Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Программе "Развитие образования
города Моршанска на 2014 - 2016 годы"
(с изменениями от 21 февраля 2014 г.)
Паспорт
Подпрограммы "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в городе Моршанске на 2014 - 2016 годы" муниципальной программы "Развитие образования города Моршанска на 2014 - 2016 гг."
1."Общая характеристика сферы реализации подпрограммы"
Правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, все еще остаются болевой зоной общественного развития. В Тамбовской области, так же как и во всей стране, основные причины обострения негативных процессов в детской и подростковой среде в последние десятилетия связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими, культурными преобразованиями, которые происходили в это время в России и оказали неблагоприятное воздействие на детей.
На территории города Моршанска Тамбовской области сложилась и действует система органов и учреждений, осуществляющих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ведущим направлением деятельности которых является предупреждение подростковых преступлений и правонарушений. Это приоритет, который общество определяет главным для безопасности своего развития
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Моршанска работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2012 году строилась в соответствии с федеральным, региональным законодательством, а также в соответствии с городской целевой программой "Профилактика правонарушений в городе Моршанске на 2011 - 2013 годы".
В 2012 году по данным МО МВД России "Моршанский" на территории города Моршанска произошло увеличение количества преступлений, совершенных подростками, на 44% (с 15 до 27 преступлений), при этом 8 преступлений совершено 7 иногородними несовершеннолетними, не являющимися жителями города Моршанска.
Учитывая данный факт комиссия отмечает, что преступления совершены 16 несовершеннолетними жителями города Моршанска в возрасте от 14 до 18 лет, что составляет около 1% (0,95%) от общего числа детского населения вышеназванной возрастной категории (2011 год -13 несовершеннолетних участников преступлений жителей города- 0,76%)
Возрастной состав участников преступлений:
возраст |
2011 |
2012 |
14 лет |
4 |
4 |
15 лет |
1 |
5 |
16 лет |
4 |
4 |
17 лет |
4 |
3 |
Среди участников преступлений:
социальный статус |
2011 |
2012 |
обучающиеся общеобразовательных школ |
4 СОШ N 3-2; Гимназия-1; Устьинская СОШ-1 |
8 СОШ N 1 - 3; СОШ N 2 - 1; СОШ N 3 - 3; СКОШИ -1 |
обучающиеся профессиональных учебных заведений |
9 "Многоотраслевой техникум"-8; Моршанский текстильный техникум-1 |
6 "Моршанский строительный колледж"-2; "Моршанский текстильный техникум" -1; "Многоотраслевой техникум" -3 |
не работающие, не обучающиеся |
0 |
1 |
работающие |
0 |
1 |
Вызывает серьезную озабоченность проблема совершения преступлений несовершеннолетними, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности. В 2012 году подростками данной возрастной группы (до 14, 16 лет) совершено 43 преступления, в 2011 году -37. В связи с чем считаем, что в 2013 году работа по воспитанию законопослушного поведения обучающихся среднего звена должна стать для нас приоритетной.
В 2012 году в структуре подростковой преступности 85% занимают преступления против собственности (23 преступления в 2012 году, 12 преступлений в 2011 году - рост 47%), из них: кражи - 17, грабеж - 2, вымогательство-2, угон автомобиля -1, разбой - 1.
На втором месте преступления, совершенные против жизни и здоровья, их доля составляет 11% от общего числа преступлений, из них: причинение легкого вреда здоровью - 1, побои- 2.
На третьем месте преступление против половой неприкосновенности - 1 (4%).
Причины преступности несовершеннолетних были проанализированы в январе месяце текущего года на совещании руководителей с участием руководителей органов системы профилактики, прокурора города, полиции. Участники совещания констатировали, что среди 16 участников преступлений, жителей города Моршанска, 5 подростков совершили преступления повторно (29,4%).
Причины преступлений несовершеннолетних, в том числе и повторных были охарактеризованы следующим образом:
1. Семейное неблагополучие, социальное сиротство: 6 преступлений совершены подростками в ночное время (аналогичный период прошлого года - 4 преступления). Этот показатель говорит о том, что, несмотря на то, что на территории области действует Закон Тамбовской области N 576-З от 09.11.2009 года "О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей" родители подростков в недостаточной мере осуществляют контроль за своими детьми. За 12 месяцев 2012 года 160 родителей (законных представителей) привлечено к административной ответственности по ст. 29.3 часть 2 Закона Тамбовской области "Об административных правонарушениях в Тамбовской области" (АППГ-154); по ст. 5.35 ч. 1 КоАП РФ - 84 (АППГ-99) родителей привлечено к административной ответственности.
