Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
администрации области
от 6 октября 2014 г. N 1196
Приложение N 7
к государственной программе
Тамбовской области
"Развитие институтов гражданского
общества" на 2014 - 2020 годы
Паспорт подпрограммы
"Укрепление гражданского единства и этнокультурное развитие народов, населяющих Тамбовскую область" на 2015 - 2020 годы (далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Управление по связям с общественностью администрации области |
Соисполнители Подпрограммы |
Управление образования и науки области, управление культуры и архивного дела области, управление пресс-службы и информации администрации области, Тамбовское областное государственное казённое учреждение "Аппарат Общественной палаты Тамбовской области" (далее - ТОГКУ "Аппарат Общественной палаты Тамбовской области") |
Цель Подпрограммы |
Укрепление единства народов, населяющих Тамбовскую область |
Задачи Подпрограммы |
Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; удовлетворение этнокультурных потребностей народов, населяющих Тамбовскую область; содействие формированию общероссийского гражданского самосознания |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы, их значения на последний год реализации |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Тамбовской области (85 % в 2020 году от общего количества населения области); уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (80 % в 2020 году); численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов, населяющих Тамбовскую область (40 000 чел. в 2020 году) |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2015 - 2020 годы. Подпрограмма реализуется в один этап |
Объёмы и источники финансирования Подпрограммы |
Основными источниками финансирования Подпрограммы являются средства бюджета области и федерального бюджета. Объёмы финансирования Подпрограммы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год. Общие затраты на реализацию Подпрограммы в 2015 - 2020 годах, за счёт всех источников финансирования составят 111 655,0 тыс. рублей: 2015 год - 9 980,0 тыс. рублей; 2016 год - 19 735,0 тыс. рублей; 2017 год - 20 050,0 тыс. рублей; 2018 год - 20 280,0 тыс. рублей; 2019 год - 20 660,0 тыс. рублей; 2020 год - 20 950,0 тыс. рублей; в том числе: федерального бюджета 80 590,0 тыс. рублей: 2015 год - 6 480,0 тыс. рублей; 2016 год - 14 330,0 тыс. рублей; 2017 год - 14 550,0 тыс. рублей; 2018 год - 14 770,0 тыс. рублей; 2019 год - 15 090,0 тыс. рублей; 2020 год - 15 370,0 тыс. рублей; бюджета области 24 980,0 тыс. рублей: 2015 год - 2 495,0 тыс. рублей; 2016 год - 4 405,0 тыс. рублей; 2017 год - 4 480,0 тыс. рублей; 2018 год - 4 490,0 тыс. рублей; 2019 год - 4 550,0 тыс. рублей; 2020 год - 4 560,0 тыс. рублей; местных бюджетов 5,0 тыс. рублей: 2015 год - 5,0 тыс. рублей; внебюджетных средств 6 080,0 тыс. рублей: 2015 год - 1 000,0 тыс. рублей; 2016 год - 1 000,0 тыс. рублей; 2017 год - 1 020,0 тыс. рублей; 2018 год - 1 020,0 тыс. рублей; 2019 год - 1 020,0 тыс. рублей; 2020 год - 1 020,0 тыс. рублей. Ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае проведения Минрегионом России соответствующих конкурсов и признания области их победителем |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы
В целом, ситуация в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в регионе является стабильной на протяжении всего постсоветского периода.
Этому способствуют следующие основные факторы:
исторически сложившееся абсолютное преобладание населения русской национальности (более 97 процентов, согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года);
фактическое отсутствие организационно (структурно) оформленных общественных объединений радикально-националистического толка;
доминирующая роль Русской Православной Церкви в лице её Тамбовской митрополии (в соответствии с данными Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 на территории области зарегистрировано 225 религиозных организаций, 189 из них являются православными и по конфессиональной принадлежности относятся к Тамбовской митрополии Русской Православной Церкви (Московский патриархат));
незначительный в сопоставлении с общей численностью русского старожильческого населения приток представителей иных национальностей, прибывающих на постоянное жительство в область (согласно данным Управления Федеральной миграционной службы России по Тамбовской области по состоянию на 01.05.2014 на территории региона находится 1746 иностранных граждан и лиц без гражданства, которые проживают по виду на жительство, что составляет 0,1 % от общей численности русского старожильческого населения области).
В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года крупнейшими этносами, проживающими на территории области, являются:
русские - 1037097 (97%);
украинцы - 7263 (0,7%);
армяне - 4544 (0,4%);
цыгане - 4120 (0,4%).
Численность представителей иных этносов, живущих в регионе, составляет в совокупности 16262 человека (1,5%). Среди них наиболее многочисленными являются:
татары - 2292 (0,2%);
азербайджанцы - 1903 (0,1%);
езиды - 1802 (0,1%);
белорусы - 1468 (0,1%);
узбеки - 766 (0,07%);
курды - 721 (0,06%);
иные - 7310 (0,87%).
Мигранты из среднеазиатского и северокавказского регионов пока не оказывают серьёзного влияния ни на региональный рынок труда, ни на криминогенную ситуацию в целом.
Динамика въезда иностранных граждан и их выезда остается достаточно стабильной на протяжении последних 3 лет.
На 01 января 2014 г. на территории Тамбовской области находится 14718 иностранных граждан и лиц без гражданства.
Начиная с 2010 года лидирующее место по количеству прибывших занимают граждане Узбекистана (9140 человек, что составляет 38,5%), Украины (2712 человек или 11,4%), Армении (2377 человек или 10%), Азербайджана (1445 человек или 6,1%), Таджикистана (1222 человека или 5,1%), республики Молдова (1135 человек или 4,8%), Казахстана (802 человека или 3,4%), республики Беларусь (463 человека или 1,9%), Кыргызстана (432 человека или 1,8%), Туркменистана (114 человек или 0,4%).
