Закон Тамбовской области
от 28 ноября 2001 г. N 228-З
"Об охоте и охотничьем хозяйстве в Тамбовской области"
(принят Тамбовской областной Думой 28 ноября 2001 г.)
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 13)
Глава II. Охрана охотничьих животных и (ст.ст. 14 - 25)
среды их обитания
Глава III. Пользование охотничьими животными (ст.ст. 26 - 35)
Глава IV. Основы организации и ведения (ст.ст. 36 - 40)
охотничьего хозяйства
Глава V. Экономическое регулирование охраны (ст.ст. 41 - 45)
охотничьих животных
Глава VI. Ответственность за нарушение (ст.ст. 46 - 49)
законодательства об охране и
использовании охотничьих животных
Глава VII. Заключительные положения (ст. 50)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливает правовые основы охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных, сохранения и восстановления среды их обитания, а также регулирует отношения в сфере охоты и охотничьего хозяйства на территории Тамбовской области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
охотничьи животные - дикие птицы и млекопитающие, находящиеся в состоянии естественной свободы, отнесенные в установленном порядке к объектам охоты;
охотничьи угодья - лесные, земельные и водопокрытые территории среды обитания охотничьих животных, в границах которых может осуществляться ведение охотничьего хозяйства;
охота - вид пользования охотничьими животными, находящимися в состоянии естественной свободы, в процессе которого осуществляется их выслеживание, преследование с целью добычи и сама добыча, в том числе живоотлов охотничьих животных;
охрана охотничьих животных - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования охотничьих животных, а также на создание условий для их устойчивого использования и воспроизводства;
охрана среды обитания охотничьих животных - деятельность, направленная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства охотничьих животных;
устойчивое использование охотничьих животных - использование охотничьих животных, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению их биологического разнообразия и при котором сохраняется способность охотничьих животных к воспроизводству и устойчивому существованию;
ведение охотничьего хозяйства - комплекс мероприятий, осуществляемый пользователями охотничьими животными, обеспечивающий численность охотничьих животных на единицу площади свойственных охотничьих угодий не ниже их естественной оптимальной плотности и освоение выделенных лимитов и квот добычи этих животных в рамках долгосрочного пользования;
пользователи охотничьими животными - граждане (охотники) и юридические лица, получившее в установленном настоящим Законом порядке право на пользование охотничьими животными в определенных охотничьих угодьях;
долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с охраной и использованием охотничьих животных;
именная разовая лицензия - специальное разрешение на однократное изъятие из среды обитания определенных охотничьих животных с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к изъятию охотничьих животных;
государственный охотничий фонд - совокупность обитающих на территории Тамбовской области охотничьих животных;
государственный орган по регулированию охоты - специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных и среды их обитания на территории Тамбовской области.
Статья 2. Цели настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере охоты и охотничьего хозяйства в целях:
обеспечения охраны и воспроизводства охотничьих животных, сохранения и улучшения качества охотничьих угодий;
обеспечения устойчивого использования охотничьих животных, сохранения их биологического разнообразия;
создания условий для интенсивного ведения охотничьего хозяйства;
защиты прав и интересов пользователей охотничьими животными;
сохранения и развития национальных охотничьих традиций.
Статья 3. Правовое регулирование в сфере охоты и охотничьего хозяйства
Законодательство Тамбовской области в сфере охоты и охотничьего хозяйства основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федерального закона "О животном мире", гражданского, земельного, водного и лесного законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава и законов Тамбовской области и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Тамбовской области.
Статья 4. Объекты отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства
Объектами отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства являются охотничьи животные и право пользования ими.
Объекты отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства используются с учетом сохранения биологического разнообразия охотничьих животных и признания их основным средством производства в охотничьем хозяйстве Тамбовской области.
Статья 5. Право государственной собственности на охотничьих животных
Охотничьи животные, обитающие в состоянии естественной свободы в пределах территории Тамбовской области, являются государственной собственностью.
Разграничение государственной собственности на охотничьих животных на федеральную собственность и собственность Тамбовской области осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.
