Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к государственной программе
Тамбовской области "Развитие здравоохранения
Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие государственно-частного партнерства" (далее - Подпрограмма)
27 сентября 2013 г., 30 июня, 31 декабря 2014 г., 30 марта 2015 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 марта 2015 г. N 314 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Структура системы здравоохранения Тамбовской области в настоящее время представлена как государственными, так и негосударственными медицинскими организациями. В области функционирует 66 учреждений здравоохранения, находящихся в государственной собственности Тамбовской области общей, мощностью 25559 посещений в смену и общим коечным фондом - 9132 круглосуточные койки. Кроме того, медицинская помощь населению области оказывается в 188 негосударственных медицинских организациях и частных кабинетах.
Конкурентная среда более развита в городских округах и крупных по численности муниципальных районах. В ряде муниципальных образований области (Бондарском, Гавриловском, Мичуринском, Мучкапском, Петровском, Рассказовском, Сампурском, Староюрьевском, Токаревском, Уметском районах) представители частной системы здравоохранения отсутствуют. Наиболее широко частная система здравоохранения представлена в городах Тамбове, Мичуринске, Кирсанове, Рассказово, Моршанске, Котовске.
В настоящее время на территории области функционируют 32 частных многопрофильных медицинских центра, 10 из которых (31%) оказывают только первичную амбулаторно-поликлиническую медико-санитарную помощь.
В части предоставления доврачебной медицинской помощи большая часть организаций частной системы здравоохранения предоставляет услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Наибольшее число частных медицинских организаций оказывают стоматологические услуги населению (40% от общего числа частных медицинских организаций), в 2012 году значительно расширился перечень организаций, предоставляющих косметологические услуги населению (5,4% от общего числа частных медицинских организаций, в 2011 г.-2,7%).
Многопрофильные центры сосредоточены в г. Тамбове и осуществляют амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь населению, как правило, это предоставление консультативных медицинских услуг по профилям: акушерство и гинекология, эндокринология, терапия, неврология, хирургия, а также диагностических услуг по профилям: ультразвуковая диагностика, рентгенология, лабораторная диагностика.
Информация о количестве негосударственных медицинских организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта в 2008 - 2012 гг.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Негосударственная система здравоохранения |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Частные медицинские организации, в том числе: |
27 |
47 |
75 |
111 |
135 |
оказывающие стоматологическую помощь населению |
15 |
20 |
24 |
44 |
54 |
оказывающие только доврачебную медицинскую помощь |
7 |
13 |
29 |
36 |
43 |
санаторные учреждения |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
многопрофильные медицинские организации: в т.ч. |
4 |
12 |
19 |
28 |
32 |
оказывающие первичную медико-санитарную помощь; |
3 |
4 |
5 |
8 |
10 |
оказывающие косметологические услуги населению |
1 |
2 |
3 |
3 |
7 |
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, в том числе: |
23 |
25 |
46 |
50 |
53 |
оказывающие стоматологическую помощь |
18 |
18 |
33 |
34 |
32 |
оказывающие специализированную медицинскую помощь населению |
3 |
4 |
6 |
8 |
13 |
услуги по ультразвуковой, лабораторной, рентгенологической диагностике |
2 |
3 |
7 |
8 |
8 |
Итого |
53 |
75 |
124 |
164 |
188 |
В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Тамбовской области на 2011 - 2012 годы проведена работа по реструктуризации и оптимизации сети учреждений здравоохранения.
С 01.01.2012 все муниципальные лечебно-профилактические учреждения переданы в государственную собственность Тамбовской области, что позволило начать работу по выстраиванию трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Проведена процедура объединения маломощных учреждений, не способных в современных условиях вести самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность и качественно оказывать медицинскую помощь в соответствии с утвержденными стандартами. По состоянию на 01 марта 2013 г. в области функционируют 66 областных государственных учреждений здравоохранения.
Кроме того, на территории субъекта функционируют 6 учреждений здравоохранения федерального подчинения и иной формы собственности:
негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на станции Мичуринск-Уральский открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Моршанск открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Тамбов открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
филиал N 9 федерального государственного учреждения "1586 окружной военный клинический госпиталь Московского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (г. Тамбов);
федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области";
Тамбовский филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова Министерства здравоохранения Российской Федерации".