Либерализация миграционного законодательства Российской Федерации обусловила высокие темпы увеличения количества трудовых мигрантов.
В 2013 году с заявленной целью "работа" въехало 11412 (+22,5%, 2012 год - 9317) человек, что составило 48% (2012 - 42 %) от общего количества иностранных граждан, прибывших на территорию области.
С целью обучения в высших учебных заведениях региона прибыло 1434 иностранных гражданина (- 5,3 %, 2012 - 1514).
На 01 января 2014 г. 10 работодателей имеют действующие разрешения на привлечение 241 иностранного работника.
По сравнению с 2013 годом численность трудовых мигрантов увеличилась на 22,5%, что обусловлено ростом объемов производства в строительной и сельскохозяйственной отраслях.
Трудовые мигранты, прибывшие на территорию области, оседают в основном в городах и районных центрах, где экономическая жизнь протекает более активно.
Основными сферами деятельности иностранных работников, по-прежнему, являются: строительство (55%), обрабатывающее производство (23%), сельское хозяйство (14%), торговля (3%), другие виды экономической деятельности (5%).
Тенденция увеличения роста численности привлекаемых иностранных работников, наблюдаемая на протяжении 2012 - 2013 годов, была обусловлена реализацией ряда крупных инвестиционных проектов и производственных программ предприятий области.
К категории региональных (местных) общественных объединений, сформированных по этническому признаку и действующих в настоящее время на территории области, относятся:
Тамбовская региональная общественная организация "Благотворительный еврейский центр "Наш дом" (зарегистрирована в 2002 году);
Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийский Азербайджанский Конгресс" (зарегистрировано в 2004 году);
Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз армян России" по Тамбовской области (зарегистрировано в 2007 году);
Общественная организация "Еврейская Община города Тамбова" (зарегистрирована в 1992 году);
Тамбовская региональная общественная организация "Центр татарской культуры "Энгуразово" (зарегистрирована в 2011 году);
Автономная некоммерческая организация "Культурно-просветительная организация "Славутич" (зарегистрирована в 2012 году).
С 2012 года на территории области действует также региональное представительство Общероссийской общественной организации "Всероссийский Конгресс узбеков, узбекистанцев".
Деятельность региональных (местных) общественных объединений, сформированных по этническому признаку, направлена, прежде всего, на защиту круга интересов и удовлетворение потребностей представителей этнического сообщества, инициировавшего их создание, сохранение национальной культуры и традиций определённых этнических групп.
В последние десятилетия достаточно четко обозначилась тенденция формирования компактного проживания на территории области ряда "новых" для Тамбовщины этнических групп (курдов, езидов) при наличии уже имеющихся мест компактного проживания таких этнических групп старожильческого населения области как цыгане и татары. Наблюдается процесс активной самоорганизации некоторых этнических групп, ведущий к образованию микроцентров влияния и позиционированию отдельных представителей элит этих этнических групп в качестве знаковых фигур общественно-политической жизни региона. Идёт процесс вхождения представителей этнических землячеств (диаспор) в различные сферы хозяйственной жизни области (строительство, животноводство, розничная торговля мясной продукцией, общественное питание, сдача внаем нежилого недвижимого имущества и т.д.).
С целью предупреждения нарушений представителями этнических сообществ действующего законодательства Российской Федерации правоохранительными органами области систематически проводится соответствующая работа с руководителями национальных общественных объединений (религиозных организаций) региона, а также с работодателями, привлекающими иностранных работников.
Деятельность организованных преступных групп, сформированных по этническому признаку, на территории области не выявлена.
Согласно результатам исследования, проведённого специалистами Центра религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина весной 2013 года, большинство опрошенных жителей области (размер выборки - 1600 человек) исповедуют православие (87,8 %). На долю всех остальных верований и мировоззренческих предпочтений приходится 12,2 %.
73,6% опрошенных оценили состояние межрелигиозных и межнациональных (межэтнических) отношений в регионе как "нормальное".
Тамбовская митрополия Русской Православной церкви была образована 26 декабря 2012 г. в составе трёх епархий: Тамбовской и Рассказовской, Мичуринской и Моршанской, Уваровской и Кирсановской.
Помимо православных приходов на Тамбовщине действуют и другие официально зарегистрированные религиозные организации: Местная религиозная организация прихода Воздвижения Святого Креста Римско-Католической Церкви в г. Тамбове, евангельские христиане (8 организаций), евангельские христиане-баптисты (9 организаций), христиане веры Евангельской - пятидесятники (2 организации), адвентисты седьмого дня (5 организаций), пресвитерианская церковь (3 организации), Русская православная старообрядческая церковь (1 организация), община духовных христиан-молокан (1 организация), иудейские общины (2 организации), 2 местные религиозные организации мусульман, Местная религиозная организация церковь "Сурб Мариам Аствацацин" ("Св. Богородицы") города Тамбова Тамбовской области Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви, Местная религиозная организация Тамбовское областное общество сознания Кришны.
Деструктивных религиозных организаций, негативно влияющих на состояние сферы межрелигиозных отношений, на территории области не выявлено.
В целях предупреждения конфликтных ситуаций на религиозной почве, противодействия сектантству реализуется соглашение от 30.09.2011 "О сотрудничестве и совместной деятельности между Тамбовской Епархией Русской Православной Церкви и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области на 2011 - 2016 годы".
