Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации Тамбовской области
от 30 июня 2014 г. N 705
Подпрограмма
"Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - Подпрограмма)
Паспорт
Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Управление здравоохранения области |
Цели Подпрограммы |
Увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний; развитие первичной медико-санитарной помощи населению области, в том числе сельским жителям |
Задачи Подпрограммы |
Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Тамбовской области, в том числе снижение распространённости наиболее значимых факторов риска, совершенствование системы оказания медицинской помощи по профилю "наркология"; сохранение на спорадическом уровне распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется посредством иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, раннее выявление лиц, инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами В и С; реализация дифференцированного подхода к организации в рамках первичной медико-санитарной помощи профилактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей, в целях своевременного выявления заболеваний |
Целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы |
Потребление овощей и бахчевых культур в среднем на потребителя в год (за исключением картофеля); потребление фруктов и ягод в среднем на потребителя в год; доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года; доля больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года; смертность от самоубийств (на 100 тыс. населения); охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки; заболеваемость корью (на 1 млн. населения); заболеваемость краснухой (на 100 тыс. населения); заболеваемость эпидемическим паротитом (на 100 тыс. населения); заболеваемость дифтерией (на 100 тыс. населения); заболеваемость острым вирусным гепатитом B (на 100 тыс. населения); охват иммунизацией населения против вирусного гепатита B в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки; доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты; охват диспансеризацией взрослого населения; доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II стадиях; охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в два этапа: 1 этап - 2013 - 2015 гг.; 2 этап - 2016 - 2020 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований |
Общие затраты на реализацию мероприятий Подпрограммы составляют 288 667,0 тыс. руб., из них за счёт средств федерального бюджета - 36 017,3 тыс. руб.; за счёт средств о бюджета области - 252 649,7 тыс. руб., в том числе по годам: за счёт средств федерального бюджета: 2014 г. - 36 017,30 тыс. руб.; за счёт средств бюджета области: 2013 г. - 28 866,40 тыс. руб.; 2014 г. - 55 262,9 тыс. руб.; 2015 г. - 19 228,4 тыс. руб.; 2016 г. - 20 220,0 тыс. руб.; 2017 г. - 29 799,10 тыс. руб.; 2018 г. - 31 356,1 тыс. руб.; 2019 г. - 33 066,50 тыс. руб.; 2020 г. - 34 850,30 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Реализуемые мероприятия Подпрограммы позволят к 2020 году достичь следующих результатов: увеличение потребления овощей и бахчевых культур в среднем на потребителя в год (за исключением картофеля) до 121 кг; увеличение потребления фруктов и ягод в среднем на потребителя в год до 82 кг; снижение доли больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, до 23,3%; снижение доли больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года, до 18,0%; снижение смертности от самоубийств до 12,5 случая на 100 тыс. населения; увеличение охвата иммунизацией населения против вирусного гепатита B в декретированные сроки до 95%; сохранение охвата иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки на уровне не менее 98%; сохранение охвата иммунизацией населения против кори в декретированные сроки на уровне не менее 99,5%; сохранение охвата иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки на уровне не менее 98,5%; сохранение охвата иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки на уровне не менее 99,5%; отсутствие случаев заболеваемости дифтерией и корью; заболеваемость краснухой на уровне не выше 0,1 случая в год на 100 тыс. населения; заболеваемость эпидемическим паротитом на уровне не выше 0,2 случая в год на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом B до 0,6 случая на 100 тыс. населения; увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до 78,5%; сохранение охвата диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты на уровне 100%; сохранение охвата диспансеризацией взрослого населения на уровне 23%; увеличение доли больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II стадиях до 56,7%; увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 81,0% |
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сохранение и укрепление здоровья населения является важнейшим приоритетом государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.
В 2012 году в демографическом развитии области отмечен рост показателя рождаемости до 9,6_ и снижение смертности населения по всем классам заболеваний до 16,1 случая на 100 тыс. населения. В то же время смертность населения области превышает среднероссийский показатель.
