Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к государственной программе
Тамбовской области "Развитие здравоохранения
Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение системы здравоохранения" (далее - Подпрограмма)
30 июня, 18 сентября, 31 декабря 2014 г., 30 марта 2015 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 марта 2015 г. N 314 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Подпрограммы
Основание для разработки |
Пункт 2 "г" Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 N 614-р "Об утверждении комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года" |
Заказчик-координатор Подпрограммы |
Администрация области |
Разработчик Подпрограммы |
Управление здравоохранения области |
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Управление здравоохранения области |
Соисполнители Подпрограммы |
Управление образования области; управление сельского хозяйства области |
Цели Подпрограммы |
Совершенствование и перспективное развитие обеспеченности системы здравоохранения Тамбовской области медицинскими кадрами, в том числе поэтапное устранение дефицита медицинских кадров и кадрового дисбаланса в трехуровневой системе оказания медицинской помощи; планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников, позволяющее обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению; обеспечение притока врачей и среднего медицинского персонала, позволяющего восполнять естественную убыль медицинского персонала; решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи |
Основные задачи Подпрограммы |
Формирование системы управления кадровым потенциалом сферы здравоохранения; регулирование профессиональной подготовки медицинских кадров с учетом региональной потребности, их оптимального размещения и эффективного использования; создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников; повышение престижа профессии, в том числе за счет создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании; приведение оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи; формирование и расширение системы материальных и моральных стимулов медицинских работников; развитие мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
Обеспеченность врачами, средним медицинским персоналом;
обеспеченность сельского населения врачами, средним медицинским персоналом;
соотношение врачей и среднего медицинского персонала; обеспеченность врачами клинических специальностей;
укомплектованность штатных должностей медицинских организаций физическими лицами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, врачами, средним медицинским персоналом;
количество врачей, прошедших обучение по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе повышение квалификации (из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России), профессиональную переподготовку (из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России);
количество подготовленных специалистов по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе в интернатуре (из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России), в ординатуре (из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России);
количество специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях среднего и дополнительного профессионального образования, в том числе повышение квалификации (из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России), профессиональную переподготовку (из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России);
число лиц, направленных на целевую подготовку по программам: высшего профессионального образования; среднего профессионального образования; послевузовского (интернатура, ординатура) профессионального образования;
доля медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Тамбовской области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения Тамбовской области, в том числе врачей и средних медицинских работников;
доля врачей, имеющих квалификационную категорию, из числа работающих в медицинских организациях Тамбовской области;
доля средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию, из числа работающих в медицинских организациях Тамбовской области; доля аккредитованных специалистов;
число мероприятий по повышению престижа профессии, проводимых на уровне Тамбовской области;
доля медицинских и фармацевтических организаций, перешедших на "эффективный контракт" с работниками; соотношение заработной платы врачей и работников медицинских организаций Тамбовской области, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к средней заработной плате по экономике Тамбовской области;
соотношение заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала медицинских организаций Тамбовской области к средней заработной плате по экономике Тамбовской области;
соотношение заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) медицинских организаций Тамбовской области к средней заработной плате по экономике Тамбовской области;
дефицит специалистов в медицинских организациях области: врачей (в том числе в медицинских организациях, оказывающих населению амбулаторную помощь, в стационарных учреждениях);
среднего медицинского персонала (в том числе в медицинских организациях, оказывающих населению амбулаторную помощь, в стационарных учреждениях);
