Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к государственной программе
Тамбовской области "Развитие здравоохранения
Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы
Подпрограмма
"Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" (далее - Подпрограмма)
30 июня 2014 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 июня 2014 г. N 705 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" введено понятие паллиативной медицинской помощи, которая представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими тематическое обучение.
В паллиативном лечении первостепенной целью является не продлить жизнь, а сделать оставшуюся как можно более комфортной и значимой. Эта цель достигается путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке физического состояния пациента, купированию боли и других тягостных физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки. Каждый пациент с активным прогрессирующим заболеванием, приближающийся к смертельному исходу, имеет право на паллиативную помощь.
Ежегодно в Тамбовской области от онкологических заболеваний умирает более 2000 человек (2012 г. - 2320 чел.), из них 75% нуждаются в паллиативной помощи (в первую очередь в обезболивании). Создание отделений (коек) паллиативной медицины является оптимальным вариантом организации паллиативной медицинской помощи больным с онкологическими или другими социально значимыми заболеваниями, поскольку, являясь структурным подразделением учреждения, отделение получает широкую возможность использования диагностической базы учреждения, проведения специальных методов поддерживающего лечения и реабилитационных мероприятий. При этом достигается решение как чисто медицинской задачи - более адекватного лечения больного, так и изменение его социального статуса.
В настоящее время в области развернуто 627 коек для оказания стационарной паллиативной помощи, в том числе: хосписное отделение для онкологических больных на базе Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 4 г. Тамбова" на 10 коек, 50 паллиативных коек и 567 коек сестринского ухода - на базе круглосуточных стационаров центральных районных больниц.
При наличии развернутой сети стационарной паллиативной помощи в области существует необходимость совершенствовать ее оказание на амбулаторном этапе, и в первую очередь, создать эффективную амбулаторную службу паллиативной помощи неизлечимым пациентам по профилям "онкология" и "неврология" с участием подготовленного медицинского персонала и достаточным медико-психологическим обеспечением.
Паллиативная помощь детям на современном уровне представляет собой отдельную медицинскую специальность и отдельное направление медико-социальной деятельности. Данное направление только начинает свое развитие в России. Система паллиативной помощи детям включает доступность соответствующих служб независимо от места пребывания ребенка (дом, стационар общего профиля, специализированный стационар) и координацию этих служб.
С целью оказания помощи детям с инкурабельными заболеваниями в области развернуты койки паллиативной медицинской помощи детям на базе Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Рассказовская центральная районная больница", которые полностью удовлетворяют потребности детского населения области в данном виде помощи и составляют 2,3 на 100 тыс. детского населения.
В рамках I этапа реализации Подпрограммы предполагается осуществить мероприятия по определению потребности в паллиативной помощи на основании анализа заболеваемости населения и провести структурные преобразования системы оказания паллиативной помощи.
В результате реализации II этапа Подпрограммы к 2020 году будет создана полноценная инфраструктура для оказания паллиативной помощи взрослым и детям.
Целью паллиативной помощи является максимальное повышение качества жизни пациентов на поздних стадиях активно прогрессирующего заболевания и предполагаемой небольшой продолжительности жизни, в том числе: адекватное обезболивание и купирование других физических симптомов, психологическая поддержка больного и ухаживающих родственников, выработка отношения к смерти как к нормальному этапу жизни человека, удовлетворение моральных потребностей больного и его близких, решение вопросов медицинской биоэтики.
Задачей паллиативной помощи является решение физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания.
Для решения поставленных задач планируется провести комплекс мероприятий по совершенствованию паллиативной службы населению области.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 июня 2014 г. N 705 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Мероприятие 6. Создание эффективной службы паллиативной помощи неизлечимым пациентам.
Основными направлениями развития службы паллиативной медицинской помощи взрослому населению области является развитие паллиативной помощи в стационарных условиях и организация выездной службы для оказания паллиативной помощи на дому.
Материально-техническая и ресурсная база данных подразделений отличается от общесоматических стационаров и не требует широкого перечня диагностического и лечебного оборудования. При этом развитие медико-социальной реабилитационной базы должно быть на самом высоком уровне, так как именно в оказании медико-социальной реабилитации и заключается главная функция подразделений паллиативной медицинской помощи.
Социологические опросы показывают, что большинство больных хотели бы провести остаток своей жизни и умереть дома (от 80 до 90% опрошенных в Российской Федерации), поэтому организация оказания помощи в домашних условиях должно стать приоритетным направлением развития амбулаторных форм паллиативной помощи. Помощь на дому должна осуществляться специалистами выездной службы, организованной как структурное подразделение учреждения, оказывающего стационарную паллиативную медицинскую помощь.
Несмотря на достижения современной медицины в оказании медицинской помощи детям, в ряде случаев медицина бессильна излечить тяжелобольного ребенка и сохранить ему жизнь. Для таких пациентов и членов их семей планируется дальнейшее развитие паллиативной помощи на амбулаторном этапе путем организации выездных бригад паллиативной медицинской помощи.
Немаловажное значение имеют квалифицированные медицинские кадры, имеющие теоретические знания и практические навыки по основополагающим аспектам паллиативной медицины.
В рамках реализации мероприятия планируется:
укрепить материально-техническую базу (отделений, коек) учреждений здравоохранения, оказывающих паллиативную помощь, обеспечив их оборудованием, средствами обслуживания и ухода, специализированным автотранспортом;
организовать выездную службу паллиативной помощи больным онкологического и неврологического профилей, в том числе детям;
провести обучение медицинского персонала областных государственных учреждений здравоохранения на тематических циклах усовершенствования по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи.
Таким образом, ожидаемым результатом реализации мероприятия будет создание эффективной службы паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, повышение качества жизни неизлечимых пациентов и их родственников, адекватный контроль хронической боли и других тягостных симптомов.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 июня 2014 г. N 705 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Объем финансирования Подпрограммы за счет средств бюджета области составляет 461 909,2 тыс. рублей (100%).
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета области на очередной финансовый год и на плановый период.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий Подпрограммы за счет средств бюджета области с указанием главных распорядителей бюджетных средств представлена соответственно в приложениях N 13, 14 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.