Общая заболеваемость населения за 3 года снизилась на 6,7% и составила 1474,4 случая (2009 г. - 1742,2; 2010 г. - 1579,6; 2011 г. - 1496,3; по Российской Федерации 2011 г. - 1604,0, по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) 2011 г. - 1493,8) на 1000 населения. В структуре общей заболеваемости преобладают болезни органов дыхания - 24,6% (363,1 случая на 1000 населения), органов кровообращения - 18,6% (274,6 случая на 1000 населения) и костно-мышечной системы - 7,5% (111,2 случая на 1000 населения).
Общая численность лиц, впервые признанных инвалидами, за 3 года снизилась на 5,2% и составила 66,0 случаев (на 100 тыс. населения), при этом среднеобластной показатель остается выше среднероссийского (РФ - 61,3).
Профилактика как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включает в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм.
Меры, предпринятые в ходе реализации целевой программы Тамбовской области "Формирование здорового образа жизни у граждан Тамбовской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака" в 2009 - 2012 гг., привели к снижению заболеваемости алкогольной зависимостью в 2012 году по сравнению с 2009 годом на 24,2% со 115,8 случая до 87,8 случая на 100 тысяч населения, в том числе заболеваемость алкогольными психозами снизилась на 16,4% с 35,9 случая до 30,0 случаев на 100 тысяч населения.
Особое опасение вызывает употребление алкогольных напитков молодежью. Обращает на себя внимание распространенность табакокурения среди молодежи, которая, как и пивной алкоголизм, приобрела характер эпидемии, распространённость потребления табака среди детей и подростков достигает 10%, а потребление алкогольной продукции на душу населения в 2012 г. по сравнению с 2011 г. выросло на 8,2%.
Предпосылки к возникновению неинфекционных заболеваний появляются уже в детском и подростковом возрасте. 20% случаев артериальной гипертонии и 50% случаев ожирения имеют место у тех, кто имел их в детском возрасте. До 18 лет начинают курить свыше 80% юношей и 50% девушек.
Профилактика "болезней поведения" и основные принципы здорового питания должны закладываться уже в школьном возрасте.
Совершенствование системы школьного питания является одним из приоритетов государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В регионе осуществляется комплексный подход к созданию целостной системы школьного питания. На протяжении четырех лет, с 2008 г. по 2011 г. область участвовала в реализации экспериментального проекта по модернизации системы школьного питания. В ходе проекта создана новая модель управления системой школьного питания. Отремонтированы и оснащены новым технологическим оборудованием 84 пищеблока в 64 учреждениях 7 пилотных муниципалитетов. В 2012 году осуществлялась трансляция разработанных в ходе проекта технологий на малокомплектные сельские школы и базовые школы с большим количеством филиалов, не вошедшие в проект ранее.
Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию нарушений обмена веществ, хронических заболеваний. В структуре заболеваний школьников преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, нарушений обмена веществ. У 50,0% детей и подростков снижены иммунитет и адаптация к изменениям окружающей среды.
Подпрограмма направлена на формирование идеологии здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего, факторы поведения, вредные привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения.
Процессы формирования здоровья населения Тамбовской области отражают тенденции социально-экономического развития региона. Несмотря на положительные тенденции показателей рождаемости и смертности, в том числе детской, на протяжении ряда лет потери жизненного и трудового потенциалов, зависящие от преждевременной смертности, а также инвалидности, велики.
Для дальнейшего улучшения демографических показателей в области необходимо решить ряд имеющихся в настоящее время проблем:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространённость поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространённость биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе первичного звена, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска их обуславливающих.
На протяжении последних 5 лет эпидемиологическая обстановка в Тамбовской области остаётся стабильной, не зарегистрировано случаев дифтерии, полиомиелита, столбняка, достигнут высокий уровень охвата профилактическими прививками в рамках Национального календаря профилактических прививок, не регистрировались случаи заболевания природно-очаговыми инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики: брюшного тифа, туляремии, сибирской язвы, бешенства, не зарегистрированы случаи заболеваний острым паралитическим полиомиелитом, в том числе ассоциированные с вакциной.
