Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственная программа
Тамбовской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан области" на 2014 - 2020 годы
(далее - Госпрограмма)
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 5 июня 2013 г. N 586)
31 октября, 12 декабря 2013 г., 11 февраля, 15, 30 апреля, 18 июля, 5, 31 декабря 2014 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 31 декабря 2014 г. N 1730 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт госпрограммы
Ответственный исполнитель программы |
Управление инвестиций области |
Соисполнители Госпрограммы |
Управление строительства и архитектуры области; управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области; управление образования и науки области; управление социального развития области; комитет по управлению имуществом Тамбовской области |
Подпрограммы Госпрограммы |
"Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" (приложение N 5); "Снижение административных барьеров в строительстве" (приложение N 6); "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения" (приложение N 7); "Кадровое обеспечение задач строительства" (приложение N 8); "Молодежи - доступное жилье" (приложение N 9); "Государственная поддержка отдельных категорий граждан при ипотечном жилищном кредитовании" (приложение N 10); "Государственная поддержка молодых учителей образовательных учреждений при ипотечном жилищном кредитовании" (приложение N 11); "Развитие жилищного строительства для целей коммерческого найма" (приложение N 12); "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области" (приложение N 13); "Развитие ипотечного жилищного кредитования" (приложение N 14) |
Цели Госпрограммы |
Целями Государственной программы являются: повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению |
Задачи Госпрограммы |
Основными задачами Государственной программы являются: создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного; поддержка обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой; создание условий для увеличения объема капитального ремонта и модернизации жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности; оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан на строительство жилья; оказание содействия муниципальным образованиям в ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда; развитие производственной базы строительного комплекса, создание условий для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности; обеспечение строительного комплекса квалифицированными кадрами; создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования; обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическим правилам; содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода; повышение эффективности качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций; стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением; обеспечение жильем граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы, их значения на последний год реализации |
Годовой объем ввода жилья - 1100 тыс. кв. метров; объем ввода жилья в рамках программы "Жилье для российской семьи", нарастающим итогом до 2018 года - 150,0 тыс. кв. м; доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем - 60%; снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" - на 20%; коэффициент доступности жилья - 1,8; доля ввода арендного жилья в многоквартирных жилых домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных жилых домах - 10%; количество граждан, улучшивших жилищные условия в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" - 187 человек; доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года - 44,9%; количество граждан, улучшивших жилищные условия в текущем году в результате капитального ремонта многоквартирных домов на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов - 190 тыс. человек; расселение аварийных жилых помещений в многоквартирных жилых домах - 37,3 тыс. кв. метров; доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе - 8,7%; темп изменения объема потребления холодной и горячей воды населением и бюджетофинансируемыми организациями по сравнению с предшествующим годом - (-2%); количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью ипотечных кредитов (займов) - 9270 семей; количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов (займов) - 6000 млн. рублей; превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен - на 2,2 единицы; удельный вес введенной общей площади жилых домов к общей площади жилищного фонда - 4,1%; общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя области - 28,9 кв. м.; доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме - 1,6%; доля общей площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда субъекта-58,8%; количество земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей - 2980; уровень износа коммунальной инфраструктуры - 45%; количество высокопроизводительных рабочих мест (создание, модернизация) - 1460 штук; численность ветеранов Великой Отечественной войны, улучшивших жилищные условия - 1041 человек; численность ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, улучшивших жилищные условия- 500 человек; уровень возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам-100 %; |
Сроки и этапы реализации Госпрограммы |
Программа реализуется в один этап - 2014 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Госпрограммы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы в 2014 - 2020 годах составит 115224343,19 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета (Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) -2138993,62 тыс. рублей: за счет средств федерального бюджета- 2014 год - 801236,02 тыс. рублей; 2015 год - 502032,50 тыс. рублей; 2016 год - 463496,40 тыс. рублей; 2017 год - 134689,00 тыс. рублей; 2018 год - 79500,90 тыс. рублей; 2019 год 79019,40 тыс. рублей; 2020 год 79019,40 тыс. рублей; за счет средств бюджета Тамбовской области-8244243,49 тыс. рублей:<1> 2014 год - 1228097,10 тыс. рублей; 2015 год - 1642475,19 тыс. рублей; 2016 год - 558413,90 тыс. рублей; 2017 год - 814241,60 тыс. рублей; 2018 год 932122,30 тыс. рублей; 2019 год 1282400,50 тыс. рублей; 2020 год 1786492,90 тыс. рублей; за счет средств местного бюджета - 1577957,22 тыс. рублей: 2014 год - 226287,73 тыс. рублей; 2015 год - 120960,99 тыс. рублей; 2016 год - 98031,90 тыс. рублей; 2017 год - 168276,60 тыс. рублей; 2018 год 244800,00 тыс. рублей; 2019 год 299000,00 тыс. рублей; 2020 год 420600,00 тыс рублей; за счет средств внебюджетных источников -103263148,86 тыс. рублей: 2014 год - 13018247,38 тыс. рублей; 2015 год - 12156169,80 тыс. рублей; 2016 год - 14274040,85 тыс. рублей; 2017 год - 14306804,23 тыс. рублей; 2018 год 14744176,00 тыс. рублей; 2019 год 16502534,30 тыс. рублей; 2020 год 18261176,30 тыс. рублей; общий объем финансирования - 115221843,19 тыс. рублей: 2014 год - 15271368,23 тыс. рублей; 2015 год -14421638,48 тыс. рублей; 2016 год -15393983,05 тыс. рублей; 2017 год - 15424011,43 тыс. рублей; 2018 год 16000599,20 тыс. рублей; 2019 год 18162954,20 тыс. рублей; 2020 год 20547288,60 тыс. рублей |
<1> В том числе инвестиции, планируемые к реализации в рамках областной адресной инвестиционной программы на 2014 - 2020 годы, составят 5392032,69 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 600388,70 тыс. рублей;
2015 год - 939143,99 тыс. рублей;
2016 год - 0,00 тыс. рублей;
2017 год - 496500,00 тыс. рублей;
2018 год - 721000,0 тыс. рублей;
2019 год - 1065500,0 тыс. рублей;
2020 год - 1569500,0 тыс. рублей.
Постановлением администрации Тамбовской области от 5 декабря 2014 г. N 1537 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года определяет повышение качества жизни населения как приоритетное направление, одним из показателей которого является создание комфортных условий проживания для населения.
Одной из основных задач, решаемой в регионе, остается улучшение жилищных условий населения за счет увеличения объемов ввода жилья, повышения доступности его приобретения для граждан с различным уровнем доходов, строительство объектов инженерной инфраструктуры.
За период 2008 - 2012 годов на территории области за счет всех источников финансирования построено более 2925 тыс. кв м общей площади жилых домов, из них 904,1 тыс. кв м составляет многоквартирное жилье. На долю индивидуального жилья приходится 69% от общего ввода, в то время как в общем по Российской Федерации указанный показатель составляет 44 %.
В 2012 году объем вводимого жилья составил более 633 тыс. кв м. Основной ввод жилья остается за индивидуальными застройщиками, введено 456 тыс. кв м малоэтажного жилья, или 72% от общего объема ввода.
По результатам 2012 года уровень обеспеченности жильем на душу населения увеличился до 24,8 кв м, а ввод жилья на одного человека - до 0,58 кв м. При этом по результатам 2011 года уровень обеспеченности на душу населения составлял 24,5 кв м, в то время как в среднем по Российской Федерации указанный показатель составлял лишь 23 кв м жилья.
Обеспечен рост объемов ввода жилья экономического класса. В 2011 году было введено 40% жилья экономкласса, а в 2012 году - 45 %. Достигнутые показатели обеспечены в том числе за счет реализации мероприятий областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы".
Уровень благоустройства жилищного фонда обеспечивает комфортность жилища и техническую доступность коммунальных услуг для потребителей. Доля комплексно благоустроенного жилья в общей площади жилищного фонда составляет 53,0 %, в том числе в городской местности - 68,5 %, в сельской местности - 33,4 %, в 2008 году эти показатели составляли 51,7 %, 68,1 %, 31,5 % соответственно.
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам благоустроенного жилища, с помощью собственных и заемных средств по итогам 2012 года в текущем году составила 18,5%. Таким образом, более 4/5 населения области решить свои жилищные проблемы в настоящее время не имеют возможности.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора. Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства.
В соответствии с государственной политикой, направленной на повышение доступности жилья для граждан с невысоким уровнем доходов, в регионе разработаны и приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие условия для развития жилищно-строительных кооперативов граждан, по обеспечению права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса, а также реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 323.
В рамках программы "Жилье для российской семьи" в 2014 году заключено соглашение между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, администрацией Тамбовской области и открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" об обеспечении строительства жилья экономического класса объектами инженерно-технического обеспечения. Соглашением определен план по строительству и вводу в эксплуатацию на территории Тамбовской области до 01 июля 2017 г. 150 тыс. кв. метров общей площади жилья экономического класса;
Для реализации программы "Жилье для российской семьи" на территории области уполномоченным органом исполнительной власти области проводится отбор земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства в соответствии с порядком, установленным постановлением администрации области от 26.06.2014 N 694 "Об утверждении Порядка отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для участия в программе "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и государственной программы Тамбовской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан области"на 2014 - 2020 годы".
На территории области активно ведется работа по выделению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство семьям, имеющим трех и более детей. Начиная с сентября 2011 года, земельные участки в собственность получили 1246 многодетных семей, что составляет 74,4% от всех обратившихся, в том числе за 2012 год земельными участками обеспечено 855 семей. Работа по формированию и выделению земельных участков продолжается.
Государственная поддержка спроса на рынке жилья осуществляется через поддержку системы ипотечного жилищного кредитования и мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе военнослужащих.
Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования сыграло открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области (далее - ОАО "АИЖК Тамбовской области").
В 2012 году ОАО "АИЖК Тамбовской области" выдано займов на сумму более 142213 тыс. рублей, улучшены жилищные условия 159 семей. Осуществляется работа по реализации ОАО "АИЖК Тамбовской области" новых ипотечных продуктов на территории Тамбовской области.
Внедрение механизмов оказания государственной поддержки на улучшение жилищных условий для отдельных категорий граждан (врачей, учителей), реализуемых в рамках подпрограмм "Государственная поддержка граждан при ипотечном жилищном кредитовании", "Государственная поддержка молодых учителей общеобразовательных учреждений при ипотечном жилищном кредитовании" программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы", также способствовало увеличению количества граждан, желающих улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилья на первичном рынке, что в свою очередь привело к поддержке жилищно-строительного комплекса.
Механизм обеспечения жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, а также ряда других категорий граждан реализовывался в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В рамках указанной подпрограммы в 2012 году было обеспечено 73 семьи. Указанный уровень планируется сохранить вплоть до 2020 года.
В настоящее время основным инструментом содействия из средств федерального бюджета молодым семьям в обеспечении жильем является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы. За период действия подпрограммы с 2008 по 2012 год с помощью государственной поддержки жилищные условия на территории области улучшили 1397 молодых семей. Сумма социальных выплат составила 586,29 млн. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 354,18 млн. рублей, областного бюджета - 200,79 млн. рублей, местного бюджета - 31,32 млн. рублей.
Однако уже сегодня количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, значительно превышает возможности бюджетного финансирования, интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Так количество участников - подпрограммы по состоянию на 01.01.2013 составило 7023 семьи.
Реализация мероприятий подпрограммы в 2014 - 2020 годах позволит улучшить жилищные условия 2688 молодым семьям и привлечь в жилищную сферу 3540,0 млн. рублей, в т.ч. из бюджетов всех уровней - 1239,0 млн. рублей, а также внебюджетных средств - 2301,0 млн. рублей.
Важным фактором, влияющим на уровень доступности жилья гражданам, является рост цен на жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке. Начиная с 2000 года стоимость жилья росла в среднем на 24% в год, то есть существенно превышала уровень инфляции и темпы роста стоимости строительных материалов. В 2009 году в связи с кризисными явлениями стоимость жилья снизилась: на первичном рынке - на 14,1 %, на вторичном - на 14,9 %. В среднем за год цена за 1 кв м. жилья на первичном рынке составила 29,3 тыс. рублей, на вторичном - 30,6 тыс. рублей. С 2010 года наметилась тенденция роста активности населения при приобретении объектов жилой недвижимости в новостройках.
Важной проблемой является предоставление жилья в социальный наем малоимущим гражданам. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления в социальный наем.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло несколько важных этапов, в ходе которых были выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Принятие Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" позволило обеспечить масштабное проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В 2012 году на капитальный ремонт многоквартирных домов в Тамбовской области Фонд содействия жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) выделил 185,6 млн. рублей. К федеральным деньгам область добавила 54,9 млн. рублей. Остальные затраты на ремонт компенсировали муниципальные бюджеты, свою долю внесли собственники жилья.
В целом в 2008 - 2012 годах Тамбовской области для реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, из средств Фонда ЖКХ было выделено 2,6 млрд. рублей. В порядке софинансирования регион добавил к этой сумме более 224,7 млн. рублей. В результате реализации указанных программ был проведен капитальный ремонт 2390 многоквартирных домов и расселено 120 аварийных домов, условия проживания улучшили 262,7 тыс. человек.
Программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов в 2012 году полностью завершена.
В 2013 году планируется подготовить программу капитального ремонта с учетом нового законодательства (создание регионального оператора капитального ремонта и разработка нормативно-правовой базы).
Областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, 2011 - 2012 годов полностью реализованы.
Разработана и утверждена постановлением администрации области от 29.04.2013 N 443 областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01 сентября 2017 г.
Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включают в себя все аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми на 01.01.2012.
Тем не менее, конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. Так процент износа коммунальной инфраструктуры в 2012 году составил 49%. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях, на долю которых приходится половина площадей многоквартирных домов. При этом даже достигнутые объемы работ по капитальному ремонту жилищного фонда лишь в минимальной степени обеспечены взносами собственников жилых помещений. Отсутствуют кредитные схемы финансирования капитального ремонта, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения энергосервисных контрактов.
Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:
реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока могут воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;
практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;
рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;
государство как "оптовый заказчик" на рынке жилищного строительства, не использует возможность влияния на данный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики приобретения или строительства жилья для удовлетворения государственного спроса, координации такого спроса в различных регионах и муниципалитетах страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;
система градорегулирования и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источником "административной ренты" и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов;
коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно-привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;
жилищный фонд, преданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.
Динамика развития жилищной сферы в период до 2020 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличием неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья экономкласса, арендного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Основным фактором, который будет сдерживать дальнейшие темпы роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Все это определяет существенные риски реализации государственной программы.
Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется ростом износа основных фондов, ростом аварийности, высокими потерями ресурсов и низкой энергоэффективностью. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем граждан Тамбовской области. Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги представляется невозможным.
В связи с этим органы государственной власти и местного самоуправления должны сосредоточить усилия на решении двух прорывных задач.
Первая задача заключается в проведении в значительных объемах капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки инициативных собственников жилья в энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду обитания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий.
Вторая задача связана с техническим обновлением коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить качество коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, создать технические и организационные возможности потребителю регулировать объемы потребляемых услуг и оплату по факту их потребления. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе. Для снижения инвестиционных рисков особое внимание будет уделено формированию долгосрочной тарифной политики. При этом политические ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, будут формировать существенные риски реализации государственной программы.
Во исполнение федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" проводится работа по обеспечению, в первую очередь, жильем ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., а также ветеранов боевых действий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 г., в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
За период с 2009 по 2013 годы обеспечено жильем 4 716 ветеранов Великой Отечественной войны. На эти цели затрачены средства федерального бюджета в сумме 4095,2 млн. рублей.
По состоянию на 01.01.2014 в списке ветеранов Великой Отечественной войны значатся 487 ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На обеспечение жильем ветеранов Тамбовской области выделено в 2014 году 318,8 млн. рублей, что, по предварительным данным, позволит обеспечить жильем 327 человек.
За период с 2009 по 2013 годы предоставлена социальная выплата на приобретение жилых помещений 154 ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. На эти цели затрачены средства федерального бюджета в сумме 99,0 млн. рублей.
В единой очереди ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., по состоянию на 01.01.2014 состоят 645 человек. В 2014 году в область поступят 12,5 млн. рублей, что позволит обеспечить социальной выплатой 25 человек.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации Государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерацией на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 04.12.2013 N 347-З.
Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальных сферах на период до 2020 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для жителей области, которая позволяет удовлетворять не только жилищные потребности, но и обеспечивать качество жизни в целом.
Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах являются:
снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь жилья экономического класса;
развитие рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья;
улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания;
модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.
Целями Государственной программы являются:
повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Для достижения целей Государственной программы необходимо решение следующих задач:
создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
поддержка обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой;
создание условий для увеличения объема капитального ремонта и модернизации жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;
оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан на строительство жилья;
оказание содействия муниципальным образованиям в ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
развитие производственной базы строительного комплекса, создание условий для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности;
обеспечение строительного комплекса квалифицированными кадрами;
создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическим правилам;
содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
повышение эффективности качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;
обеспечение жильем граждан, установленных федеральным законодательством;
стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением.
Государственная программа реализуется в один этап.
Сроки реализации Государственной программы - с 2014 по 2020 годы.
Постановлением администрации Тамбовской области от 31 декабря 2014 г. N 1730 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые и конечные результаты Государственной программы
Состав показателей (индикаторов) Государственной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности для характеристики достижения целей и решения задач Государственной программы.
Целевые параметры Государственной программы оцениваются с использованием следующих показателей (индикаторов), ответственность за достижение которых возложена на ответственного исполнителя Государственной программы в целом, и в части, его касающейся, а также на соисполнителей.
Управление инвестиций области:
количество граждан, улучшивших жилищные условия в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012 - 2020 годы;
количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью ипотечных кредитов (займов);
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;
количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов;
превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен.
Управление строительства и архитектуры области:
годовой объем ввода жилья;
объем ввода жилья экономического класса, в рамках программы "Жилье для российской семьи", входящей в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 323;
доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем;
снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство";
коэффициент доступности жилья;
доля ввода арендного жилья в многоквартирных жилых домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах;
удельный вес введенной общей площади жилых домов к общей площади жилищного фонда;
общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя области;
количество земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей.
Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области:
доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года;
количество граждан, улучшивших жилищные условия в текущем году в результате капитального ремонта многоквартирных домов на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов;
расселение аварийных жилых помещений в многоквартирных жилых домах;
доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе;
темп изменения объема потребления холодной и горячей воды населением и бюджетофинансируемыми организациями по сравнению с предшествующим годом;
доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме;
доля общей площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда субъекта;
уровень износа коммунальной инфраструктуры.
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территории в целях жилищного строительства":
годовой объем ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса;
площадь земельных участков, вовлеченных Фондом развития жилищного строительства (далее - Фонд РЖС) в оборот в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон), для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство;
общая площадь земельных участков Фонда РЖС, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства;
объем жилья, введенного в эксплуатацию на земельных участках, предоставленных Фондом РЖС в соответствии с Законом при реализации проектов жилищного строительства;
количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов.
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач подпрограммы "Снижение административных барьеров в строительстве":
наличие в муниципальных районах и городских округах внедренных единообразных автоматизированных систем обеспечения градостроительной деятельности;
наличие откорректированной схемы территориального планирования Тамбовской области;
доля муниципальных районов, имеющих откорректированные в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования;
доля муниципальных образований с утвержденными документами территориального планирования в общем количестве муниципальных образований;
доля муниципальных образований с утвержденными документами градостроительного зонирования в общем количестве муниципальных образований;
количество утвержденных проектов планировки территории;
предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения;
предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения.
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач подпрограммы "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения":
индекс промышленного производства прочих неметаллических минеральных продуктов;
темпы роста отгруженной продукции производства прочих неметаллических минеральных продуктов к предыдущему году;
объем производства конструкций и деталей сборных железобетонных;.
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства":
годовой объем выпуска специалистов строительного профиля;
число специалистов строительных специальностей, прошедших повышение квалификации;
число рабочих кадров, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач подпрограммы "Молодежи - доступное жилье":
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием средств социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета области и местных бюджетов.
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач подпрограммы "Государственная поддержка отдельных категорий граждан при ипотечном жилищном кредитовании":
количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью государственной поддержки при ипотечном жилищном кредитовании.
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач подпрограммы "Государственная поддержка молодых учителей общеобразовательных учреждений при ипотечном жилищном кредитовании":
количество молодых учителей, улучшивших свои жилищные условий с помощью государственной поддержки;
процент молодых учителей, получивших ипотечный кредит в текущем году, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит;
процент молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита в текущем году, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ в текущем году.
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач подпрограммы "Развитие жилищного строительства для целей коммерческого найма":
годовой объем ввода арендного жилья;
обеспеченность населения арендным жильем;
коэффициент доступности арендного жилья для населения;
средняя стоимость одного квадратного метра арендного жилья в год.
Показатели (индикаторы), необходимые для решения задач подпрограммы "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области":
доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
количество аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.
Реализация мероприятий Государственной программы позволит достичь следующих результатов к 2020 году:
годовой объем ввода жилья увеличится с 670 кв м до 1100 кв м;
доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, увеличится до 60%;
средняя стоимость одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" снизится на 20%;
коэффициент доступности жилья будет составлять 1,8 при 3,5 в 2012 году;
доля ввода арендного жилья в многоквартирных жилых домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах составит 10%, при том что в 2012 году указанное жилье на территории области не вводилось;
ежегодно планируется выдавать сертификаты 75 гражданам, имеющим право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012 - 2020 годы;
количество граждан, улучшивших жилищные условия в текущем году в результате капитального ремонта многоквартирных домов на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов вырастет с 20 до 190 тыс. человек;
доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года составит 44,9%;
за 2014 - 2017 годы планируется расселить 37,1 тыс. кв. метров аварийных жилых помещений;
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, увеличится до 50%, при том что в 2012 году она составляла 23%;
количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов должно увеличиться до 5029 на общую сумму 6000 млн. рублей при выданных в 2012 году - 3 766 кредитах;
превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен составит не более 2,2 единиц;
темп изменения объема потребления холодной и горячей воды населением и бюджетофинансируемыми организациями по сравнению с предшествующим годом должны быть снижены до -2% по отношению к 2012 году, в котором указанный показатель составлял - 4,9%;
доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе предположительно вырастет в 2014 году на 0,5% и составит 8,7%. В дальнейшем указанный показатель планируется поддерживать на указанном уровне;
удельный вес введенной общей площади жилых домов к общей площади жилищного фонда увеличится до 4,1% по сравнению с 2,39% в 2012 году;
общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя области, увеличится до 28,9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.