Вопросы владения, пользования, распоряжения охотничьими животными относятся к совместному ведению Российской Федерации и Тамбовской области.
Отношения в области охраны и использования охотничьих животных, изъятых из среды обитания в установленном порядке и содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда охотничьих животных и в иных научных и воспитательных целях, регулируются Федеральным законом "О животном мире", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области.
Отношения в области охраны и использования охотничьих животных, содержащихся в неволе, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право пользования охотничьими животными отделено от права владения, распоряжения, пользования землями, лесами и водными объектами всех категорий.
Статья 6. Охотничьи угодья
Охотничьи угодья подразделяются на:
угодья общего пользования;
угодья, предоставленные юридическим лицам для ведения охотничьего хозяйства на долгосрочной основе;
угодья, закрытые для охоты: заповедники, заказники, зеленые зоны вокруг городов и промышленных центров, иные особо охраняемые природные территории, на которых порядок изъятия охотничьих животных определяется положениями о них.
В охотничьих угодьях, за исключением особо охраняемых природных территорий, может вестись иная хозяйственная деятельность, не связанная с использованием охотничьих животных. Эта деятельность должна осуществляться методами и способами, обеспечивающими сохранение охотничьих животных и среды их обитания.
Статья 7. Субъекты отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства
Субъектами отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства являются органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Тамбовской области, государственный орган по регулированию охоты и пользователи охотничьими животными.
Взаимодействие субъектов отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти Тамбовской области в сфере охоты и охотничьего хозяйства
К полномочиям областной Думы в сфере охоты и охотничьего хозяйства относятся:
принятие законов области и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охоты и охотничьего хозяйства в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;
утверждение областных программ по охране и использованию охотничьих животных и среды их обитания;
иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
К полномочиям администрации области в сфере охоты и охотничьего хозяйства относятся:
разработка и реализация областных программ по охране и использованию охотничьих животных и среды их обитания;
установление областных правил охоты, лимитов и нормативов в области использования охотничьих животных и среды их обитания;
предоставление права пользования охотничьими животными, не относящимися к федеральной собственности;
согласование интересов пользователей охотничьими животными с интересами пользователей другими объектами животного мира и природными ресурсами;
организация охраны и воспроизводства охотничьих животных и среды их обитания;
организация и ведение государственного учета численности охотничьих животных и их использования, ведение государственного мониторинга и государственного кадастра охотничьих животных;
осуществление мер по восстановлению охотничьих животных и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам;
введение ограничений на использование охотничьих животных в целях их охраны и воспроизводства;
государственный контроль за использованием охотничьих животных и среды их обитания в пределах своей компетенции;
проведение государственной экспертизы, включая государственную экологическую экспертизу, предпроектной и проектной документации при строительстве и реконструкции хозяйственных объектов и производств в части охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных;
контроль за влиянием на среду обитания охотничьих животных и других объектов животного мира действующих хозяйственных сооружений и предприятий;
иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охоты и охотничьего хозяйства
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования охотничьих животных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 10. Государственное управление в сфере охоты и охотничьего хозяйства и его основные принципы
Государственное управление в области охоты и охотничьего хозяйства в Тамбовской области осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации, администрация области и государственный орган по регулированию охоты.
Основными принципами государственного управления в области охоты и охотничьего хозяйства являются:
обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих животных;
поддержка деятельности, направленной на охрану охотничьих животных и среды их обитания;
осуществление пользования охотничьими животными способами, не допускающими жестокого обращения с ними, в соответствии с общими принципами гуманности;
недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию охотничьих животных;
привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных;
отделение права пользования охотничьими животными от права пользования землей и другими природными ресурсами;
платность пользования охотничьими животными;
приоритет международного права в области использования и охраны охотничьих животных и среды их обитания.
Статья 11. Специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных и среды их обитания на территории Тамбовской области
Специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных и среды их обитания на территории Тамбовской области - государственный орган по регулированию охоты, обеспечивает осуществление комплекса мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию охотничьих животных и среды их обитания.
