Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в Мучкапском районе Тамбовской области
(утв. постановлением администрации Мучкапского района Тамбовской области
от 25 сентября 2014 г. N 725)
1. Общие положения
1.1. Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в Мучкапском районе Тамбовской области (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" и другими нормативными актами.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации начального общего, основного общего, среднего общего образования в образовательных организациях Мучкапского района Тамбовской области.
1.3. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
1.4. Общее образование включает в себя следующие уровни: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
1.5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Учащиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному учащемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено им ранее.
1.6. Общеобразовательные организации обеспечивают прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на территории Мучкапского района Тамбовской области и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
1.7. Ребенок считается принятым в общеобразовательную организацию после издания приказа руководителем образовательной организации о зачислении ребенка в список обучающихся, оформления личного дела учащегося. При переходе учащегося в другую образовательную организацию администрация обязана передать его личное дело в организацию, в которую он перешел.
1.8. При приеме гражданина в общеобразовательную организацию последняя обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
2. Организация общего образования
2.1. Начальное общее образование.
2.1.1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Нормативный срок освоения образовательной программы 4 года (1 - 4 классы).
2.1.2. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
2.1.3. Все дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев зачисляются в первый класс общеобразовательной организации независимо от уровня их подготовки.
Прием граждан в общеобразовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении документа, удостоверяющего личность. В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения о ребенке: а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); б) дата и место рождения; в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка. Родители (законные представители) ребенка предъявляют оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка, оригинал и ксерокопию свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной территории. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
2.1.4. Выставление текущих, итоговых оценок, ведение дневников в начальной школе допускается со второго класса.
2.1.5. Учащиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу начального общего образования учебного года, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному учебному предмету. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течении следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
2.2. Основное общее образование.
2.2.1.Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Нормативный срок освоения образовательной программы 5 лет (5 - 9 классы). Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме - 18 лет.
2.2.2. Освоение учащимися основной образовательной программы основного общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательной программе основного общего образования, выдается аттестат об основном общем образовании, подтверждающий получение общего основного образования соответствующего уровня. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего образования и (или) отчисленным из общеобразовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, устанавливаемому общеобразовательной организацией.
2.2.3. Учащиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу основного общего образования учебного года, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному учебному предмету. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течении следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
2.3. Среднее общее образование.
2.3.1. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Нормативный срок освоения образовательной программы 2 года (10 - 11 классы).
2.3.2. Общеобразовательная организация обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Зачисление в 10-й класс производится на основании заявления родителей (законных представителей) выпускников основной школы или выпускников основной школы.
2.3.3. Освоение учащимися основной образовательной программы среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, выдается аттестат о среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы среднего общего образования и (или) отчисленным из общеобразовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, устанавливаемому общеобразовательной организацией.
2.4.Организация и осуществление образовательной деятельности.
2.4.1. Общее образование может быть получено в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также вне образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Обучение в общеобразовательных организациях, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с учащимися осуществляется в очной, очно-заочной и заочной форме.
2.4.2. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
2.4.3. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленным локальными актами общеобразовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена общеобразовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.
2.4.4. Содержание начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
2.4.5. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
2.4.6. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются общеобразовательными организациями. Общеобразовательные организации разрабатывают образовательные программы с соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие обучение и воспитание учащихся. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы промежуточной аттестации.
2.4.7. Общеобразовательные программы реализуются общеобразовательной организацией как самостоятельно. Так и посредством сетевых форм их реализации. Для организации реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы их реализации несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных программ.
2.4.8. При реализации общеобразовательных программ общеобразовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе предоставления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
2.4.9. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.4.10. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется общеобразовательной организацией.
2.4.11. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательной организацией. Общеобразовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся в соответствии с локальными актами и Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации". Режим работы общеобразовательной организации по пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательной организацией самостоятельно, с учетом мнения органа государственно-общественного управления организации.
Учебная нагрузка и режим занятий учащихся определяются локальными актами общеобразовательной организации в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к организации образовательного процесса.
2.4.12. Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца. Продолжительность учебного года составляет 34 - 35 недель, в первом классе - 33 недели. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.
2.4.13. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
2.4.14. Для детей инвалидов, учащихся, нуждающихся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому.
2.4.15. Общеобразовательная организация может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих его статус. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются локальными актами общеобразовательной организации.
2.4.16. Наполняемость 1 - 11 классов и групп продленного дня, за исключением классов компенсирующего обучения не должна превышать 25 человек, количество и наполняемость классов общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения. Деление классов на подгруппы осуществляется в случае наполняемости класса не менее 25 человек в городских общеобразовательных организациях и не менее 20 человек в сельских при изучении: Иностранного языка, информатики, технологии в 5 - 11 классах, физической культуры в 10 - 11 классах.
