Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Рассказовского района Тамбовской области от 3 марта 2017 г. N 140 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 4
к муниципальной программе
"Экономическое развитие и инновационная
экономика Рассказовского района"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Рассказовском районе" на 2014 - 2020 годы
21 июля, 19 августа, 15 октября, 31 декабря 2014 г., 5 мая, 8 октября 2015 г., 11 января, 16 июня 2016 г., 3 марта, 30 августа, 20 октября 2017 г.
Паспорт изменен с 4 ноября 2017 г. - Постановление администрации Рассказовского района Тамбовской области от 20 октября 2017 г. N 825
Паспорт
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Малый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом видения предпринимательской деятельности.
Анализ социально-экономического развития Рассказовского района за последние годы показывает, что в настоящее время малый бизнес охватывает ряд ведущих сфер деятельности. А в отдельных отраслях малое и среднее предпринимательство является основой экономики района, которая во многом определяет экономический потенциал и уровень жизни населения.
Основные факторы, определяющие особую роль малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной системы хозяйствования:
развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейшего звена в формировании конкурентной среды в экономике района;
развитие малого и среднего предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей силой гражданского общества;
наличие у малого и среднего предпринимательства большого потенциала для создания рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряжённости в обществе.
Начиная с 2002 года, развитие малого и среднего предпринимательства в районе осуществляется на основе программно-целевых методов. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в Рассказовском районе" на 2014 - 2020 годы (далее - Подпрограмма) является логическим продолжением предыдущей программы и учитывает результаты её реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам малого и среднего предпринимательства в районе, основанный на реализации муниципальных программ, разрабатываемых с учётом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед районом, возможностей районного бюджета, полностью себя оправдывает.
Малый бизнес района на 01 января 2016 года насчитывает 77 малых и 2 средних предприятия, в том числе из которых: 29 работают в сфере сельского хозяйства (34,2%), 8 в сфере промышленности (10,5%), 2 в сфере строительства (0,03%), 35 в сфере оптовой и розничной торговли (46,1%), 3 в сфере транспорта и связи (4%), 2 в сфере операций с недвижимым имуществом (0,03%).
Кроме того, на 01 ноября 2017 года в районе зарегистрировано 235 индивидуальных предпринимателей.
За 2016 год малыми и средними предприятиями уплачено налогов во все уровни бюджета в сумме 85804,0 тыс. руб.
Малый бизнес в отличие от крупного обладает рядом преимуществ, среди них - доступность организационной формы для любых граждан из-за небольшого объёма первоначальных вложений, отсутствие необходимости в больших оборотных средствах, гибкость и быстрое реагирование на изменение рыночной ситуации, эффективность в управлении. Он охватил практически все отрасли экономики. Наиболее заметную роль малый бизнес играет в таких сферах, как розничная торговля, пассажирский транспорт, сельское хозяйство. Поэтому развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений политики органов местного самоуправления.
Развитие малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, появлению самостоятельных источников дохода, частной предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижению социальной напряжённости.
Однако наряду с положительной динамикой развития малого и среднего предпринимательства в районе существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики:
большинство субъектов малого и среднего предпринимательства не располагают достаточными средствами для обеспечения выполнения обязательств перед кредитными организациями в связи с высокой процентной ставкой кредитования;
недостаток высококвалифицированного персонала в малом и среднем предпринимательстве, в том числе компетентных кадров в управлении бизнесом;
административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;
недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей;
консультационная, учебно-методологическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства также не получила достаточного развития.
Не смотря на принимаемые меры многие проблемы, мешающие развитию малого и среднего предпринимательства, сохраняют свою остроту.
Разработка и реализация Подпрограммы является важнейшей функцией органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
В процессе реализации Подпрограммы следует учитывать возможные риски, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса в районе, обусловленные внутренними и внешними факторами.
К внутренним факторам могут быть отнесены: неполное использование организациями малого и среднего предпринимательства мер муниципальной поддержки, предоставляемых в рамках мероприятий Подпрограммы;
изменение порядка предоставления мер муниципальной поддержки организациям малого и среднего предпринимательства и т. д.