Полномочия, специализация и структура указанного государственного органа определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг охотничьих животных
В целях обеспечения охраны и использования охотничьих животных, сохранения и восстановления среды их обитания, своевременного выявления распространения, численности, физического состояния охотничьих животных, структуры, качества и площади среды их обитания государственным органом по регулированию охоты осуществляется государственный учет охотничьих животных и их использования, а также ведется государственный кадастр и государственный мониторинг.
Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга охотничьих животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных и среды их обитания
Задачей государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных и среды их обитания на территории области является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации и Тамбовской области об охране и использовании охотничьих животных.
Государственный контроль в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства осуществляется администрацией области и государственным органом по регулированию охоты в соответствии с их компетенцией и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Глава II. Охрана охотничьих животных и среды их обитания
Статья 14. Охрана охотничьих животных
Задачи охраны охотничьих животных решаются путем разработки и реализации специальных федеральных и территориальных государственных программ и комплекса административных, экономических, хозяйственных, оперативных и иных мер и обеспечиваются путем:
организации научных исследований в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных и среды их обитания;
установления стандартов, норм и правил в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных и других объектов животного мира и контроля за их соблюдением;
установления запретов и ограничений на пользование охотничьими животными;
пресечения нарушений установленного порядка пользования охотничьими животными;
поддержания в благоприятном состоянии среды обитания, путей миграции, мест размножения, зимовки, концентрации охотничьих животных;
предотвращения разрушения охотничьими животными собственной среды обитания, нанесения ущерба водам, почвам, растительности, в том числе лесным и сельскохозяйственным культурам;
предотвращения гибели охотничьих животных при осуществлении производственных процессов;
создания особо охраняемых природных территорий;
защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения охотничьих животных;
создания специализированных центров (зоопарков, питомников и т.д.) по разведению охотничьих животных, сохранению их генетического фонда и восстановлению естественной среды обитания;
оказания помощи охотничьим животным в случае заболеваний, возникновения угрозы гибели при стихийных бедствиях и по иным причинам;
проведения экологической экспертизы хозяйственных проектов и контроля за влиянием на среду обитания охотничьих животных и других объектов животного мира действующих хозяйственных сооружений и предприятий;
пропаганды охраны охотничьих животных, организации экологического просвещения и образования;
проведения иных мероприятий и установления дополнительных требований по охране охотничьих животных и среды их обитания.
Мероприятия по охране отдельных видов охотничьих животных не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей природной среде.
Статья 15. Организация охраны охотничьих животных и среды их обитания
Организация охраны охотничьих животных и среды их обитания на территории Тамбовской области осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, Тамбовской области и органами местного самоуправления в рамках их компетенции.
Полномочия в области государственного контроля за использованием и охраной охотничьих животных и среды их обитания специально уполномоченных государственных органов определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Охрана, воспроизводство и использование охотничьих животных в охотничьих угодьях общего пользования
Охрана, воспроизводство, регулирование использования охотничьих животных и сохранения среды их обитания в охотничьих угодьях общего пользования осуществляются государственным органом по регулированию охоты.
Условия пользования охотничьими животными в угодьях общего пользования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, Правилами охоты на территории Тамбовской области и другими нормативными правовыми актами Тамбовской области.
Порядок выдачи гражданам (охотникам) именных разовых лицензий на однократное изъятие из среды обитания определенных охотничьих животных доводится до сведения населения государственным органом по регулированию охоты через средства массовой информации.
Статья 17. Охрана среды обитания охотничьих животных
Охрана среды обитания охотничьих животных осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О животном мире".
Статья 18. Переселение и гибридизация охотничьих животных
Акклиматизация новых для Тамбовской области охотничьих животных, либо переселение охотничьих животных в новые места обитания, а также их гибридизация допускается только по разрешению государственного органа по регулированию охоты при наличии заключения научных организаций с учетом требований экологической безопасности.
Статья 19. Отлов и содержание охотничьих животных в неволе
Отлов и содержание охотничьих животных в неволе разрешается только по специальному письменному разрешению государственного органа по регулированию охоты.