В современном конфессиональном пространстве региона наблюдаются следующие основные тенденции:
дальнейшее развитие религиозных объединений, созданных последователями наиболее распространённых в Российской Федерации религий (православия, ислама, католицизма, иудаизма);
активизация деятельности некоторых религиозных организаций, представляющих собой различные течения протестантизма (евангельские христиане, евангельские христиане-баптисты, адвентисты, пресвитериане и т.д.);
вовлечение значительного числа религиозных организаций в активную общественную деятельность (социальная благотворительность, участие в работе Общественной палаты Тамбовской области, общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления и т.д.).
В области осуществляется постоянное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с лидерами национальных общественных объединений и религиозных организаций.
Практикуемыми формами этого взаимодействия являются:
рабочие встречи главы администрации области О.И.Бетина с руководителями национальных общественных объединений и религиозных организаций, на которых обсуждаются современное состояние и тенденции развития межнациональных и межконфессиональных отношений в Тамбовской области, вопросы осуществления морально-нравственного и правового воспитания молодежи национальных диаспор, своевременного выявления и устранения предпосылок возникновения межнациональных и межконфессиональных разногласий;
обеспечение участия национальных общественных объединений и религиозных организаций в деятельности постоянно действующей рабочей группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений, фактически являющейся информационно-методическим центром по вопросам реализации в регионе государственной национальной политики (образована 11.04.2011 во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2011 г. (г. Уфа) от 27 февраля 2011 г. N Пр-488).
Особое внимание уделяется вопросам подготовки (переподготовки и повышения квалификации) в области межэтнических и межконфессиональных отношений государственных и муниципальных служащих.
В Тамбовской области в 2011 - 2013 гг. обучение отдельным вопросам в сфере государственной национальной политики прошли 380 государственных гражданских служащих Тамбовской области, 377 муниципальных служащих, из них:
30 государственных гражданских служащих Тамбовской области, 90 муниципальных служащих прошли обучение по специализированной образовательной программе "Актуальные вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений. Подходы к профилактике экстремизма" (72 часа);
350 государственных гражданских служащих Тамбовской области, 287 муниципальных служащих прошли обучение отдельным вопросам в сфере государственной национальной политики в рамках программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации по направлениям обучения "правовое", "управленческое", "организационно-экономическое", "планово-финансовое", "информационно-аналитическое".
Приоритетным направлением работы органов исполнительной власти области по реализации в регионе принципов государственной национальной политики является вовлечение национальных общественных объединений и религиозных организаций в общественно значимую деятельность, совместные социальные практики в составе различных общественно-консультативных структур:
комиссии Общественной палаты Тамбовской области по толерантности, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию (образована в 2006 году);
общественных советов, действующих при территориальных подразделениях федеральных органов государственной власти (Управлении Федеральной миграционной службы по Тамбовской области, Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области, Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области);
общественных советов, действующих при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (в настоящее время в регионе действует 30 общественных советов данного уровня);
Международного студенческого совета.
Комиссией Общественной палаты области по толерантности, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию систематически проводятся на базе Музейно-выставочного центра Тамбовской области - филиала ТОГБУК "Тамбовский областной краеведческий музей" десятки историко-культурных мероприятий, посвящённых дружбе народов, населяющих область, и способствующих укреплению толерантности и профилактике ксенофобии в молодёжной среде. Деятельность комиссии получила большое общественное признание и будет продолжена в дальнейшем.
Международный студенческий совет (далее - Совет) представляет собой региональную структуру студенческого самоуправления, созданную в 2010 году на интернациональной основе.
На сегодняшний день он объединяет в своих рядах более 1000 студентов-иностранцев из 60-ти стран мира и десятки российских студентов из различных регионов страны, обучающихся в университетах Тамбовщины.
Задачами Совета являются: пропаганда идей толерантности и межнационального культурного взаимодействия в молодежной студенческой среде, укрепление дружбы и сотрудничества с населением Тамбовской области.
В 2012 - 2013 годах Советом были проведены акции: "Свеча памяти", "Нас объединяют искусство и культура народов мира", дни национальных культур, "круглые столы", спортивные соревнования и многие другие мероприятия.
Тамбовским областным государственным казённым учреждением "Аппарат Общественной палаты Тамбовской области" регулярно организуется приём обращений граждан ("горячие телефонные линии") по широкому спектру вопросов, в том числе и по тематике "межнациональные отношения".
В 2011 - 2013 годах неоднократно оказывалась поддержка (в том числе и финансовая) социально ориентированным некоммерческим организациям области, разрабатывающим и реализующим проекты и программы, направленные на гармонизацию межэтнических и межрелигиозных отношений, формирование общероссийского гражданского единства.
В Тамбовской области действует целый ряд социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся получателями финансовой поддержки администрации области по направлению "развитие межнационального сотрудничества", которые успешно реализуют программы и проекты соответствующей направленности:
Автономная некоммерческая организация "Региональный центр образовательных технологий" (программа "Многонациональная Тамбовщина");
Некоммерческое партнерство "Союз трудовых мигрантов" (проект "Развитие межнационального сотрудничества");
Некоммерческое партнерство "Палата ремёсел" (проект "Пчёлка");
Тамбовское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз журналистов России" (проект "Областной творческий конкурс журналистов "Культура многонациональная - Россия единая");
Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации "ВСЕРОССИЙСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СОЮЗ" (проект "Укрепление гражданского единства в студенческой среде");
Автономная некоммерческая организация "Молодежный Информационный Ресурс" (проект "Восточноевропейский молодёжный контактный форум "Славянская интеграция");
Тамбовское Отдельское казачье общество (проект "Познание корней России - сынам Отечества во благо!").
Региональной общественной организацией "Тамбовское общество любителей краеведения" (далее - ТОЛК) ведётся большая работа по сохранению и восстановлению этнокультурных традиций коренного населения края.