Эпидемиологическая ситуации по туберкулёзу в Тамбовской области в течение 5 лет улучшается: снижаются показатели заболеваемости, распространённости и смертности населения от туберкулёза. Территориальная заболеваемость туберкулёзом в области на протяжении 5 лет ниже среднероссийского показателя и составила в 2012 году 51,7 на 100 тыс. населения. Заболеваемость туберкулезом сельского населения выше городского.
В 2012 г. впервые выявлено 559 больных туберкулезом, на 93 человека меньше, чем в 2011 г. (2010 г.- 738 чел.; 2011 г. - 654 чел.). В 2012 году наметилась тенденция к снижению удельного веса деструктивных процессов в структуре клинических форм туберкулёза лёгких у впервые выявленных больных до 46,2%.
Вместе с тем в 2012 г. отмечен рост заболеваемости корью до 25,0 случаев на 1 млн. населения, что связано со вспышками кори в Мичуринском районе, вызванными привозными случаями.
В настоящее время в области созданы условия для соблюдения "холодовой цепи". Однако часть имеющегося холодильного оборудования в лечебно-профилактических учреждениях выработала свой ресурс и подлежит списанию. Кроме того, 20% учреждений здравоохранения, осуществляющих транспортировку иммунобиологических препаратов, не имеют термоиндикаторов в достаточном количестве.
В Тамбовской области наметились позитивные результаты в борьбе с ВИЧ-инфекцией, такие как увеличение охвата лечением антиретровирусными препаратами больных ВИЧ-инфекцией, нуждающихся в терапии, увеличение охвата профилактикой передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Вместе с тем современная эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции, обусловленная изменением основного пути передачи инфекции, представляет угрозу решению приоритетных задач социально-экономического развития Тамбовской области, в связи с чем превентивные меры по распространению ВИЧ-инфекции приобретают особое значение.
В настоящее время в Тамбовской области сложились качественно новые объективные условия, резко снижающие уровень безопасности (в экономическом, демографическом, социальном и медицинском аспектах) населения в связи с развитием эпидемии ВИЧ-инфекции. К ним относятся:
постоянный рост числа ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, распространение заболевания на всей территории Тамбовской области;
увеличение числа женщин репродуктивного возраста в общей структуре заболевших и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей;
отсутствие до настоящего времени средств и методов специфической профилактики ВИЧ-инфекции (вакцины);
влияние социальных факторов, способствующих распространению ВИЧ-инфекции и усугубляющих ситуацию (наркомания, проституция, рост числа бездомных и беспризорных и т.п.). Так, из всех заболевших в Тамбовской области при парентеральном употреблении наркотиков заразилось более 37,5% больных ВИЧ-инфекцией;
ежегодное увеличение частоты полового пути распространения ВИЧ-инфекции, который в 2012 году в Тамбовской области составил около 80%, вследствие этого ВИЧ-инфекция все более поражает людей наиболее трудоспособного возраста;
преждевременная смерть взрослых и детей, больных ВИЧ-инфекцией, способствует снижению рождаемости и продолжительности жизни, тем самым усугубляя нарастающий в Тамбовской области демографический кризис;
ежегодное увеличение числа больных ВИЧ-инфекцией, которым показано лечение, что приводит к росту затрат системы здравоохранения и социального обеспечения;
увеличение частоты развития у этой категории больных ряда других тяжелых заболеваний, включая туберкулез, вирусные гепатиты B и C, что, в свою очередь, увеличивает смертность и инвалидизацию населения;
увеличение бремени общества по обеспечению детей, ставших сиротами в результате преждевременной смерти одного или обоих родителей или в результате социального сиротства детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями;
рост социального напряжения в результате стигматизации и дискриминации людей, больных ВИЧ-инфекцией, и их семей, а также представителей групп высокого риска заражения ВИЧ.