Статья 20. Предотвращение заболеваний и гибели охотничьих животных при осуществлении хозяйственной деятельности
Юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели охотничьих животных при осуществлении хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О животном мире".
Статья 21. Требования к юридическим лицам и гражданам по охране охотничьих животных и среды их обитания
Юридические лица и граждане при осуществлении хозяйственной деятельности обязаны выполнять требования действующего законодательства по охране охотничьих животных и среды их обитания.
Хозяйственные проекты, осуществление которых способно оказать неблагоприятное воздействие на охотничьих животных и среду их обитания, должны быть согласованы с государственным органом по регулированию охоты.
По представлению государственного органа по регулированию охоты из проектов по организации и развитию лесного хозяйства в составе эксплуатируемого лесного фонда должны быть исключены участки с расположенными на них токами и гнездованиями глухарей, поселениями бобров, а также участки обитания животных, занесенных в Красную книгу.
Статья 22. Государственная экологическая экспертиза
Обязательной мерой охраны охотничьих животных и среды их обитания является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и администрацией области хозяйственного решения, способного повлиять на охотничьих животных и среду их обитания.
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих животных и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих видов.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственный орган по регулированию охоты принимает участие в государственных экологических экспертизах в части охраны и использования охотничьих животных, проводимых специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей природной среды в соответствии с действующим законодательством.
Статья 23. Права должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану охотничьих животных и среды их обитания
Права должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану охотничьих животных и среды их обитания определяются федеральными законами.
Статья 24. Установление ограничений и запретов на пользование охотничьими животными
В целях сохранения и воспроизводства охотничьих животных и среды их обитания пользование определенными видами охотничьих животных может быть ограничено, приостановлено или полностью запрещено в определенных охотничьих угодьях или на определенные сроки решением органа исполнительной власти Российской Федерации или администрацией области в пределах их компетенции, по представлению соответствующего государственного органа по регулированию охоты.
Сохранение охотничьих животных может быть достигнуто путем изменения вида пользования ими с запрещением изъятия охотничьих животных из среды обитания и организации использования их без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
Статья 25. Общественная охотничья инспекция
В целях привлечения граждан, общественных объединений к охране охотничьих животных и среды их обитания, государственным органом по регулированию охоты области создается общественная охотничья инспекция.
Права общественных охотничьих инспекторов определяются положением об общественной охотничьей инспекции, которое утверждается федеральным государственным органом по регулированию охоты.
Глава III. Пользование охотничьими животными
Статья 26. Нормирование в области использования и охраны охотничьих животных и среды их обитания
Нормирование в области использования и охраны охотничьих животных и среды их обитания осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области и заключается:
в установлении лимитов, квот и норм использования охотничьих животных;
в установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны охотничьих животных и среды их обитания.
Статья 27. Оборот именных разовых лицензий
Именные разовые лицензии гражданам (охотникам) на использование охотничьих животных выдаются соответствующим государственным органом по регулированию охоты по их заявке в соответствии с установленным порядком, а также пользователями охотничьими животными - юридическими лицами в пределах установленных им лимитов, норм и квот. Именные разовые лицензии не выдаются гражданам, имеющим недействительные удостоверения на право охоты или недействительные разрешения на право хранения и ношения охотничьего оружия, а также лишенным в установленном порядке права охоты.
Члены общественных охотничьих объединений, а также работники предприятий, организаций, имеющих долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира, имеют право первоочередного получения именных разовых лицензий на пользование охотничьими животными в предоставленных охотничьих угодьях.
Именные разовые лицензии в установленный срок возвращаются пользователями охотничьими животными по месту их получения с указанием результатов пользования охотничьими животными.
Статья 28. Предоставление охотничьих животных в долгосрочное пользование
Предоставление охотничьих животных в долгосрочное пользование в определенных границах охотничьих угодий для осуществления комплекса мероприятий по их охране, воспроизводству, рациональному использованию и предоставлению услуг по организации охоты осуществляется соответствующим государственным органом по регулированию охоты на основании решений Правительства Российской Федерации или администрации области путем выдачи долгосрочной лицензии в порядке, установленном федеральным законодательством.