ТОЛК активно взаимодействует с целым рядом научно-методических центров и общественных организаций как регионального, так и общероссийского уровня, занимающихся изучением традиционных народных игр и забав.
Благодаря этому сотрудничеству в 2012 и 2013 годах в области были организованы "Атмановские кулачки" - этноспортивные праздники, проведённые в строгом соответствии с традициями русского народного праздника "Успеньев день" ("Атмановские кулачки" включены в Реестр объектов нематериального культурного наследия России).
Вместе с тем, в региональном секторе социально ориентированных некоммерческих организаций пока отсутствуют организации, способные взять на себя роль "ресурсных центров", осуществляющих деятельность по информационно-методической и консультационной поддержке некоммерческих проектов, ориентированных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, обеспечение межэтнического взаимопонимания, мира и согласия, продвижение идей межнациональной (межэтнической) и религиозной толерантности, профилактику возникновения конфликтов (конфликтных ситуаций) на национальной, этнической и религиозной почве.
В 2011 году из средств бюджета области на реализацию общественных проектов и программ в сфере гармонизации межэтнических (межрелигиозных) отношений было выделено 650 тыс. рублей, в 2012 - 900 тыс. рублей, в 2013 - 1645 тыс. рублей.
В настоящий момент в области отсутствуют объективные явления, способные в ближайшем обозримом будущем (3 - 5 лет) кардинально изменить сложившиеся тенденции развития межнациональных (межэтнических) отношений. Например, резкое изменение этнического баланса предполагает возникновение и развитие конфликтов межнационального (межэтнического) или межрелигиозного характера.
Вместе с тем, возникновение таких конфликтов вполне может быть спровоцировано проявлениями бытового национализма, ксенофобии, неуважения к традициям и обычаям старожильческого населения края, популистскими попытками "разыграть национальную карту" в период проведения избирательных кампаний или при решении споров отдельных хозяйствующих субъектов.
Для региональной сферы межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в полной мере характерны такие общероссийские проблемы как:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при одновременном увеличении значимости этнической и религиозной самоидентификации у представителей этнических меньшинств;
сложное социокультурное самочувствие русского народа, представители которого составляют этническое большинство в регионе, недостаточная удовлетворённость его этнокультурных потребностей;
рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
неудовлетворённость части общества положением дел в области государственно-конфессиональных и межрелигиозных отношений;
низкая социокультурная адаптация трудовых мигрантов к условиям принимающего сообщества.
В области создана и функционирует система мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, базирующаяся на диверсификации источников информации и предусматривающая возможность оперативного реагирования на возможные предконфликтные (конфликтные) ситуации в городских округах и муниципальных районах области.
В основу данной системы положен принцип организации межведомственного взаимодействия с целью раннего выявления и предупреждения предконфликтных и конфликтных ситуаций этноконфессионального характера, а также и оперативного реагирования на них.
Объектами межведомственного мониторинга состояния этноконфессиональных отношений в области являются:
деятельность органов местного самоуправления, образовательных, коммерческих и некоммерческих организаций, групп лиц, представляющих интересы этнических общностей, казачьих общественных объединений, религиозных организаций;
обращения граждан, поступающие в различные инстанции;
публикации и сюжеты в печатных и электронных средствах массовой информации;
информация, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая деятельность отдельных персоналий, систематически размещающих информацию по вопросам этноконфессиональных отношений;
данные социологических опросов и исследований;
публичные и другие массовые мероприятия, организуемые и проводимые различными общественными объединениями и религиозными организациями.
Органом, координирующим межведомственное взаимодействие в вопросах организации мониторинга и оперативного реагирования на факты, свидетельствующие о формировании предконфликтных и конфликтных ситуаций этноконфессионального характера, в настоящее время является постоянно действующая рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений. Более подробная информация о системе мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, действующей в настоящее время на территории Тамбовской области, содержится в приложении N 1 к Подпрограмме.
В состав группы входят представители структурных подразделений администрации области, органов исполнительной власти области, Общественной палаты области, региональных и местных религиозных организаций, национальных общественных объединений, Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Тамбовской области, Центра по противодействию экстремизму Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области, Управления охраны общественного порядка Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области, Центра религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина.
Данные мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, который на постоянной основе проводится в области с 2006 года, позволяют говорить о постепенном повышении уровня их потенциальной конфликтогенности, особенно явственно нарастающим в период с декабря 2010 по 2013 год.
В течение указанного периода на территории региона:
были выявлены попытки групп националистически настроенной молодёжи подготовить и провести "акции устрашения" в отношении лиц "не славянской" этнической принадлежности (благодаря своевременным оперативно-профилактическим мероприятиям, проведённым правоохранительными органами области, пресечены на стадии подготовки);
были отмечены попытки объединения и позиционирования по этническому принципу отдельных групп молодежи и студенчества - представителей этнических меньшинств, проживающих на территории региона;
имели место факты осквернения религиозной символики и культовых сооружений (возбуждено 3 уголовных дела по части 2 статьи 214 Уголовного кодекса Российской Федерации);
были отмечены факты возникновения предконфликтных ситуаций во взаимоотношениях между представителями отдельных этнических общностей, существующих в регионе;
в областном центре организовано и проведено в 2013 году 3 публичных мероприятия, затрагивающие вопросы состояния межэтнических отношений в целом, противодействия этнической преступности и нелегальной трудовой миграции, отмены статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, введения визового режима со странами Средней Азии и Закавказья и т.д.
Мониторинг регионального сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сайтов, блогов, форумов, социальных сетей) свидетельствует одновременно о целом ряде явлений, среди которых:
возросший интерес пользователей молодого возраста к различного рода событиям и фактам, связанным с тематикой межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений;
крайне высокий уровень нетерпимости к оппонентам, пытающимся отстаивать иные точки зрения;
крайне низкий уровень знаний подростков и молодёжи об истории взаимоотношений народов, культур и религий России;
активное продвижение в интернет-пространстве радикальных идеологий, пропагандирующих силовые методы решения проблемных вопросов межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений.