доля специалистов, получивших жилье, из нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе врачей и среднего медицинского персонала |
Сроки реализации Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в два этапа: 1 этап - с 2013 по 2015 годы, 2 этап - с 2016 по 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Всего: 759107,1 тыс. руб., из них: средства бюджета Тамбовской области (предварительная оценка) 647757,1 тыс. руб., из них: 2013 г. - 76787,8 тыс. руб.; 2014 г. - 86781,8 тыс. руб.; 2015 г. - 97415,0 тыс. руб.; 2016 г. - 56758,6 тыс. руб.; 2017 г. - 56758,6 тыс. руб.; 2018 г. - 93773,9 тыс. руб.; 2019 г. - 87825,0 тыс. руб.; 2020 г. - 91656,4 тыс. руб., внебюджетные средства (предварительная оценка) 7850,0 тыс. руб., из них: 2013 г. - 100,0 тыс. руб.; 2014 г. - 250,0 тыс. руб.; 2015 г. - 550,0 тыс. руб.; 2016 г. - 850,0 тыс. руб.; 2017 г. - 1225,0 тыс. руб.; 2018 г. - 1475,0 тыс. руб.; 2019 г. - 1600,0 тыс. руб.; 2020 г. - 1800,0 тыс. руб., за счет средств обязательного медицинского страхования (предварительная оценка) - 103500,0 тыс. руб., из них: 2013 г. - 23500,0 тыс. руб.; 2014 г. - 40000,0 тыс. руб.; 2015 г. - 40000,0 тыс. руб.; 2016 г. - 0,0 тыс. руб.; 2017 г. - 0,0 тыс. руб.; 2018 г. - 0,0 тыс. руб.; 2019 г. - 0,0 тыс. руб.; 2020 г. - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые итоговые результаты реализации Подпрограммы |
Реализуемые мероприятия Подпрограммы позволят к 2020 году достичь следующих результатов: увеличение уровня обеспеченности врачами на 10 тысяч населения до 32,0; сохранение показателя соотношения врачей и среднего медицинского персонала на уровне 1/3,2; увеличение уровня укомплектованности штатных должностей медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, врачами до 62,2; снижение дефицита врачей и средних медицинских работников в медицинских организациях области, в том числе в медицинских организациях, оказывающих населению амбулаторную помощь и в стационарных учреждениях, до 11,86 и 8,78; увеличение числа специалистов, подготовленных по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, до 1750 человек; увеличение числа специалистов, подготовленных по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования до 2530 человек; увеличение доли медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Тамбовской области, трудоустроившихся в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения Тамбовской области, до 100%; увеличение доли врачей и средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию, из числа работающих в медицинских организациях Тамбовской области до 65,5% и 76,5%; обеспечение к 2020 году аккредитации не менее 80% медицинских и фармацевтических специалистов, занимающихся профессиональной деятельностью; увеличение соотношения средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Тамбовской области до 200%; увеличение соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Тамбовской области до 100%; увеличение соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Тамбовской области до 100% |
Организация контроля за исполнением Подпрограммы |
Контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляется управлением здравоохранения области в соответствии с действующим законодательством |
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
По состоянию на 01.01.2013 в учреждениях здравоохранения Тамбовской области работает 3 160 врачей (2011 год - 3 146 врачей), из них в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, 1 125 врачей (35,6%). Обеспеченность населения Тамбовской области врачебными кадрами составляет 28,2 на 10 тыс. человек населения, что в 1,4 раза меньше чем по Центральному федеральному округу (48,2) и 1,5 раза ниже чем по Российской Федерации (44,1). 28,6% врачей и 12,6% средних медицинских работников лечебных учреждений области - лица пенсионного возраста.
Дефицит медицинских работников отмечен во всех типах медицинских организаций и на всех его уровнях, особенно в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и скорую медицинскую помощь, и составляет 1 849 врачей, в том числе 769 специалистов амбулаторно-поликлинического звена, 929 врачей стационаров, 151 врач скорой медицинской помощи.
Тамбовская область испытывает потребность в таких специалистах как врачи терапевты (140 чел.), педиатры (150 чел.), фтизиатры (52 чел.), рентгенологи (55 чел.), анестезиологи-реаниматологи (122 чел.), патологоанатомы (56 чел.), неврологи (51 чел.), врачи скорой медицинской помощи (151 чел.), психиатры (71 чел.).
Обеспеченность населения Тамбовской области средним медицинским персоналом составляет 87,5 на 10 тыс. человек населения (2011 год - 90,1), в сельской местности 72,1 (2010 год - 74,8). По состоянию на 01.01.2013 в учреждениях здравоохранения Тамбовской области работает 9457 человек среднего медицинского персонала (2011 год - 9 807 чел.), из них в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, 4 746 человек. Дефицит средних медицинских работников в Тамбовской области составляет 3 158 человек
Укомплектованность учреждений здравоохранения области медицинскими кадрами составляет: врачебными кадрами - 84,2% (2011 год - 84,5%), средним медицинским персоналом - 93,2% (2011 год - 93,3%). Наименее укомплектованы врачебными кадрами учреждения здравоохранения г. Котовска, г. Мичуринска, Бондарского, Ржаксинского, Уметского районов, станции скорой медицинской помощи.