Перечень и порядок предоставления услуг по организации охоты определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Приоритет в предоставлении охотничьих животных в пользование в конкретных охотничьих угодьях отдается юридическим лицам и гражданам Российской Федерации:
ранее осуществлявшим в установленном порядке пользование охотничьими животными;
собственникам земель, землевладельцам, владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
Предоставление в долгосрочное пользование охотничьих животных должно проходить гласно, с учетом интересов местного населения.
Статья 29. Порядок выдачи долгосрочных лицензий
Для получения права пользования охотничьими животными в определенных границах охотничьих угодий юридическое лицо подает в администрацию области заявку установленного образца.
Заявки на получение охотничьих животных в долгосрочное пользование направляются для заключения в государственный орган по регулированию охоты.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, администрация области совместно с государственным органом по регулированию охоты организуют и проводят конкурсы на право долгосрочного пользования охотничьими животными с соблюдением антимонопольных требований.
Указанные конкурсы проводятся комиссией, образуемой и действующей в порядке, утверждаемом администрацией области.
На основании заключения государственного органа по регулированию охоты и по результатам конкурса администрация области принимает решение о предоставлении заявленных охотничьих угодий для долгосрочного пользования охотничьими животными, оформив в установленном порядке с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с Комитетом природных ресурсов по Тамбовской области право пользования этими территориями, акваториями, за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области.
На основании согласования администрация области и юридическое лицо заключают договор о предоставлении охотничьих угодий, необходимых для осуществления долгосрочного пользования охотничьими животными, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию.
В случае неисполнения юридическим лицом условий договора о предоставлении охотничьих угодий, необходимых для осуществления долгосрочного пользования охотничьими животными и условий пользования ими, определенными долгосрочной лицензией, администрация области вправе расторгнуть договор.
В случае расторжения договора государственный орган по регулированию охоты обязан аннулировать долгосрочную лицензию.
Статья 30. Содержание долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными
Долгосрочная лицензия на пользование охотничьими животными содержит:
сведения о пользователе охотничьими животными;
перечень охотничьих животных, передаваемых в пользование;
описание границ и площадь предоставленных охотничьих угодий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными;
сроки действия лицензии;
сведения об оформленных в установленном порядке документах согласования предоставления охотничьих угодий для осуществления пользования охотничьими животными;
условия пользования охотничьими животными, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования этими животными.
Статья 31. Содержание договора о предоставлении охотничьих угодий для долгосрочного пользования охотничьими животными
Договор о предоставлении охотничьих угодий для долгосрочного пользования охотничьими животными (далее - договор) должен содержать следующие сведения:
стороны договора (реквизиты);
вид пользования;
план границ предоставленного земельного участка охотничьих угодий;
срок, на который охотничьи угодья предоставлены пользователю охотничьими животными;
права и обязанности сторон договора;
ответственность за нарушение договорных обязательств и порядок возмещения убытков;
условия и порядок приостановления и расторжения договора;
порядок изменения условий договора;
срок разработки проекта ведения охотничьего хозяйства;
форма и порядок внесения платы за охотничьи угодья, предоставленные для долгосрочного пользования охотничьими животными.
Статья 32. Антимонопольные требования
Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленные на:
ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование охотничьими животными;
уклонение от предоставления лицензий на пользование охотничьими животными победителям конкурсов.