2. Отсутствие реальной возможности трудоустроиться. Отсутствие круглогодичных таковых бирж. Отсутствие квотированных рабочих мест на производстве для подростков. В основном трудоустройство подростков идет в летний каникулярный период, при содействии КДН и ЗП, ГПДН МО МВД России "Моршанский" через молодежные биржи труда. В летний каникулярный период при взаимодействии органов системы профилактики было трудоустроено 220 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, из них 111 - несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации (малообеспеченные семьи - 72, многодетные семьи - 3, неполные семьи - 20, опекаемые - 4, КДН и ЗП -12). На реализацию городской целевой программы "Организация временной трудовой занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет" в 2012 году из средств городского бюджета было израсходовано 129765,86 рублей.
3. Чувство безнаказанности за совершение противоправных деяний, отсутствие установки на исправление и отказа от преступных намерений самого подростка. Сотрудниками МО МВДЖ России "Моршанский" направлялись в Моршанский суд 4 ходатайства о направлении 4 подростков, совершивших общественно опасные деяния, в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, при этом в удовлетворении 4 ходатайств судом было отказано. Лишь один правонарушитель был направлен в ЦВСНП УМВД России по Тамбовской области по постановлению начальника полиции за совершение общественно опасного деяния (кража).
4. Несовершенство законодательной базы (меры наказания не всегда адекватны к содеянному);
5. Несвоевременное раскрытие преступлений, что приводит к чувству безнаказанности у несовершеннолетних (из 27 преступлений, оконченных в 2012 году - 5 преступлений совершены в 2011 году)
Устранение этих причин - одна из первоочередных задач, стоящих перед органами системы профилактики.
С целью профилактики повторной преступности несовершеннолетних 1 подросток по приговору суда направлен в специальное учреждения закрытого типа сроком на шесть месяцев.
Система организации профилактической работы с подростками уже однажды преступившими закон, должна быть построена так, что бы все несовершеннолетние были охвачены индивидуальной профилактической работой. С этой целью в отношении подростков разрабатываются и реализуются индивидуальные планы воспитательно-профилактической работы. Несовершеннолетние правонарушители участвуют в воспитательно-профилактических экскурсиях "Не оступись!" в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД России по Тамбовской области, в "Музей греха" ТГУ имени Г.Р. Державина. 16 из 59 состоящим на профилактическом учете подросткам назначены общественные воспитатели из числа педагогических работников образовательных учреждений, представителей межмуниципального отдела внутренних дел России "Моршанский".
В целях комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, в 2012 году проведены: операция "Подросток-2012", социальные акции "Мой город без наркотиков", "Лагерь-территория здоровья". Комитетом по образованию администрации города инициирована организация работы социально-психологического отдела МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей", цель которого оказание социально-психологической, педагогической помощи детям, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, вовлечение детей данной категории в организованную досуговую деятельность.
По ходатайству КДН и ЗП при администрации города Моршанска 3 несовершеннолетних были направлены в учреждения социальной защиты населения Тамбовской области для проведения комплекса социально-реабилитационных мероприятий - ТОГСУСОН "Социальный приют для детей "Орешек", ТОГКУСОН "Центр социальной помощи семье и детям "Семейный родник".
С целью выявления детей, уклоняющихся от обучения, комитетом по образованию администрации города при взаимодействии с ГПДН МО МВД России "Моршанский" систематически проводятся рейдовые мероприятия "родительский патруль". По результатам рейдов образовательными учреждениями подготовлено и направлено на рассмотрение КДН и ЗП 15 представлений о совершении несовершеннолетними антиобщественных деяний (уклонение от учебы). В отношении несовершеннолетних были вынесены меры воздействия - объявлены предупреждения.
Усиление профилактической работы в области дорожного движения, а также изменение законодательства в части увеличения суммы штрафов, позволило снизить уровень правонарушений в данной сфере. Так, в 2012 году по ст. 12.7 ч. 1 КоАП РФ было привлечено к административной ответственности 7 подростков, в аналогичный период 2011 года - 13.
Актуальным остается вопрос употребления несовершеннолетними алкогольной продукции. В 2012 году к административной ответственности за употребление алкогольных напитков в общественных местах привлечено 27 подростков (АППГ-13). Отличается высоким уровнем количество родителей, привлеченных к административной ответственности за нахождение их несовершеннолетних детей в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения до достижения возраста привлечения к административной ответственности (ст. 20.22 КоАП РФ): в 2012 году-24, в 2011 году-14. Один подросток неоднократно привлекался в 2012 году за потребление токсических средств в общественных местах.