В настоящее время, несмотря на эффективную реализацию Программы модернизации здравоохранения Тамбовской области, в регионе около 43,1% зданий учреждений здравоохранения области нуждается в капитальном ремонте, остается недостаточным уровень материально-технической базы здравоохранения с учетом утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации порядков оказания медицинской помощи. Износ основных фондов составляет в среднем 58,5%, в том числе медицинского оборудования - 64%. Учитывая значительные для области финансовые средства, необходимые для проведения строительных работ, актуальной проблемой остается строительство новых объектов здравоохранения.
Особую значимость в настоящее время приобретает проблема переработки медицинских отходов. Увеличивается номенклатура применяемых препаратов, объемы и степень опасности отходов, образующихся в результате деятельности медицинских учреждений. Еще в 1979 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отнесла отходы медицинской сферы к группе особо опасных и указала на необходимость создания специализированных служб по их уничтожению и переработке.
Все лечебно-профилактические учреждения вне зависимости от их профиля и коечной мощности в результате своей деятельности образуют различные по фракционному составу и степени опасности отходы, поэтому в каждом из них должна быть организована система сбора, временного хранения, обработки и транспортирования отходов. Медицинские отходы требуют особого внимания и специальной переработки, так как в них кроется опасность для человека, обусловленная наличием в их составе возбудителей различных инфекционных заболеваний, токсических, а нередко и радиоактивных веществ.
За 2012 год на территории Тамбовской области было образовано 6580,82 тонны медицинских отходов всех классов. Отходы класса А, не представляющие эпидемиологической опасности, могут быть захоронены на полигоне твердых бытовых отходов и составляют 70 процентов или 4606,57 тонны. Отходы классов Б и В составляют до 20 процентов (1316,16 тонн). И согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 нуждаются перед захоронением в обеззараживании и деструкции.
В 27 лечебно-профилактических учреждениях области обеззараживание отходов производят с применением промышленных автоклавов или химическим способом, в 44 лечебно-профилактических учреждениях обезвреживание производят только химическим методом, деструкция отходов при этом не производится. Только в Тамбовском областном противотуберкулезном диспансере установлен утилизатор, обеспечивающий обезвреживание и деструкцию (измельчение) отходов.
Таким образом, практически во всех лечебно-профилактических учреждениях области отсутствует специализированное оборудование по утилизации отходов. Система обращения с медицинскими отходами требует совершенствования, так как не всегда обеспечивает правильный сбор, обеззараживание и безопасное захоронение отходов или использование их в качестве вторичного сырья.
Средств на финансирование всех потребностей отрасли, учитывая объем необходимых преобразований, недостаточно. Несмотря на рост объемов финансирования Программы государственных гарантий в 2012 году на 12%, что составило 5,554 млрд. рублей, дефицит стоимости Программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи по отношению к федеральным нормативам составил 30,2%.
Одним из эффективных направлений в решении перечисленных проблем, является активное привлечение в отрасль частных инвестиций под гарантии государства с помощью механизма государственно-частного партнерства, в том числе обеспечивающих допуск к оказанию медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей.
Государственно-частное партнерство в здравоохранении представляет собой договорное взаимовыгодное предполагающее перераспределение рисков между партнерами сотрудничество публично-правовых и частно-правовых субъектов в сфере оказания потребителям медицинских услуг, осуществляемое наиболее эффективными способами для привлечения дополнительных источников финансирования.
Примером государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения может служить приобретение у частного партнера на долгосрочной основе высококачественных услуг, например:
строительство, оснащение нового или модернизация существующего лечебно-профилактического учреждения;
обслуживание и эксплуатация инфраструктуры лечебно-профилактического учреждения;
медицинские услуги в рамках Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
В свою очередь частный партнер обязуется оказывать услуги в соответствии с критериями установленного государственного заказа, а также поддерживать, модернизировать или создавать новые активы, необходимые для поддержания качества и количества предоставляемых услуг.