Статья 33. Права и обязанности юридических лиц - пользователей охотничьими животными
Юридические лица, являющиеся в соответствии с настоящим Законом пользователями охотничьими животными имеют право:
осуществлять пользование охотничьими животными в границах предоставленных охотничьих угодий с соблюдением установленных объемов, сроков и видов пользования;
создавать кормовые поля и проводить иные воспроизводственные и биотехнические мероприятия;
на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации;
возводить на полученных в установленном порядке земельных участках постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием охотничьими животными;
собственности на добытые охотничьи животные и продукцию, полученную от них;
вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе охоты, и производить изделия из охотничьих животных;
реализовывать произведенные продукцию и изделия;
заключать договоры с гражданами (охотниками) на использование охотничьих животных с одновременной выдачей им именных разовых лицензий;
предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель охотничьих животных, ухудшение среды обитания охотничьих животных, за необоснованное ограничение права на пользование охотничьими животными, права собственности на полученную продукцию, а также в случаях прекращения права на пользование охотничьими животными при изменении статуса земель с учетом упущенной выгоды;
оказывать воздействие на среду обитания охотничьих животных, улучшающее состояние охотничьих животных, по согласованию с землевладельцами (землепользователями), владельцами лесного фонда, государственным органом по регулированию охоты и комитетом природных ресурсов по Тамбовской области;
вносить в органы государственной власти предложения по изменению условий пользования охотничьими животными, договора и других разрешительных документов.
Юридические лица - пользователи охотничьими животными обязаны:
осуществлять пользование только указанными в лицензии охотничьими животными;
использовать полученный в пользование участок охотничьих угодий по назначению в соответствии с договором;
применять при пользовании охотничьими животными способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
своевременно вносить плату за пользование охотничьими животными в размерах, установленных договором;
пользоваться услугами квалифицированных специалистов, обеспечивающих ведение охотничьего хозяйства;
разработать проект организации охотничьего хозяйства на переданных в пользование участках охотничьих угодий. Проект должен быть утвержден в установленном порядке;
не допускать разрушения или ухудшения среды обитания охотничьих животных, нарушения прав пользователей другими животными и природными ресурсами;
оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования охотничьими животными;
осуществлять учет и оценку состояния охотничьих животных, а также оценку состояния охотничьих угодий;
проводить мероприятия, исключающие массовое повреждение лесонасаждений и сельскохозяйственных культур охотничьими животными;
участвовать в охране охотничьих животных и обеспечивать их воспроизводство;
применять гуманные способы добычи охотничьих животных;
в установленные сроки представлять информацию о численности, состоянии и использовании охотничьих животных, а также о проведенных мероприятиях по охране и воспроизводству охотничьих животных в государственный орган по регулированию охоты;
в установленные сроки возвращать именные разовые лицензии специально уполномоченному органу по регулированию охоты;
ежегодно разрабатывать и осуществлять планы противопожарных мероприятий;
в течение первого года с момента предоставления охотничьих угодий приступить к их внутрихозяйственному устройству, обозначить вывесками границы охотничьего хозяйства и поддерживать их в исправном состоянии.
Статья 34. Право на охоту
Правом на охоту на территории Тамбовской области в соответствии с действующим законодательством могут пользоваться граждане Российской Федерации и иностранные граждане:
с разрешенным к обороту на территории Российской Федерации охотничьим оружием - достигшие 18-летнего возраста;
с разрешенными орудиями охоты (кроме охотничьего оружия), охотничьими собаками и иными ловчими животными - достигшие 14 летнего возраста.
Документами, удостоверяющими право на охоту на территории Тамбовской области, служат:
для граждан Российской Федерации - единое удостоверение на право охоты, для иностранных граждан - охотничий билет иностранного охотника, с отметкой о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;
именная разовая лицензия или разрешение, выдаваемые в соответствии с действующим законодательством;
при охоте с охотничьим оружием гражданин (охотник) обязан иметь при себе разрешение на право его хранения и ношения.
Порядок выдачи удостоверения на право охоты и охотничьего билета иностранного охотника, их форма и срок действия определяются федеральным государственным органом по регулированию охоты.
Порядок подготовки охотников, учета единых удостоверений на право охоты и проведения испытаний устанавливается администрацией области. Гражданин имеет право сдавать испытания после самостоятельной подготовки или по окончании специальных курсов, организуемых в установленном порядке.
Статья 35. Права и обязанности граждан - пользователей охотничьими животными
Право на охоту реализуется гражданами (далее - охотники) на условиях и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Тамбовской области.