Решение данных проблем требует длительного системного многоуровнего и мультисекторального подходов, осуществление которых возможно при решении поставленных задач программно-целевыми методами.
Вирусные гепатиты человека являются серьезной социально-экономической и клинико-эпидемиологической проблемой здравоохранения всех стран мира. На долю вирусных гепатитов (B, C, D) в общей структуре хронических поражений печени приходится около 70%.
Основой медико-профилактического обслуживания населения является первичная медико-санитарная помощь.
Система первичной медико-санитарной помощи - место первого контакта человека с системой здравоохранения, наиболее массовая форма обслуживания широких слоев населения и поэтому должна быть максимально приближена к местам проживания и труда людей.
Первичная медико-санитарная помощь жителям области оказывается в 3 самостоятельных поликлиниках, 49 поликлиниках при больничных учреждениях, 5 стоматологических поликлиниках, 9 диспансерах, 46 офисах врачей общей практики и 481 фельдшерско-акушерском пункте.
Фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАП) обслуживают более 247 тысяч жителей, из них старше 60 лет - 29,8% от проживающих, детей - 13,8% (34290 человек).
В среднем один ФАП обслуживает 515 человек. В тоже время 70 фельдшерско-акушерских пунктов области являются малокомплектными и обслуживают население численностью от 100 до 200 человек, из них 13 фельдшерско-акушерских пунктов обслуживают менее 100 человек.
В течение последних 3 лет произошла реорганизация и укрупнение фельдшерско-акушерских пунктов в связи с уменьшением численности обслуживаемого населения, в результате количество фельдшерско-акушерских пунктов уменьшилось с 515 в 2010 году до 481 в 2012 году.
Для повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов, в обязанность которых входит осуществление контроля за состоянием здоровья прикреплённого населения, выявление инфекционных заболеваний, визуальных форм злокачественных новообразований, контроль за своевременным посещением врача лиц диспансерной группы, санитарно-просветительная деятельность, оказание неотложной доврачебной помощи.
В целях достижения максимальной доступности первой помощи сельскому населению проводится работа по организации домовых хозяйств первой помощи. В 2011 году на базе учебного центра Тамбовского областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Центр медицины катастроф" обучено по программе оказания первой помощи (само- и взаимопомощи) 62 представителя домовых хозяйств. В 2012 году домовые хозяйства оснащены укладками для оказания первой помощи, методическими пособиями и средствами связи с закрепленными центральными районными больницами, администрация которых осуществляет контроль за их деятельностью.
Медицинские работники отделений медицинской профилактики в составе которых предусмотрены смотровой кабинет, кабинет доврачебного приема, прививочный кабинет, кабинет профилактической работы осуществляют проведение диспансеризации и профилактических осмотров с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения и факторов риска их развития, а также для формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Первый уровень первичной медико-санитарной помощи представлен амбулаторно-поликлиническими подразделениями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению, в том числе:
участковая служба работает по территориально-участковому принципу;
состав врачей - специалистов определяется в соответствии с численностью прикрепленного населения;
диагностические службы развернуты для проведения первичной диагностики и наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями (рентгенография, флюорография, лаборатория, функциональная и ультразвуковая диагностика);
служба неотложной медицинской помощи;
стационар на дому;
дневной стационар.
Во всех центральных районных больницах организованы выездные врачебные бригады (терапевт, хирург, акушер-гинеколог, фельдшер-лаборант), которые осуществляют еженедельные выезды на ФАПы по утвержденному графику. В 2012 году выполнено 1 112 выездов, осмотрено более 28 тыс. пациентов.
Амбулаторно-поликлиническое звено является основной базой для широкого внедрения и тиражирования профилактических мероприятий с целью формирования у населения здорового образа жизни. В области созданы и действуют 4 Центра здоровья, в том числе 1 детский, 19 отделений и 35 кабинетов профилактики. Организационно-методическое руководство профилактической работой в области осуществляет областной Центр медицинской профилактики ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова". В 2012 году в Центры здоровья обратились 23 974 человека, из них 11 402 ребенка - 46,1%.