Согласно данным упомянутого выше исследования, проведённого Центром религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина в начале 2013 года, 20,5 % респондентов признали наличие определённых проблем в сфере этноконфессиональных отношений. О наличии таких проблем высказалось: католиков - 100%, исповедующих ислам - 50%, протестантов - 50%, атеистов - 50%, баптистов - 40%, православных верующих - 30,8%.
39,5% респондентов назвали наиболее актуальным вопросом в сфере межрелигиозных и межэтнических отношений - предупреждение конфликтных ситуаций.
В октябре 2013 года отделом социологического мониторинга управления по связям с общественностью администрации области проводился пилотный телефонный опрос жителей ряда городских округов и муниципальных районов на тему межнациональных отношений.
Участниками опроса стали совершеннолетние граждане (всего - 530 человек, из них 95,3% - русские, остальные 4,7% - представители других национальностей), проживающие в 29 населённых пунктах области: городах Тамбов, Мичуринск, Рассказово, Уварово, Жердевка, а также в рабочих посёлках и сёлах Гавриловского, Жердевского, Мичуринского, Первомайского, Рассказовского, Сампурского, Сосновского, Тамбовского, Уваровского районов.
Были получены следующие данные:
37% респондентов заявили, что "напряжённость не очевидна (без открытых конфликтов), но тем не менее, ощущается";
более половины опрошенных (55,8%) высказали отрицательное отношение к приёму иностранных трудовых мигрантов на территории Тамбовской области;
25,3% респондентов прогнозировали изменение межнациональных отношений в регионе в худшую сторону;
только 13,2% опрошенных выразили надежду на улучшение состояния межнациональных отношений в Тамбовской области в будущем.
Приведённые данные подтверждают наличие реальной потребности в совершенствовании системы мер, направленных на укрепление гражданского единства, содействие этнокультурному развитию народов, населяющих Тамбовскую область.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы Подпрограммы
Приоритеты региональной государственной политики в сфере укрепления гражданского единства, содействия этнокультурному развитию народов, населяющих Тамбовскую область, на период до 2020 года, сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
в Законе Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
в Федеральном законе от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально- культурной автономии";
в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
в Указе Президента Российской Федерации от 07.05 2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
в Указе Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 13.06.2012);
в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 1226-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
в постановлении Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)";
в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.06.2007 N 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений";
в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.10.2013 N 440 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России";
в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2013 N 444 "Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий".
Приоритетными направлениями региональной государственной политики в сфере укрепления гражданского единства, содействия этнокультурному развитию народов, населяющих Тамбовскую область, станут:
формирование у населения области (особенно - у молодёжи) культуры межнационального (межэтнического) общения, основанной на исконных российских традициях;
привлечение институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, к деятельности по противодействию росту межэтнической напряженности, разжиганию этнической и религиозной ненависти, пропаганде радикальных идей в социальных сетях;
обеспечение общественно-государственного партнёрства в вопросах своевременного предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов.
Целью Подпрограммы является укрепление единства народов, населяющих Тамбовскую область.
Достижение целей Подпрограммы требует решения следующих задач:
содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
удовлетворение этнокультурных потребностей народов, населяющих Тамбовскую область;
содействие формированию общероссийского гражданского самосознания.
Для эффективного решения вышеперечисленных задач необходимы:
корректировка методов реализации принципов государственной национальной политики органами исполнительной власти региона;
осуществление целенаправленного комплекса мер, сформированного на основе использования программно-целевого подхода.
Подпрограмма предполагает переход от ситуативной (фрагментарной) поддержки отдельных общественных инициатив, организации и проведения органами государственной власти области не связанных друг с другом непосредственно мероприятий к проектно-целевому финансированию системы мер, направленных на содействие формированию общероссийского гражданского самосознания, развитие гражданской солидарности населения области, удовлетворение этнокультурных потребностей народов, населяющих Тамбовскую область.
Непосредственное влияние на осуществление Подпрограммы окажет реализация следующих государственных программ области:
государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры" на 2014 - 2020 годы (утверждена постановлением администрации области от 20.06.2013 N 642);
государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы (утверждена постановлением администрации области от 28.12.2012 N 1677);
государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2020 годы (утверждена постановлением администрации области от 05.04.2013 N 332);
государственной программы Тамбовской области "Обеспечение безопасности населения Тамбовской области, защита его жизненно важных интересов и противодействие преступности" на 2014 - 2020 годы (утверждена постановлением администрации области от 02.09.2013 N 956);
государственной программы Тамбовской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы (утверждена постановлением администрации области от 27.09.2013 N 1075).
Подпрограмма реализуется в один этап. Сроки реализации Подпрограммы: 2015 - 2020 годы.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые результаты Подпрограммы
Показателями (индикаторами) достижения цели и решения вышеназванных задач Подпрограммы являются:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Тамбовской области (85 % в 2020 году);
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (80 % в 2020 году);
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов, населяющих Тамбовскую область (40 тыс. чел. в 2020 году).
В случае успешной реализации Подпрограммы прогнозируется увеличение:
доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Тамбовской области - до 85 % в 2020 году (в 2014 году - 74 %);
уровня толерантного отношения к представителям другой национальности - до 80 % в 2020 году (в 2014 году - 60 %);
численности участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов, населяющих Тамбовскую область, (нарастающим итогом) до 40 тысяч человек в 2020 году (в 2014 году - 10 тыс. чел.).
