Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к государственной программе
Тамбовской области "Развитие здравоохранения
Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы
Подпрограмма
"Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - Подпрограмма)
27 сентября 2013 г.
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Управление здравоохранения области |
Соисполнители Подпрограммы |
Управление образования и науки области; управление пресс-службы и информации администрации области; управление социального развития области; управление по физической культуре, спорту и туризму области; Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области; медицинский институт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина |
Цели Подпрограммы |
Увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний; повышение выявляемости на ранних стадиях и снижение смертности и заболеваемости социально значимыми и инфекционными заболеваниями |
Задачи Подпрограммы |
Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Тамбовской области, в том числе снижение распространённости наиболее значимых факторов риска; снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок; раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами В и С; развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям |
Целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы |
Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; охват диспансеризацией подростков; распространенность ожирения среди взрослого населения; распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения; распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения; распространенность низкой физической активности среди взрослого населения; распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения; распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения; доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II ст.; увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез; заболеваемость дифтерией; заболеваемость корью; заболеваемость краснухой; заболеваемость эпидемическим паротитом; заболеваемость острым вирусным гепатитом B; охват иммунизацией населения против вирусного гепатита B в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки; охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки; доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных; доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года; доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года; смертность от самоубийств |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в два этапа: 1 этап - 2013 - 2015 гг.; 2 этап - 2016 - 2020 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований |
Общие затраты на реализацию мероприятий Подпрограммы составляют 28816241,6 тыс. рублей, из них за счёт средств федерального бюджета - 918212,5 тыс. рублей; за счёт средств областного бюджета - 490285,0 тыс. рублей; за счёт средств обязательного медицинского страхования - 27407744,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 2355119,5 тыс. рублей; 2014 г. - 2658135,4 тыс. рублей; 2015 г. - 3127648,4 тыс. рублей; 2016 г. - 3396920,1 тыс. рублей; 2017 г. - 3985923,8 тыс. рублей; 2018 г. - 4244538,1 тыс. рублей; 2019 г. - 4430952,3 тыс. рублей; 2020 г. - 4617004,0 тыс. рублей; За счёт средств федерального бюджета: 2013 г. - 150 841,6 тыс. рублей; 2014 г. - 91 170,0 тыс. рублей; 2015 г. - 101041,7 тыс. рублей; 2016 г. - 105786,9 тыс. рублей; 2017 г. - 110752,2 тыс. рублей; 2018 г. - 114134,5 тыс. рублей; 2019 г. - 119462,0 тыс. рублей; 2020 г. - 125 023,6 тыс. рублей; За счёт средств областного бюджета: 2013 г. - 27751,6 тыс. рублей; 2014 г. - 29088,3 тыс. рублей; 2015 г. - 58172,4 тыс. рублей; 2016 г. - 60830,7 тыс. рублей; 2017 г. - 73002,7 тыс. рублей; 2018 г. - 77705,3 тыс. рублей; 2019 г. - 80473,3 тыс. рублей; 2020 г. - 83260,7 тыс. рублей; За счёт средств обязательного медицинского страхования: 2013 г. - 2176526,3 тыс. рублей; 2014 г. - 2537877,1 тыс. рублей; 2015 г. - 2968434,3 тыс. рублей; 2016 г. - 3230302,5 тыс. рублей; 2017 г. - 3802168,9 тыс. рублей; 2018 г. - 4052698,3 тыс. рублей; 2019 г. - 4231017,0 тыс. рублей; 2020 г. - 4408719,7 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Реализуемые мероприятия Подпрограммы позволят к 2020 году достичь следующих результатов: охват профилактическими медицинскими осмотрами детей на уровне 100%; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на уровне 100%; охват диспансеризацией подростков на уровне 100%; снижение распространенности ожирения среди взрослого населения до 23,2%; снижение распространенности повышенного артериального давления среди взрослого населения до 30%; снижение распространенности повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения до 40%; снижение распространенности низкой физической активности среди взрослого населения до 36%; снижение распространенности избыточного потребления соли среди взрослого населения до 40%; снижение распространенности недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения до 35%; увеличение доли больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II ст. до 56,7%; увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 81,08%; отсутствие заболеваемости дифтерией и корью; поддержание на уровне 0,2 на 100 тысяч населения заболеваемости эпидемическим паротитом; снижение заболеваемости краснухой до 0,1 на 100 тысяч населения; снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом B до 0,6 на 100 тысяч населения; увеличение охвата иммунизацией населения против вирусного гепатита B в декретированные сроки до 95%; увеличение охвата иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки до 99%; увеличение охвата иммунизацией населения против кори и эпидемического паротита в декретированные сроки до 99%; увеличение охвата иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки до 98,5%; увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до 85%; снижение доли больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, до 23,3%; снижение доли больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года, до 18,0%; снижение смертности от самоубийств до 12,5 на 100 тысяч населения |
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 сентября 2013 г. N 1085 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сохранение и укрепление здоровья населения является важнейшим приоритетом государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.
В 2012 году в демографическом развитии области отмечен рост показателя рождаемости до 9,6_ и снижение смертности населения по всем классам заболеваний до 16,1 на 100 тысяч населения. В то же время смертность населения области превышает среднероссийский показатель.
Общая заболеваемость населения за 3 года снизилась на 6,7% и составила 1479,0 (2009 г. - 1742,2; 2010 г. - 1579,6; 2011 г. - 1496,3; РФ 2011 г. - 1604,0, ЦФО 2011 г. - 1493,8 на 1000 населения). В структуре общей заболеваемости преобладают болезни органов дыхания - 24,6% (363,1 на 1000 населения), органов кровообращения - 18,6% (274,6 на 1000 населения) и костно-мышечной системы - 7,5% (111,2 на 1000 населения).
Общая численность лиц, впервые признанных инвалидами, за 3 года снизилась на 5,2% и составила 66,0 (на 100 тыс. населения), при этом среднеобластной показатель остается выше среднероссийского (РФ - 61,3).
Профилактика как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включает в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм.
Меры, предпринятые в ходе реализации целевой программы по формированию здорового образа жизни у граждан Тамбовской области в 2009 - 2012 гг., привели к снижению заболеваемости алкогольной зависимостью в 2012 году по сравнению с 2009 годом на 24,2% со 115,8 до 87,8 (на 100 тысяч населения), в том числе заболеваемость алкогольными психозами снизилась на 16,4% с 35,9 до 30,0 (на 100 тысяч населения).
Особое опасение вызывает употребление алкогольных напитков молодежью. Обращает на себя внимание распространенность табакокурения среди молодежи, которая, как и пивной алкоголизм, приобрела характер эпидемии, распространённость потребления табака среди детей и подростков достигает 10%, а потребление алкогольной продукции на душу населения в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросло на 8,2%.
В целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Тамбовской области, включая популяризацию здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, в области приняты и реализуются следующие нормативные правовые акты:
Закон Тамбовской области от 29.10.2003 N 155-З "Об административных правонарушениях в Тамбовской области";
Закон Тамбовской области от 24.05.2012 N 141-З "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Тамбовской области";
постановление администрации области от 20.01.2006 N 27 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции" (в редакции от 07.06.2010);
постановление главы администрации города Тамбова от 03.03.2006 N 1121 "Об определении прилегающих территорий при розничной торговле алкогольной продукцией";
постановление администрации области от 24.11.2006 N 1333 "О координационном Совете по демографической политике при главе администрации области" (в редакции от 26.06.2009);
постановление администрации области от 14.12.2007 N 1385 "Об областной антинаркотической комиссии" (в редакции от 27.02.2010);
постановление администрации области от 28.12.2007 N 1491 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции "лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (в редакции от 07.06.2010);
постановление администрации области от 26.03.2008 N 374 "Об утверждении Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тамбовской области на период 2008 - 2015 гг.";
постановление администрации Тамбовской области от 26.03.2009 N 326 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Тамбовской области на 2009 - 2015 годы" (в редакции от 29.12.2012);
постановление администрации области от 01.07.2009 N 776 "О координационном совете по формированию здорового образа жизни населения области" (в редакции от 16.04.2010);
постановление администрации области от 19.10.2009 N 1247 "Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции" (в редакции от 06.10.2011), которым на территории области введено ограничение времени продажи алкогольной продукции независимо от содержания этилового спирта с 23.00 до 08.00;
постановление администрации области от 31.03.2011 N 326 "Об утверждении целевой программы Тамбовской области "Улучшение качества жизни граждан пожилого возраста" на 2011 - 2013 гг.";
постановление администрации области от 16.12.2011 N 1368 "О реализации соглашения от 04.08.2011 об информированном взаимодействии Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу и администрации Тамбовской области";
постановление администрации области от 30.12.2011 N 1991 "Об утверждении целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Тамбовской области на 2012 - 2014 годы";
постановление администрации области от 30.01.2012 N 82 "Об утверждении целевой программы Тамбовской области "Формирование здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Тамбовской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на 2012 - 2014 годы";
постановление администрации области от 23.04.2012 N 476 "Об утверждении целевой программы области "Дети Тамбовщины" на 2012 - 2014 годы";
постановление администрации области от 27.06.2012 N 772 "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Тамбовской области", которое устанавливает на территории Тамбовской области дополнительные ограничения в части времени и условий розничной продажи алкогольной продукции, как для предприятий торговли, так и для предприятий общественного питания и запрещает розничную продажу 1 Мая, 9 Мая, 12 июня, 4 ноября, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой при оказании услуг общественного питания;
постановление администрации области от 21.11.2012 N 1441 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы" (в редакции от 22.01.2013);
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного постановления вместо "1441" следует читать "1443"
постановление администрации области от 17.12.2012 N 1598 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Тамбовской области на 2013 - 2020 годы" (в редакции от 21.01.2013);
распоряжение администрации области от 05.09.2011 N 281-р "Об утверждении Концепции региональной политики в области здорового питания населения Тамбовской области на период до 2020 года".
Организация работы по формированию здорового образа жизни строится на межведомственном взаимодействии различных структур и ведомств и включает несколько направлений:
контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере ограничения производства, реализации и потребления алкогольных напитков;
методическая работа;
профилактическая работа с населением;
массовые мероприятия (акции);
информационно-разъяснительная работа, в том числе в средствах массовой информации;
спортивно-оздоровительные мероприятия;
развитие инфраструктуры спорта;
организация летнего отдыха для детей.
Предпосылки к возникновению неинфекционных заболеваний появляются уже в детском и подростковом возрасте. 20% случаев артериальной гипертонии и 50% случаев ожирения имеют место у тех, кто имел их в детском возрасте. До 18 лет начинают курить свыше 80% юношей и 50% девушек.
Профилактика "болезней поведения" и основные принципы здорового питания должны закладываться уже в школьном возрасте.
В регионе осуществляется комплексный подход к созданию целостной системы школьного питания. На протяжении четырех лет, с 2008 по 2011 год, область участвовала в реализации экспериментального проекта по модернизации системы школьного питания. В ходе проекта создана новая модель управления системой школьного питания. Отремонтировано и оснащено новым технологическим оборудованием 84 пищеблока в 64 учреждениях 7 пилотных муниципалитетов. В 2012 году осуществлялась трансляция разработанных в ходе проекта технологий на малокомплектные сельские школы и базовые школы с большим количеством филиалов, не вошедшие в проект ранее.
Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию нарушений обмена веществ, хронических заболеваний. В структуре заболеваний школьников преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, нарушений обмена веществ. У 50,0% детей и подростков снижены иммунитет и адаптация к изменениям окружающей среды.
Данная Подпрограмма направлена на формирование идеологии здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего, факторы поведения, вредные привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения.
Процессы формирования здоровья населения Тамбовской области отражают тенденции социально-экономического развития региона. Несмотря на положительные тенденции показателей рождаемости и смертности, в том числе детской, на протяжении ряда лет потери жизненного и трудового потенциалов, зависящие от преждевременной смертности, а также инвалидности, велики.
Для дальнейшего улучшения демографических показателей в области необходимо решить ряд имеющихся в настоящее время проблем:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространённость поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространённость биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе первичного звена, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска их обуславливающих.
На протяжении последних 5 лет эпидемиологическая обстановка в Тамбовской области остаётся стабильной, не зарегистрировано случаев дифтерии, полиомиелита, столбняка, достигнут высокий уровень охвата профилактическими прививками в рамках Национального календаря профилактических прививок, не регистрировались случаи заболевания природно-очаговыми инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики: брюшного тифа, туляремии, сибирской язвы, бешенства, не зарегистрированы случаи заболеваний острым паралитическим полиомиелитом, в том числе ассоциированные с вакциной.
Эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в Тамбовской области в течение 5 лет улучшается: снижаются показатели заболеваемости, распространённости и смертности населения от туберкулёза. Территориальная заболеваемость туберкулёзом в области на протяжении 5 лет ниже среднероссийского показателя и составила в 2012 году 51,7 (на 100 тысяч населения). Заболеваемость туберкулезом сельского населения выше городского.
В 2012 году впервые выявлено 559 больных туберкулезом, на 93 человека меньше, чем в 2011 году (2010 г.- 738 чел.; 2011 г. - 654 чел.). В 2012 году наметилась тенденция к снижению удельного веса деструктивных процессов в структуре клинических форм туберкулёза лёгких у впервые выявленных больных до 46,2%.
Вместе с тем в 2012 году отмечен рост заболеваемости корью до 25,0 (на 1 млн. населения), что связано со вспышками кори в Мичуринском районе, вызванными привозными случаями.
В настоящее время в области созданы условия для соблюдения "холодовой цепи". Однако часть имеющегося холодильного оборудования в лечебно-профилактических учреждениях выработала свой ресурс и подлежит списанию. Кроме того, 20% учреждений здравоохранения, осуществляющих транспортировку иммунобиологических препаратов, не имеют термоиндикаторов в достаточном количестве.
В Тамбовской области наметились позитивные результаты в борьбе с ВИЧ-инфекцией, такие как увеличение охвата лечением антиретровирусными препаратами больных ВИЧ-инфекцией, нуждающихся в терапии, увеличение охвата профилактикой передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Вместе с тем современная эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции, обусловленная изменением основного пути передачи инфекции, представляет угрозу решению приоритетных задач социально-экономического развития Тамбовской области, в связи с чем превентивные меры по распространению ВИЧ-инфекции приобретают особое значение.
В настоящее время в Тамбовской области сложились качественно новые объективные условия, резко снижающие уровень безопасности (в экономическом, демографическом, социальном и медицинском аспектах) населения в связи с развитием эпидемии ВИЧ-инфекции. К ним относятся:
постоянный рост числа ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, распространение заболевания на всей территории Тамбовской области;
увеличение числа женщин репродуктивного возраста в общей структуре заболевших и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей;
отсутствие до настоящего времени средств и методов специфической профилактики ВИЧ-инфекции (вакцины);
влияние социальных факторов, способствующих распространению ВИЧ-инфекции и усугубляющих ситуацию (наркомания, проституция, рост числа бездомных и беспризорных и т.п.). Так, из всех заболевших в Тамбовской области при парентеральном употреблении наркотиков заразилось более 37,5% больных ВИЧ-инфекцией;
ежегодное увеличение частоты полового пути распространения ВИЧ-инфекции, который в 2012 году в Тамбовской области составил около 80%, вследствие этого ВИЧ-инфекция все более поражает людей наиболее трудоспособного возраста;
преждевременная смерть взрослых и детей, больных ВИЧ-инфекцией, способствует снижению рождаемости и продолжительности жизни, тем самым усугубляя нарастающий в Тамбовской области демографический кризис;
ежегодное увеличение числа больных ВИЧ-инфекцией, которым показано лечение, что приводит к росту затрат системы здравоохранения и социального обеспечения;
увеличение частоты развития у этой категории больных ряда других тяжелых заболеваний, включая туберкулез, вирусные гепатиты B и C, что, в свою очередь, увеличивает смертность и инвалидизацию населения;
увеличение бремени общества по обеспечению детей, ставших сиротами в результате преждевременной смерти одного или обоих родителей или в результате социального сиротства детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями;
рост социального напряжения в результате стигматизации и дискриминации людей, больных ВИЧ-инфекцией, и их семей, а также представителей групп высокого риска заражения ВИЧ.
