5300 кг, в том числе на молочных комплексах не менее 8000 кг, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан не менее 5000 кг молока на 1 фуражную корову;
2. Цели, задачи и сроки реализации программы
Основными целями программы являются - обеспечение населения молоком и молокопродуктами по рациональным нормам и доступным экономически обоснованным ценам;
повышение конкурентоспособности молока и молочной продукции, произведенных в Тамбовской области, на внутреннем и внешнем рынках;
повышение рентабельности и финансовой устойчивости предприятий молочной отрасли Тамбовской области;
устойчивое развитие сельских территорий.
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач:
производство высококачественного молока - сырья и молочных продуктов;
укрепление племенной базы молочного скотоводства; повышение уровня воспроизводства стада в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах;
увеличение поголовья молочных коров в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах;
увеличение объемов производства молока и продукции молочного животноводства в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Сроки реализации программы 2015 - 2017 годы.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач,
Основные ожидаемые конечные результаты программы
Показателями (индикаторами) реализации программы являются:
Увеличение объемов производства молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйств;
создание новых рабочих мест;
производство молока на душу населения в год;
выход телят на 100 голов коров в сельскохозяйственных предприятиях;
удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота;
прирост выручки от реализации молока.
Ожидаемые конечные результаты программы:
Увеличение объемов производства молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2017 году до 124,8 тыс. тонн;
ежегодное увеличение налоговых поступлений в бюджет области - 220 тыс. руб.
повышение уровня жизни сельского населения области путем увеличения занятости, коренного преобразования образа жизни на селе, повышения благосостояния сельских жителей.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Мероприятиями, направленными на реализацию программы, являются:
приобретение лабораторного оборудования по определению качества молочной продукции;
субсидирование части затрат на приобретение лабораторного оборудования по определению качества молочной продукции;
приобретение оборудования для пунктов по искусственному осеменению крупного рогатого скота;
субсидирование части затрат на приобретение оборудования для пунктов по искусственному осеменению крупного рогатого скота;
проведение проектных работ при строительстве и реконструкции животноводческих объектов по производству молока;
субсидирование части затрат на проведение проектных работ при строительстве и реконструкции животноводческих объектов по производству молока;
приобретение программного обеспечения по племенному животноводству;
субсидирование части затрат на приобретение программного обеспечения по племенному животноводству;
приобретение оборудования для молокоперерабатывающих предприятий;
субсидирование части затрат на приобретение оборудования для молокоперерабатывающих предприятий;
приобретение эмбрионов крупного рогатого скота;
субсидирование части затрат на приобретение эмбрионов крупного рогатого скота.
Информация о программных мероприятиях, необходимых ресурсах, их источниках и сроках предоставления приведена в приложении N 2 к программе.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств бюджета Тамбовской области с привлечением средств федерального бюджета на условиях софинансирования в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и внебюджетных источников.
Бюджет Тамбовской области всего - 60,0 млн. рублей в том числе;
2015 год - 20,0 млн. рублей
2016 год - 20,0 млн. рублей
2017 год - 20,0 млн. рублей
Внебюджетные источники всего - 276,0 млн. рублей, в том числе:
2015 год - 78,0 млн. рублей
2016 год - 98,0 млн. рублей
2017 год - 100,0 млн. рублей
Общий объём финансирования программы составит 336,0 млн. рублей, в том числе по годам;
2015 год - 98,0 млн. рублей
2016 год,- 118,0 млн. рублей
2017 год - 120,0 млн. рублей
Конкретные мероприятия и объёмы финансирования программы уточняются ежегодно при формировании бюджета Тамбовской области на соответствующий год.
6. Оценка ожидаемой эффективности и результативности программы
Реализация программы создаст условия для устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения производства молока, что позволит обеспечить население области молоком и молочными продуктами собственного производства.
Реализация программы позволит увеличить маточное поголовье скота в сельскохозяйственных предприятиях и личных подсобных хозяйствах, повысить продуктивность коров и создать условия для устойчивого развития молочного скотоводства, обеспечить производство молока на душу населения с 178 до 250 килограммов.
Кроме ввода новых комплексов (ферм) на 12600 скотомест, реконструкции и ремонта действующих комплексов (ферм) на 4500 скотомест, модернизации молокоперерабатывающих предприятий, создания единой системы племенного, информационного обеспечения и учета, реализация программы обеспечит создание 410 новых рабочих мест в основной отрасли и 1200 дополнительных рабочих мест в смежных отраслях.
Реализация Программы обеспечит повышение производительности труда на фермах, повысит качество выпускаемой продукции, обеспечит занятость населения и дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Анализ экономической эффективности реализации программы при условии финансирования в полном объеме показывает реальность прироста объемов производства продукции молочного скотоводства (Таблица 2).
Таблица 2
Расчет
социально-экономической эффективности реализации программы
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017 г. к 2013 г., % |
Поголовье молочных коров, т. гол. |
48,2 |
49,0 |
50,0 |
55,0 |
70,0 |
145,2 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств, тыс. тонн |
221,7 |
226,0 |
250,0 |
280,5 |
371,0 |
167,3 |
в т. ч. в сельскохозяйственных предприятиях |
45,5 |
54,5 |
66,8 |
86,9 |
98,8 |
217,1 |
КФХ |
23,3 |
23,5 |
23,7 |
24,0 |
26,0 |
111,5 |
Создание новых рабочих мест, ед. |
|
|
100 |
110 |
200 |
X |
Среднемесячная заработная плата работников, руб. |
15000 |
18500 |
19425 |
20400 |
25400 |
169,3 |
Объем налоговых поступлений в бюджет Тамбовской области, тыс. руб.* |
180,0 |
190,0 |
205,0 |
215,0 |
220,0 |
122,2 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока |
млн. руб. |
566,5 |
316,7 |
174,4 |
336,8 |
827,9 |
*С учетом предоставления государственных преференций в виде освобождения от налога на имущество на период реализации инвестиционных проектов
Таблица 3
Расчет
эффективности расходования бюджетных средств за годы реализации программы
Показатели |
Ед. изм. |
2014 (ожид.) |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Всего за 3 года |
Выручка от реализации молока (ТП) |
млн. руб. |
2190,9 |
2507,6 |
2682,0 |
3018,9 |
8208,5 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока (ДТП) |
млн. руб. |
566,5 |
316,7 |
174,4 |
336,8 "1 |
827,9 |
Финансирование программы - из бюджета Тамбовской области - всего (Ф) |
млн. руб. |
0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
60,0 |
Показатели эффективности - Эобщ.* |
% |
0 |
1583 |
872,0 |
1684,0 |
1380 |
* Расчет бюджетной эффективности Эобщ.= ДТП:Ф
7. Система управления реализацией программы
Реализация программы осуществляется управлением сельского хозяйства области путем предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям - сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, перерабатывающим предприятиям, предприятиям АПК, занимающиеся производством, переработкой, реализацией молока и молочной продукции.
Заказчик программы - управление сельского хозяйства несет ответственность за:
реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, предусмотренных в программе;
координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий;
реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы в целом;
финансирование программных мероприятий; проведение мониторинга реализации программы;
организует размещение на официальном сайте управления сельского хозяйства области текста утвержденной ведомственной целевой программы, а также последующих изменений в нее, отчетов о результатах ее реализации;
формирование отчета о ходе реализации ведомственной целевой программы с последующим его представлением в управление экономической политики администрации области, а также финансовое управление области (по итогам полугодия - до 15 июля отчетного года, по итогам года - до 15 февраля следующего за отчетным годом).
Первый заместитель начальника |
И.П. Выриков |
Первый заместитель начальника |
И.П. Выриков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.