Более подробная информация о методике расчёта значений показателей (индикаторов) Подпрограммы, мониторинг которых осуществляется ответственным исполнителем, содержится в приложении N 2 к Подпрограмме.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Подпрограммы являются:
формирование в регионе гражданского большинства (доминирующей гражданской общности), неразрывно отождествляющего себя с понятием "российская нация";
улучшение этнокультурного самочувствия коренного населения области, успешная интеграция сообществ, образованных этническими меньшинствами, в региональное гражданское общество;
развитие этнокультурного пространства области как важного фактора инвестиционной привлекательности Тамбовской области;
воспитание поколения молодых людей, не восприимчивых к радикальным идеологиям этнополитического (религиозно-политического) характера;
создание эффективной системы предупреждения возникновения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов на ранней стадии;
снижение рисков возникновения прямого (и косвенного) экономического ущерба от межнациональной (межэтнической) и межрелигиозной напряжённости и потенциально возможных конфликтов этноконфессионального характера.
Рисками, которые могут оказать влияние на достижение значений показателей (индикаторов) Подпрограммы, являются:
финансовые факторы: незначительные бюджетные ассигнования, выделенные для осуществления программных мероприятий, недостаточная оценка объёма бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей;
экономические факторы: резкое увеличение объёмов привлечения иностранных работников (рост нелегальной трудовой миграции) из стран среднеазиатского региона, неконтролируемый рост миграционных потоков (внутреннего характера) из северокавказского региона;
политические факторы: усиление масштабов воздействия на население региона радикальных идеологий, активизация деятельности участников политического процесса, использующих методы популизма и провокаций, пропагандирующих силовые способы решения проблемных вопросов межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений;
социальные факторы: изменение социальных установок населения в сторону интолерантности, рост бытового национализма и ксенофобии.
4. Обобщённая характеристика мероприятий Подпрограммы
В рамках Подпрограммы разрабатываются и проводятся мероприятия информационно-пропагандистского, образовательно-просветительского и культурно-досугового характера.
Под информационно-пропагандистскими мероприятиями подразумеваются мероприятия, направленные на формирование в обществе обстановки нетерпимости к попыткам распространения идей национальной (этнической, религиозной) исключительности, ксенофобии и расизма:
разработка и размещение наружной социальной рекламы, пропагандирующей гармоничные межэтнические отношения, толерантность по отношению к людям разных национальностей и религиозных убеждений;
изготовление и размещение (на региональных телеканалах, в интернет-ресурсах, на рекламных видеопанелях на улицах, в кинотеатрах, в торговых сетях) видеороликов, направленных на продвижение идей межнациональной и межрелигиозной толерантности;
подготовка и выпуск специализированных рубрик и тематических теле (радио) передач, программ, направленных на развитие межнационального (межэтнического) общения, диалога и взаимопонимания между представителями различных культур и религий;
оказание консультационной, организационной и информационной поддержки конкурсам на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия.
Под образовательно-просветительскими мероприятиями подразумеваются мероприятия, направленные на воспитание у подрастающего поколения уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям, культурному многообразию современного мира, распространение знаний о многовековом опыте взаимодействия народов России, совершенствование учебной литературы и программ обучения в целях воспитания у учащихся культуры межэтнического и межконфессионального общения:
развитие и продвижение в региональном сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет идей межнациональной (межэтнической) и межрелигиозной толерантности;
организация и проведение областных и межрегиональных научно-практических семинаров, "круглых столов", конференций для работников образования по вопросам формирования этнокультурной толерантности, навыков межкультурного общения у детей, подростков и молодёжи;
организация и проведение ежегодного цикла просветительских мероприятий, направленных на укрепление в молодёжной среде уважения к традиционным общечеловеческим и гражданским ценностям, для учащихся образовательных организаций области: "Подвиг души и духа", "Восстановление духовно-исторической памяти" (акция будет проводиться в период с 2014 по 2016 год), "Моя земля, мои земляки", регионального этапа Всероссийского конкурса фотографий "Семейный альбом", интеллектуальной игры "Многонациональная Тамбовщина";
разработка, апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекта информационно-справочных материалов этнокультурной направленности (буклетов, листовок, настенных плакатов, методических пособий, медиа-приложений и т.д.) для учащихся разных возрастных категорий и педагогов всех ступеней образования.
Под культурно-досуговыми мероприятиями подразумеваются мероприятия, направленные на удовлетворение этнокультурных запросов народов, населяющих Тамбовскую область, знакомство молодёжи национальных землячеств (диаспор), существующих на территории области, с традициями и культурой коренного населения края, создание условий для успешной социализации этнокультурных сообществ, их интеграции в региональное гражданское общество, развитие межнациональных (межэтнических) культурных связей:
организация и проведение областного фестиваля национальных культур "Тамбовщина многонациональная";
организация и проведение международного фестиваля национальных искусств;
организация и проведение регионального фестиваля детей, подростков и молодёжи "Большой казачий круг";
разработка и реализация просветительской программы Музейно-выставочного центра Тамбовской области "Центр поликультурного общения "Дом Шоршорова" (концепция программы предполагает вовлечение в совместную социокультурную деятельность различных этнокультурных и краеведческих общественных объединений, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций региона);
разработка и реализация образовательных программ краеведческого и этнокультурного характера для детей и подростков, иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях области, членов Международного студенческого союза, молодёжи национальных землячеств (диаспор), существующих на территории области.
В рамках Подпрограммы предусмотрено оказание информационной, консультационной и методической поддержки общественных инициатив (проектов, программ, мероприятий), направленных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, обеспечение межэтнического взаимопонимания, мира и согласия, продвижение идей межнациональной (межэтнической) и религиозной толерантности, профилактику возникновения конфликтов (конфликтных ситуаций) на национальной, этнической и религиозной почве, оказание содействия процессам социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества.