К внешним факторам могут быть отнесены: значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов; рост инфляции и ухудшение финансового состояния организаций малого и среднего предпринимательства; увеличение ставок налоговых и рентных платежей и т. д.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации Подпрограммы и оценки её эффективности и результативности.
Решение задач, определенных в настоящей Подпрограмме, позволит создать наиболее благоприятные условия для успешного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности их деятельности.
Постановлением администрации Рассказовского района Тамбовской области от 30 августа 2017 г. N 682 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты районной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Развитие малого и среднего предпринимательства в Рассказовском районе, как и в целом в государственной политике является одним из главных приоритетов, направленных на создание эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Основным целями Подпрограммы являются:
- увеличение конкурентоспособности экономики Рассказовского района за счёт создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе социального предпринимательства;
- обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.
Для достижения поставленных целей необходимо решение основных задач:
- оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства;
- дифференцированный подход к взиманию единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности;
- совершенствование правовых условий для развития малого и среднего предпринимательства, увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах бюджета района;
- развитие системы информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе субъектов социального предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
- создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Срок реализации Подпрограммы - 2014 - 2020 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Достижение запланированных результатов Подпрограммы характеризуется следующими целевыми индикаторами:
площадь муниципального недвижимого имущества, включённого в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) (2020 - 29,9 кв. м.);
выполнение бюджетных назначений по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет района (2020 - 100%);
количество конференций, совещаний, профессиональных мероприятий для работников потребительского рынка и других мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства (2020 - 5 ед.);
количество оказанных консультационных услуг и информационной поддержки (2020 - 130 ед.);
количество участия в ярмарках, проводимых на территории г. Тамбова, г. Рассказово и других территориях области и регионов России (2020 - 20 ед.);
количество проведения ярмарок по продаже сельхозпродукции на территории сельских поселений района (2020 - 50 ед.);
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения (2020 - 12%);
количество нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и мобильных торговых объектов (2020 - 75%);
коэффициент "рождаемости" субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчётном периоде малых и средних предприятий на количество действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий) (2020 - 0,2%);
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. чел. (2020 - 15,5).
4. Обобщённая характеристика мероприятий подпрограммы
Система мероприятий Подпрограммы предусматривает:
1. Финансовая поддержка
Данное направление поддержки предусматривает осуществление нескольких мероприятий.
В целях решения проблемы недостаточности собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства для обеспечения выполнения обязательств перед кредитными организациями и лизинговыми компаниями предусматривается проведение разъяснительной работы о возможности предоставление поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе под строительство пилотных семейных животноводческих ферм и микрорынков по продаже продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей) и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства перед кредитными организациями и лизинговыми компаниями за счёт средств Фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области (далее - Фонд), в порядке, определённом администрацией области.
Важным мероприятием будет информирование субъектов малого предпринимательства, создаваемым безработными гражданами, о предоставлении в целях снижения напряжённости на рынке труда грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, создаваемым безработными гражданами, работниками, находящимися под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил в порядке, определённом администрацией области.
Кроме того, будет осуществляться доведение информации о конкурсном отборе на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей) в порядке, определённом администрацией области.
2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Предусматривается сохранение за субъектами малого и среднего предпринимательства права аренды муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее - Перечень). Основания для отказа в выкупе арендуемого помещения также должны быть строго ограничены, ими могут быть наличие в помещении субарендаторов, техническая невозможность выделения помещения в качестве самостоятельного объекта для продажи либо установленный законодательством запрет на приватизацию помещения.
Не менее важным мероприятием является обеспечение преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества. Учитывая то, что основная часть муниципального недвижимого имущества включена в Перечень, данное мероприятие будет осуществляться в основном за счет исключения из него этого имущества по желанию арендаторов.
Важное значение имеет обеспечение свободного доступа, субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о свободных зданиях и помещениях районной собственности, предлагаемых к сдаче в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, об объектах, не завершенных строительством, предлагаемых продажу, с размещением информации.
