Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Комплексная программа
Тамбовской области "Право быть равным" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 10 июня 2013 г. N 604)
20 мая 2014 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 20 мая 2014 г. N 556 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
1.1. Ситуация в Тамбовской области по проблеме детской инвалидности
Численность населения области составляет 1090100 человек, из них в возрасте 0 - 17 лет - 181186 человек.
Число детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья остается высоким. Проблема своевременного выявления и правильно организованного процесса реабилитации и абилитации данной категории детей остается достаточно актуальной.
Так, в 2009 году в области число детей-инвалидов составило 3121 человек, в 2010 году - 2993 человека, в 2011 году - 3200 человек, в 2012 году численность детей-инвалидов несколько сократилась и составляет 2933 человека. Дети-инвалиды составляют 1,6% от численности детского населения.
Основными заболеваниями, вызывающими детскую инвалидность, в области являются врожденные аномалии развития - 23%, психические расстройства - 21 %, из них преобладает умственная отсталость, которая составляет 64%, болезни нервной системы - 19 %.
Несмотря на снижение детской инвалидности в целом по области в 2011 году отмечается незначительное увеличение детей, которым инвалидность установлена впервые. Показатель первичного выхода на инвалидность составил 19,1 на 10000 детского населения.
Нозологические формы болезней в качестве структурной составляющей первичной инвалидности у детей практически не меняются год от года. Основное место в структуре первичной инвалидности занимают врожденные пороки развития и хромосомные нарушения - 31,2%, психические расстройства - 16,8%, болезни нервной системы - 11,2%.
При анализе структуры первичной инвалидности у детей обращает на себя внимание стабильность распределения детей-инвалидов по возрастным группам. Наиболее высокий уровень распространенности инвалидности среди детей до 4-х лет - 46% и от 5 до 9 лет - 25%.
Учитывая, что ранний возраст имеет большие потенциальные возможности коррекционной терапии, своевременная диагностика и прогнозирование нарушений психических и моторных функций у детей этой группы, их коррекция на самых ранних этапах во многом позволяет предотвратить развитие инвалидности.
Советом при главе администрации области по делам инвалидов определено, что решение проблем инвалидности и инвалидов является в Тамбовской области приоритетным направлением государственной социальной политики.
В регионе разработана и принята нормативная правовая база, позволяющая решать вопросы защиты прав детства и предоставления мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С целью формирования доступной среды для детей-инвалидов на территории области создан ряд учреждений социальной поддержки, защиты и социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры. Вводимые объекты оборудуются с учетом посещения их детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
На территории области функционирует дифференцированная сеть образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, включающая:
54 дошкольных образовательных учреждения комбинированного вида;
3 дошкольных образовательных учреждения компенсирующего вида;
11 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, в 2012 - 2013 учебном году в образовательных учреждениях Тамбовской области открыто 128 классов интегрированного обучения.
В 6 муниципальных общеобразовательных учреждениях открыто 24 специальных (коррекционных) класса. 676 детей-инвалидов обучается в общеобразовательных классах.
В случае, когда ребенок с ОВЗ по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. В настоящее время на дому обучается 530 человек.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и лиц из их числа ведется в 24 из 33 учреждений начального и среднего профессионального образования области и в 5 высших учебных заведениях области.
За последние 3 года контингент обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования из категории детей-инвалидов несколько снизился (2010 год - 118 человек; 2011 год - 175 человек; 2012 год - 158 человек). Вместе с тем, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается (2010 год - 211 человек; 2011 год - 237 человек; 2012 год - 212 человек). Обучение осуществляется по 48 профессиям и специальностям, предусмотренным в перечне профессий и специальностей для профессионального обучения инвалидов.
С целью улучшения качества жизни детей-инвалидов, создания условий для реализации индивидуальных программ реабилитации, а также социальной адаптации и социализации в общество в области функционирует сеть областных государственных учреждений и специализированных центров:
Центр инновационной кадровой, технической и технологической политики в сфере подготовки кадров из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий";
Центр социальной адаптации и трудовой подготовки "Шаг к успеху" на базе Инжавинского филиала ТОГБОУ СПО "Аграрно-промышленный техникум";
ТОГКУ СО - детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Мишутка";
ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка";
ТОГКСУ СО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Росинка";
отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия", "Центр социальной помощи семье и детям "Жемчужина леса", "Центр социальной помощи семье и детям "Семейный родник";
отделения по работе с населением, семьями, имеющими детей, реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения, функционирующие в областных нестационарных учреждениях социального обслуживания населения (25 отделений);
сформированы группы для детей с нарушениями умственного развития на базе ТОГБОУ СПО "Многопрофильный колледж".