Будет продолжена практика сотрудничества с социально ориентированными некоммерческими организациями области, занимающимися реализацией проектов и программ:
по развитию дополнительного образования, художественного творчества, деятельности детей и молодёжи в сфере краеведения и экологии;
по развитию межнационального сотрудничества, сохранению и защите самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
по духовному развитию личности;
по патриотическому, в том числе военно-патриотическому воспитанию граждан;
по профилактике социально опасных форм поведения граждан, содействию охране общественного порядка;
по организации и проведению научно-исследовательских работ, изучению общественного мнения по проблемам развития институтов гражданского общества, повышения гражданской активности населения, определения состояния и тенденций в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, выявления уровня конфликтогенности и конфликтогенных факторов.
Общественной палатой Тамбовской области совместно с управлением культуры и архивного дела области, институтом филологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина запланировано проведение комплекса мероприятий, направленных на популяризацию русского языка как средства межнационального общения: областной научной историко-филологической акции "Статус русского языка в регионе: проблемы и перспективы его сохранения как национального богатства России", праздника "Великий, могучий и свободный русский язык", ряда литературно-поэтических мероприятий.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года определяет в числе основных направлений государственной миграционной политики в области содействия адаптации и интеграции мигрантов создание соответствующей инфраструктуры, включающей центры для адаптации мигрантов.
В настоящее время Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Тамбовской области осуществляет реализацию на территории области пилотного социокультурного проекта "Центр социальной адаптации трудовых мигрантов" (далее - проект).
Проект предусматривает перепрофилирование центра временного размещения вынужденных переселенцев в городе Тамбове в центр социальной адаптации иностранных мигрантов к социально-экономическим и культурным условиям России (далее - Центр).
В соответствии с замыслом проекта, иностранные мигранты в количестве 100 человек, осуществляющие трудовую деятельность в области, будут проживать в помещении Центра и в свободное от работы время обучаться по специальной программе социальной адаптации, которая предусматривает изучение русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Указанная программа помимо аудиторных занятий предполагает проведение различных культурно-просветительских мероприятий с участием национальных общественных объединений и религиозных организаций области.
С целью обеспечения общественного контроля за ходом осуществления проекта данный вопрос включен в план работы комиссии по толерантности, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию Общественной палаты области.
Ряд мероприятий Подпрограммы ориентирован на содействие развитию региональной инфраструктуры этнокультурной сферы, в том числе на укрепление материально-технической базы и ресурсное обеспечение Центра искусств и возрождения народных ремёсел при Тамбовском областном государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Педагогический колледж г. Тамбова" (с. Тулиновка, Тамбовского района) и регионального казачьего молодёжного образовательного центра при Тамбовском областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Аграрно-технологический техникум".
В целях дальнейшего совершенствования сложившейся в регионе системы мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов предполагается осуществить:
внедрение в практику работы исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов положений приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2013 N 444 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий";
создание на базе ТОГКУ "Аппарат Общественной палаты Тамбовской области колл-центра по приёму и систематизации информации о предконфликтных (конфликтных) ситуациях в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, его материально-технического оснащение, кадровое обеспечение, организацию силами специалистов колл-центра систематических телефонных опросов населения;
организация и проведение информационно-методических семинаров:
для муниципальных служащих, ответственных за систематический сбор и обобщение информации о состоянии межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в городских округах и муниципальных районах области;
для членов общественных советов, осуществляющих общественный контроль за осуществлением органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области полномочий по реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
5. Обоснование объёма финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджета области, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы утверждается законом Тамбовской области о бюджете области на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы, за период с 2015 по 2020 годы составляет 111 655,0 тыс. рублей, в том числе: за счёт средств федерального бюджета - 80 590,0 тыс. рублей, за счёт средств бюджета области - 24 980,0 тыс. рублей, местных бюджетов - 5,0 тыс. рублей.
Ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае проведения Минрегионом России соответствующих конкурсов и признания области их победителем.
В процессе реализации мероприятий Подпрограммы предполагается привлечь из внебюджетных источников (за счёт софинансирования со стороны социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей финансовой поддержки администрации области, поступлений от осуществляемой в соответствии с учредительными документами хозяйственной деятельности областных государственных учреждений - исполнителей отдельных мероприятий Подпрограммы) средства в объёме 6 080,0 тыс. рублей.
Объёмы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета области на очередной финансовый год и на плановый период.
Более подробная информация о ресурсном обеспечении реализации Подпрограммы и прогнозной оценке на период до 2020 года за счёт средств федерального бюджета, бюджета области и местных бюджетов, а также внебюджетных источников с указанием главных распорядителей бюджетных средств представлена соответственно в приложениях N 2 и 3 к государственной программе Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" на 2014 - 2020 годы.
6. Механизм реализации Подпрограммы
Ответственным исполнителем Подпрограммы является управление по связям с общественностью администрации области.
Реализация Подпрограммы осуществляется во взаимодействии ответственного исполнителя с соисполнителями: управлением образования и науки области, управлением культуры и архивного дела области, управлением пресс-службы и информации администрации области, ТОГКУ "Аппарат Общественной палаты Тамбовской области", ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования", ТОГБУК "Тамбовский областной краеведческий музей", социально ориентированными некоммерческими организациями - получателями поддержки администрации области, иными организациями и учреждениями.
Общественный контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет комиссия Общественной палаты Тамбовской области по толерантности, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию в порядке, определяемом Советом Общественной платы Тамбовской области.
Ход реализации Подпрограммы рассматривается на заседаниях Общественной палаты Тамбовской области.
Отбор исполнителей отдельных мероприятий Подпрограммы осуществляется в соответствии с положениями, установленными статьями 78 - 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и (или) процедурами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций области, принимающих участие в реализации мероприятий Подпрограммы, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета области с учетом субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям (приложение N 1 к подпрограмме "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Тамбовской области" на 2014 - 2020 годы).
Социологические исследования (экспресс-опросы, опросы экспертов, фокус-группы), направленные на выявление степени достижения целей Подпрограммы, определение оценки эффективности её осуществления, проводятся в рамках реализации мероприятий в установленной сфере деятельности государственной программы Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" на 2014 - 2020 годы.
Мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание населения, осуществляются в рамках подпрограммы "Патриотическое воспитание населения Тамбовской области" государственной программы Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" на 2014 - 2020 годы.
Ответственный исполнитель организует реализацию Подпрограммы в соответствии с требованиями постановления администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области", своевременно представляет в управление экономической политики администрации области сведения, необходимые для проведения мониторинга и оценки эффективности Подпрограммы.
Соисполнители осуществляют реализацию мероприятий Подпрограммы и основных мероприятий, в отношении которых они являются соисполнителями.
Внесение изменений в Подпрограмму осуществляется по инициативе ответственного исполнителя, либо во исполнение рекомендаций управления экономической политики администрации области, сделанных с учётом результатов оценки эффективности реализации Подпрограммы.
Ответственный исполнитель 2 раза в год размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о Подпрограмме, ходе её реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Подпрограммы, степени выполнения мероприятий Подпрограммы.
Приложение N 1
к подпрограмме
"Укрепление гражданского единства и
содействие этнокультурному развитию народов,
населяющих Тамбовскую область"
на 2015 - 2020 годы
Система мониторинга
состояния межнациональных (межэтнических) отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, действующая в настоящее время на территории Тамбовской области
1) Данные о тенденциях миграционных процессов, протекающих на территории Тамбовской области.
2) Данные о состоянии оперативной обстановки в сфере предупреждения проявлений этнического и религиозного экстремизма на территории области.
3) Данные о состоянии оперативной обстановки в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
4) Данные о соблюдении национальными общественными объединениями и религиозными организациями требований законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.
5) Результаты анализа публикаций (сюжетов) в печатных (электронных) средствах массовой информации региона, а также информации, распространяемой в региональном сегменте информационно- телекоммуникационной сети Интернет.
6) Данные социологических исследований в сфере государственно-конфессиональных и межрелигиозных отношений.
7) Обобщение информации о состоянии межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, поступающей от общественных советов, действующих при органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области.
8) Осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в сфере гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, создания условий для этнокультурного развития народов, проживающих на территориях муниципальных образований области.
9) Проведение мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в городских округах и муниципальных районах области.
10) Анализ обращений граждан, данных социологических исследований в сфере межнациональных отношений, результатов мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в городских округах и муниципальных районах области, результатов мониторинга проведения публичных (и других массовых) мероприятий, результатов работы "горячей линии" Общественной палаты области по приёму (и обобщению) информации о конфликтных ситуациях в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений.
11) Систематизация и анализ информации, поступившей из различных источников, выработка предложений главе администрации области (рекомендаций руководителям органов местного самоуправления) о необходимости принятия мер оперативного реагирования на возможные предконфликтные (конфликтные) ситуации этноконфессионального характера.
Приложение N 2
к подпрограмме
"Укрепление гражданского единства и
содействие этнокультурному развитию народов,
населяющих Тамбовскую область"
на 2015 - 2020 годы
Методика
расчёта значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы "Укрепление гражданского единства и содействие этнокультурному развитию народов, населяющих Тамбовскую область" на 2015 - 2020 годы (далее - методика)
Настоящая методика определяет порядок расчёта значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы "Укрепление гражданского единства и содействие этнокультурному развитию народов, населяющих Тамбовскую область" на 2015 - 2020 годы (далее - Подпрограмма).
Показатель (индикатор) "доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Тамбовской области" () определяется по формуле:
,
где:
- количество граждан, признавших, что за последние годы межнациональные отношения в Тамбовской области стали более терпимыми;
- количество граждан, признавших, что за последние годы межнациональные отношения в Тамбовской области не изменились;
- общее количество опрошенных.
Используемые в расчёте показатели и
определяются по итогам социологического мониторинга ключевых показателей состояния межнациональных отношений в Тамбовской области по вопросу: "Как, на Ваш взгляд, за последние годы изменились межнациональные отношения в Тамбовской области?" на основании репрезентативной выборки при количестве опрошенных не менее 1500 человек.
Показатель (индикатор) "уровень толерантного отношения к представителям другой национальности" () определяется по формуле:
,
где:
- количество граждан, отрицающих раздражение или неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности (определяется по итогам социологического мониторинга ключевых показателей состояния межнациональных отношений в Тамбовской области по вопросу: "Чувствуете ли Вы в настоящее время враждебность к людям других национальностей?" на основании репрезентативной выборки при количестве опрошенных не менее 1500 человек).
Показатель (индикатор) "численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов, населяющих Тамбовскую область" () определяется по формуле:
,
где:
- количество участников мероприятий Подпрограммы, направленных на этнокультурное развитие народов, населяющих Тамбовскую область (показатель рассчитывается ответственным исполнителем Подпрограммы на основании мониторинга деятельности соисполнителей Подпрограммы, в том числе - социально ориентированных некоммерческих организаций региона, осуществляющих соответствующие программы, проекты и мероприятия).
<< Приложение N 2 |
||
Содержание Постановление администрации Тамбовской области от 6 октября 2014 г. N 1196 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.