С целью снижения социальной напряженности и суицидальных состояний организована работа кабинета кризисных состояний на базе ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова" и работа двух отделений "Телефон доверия" на базе ТОГБУЗ "Мичуринская психиатрическая больница" и ОГБУЗ "Тамбовская психиатрическая клиническая больница".
Второй уровень представлен 9 межрайонными консультативно-диагностическими центрами на базе многопрофильных больничных учреждений, оказывающих специализированную первичную медицинскую помощь по профилям: кардиология, неврология, эндокринология, онкология, урология и другим в соответствии с зонами ответственности и утвержденными порядками оказания медицинской помощи по соответствующей нозологии. На их базе проводится широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая компьютерную томографию.
Третий уровень - консультативно-диагностические подразделения специализированных медицинских организаций областного уровня. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения выполняют организационно-методическую функцию.
С целью повышения доступности специализированной медицинской помощи сельскому населению ежегодно утверждается график выездов консультативных бригад врачей-специалистов областных лечебных учреждений - ГБУЗ "Тамбовская областная клиническая больница им. В.Д. Бабенко", ГБУЗ "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер", ОГБУЗ "Тамбовская офтальмологическая больница". Информация о графиках консультативных приемов доводится до сведения населения муниципальных образований через средства массовой информации. Состав бригады врачей-специалистов формируется на основании заявок лечебных учреждений, которые предварительно проводят отбор и необходимое обследование пациентов, нуждающихся в консультации областных специалистов. В 2012 году осуществлено 47 выездов, осмотрены 16,5 тысячи человек, более 1000 человек направлены на дообследование в областные медицинские организации.
Уровень и качество медицинской помощи напрямую зависят от состояния материально-технической базы лечебных учреждений, большинство из которых размещены в приспособленных помещениях и не отвечают современным санитарным правилам: 23 центральные районные больницы размещены в 182 зданиях, из которых 53 требуют капитального ремонта, 91 сельский врачебный участок и офис врача общей практики размещены в 133 зданиях, из которых в 32 необходим капитальный ремонт, 98% санитарного автотранспорта учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, имеет 100% износ, что затрудняет обеспечение доступности врачебной помощи маломобильным категориям граждан и оказание неотложной медицинской помощи приписному населению.
Состояние материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов также требует пристального внимания: 48% из них размещены в приспособленных помещениях, 37 ФАПов находятся в аварийном состоянии, 76% ФАПов нуждаются в проведении капитального ремонта.
Наличие в сельской местности значительного количества мелких населенных пунктов обусловливает крайне сложную проблему обеспечения равного доступа населения к медицинскому обслуживанию, в связи с чем широко практикуются выездные формы работы, в том числе выезды бригад врачей-специалистов учреждений здравоохранения третьего уровня. Для организации таких форм работы необходимы дополнительные материальные затраты, специально оборудованный транспорт, портативные виды диагностического оборудования.
По прогнозным оценкам показатели здоровья населения в ближайшие годы могут ухудшиться, если сегодня не будут предприняты действенные меры по совершенствованию работы первичной медико-санитарной помощи.
Для решения приоритетных задач в сфере здравоохранения в течение ряда лет проводилась целенаправленная работа по модернизации здравоохранения Тамбовской области, совершенствованию оказания медицинской помощи населению на основе современных медицинских технологий. Этому способствовала реализация Программы модернизации Тамбовской области на 2011 - 2012 годы с общим объемом финансирования более 4,7 млрд. рублей, а также мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".
Предпринятые меры позволили вывести на новый более качественный уровень медицинскую помощь, оказываемую в учреждениях здравоохранения области. За счет оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием, проведения ремонтных работ, строительства новых и реконструкции существующих объектов здравоохранения значительно улучшилось ресурсное обеспечение здравоохранения и его материально-техническая база. Однако на данном этапе пока еще не достигнуты оптимальные качественные показатели деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также значительная динамика показателей демографического развития населения Тамбовской области.