3. Совершенствование систем налогообложения малого и среднего предпринимательства
В целях увеличения налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный района будет продолжено проведение мониторинга эффективности применения специальных налоговых режимов, обеспечение учета физических показателей плательщиками единого налога на вмененный доход.
4. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, развитие системы консультационной, учебно-методологической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
В последнее время администрация Рассказовского района уделяет особое внимание вопросу популяризации предпринимательской деятельности методом организации и проведения сельскохозяйственных ярмарок на территории района с привлечением большого количества предпринимателей района, а также представителей малого бизнеса других районов, с предоставлением им бесплатных точек торговли. Уже третий год Рассказовский район принимает участие в Международной Покровской ярмарке в городе Тамбове. В 2013 году район занял первое место среди районов области. В дальнейшем также намечено продолжать и совершенствовать данные мероприятия, нацеленные на развитие предпринимательской деятельности в районе.
В целях формирования положительного образа малого и среднего предпринимательства в разделе предусмотрены мероприятия по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности посредством участия в ежегодных областных конкурсах "Лучший предприниматель года", конференций представителей малого и среднего предпринимательства, встреч, "круглых столов" по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, информационной поддержки через средства массовой информации.
Будет продолжено содействие в оказании консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам налогообложения, бухгалтерского учёта, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения, так как оказание этих услуг является одной из основных функций Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора и соответственно его управляющей компании - негосударственного образовательного учреждения "Региональный центр управления и культуры" (НОУ РЦУК).
Раздел 5 изменен с 4 ноября 2017 г. - Постановление администрации Рассказовского района Тамбовской области от 20 октября 2017 г. N 825
5. Обоснование объёма финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Предполагаемые финансовые расходы на весь период действия Подпрограммы за счет средств районного бюджета составят 896,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 |
год - |
109,0 |
тыс. руб.; |
2015 |
год - |
217,1 |
тыс. руб.; |
2016 |
год - |
100,0 |
тыс. руб.; |
2017 |
год - |
170,0 |
тыс. руб.; |
2018 |
год - |
100,0 |
тыс. руб.; |
2019 |
год - |
100,0 |
тыс. руб.; |
2020 |
год - |
100,0 |
тыс. руб. |
Объемы расходов на выполнение мероприятий Подпрограммы ежегодно уточняются при формировании районного бюджета на очередной финансовый год.
6. Механизмы реализации подпрограммы
Основными принципами реализации мероприятий Подпрограммы являются:
заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих предусмотренным Подпрограммой критериям, к участию в ней;
оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки.
Реализация Подпрограммы осуществляется во взаимодействии ответственного исполнителя с соисполнителями мероприятий Подпрограммы.
Ответственным исполнителем Подпрограммы является отдел по экономике, труду, предпринимательству и защите прав потребителей администрации района. Соисполнителями - управление сельского хозяйства и продовольствия администрации района, отдел по управлению имуществом и землеустройству администрации района, Тамбовское областное Государственное учреждение "Центр занятости населения Рассказовского района" (по согласованию).
В ходе реализации Подпрограммы ответственный исполнитель:
- осуществляет координацию деятельности исполнения подпрограммных мероприятий по ее реализации;
- обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию Подпрограммы;
- проводит мониторинг реализации мероприятий Подпрограммы, подготавливают отчетность по исполнению мероприятий Подпрограммы;
- при необходимости разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из внебюджетных источников.
В ходе реализации Подпрограммы соисполнители:
- разрабатывают в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации Подпрограммы;
- проводят анализ и формируют предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Подпрограммы;
- готовят ежегодно в установленном порядке по мере необходимости предложения по уточнению перечня подпрограммных мероприятий на очередной финансовый год;
- уточняют механизм реализации Подпрограммы и затраты по мероприятиям;
- проводят подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о реализации Подпрограммы.
Ответственный исполнитель Подпрограммы размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о данной Подпрограмме, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов), степени выполнения мероприятий Подпрограммы.
Общий контроль за исполнением Подпрограммы осуществляется Рассказовским районным Советом народных депутатов, администрацией Рассказовского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.