В 2012 году в государственные учреждения здравоохранения области прибыло 132 врача, в том числе 69 выпускников высших медицинских учебных заведений, выбыло 137 врачей. Среди основных причин: выход на пенсию (38%), перемена места жительства (23%), переход в другое ведомство (16%), собственное желание (10%), другие причины - занятие коммерческой деятельностью, смерть (13%).
За последние 6 лет уровень оттока врачебных кадров на территории области постепенно снижается (убыль врачебных кадров снизилась с 93 человек в 2010 году до 5 человек в 2012 году), что связано с активным развитием мер социальной поддержки медицинских работников, ростом заработной платы.
Доля аттестованных врачей области в течение последних двух лет снижается и по итогам 2012 года составляет 63,4% от общего числа (1919 человек из 3 028 врачей), среди средних медицинских работников в 2012 году отмечен рост показателя аттестованных до 76,3%, что составляет 7233 человека от общего числа работников (9475 человек).
Управлением здравоохранения области ежегодно заключаются договоры на целевую подготовку специалистов в медицинских высших учебных заведениях Москвы, Саратова, Воронежа, Рязани в рамках утвержденного государственного задания (в 2012 году выделено 74 целевых места для абитуриентов от Тамбовской области, выдано 239 направлений, зачислено 74 абитуриента). В Тамбовской области ежегодно осуществляется подготовка 70 специалистов за счет средств областного бюджета. В настоящее время на всех курсах медицинских ВУЗов по целевым направлениям обучается 848 студентов, в том числе 382 человека за счет средств областного бюджета в Медицинском институте ТГУ им. Г.Р. Державина. С каждым студентом заключен договор на целевую подготовку, предусматривающий материальную ответственность за неисполнение условий договора, а именно трудоустройство и работа в течение 3-х лет в одном из государственных учреждений здравоохранения области.
Подготовка среднего медицинского персонала, в том числе в рамках целевого приема, осуществляется на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее - ГБОУ СПО) "Тамбовский областной медицинский колледж" по специальностям "лечебное дело", "сестринское дело", "лабораторная диагностика", "акушерское дело" (ежегодный целевой набор - не менее 100 абитуриентов). В 2013 году план целевого набора абитуриентов увеличен до 175 человек.
Выпускникам медицинских ВУЗов предоставляются целевые направления для прохождения послевузовской подготовки (интернатура/ординатура) - в 2013 году предусмотрено 192 целевых места в интернатуре и 6 мест в ординатуре медицинских ВУЗов с учетом обращений выпускников медицинских ВУЗов, обучающихся не по целевому направлению, но желающих заключить договор с учреждением здравоохранения области на выделение целевого места в интернатуре/ординатуре и дальнейшее трудоустройство.
В настоящее время доля выпускников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд системы здравоохранения области, и трудоустроившихся по полученной специальности на территории Тамбовской области, составляет 85%.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских и фармацевтических работников ежегодно организуются на базе государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования, в рамках соответствующего государственного задания на оказание государственных услуг по реализации программ дополнительного профессионального образования. Ежегодно повышение квалификации проходят более 3000 медицинских специалистов государственной системы здравоохранения области. В целях более полного охвата врачей дополнительным образованием в г. Тамбове организуются выездные курсы профессиональной подготовки по основным специальностям на базе Медицинского института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - ФГБОУ ВПО) "Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина", что позволит большинству специалистов повысить свой профессиональный уровень с частичным отрывом от основной работы.
Отделение повышения квалификации ГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж" организует циклы усовершенствования для среднего медицинского персонала на базе крупных городских и центральных районных больниц области согласно утвержденному плану и заявкам учреждений здравоохранения Тамбовской области, что позволяет увеличить число обученных средних медицинских работников.
