Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов Моршанского района на 2015 - 2017 годы" (далее - муниципальная программа)
(утв. постановлением администрации Моршанского района Тамбовской области
от 2 декабря 2014 г. N 1540)
Паспорт
Ответственный исполнитель программы |
Финансовый отдел администрации Моршанского района Тамбовской области |
Соисполнители программы |
Структурные подразделения администрации Моршанского района; Главные администраторы доходов бюджета; Главные администраторы бюджетных средств бюджета района. |
Цель программы |
Повышение эффективности бюджетных расходов. |
Задачи программы |
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Моршанского района; Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Моршанского района; Повышение качества и эффективности предоставления муниципальных услуг; Развитие информационных систем управления муниципальными финансами; Развитие и совершенствование системы муниципального финансового контроля. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Отклонение фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана не более 3,0%; Доля расходов бюджета Моршанского района, формируемых в рамках программ не менее 95%; Обеспечение публикации о результатах деятельности муниципальных учреждений в сети интернет - 100%. |
Этапы и сроки реализации программы |
На постоянной основе (без определения этапов) 2015 - 2017 годах. |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 300,0 тыс. рублей Средства бюджета Моршанского района - 300,0 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 100,0 тыс. рублей; 2016 год - 100,0 тыс. рублей; 2017 год - 100,0 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Основной задачей преобразований в финансово-бюджетной сфере является создание эффективной системы муниципального управления, ориентированной на предоставление высококачественных муниципальных услуг населению путем внедрения передовых методов управления, современных технологий контроля, оценки и мониторинга, а также повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования механизмов среднесрочной и долгосрочной бюджетной политики. Решение этой задачи планируется осуществить в рамках данной Программы, которая представляет собой комплексный организационный план действий всех структурных подразделений администрации района по повышению эффективности бюджетных расходов и созданию стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.
Программа разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах".
Моршанский район на протяжении ряда лет реализовывал реформы в сфере общественных финансов. Эти реформы затрагивали организацию бюджетного процесса, систему межбюджетных отношений, налоговую политику, порядок осуществления бюджетных расходов, управление муниципальным долгом, имуществом, организацию кассового обслуживания районного бюджета и бюджетов поселений, контроль за расходованием бюджетных средств, организацию системы муниципального заказа.
На данном этапе обеспечивается формирование и исполнение консолидированного бюджета Моршанского района по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета;
осуществляется переход на предоставление в электронном виде муниципальных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Моршанского района;
проводится работа по размещению информации о муниципальных услугах в региональной государственной информационной системе "Реестр государственных услуг".
Несмотря на достигнутые результаты, эффективное и ответственное управление муниципальными финансами требует постоянной модернизации, внедрения новых принципов и методов, соответствующих проводимым преобразованиям в финансовой сфере на федеральном уровне.
Необходимо повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития Моршанского района через усиление программной ориентированности бюджета. Переход на программно-целевой бюджет должен стать эффективным инструментом реализации социально-экономической политики Моршанского района.
Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов требуют принятия мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости районного бюджета и бюджетов поселений Моршанского района. Принимаемые органами местного самоуправления Моршанского района управленческие решения должны быть направлены на рост объемов производства, прибыли, фонда оплаты труда в реальном секторе экономики, увеличение налоговой базы и доходов районного бюджета и бюджетов поселений Моршанского района.
Также необходим ряд мер по оптимизации бюджетных расходов и поэтапному снижению бюджетного дефицита.
Таким образом, стоящие перед Моршанским районом задачи повышения эффективности бюджетных расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации и взаимодействия администрации района с органами местного самоуправления поселений. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является муниципальная программа.
2. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы до 2017 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2015 - 2017 годы, утвержденных постановлением администрации района от 24.09.2014 N 1205, муниципальной программой "Эффективное управление финансами и оптимизация муниципального долга на 2014 - 2020 годы" утвержденной постановлением администрации района от 16.10.2013 N 1085 и представлены в приложении N 1.
Цель Программы:
- устойчивое социально-экономическое развитие Моршанского района;
- создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств, повышение ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учётом их социально-экономической значимости;
- развитие системы муниципального финансового контроля, в том числе внутреннего контроля.
В целях решения поставленных задач в рамках Программы предполагается выполнение мероприятий по нескольким направлениям:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Моршанского района;
- совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
- повышение качества и эффективности предоставления муниципальных услуг;
- развитие информационных систем управления муниципальными финансами;
- развитие и совершенствование системы муниципального финансового контроля.
Программа планируется к реализации в 2015 - 2017 годах без разделения на этапы.