Серьёзной проблемой остаются демографические показатели здоровья сельского населения. За период 2009 - 2012 годов наблюдается рост естественной убыли сельского населения, обусловленный как возрастной структурой (одна треть сельских жителей - лица старше трудоспособного возраста), так и более высокими, чем в городской местности показателями смертности. Коэффициент смертности сельского населения превышает городской на 24,2%. Смертность взрослого населения на селе за последнее десятилетие увеличилась на 20% у мужчин и на 15% у женщин.
Заболеваемость сельских жителей в 2 раза ниже, чем в городе, что связано с низкой доступностью для населения медицинской помощи.
Заболеваемость туберкулезом сельского населения на 18 - 20% выше городского, причем запущенные формы у сельского населения встречаются в 4 раза чаще.
Запущенность злокачественными новообразованиями у сельского населения выше, чем в городе на 10%.
От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста. Правильная организация первичной медико-санитарной помощи ведет к доступности и экономической эффективности медицинской помощи, использованию ресурсов, а также изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.
Проблема снижения заболеваемости, инвалидности, смертности населения требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только на государственном уровне путем целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной власти, местного самоуправления в рамках Подпрограммы.
2. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Мероприятие 1.1 "Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Тамбовской области, в том числе снижение распространённости наиболее значимых факторов риска, совершенствование системы оказания медицинской помощи по профилю "наркология"
Профилактика как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включает в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Формирование здорового образа жизни населения осуществляется на основе межведомственного взаимодействия и складывается из трех основных составляющих: информирования человека о принципах здорового образа жизни, создания мотивации и создания условий для реализации принципов здорового образа жизни.
Информирование о факторах риска неинфекционных заболеваний и создание мотивации к ведению здорового образа жизни (пропаганда здорового образа жизни) осуществляется через региональные и муниципальные средства массовой информации, а также специалистами областного Центра медицинской профилактики, Центров здоровья, медицинскими работниками поликлиник, стационаров, санаториев, центральных районных и городских больниц, офисов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов.
Пропаганда здорового образа жизни в области осуществляется:
через региональное и муниципальное телевидение;
через сеть Интернет (официальные сайты управления здравоохранения области, учреждений здравоохранения области);
через печатную продукцию и средства радиовещания;
с помощью информационных панелей, расположенных в учреждениях здравоохранения области, в том числе в Центрах здоровья;
через средства наружной рекламы;
посредством проведения образовательных/информационных кампаний, направленных на формирование здорового образа жизни;
посредством создания и функционирования службы телефонной поддержки для желающих отказаться от табакокурения на базе Центров здоровья.
На групповом уровне формирование здорового образа жизни главным образом осуществляется посредством "школ здоровья", а также через специализированные школы для пациентов, имеющих такие заболевания, как артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, сахарный диабет, бронхиальная астма и т.д.
На индивидуальном уровне основными способами формирования здорового образа жизни являются краткое консультирование, осуществляемое в кабинетах/отделениях медицинской профилактики, а также врачами-специалистами поликлиник, врачебных амбулаторий, офисов общеврачебной практики и стационаров по специальному алгоритму, консультирование в Центрах здоровья, в том числе по отказу от курения.
В целях создания мотивации и условий для реализации принципов здорового образа жизни в Подпрограмму включены мероприятия по проведению конкурса среди предприятий (учреждений) области на звание предприятия, свободного от табака, организации лечения табачной зависимости в Центрах здоровья.
Особое внимание в настоящее время уделяется созданию у населения, в том числе у детей и подростков, культуры рационального питания, способствующей сохранению нормальной массы тела, нормального уровня артериального давления, а также нормальной концентрации в крови холестерина и глюкозы. Рациональное и сбалансированное питание предполагает, в первую очередь, соответствие количества и состава потребляемой пищи реальным энерготратам человека.