С целью стимулирования притока молодых специалистов в государственную систему здравоохранения области предприняты меры по повышению уровня заработной платы, внедрению системы дополнительных выплат медицинским и фармацевтическим работникам, в том числе трудоустроившимся на селе. Одним из важных аспектов престижа профессии является адекватная оценка обществом, государством роли и труда медицинских работников, отражающаяся, в частности, в уровне их заработной платы.
Одним из основных компонентов реформирования сферы здравоохранения является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом для повышения качества оказываемых населению медицинских услуг.
В системе здравоохранения Тамбовской области установлена отраслевая система оплаты труда, которая обеспечивает зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы без ограничения её максимальным размером. Оплата труда находится в прямой зависимости от объема выполненных медицинских услуг и их качества. Положениями об оплате труда учреждений установлены базовые оклады по профессиональным квалификационным группам, предусмотрена система компенсационных выплат, доплат стимулирующего характера, установлены критерии оценки эффективности деятельности медицинских работников различных звеньев, предусмотрен механизм распределения выплат стимулирующего характера с учетом объемов и качества выполненных работ. Повышение заработной платы работников медицинских учреждений осуществляется с привлечением на эти цели средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций, оптимизации структуры и штатной численности учреждений.
За 2012 год среднемесячная заработная плата работников учреждений здравоохранения составила 12 928 рублей (2011 г. - 10 658 рублей), рост к 2011 году составляет 121,3%:
Наименование должности |
Среднемесячная зарплата на физическое лицо (руб.) |
Рост заработной платы 2012 г. к 2009 г. |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
Работники учреждений здравоохранения, в том числе |
8416 |
9125 |
10658 |
12928 |
153,6% |
Врачи |
17072 |
18915 |
22682 |
25551 |
149,7% |
Средний медицинский персонал |
8214 |
8675 |
10074 |
12125 |
147,6% |
Младший медицинский персонал |
4794 |
5035 |
5428 |
6833 |
142,5% |
С 01 октября 2012 г. в области обеспечена выплата заработной платы с учетом всех выплат не менее 7 тысяч рублей в месяц в зависимости от объема занимаемой ставки и пропорционально отработанному времени. Для каждого учреждения были утверждены целевые показатели уровня заработной платы, для достижения которых проведена серьёзная работа по оптимизации численности работников.
Значительные объемы финансовых вложений в систему здравоохранения области при сохраняющейся дефицитности финансовой обеспеченности, несовершенство структуры отрасли и ее организации, низкая мотивация медицинских работников к эффективному и качественному оказанию медицинской помощи требуют программного принятия действенных мер по дальнейшему преобразованию отрасли, направленных на эффективное расходование денежных средств, повышение качества и доступности медицинской помощи, совершенствование планирования структуры и объемов медицинской помощи, необходимых финансовых ресурсов на ее обеспечение.
С целью улучшения кадровой ситуации в отрасли здравоохранения администрацией области реализуются мероприятия по социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников государственной системы здравоохранения области:
ежемесячная социальная выплата в размере не менее 1 тыс. рублей (на 1 человека) студентам медицинских высших учебных заведений, обучающимся за счет средств федерального бюджета по целевым направлениям для нужд Тамбовской области. По состоянию на 01.01.2013 135 студентов, обучающихся в медицинских ВУЗах по целевым направлениям, получают ежемесячные социальные выплаты в размере 1000 рублей за счет средств областного бюджета;
частичная оплата жилищно-коммунальных услуг медицинскому персоналу учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности. Ежегодно данный вид социальной поддержки получают более 4000 медицинских работников, в областном бюджете на эти цели ежегодно предусматривается более 20 млн. рублей;
предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей молодым специалистам в возрасте до 35 лет, прибывшим после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт (рабочий поселок) или переехавшим на работу в сельский населенный пункт (рабочий поселок) из другого населенного пункта (в федеральном и областном бюджетах на 2013 год предусмотрено 80 млн. рублей);
предоставление служебного жилья по договору социального найма администрациями области, городских округов и муниципальных районов (квартиры и частные дома). В 2012 году муниципальными образованиями области предоставлено 13 жилых помещений по договору социального найма с последующим переходом в собственность медицинского работника, на 2013 год зарезервировано 15 жилых помещений;
предоставление целевых субсидий работникам государственных учреждений здравоохранения области, находящихся в сельской местности, для улучшения жилищных условий в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие села". В 2012 году сотрудники государственных учреждений здравоохранения области, работающие в сельской местности, получили субсидии на покупку или строительство жилья на сумму более 10 млн. рублей. В 2013 году еще 32 человека получат субсидию на приобретение/строительство жилья;
предоставление земельных участков для жилищного строительства медицинским работникам, имеющим высшее (среднее) медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте и(или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт - молодые специалисты, переехавшие на работу в сельские населенные пункты, также имеют право на получение земельного участка для жилищного строительства.