Комиссией принимаются меры по направлению подростков данной категории в ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ" для проведения комплекса медико-профилактических и лечебных мероприятий. Так, в 2012 году в наркологический диспансер для лечения от "эпизодической токсикомании" направлялась 1 несовершеннолетняя, 2 подростка с диагнозом "бытовое пьянство", всем несовершеннолетним, привлеченным за нарушение антиалкогольного законодательства, предлагались консультации врача-нарколога. Основной проблемой в решении вопроса по лечению несовершеннолетних от алкогольной, токсической зависимости является отказ подростков данной категории от медицинской помощи и поддержки, а законодательные меры воздействия при отсутствии согласия несовершеннолетнего отсутствуют.
Осуществляя задачи по предупреждению алкоголизма и наркомании несовершеннолетних, выявлению причин и условий, способствующих этому, на заседаниях комиссии выясняются обстоятельства приобретения алкогольной продукции несовершеннолетними, устанавливаются лица, вовлекающие несовершеннолетних в употребление спиртных напитков.
Одной из главных причин совершения несовершеннолетними правонарушений в области антиалкогольного законодательства является отсутствие контроля, а порой и откровенное попустительство со стороны родителей, существующая свобода в приобретении спиртных напитков. За вовлечение в распитие спиртных напитков (ст. 6.10 КоАП РФ) в 2012 году привлечено к административной ответственности 8 взрослых лиц, в том числе 1 родитель (в 2011 году - 9 граждан). При участии членов КДН и ЗП при администрации города, сотрудниками МО МВД России выявлено 19 фактов реализации несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции в торговых учреждениях города.
В целом, профилактическая работа проводимая в 2012 позволило снизить уровень подростковых правонарушений с 147 в 2011 году до 129 в 2012 году, уровень правонарушений, совершенных родителями (законными представителями), иными взрослыми лицами в отношении детей остается на прежнем уровне в сравнении с 2011 годом: в 2012 - 278 материалов; в 2011 году - 276 материалов.
С целью совершенствования работы по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних приоритетными направлениями деятельности органов системы профилактики должны стать:
- профилактика семейного неблагополучия как первопричина детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- мероприятия направленные на реализацию областного закона по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах;
- противодействие распространению наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде;
- повышение качества общей и индивидуальной профилактики особенно в отношении ранее осужденных подростков;
- активизация работы по воспитанию законопослушного поведения обучающихся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального образования.
Решение обозначенных проблем возможно только в рамках подпрограммы, поскольку их решение требует внедрения новых форм взаимодействия между различными ведомствами.
Необходимо, чтобы на территории города была создана единая многокомпонентная ресурсная база в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, включающая компоненты: информационный, методический, психолого-педагогическую и социальную помощь несовершеннолетним.
Таким образом, данная подпрограмма позволит обеспечить консолидированное участие всех заинтересованных ведомств в решении задач, направленных на профилактику аддиктивного и противоправного поведения.
2. Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Подпрограмма рассчитана на 2014 - 2016 годы и предполагает решение следующих задач:
Улучшение координации усилий органов системы профилактики правонарушений и безнадзорности;
Обеспечение получения своевременной и объективной информации, ведение межведомственной базы данных о несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле;
Эффективная социализация и реабилитация детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, иной трудной жизненной ситуации;
Создание условий для предупреждения семейного неблагополучия.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые результаты подпрограммы
Показателями (индикаторами) реализации подпрограммы является:
Выступления перед населением и публикации в средствах массовой информации;
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних МО МВД России "Моршанский" (МОВД);
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП);
Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления в общей численности несовершеннолетних;
Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление;
Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
Количество правонарушений, совершенных родителями, законными представителями, иными взрослыми лицами.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит достичь к 2016 году следующих результатов:
Увеличение выступлений перед населением и публикации в средствах массовой информации - 30 единиц;
Снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МО МВД России "Моршанский" (МОВД) - 45 человек;
Снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) - 45 человек;
Снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступления в общей численности несовершеннолетних - 0,7%;
Снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление - 20%;
Снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними - 15% /110 правонарушений;
Снижение количества правонарушений, совершенных родителями, законными представителями, иными взрослыми лицами - 10% /250 правонарушений.
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на достижение ее целей и на решение наиболее важных текущих и перспективных задач в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Подпрограмма включает в себя следующие основные мероприятия:
Организация и проведение заседаний Рабочей группы по формированию единого городского банка данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении" при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города;
Заключение межведомственных соглашений по ведению единого городского банка данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении", по организации трудовой временной занятости несовершеннолетних, иных соглашений;
Организация и проведение заседаний Территориального консилиума специалистов по работе со "случаем";
Организация и проведение заседаний Экспертной комиссии по формированию реестра мест, нахождение детей в которых не допускается;
Проведение педагогической конференции по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся;
Проведение круглого стола "Организация досуга и трудовой занятости - фактор профилактики правонарушений несовершеннолетних";
Проведение общешкольных родительских собраний по вопросам профилактики аддиктивного и противоправного поведения, безнадзорности несовершеннолетних;
Разработка и распространение информационных буклетов, памяток по профилактике противоправного и аддиктивного поведения среди несовершеннолетних;
Публикации в СМИ, выступления среди населения города на темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Формирование и ведение единого городского банка данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении";
Организация учета детей, пропускающих учебные занятия без уважительных причин в образовательных учреждениях;
Проведение ежеквартальных сверок по состоянию на профилактическом учете несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
Проведение комплексной межведомственной профилактической операции "Подросток";
Работа межведомственной опорной площадки по работе с детьми группы социального риска на базе МБОУДОД "Центр дополнительного образования детей" г. Моршанска;
Реализация инновационной технологии "Интенсивная школа" на базе МБОУДОД "Центр дополнительного образования детей" г. Моршанска;
Реализация реабилитационной услуги для всех категорий несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в КДН и ЗП, ПДН "Реабилитация через досуговую деятельность" на МБОУДОД "Центр дополнительного образования детей" г. Моршанска;
Проведение воспитательных, профилактических экскурсий для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, иной трудной жизненной ситуации;
Проведение для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, иной трудной жизненной ситуации спортивных, творческих и иных воспитательных мероприятий;
Проведение "Недели правовых знаний "Право о тебе-тебе о праве";
Проведение рейдовых мероприятий "родительский патруль";
Проведение межведомственных рейдовых мероприятий в семьи, находящиеся в социально опасном положении;
Проведение общегородских конкурсов: "Наставник молодежи", "Семья года", "Приемная семья года", "Участковый года" и т.п.
5. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Источником финансирования подпрограммы являются средства муниципального бюджета. Общий объем финансирования подпрограммы в 2014 - 2016 годы составит - 60 тыс. рублей, в том числе за счет средств местного бюджета - 60 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 20 тыс. рублей;
2015 год - 20 тыс. рублей;
2016 год - 20 тыс. рублей.
6. Механизм реализации подпрограммы
Подпрограмма включает мероприятия, направленные на консолидацию усилий всех ведомств, являющихся субъектами профилактики, при этом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города отведена роль координатора.
Общий контроль исполнения подпрограммы осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города, которая уточняет показатели по подпрограммным мероприятиям, механизм реализации подпрограммы и состав исполнителей. Организация работ по контролю исполнения подпрограммы возлагается на отдел по организации деятельности КДН и ЗП администрации города.
Ежегодно, до 25 июля и до 01 марта года, следующего за отчетным периодом, участники подпрограммы представляют в отдел по организации деятельности КДН и ЗП администрации города информацию о ходе ее выполнения.
Ход и результаты выполнения мероприятий подпрограммы рассматриваются на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города и подлежат размещению на официальном сайте администрации города в сети Интернет.
Перечень показателей (индикаторов) подпрограммы "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в городе Моршанске на 2014 - 2016 годы" и их значений
N п/п |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Единица измерения |
Значения показателей |
|||
2012 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Выступления перед населением и публикации в средствах массовой информации |
единица |
17 |
20 |
25 |
30 |
2. |
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних МО МВД России "Моршанский" (МОВД) |
человек |
59 |
55 |
50 |
45 |
3. |
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) |
человек |
59 |
55 |
50 |
45 |
4. |
Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления в общей численности несовершеннолетних |
% |
1% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
5. |
Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление |
% |
29,4% |
27% |
25% |
20% |
6. |
Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними |
Количество правонарушений |
129 |
120 |
115 |
110 |
7. |
Количество правонарушений, совершенных родителями, законными представителями, иными взрослыми лицами |
Количество правонарушений |
278 |
270 |
260 |
250 |
|
|
|
|
|
|
|
Постановлением администрации города Моршанска Тамбовской области от 21 февраля 2014 г. N 235 в подраздел "Перечень мероприятий подпрограммы "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в городе Моршанске на 2014 - 2016 годы" раздела 6 настоящего постановления внесены изменения
Перечень
мероприятий подпрограммы "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в городе Моршанске на 2014 - 2016 годы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.