При организации оказания медицинской помощи на основе государственно-частного партнерства учитываются интересы трех сторон - государства, частного сектора и населения. При этом каждый участник приобретает свои преимущества при реализации проекта на основе государственно-частного партнерства. Если управление объектом здравоохранения находится у частной медицинской организации, то государство снимает с себя проблемы, связанные с обслуживанием оборудования, закупкой расходных материалов и содержанием здания. Частная медицинская организация - помимо дополнительных доходов от поставки своих услуг по государственным заказам, расширяет поле деятельности, осуществляет позитивную социальную рекламу, в конечном же счете выигрывает население как потребитель создаваемых более качественных медицинских услуг.
Взаимодействие бизнеса и государства в сфере здравоохранения, формирование развивающихся на инновационной основе видов сотрудничества и интеграции интересов государства, бизнеса и пациентов - это одно из важнейших направлений в развитии здравоохранения.
Применение государственно-частного партнерства в системе здравоохранения позволит определить следующие преимущества такого сотрудничества:
уменьшить инвестиции в строительство зданий и покупку оборудования - за счет использования имеющихся ресурсов частного здравоохранения;
обеспечить возможность осуществления общественно-значимых проектов в наиболее короткие сроки;
повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты;
обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств, привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий;
как следствие - повысить качество обслуживания пациентов.
Таким образом, переход к использованию государственно-частного партнерства позволит улучшить ситуацию в системе здравоохранения области за счет дополнительных источников инвестиций, оптимизировать расходы и создать условия для технологического прорыва и стабильного развития отрасли, создать конкурентную среду, расширить выбор пациентом медицинских организаций, что приведет к повышению качества и доступности медицинской помощи. Различные формы взаимодействия при государственно-частном партнерстве как основа для формирования оптимальной модели функционирования системы здравоохранения позволят обеспечить приведение в соответствие имеющиеся финансовые ресурсы объемам государственных гарантий и эффективное адресное использование ресурсов здравоохранения. Объединение усилий и ресурсов государственного сектора и частных партнеров приведет к мощному, глобальному улучшению всей системы здравоохранения.
В настоящее время в области создана определенная нормативная правовая база, устанавливающая основы правового регулирования, формы, порядок и условия участия области в проектах государственно-частного партнерства.
Активно ведется работа по привлечению частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства для строительства ряда объектов здравоохранения:
хирургического корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной клинический противотуберкулезный диспансер";
хирургического корпуса Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Моршанская центральная районная больница";
здания стационара Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кирсановская центральная районная больница";
здания территориальной поликлиники в новом строящемся микрорайоне города Тамбова;
здания государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер";
здания стационара Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская центральная районная больница";
здания реабилитационного центра.
Строительство данных объектов позволит ускорить внедрение Порядков оказания медицинской помощи населению области по соответствующим направлениям, а также будет способствовать дальнейшему развитию медицинской реабилитации. Использование реабилитационного потенциала пациента в конечном итоге позволит снизить показатели среднего пребывания на листе временной нетрудоспособности и первичного выхода на инвалидность.
Достаточно эффективно в области развивается ряд направлений в рамках государственно-частного партнерства.
С начала текущего года Тамбовский филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова Министерства здравоохранения Российской Федерации" проводит в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования оперативное лечение катаракты с имплантацией искусственного хрусталика, глаукомы и заболеваний сетчатки глаза с помощью лазерных технологий, а также обследования пациентов на современном диагностическом оборудовании. Выполнено 302 операции и 450 диагностических обследований.
С ростом на рынке медицинских услуг требований к их качеству, классу специалистов и надежности технологий достаточно перспективным направлением для здравоохранения является аутсорсинг.
В последнее время аутсорсинг в здравоохранении области успешно внедряется:
стирка белья в специализированных прачечных;
передача выполнения технического обслуживания, ремонтов зданий и оборудования сторонним организациям;
централизованное выполнение диагностических исследований;
передача функции охраны.
Ведутся работы по организации в области комбината общественного питания с привлечением иностранных инвесторов, что позволит передать на аутсорсинг функции по питанию пациентов, находящихся в круглосуточных стационарах.
В перспективе будут развиваться такие направления как привлечение в качестве консультантов сотрудников других организаций, пользование централизованными или сторонними автобазами, привлечение обслуживающего персонала из специализированных организаций, а также клининговые услуги.
