Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к решению
Моршанского районного
Совета народных депутатов
от 28 ноября 2014 г. N 143
1.1.2. Оценка социально-экономического состояния района за предшествующий период с 2009 по 2013 годы
Основные макроэкономические показатели Моршанского района
N п/п |
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
1. |
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел. |
34,0 |
33,9 |
33,3 |
32,7 |
31,9 |
2. |
Среднемесячная заработная плата работников по району, руб. |
8744,3 |
10305,6 |
11601,3 |
13188,6 |
17508,0 |
3. |
Объем инвестиций - всего по району, млн. руб. |
651,2 |
997,3 |
476,0 |
2476,7 |
1785,8 |
4. |
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района, млн. руб. |
59,6 |
63,7 |
71,1 |
81,0 |
100,5 |
Муниципальные финансы
Объем доходов консолидированного бюджета в 2013 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 45,1% или на 177 млн. рублей, за счет увеличения безвозмездных поступлений с областного бюджета на 107,3 млн. рублей и межбюджетных трансфертов поселения на выполнение переданных полномочий по культурному и библиотечному обслуживанию (поселения перечисляют с 2012 года в соответствии с заключенными соглашениями).
В структуре доходов налоговые и неналоговые доходы в 2013 году составили 25,1% или по сравнению с 2009 годом увеличились на 28,3%.
Темп роста налоговых доходов в 2013 году к 2009 году составил 171,7%, за счет увеличения поступлений:
- налога на доходы физических лиц - 196,9% (повышение заработной платы и увеличения норматива отчислений);
- единого налога на вмененный доход - 111,7% (повышение базовой доходности, поправочного коэффициента, норматива отчислений);
-единого сельскохозяйственного налога в 15 раз (за счет увеличения количества налогоплательщиков, увеличения нормативов отчислений на 30%).
-налог на имущество физических лиц в 2 раза, за счет ежегодного увеличения поправочных коэффициентов оценки строений, приобретения в собственность физическими лицами;
- земельного налога в 2,8 раза, за счет увеличения в 2008 году кадастровой стоимости земель, приобретением земельных долей инвесторами.
Неналоговые доходы увеличены по сравнению с 2009 годом на 15,6% за счет увеличения поступлений:
- аренды имущества, аренды земли (за счет увеличения ставок арендной платы). С 2010 года активизировалась работа по продажи земли и имущества и поступило доходов:
- от продажи земли с 2009 по 2013 г.г. - 5300 тыс. рублей;
- от продажи имущества - 3100 тыс. рублей.
Поступления государственной пошлины снизились с 2009 на 1742,1 тыс. рублей, за счет изменения законодательства по зачислению государственной пошлины за проведение технического осмотра, регистрацию тракторов, самоходных и иных машин, осуществляемые органами власти субъектов РФ в 2012 году в областной бюджет (в 2009 году- в районный бюджет).
Поступления по штрафам в 2013 году по сравнению с 2009 годом снизились на 1665,1 тыс. рублей, за счет изменения законодательства по зачислению штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения в 2013 году зачисляется в областной бюджет (2009 - районный).
В 2013 году по сравнению с 2009 годом с областного бюджета поступило субсидий больше в 2,3 раза на оплату труда техническим работникам образовательных учреждений, строительство и ремонт автомобильных дорог муниципального значения, газификацию и строительство водопроводов в населенных пунктах.
Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета без учета субвенций областного бюджета по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,5% за счет изменения законодательства по неналоговым доходам.
Расходы консолидированного бюджета Моршанского района в 2013 году увеличены на 31,7% в сравнении с 2009 годом за счет повышения заработной платы работникам муниципальных учреждений, за счет увеличения цен на топливно-энергетические ресурсы, увеличения объема межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Расходы на содержание органов управления консолидированного бюджета района в 2013 году увеличились на одного жителя по сравнению с 2009 годом на 465 рублей за счет изменения условий оплаты труда выборным должностям и муниципальным служащим и за счет снижения численности населения района.
Консолидированный бюджет района исполнен с профицитом бюджета в сумме 35676,3 тыс. рублей, что выше уровня 2009 года на 33490,0 тыс. рублей.
Анализ использования муниципального имущества
Основными вопросами в регулировании имущественных отношений является эффективное использование имеющегося муниципального имущества, в том числе: земельных ресурсов.
Управление муниципальным имуществом осуществляется по основным направлениям: предоставление нежилых муниципальных зданий, сооружений помещений и земельных участков в аренду, продажа земельных участков и нежилых муниципальных зданий сооружений, помещений, и их продажа, ведение реестра объектов недвижимости и движимого имущества, закрепление имущества в оперативное управление и хозяйственное ведение, учет объектов казны.
В 2013 году заключено 217 договоров аренды земельных участков или на 60,0 процентов больше по сравнению с 2009 годом.
В 2013 года сдано в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Моршанского района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, общей площадью 431 га или на 111,6 процентов больше чем в 2009 году, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения больше на 113,4 процента, земли населенных пунктов на 103,6 процента.
Основной характеристикой эффективности использования земельных участков, переданных в аренду, служит уровень поступления платежей. В 2009 - 2013 годах сумма арендной платы составила 3100 тыс. руб.
По сравнению с 2009 годом на 5 ед. увеличилось число заключенных долгосрочных договоров аренды земельных участков.
В соответствии с действующим законодательством проводится продажа земельных участков. За 2013 год продано 83 земельных участка или на 138,3 процентов больше, чем в 2009 году.
От продажи земельных участков в консолидированный бюджет района поступило за период 2009 - 2013 годов поступило 5300 тыс. рублей.
В 2013 году действовало 2 договора аренды на нежилые муниципальные помещения. Общая площадь недвижимого имущества переданного в аренду составила 126,5 кв м. По сравнению с 2009 годом число заключенных договоров уменьшилось, и общая площадь недвижимого имущества, переданного в аренду, также уменьшилась.
И тем не менее принцип финансовой эффективности, то есть максимального привлечения средств в местный бюджет остается ведущим, поэтому администрация района проводит работу по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости. Всего зарегистрировано
30 объектов недвижимости, из них в 2013 году 6 объектов или в 3 раза больше чем в 2009 году.
В 2009 - 2013 годах проведена работа, направленная на оптимизацию муниципального имущества, через механизмы приватизации. Программа приватизации муниципального имущества Моршанского района на 2013 год продолжила работу, обеспечила участие субъектов малого и среднего предпринимательства и формирование доходов районного бюджета.
Для развития строительства объектов и индивидуальных жилых домов администрация района предоставляет в аренду земельные участки для строительства, в том числе для жилищного строительства.
С 2011 года ведется работа по созданию земельной базы для предоставления многодетным семьям в общую долевую собственность бесплатно земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Моршанского района.
В последующие годы продолжится работа, направленная на создание земельной базы для предоставления многодетным семьям в общую долевую собственность бесплатно земельных участков.
Инвестиционная деятельность
Основные объемы инвестиционных вложений это объекты дорожного строительства и реконструкции автомобильных дорог, объекты системы ОАО Газпром, газоснабжение, водоснабжение населенных пунктов, приобретение основных средств и техники предприятиями и организациями района, жилищное строительство.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году составили 1785,8 млн. рублей или 69,2 процента в сопоставимых ценах к уровню 2012 года.
В 2013 году введено в эксплуатацию 2,2 км. автомобильных дорог, 46,9 км. газовых сетей, 14,5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов.
Всего начиная с 2009 года построено 69,1 тыс. кв. метров жилья за счет средств населения, проложено 167 км. газовых сетей, газифицировано 997 квартир. Уровень газификации района на 01.01.2014 года составил 64,9 процента.
Темпы строительства сдерживаются недостаточным бюджетным финансированием и отсутствием средств у населения.
Инвестиционная привлекательность района не исчерпана и по по-прежнему остро нуждается в притоке инвестиционных ресурсов для структурного и технологического обновления экономики, развитие основных базовых отраслей - сельского хозяйства и промышленности. Район имеет потенциал для ускоренного развития животноводства, а также потенциал для развития строительной индустрии.
Объем инвестиций в экономику района
N п/п |
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Объем инвестиций - всего по району, млн. руб. |
651,2 |
997,3 |
476,1 |
2388,8 |
1785,8 |
Экономическая деятельность
Отраслевая структура по хозяйственным видам экономической деятельности в районе по итогам 2013 года имеет следующий состав:
Хозяйственные виды экономической деятельности |
млн. руб. |
Удельный вес, % |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1723,8 |
62,1 |
Обрабатывающие производства |
343,7 |
12,4 |
Производство и распределение, газа и воды |
5,0 |
0,1 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
672,4 |
24,2 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг населению |
28,0 |
0,2 |
Развитие промышленности
Промышленность Моршанского района в разряде крупных и средних предприятий обозначена следующими производствами:
* пищевая и перерабатывающая промышленность; ООО "Моршанский медбиохимический комбинат", ОАО Маслозавод "Моршанский").
* машиностроение и металлообработка; (Коршуновский литейно-механический завод).
* лесная и деревообрабатывающая промышленность; (Моршанский и Серповской лесхозы).
Анализ производства промышленной продукции на предприятиях района за ряд предшествующих лет показывает что, несмотря на прекращение деятельности на Волковском и Хлыстовском спиртзаводах, прошедшие кризисные явления 2009 - 2010 годов, в отрасли произошли позитивные изменения, позволяющие наращивать объемы производства. В качестве приоритета развития экономики района выступает более динамичное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, на основе ускоренного инвестирования в данную отрасль. Открыто новое производство на базе бывшего Волковского спиртзавода - ООО "Моршанский медбиохимический комбинат".
Положительные изменения происходят в ЗАО Маслозавод "Моршанский". При снижении объемов производства в 2010 - 2012 годах, в 2013 году рост к уровню 2012 года составил 102,7%. На увеличение объемов производства повлияло изменение номенклатуры выпускаемой продукции, освоение новых производств. Реализуются мероприятия по модернизации производства, что приведет к увеличению объемов выпускаемой продукции и увеличению рабочих мест.
В машиностроении и металлообработке (ОАО "Коршуновский литейно-механический завод") отмечался планомерный рост объемов производства на протяжении 2009 - 2013 г.г. За данный период объем производства увеличился более чем в 2,5 раза. Из-за реформирования в ОАО "Российские железные дороги", а продукция КЛМЗ востребована в основном данным заказчиком, потребность в продукции уменьшилась.
Производство промышленной продукции в лесных хозяйствах в основном связано с переработкой пиловочника, выпуском пиломатериала и погонажных изделий. Объемы производства увязаны с уровнем спроса и предложения.
В связи с уменьшением количества крупных и средних предприятий в промышленности района за период 2009 - 2012 годов, произошло снижение численности занятых в данной сфере экономики района, с 687 чел. в 2009 году до 471 чел. в 2012 году. В 2013 году численность работающих увеличилось за счет начала производственной деятельности в ООО "Моршанский медбиохимкомбинат".
Среднемесячная заработная плата за период 2009 - 2013 годов увеличилась в 2,1 раза и составила на конец 2013 года 18108,5 рублей.
Уровень развития сельского хозяйства
На территории района работает 17 сельскохозяйственных предприятий. (с учетом ООО("ТерраДеЛюкс") ООО "АгроСтройМ". Среднемесячная заработная плата возросла с 2012 г. на 33% за 9 месяцев 2014 года составила 13976 рублей.
В 2013 году число прибыльных хозяйств составило 12 из 15. Убыточные хозяйства: ООО "Моршанск-Агро-Инвест", ФГУП "Ракшинское" и ПК рыбхоз "Кашма".
В 2012 году убыточных хозяйств было шесть.
Посевная площадь в Моршанском районе за анализируемый период (2012 г.-2013 г.) возросла на 9,8 т. га или на 22,3 %. В структуре посевных площадей основную долю занимают зерновые культуры, которые составляют 65%, доля подсолнечника в 2014 году составила 14%.
В текущем году в районе увеличились посевы кукурузы на зерно, рапса и сои.
В 2013 году во всех категориях хозяйств валовой сбор зерна составил 121,4 тыс. тонн., что в 2 раза выше урожая 2012 года, средняя урожайность составила 31,6 центнеров с гектара. В 2014 году урожай зерновых ожидается не ниже уровня прошлого года.
В текущем году в районе работает ООО "ТерраДеЛюкс", которое разработало ранее неиспользуемые земли на площади 7,8 т. га.
В ООО "Моршанск-Агро-Инвест" ведется строительство комплекса по приемке, очистке и сушке зерна мощностью 100 тн. в час.
В районе имеется 7 площадок под строительство комплекса по выращиванию свиней.
Ведется активная работа по развитию предпринимательского сектора частного подворья. С 2012 года по 2014 год получены 8 грантов на поддержку начинающих фермеров.
Также получен грант на развитие семейных ферм. За счет этого гранта на базе КФХ Дубовицкий Андрей Андреевич поставлен модульный цех по переработке молока, закупленного у населения и фермерских хозяйств.
Большую помощь КФХ и населению оказывает 2 кооператива "Кооператор", "Единство" и МУП "Агентство по развитию предпринимательства района".
КФХ "Алтухов" в 2013 году перешел на альтернативное животноводство, закупив скот черно-пестрой породы. Молоко реализует населению через розничную сеть.
Государственная поддержка сельхоз товаропроизводителей в форме субсидий возросла на 43%.
Растут и показатели эффективности. Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе возрос с 58,8% до 80 %.
Потребительский рынок и развитие малого предпринимательства
|
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
%2013 к 2009 |
1. |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
544,1 |
577,7 |
595,6 |
647,9 |
729,3 |
134,0 |
2. |
Оборот розничной торговли на душу населения, руб. |
15771 |
17041 |
17940 |
19874 |
22862 |
144,9 |
На 01.01.2014 года на потребительском рынке района действуют 119 объектов розничной торговли, 49 предприятий общественного питания. которые включают в себя 32 школьных столовых. За 2013 год в данный сектор экономики района вложено инвестиций в объеме 3,8 млн. рублей.
В 2013 году на одного жителя продано товаров на сумму 22,8 тыс. рублей. Оборот розничной торговли составил 729,3 млн. рублей или 134,0 процента в сопоставимых ценах к 2009 году.
Ситуация на потребительском рынке товаров характеризуется устойчивым наращиванием объемов оборота розничной торговли. В структуре розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составляет около 80%, непродовольственных - около 20% общего оборота.
Анализ состояния потребительского рынка свидетельствует о насыщенности торговой сети продовольственными товарами. Население бесперебойно обеспечивается товарами повседневного спроса.
В то же время следует отметить, что показатель объема продаж на душу населения в районе относительно невысокий и объясняется в основном торговлей продовольственными товарами, товарами первой необходимости. Дорогостоящие товары, в т.ч. одежду, обувь, бытовую технику, мебель жители района приобретают в г. Моршанске. На территории района в сфере торговли работают в основном представители малого предпринимательства (малые предприятия и индивидуальные предприниматели). Практически нет крупных и средних предприятий, от которых в первую очередь зависит учитываемый объем товарооборота.
За ряд предшествующих лет на территории Моршанского района отмечается рост количества малых предприятий, основная доля которых - 41,3%, приходится на предприятия торговли, 15,5% - на сельскохозяйственные предприятия, и 10% - на предприятия строительства. Из года в год увеличивается выручка от реализации продукции. Основная доля - 66,7% приходится на предприятия торговли. Численность занятых в сфере малого бизнеса также имеет тенденцию к увеличению. Соответственно увеличивается и процент занятых малым бизнесом в общем количестве работающих во всех сферах экономики района с 10,6% в 2009 году до 13,5% в 2013 году.
Газификация, водоснабжение, электроснабжение и жилищное строительство
Развитию газификации населенных пунктов в районе уделяется большое внимание.
Район активно участвует в программах развития газификации за счет всех источников финансирования.
В 2013 - 2014 годах строительство межпоселковых газопроводов высокого давления осуществляется по линии ООО "Газпром межрегионгаз". К селам Темяшево (9.1 км), Весёлое (4.1 км) газ подведен, идет подключение домовладений. Строительство газопровода к пос. Зелёный Бор(6.4 км) завершается, в текущем году намечено подключение квартир. Идет строительство газопровода к с. Чернитово, Рысли, Княжево (17.6 км).
В мероприятия федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2020 годы и на период до 2020 года" на предоставление субсидий из федерального бюджета включены строительство уличных газопроводов по селам Дъячи, Самодуровка, Носины и пос. Красный (Новотомниково).
В 2013 году введено в эксплуатацию 14,5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. Жилищное строительство - это фактор, во многом определяющий социально-экономическое и демографическое развитие территорий, а также создание необходимые инфраструктурных условий: газ, вода, дороги. Задача администрации - продолжить успешную работу в этом направлении.
Всего начиная с 2009 года построено 69,1 тыс. кв. метров жилья за счет средств населения, проложено 167 км. газовых сетей, газифицировано 997 квартир. Уровень газификации района на 01.01.2014 года составил 64,9 процента.
Темпы строительства сдерживаются недостаточным бюджетным финансированием и отсутствием средств у населения.
Строительство и реконструкция объектов водоснабжения в районе одна из приоритетных задач. Своевременная подготовка проектной документации на строительство и реконструкцию сетей водопровода, скважин и водонапорных башен позволяет принимать участие в областных и федеральных программах. За период 2009 - 2013 годов в районе построено и введено 32,2 км. водопроводных сетей.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в районе разработана и утверждена муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Моршанском районе Тамбовской области на 2014 - 2020 годы".
В настоящее время проводятся мероприятия по реализации данной программы, а именно: установка приборов учета холодной воды во всех бюджетных организациях района, замена освещения на энергосберегающие лампы.
За счет всех запланированных мероприятий по улучшению энергетической эффективности на территории района ожидается ежегодное снижение удельной величины потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах и муниципальными бюджетными учреждениями не менее чем на 3 %.
Дороги и транспорт
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в границах района составляет 558,3 км.
Автомобильные дороги представлены участком дороги федерального значения "Тамбов - Шацк", с асфальтовым покрытием и внутрихозяйственными дорогами местного значения.
За счет различных источников выполнялись работы по содержанию автодорог муниципального значения и автодорог сельских поселений. Произведен ремонт автодороги "Тамбов - Шацк" - Мутасьево, протяженностью 5,7 км, и автодороги по селу Мутасьево протяженностью 2,1 км. За счет средств федерального и областного бюджетов начаты работы по реконструкции автодороги Тамбов - Шацк на участке с 93 км по 109 км.
Вместе с тем денежных средств в дорожный комплекс района явно недостаточно.
Развитие сети автомобильных дорог, их качество неразрывно связано с вопросами транспортной доступности населения. В настоящее время администрацией района заключены договоры на перевозку пассажиров с четырьмя автотранспортными предприятиями и одним индивидуальным предпринимателем. Определены маршруты и график движения автобусов. Организовано движение пассажирского автотранспорта по 22 маршрутам. На всех рейсах отдельным категориям граждан предоставляется право льготного проезда.
Автобусное сообщение ежедневно до г. Тамбова, интервал отправления каждый час с 6 - 00 до 18 - 30., время автобуса в пути - 2,0 часа. Расстояние до г. Тамбова 95 км.
В 2013 году перевезено 326,6 тыс. человек пассажиров,
На территории района проходит железная дорога, филиал РЖД "Куйбышевской железной дороги, обслуживается тепловозной тягой. Имеется железнодорожный вокзал 3 класса на станции Моршанск.
Протяженность железнодорожных путей в границах района - 82 км.
Для района в целом железная дорога удовлетворяет нормативным условиям в части перевозок грузов и пассажиров.
Связь
На территории района число аппаратов сети общего пользования составляет 5384 шт., в том числе домашнего пользования - 4,9 тыс. шт. или 150 аппаратов на 1000 жителей. Услуги сотовой телефонной связи представляют четыре оператора с зоной уверенного покрытия сотовой связью до 75%.
Установлена цифровая АТС, что создает экономические и технические условия для представления универсальных услуг сотовой связи.
В районе в настоящее время действует один провайдер сети Интернет Domolink, обеспечивающий широкополосной, высокоскоростной доступ пользователей в сети.
Население и демография
Моршанский район относится к числу сельскохозяйственных районов области. В виду объективных причин - уменьшения населения за счет естественного снижения прироста, а также отрицательного миграционного сальдо наблюдается уменьшение численности постоянного населения. За период 2009 - 2013 годов, снижение численности - на 7,8%. За этот же период родилось 1527 человек и умерло 3535 человек, естественный прирост отрицательный (2008 человек). Превышение количества умерших над количеством родившихся в 2,3 раза, в среднем по области этот показатель составляет 1,8 раза. Коэффициент естественной убыли на 1000 человек населения в 2013 году составил - 11,2 промилле, в динамике последних пяти лет произошло уменьшение показателя на 1,4 промилле. Миграционный прирост за 2009 - 2013 годы имеет отрицательное значение и составил 1154 человека.
Численность постоянного населения на 01.01.2014 года составила - 31,8 тыс. чел., из них трудоспособного 17,5 тыс. чел., занято в экономике 6,2 тыс. чел., пенсионеров - 9,8 тыс. чел., детей - 4,5 тыс. чел.
Показатели численности постоянного населения и демографической ситуации за 2009 - 2013 годы
N п/п |
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2013 к 2009, % |
1. |
Среднегодовая численность постоянного населения, всего |
34,5 |
33,9 |
33,2 |
32,6 |
31,8 |
92,1 |
|
в т.ч. - в трудоспособном возрасте |
19,4 |
18,9 |
18,5 |
18,1 |
17,5 |
90,2 |
|
- пенсионеров |
|
|
|
|
|
|
|
- мужчин |
16,0 |
15,6 |
15,4 |
15,2 |
14,9 |
93,1 |
|
- женщин |
18,5 |
18,2 |
17,8 |
17,5 |
17,0 |
91,9 |
2. |
Естественный прирост(+), убыль(-) |
-436 |
-436 |
-405 |
-374 |
-357 |
|
3. |
Количество родившихся, чел |
339 |
326 |
300 |
284 |
278 |
82,0 |
4. |
Количество умерших, чел |
775 |
762 |
705 |
658 |
635 |
81,9 |
5. |
Коэффициент естественного прироста(убыли) на 1 тыс. населения |
-12,5 |
-12,8 |
-12,1 |
-11,4 |
-11,1 |
|
6. |
Миграционный прирост (+,-) |
-4 |
=238 |
-232 |
-240 |
-440 |
|
7. |
Коэффициент миграционного прироста, чел. на 1 тыс. населения |
-0,1 |
-7,0 |
-6,9 |
-7,3 |
-13,6 |
|
Уровень жизни и занятость населения
Численность экономически активного населения ежегодно снижается. В 2013 году этот показатель равен 14,6 тыс. человек. Это меньше чем было в 2012 году на 500 человек. Число занятых в экономике по сравнению с 2009 годом уменьшилось на 3,9%.
В сельском хозяйстве занято почти 25,2% работающих от численности занятых в экономике. В торговле и общественном питании занято 13,3 процента работающих, в здравоохранении и образовании 17,4%. Численность официально зарегистрированных безработных уменьшается. По состоянию на 01.01.2014 года - 136 человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы в 2013 году составил 1,2 процентов против 2,8 процентов в 2009 году.
В Моршанском районе отмечается в целом невысокий уровень жизни и большая разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Сохраняется разница в доходах между разными отраслями экономики и социальной сферы.
В динамике структуры населения Моршанского района по величине денежных доходов в последние годы отмечается уменьшение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В структуре использования денежных доходов населением района основную долю занимают расходы на покупку товаров и оплату услуг, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению.
Среднемесячная заработная плата по району за 2013 год составила 17212,0 рублей и возросла по сравнению с 2012 годом на 130,5 процента, по сравнению с 2009 годом увеличилась на 196,8 процентов. По уровню среднемесячной заработной платы район занимает 12 место в области среди районов.
Численность работающего населения района на 1 января 2014 года составила 6,2 тыс. человек. В экономике района в январе-декабре 2013 года трудилось 5,8 тыс. человек или 93,5%. Ситуация в трудовой сфере района в последние года изменилась. Имея все возможности для реализации крупных инвестиционных проектов, но отсутствие потенциальных инвесторов сдерживает развитие инвестиционного климата в районе. Значительная часть населения в трудоспособном возрасте работает за пределами региона. Реализация Программы самозанятости населения в 2009 - 2011 годах имела положительный результат. В этот период отмечался рост занятых в сфере малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей. В рамках самозанятости собственное дело в 2011 году организовали 142 предпринимателя без образования юридического лица, ими создано 167 дополнительных рабочих мест. В основном новые предприниматели взялись за организацию личного подсобного хозяйства и оказание бытовых услуг. Изменение законодательства в части платежей в бюджет в сторону увеличения, привело к снижению занятых в данном секторе экономики.
Социальная инфраструктура
Общее и дошкольное образование
Основным приоритетом развития системы образования района является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития.
В течение ряда лет в районе проводится политика, направленная на реструктуризацию всей системы образовательных учреждений, на создание как можно большему количеству детей условий для получения полноценного качественного образования.
В районе практически завершена работа по формированию сети образовательных учреждений. На 01.09.2014 года система общего образования района представлена 4 образовательными учреждениями с правом юридического, 28 филиалов, 16 дошкольных образовательных организаций, 2 учреждения дополнительного образования детей.
По сравнению с 2009 годом численность обучающихся сократилась на 142 человека, численность воспитанников дошкольных учреждений и групп дошкольного образования в школах увеличилась (2013 г. - 765 чел.; 2009 г. - 523 чел.).
Реорганизация малочисленных сельских школ в филиалы позволила обеспечить предоставление вариативных образовательных услуг в большинстве населенных пунктов и создать условия для привлечения сельских школьников в базовые школы. Реализация программы "Школьный автобус" обеспечивает подвоз в базовые школы 569 детей на 22 школьных автобусах по 19 школьным маршрутам.
В ходе реализации Программы осуществлялись мероприятия, направленные на обеспечение доступности качественного образования всем категориям обучающихся.
В районе оценкой качества образования охвачены все ступени общего образования. Ключевой процедурой оценки учебных достижений обучающихся стал единый государственный экзамен. В 2013 году по результатам единого государственного экзамена все выпускники 11 класса (92 чел.), получили аттестат о среднем общем образовании.
В системе образования района работают 407 педагогических работников, что на 9 человек меньше чем в 2009 году. Анализ кадрового состава показывает, что на протяжении отчетного периода количество педагогических работников уменьшается в связи с уходом на пенсию и переменой места жительства. Из общего количества педагогов 86,9 % имеют высшее образование. Средний возраст педагогических работников района - 48 лет.
Качество кадрового потенциала остается актуальной проблемой: сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров). В настоящее время в общеобразовательных учреждениях района работают 18 молодых специалистов.
Реализация программы модернизации общего образования позволила решить одну из актуальных проблем в сфере общего образования - создание в общеобразовательных учреждениях материально-технических условий, соответствующих современным требованиям и улучшить условия обучения обучающихся.
Здравоохранение
Сеть медицинских учреждений района представлена тремя филиалами ТОГБУЗ Моршанская ЦРБ" и 38 ФАПами. Медико-санитарная помощь населению района оказывается по территориальному принципу участковыми врачами-терапевтами, врачами общей практики, и фельдшерами ФАПов. В районе существует потребность в квалифицированных специалистах-врачах и среднем медицинском персонале. Данная проблема частично решается за счет реализации на территории района муниципальной программы по переселению соотечественников из-за рубежа. За последние два года в район приехали два врача и фельдшер. Число врачей всех специальностей 21, среднего медицинского персонала 117 чел. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений района составляет 340 посещений в смену, обеспеченность койко-местом составляет 30 ед.
Культура
На 01.01.2014 года в районе функционируют: муниципальное бюджетное учреждение культуры "Районный центр культурно-досуговой деятельности", в составе которого 17 филиалов; муниципальное бюджетное учреждение культуры "Межпоселенческая центральная библиотека Моршанского района", в составе которой 18 библиотек-филиалов; муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей Районная школа искусств. В 2010 году проведена оптимизация сети учреждений культуры. Из 88 учреждений культуры на территории района было сформировано 2 муниципальных бюджетных учреждения культуры. В результате оптимизации штатная численность работников учреждений культуры с марта 2012 года по настоящее время уменьшилась на 76,5 штатных единиц.
Среднемесячная заработная плата работники клубного типа с 6 466 рублей в 2011 году, увеличилась до 16 921 рублей в августе 2014 года (средняя заработная плата за 3 года увеличилась на 10 455 рубля или в 2,6 раза).
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности, как учреждениями клубного типа, так и библиотеками составляет 100%.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Решение Моршанского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 28 ноября 2014 г. N 143 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.