2.5. Участники образовательного процесса.
2.5.1. Участниками образовательного процесса в общеобразовательной организации являются обучающиеся, педагогические работники образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся.
2.5.2. Права и обязанности учащихся.
а) Учащиеся муниципальных общеобразовательных организаций имеют право на:
- получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
- предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
- обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации;
- выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
- освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в образовательной организации, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других образовательных организациях учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- зачет общеобразовательной организацией, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях;
- отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
- перевод для получения образования по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
- перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
- участие в управлении общеобразовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
- ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в общеобразовательной организации;
- обжалование актов общеобразовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной базой общеобразовательной организации;
- пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта общеобразовательной организации;
- развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
- участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой общеобразовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
- направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
- опубликование своих работ в изданиях общеобразовательной организации на бесплатной основе;
- поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
- совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
- обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- бесплатное транспортное обеспечение учащихся общеобразовательных организаций между поселениями;
- получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
- на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в общеобразовательной организации, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами;
- на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке;
- учащиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- учащимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, общеобразовательные организации бесплатно предоставляют в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания;
- иные академические прав и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тамбовской области, нормативными правовыми актами Мучкапского района Тамбовской области, локальными нормативными актами общеобразовательной организации.
б) Учащиеся муниципальных общеобразовательных организаций обязаны:
- добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
- выполнять требования устава общеобразовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
- заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
- уважать честь и достоинство других учащихся и работников общеобразовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими учащимся;
- бережно относиться к имуществу общеобразовательной организации.
Иные обязанности учащихся устанавливаются иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
2.5.3. Привлечение учащихся без их согласия и несовершеннолетних учащихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
2.5.4. Принуждение учащихся к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
2.5.5. Права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся.
а) Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся имеют право:
- выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в общеобразовательной организации;
- знакомиться с уставом общеобразовательной организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
- защищать права и законные интересы учащихся;
- получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) учащихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований учащихся;
- принимать участие в управлении общеобразовательной организацией в форме, определяемой уставом этой организации;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
б) Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся обязаны:
- обеспечить получение детьми общего образования;
- соблюдать правила внутреннего распорядка общеобразовательной организации, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий учащихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
- уважать честь и достоинство учащихся и работников общеобразовательной организации.
в) Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся устанавливаются федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
г) За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
2.5.6. Права и обязанности работников общеобразовательных организаций.
а) Для работников общеобразовательной организации работодателем является данная организация.
б) Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
в) педагогические работники общеобразовательной организации имеют следующие права, социальные гарантии и свободы:
- свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
- свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
- право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
- право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
- право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
- право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
- право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами общеобразовательной организации, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, деятельности в общеобразовательной организации;
- право на бесплатное пользование образовательными, методическими услугами общеобразовательной организации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами общеобразовательной организации;
- право на участие в управлении общеобразовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом общеобразовательной организации;
- право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности общеобразовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
- право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников;
- право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
- право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
- право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
- иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации;
- аттестацию в целях установления квалификационной категории и получении её в случае успешного прохождения аттестации;
- на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (касается педагогических работников, проживающих и работающих в сельских пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
г) Педагогические работники общеобразовательной организации обязаны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
- проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
- проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
д) В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
е) Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников общеобразовательной организации определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами общеобразовательной организации трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ж) Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационной комиссией, самостоятельно формируемой общеобразовательной организацией.
з) Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, учитывается при прохождении ими аттестации.
и) В общеобразовательных организациях наряду с должностями педагогических работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, учебно-вспомогательных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Право на занятие должностей, указанных выше, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Права, обязанности и ответственность работников общеобразовательных организаций устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами общеобразовательной организации, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
2.6. Управление общеобразовательной организацией.
2.6.1. Управление общеобразовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательной организации и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательной организации и их компетенция определяются уставом общеобразовательной организации и соответствующими положениями, регламентирующими порядок создания и компетенции органов самоуправления общеобразовательной организации.
2.6.2. Руководство общеобразовательной организацией осуществляет руководитель (директор), назначенный учредителем.
Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей общеобразовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Кандидаты на должность руководителя муниципальной общеобразовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя муниципальной общеобразовательной организации устанавливаются учредителем этой общеобразовательной организации.
2.6.3. Права и обязанности руководителя общеобразовательной организации, его компетенция в области управления общеобразовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом общеобразовательной организации.
2.6.4. Руководитель общеобразовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью общеобразовательной организации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Мучкапского района Тамбовской области от 25 сентября 2014 г. N 725 "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.