Решение данных проблем требует длительного системного многоуровнего и мультисекторального подходов, осуществление которых возможно при решении поставленных задач программно-целевыми методами.
Вирусные гепатиты человека являются серьезной социально-экономической и клинико-эпидемиологической проблемой здравоохранения всех стран мира. На долю вирусных гепатитов (B, C, D) в общей структуре хронических поражений печени приходится около 70%.
Основой медико-профилактического обслуживания населения является первичная медико-санитарная помощь.
Система первичной медико-санитарной помощи - место первого контакта человека с системой здравоохранения, наиболее массовая форма обслуживания широких слоев населения и поэтому должна быть максимально приближена к местам проживания и труда людей (приложение N 3 к Подпрограмме).
Первичная медико-санитарная помощь жителям области оказывается в 3 самостоятельных поликлиниках, 31 поликлинике при больничных учреждениях, 3 стоматологических поликлиниках, 3 диспансерах, 81 офисе врача общей практики и 481 фельдшерско-акушерском пункте.
Плановая мощность амбулаторно-поликлинических подразделений государственных учреждений здравоохранения Тамбовской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на протяжении последних лет остается стабильной и составила в 2012 году 25559 посещений в смену (236,8 посещений в смену в расчете на 10 тыс. человек населения).
Объемы первичной медико-санитарной помощи ежегодно составляют около 10 млн. посещений (8,4 посещения в расчете на 1 жителя в год). Доля объемов амбулаторной помощи, оказанной врачами первичного звена с профилактической целью, в 2012 году составила около 35%.
Фельдшерско-акушерские пункты обслуживают более 247 тысяч жителей, из них старше 60 лет - 29,8% от проживающих, детей - 13,8% (34290 человек).
В среднем один фельдшерско-акушерский пункт обслуживает 515 человек. В то же время 70 фельдшерско-акушерских пунктов области являются малокомплектными и обслуживают население численностью от 100 до 200 человек, из них 13 - обслуживают менее 100 человек.
В течение последних 3 лет произошла реорганизация и укрупнение фельдшерско-акушерских пунктов в связи с уменьшением численности обслуживаемого населения, в результате количество фельдшерско-акушерских пунктов уменьшилось с 515 в 2009 году до 481 в 2012 году.
Для повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов, в обязанность которых входит осуществление контроля за состоянием здоровья прикреплённого населения, выявление инфекционных заболеваний, визуальных форм злокачественных новообразований, контроль за своевременным посещением врача лиц диспансерной группы, санитарно-просветительная деятельность, оказание неотложной доврачебной помощи.
В целях достижения максимальной доступности первой помощи сельскому населению проводится работа по организации домовых хозяйств первой помощи. В 2011 году на базе учебного центра Тамбовского областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Центр медицины катастроф" обучено по программе оказания первой помощи (само- и взаимопомощи) 62 представителя домовых хозяйств. В 2012 году домовые хозяйства оснащены укладками для оказания первой помощи, методическими пособиями и средствами связи с закрепленными центральными районными больницами, администрация которых осуществляет контроль за их деятельностью.
Медицинские работники отделений медицинской профилактики, в составе которых предусмотрены смотровой кабинет, кабинет доврачебного приема, прививочный кабинет, кабинет профилактической работы, осуществляют проведение диспансеризации и профилактических осмотров с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности, преждевременной смертности населения и факторов риска их развития, а также формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Первый уровень первичной медико-санитарной помощи представлен амбулаторно-поликлиническими подразделениями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению, в том числе:
участковая служба работает по территориально-участковому принципу;
состав врачей - специалистов определяется в соответствии с численностью прикрепленного населения;
диагностические службы развернуты для проведения первичной диагностики и наблюдения за хроническими заболеваниями (рентгенография, флюорография, лаборатория, функциональная и ультразвуковая диагностика);
служба неотложной медицинской помощи;
стационар на дому; дневной стационар.
Организация оказания амбулаторной медицинской помощи населению Тамбовской области представлена на карте.
Во всех центральных районных больницах организованы выездные врачебные бригады (терапевт, хирург, акушер-гинеколог, фельдшер-лаборант), которые осуществляют еженедельные выезды на фельдшерско-акушерские пункты по утвержденному графику. В 2012 году выполнено 1112 выездов, осмотрено более 28 тысяч пациентов.
Амбулаторно-поликлиническое звено является основной базой для широкого внедрения и тиражирования профилактических мероприятий с целью формирования у населения здорового образа жизни. В области созданы и действуют 4 Центра здоровья, в том числе 1 детский, 12 отделений и 23 кабинета профилактики. Организационно-методическое руководство профилактической работой в области осуществляет областной Центр медицинской профилактики Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ТОГБУЗ) "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова". В 2012 году в Центры здоровья обратилось 23974 человека, из них 11402 ребёнка - 46,1%.
С целью снижения социальной напряженности и суицидальных состояний организована работа кабинета кризисных состояний на базе ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова" и работа двух отделений "Телефон доверия" на базе ТОГБУЗ "Мичуринская психиатрическая больница" и Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ОГБУЗ) "Тамбовская психиатрическая клиническая больница".
Второй уровень представлен 9 межрайонными консультативно-диагностическими центрами на базе многопрофильных больничных учреждений, оказывающих специализированную первичную медицинскую помощь по профилям: кардиология, неврология, эндокринология, онкология, урология и др. в соответствии с зонами ответственности и утвержденными Порядками. На их базе проводится широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая компьютерную томографию.
Третий уровень - консультативно-диагностические подразделения специализированных медицинских организаций областного уровня. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения выполняют организационно-методическую функцию.
С целью повышения доступности специализированной медицинской помощи сельскому населению ежегодно утверждается график выездов консультативных бригад врачей-специалистов областных лечебных учреждений - государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ГБУЗ) "Тамбовская областная клиническая больница", ГБУЗ "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер", ГБУЗ "Тамбовская областная офтальмологическая больница". Информация о графиках консультативных приемов доводится до сведения населения муниципальных образований через средства массовой информации. Состав бригады врачей-специалистов формируется на основании заявок лечебных учреждений, которые предварительно проводят отбор и необходимое обследование пациентов, нуждающихся в консультации областных специалистов. В 2012 году осуществлено 47 выездов, осмотрено 16,5 тысяч человек, более 1000 человек направлено на дообследование в областные медицинские организации.
Уровень и качество медицинской помощи напрямую зависят от состояния материально-технической базы лечебных учреждений, большинство из которых размещены в приспособленных помещениях и не отвечают современным санитарным правилам: 23 центральные районные больницы размещены в 182 зданиях, из которых 53 требуют капитального ремонта, 98% санитарного автотранспорта учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, имеет 100% износ, что затрудняет обеспечение доступности врачебной помощи маломобильным категориям граждан и оказание неотложной медицинской помощи приписному населению.
Состояние материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов также требует пристального внимания: 48% из них размещены в приспособленных помещениях, 40 фельдшерско-акушерских пунктов находятся в аварийном состоянии, 44,5% фельдшерско-акушерских пунктов нуждаются в проведении капитального ремонта.
Наличие в сельской местности значительного количества мелких населенных пунктов обусловливает крайне сложную проблему обеспечения равного доступа населения к медицинскому обслуживанию, в связи с чем широко практикуются выездные формы работы, в том числе выезды бригад врачей-специалистов учреждений здравоохранения третьего уровня. Для организации таких форм работы необходимы дополнительные материальные затраты, специально оборудованный транспорт, портативные виды диагностического оборудования.
По прогнозным оценкам показатели здоровья населения в ближайшие годы могут ухудшиться, если сегодня не будут предприняты действенные меры по совершенствованию работы первичной медико-санитарной помощи.