Развитие избыточной массы тела и ожирения обусловлено нерациональным питанием и недостаточным уровнем физической активности. В детском и подростковом возрасте, а также среди молодежи примерно до 25 лет основной причиной развития избыточной массы тела является употребление в пищу большого количества высококалорийных продуктов и сладких напитков на фоне дефицита физической активности. Среди лиц среднего и более старшего возраста основной причиной является сохранение привычного для молодых людей пищевого поведения и низкая физическая активность.
Потребление избыточного количества соли является одним из важнейших факторов развития артериальной гипертонии, в связи с чем необходимо повышение уровня знаний населения о вреде избыточного количества соли, в том числе в продуктах, являющихся основным источником соли в повседневной жизни.
Формирование здорового образа жизни включает, в том числе, профилактику алкоголизма, потребления табака, наркомании у населения, особенно у подрастающего поколения. Одним из основных направлений по реализации указанных мероприятий является создание мотивации к личной ответственности за свое здоровье.
Эффективное осуществление первичной профилактики невозможно без организации активного взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам профилактики наркомании и алкоголизма.
Важная роль в профилактике наркомании принадлежит раннему выявлению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, с этой целью Подпрограммой предусмотрено проведение мониторинга среди несовершеннолетних обучающихся области на факт употребления психоактивных веществ, обеспечение государственных учреждений здравоохранения экспресс-тестами, расходными материалами для выявления наркотических веществ.
В области уже проводится психологическое и медицинское тестирование подростков и молодежи на немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Для определения целевых групп внедряется система раннего выявления потребителей психоактивных веществ, в том числе двухэтапное тестирование в Центрах здоровья.
Подпрограммой запланирована организация специалистами службы профилактики обучающих семинаров, лекций по вопросам пропаганды здорового образа жизни, профилактики суицидального поведения, включая сокращение потребления алкоголя, для медицинских работников различных служб и ведомств, что будет способствовать повышению уровня профессиональных знаний специалистов по популяризации знаний о негативном влиянии на здоровье потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, повышению ответственности населения за сохранение здоровья. Проведение бесед и лекций для родителей по вышеуказанным вопросам будет способствовать повышению информированности взрослого населения о пагубном влиянии на здоровье будущего ребенка курения, потребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ.
С целью методического обеспечения профилактических мероприятий будет осуществлена подготовка и издание информационно-просветительских материалов по отказу от потребления табака, алкоголя, наркотических и психоактивных веществ, включая материалы, адаптированные для детского населения.
Таким образом, реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Тамбовской области, включая популяризацию культуры здорового питания, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, будет осуществляться по следующим направлениям:
сохранение и укрепление индивидуального здоровья населения Тамбовской области, профилактика табакокурения;
совершенствование системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике и отказе от вредных привычек, а также формирования навыков здорового и по профилактике факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний;
совершенствование работы по выявлению факторов риска развития неинфекционных заболеваний у населения Тамбовской области;
пропаганда здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя, обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к ведению здорового образа жизни;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, снижение уровня распространённости вредных привычек, формирование навыков здорового питания;
создание условий для укрепления здоровья населения области путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массовых видов спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
снижение распространённости факторов риска, связанных с питанием, у населения Тамбовской области;
совершенствование первичной и вторичной профилактики наркомании, в том числе развитие антинаркотической пропаганды и социальной антинаркотической рекламы.
Реализация вышеуказанного мероприятия в 2020 году позволит:
увеличить потребление овощей и бахчевых культур в среднем на потребителя в год (за исключением картофеля) до 121 кг;
увеличить потребление фруктов и ягод в среднем на потребителя в год до 82 кг;
снизить долю больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, до 23,3%;
снизить долю больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года, до 18,0%;
снизить смертность от самоубийств до 12,5 случая на 100 тыс. населения.
Мероприятие 1.2 "Сохранение на спорадическом уровне распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется посредством иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, раннее выявление лиц, инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами В и С"
Проведение санитарно-эпидемиологического надзора и реализация по его результатам профилактических и противоэпидемических мероприятий позволяют предотвратить массовые инфекционные заболевания, значительно уменьшить их последствия, довести заболеваемость по ряду инфекций до спорадического уровня, а некоторые из них ликвидировать.
