Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 25 сентября 2014 г. N 3963 раздел 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Муниципальная Программа "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Тамбовском районе Тамбовской области на 2014 - 2020 годы" разработана во исполнение Распоряжения администрации Тамбовского района Тамбовской области от 17.06.2013 N 187-р.
Реализация Программы осуществляется в двух значимых сферах:
1. Физическая культура и спорт.
2. Туризм.
1.1. Сфера физической культуры и спорта
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения.
Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.
Реализация этой цели осуществляется по двум направлениям.
Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:
развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;
развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.
Второе направление - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:
модернизация системы подготовки спортивного резерва;
развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;
совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава.
Массовая физическая культура и спорт прежде всего социальное явление, так как несет в себе основы здорового образа жизни населения, продления активного периода жизни человека, отвлечение детей, подростков, юношей и девушек от негативных явлений, к которым относится курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания, хулиганство и другие пагубные стороны социальной среды, формирует этику человеческих отношений, создает условия демографического развития за счет формирования благополучных семей. Строительство современных спортивных сооружений и развитие спортиндустрии в целом это - красивые дворы, улицы, в том числе общий облик сельской местности.
Развитие массовой физической культуры и спорта - это критерии оценки эффективности работы не только органов исполнительной власти, выполняющих функции управления сферой, но и показатель социально-экономического развития общества.
На основе анализа ситуации в сфере физической культуры и спорта определены существующие сильные и слабые стороны данной сферы деятельности:
Среди наиболее важных существующих сильных сторон отрасли можно выделить:
1. Наличие муниципальных учреждений осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта.
2. Наличие положительной динамики к увеличению количества спортивных сооружений и спортивных объектов.
3. Успешный опыт подготовки и проведения спортивных мероприятий.
4. Успешный опыт участия спортсменов в межрегиональных, всероссийских и областных соревнованиях.
5. Культивирование в Тамбовском районе различных видов спорта.
К слабым сторонам отрасли можно отнести следующее:
1. Малочисленность кадров, курирующих вопросы физической культуры и спорта в системе органов местного самоуправления.
2. Несоответствие качества спортивной инфраструктуры современным потребностям отрасли и населения.
3. Процесс "старения" квалифицированных кадров и отсутствие программ материальной поддержки молодых специалистов в сфере физической культуры и спорта.
4. Недостаточная материально-техническая база учреждений физической культуры и спорта, осуществляющих спортивную подготовку.
5. Недостаточно полная и объективная информация об имеющихся и потенциальных отраслевых ресурсах и активах, а также о реальных потребностях и отношении населения к физической культуре и спорту в районе.
6. Отсутствие системного подхода в организации занятий физической культурой, адаптивным спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
На 01.01.2013 на территории Тамбовского района Тамбовской области функционирует 325 спортивных объектов, в том числе: 53 спортивных зала, 262 спортивные площадки и поля, 2 спортивные школы, 8 хоккейных коробок, 2 тира, 4 бассейна, 4 лыжные базы.
В районе занимается физической культурой и спортом 23342 человека, что составляет 22,6 % от общей численности населения.
Запланировано, что доля граждан Тамбовского района Тамбовской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2015 году составит не менее 30% из общей численности населения района, а в 2020 году - не менее 40%.
Нормативная потребность в плоскостных спортивных сооружениях составляет 385 плоскостных сооружений и 93 спортивных зала. Тамбовский район Тамбовской области обеспечен в плоскостных спортивных сооружениях на 71%, в спортивных залах на 56%.
По сравнению с 2010 годом численность систематически занимающихся физической культурой и спортом увеличилась на 7 %, возросло количество спортивных объектов.
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить реализацию целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта на долгосрочный период, будет способствовать раскрытию социального потенциала.
1.2. Сфера туризма
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Тамбовского района Тамбовской области является историко-культурное наследие.
Туризм - одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению окружающей среды.
В Тамбовском районе Тамбовской области существует большой потенциал для развития различных видов активного туризма - пешеходного, водного, конного, велотуризма, экстремального туризма.
Туристская деятельность является привлекательной по ряду причин:
- наблюдается спрос на туристские услуги;
- обслуживание туристов дает новые рабочие места и является источником дохода для местного населения и поступлений в бюджет;
- туризм позволяет широко использовать природные и культурные достопримечательности территорий;
- туризм стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов потребления и предоставлением услуг, оказывает влияние на формирование эффективной транспортной инфраструктуры и развитие современной связи;
- туризм является малобюджетным видом отдыха.
Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в Тамбовском районе Тамбовской области. Серьезным ограничением для развития указанного вида туризма является высокая чувствительность экосистем района к антропогенным воздействиям. При создании и улучшении условий для развития экологического туризма (в том числе обеспечение новых привлекательных маршрутов соответствующей туристской инфраструктурой) и соблюдении требований к охране окружающей среды это направление туризма может обеспечить дополнительный туристский поток.
Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. Сельский туризм представляет возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иные виды туризма позволить себе не может. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт.
Очевидным фактором государственной важности такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения.
К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся:
1. Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта.
2. Отсутствие готовых инвестиционных площадок.
3. Дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии.
4. Неразвитость различных видов туризма (деловой, сельский, образовательно-культурный туризм).
5. Недостаточно активное продвижение туристского продукта.
Предпосылки развития туризма на территории Тамбовского района Тамбовской области
Тамбовский район Тамбовской области является муниципальным образованием в составе Тамбовской области РФ.
Тамбовский район - муниципальное образование, состоящее из городского и сельских поселений, объединенных общей территорией, границы которой установлены законом Тамбовской области.
Тамбовский район образован в составе Тамбовской области Постановлением Оргкомитета ЦЧО от 20.05.1928 года и занимает территорию общей площадью 2631,3 квадратных километров.
На территории района находятся 1 городское поселение и 25 сельских поселений.
На территории района находится 137 населенных пункта, в которых проживает 104527 человек.
Тамбовский район занимает центральную часть Тамбовской области, которая расположена на северо-востоке Центрально-черноземного экономического района в умеренно-континентальной зоне и входит в состав континентальной климатической области Восточно-Европейской Равнины.
Территорию Тамбовского района составляют территории всех входящих в него городского и сельских поселений.
Тамбовский район граничит на севере с Сосновским и Бондарским районами, на Востоке - с Рассказовским районом, на западе с Петровским и Никифоровским районами.
Наиболее крупными муниципальными образованиями на территории района являются: Цнинский, Донской, Татановский, Покрово-Пригородный, Горельский, Бокинский, Стрелецкий, Комсомольский сельсоветы и Новолядинский поссовет.
Территории Тамбовского района Тамбовской области имеют выход на дороги федерального значения Москва-Астрахань, Воронеж-Тамбов, Орел-Тамбов, Тамбов-Пенза, автомагистрали М6 и М5. По территории Тамбовского района проходят железнодорожные линии Тамбов-Москва, Саратов-Москва; находятся железнодорожные станции Тамбов, Челнавская, Селезни, Пушкари, Рада, К-Гать, грузовая станция Цна, станция Тамбов-1-й категории.
Особо привлекательными местами на территории Тамбовского района Тамбовской области с точки зрения туриста являются: пос. Трегуляй Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (храм в честь второго обретения мощей святителя Питирима в поселке Трегуляй), Тулиновский сельсовет Тамбовского района (с. Тулиновка памятник природы "Дерево любви", пос. Горельский лесхоз), Новолядинский поссовет Тамбовского района (санаторий-профилакторий "Энергетик", Пригородный лес), Гостиница "Челнавка Village" вблизи Челнавского водохранилища, Малиновский сельсовет Тамбовского района (СОЛ "Молодежный", Голдымское лесничество), Б-Двойневский сельсовет Тамбовского района (река Б-Двойня, Курган, который был насыпан в годы монголо-татарского ига), Челнавский сельсовет (Татарский вал), Горельский сельсовет (пос. Клетки, пос. Гусева Поляна, база отдыха "Берендей", пансионат "Тихий угол"), Черняновский сельсовет (музей истории с. Черняное, Черняновский хор Народной артистки РСФСР М.Н. Мордасовой), музей истории села Покрово-Пригородное, исторический музей имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, музей истории р.п. Новая Ляда, музей пос. с-за "Комсомолец".
Святые источники Тамбовского района Тамбовской области:
1. Бокинский сельсовет, в пос. Трегуляй (Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь) расположен источник Святого Питирима, при котором построена деревянная купальня. В 2002 году источник был освящен Патриархом московским Алексием II.
2. Б-Двойневский сельсовет, Святой источник расположен в с. Б-Двойня, ул. К-Маркса, на территории бывшего Пантелемоновского# монастыря. Освещен в 1972 году. Источник в железобетонных кольцах, вода подается насосом в пять кранов, есть беседка.