Для решения приоритетных задач в сфере здравоохранения в течение ряда лет проводилась целенаправленная работа по модернизации здравоохранения Тамбовской области, совершенствованию оказания медицинской помощи населению на основе современных медицинских технологий. Этому способствовала реализация Программы модернизации Тамбовской области на 2011 - 2012 годы с общим объемом финансирования более 4,7 млрд. рублей, а также мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".
Предпринятые меры позволили вывести на новый, более качественный уровень медицинскую помощь, оказываемую в учреждениях здравоохранения области. За счет оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием, проведения ремонтных работ, строительства новых и реконструкции существующих объектов здравоохранения значительно улучшилось ресурсное обеспечение здравоохранения и его материально-техническая база. Однако на данном этапе пока еще не достигнуты оптимальные качественные показатели деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также значительная динамика показателей демографического развития населения Тамбовской области.
Серьёзной проблемой остаются демографические показатели здоровья сельского населения. За период 2009 - 2012 годов наблюдается рост естественной убыли сельского населения, обусловленный как возрастной структурой (одна треть сельских жителей - лица старше трудоспособного возраста), так и более высокими, чем в городской местности показателями смертности. Коэффициент смертности сельского населения превышает городской на 24,2%.
Заболеваемость сельских жителей в 2 раза ниже, чем в городе, что связано с низкой доступностью населению медицинской помощи.
Заболеваемость туберкулезом сельского населения на 18 - 20% выше городского, причем запущенные формы у сельского населения встречаются в 4 раза чаще.
Запущенность злокачественных новообразований у сельского населения выше, чем в городе на 10%.
В целях повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи населению области, сохранения и улучшения состояния здоровья населения, основные усилия в рамках настоящей Подпрограммы будут направлены на совершенствование системы первичной медико-санитарной помощи с дальнейшим укреплением материально-технической базы медицинских организаций первичного звена, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врача общей практики.
В целях повышения эффективности своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения области, помимо структурных изменений в первичном звене планируется совершенствование системы диспансеризации населения, выездных методов работы в отдалённых сельских территориях области.
Проведение диспансеризации целесообразно на протяжении всей жизни максимально широким слоям населения. При этом диспансеризация главным образом предназначена для выявления факторов риска и ранних проявлений хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, связанные с атеросклерозом, онкологические заболевания, хронические бронхолегочные заболевания и сахарный диабет), а также туберкулеза и выявления немедицинского потребления наркотических и психоактивных веществ.
От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста. Правильная организация первичной медико-санитарной помощи ведет к доступности и экономической эффективности медицинской помощи, использованию ресурсов, а также изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.
Проблема снижения заболеваемости, инвалидности, смертности населения требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только на государственном уровне путем целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной власти, местного самоуправления в рамках Подпрограммы.
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 сентября 2013 г. N 1085 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Мероприятие 1.1 "Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Тамбовской области, в том числе снижение распространённости наиболее значимых факторов риска"
Профилактика как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включает в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Профилактическая служба области представлена 12 отделениями и 23 кабинетами профилактики, 4 Центрами здоровья и областным Центром медицинской профилактики. Кроме того, профилактическая работа с населением входит в функциональные обязанности всех медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.
Деятельность отделений (кабинетов) профилактики и Центра медицинской профилактики регламентирована приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 N 455 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ". Она не ограничивается количеством информационно-разъяснительных мероприятий среди населения. К функциям отделений (кабинетов) профилактики, в первую очередь, относятся организация, координация и оценка эффективности деятельности учреждения здравоохранения по оказанию профилактических услуг населению, выявление среди населения поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний и их коррекция.
Формирование здорового образа жизни населения осуществляется на основе межведомственного взаимодействия и складывается из трех основных составляющих: информирования человека о принципах здорового образа жизни, создания мотивации и условий для реализации принципов здорового образа жизни.
Информирование о факторах риска неинфекционных заболеваний и создание мотивации к ведению здорового образа жизни (пропаганда здорового образа жизни) осуществляется через региональные и муниципальные средства массовой информации, а также специалистами областного Центра медицинской профилактики, Центров здоровья, медицинскими работниками поликлиник, стационаров, санаториев, центральных районных и городских больниц, офисов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов.
Пропаганда здорового образа жизни в области осуществляется:
через региональное и муниципальное телевидение;
через сеть Интернет (официальные сайты управления здравоохранения области, учреждений здравоохранения области);
через печатную продукцию и средства радиовещания;
с помощью информационных панелей, расположенных в учреждениях здравоохранения области, в том числе в Центрах здоровья;
через средства наружной рекламы;
посредством проведения образовательных/информационных кампаний, направленных на формирование здорового образа жизни;
посредством создания и функционирования службы телефонной поддержки для желающих отказаться от табакокурения на базе Центров здоровья.
На групповом уровне формирование здорового образа жизни главным образом осуществляется посредством "школ здоровья", а также через специализированные школы для пациентов, имеющих такие заболевания, как артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, сахарный диабет, бронхиальная астма и т.д.
На индивидуальном уровне основными способами формирования здорового образа жизни являются консультирование, осуществляемое в кабинетах/отделениях медицинской профилактики, а также врачами-специалистами поликлиник, врачебных амбулаторий, офисов общеврачебной практики и стационаров по специальному алгоритму, консультирование в Центрах здоровья, в том числе по отказу от курения.
В целях создания мотивации и условий для реализации принципов здорового образа жизни и методического обеспечения профилактических мероприятий в Подпрограмму включены мероприятия по обеспечению населения информационно-разъяснительными материалами о вредных последствиях потребления табака, способах преодоления табачной зависимости, о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией, по профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний, в том числе по вопросам здорового питания, по размещению информационных материалов по пропаганде отказа от вредных привычек, формированию основ рационального питания в средствах массовой информации, на Интернет-сайтах, по организации лечения табачной зависимости в Центрах здоровья, созданию службы телефонной поддержки для желающих отказаться от табакокурения на базе Центров здоровья, что будет способствовать повышению информированности населения.
Осуществление профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний и пропаганде здорового образа жизни позволит обеспечить ежегодное обследование 23 тыс. жителей области в Центрах здоровья.
Для обеспечения доступности профилактической помощи жителям отдалённых населённых пунктов специалистами Центров здоровья, областного Центра медицинской профилактики широко используются выездные формы работы, с целью дальнейшего их развития Подпрограммой предусмотрено приобретение автотранспорта.
Дальнейшее укрепление материально-технической базы Центров здоровья и отделений профилактики позволит к 2017 году оснастить профилактическую службу области в соответствии с существующим табелем оснащения.
Для поддержания высокого профессионального уровня специалистов Центров здоровья, Центра медицинской профилактики, отделений (кабинетов) профилактики учреждений здравоохранения области запланированы проведение тренингов и мастер-классов, участие специалистов службы профилактики в конгрессах, конференциях, симпозиумах по вопросам формирования здорового образа жизни. В то же время уровень подготовки медицинских работников первичного медико-санитарного звена, а также различных служб и ведомств не всегда позволяет в доступной форме мотивировать население на ведение здорового образа жизни, в связи с чем Подпрограммой предусмотрены семинары для медицинских работников по вопросам помощи пациентам при лечении табачной зависимости, конференции и обучающие семинары по вопросам пропаганды здорового образа жизни, включая профилактику суицидального поведения, сокращение потребления алкоголя, что будет способствовать повышению уровня профессиональных знаний специалистов по популяризации знаний о негативном влиянии на здоровье потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, повышению ответственности населения за сохранение здоровья.
С целью популяризации здорового образа жизни и формирования культуры среди обучающихся общеобразовательных учреждений ежегодно в рамках Подпрограммы будет проводиться конкурс мини-проектов среди общеобразовательных учреждений, имеющих статус "Школа здоровья", и областной конкурс плакатов, листовок и информационных буклетов "Твоё здоровье в твоих руках".
Традиционно мероприятия по формированию здорового образа жизни, в первую очередь, ориентированы на молодёжную аудиторию и лиц трудоспособного возраста, при этом 29,8% населения Тамбовской области составляют лица старше трудоспособного возраста, в связи с чем Подпрограммой предусмотрено внедрение обучающих программ по формированию здорового образа жизни у лиц пожилого возраста.