2.1.Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Моршанского района
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Моршанского района является важным направлением Программы, при реализации которого необходимо руководствоваться следующими основными принципами: - обеспечение точности прогнозирования основных социально-экономических показателей, используемых при формировании бюджета Моршанского района:
- обеспечение точности бюджетного планирования;
- развитие собственной доходной базы; - планирование бюджетных ассигнований на принципах необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств, при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения.
Задача сокращения дефицита районного бюджета тесно связана с задачей выполнения требований бюджетного законодательства в отношении сбалансированности бюджета. Дефицит районного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Ожидаемый результат - сокращение отношения дефицита бюджета Моршанского района (за исключением снижения остатков средств на едином счете по учету средств местного бюджета) к доходам без учета объема безвозмездных поступлений в 2015 - 2017 годах.
В целях повышения качества планирования и управления доходами бюджета района предполагается усиление работы напрямую с крупнейшими налогоплательщиками.
В целях увеличения поступлений доходов местных бюджетов принято постановление администрации Моршанского района от 07.03.2014 г. N 236 "Об утверждении мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета района".
На основании постановления администрации района от 24.11.2009 N 936 создана комиссия Моршанского района по повышению собираемости налоговых и неналоговых платежей. В работе комиссии принимают участие работники межрайонной налоговой инспекции. На заседание комиссии приглашаются руководители организаций недоимщиков, главы КФХ, предприниматели, физические лица - плательщики земельного и транспортного налогов, налога на имущество физических лиц.
Представитель администрации включен в Комиссию по легализации объектов налогообложения, созданную при МИ ФНС России N 7 по Тамбовской области.
Проводится работа с руководителями сельхозпредприятий по уплате налогов при получении субсидий из вышестоящих бюджетов
Для обеспечения межведомственного взаимодействия при планировании доходов местного бюджета Моршанского района действует Соглашение между межрайонной ИФНС N 7 по Тамбовской области и администрацией Моршанского района. В рамках указанного Соглашения ИФНС N 7 представляет формы налоговой отчетности, содержащие данные о налогооблагаемой базе, сумме начисленных и поступивших налогов в бюджет Моршанского района.
Совокупность предлагаемых мер позволит добиться абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана должен составить в 2017 году - не более 10,0%.
Также необходимо проводить работу в целях увеличения поступлений от использования имущества. Поэтому эффективное управление муниципальной собственностью района является одной из главных задач.
Основными направлениями работы для решения поставленной задачи являются:
увеличение доходов от аренды имущества и вовлечение в хозяйственный оборот невостребованного муниципального имущества;
выявление лиц, не оформивших в установленном законом порядке права на использование земельных участков, расположенных под принадлежащими им на праве собственности зданиями, сооружениями;
формирование перечня муниципального имущества, используемого федеральными и областными учреждениям и предприятиями по договорам безвозмездного пользования и аренды, с целью определения возможности последующей передачи его в государственную собственность;
размещение в СМИ и на официальном сайте администрации информации о свободных земельных участках и недвижимом имуществе.
Ожидаемые результаты:
- повышение эффективности использования муниципальной собственности за счет сдачи в аренду муниципального имущества;
- обеспечение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, их учета, проведения технической инвентаризации и государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности.
В области повышения качества управления муниципальными финансами в 2015 - 2017 годах будет проводится дальнейшая регламентация бюджетного процесса, экономической и финансовой работы в муниципальных учреждениях района, совершенствование культуры экономической и финансовой работы.
Главные ожидаемые результаты работы - совершенствование методологических принципов составления проекта бюджета и обеспечение прозрачности этого процесса, совершенствование правового поля, регламентирующего бюджетный процесс и финансово-хозяйственную деятельность муниципальных учреждений района, поступательное повышение культуры финансовой и экономической работы.
2.2. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Моршанского района
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности администрации района предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации деятельности администрации района, муниципальных учреждений.
Внедрение программно-целевого бюджетного планирования позволяет оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета муниципального района, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и качество предоставляемых ими услуг.
Основными принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
- формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития Моршанского района;
- охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления, и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении.
Так как муниципальные программы Моршанского района становятся важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей, то в рамках проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ будет осуществляться контроль за их выполнением, а также приниматься решения о дальнейшей их реализации.
В рамках муниципальных программ к 2017 году должно быть утверждено не менее 95% расходов бюджета.
2.3. Повышение качества и эффективности предоставления муниципальных услуг
С 01 января 2012 г. финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в форме предоставления субсидии на выполнение муниципального задания и иные цели за счет средств бюджета Моршанского района.
В настоящее время все услуги, оказываемых муниципальными учреждениями Моршанского района, финансируются на основании соответствующих нормативов расходов. Вместе с тем, утвержденные методики определения нормативов требуют дальнейшего совершенствования.
Задача создания системы управления качеством муниципальных услуг заключается в разработке, принятии, внедрении, совершенствовании и последовательном контроле выполнения стандартов качества муниципальных услуг.
Главным результатом внедрения системы управления качеством муниципальных услуг (работ) является охват системой стандартов 100 процентов муниципальных услуг (работ) и последовательный контроль выполнения установленных стандартов качества.
Реализация задачи повышения открытости муниципальных учреждений необходима для установления обратной связи "потребитель муниципальной услуги - муниципальное учреждение". Для того чтобы жители Моршанского района - потребители муниципальных услуг имели возможность получить информацию о том, как организована работа учреждения изнутри, на что конкретно расходуются бюджетные деньги, необходимо, чтобы публичными были как планы организации работы учреждений, так и отчеты об их работе.
Наличие такого понимания обеспечит больший уровень доверия населения к органам местного самоуправления, позитивно отразится на восприятии жителями Моршанского района качества работы муниципальных учреждений.
Значимым результатом также будет внедрение элементов конкурентных отношений в деятельности муниципальных учреждений.
Показатель, характеризующий качество работы муниципальных учреждений по повышению открытости собственной деятельности - удельный вес муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги в соответствии с муниципальным заданием, опубликовавших в средствах массовой информации и (или) сети Интернет, а также в местах предоставления соответствующих услуг утвержденные требования к качеству предоставления муниципальных услуг юридическим и физическим лицам, к общему количеству муниципальных учреждений данной категории. Значение показателя в 2015 году не должно опускаться ниже 100%.
2.4. Развитие информационных систем управления муниципальными финансами
Одно из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов связано с продолжением автоматизации процессов формирования и исполнения бюджета Моршанского района и бюджетов поселений Моршанского района, муниципальных программ района, а также улучшением материально-технической базы в области информационно-коммуникационных технологий.
2.5. Развитие и совершенствование системы муниципального контроля
Система муниципального финансового контроля в районе должна быть направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, соблюдение законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, достоверность, полноту и соответствие требованиям бюджетной отчётности.
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует развития и совершенствования системы муниципального финансового контроля.
Внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации определена сфера муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля. К полномочиям органов внешнего муниципального финансового контроля отнесена экспертиза муниципальных программ, органов внутреннего муниципального финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ.
В рамках реформирования муниципального финансового контроля в районе определен орган, уполномоченный на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, разработаны и утверждены порядки по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контроля осуществляемого главными администраторами средств районного бюджета.
Главный ожидаемый результат - повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений, снижение рисков совершения ошибок и нарушений, повышение ответственности руководителей учреждений за нарушения бюджетного законодательства и невыполнение муниципальных заданий.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Планируемые показатели (индикаторы) Программы представлены в приложении N 2 к настоящей программе.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Создание базовых условий для формирования дефицита районного бюджета в размере, не выше 5 процентов, начиная с бюджета на 2017 год.
2. Уменьшение процента абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана.
3. Повышение эффективности использования муниципальной собственности.
4. Совершенствование методологических принципов составления проекта бюджета Моршанского района и обеспечение прозрачности этого процесса.
5. Доля расходов бюджета Моршанского района на осуществление софинансирования, формируемая в рамках программно-целевого метода бюджетного планирования, составит 100%.
6. Усиление роли бюджета Моршанского района в достижении общественно значимых результатов социально-экономической политики района в связи с развитием программно-целевого метода в бюджетном процессе, формированием системы бюджетирования, ориентированного на результат, и переходом в последующем к "программному бюджету".
7. Продолжение развития информационной системы управления средствами Моршанского района, повышение уровня открытости деятельности органов местного самоуправления Моршанского района.
8. Повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений, снижение рисков совершения ошибок и нарушений.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы предоставлен в приложении N 3 и составляет 300,0 тыс. рублей, из них средства районного бюджета - 300,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 100,0 тыс. рублей
2016 год - 100,0 тыс. рублей
2017 год - 100,0 тыс. рублей
5. Механизм реализации муниципальной программы
Получателем бюджетных средств бюджета Моршанского района направленных на реализацию мероприятий Программы, является финансовый отдел администрации Моршанского района.
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета Моршанского района. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы утверждается решением районного Совета народных депутатов о бюджете Моршанского района на очередной финансовый год и плановый период. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы уточняется ежегодно при формировании бюджета Моршанского района на очередной финансовый год и на плановый период.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств. С целью своевременной координации действий исполнителей Программы отдел экономики и сферы услуг администрации района осуществляет контроль за исполнением Программы.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение нецелевое и рациональное использование бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.