В целях повышения престижа профессии медицинского работника с 2010 года в Тамбовской области проводятся ежегодные конкурсы медицинских работников: конкурс "Доверие" по 8 номинациям, в котором победители определяются по отзывам пациентов, и конкурс "Лучший средний медицинский работник" по 5 номинациям.
Реализованные в 2011 - 2012 гг. в Тамбовской области мероприятия по модернизации государственной системы здравоохранения требуют принятия мер к формированию кадровой политики, позволяющей не только сохранить кадровый потенциал отрасли, но и качественно его изменить, подготовить к выполнению задач, предусматриваемых реформами, оптимально распределить в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи населению Тамбовской области. Необходима концентрация государственного участия в решении следующих проблем:
наличие дефицита специалистов со средним и высшим медицинским образованием;
недостаточный уровень практической подготовки и квалификации медицинских и фармацевтических работников;
недостаточная эффективность закрепления медицинских работников, прежде всего молодых специалистов, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения.
В рамках реализации Подпрограммы планируется продолжить реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых администрацией Тамбовской области, с целью привлечения молодых специалистов в отрасль, в первую очередь, выпускников, подготовка которых осуществлялась в рамках целевого обучения, и сохранения имеющегося кадрового потенциала за счет повышения престижа профессии и мотивации для занятия ими профессиональной деятельностью, в том числе социальная поддержка, предоставление жилья и пр. Закрепление подготовленных кадров на рабочих местах с учетом потребности в конкретных специалистах и обеспечение их социального статуса и благополучия является обязательным условием эффективного функционирования системы здравоохранения в Тамбовской области.
Постановлением администрации Тамбовской области от 18 сентября 2014 г. N 1106 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Мероприятие 1 "Совершенствование и перспективное развитие обеспеченности системы здравоохранения Тамбовской области медицинскими кадрами, в том числе поэтапное устранение дефицита медицинских кадров и кадрового дисбаланса в трехуровневой системе оказания медицинской помощи"
В рамках реализации данной цели будут осуществлены мероприятия по формированию системы управления кадровым потенциалом сферы здравоохранения Тамбовской области, в том числе постоянный мониторинг и анализ состояния кадровых ресурсов сферы здравоохранения области (количественный и качественный состав медицинских и фармацевтических работников), прогнозирование перспективной потребности в медицинских специалистах по результатам годовых статистических отчетов в соответствии с методикой определения потребности в медицинском персонале, необходимом для оказания бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению области, мониторинг текущей потребности в специалистах с высшим и средним медицинским образованием и определение приоритетных направлений подготовки медицинских и фармацевтических работников в соответствии с перспективной потребностью сферы здравоохранения области.
Механизмы реализации данного мероприятия:
сбор и анализ статистических отчетов государственных учреждений здравоохранения области, в том числе с использованием внедренного в работу кадровых служб учреждений программного продукта "Кадры";
определение потребности в медицинских работниках с высшим и средним медицинских образованием;
планирование профессиональной подготовки медицинских специалистов;
ведение регионального сегмента Федерального регистра медицинских и фармацевтических специалистов.
Постоянный мониторинг кадровой обеспеченности государственных учреждений здравоохранения области позволит сохранить соотношение врачей и средних медицинских работников на уровне 2013 года, а также устранить кадровый дисбаланс в распределении работников в трехуровневой системе оказания медицинской помощи населению области.
Мероприятие 2 "Планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников, позволяющее обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи"
В рамках реализации данной задачи будут осуществлены мероприятия по развитию целевой подготовки медицинских кадров для равномерного распределения медицинских специалистов в трехуровневой системе оказания медицинской помощи в Тамбовской области.
В 2013 - 2020 гг. будет продолжено осуществление целевой подготовки медицинских и фармацевтических работников по образовательным программам среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального и областного бюджетов, а также внебюджетных средств с учетом потребности государственных учреждений здравоохранения области в медицинских работниках определенных специальностей.
Механизмы реализации данного мероприятия:
заключение договоров с медицинскими высшими учебными заведениями г. Москвы, Воронежа, Саратова, Рязани на целевую подготовку специалистов для Тамбовской области (не менее 75 абитуриентов ежегодно), в том числе в клинической интернатуре/ординатуре (не менее 100 специалистов ежегодно), в рамках государственного задания, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации для учебных заведений;
заключение государственного контракта на подготовку специалистов для Тамбовской области за счет средств областного бюджета (не менее 50 абитуриентов ежегодно) по итогам торгов;
обеспечение целевого набора специалистов (не менее 150 абитуриентов) в рамках государственного задания для ТО ГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж".
Усиление контроля за выполнением условий целевой подготовки позволит увеличить долю медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Тамбовской области, трудоустроившихся в государственные учреждения здравоохранения области, к 2020 году до 100% от числа поступивших в медицинские высшие учебные заведения в рамках целевой подготовки.
В современных условиях постоянно развивающихся и меняющихся высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний также требуется активное формирование у специалистов практических навыков, необходимых при работе с современным лечебно-диагностическим оборудованием, и широкое внедрение симуляционных технологий, а также организации непрерывного практического обучения медицинских специалистов с использованием современных методик дистанционного образования.
В рамках данного мероприятия планируется организация и обеспечение непрерывного практического обучения медицинских специалистов для нужд системы здравоохранения области с активным использованием современных информационных технологий (средства телемедицины, видеосеминары и конференции, курсы тематического усовершенствования, практическое обучение на рабочем месте и пр.), а также внедрение механизма аккредитации специалистов и его реализация с 2017 года.
Механизмы реализации данных мероприятий:
контроль организации и проведения курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования, в том числе выездных и дистанционных форм обучения, в строгом соответствии с потребностью государственных учреждений здравоохранения на базе факультета повышения квалификации Медицинского института ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина", ТО ГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж";
организация обучения специалистов на центральных базах медицинских высших учебных заведений и учебных заведений дополнительного профессионального образования, в том числе в симуляционных центрах, по предоставляемым путевкам за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания для медицинских высших учебных заведений и учебных заведений дополнительного профессионального образования.
При активном развитии системы симуляционных центров количество обученных специалистов будет увеличено, в том числе по профилю высокотехнологичных видов медицинской помощи, использующих новейшие технологии и достижения современной медико-биологической науки и техники.
Мероприятие 3 "Обеспечение притока врачей и среднего медицинского персонала, позволяющего восполнять естественную убыль медицинского персонала"
Одним из важных аспектов престижа профессии является адекватная оценка обществом, государством роли и труда медицинских работников, отражающаяся, в частности, в уровне их заработной платы.
Одним из критериев оценки деятельности руководителя государственного учреждения здравоохранения Тамбовской области установлен показатель эффективности темпов роста заработной платы работников возглавляемого им учреждения с учетом предусмотренного действующей системой оплаты труда, самостоятельности руководителя в установлении оплаты труда, прежде всего, размеров должностных окладов работников возглавляемого им учреждения. Кроме того, повышение оплаты труда медицинских работников будет связано с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в Тамбовской области разработаны "дорожные карты" по поэтапному повышению заработной платы. Уже в 2013 году заработную плату врачей и среднего персонала в Тамбовской области планируется увеличить соответственно на 16 и 13%, а к 2018 году обеспечить повышение средней заработной платы работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, медицинских организаций, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в области; среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), - до 100 процентов от средней заработной платы в области.
Перевод работников медицинских организаций на "эффективный контракт" направлен на совершенствование механизма оценки деятельности работников и увязки оплаты труда и качества труда. Для реализации данного мероприятия в рамках установленной системы оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Тамбовской области планируется усилить значение стимулирующих выплат и их долю в фонде оплаты труда учреждения. При этом стимулирование работников будет осуществляться исключительно за выполнение установленных целевых показателей эффективности деятельности.
Механизм реализации мероприятия:
разработка и внедрение показателей эффективности деятельности специалистов в соответствии с рекомендуемыми федеральными стандартами при заключении "эффективных контактов" с медицинскими работниками.
Рост уровня средней заработной платы поможет значительно повысить качество оказания медицинской помощи за счет привлечения высокопрофессиональных работников, лучших выпускников медицинских высших учебных заведений. Действующие медицинские работники получат возможность сосредоточиться на основной работе, повысить свою квалификацию, отказаться от совмещения профессий.
Одновременно с мероприятиями по повышению уровня материальной обеспеченности работников отрасли планируется продолжить работу в сфере позиционирования высокого социального статуса работников здравоохранения, формирующих основу российского общества, ориентированного на непосредственное участие в обеспечении функционирования и развития государства за счет достижения и сохранения постоянного высокого качества своей профессиональной деятельности. Необходимо продолжить профориентационную и просветительскую работу среди выпускников школ.
В Тамбовской области будет продолжена практика проведения профессиональных конкурсов среди врачей и средних медицинских работников не только на областном уровне, но и в государственных учреждениях здравоохранения, а также активное участие в федеральных конкурсах профессионального мастерства медицинских работников.
Механизмы реализации мероприятия:
активное проведение профориентационной работы среди выпускников школ, в том числе разработка и распространение информационных материалов, проведение Дней открытых дверей в учебных заведениях, а также экскурсий в государственных учреждениях здравоохранения;
внедрение практики проведения конкурсов профессионального мастерства в государственных учреждениях здравоохранения среди врачей и средних медицинских работников, а также проведение конкурсов среди медицинских работников по отдельным специальностям.
Мероприятие 4 "Решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи"
Закрепление подготовленных кадров на рабочих местах с учетом потребности в конкретных специалистах и обеспечение их социального статуса и благополучия является обязательным условием эффективного функционирования системы здравоохранения Тамбовской области.
В рамках данного мероприятия планируется продолжить оказание социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам государственных учреждений здравоохранения области, в том числе:
осуществление ежемесячной социальной выплаты студентам, интернам, ординаторам медицинских высших учебных заведений, обучающимся за счет средств федерального бюджета по целевым направлениям для нужд Тамбовской области;
частичная оплата жилищно-коммунальных услуг медицинскому персоналу государственных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, будет предоставляться ежегодно 4 000 человек;
предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей специалистам в возрасте до 35 лет, прибывшим после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт (рабочий поселок) или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, будет осуществляться ежегодно в соответствии с потребностью государственных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности;
предоставление служебного жилья по договору социального найма;
предоставление целевых субсидий работникам государственных учреждений здравоохранения области, находящихся в сельской местности, для улучшения жилищных условий в рамках реализации федеральной и областной целевых программ "Социальное развитие села" за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств (собственные средства работников);
предоставление земельных участков для жилищного строительства медицинским работникам, имеющим высшее (среднее) медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте и(или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт.
Механизмы реализации данных мероприятий:
разработка областной нормативной правовой базы для осуществления единовременных компенсационных выплат;
ежегодное утверждение лимитов расходных обязательств бюджета Тамбовской области на оказание социальной поддержки медицинским работникам;
активное информирование медицинских работников о возможной социальной поддержке.
Реализация данных мероприятий позволит к 2020 году увеличить уровень обеспеченности врачами на 10 тысяч населения до 32,0.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 июня 2014 г. N 705 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета области, а также внебюджетных средств.
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы на 2013 - 2020 годы составляет 861 833,1 тыс. рублей, в том числе 163 500,0 тыс. рублей за счет средств обязательного медицинского страхования (20,6%), 690 483,1 тыс. рублей за счет средств бюджета области (78,4%) и 7 850,0 тыс. рублей за счет внебюджетных фондов (1,0%).
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета области на очередной финансовый год и на плановый период.
Подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий Подпрограммы и прогнозной оценке на период до 2020 года за счет средств федерального бюджета и бюджета области, а также внебюджетных средств с указанием главных распорядителей бюджетных средств, представлена соответственно в приложениях N 13, 14 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.