Особое внимание в настоящее время уделяется созданию у населения, в том числе у детей и подростков, культуры рационального питания, способствующей сохранению нормальной массы тела, нормального уровня артериального давления, а также нормальной концентрации в крови холестерина и глюкозы. Рациональное и сбалансированное питание предполагает, в первую очередь, соответствие количества и состава потребляемой пищи реальным энерготратам человека.
Развитие избыточной массы тела и ожирения обусловлено нерациональным питанием и недостаточным уровнем физической активности. В детском и подростковом возрасте, а также среди молодежи примерно до 25 лет основной причиной развития избыточной массы тела является употребление в пищу большого количества высококалорийных продуктов и сладких напитков на фоне дефицита физической активности. Среди лиц среднего и более старшего возраста основной причиной является сохранение привычного для молодых людей пищевого поведения и низкая физическая активность.
Потребление избыточного количества соли является одним из важнейших факторов развития артериальной гипертонии, в связи с чем необходимо повышение уровня знаний населения о вреде избыточного количества соли, в том числе в продуктах, являющихся основным источником соли в повседневной жизни.
С целью формирования основ рационального питания планируется внедрение методических материалов для медицинских и социальных работников, психологов и учителей, изучение проблем, связанных с питанием и оказывающих влияние на здоровье различных групп населения, продолжится обеспечение питанием учащихся муниципальных образовательных учреждений и молоком учащихся начальных классов, анализ исследований физического развития школьников в зависимости от особенностей пищевого рациона, что позволит снизить количество заболеваний системы пищеварения у детей школьного возраста на 5%.
Нормальный уровень физической активности, препятствующий развитию ожирения и артериальной гипертонии, предполагает совершение человеком порядка 10 тысяч шагов в день. Низкая физическая активность, главным образом присуща жителям городов. У детей, подростков и молодежи ее основными причинами являются длительное проведение времени за компьютером и снижение популярности подвижных игр, а также занятий физической культурой и спортом. В среднем и пожилом возрасте основными причинами низкой физической активности являются пользование личными автомобилями, общественным транспортом при перемещении на небольшие расстояния и отсутствие необходимости в физическом труде при ведении домашнего хозяйства.
С целью создания условий для обеспечения достаточного уровня физической активности различных групп населения Подпрограммой предусмотрено строительство спортивных площадок, стадионов, спортзалов, проведение спортивно-массовых мероприятий для детей, подростков и молодёжи и областных массовых соревнований по различным видам спорта с организацией медицинского обеспечения 50 тысяч спортсменов в год.
Формирование здорового образа жизни включает, в том числе, профилактику алкоголизма, потребления табака, наркомании у населения, особенно у подрастающего поколения. Одним из основных направлений по реализации указанных мероприятий является создание мотивации к личной ответственности за свое здоровье.
Эффективное осуществление первичной профилактики невозможно без организации активного взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам профилактики наркомании и алкоголизма.
Важная роль в профилактике наркомании принадлежит раннему выявлению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. С этой целью Подпрограммой предусмотрено проведение мониторинга среди несовершеннолетних обучающихся области на факт употребления психоактивных веществ, обеспечение государственных учреждений здравоохранения экспресс-тестами и расходными материалами для выявления наркотических веществ.
В области уже проводится психологическое и медицинское тестирование подростков и молодежи на немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Для определения целевых групп внедряется система раннего выявления потребителей психоактивных веществ, в том числе двухэтапное тестирование в Центрах здоровья, что мотивирует граждан на раннее обращение в наркологическую службу, а в дальнейшем позволит сформировать профилактические группы ранней превенции и снизить заболеваемость наркологической патологией.
Таким образом, реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Тамбовской области, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, будет осуществляться по следующим направлениям:
контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере ограничения производства, реализации и потребления алкогольных напитков и табачных изделий;
сохранение и укрепление индивидуального здоровья населения Тамбовской области, профилактика табакокурения;
совершенствование работы по выявлению факторов риска развития неинфекционных заболеваний у населения Тамбовской области;
пропаганда здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя, обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к ведению здорового образа жизни;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, снижение уровня распространённости вредных привычек, формирование навыков здорового питания;
создание условий для укрепления здоровья населения области путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массовых видов спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
снижение распространённости факторов риска, связанных с питанием, у населения Тамбовской области;
совершенствование первичной и вторичной профилактики наркомании, в том числе развитие антинаркотической пропаганды и социальной антинаркотической рекламы;
подготовка кадров в области медицинской профилактики, в том числе обучение медицинских работников эффективным методикам помощи в отказе от курения (предусмотрена в подпрограмме "Кадровое обеспечение системы здравоохранения").
Реализация вышеуказанного мероприятия в 2020 году позволит снизить
распространённость ожирения до 23,2%, повышенного артериального давления до 30%, повышенного уровня холестерина в крови до 40%, низкой физической активности до 36%, избыточного потребления соли до 40%, недостаточного потребления фруктов и овощей до 35%, долю больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, до 23,3%, больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года, до 18,0%, уровень смертности от самоубийств до 12,5 (на 100 тысяч населения).
Мероприятие 1.2 "Снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок"
Вакцинопрофилактика является одной из важных проблем в охране здоровья населения как в Российской Федерации, так и в Тамбовской области. В настоящее время повсеместно реализуется расширенная программа иммунизации, направленная на снижение заболеваемости дифтерией, коклюшем, корью, туберкулезом, эпидемическим паротитом, врожденной краснухой, вирусным гепатитом В, ликвидацию полиомиелита и кори.
Необходимость профилактики инфекционных заболеваний вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на эпидемиологическую ситуацию в регионе по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики.
Общее число инфекционных заболеваний в 2011 - 2012 гг. сохраняется на одном уровне и составило в 2012 году 256204 случая.
В структуре инфекционной заболеваемости (без гриппа и ОРЗ) преобладают воздушно-капельные инфекции - 40,0%, острые кишечные заболевания - 32,7%, социально значимые заболевания (туберкулез, венерические болезни) - 14,5%, паразитарные инфекции - 7,6%, на долю прочих инфекционных заболеваний приходится 5,2%.
В течение последних 5 лет не регистрировались случаи брюшного тифа, паратифов, полиомиелита, в том числе вакциноассоциированного, дифтерии, столбняка, орнитоза, риккетсиозов, легионеллеза, клещевого энцефалита, бруцеллеза, лептоспироза, лихорадки Западного Нила, сибирской язвы, псевдотуберкулеза, гидрофобии, малярии, трихинеллеза, трихофитии, лихорадки КУ.
По сравнению с 2011 годом отмечено снижение заболеваемости по 21 нозологической форме инфекционных заболеваний из 50-ти официально регистрируемых, в том числе:
сальмонеллезной инфекцией - на 7,2% (с 319 до 296 случаев);
дизентерией - в 2,2 раза (с 37 до 17 случаев);
кишечными инфекциями установленной этиологии на 36,3% (с 962 до 613 случаев);
кишечными инфекциями неустановленной этиологии на 12,5% (с 4198 до 3675 случаев);
энтеровирусными инфекциями - на 43,8% (с 16 до 9 случаев);
острым вирусным гепатитом А - в 2 раза (с 88 до 45 случаев);
хроническим вирусным гепатитом В - в 2 раза (с 41 до 21 случая);
хроническим вирусным гепатитом С - в 1,5 раза (с 533 до 360 случаев);
носительством гепатита В на 31,0% (с 398 до 275 случаев);
краснухой - в 2 раза (с 4 до 2 случаев);
менингококковой инфекцией - на 31,8% (с 22 до 15 случаев);
туберкулезом вновь выявленным - на 14,2% (с 653 до 560 случаев);
сифилисом - на 11,4% (с 245 до 217 случаев);
гонореей - на 18,2% (с 242 до 198 случаев);
острыми респираторными заболеваниями - на 5,6% (с 245089 до 231459 случаев);
гриппом - в 24,6 раза (с 442 до 18 случаев);
чесоткой на 30,3% (с 402 до 280 случаев);
токсоплазмозом - в 1,5 раза (с 6 до 4 случаев);
энтеробиозом - на 9,9% (с 1078 до 971 случая);
токсокарозом - в 2 раза (с 4 до 2 случаев);
описторхозом - на 7 случаев (с 31 до 24 случаев).
Зарегистрировано 27 случаев кори, 2 случая туляремии, не регистрировавшиеся в 2011 году.
На уровне 2011 года осталось число заболевших острым вирусным гепатитом В - 9 случаев, острыми вялыми параличами - 2 случая, эпидемическим паротитом - 2 случая, цитомегаловирусной инфекцией - 1 случай, тениаринхозом -1 случай.
Рост заболеваемости зарегистрирован по 12 нозологическим формам инфекционных заболеваний:
острым вирусным гепатитом С - на 44,4% (с 9 до 13 случаев);
коклюшем - в 2,6 раза (с 38 до 100 случаев);
скарлатиной - на 48,8% (с 367 до 546 случаев);
ветряной оспой - на 21,0% (с 4281 до 5162 случаев);
гемофильной инфекцией - в 2 раза (с 1 до 2 случаев);
геморрагической лихорадкой с почечным синдромом - в 2,75 раза (с 4 до 11 случаев);
болезнью Лайма - в 2,1 раза (с 16 до 33 случаев);
педикулезом - на 6,6% (с 243 до 259 случаев);
внебольничной пневмонией - на 19,5% (с 5044 до 6027 случаев);
микроспорией - на 8,0% (с 564 до 609 случаев);
аскаридозом - на 29,2% (с 24 до 31 случая).
В 2012 году число вспышек и групповых заболеваний снизилось на 12,5% и составило 14 случаев против 16 в 2011 году. Число пострадавших в них снизилось на 28,8% (со 180 до 128 человек).
Этиологическая структура вспышечной заболеваемости установлена во всех случаях и представлена:
6 групповыми заболеваниями острыми кишечными инфекциями в дошкольных образовательных учреждениях (4-ротавирусными инфекциями и 2 - норовирусной инфекциями);
2 групповыми заболеваниями острыми кишечными инфекциями в средних специальных образовательных учреждениях (сальмонеллезной и протейной этиологии);
1 групповым заболеванием кишечной инфекцией норовирусной этиологии в учреждении здравоохранения;
1 групповым заболеванием острой кишечной инфекцией сальмонеллезной этиологии среди населения;
1 групповым заболеванием острым вирусным гепатитом А в общеобразовательном учреждении;
1 групповым заболеванием коклюшем в общеобразовательном учреждении;
2 вспышками кори среди населения.
В 2012 году зарегистрировано 47 случаев внутрибольничной инфекции (далее - ВБИ) (в 2011 г. - 92 случая), показатель заболеваемости составил 0,2 (на 1000 пациентов, пролеченных стационарно), что в 2 раза ниже уровня заболеваемости 2011 года (0,4 на 1000).
Наибольшее количество случаев ВБИ зарегистрировано в родильных отделениях - 19 заболевших, прочих стационарах - 20, амбулаторно-поликлинических учреждениях - 8.
План иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок выполнен удовлетворительно.
В целом по области иммунизация против дифтерии и коклюша детей в возрасте 12 и 24 месяцев в 2011 и 2012 гг. проводилась своевременно с достижением показателей от 96,8 до 97,9% соответственно.
Охват прививками взрослых до 35 лет против кори составил 98,8%, в том числе медработников - 98,3%, студентов - 99,6%, работников образовательных учреждений - 98,3%, торговли - 96,9%.
Охват женщин в возрасте 18 - 25 лет вакцинацией против краснухи (с учетом переболевших) составил 97,9%.
Охват иммунизацией против дифтерии взрослого населения составил 98,7%.
Удельный вес взрослого населения, охваченного иммунизацией против гепатита В, в 2012 г. составил 88% против 80% в 2011 году соответственно.
Увеличился процент вакцинации населения области против гриппа в эпидсезоне 2012 - 2013 гг. (27,7% против 26% в эпидсезоне 2011 - 2012 гг.).
Проведение санитарно-эпидемиологического надзора и реализация по его результатам профилактических и противоэпидемических мероприятий позволяют предотвратить массовые инфекционные заболевания, значительно уменьшить их последствия, довести заболеваемость по ряду инфекций до спорадического уровня, а некоторые из них ликвидировать.
Непосредственным результатом реализации Подпрограммы станет снижение заболеваемости инфекционными болезнями, в первую очередь, инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, ликвидация кори и поддержание статуса Тамбовской области как региона, свободного от полиомиелита.
Иммунопрофилактика является одним из важнейших инструментов снижения детской смертности, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни всех возрастных групп населения.
Для поддержания охвата населения иммунизацией на высоком уровне будет продолжена работа по подготовке кадров медицинских работников по вопросам вакцинопрофилактики и информационно-разъяснительная работа в средствах массовой информации.
Реализация вышеуказанного мероприятия Подпрограммы в 2020 году позволит обеспечить отсутствие заболеваемости дифтерией и корью, снизить заболеваемость краснухой до 0,1 (на 100 тысяч населения), сохранить заболеваемость эпидемическим паротитом на уровне 0,2 (на 100 тысяч населения), увеличить охват иммунизацией населения против вирусного гепатита B в декретированные сроки до 95%, против дифтерии, коклюша и столбняка - до 99%, против кори и эпидемического паротита - до 99%, против краснухи - до 98,5%.
Мероприятие 1.3 "Раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами В и С"
Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Тамбовской области более благополучна, чем в Российской Федерации. Из числа инфицированных в 2012 году только 48% заразились в Тамбовской области, а 52% - за ее пределами. Продолжается распространение вируса иммунодефицита среди населения и увеличение кумулятивного числа инфицированных больных. Благодаря комплексу мероприятий, проведенных в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, удалось добиться стабилизации заболеваемости на низком уровне и дальнейшего её снижения (в 2012 г. заболеваемость ВИЧ-инфекцией к уровню 2011 г. снизилась на 7,6%). За 2012 год в области выявлен 131 новый случай ВИЧ-инфекции, показатель заболеваемости составил 12,1 (на 100 тысяч населения) (2011 г. - 12,9). Вместе с тем продолжается рост числа зарегистрированных ВИЧ-инфицированных лиц, в значительной мере обусловленный факторами социально-экономического характера, распространением наркомании, недостаточной информированностью населения. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в области переходит на новую стадию развития с выходом циркуляции вируса из среды лиц "групп риска" в общую популяцию населения, о чем свидетельствуют увеличение заболевших в более старшем возрасте, а также рост среди инфицированных удельного веса женщин и полового пути передачи.
В рамках реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции планируется обеспечить искусственным питанием детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями, проведение семинаров с медицинскими работниками по раннему выявлению ВИЧ-инфицированных больных и больных вирусными гепатитами В и С, организация и проведение работы по информированию и обучению различных групп населения средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С с привлечением средств массовой информации, приобретение диагностических средств, в том числе для скрининговых исследований, для диагностики вирусных гепатитов В и С.
Профилактические мероприятия позволяют оказывать непосредственное влияние на интенсивность распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, их реализация будет продолжена в рамках Подпрограммы.
Реализация вышеуказанного мероприятия Подпрограммы в 2020 году позволит снизить заболеваемость острым вирусным гепатитом B до 0,6 (на 100 тысяч населения), повысить долю ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до 85%.
Мероприятие 1.4 "Развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям"
В настоящее время наиболее распространенными причинами смертности, заболеваемости и утраты трудоспособности в Тамбовской области, как и в целом в Российской Федерации, являются неинфекционные заболевания.
Число умерших в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 436 человек, показатель общей смертности населения в области снизился на 2,4%, составив 16,1 (на 1000 населения), при этом отмечается превышение данного показателя по России (13,3_) и ЦФО (13,9_).
Основными причинами смерти жителей области в 2012 году являются болезни системы кровообращения (47,1% всех умерших), внешние причины смерти (8,3%), новообразования (13,5%), болезни органов дыхания (6,2%) и пищеварения (4,5%).
В 2012 году смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 28,1% по сравнению с 2011 годом и составила 802,9 (на 100 тысяч населения) (РФ - 729,3, ЦФО - 815,2).
Из общего числа умерших от болезней кровообращения 84,9% приходится на ишемическую болезнь сердца и цереброваскулярные болезни.
В 2012 году в сравнении с 2011 годом смертность населения от ишемической болезни сердца снизилась на 27,1% и составила 413,1 (на 100 тысяч населения), в том числе от инфаркта миокарда - на 8,7% (45,6 на 100 тысяч населения), от цереброваскулярных болезней - на 33,9% (231,9 на 100 тысяч населения), в том числе от инсульта - на 36,5% (121,0 на 100 тысяч населения).
В целом по области число умерших от внешних причин смерти в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом на 4,9%, в то же время показатель смертности от вышеуказанной причины выше, чем в среднем по России и регионам ЦФО, и составил по итогам 2012 года 134,4 (на 100 тысяч населения) (РФ - 125,1, ЦФО - 107,2).
Наибольший удельный вес в структуре смертности от внешних причин занимают самоубийства (10,8%), случайные отравления алкоголем (3,7%), транспортные травмы (18,1%).
С учетом актуальности задачи снижения смертности всего населения от внешних причин, в Тамбовской области реализуется межведомственный оперативный план профилактических мероприятий по сокращению смертности и травматизма от внешних причин, включая дорожно-транспортные происшествия, пожары, стихийные бедствия и происшествия на воде.
За 2012 год в области смертность от случайных отравлений алкоголем снизилась на 26,2% по сравнению с 2011 годом и составила 5,1 (на 100 тысяч населения) (РФ - 7,0, ЦФО - 7,2), от самоубийств - на 32,9% (2012 г.- 14,5 на 100 тысяч населения, 2011 г. -14,2; РФ - 20,2, ЦФО - 13,1), от всех видов транспортных несчастных случаев - на 22,4% (2012 г.-24,4 на 100 тысяч населения; 2011 г.-21,3; РФ - 20,5, ЦФО - 21,2), в том числе от дорожно-транспортных происшествий - на 7,4% (2012 г.-21,0 на 100 тысяч населения; 2011 г.-16,7; РФ - 14,1, ЦФО - 12,6).
Третье место в структуре общей смертности населения в области занимают новообразования, смертность от которых в 2012 году составила 217,3 (на 100 тысяч населения) (РФ - 201,2, ЦФО - 223,4, Тамбовская область 2011 г. - 225,8), в том числе от злокачественных новообразований - 215,2 (на 100 тысяч населения) (РФ- 199,1, ЦФО - 220,9, Тамбовская область 2011 г. - 224,1).
Доля умерших детей и подростков (0 - 17 лет) от общего числа умерших составила в 2012 году 0,53% (2011 г. - 0,57%).
Коэффициент детской смертности от 0 до 17 лет включительно за период 2011 - 2012 гг. остался на прежнем уровне и составил в 2012 году 57,3 (на 100 тысяч соответствующего населения).
В 2012 г. 34,8% случаев детской смертности обусловлены внешними причинами смерти (2011 г. - 38,4%), 24,7% - врожденными пороками развития (2011 г. - 9,1%), 3,4% - отдельными состояниями, возникающими в перинатальном периоде (2011 г. - 2,02%).
Улучшение состояния здоровья населения и стабилизация демографической ситуации будет достигаться оптимизацией логистики оказания медицинской помощи на основе трехуровневой системы оказания медицинской помощи в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи, утвержденными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с учетом особенностей заболеваемости и смертности населения Тамбовской области, а также степени развития медицинской инфраструктуры.
Развитие первичной медико-санитарной помощи определено приоритетным для обеспечения шаговой доступности медицинской помощи, качество которой прежде всего определяет уровень здоровья людей и их удовлетворенность медицинской помощью.
Для оказания медицинской помощи сельскому населению в области создана достаточная инфраструктура: в каждом муниципальном районе функционирует центральная районная больница (23), 23 отделения скорой медицинской помощи, 481 фельдшерско-акушерский пункт. В населенных пунктах с численностью менее 100 человек развернуты домовые хозяйства для оказания первой помощи силами жителей (62 домовых хозяйства).
Общий коечный фонд сельских больниц составляет 37% коечного фонда области - 3391 койка (23 ЦРБ, 6 участковых), на которых оказываются преимущественно "базовые" виды медицинской помощи при острых и неотложных состояниях, при необходимости с последующей госпитализацией пациентов в межтерриториальные центры (терапия, хирургия, неврология, педиатрия, инфекционные болезни, гинекология, патология беременности). Обеспеченность койками сельских жителей на начало 2013 г. составила 77,1 на 10 тысяч населения.
Реструктуризация коечного фонда круглосуточных стационаров сопровождалась развитием стационарзамещающих форм оказания медицинской помощи населению. В 2012 г. в учреждениях здравоохранения области функционировало 1611 коек дневного пребывания, из них 1086 (67,4%) были развернуты в 40 больничных учреждениях, 525 (32,6 %) - в 12 амбулаторно-поликлинических учреждениях и подразделениях, из которых 41% (449 коек) организованы при 174 отделениях общеврачебной практики. Медицинскую помощь в дневных стационарах ежегодно получают около 67 тысяч больных. Несмотря на то, что фактические объемы медицинской помощи в условиях дневных стационаров полностью соответствуют нормативам, предусмотренным Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, вместе с тем, потребность в данном виде медицинской помощи у населения, особенно среди городского, остается востребованной и высокой.
В целях повышения эффективности использования коечного фонда в 2013 г. в учреждениях здравоохранения области, оказывающих взрослому населению медицинскую помощь по профилю "хирургия", организована работа хирургического стационара одного дня.
Одним из важных компонентов первичной медико-санитарной помощи является организация службы неотложной медицинской помощи, которая в области функционирует с 2011 г. на базе амбулаторно-поликлинической службы, с актуализацией положений об организации работы службы неотложной медицинской помощи в 2012 г. в соответствии с требованиями Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению". Для исключения непрофильных вызовов скорой медицинской помощи диспетчер станции скорой медицинской помощи, в случае необходимости, переадресовывает вызов в территориальное амбулаторно-поликлиническое учреждение, организация данной работы позволила сократить количество вызовов скорой медицинской помощи на 1 жителя области, что особо заметно на примере городов области (по г. Мичуринску - на 8,3%, по г. Тамбову - на 1,5%). Подпрограммой предусмотрено дальнейшее материально-техническое укрепление службы неотложной медицинской помощи и подготовка кадров.
В условиях дефицита врачебных кадров особое внимание при обеспечении доступности медицинской помощи сельскому населению будет отведено фельдшерско-акушерским пунктам.
Будет усилена роль средних медицинских работников ФАПов в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни: будет активизирована патронажная работа, продолжится работа по подворовым обходам с целью раннего выявления заболеваний и профилактики обострения хронических заболеваний у хронических больных, а также по проведению кардио- и онкоскринингов, наблюдению за приемом лекарственных средств больными туберкулезом. Все ФАПы будут оснащены медицинским оборудованием в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г., регистрационный N 24726). Кроме того, с 2012 г. медицинские сотрудники ФАПов стали обеспечиваться мобильными телефонами, к 2015 г. планируется все ФАПы оснастить мобильной связью.
Запланировано проведение капитального ремонта 56 и строительство 40 фельдшерско-акушерских пунктов (приложения N 1, 2 к Подпрограмме).
Реструктуризация службы общеврачебной (семейной) практики будет осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и потребностями населения в первичной медицинской помощи. Планируется провести анализ выполнения службой требований приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г., регистрационный N 24726) по численности обслуживаемого населения и организационным формам оказания первичной медико-санитарной помощи врачами общей (семейной) практики.
В целях реализации мероприятий, направленных на повышение доступности медицинской помощи сельскому населению планируется дальнейшее развитие выездных формы работы:
во всех центральных районных больницах сформированы бригады врачей-специалистов (терапевт, педиатр, хирург, гинеколог, невролог, фельдшер-лаборант, медсестра функциональной диагностики, фельдшер-лаборант), которые еженедельно выезжают на ФАПы по утвержденному графику;
с целью повышения доступности специализированной первичной медико-санитарной помощи сельскому населению по утверждённому графику продолжатся выезды консультативных бригад врачей-специалистов областных лечебных учреждений (ГБУЗ "Тамбовская областная клиническая больница", ГБУЗ "Тамбовская областная детская клиническая больница", ГБУЗ "Тамбовский областной онкологиченский# кинический диспансер");
социальный автопоезд "Забота" продолжит выезды в весеннее-осенний# период с бригадой врачей-специалистов (кардиологи, неврологи, офтальмологи, терапевт, хирург, педиатр, онколог, дерматолог, оториноларинголог, акушер-гинеколог, стоматолог, врачи ультразвуковой и функциональной диагностики, центры здоровья для детей и для взрослых). Состав бригады и география выездов будет определяться в соответствии с заявками центральных районных больниц;
в соответствии с приказами управления здравоохранения области организована круглогодичная работа мобильных комплексов: стоматологического кабинета, 3 флюорографических установок, маммографической установки;
круглогодично организована работа "Мобильного диагностического комплекса" на 5 рабочих мест: медсестра функциональной диагностики, фельдшер-лаборант, врач ультразвуковой диагностики, акушер-гинеколог, офтальмолог.
Предусмотрено дальнейшее развитие межрайонных клинико-диагностических центров по оказанию первичной специализированной медицинской помощи с сохранением доступности качественной медицинской помощи на основе территориального закрепления муниципальных районов и городских округов с учетом транспортной доступности. При этом во всех учреждениях 1 уровня остаются "базовые виды" амбулаторной медицинской помощи (терапия, педиатрия, хирургия, офтальмология, акушерство-гинекология и т.д.), т.е. те специальности, которые предусмотрены объемами диспансеризации для проведения скрининговых обследований. На уровне межрайонных консультативно-диагностических центров будут сосредоточены материально-технические и кадровые ресурсы для оказания медицинской помощи по наиболее востребованным специализированным профилям, включая широкий спектр диагностических исследований.
Укрепление первичной медико-санитарной помощи будет сопровождаться развитием стационарзамещающих технологий, в том числе совершенствованием работы дневных стационаров, стационаров на дому, организацией стационаров одного дня хирургического профиля на базе центральных районных больниц.
Все мероприятия по укреплению инфраструктуры оказания первичной медико-санитарной помощи будут сопровождаться внедрением в деятельность учреждений здравоохранения области новых методов диагностики и лечения, оснащением их современным лечебно-диагностическим оборудованием в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи.
Важным фактором эффективной работы системы раннего выявления заболеваний и состояний является обеспечение возможностей для осуществления учреждениями здравоохранения первичного звена здравоохранения всех видов профилактических, скрининговых осмотров и диспансеризации населения, в том числе, укрепление материально-технической базы этих учреждений.
В связи с необходимостью раннего выявления болезней системы кровообращения, являющихся одними из основных факторов, влияющих на смертность населения, в практику фельдшеров первичного звена и скорой медицинской помощи будут внедрены комплексы передачи электрокардиограммы на расстоянии. На базе первичных сосудистых отделений, будут созданы кардиодиагностические консультативные центры, что позволит увеличить выявляемость больных инфарктом миокарда и долю госпитализированных в первые шесть часов на 20%. Особое внимание будет отведено расширению возможностей применения фельдшерами скорой медицинской помощи догоспитального тромболизиса при остром коронарном синдроме, что позволит снизить смертность от инфаркта миокарда в 2 раза, а пятилетнюю выживаемость данной категории пациентов повысить в 1,5 раза.
Планируется значительно увеличить объемы медицинской помощи, оказанной выездными врачебными бригадами. Планируется закупка мобильного медицинского комплекса для проведения диспансеризации населения области.
Ключевая роль в процессе выявления факторов риска неинфекционных заболеваний в рамках системы оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе проведении диспансеризации взрослого населения, отведена кабинетам/отделениям медицинской профилактики и кабинетам доврачебного приема, организованным в поликлиниках. В настоящее время в каждом учреждении здравоохранения области, оказывающем первичную медико-санитарную помощь, организована работа отделений/кабинетов профилактики. В кабинетах профилактики организована работа по определению у пациентов факторов риска неинфекционных заболеваний, расчёту суммарного сердечно-сосудистого риска, а также его факторная коррекция. Направление граждан в кабинеты/отделения медицинской профилактики и кабинеты доврачебного приема осуществляется специалистами поликлиники, сотрудниками регистратуры при первичном обращении в календарном году, а также путем самостоятельного обращения граждан.
С 2013 года в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования все взрослое население будет охвачено диспансеризацией через каждые три года на протяжении всей жизни. В рамках диспансеризации определённых групп населения ежегодно планируется обследовать 23% взрослого населения области (более 200 тысяч человек). Диспансеризация направлена на раннее выявление заболеваний, а также на выявление и коррекцию факторов риска, таких как курение, избыточная масса тела и ожирение, повышенное артериальное давление, низкая физическая активность. Граждане будут проходить диспансеризацию в поликлиниках по месту жительства в два этапа. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами - специалистами для уточнения диагноза на втором этапе диспансеризации. Врач-терапевт по результатам проведённого обследования определяет состояние здоровья, группу диспансерного наблюдения, направляет, в случае необходимости, на групповое консультирование в школу пациента, для получения специализированной, в т.ч. высокотехнологической медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение. При выявлении показаний к проведению дополнительных исследований и осмотров, не входящих в объем диспансеризации, они назначаются с учетом порядков оказания медицинской помощи.
Результатом проведения диспансеризации населения станет снижение числа обращений граждан по поводу обострений хронических заболеваний, развития их осложнений и самое главное снижение смертности населения.
В области организовано проведение профилактических медицинских осмотров детей и подростков в установленные возрастные периоды, ежегодно планируется обследовать более 42% детского населения (около 75 тысяч человек). Будет продолжена углубленная диспансеризация подростков с последующим выполнением программ лечения и реабилитации, что позволит уменьшить патологию репродуктивной функции подрастающего поколения на 30%, и соответственно, увеличить рождаемость в последующие годы.
Проведение диспансеризации населения и углубленной диспансеризации подростков требует совершенствования материально-технической базы учреждений, уменьшения дефицита кадров врачей- специалистов, внедрения организационных моделей раннего выявления и профилактики заболеваний у взрослых и детей всех возрастных групп.
Наиболее актуальными проблемами системы первичной медико-санитарной помощи, требующими решения программными методами, являются:
неудовлетворительное состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения;
несоответствие оснащенности медицинским оборудованием требованиям федеральных порядков оказания медицинской помощи;
недостаточная укомплектованность медицинскими кадрами (решение данной проблемы предусмотрено в Подпрограмме "Кадровое обеспечение системы здравоохранения");
недостаточно развитая инфраструктура для оказания медицинской помощи, в том числе жителям малонаселенных пунктов.
Реализация вышеуказанного мероприятия Подпрограммы приведет к повышению эффективности работы первичного звена здравоохранения, увеличению доступности оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе жителям сельской местности, увеличению продолжительности активной жизни населения за счет раннего выявления и предупреждения развития неинфекционных заболеваний, позволит сохранить охват профилактическими медицинскими осмотрами детей, диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и подростков на уровне 100%, увеличить долю больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II ст. до 56,7%, охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 81,08%.
3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального, областного, муниципального бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы на 2013 - 2020 годы составляет 28816241,6 тыс. рублей, в том числе 918212,5 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (3,2%), 490285,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (1,7%) и 27407744,1 тыс. рублей за счёт средств обязательного медицинского страхования (95,1%).
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий Подпрограммы и прогнозной оценке на период до 2020 года за счет средств федерального и областного бюджета, а также средств, полученных из других источников, с указанием главных распорядителей бюджетных средств, представлена соответственно в приложениях N 12, 13 к государственной программе "Развитие здравоохранения Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.