3. Авдеевский сельсовет, Святой источник расположен на границе с. Авдеевка и с. Дубровка, поворот с трассы (Тамбов-Липецк) между 29 и 30 км налево по грунтовой дороге 700 - 800 метров. Освящен настоятелем Дубровской церкви. Источник в железобетонных кольцах, имеется деревянный лестничный сход.
4. Малиновский сельсовет. Святой источник расположен в с. Малиновка, ул. Школьная 19, рядом с церковью. Освящен 23.04.2005 Владыкой Феодосием. Источник представляет собой рубленный закрытый колодец, вода подается по трубе самотеком.
5. Святой источник расположен на территории Горельского сельсовета, в лесу, на правом берегу реки Цна.
На 01.10.2013 на территории Тамбовского района расположены: 57 кафе, баров, закусочных на 1564 посадочных места (открытая сеть), База отдыха "Челновая "Челнавка Village", "Отель Турист", Парк-отель "Берендей", Пансионат "Тихий угол", "Санаторий-профилакторий "Энергетик", "Санаторий "Сосны", "Санаторий-профилакторий "Сосновый бор", Универсальная лыжная база "Спартак", Мотель "Бастион", гостиница "Ангел", гостиница "Калифорния", гостиница "Караван", гостиница "Созвездие", СОЛ "Молодежный" ТГУ им. Г.Р. Державина.
В 2013 году введено в строй кафе "Ласточка", общая площадь 126 кв м., 32 посадочных места, адрес: трасса Москва-Волгоград, 446 км.
В 2013 году разработаны 4 туристских маршрута:
"Тулиновка молодая": маршрут предполагает пешую прогулку с остановками к объектам показа: "Социокультурный комплекс", "Успенская церковь", "Курган", "Усадьба Тулинова", "Дерево любви". Сезонность туристского маршрута: май-сентябрь.
"Малиновка красивая": маршрут предполагает пешую прогулку с остановками к объектам показа: "Малиновская школа", "Артезианская скважина", "Малиновский бугор", "Мост через Цну", "Речная плотина", "Богоявленская церковь, святой источник".
"Знаменитое Горелое": маршрут предполагает пешую прогулку и проезд на автомобиле с остановками к объектам показа: "Бушующий мост", "Пляж лагеря "Московский", "Парк-отель "Берендей", "Святой источник".
"Ляда спортивная": маршрут предполагает пешую прогулку с остановками к объектам показа: "Новолядинская школа", "Лыжно-роллерная трасса", Река Лещевуха" и ночевкой в конечном пункте у ручья Гремячка.
Создан сборник материалов по краеведению Тамбовского района Тамбовской области "Золотое кольцо Притамбовья" (Филиал ОАО "Издательский дом "Мичуринск" "Редакция газеты "Притамбовье".
Изготовлены сувениры в рамках 85-летия Тамбовского района Тамбовской области.
В процессе реализации Программы могут возникнуть различные риски. Одним из рисков является сокращение предусмотренного бюджетного финансирования Программы (финансовый риск). При этом необходимо будет корректировать Программу в сторону сокращения планируемых мероприятий, что приведет к снижению эффективности Программы. Также к финансовому риску следует отнести невыполнение в полном объеме принятых финансовых обязательств. В случае выбора инерционного варианта финансовые риски усугубляются отсутствием разделения вопросов развития инфраструктуры массового спорта и спортивного резерва, что в условиях ограниченности выделяемых средств создает внутреннюю конкуренцию данных вопросов при определении на районном уровне приоритетов финансирования и приводит к диспропорции создания в равной степени важных социальных объектов.
К рискам программно-целевого метода следует также отнести административные риски, связанные с неэффективным управлением Программой.
Неэффективное управление Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, предусмотренных Программой в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Связанное с указанными рисками невыполнение отдельных мероприятий Программы может привести к следующим негативным последствиям:
- обеспеченность населения объектами спорта для занятий физической культурой и спортом не приблизится к утвержденным государством социальным нормативам;
- не будет в полной мере обеспечен процесс подготовки спортсменов спортивных сборных команд района;
- ухудшение материально-технического состояния спортивных детско-юношеских школ, и утрата возможности организации спортивных занятий с детьми и подростками.
Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации также является существенным фактором риска.
Для предотвращения указанных рисков необходимо осуществлять мониторинг ситуации, складывающейся при реализации мероприятий Программы, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования всей системы мер, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать задачи Программы к меняющимся условиям.
Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы к ее разработке будут привлечены представители органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.