Особое значение для развития государственно-частного партнерства, успешной реализации проектов имеет уровень подготовки и квалификации специалистов-организаторов, участвующих в подготовке и проведении данной работы.
Государственным служащим необходимы знания теоретических основ федеральной и региональной нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства, организации проектов, включая финансовый анализ, управление рисками, использование информационных и маркетинговых технологий при реализации данных проектов, изучение деятельности институтов развития государственно-частного партнерства и перспектив государственно-частного партнерства в России, а также анализ российской и зарубежной практики реализации успешных проектов государственно-частного партнерства. В целях реализации мероприятий Подпрограммы планируется подготовка и ежегодное повышение квалификации государственных служащих в соответствующих образовательных учреждениях.
Постановлением администрации Тамбовской области от 31 декабря 2014 г. N 1747 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Мероприятие 1 "Развитие государственно-частного партнерства и внедрение механизмов "управляемой конкуренции"
В рамках поставленной задачи будут проводиться следующие мероприятия.
В целях улучшения доступности населения области к медицинским услугам, повышения качества медицинской помощи, оказываемой населению Тамбовской области, предоставления высокотехнологичных медицинских услуг по диагностике онкологических заболеваний на ранних стадиях, оценки эффективности химиотерапевтического лечения и иных видов диагностики методом позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии, в рамках соглашения, заключенного между администрацией Тамбовской области и ООО "ПЭТ-Технолоджи", реализуется проект по созданию центра позитронно-эмиссионной томографии (далее - ПЭТ-центр). В настоящее время ПЭТ-центры созданы в рамках государственно-частного партнерства в г. Москве, Санкт-Петербурге и жители Тамбовской области обследуются в них на платной основе по направлению федеральных онкологических центров или самостоятельно.
На территории Тамбовской области ПЭТ-центр будет создан в 2013 году, ежемесячно планируется проведение не менее 125 процедур, при этом общее число процедур для пациентов, будет составлять не менее 1500 в год.
Диагностические услуги позитронно-эмиссионной томографии будут включены в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области. Соглашением определена предельная стоимость услуг позитронно-эмиссионной томографии, включенных в территориальную программу государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи, оказываемых ПЭТ - Центром.
Внедрение данного метода в широкую клиническую практику позволит повысить качество диагностики злокачественных новообразований, эффективно оценивать качество проводимого лечения, оперативно изменяя схему лечения при диагностике прогрессирования, а также прекращая курсы химиотерапии при достижении подтвержденного полного эффекта, что в ряде случаев приведет к экономии средств. Преимуществом планируемого к установке оборудования является совмещение в одном аппарате ПЭТ-сканнера и КТ-томографа, что снизит общую потребность в КТ-исследованиях.
Проведение диагностических исследований методом позитронно-эмиссионной томографии помимо диагностики организма с целью выявления злокачественных образований, позволит в кардиологии проводить диагностику с целью получения информации о жизнедеятельности миокарда неинвазивным путем, распознавать состояния тканей сердечной мышцы и определять показания к операциям на сердце, в неврологии - диагностику с целью выявления на ранних стадиях заболеваний мозга, заболеваний, ведущих к старческому слабоумию, болезни Паркинсона, эпилепсии и др.
В рамках государственно-частного партнерства планируется развитие гемодиализной службы, что позволит кардинально улучшить качество и доступность оказания специализированной медицинской помощи больным, страдающим хронической почечной недостаточностью и остро нуждающимся в проведении процедур гемодиализа.
На территории Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница им. С.С. Брюхоненко города Мичуринска" в 2013 году будет создан центр гемодиализа, который позволит полностью обеспечить потребность пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью и нуждающихся в проведении гемодиализа, проживающих на территории города Мичуринска, Мичуринского, Первомайского, Петровского, Староюрьевского и Никифоровского районов.
Также планируется в 2014 году передача в аренду частному инвестору отделения гемодиализа государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница" на условиях оказания гарантированного объема медицинской помощи больным, страдающим хронической почечной недостаточностью и нуждающимся в проведении процедуры гемодиализа, проживающим на территории Тамбовской области, проведения модернизации медицинского оборудования и увеличения объемов оказываемой услуги.