Непосредственным результатом реализации Подпрограммы станет снижение заболеваемости инфекционными болезнями, в первую очередь, инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, ликвидация кори и поддержание статуса Тамбовской области как региона, свободного от полиомиелита.
Иммунопрофилактика является одним из важнейших инструментов снижения детской смертности, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни всех возрастных групп населения.
Для поддержания охвата населения иммунизацией на высоком уровне будет продолжена работа по подготовке кадров медицинских работников по вопросам вакцинопрофилактики и информационно-разъяснительная работа в средствах массовой информации.
В рамках реализации мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции планируется продолжить проведение работы по информированию и обучению различных групп населения средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, повышению ответственности за свое здоровье, а также пропаганде среди ВИЧ-инфицированных жизненных навыков, препятствующих распространению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, повышающих качество жизни ВИЧ-инфицированных и препятствующих переходу ВИЧ-инфекции в стадию СПИДа.
Профилактические мероприятия позволяют оказывать непосредственное влияние на интенсивность распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C и их реализация должна быть продолжена в рамках Подпрограммы.
Реализация вышеуказанного мероприятия Подпрограммы в 2020 году позволит:
сохранить отсутствие заболеваемости дифтерией и корью;
снизить заболеваемость острым вирусным гепатитом B до 0,6 случая на 100 тыс. населения, краснухой до 0,1 случая в год на 100 тыс. населения, эпидемическим паротитом до 0,2 случая в год на 100 тыс. населения;
сохранить охват иммунизацией населения в декретированные сроки против вирусного гепатита B на уровне 95%, дифтерии, коклюша, столбняка на уровне 98%, кори на уровне 99,5%, краснухи на уровне 98,5%, эпидемического паротита на уровне 99,5%;
увеличить долю ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных, до 78,5%.
Мероприятие 1.3 "Реализация дифференцированного подхода к организации в рамках первичной медико-санитарной помощи профилактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей, в целях своевременного выявления заболеваний"
С целью развития первичной медико-санитарной помощи Подпрограммой предусмотрено укрепление материально-технической базы медицинских организаций первичного звена, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врача общей практики.
В целях повышения эффективности своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения области, помимо структурных изменений в первичном звене планируется совершенствование системы диспансеризации населения, выездных методов работы в отдалённых сельских территориях области.
Проведение диспансеризации целесообразно на протяжении всей жизни максимально широким слоям населения. При этом диспансеризация главным образом предназначена для выявления факторов риска и ранних проявлений хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, связанные с атеросклерозом, онкологические заболевания, хронические бронхо-легочные заболевания и сахарный диабет), а также туберкулеза и выявления немедицинского потребления наркотических и психоактивных веществ.
Реализация вышеуказанного мероприятия Подпрограммы приведет к повышению эффективности работы первичного звена здравоохранения, увеличению доступности оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе жителям сельской местности, увеличению продолжительности активной жизни населения за счет раннего выявления и предупреждения развития неинфекционных заболеваний, позволит:
сохранить охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты на уровне 100%;
сохранить охват диспансеризацией взрослого населения на уровне 23%;
увеличить долю больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II стадиях до 56,7%;
увеличить охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 81,0%.
3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета области.
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы на 2013 - 2020 годы составляет 288 667,0 тыс. руб., в том числе 36 017,3 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета (12,5%), 252 649,7 тыс. руб. за счет средств бюджета области (87,5%).
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета области на очередной финансовый год и на плановый период.
Подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий Подпрограммы и прогнозной оценке на период до 2020 года за счет средств федерального бюджета и бюджета области, а также средств, полученных из других источников, с указанием главных распорядителей бюджетных средств, представлена соответственно в приложениях N 2, 3 к государственной программе Тамбовской области "Развитие здравоохранения Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы.
Зам. главы администрации области |
Н.Д. Горденков |
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление администрации Тамбовской области от 30 июня 2014 г. N 705 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.