Охотник имеет право:
осуществлять охоту во всех открытых для охоты охотничьих угодьях;
собственности на добытую охотничью продукцию, если иное не предусмотрено договором с пользователем охотничьими угодьями - юридическим лицом;;
реализации продукции охоты, при наличии документов, подтверждающих законность ее добычи.
Охотник обязан:
соблюдать установленный действующим законодательством порядок и правила добывания охотничьих животных;
иметь при себе документы, удостоверяющие его право на охоту, и предъявлять их по требованию уполномоченных должностных лиц государственных органов и штатных работников юридических лиц, являющихся пользователями охотничьими животными и осуществляющих их охрану в установленном порядке;
соблюдать меры безопасности на охоте и меры противопожарной безопасности в охотничьих угодьях;
в установленный срок возвращать именные разовые лицензии и разрешения по месту их получения с указанием результатов охоты.
Глава IV. Основы организации и ведения охотничьего хозяйства
Статья 36. Цели создания охотничьего хозяйства
Целями создания охотничьего хозяйства являются:
достижение оптимальной численности охотничьих животных на основе научно-обоснованных приемов охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных;
ведение учета охотничьих животных;
пропаганда охраны и рационального использования охотничьих животных;
предоставление услуг гражданам по организации и проведению охоты;
развитие трофейного дела;
развитие охотничьего собаководства.
Статья 37. Задачи охотничьего хозяйства
Для достижения целей, определенных настоящим Законом, охотничье хозяйство решает следующие задачи:
обеспечивает охрану охотничьих животных и среды их обитания;
разрабатывает и осуществляет комплекс мер по воспроизводству охотничьих животных и биотехнические мероприятия по улучшению качества охотничьих угодий;
проводит учет охотничьих животных и осуществляет мониторинг состояния охотничьих угодий;
разрабатывает и применяет систему использования охотничьих животных на основе селекционных приемов, обеспечивая оптимальную половозрастную структуру микропопуляций охотничьих животных и учет добытой продукции
представляет информацию по учету и мониторингу охотничьих животных в государственный орган по регулированию охоты и комитет природных ресурсов по Тамбовской области;
обеспечивает гласность и информирование населения о результатах своей деятельности.
Статья 38. Основные требования, предъявляемые к ведению охотничьего хозяйства
Ведение охотничьего хозяйства должно:
осуществляться интенсивными методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека;
удовлетворять потребности граждан в услугах по организации и проведению охоты.
В охотничьем хозяйстве должно обеспечиваться:
устойчивое использование охотничьих животных;
воспроизводство охотничьих животных, улучшение качества и продуктивности охотничьих угодий, а также охрана охотничьих ресурсов;
сохранение биологического разнообразия охотничьих животных;
сохранение национальных охотничьих традиций.
Статья 39. Межхозяйственное устройство охотничьих угодий
Задачами межхозяйственного устройства охотничьих угодий являются определение границ участков охотничьих угодий и их продуктивности;
Статья 40. Внутрихозяйственное устройство охотничьих угодий
Внутрихозяйственное устройство охотничьих угодий определяет систему мероприятий по обеспечению охраны, учета, воспроизводства и рационального использования государственного охотничьего фонда, повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства.
Проведение внутрихозяйственного устройства охотничьих угодий обязательно для всех юридических лиц, получивших долгосрочную лицензию на право пользования охотничьими животными.
Глава V. Экономическое регулирование охраны
охотничьих животных
Статья 41. Цели и задачи экономического регулирования охраны и использования охотничьих животных
Экономическое регулирование охраны и использования охотничьих животных предусматривает:
упорядочение экономических отношений в области охраны и использования охотничьих животных, в том числе между органами государственной власти Российской Федерации и Тамбовской области и пользователями охотничьими животными, а также между пользователями охотничьими животными и пользователями иными видами животного мира и природных ресурсов;
формирование системы платежей за пользование охотничьими животными и создание стабильной экономической основы их охраны, воспроизводства и устойчивого использования;
экономическую защиту государственных интересов в области охраны и использования охотничьих животных;
экономическую защиту пользователей охотничьими животными.