В 2017 год в связи с увеличением численности пациентов, нуждающихся в процедуре гемодиализа, планируется организация отделения гемодиализа на базе Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уваровская центральная районная больница".
При оказании услуг будут использоваться оборудование и расходные материалы мировых лидеров производства в этой сфере.
Несмотря на приобретение значительного количества медицинского оборудования в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Тамбовской области, сохраняется существенная нагрузка на областной бюджет в части приобретения дорогостоящего оборудования и проведения ремонтных работ. Инвестиционный проект позволит съэкономить# значительные бюджетные средства, необходимые на плановую замену изношенного оборудования, а также на дополнительное приобретение аппаратов "Искусственная почка" с целью обеспечения возрастающей потребности в данном виде помощи.
Частные диализные центры будут функционировать в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, исключая дополнительное бюджетное финансирование на приобретение дорогостоящего оборудования, проведение ремонтных работ и обучение персонала.
В рамках государственно-частного партнерства планируется строительство хирургического корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной противотуберкулезный клинический диспансер" на 200 койко-мест, что позволит организовать на более качественном уровне оказание специализированной помощи пациентам фтизиатрического профиля в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом и развивать высокотехнологичные методы хирургического лечения туберкулеза.
Мероприятие 2 "Развитие аутсорсинга в здравоохранении Тамбовской области"
В рамках поставленной задачи будут проводиться следующие мероприятия.
Скорая помощь - это социально ответственная сфера, что определяет особую значимость при организации ее деятельности, а с другой стороны развитие государственно-частного партнерства в данном направлении дает широкие возможности для создания резервного автотранспорта и может послужить основой для перехода от государственного обеспечения к частному.
Реализация проекта "Новая скорая помощь", по мнению его организаторов, должна способствовать оптимизации деятельности станций скорой медицинской помощи и решению проблемы обновления автопарка с последующим должным содержанием автомобилей скорой помощи на соответствующем уровне.
В 2012 году проект "Новая скорая помощь" начал успешно реализовываться в России, запущены подстанции в Перми, Уфе, Кирове и Воронеже.
Сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства при реализации проекта "Новая скорая помощь" позволит обновить парк автомобилей скорой помощи в городах Тамбове и Мичуринске. В результате станут более комфортными и безопасными условия транспортировки пациентов и работы медицинских бригад, увеличится оперативность реагирования на вызовы.
Разработка и введение системы обращения с медицинскими отходами является, прежде всего, социальным проектом и требует определенных затрат. В условиях дефицита бюджетного финансирования актуальным является привлечение частных инвестиций для решения вышеописанной проблемы.
В рамках государственно-частного партнерства в соответствии с действующим законодательством планируется реализация инвестиционного проекта по организации централизованного вывоза и обезвреживания медицинских отходов, в рамках которого в период 2 - 3 лет планируется охватить около 72% областных государственных учреждений здравоохранения области. В настоящее время изучается вопрос выбора метода утилизации отходов и поиск потенциальных инвесторов проекта.
Реализация проекта будет способствовать улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в лечебно-профилактических учреждениях и в области в целом.
В любой медицинской организации значительная часть рабочего времени расходуется на функции, не связанные с оказанием медицинской помощи, которые могут быть переданы специализированным организациям в форме аутсорсинга.
Организация горячего лечебного питания в учреждениях здравоохранения области с применением механизма аутсорсинга позволит сфокусировать внимание учреждения здравоохранения на основной деятельности, связанной с предоставлением медицинских услуг, повысить качество питания больных, сократить финансовые издержки.
Передача на обслуживание специализированным организациям котельных учреждений здравоохранения, позволит с помощью привлечения частных инвестиций провести модернизацию источников теплоснабжения и системы отопления с использованием энергоэффективного оборудования и технологий.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 июня 2014 г. N 705 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется за счет внебюджетных средств (средств юридических лиц).
Объем финансирования Подпрограммы за счет внебюджетных средств (средств юридических лиц) составляет 1 431 500,0 тыс. рублей (100% общего объема средств Подпрограммы).
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации Подпрограммы, а также информация по ресурсному обеспечению и прогнозной оценке расходов на период до 2020 года представлена соответственно в приложениях N 13, 14 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.