С 2007 года для детей с ограниченными возможностями здоровья в ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка" реализуется проект "Внедрение технологий раннего вмешательства" при участии специалистов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Соответственно проведена работа по подготовке педагогического персонала по специальным программам. За 2010 - 2012 годы в Центре развития и коррекции г. Москвы прошли обучение 30 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 2 педагога-психолога, музыкальный руководитель.
В рамках реализации данного проекта в ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка" в 2009 году организовано новое подразделение "Лекотека", где работает подготовленный персонал (воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог), они также прошли обучение по программе "Российской Лекотеки", организованное специалистами г. Москвы при поддержке Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Подразделение занимается психолого-педагогической реабилитацией детей и координирует эту работу в группах, обучает персонал.
За 2010 - 2012 годы в целевой группе прошли психолого-педагогическую реабилитацию по данной программе 65 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом данной работы стала положительная динамика развития детей с ограниченными возможностями здоровья: они стали инициативнее в общении, у них расширился спектр эмоциональных проявлений, улучшилась моторика, частично сформировались навыки самообслуживания. 11 детей были переведены из группы с психическими нарушениями в группы общего типа. Уменьшилось количество детей с грубой задержкой психоречевого и физического развития с 38 до 26. За последние годы сократилось количество детей-инвалидов, переводимых в учреждения системы социальной защиты (2010 г. - 4,8%; 2011 г. - 4%; 2012 г.- 2%).
Оказание медицинской помощи детям-инвалидам осуществляется в рамках программы государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год в педиатрических отделениях лечебно-профилактических учреждений области и специализированных отделениях областных учреждений здравоохранения. Высокотехнологичная медицинская помощь детям-инвалидам оказывается в клиниках федерального подчинения в счет квот области. С целью увеличения доступности оказания высококвалифицированной медицинской помощи детям ежегодно проводятся выездные консультации специалистов федеральных учреждений г. Москвы, г. Пензы.
Медицинская реабилитация включает методы лечения основного заболевания и его осложнений, в том числе санаторно-курортное лечение в санаториях области и в санаториях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Ежегодно проводится диспансеризация детей с привлечением педиатров, неврологов, офтальмологов, детских хирургов, отоларингологов, детских стоматологов, ортопедов-травматологов, психиатров, а также лабораторные и функциональные исследования.
По результатам проведенной диспансеризации разрабатывается индивидуальная программа профилактических мероприятий, определяется необходимый объем дополнительного обследования и лечебно-профилактическое учреждение, где будет осуществляться дальнейшее лечение ребенка (территориальные поликлиники, областные или федеральные учреждения).
В области приняты законодательные, нормативные и правовые документы, позволяющие осуществлять социальную помощь и поддержку семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, назначается и выплачивается 22 вида государственных пособий и компенсаций, иных видов социальной помощи. Общая численность граждан, имеющих детей, и получивших меры социальной поддержки в виде ежемесячных (единовременных) выплат в соответствии с Федеральными и областными законами, иными нормативными правовыми актами в 2011 году составила 91,0 тыс. человек, что выше уровня 2010 года соответственно на 9,3 тыс. человек.
На основании мер социальной поддержки, определенных Законом области от 13.12.2005 N 410-З "О государственном социальном обслуживании населения Тамбовской области", 2954 детей-инвалидов (98%) и 2554 семей с детьми-инвалидами (94%) (соответственно в 2010 г. - 2417 детей-инвалидов (85,5%), и 2224 семей (63,5%) воспользовались стационарными, полустационарными и нестационарными формами социального обслуживания. 81 семья, воспитывающая детей-инвалидов, находится на социальном психолого-педагогическом патронаже с предоставлением услуг по CBR- технологии (социализация ребенка инвалида на селе) (2010 г. - 90 семей указанной категории).
В 2011 году в стационарных условиях 316 детям указанной категории были предоставлено специализированное социальное обслуживание (2010 г. - 150 детей, 2009 г. - 204 детей), 1276 детей-инвалидов прошли курс социальной реабилитации в условиях дневного пребывания и по индивидуальным формам обслуживания (2010 г. - 1233 детей-инвалидов, 2009 г. - 1099 детей-инвалидов), 2554 семьям, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлены социальные услуги в виде психолого-педагогических и юридических консультаций, оказана материальная помощь и поддержка (2010 г. - 2224 семьи, 2009 г. - 1827 семей). В установленном порядке предоставляются льготы по проезду в городском транспорте, оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с законодательством области в 2011 году 245 семьям с детьми-инвалидами оказана государственная адресная помощь на сумму 2,7 млн. рублей, в I полугодии 2012 года 183 семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена помощь на общую сумму 1,8 млн. рублей.
В области создано организационно-правовое поле межинституционального взаимодействия, в процессе которого в 2012 году оказана помощь в трудоустройстве 30 родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Улучшение жилищных условий семей, воспитывающих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с постановлением администрации области "О реализации Закона области "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
К мерам социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, также относится предоставление в установленном порядке возмещения по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, организация льготного проезда в общественном транспорте на территории области, выплата пособий, а также юридическая поддержка.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, в Тамбовской области остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни общества - образовании, здравоохранении, социальной сфере.
Актуальность Программы связана с необходимостью комплексного решения проблем детей-инвалидов области, основными из которых являются:
недостаточное обеспечение доступности социальной абилитации и реабилитации детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов;
изолированность семей с детьми-инвалидами и недостаточное включение таких семей в жизнь общества;
интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
недостаточная самореализация родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности;
организация межведомственного взаимодействия и координации деятельности различных структур при решении проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов;
повышение профессионального уровня педагогических работников, задействованных в системе коррекционного образования.
Для решения вышеуказанных проблем в области разработана стратегия единой системы профилактики инвалидности среди детей, основными характеристиками которой являются ее системность, комплексность, динамичность, осуществление дифференцированного подхода, внедрение новых организационно-управленческих механизмов.
Основная цель стратегии - обеспечение реализации права ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья на дружественную ему социальную среду, которая будет достигаться посредством:
разработки и внедрения эффективных технологий работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
создания эффективной системы межведомственного подхода к работе с детьми-инвалидами на всех этапах;
разработки эффективных методов информационного воздействия на население по обеспечению дружественной инвалидам социальной среды, формированию культуры толерантности;
создания на базе учреждений различного типа служб поддержки семей с детьми-инвалидами.
В основе стратегии лежит принцип межведомственного взаимодействия. Ее компонентами выступают органы исполнительной и законодательной региональной власти, организации, учреждения, ведомства, каждый из которых выполняет свои функции.
В целях усиления работы по организации благоприятных условий для жизнедеятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения комплексного подхода со стороны государства и общества, повышения эффективности вложенных средств и ресурсов, определены целевые группы семей и детей:
дети-инвалиды - 2933 человека;
дети до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья - 409 человек;
родители (законные представители) детей-инвалидов - 2181 человек;
работники медицинских, социальных, образовательных учреждений и других учреждений, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги детям-инвалидам - 200 человек;
работодатели - 3 организации;
общественные организации - 3, волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам - 35 человек;
здоровые дети - 2000 человек и их родители - 4000 человек из 10 муниципальных образований области, задействованных в реализации Программы.
Учитывая вышеизложенное, использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Совершенствование системы поддержки детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в области создана многокомпонентная инфраструктура поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специалистами бюро медико-социальной экспертизы области ежегодно освидетельствуются от 2000 до 2500 детей. Для всех детей-инвалидов разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, включающая мероприятия ранней социально-реабилитационной адаптации детей.
Разработан перспективный план мероприятий на 2011 - 2015 годы по реализации индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов как системы мероприятий - совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию ребенка, его оздоровлению и социальной адаптации.
В работе с детьми применяются современные технологии реабилитации детей. С 2007 года в ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка" реализуется проект "Внедрение технологий раннего вмешательства". При участии специалистов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения проведена работа по подготовке педагогического персонала по специальным программам.
В системе психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам и их родителям немаловажную роль играет ТОГБУ "Областная психолого-медико-педагогическая консультация", которое является основой региональной диагностической и консультативной службы. Специалисты данного учреждения не только проводят комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка и определяют образовательный маршрут ребенка, адекватный особенностям его индивидуально-психического развития, но и оказывают методическую, консультативную помощь родителям по вопросам обучения и воспитания детей-инвалидов, обучают родителей практическим методам и приемам коррекционно-реабилитационной работы.
С 2009 года в области востребована такая форма работы с семьями, в том числе воспитывающими детей-инвалидов, как выездные консультационные пункты, организованные на социальных площадках в городах и районах области. Данная работа осуществляется мобильной бригадой специалистов ТОГБУ "Тамбовская областная психолого-медико-педагогическая консультация" и ТОГКСУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия" (педиатр, специалист по социальной работе, психолог, логопед, юрист, социальный педагог) совместно с областными нестационарными учреждениями социального обслуживания населения того муниципального образования, куда осуществляется выезд. В рамках работы консультационного пункта проводится не только информационно-разъяснительная работа, но и организуются обучающие мероприятия с родителями по вопросам детско-родительских отношений, тренинги, семинары для специалистов, предоставляется методический и информационный материал.
Помимо представленных мероприятий специалисты ТОГБУ "Тамбовская областная психолого-медико-педагогическая консультация" систематически на территории муниципальных образований организуют заседание методического объединения "Школа для родителей", где рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, даются практические советы и рекомендации по преодолению семейных проблем, апробируются и совершенствуются современные инновационные технологии, способствующие повышению педагогической и родительской компетентности в вопросах внутрисемейного взаимодействия.
Кроме того, в ТОГКСУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия" функционирует пункт проката технических средств реабилитации (костыли, коляски, ходунки), проводится широкий спектр реабилитационных мероприятий социально-культурной (организация экскурсий, поездок, выставок, концертов, проведение основных церковных и светских праздников) и физкультурно-оздоровительной (посещение бассейна, обследования специалистами детской областной больницы) направленности.
В регионе проводится работа по внедрению новых социальных технологий, способствующих эффективному взаимодействию родителей детей-инвалидов с социальным окружением. В рамках комплексной программы области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы, которая реализуется при участии Фонда поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, внедрена CBR-технология ("Коррекция и социализация ребенка-инвалида на селе") на базе 11 образовательных учреждений и 2 центров социальной помощи семье и детям. Обучение родителей организуется в рамках социального и психологического патронажа и сопровождения семей, который включает в себя работу мобильной бригады (выездные консультационные пункты), оказывающей широкий спектр информационных услуг.
За указанный период координаторами в количестве 99 человек было осуществлено 2750 визитов и консультаций. В результате проделанной работы получила реабилитационную помощь 301 семья (303 ребенка). У 141 ребенка, участвующего в программе, наблюдается положительная динамика в сфере коммуникации, самообслуживания, движения, игры, познавательной активности.
На базе ТОГКСУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям "Жемчужина леса" в стационарных условиях для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, проводится психолого-педагогический курс, направленный на снятие психоэмоционального напряжения и привитие ребенку-инвалиду навыков саморегуляции, формирование у него мотивации к обучению и саморазвитию, уверенности в своих силах и способностях.
Разработаны тренинги, социально-ролевые игры и практикумы для родителей, которые должны способствовать формированию активной жизненной позиции, умения добиваться поставленной цели и взаимодействовать с общественными организациями, государственными и муниципальными структурами, навыков работы с правовыми и официальными документами. Организуются "круглые столы" по проблемам социализации и адаптации как детей-инвалидов, так и их родителей, а также встречи с представителями общественных организаций инвалидов области "Аппарель" и "Надежда".
Дети, страдающие глубокой умственной отсталостью и серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии, в соответствии с заключением центральной психолого-медико-педагогической комиссии, направляются в ТОГКУ СО - детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Мишутка", в котором обслуживается в настоящее время 90 детей, в том числе 70 детей, оставшихся без попечения родителей.
Продолжается работа по увеличению охвата детей-инвалидов системой общего и профессионального образования области.
С февраля 2009 года реализуется региональный проект "Организация дистанционного образования детей-инвалидов в Тамбовской области".
Создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов как структурное подразделение ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования".
В 2012 году в проекте участвовали 208 детей - инвалидов.
Для четкой и грамотной работы по реализации данного проекта осуществляется комплексное обучение педагогов, работающих с детьми-инвалидами в рамках дистанционного образования:
в 2010 году было обучено 8 педагогов;
в 2011 году - 50 педагогов;
в 2012 прошли обучение 75 педагогов.
Помимо обучения детей и педагогов осуществляется обучение на очных курсах по программе "Обучение родителей (законных представителей) детей-инвалидов по поддержке дистанционного обучения их детей".
Центр дистанционного образования осуществляет организационно-техническое сопровождение проекта, методическое обеспечение, информационно-консультационную поддержку его участников, проводит мониторинговые исследования хода реализации дистанционного обучения детей-инвалидов.
В течение 2010 - 2012 годов в области:
проведено обучение детей и родителей основным навыкам использования программно-технических средств и возможностей сети Интернет;
разработаны индивидуальные учебные планы с учетом права родителей на выбор учебных предметов для дистанционного обучения; разработано расписание индивидуальных занятий;
обновлены базы данных детей-инвалидов и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (в том числе дошкольников), обучающихся на дому, а также учителей, обеспечивающих дистанционное образование детей-инвалидов.
По результатам данной работы мониторинговые исследования показывают положительную динамику в развитии познавательных способностей обучающихся, в плане их социализации, формировании положительных эмоциональных стимулов.
В области ведется работа по формированию модели профессиональной подготовки детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности.
Это особенно актуально для обучающихся с нарушением интеллекта, составляющих самую многочисленную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках сетевого взаимодействия ТОГБОУ СПО "Уваровский химико-технологический колледж", ТОГАОУ СПО "Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева", ТОГБОУ СПО "Индустриально-промышленный техникум", ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий" организована допрофессиональная и профессиональная подготовка воспитанников в 6 специальных (коррекционных) школах-интернатах.
За последние 3 года данными видами подготовки охвачено 310 воспитанников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по 10 профессиям (плотник, столяр-строитель, маляр-штукатур, каменщик, швея, художник, вязальщица, изготовитель художественных изделий). С учетом особенностей развития таких детей получение профессиональной подготовки позволяет им в дальнейшем освоить профессию, востребованную на региональном рынке труда.
Построение такой региональной системы профессионального образования идет параллельно с формированием структур, способствующих трудоустройству выпускников данной категории.
Эта работа ведется по целому ряду направлений, среди них наиболее значимы следующие:
создание учебно-производственных структур в учреждениях;
создание централизованного бюро по трудоустройству инвалидов;
организация стажировок выпускников;
оборудование специальных рабочих мест;
создание банка адаптированных программ обучения инвалидов для организации надомной занятости.
Все большее внимание в учреждениях среднего профессионального образования уделяется созданию специальных образовательных условий для профессионального обучения и воспитания обучающихся данной категории:
в учреждениях для работы с данной категорией обучающихся введены ставки психолога, социального педагога, в отдельных учреждениях работают учителя-дефектологи (ТОГБОУ СПО "Колледж торговли, общественного питания и сервиса", ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий");
во всех учреждениях созданы специальные медицинские группы для занятий физической культурой;
организованы занятия в тренажерных залах;
реализуются программы реабилитации детей-инвалидов;
оборудованы и функционируют сенсорные комнаты и комнаты психологической разгрузки (ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий", ТОГБОУ СПО "Котовский индустриальный техникум");
на базе ТОГБОУ СПО "Колледж торговли, общественного питания и сервиса" действует волонтерский отряд "Прометей", который оказывает необходимую помощь детям-инвалидам, тесно сотрудничает с Тамбовским региональным отделением общероссийской общественной организации инвалидов "Ассоциация молодых инвалидов России "Аппарель";
для оздоровления обучающихся данной категории используется санаторий-профилакторий и турбаза ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий".
В то же время существующая система профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не может соответствовать современным требованиям профессиональной адаптации, реабилитации и интеграции в общество молодых людей данных категорий по следующим причинам:
отсутствует единая система профессиональной ориентации;
в имеющихся учреждениях нет необходимых условий для обучения и реабилитации инвалидов;
существуют трудности с созданием условий для организации профессиональной подготовки, прежде всего детей с умственной отсталостью;
учреждения профессионального образования недостаточно укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами, обладающими необходимыми знаниями для организации обучения инвалидов;
отсутствуют структуры, призванные обеспечить трудоустройство выпускников.
В связи с этим представляется целесообразным обеспечить обновление сети центров профессионального образования инвалидов в рамках реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования.
1.3. Создание условий для эффективной деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений области
В Тамбовской области работа по соблюдению права детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на образование ведется в нескольких направлениях. Основными из них являются:
интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения и создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне;
поддержка сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
реализация региональных проектов по созданию новых моделей образовательных учреждений, обеспечивающих право детей на образование.
Образовательные учреждения обеспечивают предоставление детям-инвалидам бесплатного дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
1155 детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 503 детей-инвалидов) обучаются и воспитываются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений представлена 1 муниципальной школой и 10 областными учреждениями (9 школ-интернатов и 1 учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи):
МБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Мичуринска;
ТОГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2" (для глухих детей) с. Красненькое;
ТОГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида" (для слабослышащих детей) (г. Рассказово);
ТОГБОУ "Моршанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (для слепых, слабовидящих детей, детей с тяжелыми нарушениями речи) (г. Моршанск);
ТОГАОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска" (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением интеллекта);
ТОГБОУ "Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (для детей с задержкой психического развития);
ТОГБОУ "Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат" (для детей-сирот с задержкой психического развития);
ТОГБОУ "Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат" (для детей-сирот с нарушением интеллекта);
ТОГБОУ "Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (для детей с нарушением интеллекта);
ТОГБОУ "Уваровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (для детей с нарушением интеллекта).
Кроме того, сеть включает специализированные учреждения (структуры), осуществляющие выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с ограниченными возможностями здоровья, комплексную, всестороннюю диагностику нарушений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей, определение специальных условий развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
ТОГБУ "Областная психолого-медико-педагогическая консультация", на базе которого работает центральная психолого-медико-педагогическая комиссия;
муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии;
психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.
С учетом психофизических особенностей обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях области реализуются специальные коррекционные программы восьми видов для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта.
В 2012 - 2013 учебном году в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается и воспитывается 72 глухих ребенка, 53 слабослышащих и позднооглохших детей, 8 слепых детей, 20 слабовидящих и поздноослепших, 82 ребенка с тяжелыми нарушениями речи, 22 с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 334 с задержкой психического развития, 550 с нарушением интеллекта, с аутистическими формами поведения-31 ребенок.
Содержание образования определяется специальными образовательными программами по предметам коррекционного блока и адаптированными рабочими программами по общеобразовательным предметам, разработанными образовательными учреждениями исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
В целях преодоления отклонений развития воспитанников в образовательном процессе предусмотрено проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ребенка-инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Все дети-инвалиды, нуждающиеся в технических средствах реабилитации, обеспечены ими.
Всем воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется квалифицированная медицинская помощь штатными медицинским работниками школ-интернатов, а также специалистами районных больниц и областной детской больницы.
Все специальные (коррекционные) учреждения ориентированы на создание единого воспитательного пространства, в котором ведущая роль отводится адаптации воспитанников, их трудовому обучению, допрофессиональной и профессиональной подготовке. С этой целью в специальных (коррекционных) учреждениях созданы 10 столярных, 10 швейных, 8 слесарных, 1 штукатурно-малярная мастерские. Пять специальных (коррекционных) образовательных учреждений имеют собственные подсобные хозяйства.
Стратегическим направлением в формировании адаптивно-направленного коррекционного образования в регионе является организация допрофессионального и профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое осуществляется на основании лицензий или на договорной основе с учреждениями среднего профессионального образования в соответствии с особенностями развития детей.
Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающего обучения является воспитательная работа. Педагогические коллективы работают над проблемами создания воспитывающей среды во внеурочное время, индивидуального развития личности ребенка, профилактики правонарушений среди воспитанников и развития их творческих способностей. С этой целью используются современные технологи воспитания, реализуются программы дополнительного образования.
В целях создания оптимальных условий для самореализации творческого потенциала воспитанников в образовательных учреждениях создано более 100 кружков и спортивных секций. Кроме того, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья посещают 27 кружков и секций на базе учреждений дополнительного образования. Общий охват дополнительным образованием составляет 985 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (82,7%).
В случае невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в специальных (коррекционных) учреждениях по медицинским показаниям для них организуется обучение по индивидуальной программе на дому.
В летний оздоровительный период уделяется большое внимание отдыху и занятости детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в июне-июле 2012 года на базе 5 учреждений функционировали лагеря труда и отдыха, в которых отдохнуло 254 воспитанника. В загородных оздоровительных лагерях, санаториях отдохнули 473 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (всего 62%).
1.4. Профессиональная подготовка и сопровождение специалистов, работающих с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов
С целью развития кадрового потенциала реализуются курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья, по 2 программам профессиональной переподготовки: "Логопедия. Сурдопедагогика" и "Менеджмент в социальной работе. Социальная работа с семьей и детьми".
Кроме того, разработаны программы курсов повышения квалификации, на которых ежегодно обучаются до 50 человек. На курсах переподготовки учителей ежегодно обучаются 200 - 250 человек.
ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" совместно с управлением образования и науки области был разработан пакет документов, регламентирующих деятельность стажерских площадок. В качестве стажерских площадок на конкурсной основе выбираются лучшие образовательные учреждения Тамбовской области, реализующие и апробирующие инновационные образовательные программы.
Так в рамках долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" в двадцати образовательных учреждениях создана универсальная безбарьерная среда. В рамках реализации программы образовательные учреждения оснащены специальным коррекционным оборудованием для базовых школ из средств областного и федерального бюджета. Проведены работы по созданию безбарьерной архитектурной среды. В каждом учебном кабинете оборудовано по одному учебному месту для инвалидов.
Инновационные образовательные программы в сфере образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Тамбовской области реализует сеть областных опытно-экспериментальных площадок:
МБДОУ Детский сад N 2 "Алёнушка" (г. Тамбов);
ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий" (г. Тамбов);
ТОГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Рассказово";
ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения";
МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида N 10 "Золотая рыбка" (г. Моршанск);
ТОГБОУ ДОД "Областная детско-юношеская спортивная школа".
На базе МБОУ СОШ N 5 имени Ю.А. Гагарина работает Федеральная стажировочная площадка ФЦПР по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья".
С целью выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта лабораторией коррекционной педагогики и социальной адаптации проводятся мероприятия различного уровня.
В рамках информационного сопровождения в "Тамбов-Вики" (Интернет-ресурс) работает профессиональное сообщество педагогов "Равные возможности", одним из направлений работы которого является "Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья", повышение профессиональной компетентности педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В рамках работы данного направления педагоги обмениваются опытом, размещают методические разработки, с мая 2011 года для активизации сетевого общения открыт раздел "Блоги", где педагоги-дефектологи, логопеды и педагоги - психологи и другие специалисты коррекционных образовательных учреждений размещают свои методические материалы, обмениваются педагогическими находками, размещают информацию касающуюся непосредственно работы с детьми - инвалидами.
На сайте ТОГБУ "Тамбовская областная психолого-медико-педагогическая консультация" работает консультативная линия, на которой работают специалисты высшей категории с целью сопровождения участников образовательного процесса (педагогических работников, родителей) по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Для развития кадрового потенциала ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" реализует курсы для учителей-логопедов, педагогов-дефектологов по программам "Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения речи", "Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность". В 2012 обучено 140 человек, в областных научно-практических семинарах, "круглых столах" и форумах по вопросам создания доступной среды приняли участие более 315 человек.
В программы всех курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации для всех категорий педагогических работников введены обучающие модули "Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях", "Технология разработки программы коррекционной работы".
Специалисты сети базовых учреждений обучились дистанционно в образовательных учреждениях г. Москвы.
1.5. Социальное партнерство в сфере поддержки семей с детьми-инвалидами
Взаимодействие органов государственной власти Тамбовской области и общественных структур, поддерживающих семьи с детьми-инвалидами, осуществляется в рамках размещения у негосударственных некоммерческих организаций государственного социального заказа области на очередной финансовый год и практикуется в регионе с 2006 года.
Постоянными исполнителями государственного социального заказа области, реализующими различные общественные программы по работе с детьми с ограниченными возможностями и с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, являются следующие негосударственные некоммерческие организации:
Тамбовское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд";
Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Ассоциация молодых инвалидов России "Аппарель";
Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз социальных педагогов и социальных работников";
Тамбовская областная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов";
Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих".
Приоритетным направлением деятельности регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" является оказание помощи детям-инвалидам. На протяжении многих лет Фонд реализует благотворительные программы:
"Дар жизни", "Детский диабет", "Теплый дом", "Срочная социальная помощь", "Одаренные дети", "В помощь тебе, выпускник!".
Взаимодействие родителей, воспитывающих детей-инвалидов, с региональными отделениями Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых дает возможность пользоваться услугами специализированных библиотек, расширить круг своего общения. Кроме того, данные организации осуществляют консультирование, оказывают помощь в решении проблем, организуют праздничные мероприятия и предоставляют благотворительную помощь.
Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз социальных педагогов и социальных работников" занимается объединением волонтерских усилий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями.
Все это позволяет говорить о целесообразности решения комплексной проблемы жизнедеятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья программно-целевым методом, поскольку только он сможет обеспечить необходимый для достижения единой цели уровень концентрации административных, социальных, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы:
обеспечение комплексного подхода в создании благоприятных условий, направленных на улучшение жизнедеятельности детей-инвалидов и повышение адаптивных возможностей их семей в условиях межведомственного взаимодействия.
Задачи Программы:
внедрение эффективных организационно-управленческих механизмов в сфере профилактики детской инвалидности в условиях межведомственного взаимодействия;
создание и развитие служб раннего вмешательства, разработка и внедрение технологий комплексной ранней диагностики и реабилитации ребенка в раннем возрасте;
развитие комплекса услуг по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов;
создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их семей в общество;
формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечение внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
3. Система мероприятий Программы
Для достижения обозначенных в Программе цели и задач планируется осуществить комплекс мероприятий (приложение N 1).
Постановлением администрации Тамбовской области от 20 мая 2014 г. N 556 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников: привлечение общественных организаций и спонсорской помощи.
Общие затраты на реализацию Программы в 2013 - 2015 гг. за счет всех источников финансирования составят 157567,218 тыс. рублей:
2013 год - 47370,032 тыс. рублей;
2014 год - 49744,244 тыс. рублей;
2015 год - 60452,942 тыс. рублей;
в том числе:
бюджет области - 116227,6 тыс. рублей:
2013 год - 33369,8 тыс. рублей;
2014 год - 39953,9 тыс. рублей;
2015 год - 42903,9 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 1000,0 тыс. рублей:
2013 год - 200,0 тыс. рублей;
2014 год - 400,0 тыс. рублей;
2015 год - 400,0 тыс. рублей;
средства, запрашиваемые в виде Гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 40339,618 тыс. рублей:
2013 год - 13800, 232 тыс. рублей;
2014 год - 9390,344 тыс. рублей;
2015 год - 17149,042 тыс. рублей.
Объем расходов, предусмотренный на реализацию программных мероприятий за счет средств областного бюджета, включает в себя средства, выделенные на финансирование органов исполнительной власти (управление образования и науки области, управление социального развития области, управление здравоохранения области), а также на финансовое обеспечение учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания семьи и детей, социального обслуживания населения, участвующих в проекте.
Организации, с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты на программные мероприятия, механизм реализации и состав исполнителей, принимают меры по полному и качественному выполнению соответствующих мероприятий.
Возможен объективный риск - негативные тенденции в экономике могут повлиять на доходную часть регионального бюджета, что может сказаться незначительным образом на общем объеме финансирования.
Объемы расходов, предусмотренные на реализацию программных мероприятий, ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
5. Механизм реализации Программы
Механизм выполнения поставленных в Программе задач основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий, составляющих функциональное единство.
Заказчиком-координатором Программы является управление образования и науки области.
Заказчик-координатор Программы:
обеспечивает координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Программы;
проводит мониторинги результатов реализации мероприятий Программы;
представляет отчеты о ходе реализации Программы;
вносит в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы;
организует размещение в электронном виде на сайте управления образования и науки области информацию о ходе и результатах реализации Программы, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Заказчики Программы:
управление образования и науки области;
управление социального развития области;
управление здравоохранения области;
управление пресс-службы и информации администрации области.
Заказчики Программы:
осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
организуют проведение конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
представляют заказчику - координатору Программы свою информацию о ходе реализации мероприятий Программы за отчетный период.
Для реализации мероприятий Программы привлечены исполнители: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования", областные государственные учреждения. Также могут привлекаться общественные организации и средства массовой информации.
ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования":
осуществляет научно-методическое сопровождение реализации мероприятий Программы;
осуществляет научно-методическое руководство опытно-экспериментальной деятельностью в рамках мероприятий Программы.
Органы местного самоуправления:
обеспечивают предоставление своевременной и достоверной информации о ходе реализации мероприятий Программы;
обеспечивают использование средств по целевому назначению.
Взаимодействие заказчика-координатора Программы с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2013 году регламентируется заключаемым соглашением. Размер и порядок перечисления денежных средств, необходимых для реализации мероприятий Программы в последующие годы, определяются сторонами путем заключения дополнительных соглашений.
Обеспечение согласованных действий исполнителями мероприятий Программы в ходе их реализации, контроля за их реализацией, оценки социально-экономической эффективности результатов реализации Программы осуществляет областная постоянная межведомственная рабочая группа по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их семей, в состав которой войдут наиболее авторитетные специалисты по основным направлениям деятельности в сфере профилактики инвалидизации, представители органов исполнительной власти области, некоммерческих организаций.
Областная постоянная межведомственная рабочая группа по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их семей анализирует качество исполнения мероприятий Программы, в том числе на основе представленных исполнителями отчетов, результатов мониторинга по целевым индикаторам и показателям, выработке соответствующих предложений для рассмотрения исполнителями мероприятий.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, за нецелевое использование выделенных средств и иные нарушения бюджетного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в рамках Программы, осуществляется управлением образования и науки области и органами государственной власти области, на которые возложены функции финансово-бюджетного надзора.
Финансирование Программы производится в порядке, установленном для исполнения областного бюджета.
Внесение изменений в Программу осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области, утвержденным постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269.
Отчеты о выполнении Программы представляются управлением образования и науки области в управление экономической политики администрации области и финансовое управление области по установленной форме по итогам полугодия - до 01 августа отчетного года, по итогам года - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Отчеты о выполнении Программы представляются управлением образования и науки области в Фонд по установленным формам по итогам квартала - в течение 20 рабочих дней с начала квартала, следующего за отчетным; по итогам полугодия - в течение 25 рабочих дней с начала полугодия, следующего за отчетным, а также одновременно с представлением итогового отчета; по итогам года - в течение 20 рабочих дней с начала года, следующего за отчетным; итоговый отчет о целевом использовании выделенных Фондом денежных средств - в течение 25 рабочих дней со дня завершения выполнения мероприятий Программы и окончания срока финансирования Программы Фондом.
6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации региональной программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
сформировать эффективный организационно-управленческий механизм в сфере социализации, реабилитации и интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
развить и поддержать систему межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и ранней помощи детям группы риска; провести профилактические мероприятия для оказания комплексной поддержки семьям группы риска в 10 муниципальных образованиях через активизацию деятельности государственных и негосударственных организаций;
увеличить удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет, получивших реабилитационные услуги, с 30% до 85%;
увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, с 25% до 70%;
увеличить число детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, с 30 до 40%;
увеличить удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством, с 10% до 25%;
увеличить удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги, с 30% до 50%;
сформировать доброжелательное отношение в обществе к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка эффективности Программы будет ежегодно производиться на основе использования системы целевых индикаторов Программы (приложение N 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.