Статья 42. Структура экономического регулирования охраны и использования охотничьих животных
Экономическое регулирование охраны и использования ресурсов охотничьих животных включает в себя:
учет и экономическую оценку охотничьих животных;
экономически обоснованную систему платежей за пользование охотничьими животными;
бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих животных;
экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации и Тамбовской области об охране и использовании охотничьих животных;
целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконной добычи охотничьих животных, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.
Статья 43. Система платежей за пользование охотничьими животными
Система платежей за пользование охотничьими животными включает в себя:
плату за пользование охотничьими животными;
штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование охотничьими животными.
Внесение платы за пользование охотничьими животными не освобождает пользователей охотничьими животными от выполнения мероприятий по охране охотничьих животных, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда
Плата за пользование охотничьими животными поступает в федеральный бюджет и областной бюджет в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Распределение сумм платы и штрафов, подлежащих зачислению в областной бюджет и бюджеты районов и городов, устанавливается ежегодно в соответствии с законом Тамбовской области об областном бюджете на соответствующий год.
Статья 44. Сбор за выдачу лицензий на пользование охотничьими животными
Сбор за выдачу лицензии на пользование охотничьими животными поступает на счет государственного органа по регулированию охоты, выдавшего лицензию, и используется на оплату расходов, связанных с выдачей лицензий.
Размер сбора определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование охотничьими животными, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии.
Статья 45. Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных
Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных включает:
установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование охотничьих животных, а также охрану и улучшение охотничьих угодий.
предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству охотничьих животных;
премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану охотничьих животных, за выявленные ими нарушения законодательства Российской Федерации и Тамбовской области в сфере охраны и использования охотничьих животных.
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства
об охране и использовании охотничьих животных
Статья 46. Ответственность юридических лиц и граждан за нарушение законодательства об охране и использовании охотничьих животных
Юридические лица и граждане, виновные в совершении следующих правонарушений:
нарушении порядка осуществления пользования охотничьими животными;
нарушении правил охраны среды обитания охотничьих животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а также в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании охотничьих животных;
нарушении правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившем ущерб охотничьим животным;
нарушении правил охоты;
ввозе в Тамбовскую область и вывозе за ее границы охотничьих животных, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;
нарушении требований по предотвращению гибели охотничьих животных в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;
нарушении режима охраны охотничьих животных в государственных природных заповедниках, государственных природных заказниках и других особо охраняемых природных территориях;
уничтожении или повреждении аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями охотничьими животными - юридическими лицами или государственным органом по регулированию охоты, а также принадлежащих им зданий и других сооружений;
нарушении установленного порядка предоставления лицензий на пользование охотничьими животными и разрешений на изъятие охотничьих животных из среды их обитания;
сокрытии или искажении информации о состоянии и численности охотничьих животных, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания, - несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 47. Ответственность юридических, должностных лиц и граждан за ущерб, нанесенный охотничьим животным и среде их обитания
Юридические лица и граждане, причинившие вред охотничьим животным и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 48. Порядок разрешения споров по вопросам охраны и использования охотничьих животных
Споры по вопросам охраны и использования охотничьих животных разрешаются судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 49. Недействительность сделок, нарушающих законодательство Российской Федерации и Тамбовской области в сфере охраны и использования охотничьих животных
Все сделки, совершаемые в отношении охотничьих животных в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Тамбовской области в области охраны и использования охотничьих животных, являются недействительными.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 50. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего Закона все нормативноправовые акты Тамбовской области, регулирующие порядок проведения охоты и ведения охотничьего хозяйства действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
Глава администрации
Тамбовской области |
О.И.Бетин |
г. Тамбов
28 ноября 2001 г.
N 228-З
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 28 ноября 2001 г. N 228-З "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 28 ноября 2001 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 14 декабря 2001 г. N 241 (22435)
Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. N 680-З настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий Закон внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 11 октября 2002 г. N 57-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона