В целях реализации бюджетного процесса в Тамбовской области, разработки проекта бюджета Тамбовской области и проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 54 Закона области от 28.10.2005 N 369-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области" (в редакции от 07.04.2014) администрация области постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления) согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти области осуществлять формирование доходов, бюджетных ассигнований бюджета Тамбовской области на исполнение расходных обязательств Тамбовской области на 2015 - 2017 годы, а также распределять предельные объемы бюджетных ассигнований бюджета Тамбовской области на 2015 - 2017 годы в соответствии с Основными направлениями.
3. Финансовому управлению области (Третьякова) при формировании бюджета Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов руководствоваться Основными направлениями.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления области организовать работу по составлению проектов местных бюджетов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в соответствии с Основными направлениями.
5. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
Глава администрации области |
О.И. Бетин |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 8 сентября 2014 г. N 1036)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработаны с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 04.12.2013 N 347-З, Плана мероприятий по сокращению государственного долга Тамбовской области, утвержденного распоряжением администрации области от 15.11.2013 N 517-р, и определяют основные подходы к формированию консолидированного бюджета Тамбовской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее - консолидированный бюджет).
В 2015 - 2017 годах будет продолжена реализация основных целей и задач бюджетной и налоговой политики Тамбовской области, предусмотренных в предыдущие годы.
Основные направления налоговой политики Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Налоговая политика Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов определена с учетом основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Основными направлениями налоговой политики являются сохранение устойчивости консолидированного бюджета посредством получения необходимого объема бюджетных доходов и поддержка инвестиционной привлекательности Тамбовской области.
С учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджетной системы Тамбовской области следует предпринять меры, направленные на увеличение налогового потенциала.
Основными источниками роста налогового потенциала должны стать дальнейшее развитие экономики Тамбовской области, эффективное использование государственного и муниципального имущества области, а также совершенствование налогового администрирования.
Приоритеты в области налоговой политики остаются неизменными и направлены на реализацию следующих целей:
создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость консолидированного бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
привлечение инвестиций за счет создания благоприятных условий для деятельности экономических субъектов, реализация приоритетных инвестиционных проектов и содействие занятости населения;
внедрение современных подходов к налоговому администрированию, оптимизация налоговых льгот.
В 2015 - 2017 годах продолжится реализация основных направлений налоговой политики, предусмотренных в предыдущие годы:
оказание государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории области;
проведение мониторинга финансовых и экономических показателей по широкому кругу организаций с целью определения причин колебаний их налоговой базы, выявления предпосылок выплат неофициальной заработной платы;
осуществление подготовительных мероприятий по введению на территории области налога на недвижимость и налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе для плательщиков упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход;
проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению иногородних субъектов финансово-хозяйственной деятельности, имеющих рабочие места на территории области;
выявление скрытых от налогообложения доходов и привлечение налогоплательщиков к уточнению налоговых обязательств и полноте уплаты налогов в бюджетную систему.
В рамках достижения заявленных направлений налоговой политики в 2015 - 2017 годах необходимо обеспечить решение следующих задач:
проведение подготовительных мероприятий по введению на территории области налога на недвижимость физических лиц;
проведение мониторинга действия патентной системы налогообложения в зависимости от места ведения деятельности на территории области;
сохранение налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности в Тамбовской области для организаций ведущих отраслей экономики области;
проведение анализа соизмеримости выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по налогам с эффектом от их предоставления, принятие мер по отмене неэффективных и неиспользуемых налоговых льгот, введение ограничений на принятие новых налоговых льгот;
расширение сферы оказания государственных услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров, в целях дополнительных поступлений в бюджет Тамбовской области государственной пошлины;
повышение эффективности управления государственными финансовыми вложениями в уставные капиталы хозяйствующих субъектов;
расширение перечня платных услуг, оказываемых казенными учреждениями Тамбовской области.
Основные направления бюджетной политики Тамбовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Основная цель бюджетной политики в новом бюджетном цикле - обеспечение преемственности реализуемых целей и задач проводимой бюджетной политики в предыдущем периоде, актуализированных с учетом современных условий и перспектив развития экономики области.
Приоритеты администрации области в бюджетной политике соответствуют целям социально-экономического развития Тамбовской области в условиях обеспечения сохранения сбалансированности консолидированного бюджета при возрастающей бюджетной нагрузке, связанной с реализацией задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
Практическая реализация основных направлений бюджетной политики предполагает планирование расходной части бюджета Тамбовской области на основе государственных программ Тамбовской области (далее - государственные программы), что в полной мере отвечает принципам бюджетной системы Российской Федерации. Формирование бюджета Тамбовской области на основе государственных программ позволит взаимоувязать направления бюджетных средств с целями социально-экономического развития Тамбовской области.
Основными направлениями бюджетной политики области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов являются:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Тамбовской области в условиях ограниченности его доходных источников;
постепенное сокращение дефицита бюджета Тамбовской области;
сохранение безопасного уровня государственного долга Тамбовской области;
обеспечение реализации в области указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012;
сохранение бюджета развития Тамбовской области, исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития Тамбовской области;
повышение качества и доступности государственных услуг населению области;
повышение эффективности бюджетных расходов;
повышение прозрачности, открытости бюджета Тамбовской области и бюджетов муниципальных образований области.
Особенности формирования консолидированного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
В рамках реализации основных направлений бюджетной политики прогнозные показатели консолидированного бюджета формируются в соответствии со следующими подходами:
пересчет расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников государственных (муниципальных) организаций, указанных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, исходя из установленных федеральными и региональными "дорожными картами" в разных сферах деятельности соотношений их заработной платы к средней заработной плате в области. При корректировке указанных расходов будут учтены:
прогнозируемый средний размер заработной платы в области на 2015 - 2017 годы;
средняя численность работников соответствующей категории персонала в организациях социальной сферы государственной формы собственности с учетом ее оптимизации;
проведение мероприятий, направленных на повышение производительности труда в бюджетном секторе, реорганизации неэффективных государственных организаций (учреждений) области и сокращение неэффективных расходов;
привлечение на эти цели средств за счет доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности области.
Повышение оплаты труда работников бюджетного сектора должно сопровождаться ростом качества оказания услуг учреждениями, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда от его производительности и максимальным использованием внутренних резервов. Для этого необходимо продолжить работу по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения ему стимулирующих выплат в зависимости от результатов его труда и качества оказываемых им государственных (муниципальных) услуг. Показатели "эффективного контракта" работника должны быть увязаны с показателями деятельности государственного учреждения и государственных программ Тамбовской области.
Решение этой задачи по отрасли "образование" будет осуществляться с учетом установления дифференцированных по видам учреждений предельных нормативов численности административно-управленческого и вспомогательного персонала и предельной доли расходов на оплату их труда в общем фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов. По другим отраслям социальной сферы указанное соотношение должно быть обеспечено по фонду оплаты труда.
Также предстоит обеспечить индексацию оплаты труда работников областных государственных учреждений (за исключением категорий работников, обозначенных в указах Президента Российской Федерации, а также работников Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Региональный информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса", Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Региональный центр энергосбережения" и Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр по ценообразованию в строительстве", Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр организации дорожного движения" и Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор", в которых среднемесячная заработная плата работников превышает среднюю заработную плату по области) с 01 октября 2015 г. на 5 процентов;
обеспечение соблюдения установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти области, а также установленных администрацией области нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.
Повышение уровня оплаты труда работников органов государственной власти области и органов местного самоуправления области будет зависеть от результатов проводимых в области мероприятий по оптимизации их численности и расходов на их содержание. Прогнозируется повышение денежного содержания государственных служащих с 01 октября 2015 г. на 5 процентов;
снижение административных барьеров и регламентация предоставления органами исполнительной власти области государственных услуг, в том числе в электронной форме;
сохранение безусловного финансового обеспечения законодательно установленных обязательств по социальным выплатам отдельным категориям населения области исходя из численности соответствующей категории граждан и индексации отдельных мер социальной поддержки в 2015 году на 5 процентов. В ближайшей перспективе необходимо провести инвентаризацию социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами области, и осуществить переход к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся жителям области;
оказание содействия в обеспечении граждан доступным и комфортным жильем, в том числе путем строительства жилья экономкласса, повышения доступности ипотечного кредитования для населения области, реализация мер по ликвидации аварийного жилищного фонда;
финансовая поддержка экономики, в первую очередь дорожного и сельского хозяйства, инвестиционной привлекательности области, малого и среднего бизнеса. Расходы инвестиционного характера будут сконцентрированы на реализации инфраструктурных проектов, способствующих повышению инвестиционной привлекательности области, завершении строительства объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности с высокой степенью строительной готовности, а также объектов, софинансируемых из федерального бюджета;
снижение расходов бюджета Тамбовской области на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов в государственном секторе экономики области. В условиях сдерживания роста цен и тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций планируется пересмотреть бюджетные ассигнования на оплату коммунальных услуг государственными (муниципальными) учреждениями и организациями области. В основу расчетов будут положены отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета за 2013 год и данные управления по регулированию тарифов области о прогнозном уровне роста тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций на 2015 - 2017 годы;
обеспечение повышения уровня экологической безопасности, сохранения природных систем, рационального природопользования;
обеспечение доступности и качества государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения. Расходы на оказание государственных услуг должны планироваться исходя из необходимых гарантированных объемов услуг, оказываемых областными государственными учреждениями, с соблюдением установленных показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетного года.
На основании созданного на федеральном уровне единого регистра (сводного перечня) государственных и муниципальных услуг (работ) будут установлены стандарты оказания государственных услуг, обязательные для выполнения в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации гарантиями.
С 2016 года необходимо осуществить переход к расчету нормативных затрат оказания государственных услуг с учетом общих требований, определенных отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.
Органам исполнительной власти области необходимо провести в 2015 году работу по приведению существующих ведомственных перечней государственных услуг в соответствие с федеральными базовыми перечнями государственных услуг, а также по постепенному переходу на расчет групповых и единых затрат на оказание услуг государственными учреждениями области, по которым будет осуществляться формирование бюджетных ассигнований в бюджете Тамбовской области;
сокращение расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, субсидий юридическим лицам (для областных государственных бюджетных и автономных учреждений по субсидиям на иные цели) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, имущественных взносов в областные государственные унитарные предприятия, бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Тамбовской области;
прогнозирование областным государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели в размере, необходимом для выплаты стипендий, обязательных платежей, переходящих по обязательствам текущего года, для обеспечения софинансирования мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации. При этом стипендиальный фонд для обучающихся в государственных организациях профессионального образования рассчитывается с учетом индексации с 01 сентября 2015 г. на 5 процентов.
Субсидии на иные цели, предусматривающие расходы на укрепление материально-технической базы, формируются только за счет структурных изменений и оптимизации бюджетных расходов;
совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области в части сокращения количества субсидий, предоставляемых из бюджета Тамбовской области. Главным распорядителям средств бюджета Тамбовской области необходимо укрупнить субсидии с 2015 года из расчета: одна подпрограмма - одна субсидия, а также снизить долю софинансирования из бюджетов муниципальных образований области к субсидируемым мероприятиям;
обеспечение проведения в Тамбовской области мероприятий в рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2013 N 417 "О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов");
усиление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
обеспечение доступности информации о бюджетном процессе в Тамбовской области для граждан через формирование и размещение на официальных сайтах финансовых органов области "бюджетов для граждан".
Политика в области межбюджетных отношений на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Политика администрации области в области межбюджетных отношений должна формироваться с учетом изменений федерального законодательства, регулирующего вопросы бюджетного устройства и построения межбюджетных отношений.
Выполнение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений будет сопровождаться соответствующим перераспределением доходов, включая изменение нормативов зачисления доходов от федеральных и региональных налогов.
В данных условиях изменение порядков и методик распределения дотаций на выравнивание финансовых возможностей и обеспечение сбалансированности местных бюджетов становится основной задачей развития межбюджетных отношений в 2015 - 2017 годах. При этом объем дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности должен формироваться с учетом неснижения значений критериев выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований области соответствующих типов, утвержденных Законом области от 27.12.2013 N 352-З "О бюджете Тамбовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Необходимо обеспечить увеличение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований области из бюджета Тамбовской области, распределение которых утверждается законом области о бюджете Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период.
Планируется проводить работу по сокращению количества субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований области из бюджета Тамбовской области, с целью их консолидации для реализации приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области, утвержденных постановлением администрации области от 31.12.2013 N 1604 "Об утверждении Перечня расходных обязательств муниципальных образований области, софинансируемых из областного бюджета, на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Финансовое обеспечение осуществления переданных органам местного самоуправления области государственных полномочий Тамбовской области будет осуществляться за счет субвенций из бюджета Тамбовской области.
Долговая политика на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Сдерживание темпов роста объема государственного долга и минимизация стоимости его обслуживания - основные задачи долговой политики на 2015 - 2017 годы.
Постоянно растущий объем социальных обязательств бюджета Тамбовской области привел к образованию в 2014 году значительного объема дефицита бюджета, который составил 4 779,8 млн. рублей, и, как следствие, росту государственного долга Тамбовской области. На 01 января 2014 г. государственный долг Тамбовской области составил 7 925,0 млн. рублей или 48,8 процента от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области и 3,3 процента валового регионального продукта.
В последние три года удавалось удерживать размер уровня государственного долга Тамбовской области, не превышающий 50 процентов от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области. В этот период доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета составляла менее одного процента.
Реализация долговой политики в 2015 - 2017 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки на бюджет Тамбовской области:
отношение задолженности по кредитам коммерческих банков не должно превышать 50 процентов от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области;
сохранение дефицита бюджета Тамбовской области на уровне, утвержденном на 2014 год по состоянию на 01 июля 2014 г., и его поэтапное снижение к 01 января 2017 г. до 10 процентов от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области;
сохранение предельного объема расходов на обслуживание государственного долга Тамбовской области в размере 5 процентов в общем объеме расходов бюджета Тамбовской области;
соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой Тамбовской области "Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации области 25.09.2013 N 1067, а также Планом мероприятий по сокращению государственного долга Тамбовской области, утвержденным распоряжением администрации области от 15.11.2013 N 517-р.
Повышению эффективности управления государственным долгом Тамбовской области в планируемом периоде будут способствовать:
замещение части коммерческих кредитов бюджетными кредитами из федерального бюджета;
оптимизация структуры и объемов расходных обязательств Тамбовской области;
обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки Тамбовской области по годам;
ограничение наращивания заимствований;
полный переход к среднесрочным и долгосрочным заимствованиям;
проведение эффективной политики администрирования доходов Тамбовской области;
привлечение бюджетных кредитов федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Тамбовской области.
Долговая политика будет направлена на поддержание стабильных кредитных рейтингов Тамбовской области и обеспечение безусловной платежеспособности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Тамбовской области от 8 сентября 2014 г. N 1036 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов"
Текст постановления опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 9 сентября 2014 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 сентября 2014 г.