Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
Глава администрации
Тамбовской области |
О.И.Бетин |
г. Тамбов
14 сентября 2001 г.
N 212-З
Программа развития образования
в Тамбовской области на 2001-2003 годы (системы дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
и дополнительного образования детей)
(утв. Законом Тамбовской области от 14 сентября 2001 г. N 212-З)
Введение
Назначение Программы. Программа развития образования в Тамбовской области на 2001-2003 годы (далее - Программа) является организационной основой государственной политики в области образования, которая определяет основные цели, задачи, стратегические направления, конкретные мероприятия по реформированию и развитию образования, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в Тамбовской области.
Система образования области в настоящей Программе рассматривается в качестве открытой, саморазвивающейся (эволюционирующей), действующей в соответствующей правовой среде с учетом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов и перспектив развития области в целом, социальных групп, отдельной личности.
Программа должна использоваться муниципальными органами управления образованием как средство соотнесения и коррекции своих действий, определения образовательной политики в районах и городах области, разработки муниципальных программ развития образования.
Замысел настоящей Программы состоит в том, чтобы обеспечить нормальное функционирование и действенность механизмов развития областной системы образования за счет:
учета разнообразных потребностей субъектов образования;
концентрации внутренних интеллектуальных, трудовых, материальнотехнических, финансовых, инфраструктурных ресурсов;
разработки совместных со здравоохранением, наукой, культурой, органами социальной защиты населения, правоохранительными органами социально значимых проектов;
оформления правовых основ и совершенствования законодательной базы.
Структура Программы. Программа состоит из двух частей:
1. Стратегия развития системы образования области;
2. План действий по реализации стратегии развития системы образования области.
В первой части отражены настоящее состояние и проблемы системы образования области, основные направления предстоящей деятельности областной системы образования до 2003 года.
Во второй части представлены ключевые действия и мероприятия, обеспечивающие реализацию основных направлений стратегии развития.
Исполнители и соисполнители: администрация области, органы местного самоуправления районов и городов области, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования, учреждения профессионального образования, учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования детей, общественные организации и учреждения, представители деловых кругов, фондов, работники социально-культурной сферы области, учащиеся, родители.
Программа предусматривает:
- Сохранение сети и совершенствование дошкольного образования, доступного всем категориям населения области;
- Обеспечение возможности получения начального, основного общего, общего среднего (полного) образования в соответствии со склонностями, потребностями и возможностями обучающихся за счет расширения профильного обучения, создания образовательных учреждений различных видов;
- Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования различных типов и видов, реализующих принципы развивающего обучения, социализации и профессионализации личности;
- Развитие материально-технического и финансового потенциалов образовательных учреждений путем повышения их финансовой самостоятельности и ответственности;
- Перестройку управления системой образования на основе солидарной ответственности органов государственной, власти области и органов местного самоуправления, образовательных учреждений за обеспечение прав граждан на бесплатное общее образование, соответствующее образовательным стандартам качество образовательных услуг;
- Развитие ресурсного, информационного, инвестиционного, кадрового потенциалов системы.
Часть 1. Стратегия развития системы образования
Тамбовской области
1. Анализ состояния системы образования области
В Тамбовскую область входят 23 сельских района, 7 городов областного подчинения, 7 поселков городского типа.
Всего в школах обучаются 162 тысячи человек, 85 тысяч из них (52%) - в сельских школах. 83% образовательных учреждений находятся на селе.
В настоящее время система образования области включает в себя образовательные учреждения всех типов и видов. Имеются традиционные и инновационные учреждения образования: детские сады, школы, гимназии и лицеи, учреждения дополнительного образования детей, образовательные комплексы "Детский сад - Школа", "Детский сад - Школа - Вуз", "Школа - Вуз".
Сеть образовательных учреждений количественно представлена следующим образом:
----------------------------------------------------------------------\
Образовательные | Количество | Контингент обучающихся |
учреждения | | и воспитанников |
----------------------------------------------------------------------|
Общеобразовательные 861 155853 |
учреждения |
|
Школы и школы-интернаты для |
детей с проблемами развития 19 2351 |
в том числе: |
для детей-сирот 5 519 |
|
Учреждения для детей-сирот и 17 1635 |
детей, оставшихся без |
попечения родителей, в т.ч. |
приемные семьи 8 30 |
|
Учреждения дошкольного 391 23333 |
образования |
|
Учреждения дополнительного 84 55486 |
образования |
|
Вечерние (сменные) 24 4237 |
общеобразовательные школы |
----------------------------------------------------------------------/
Динамика изменения сети образовательных учреждений и контингента обучающихся за последние 3 года представлена в приложении 1.
За последние годы система дошкольного образования области претерпела существенные качественные и количественные изменения.
Обновляется содержание дошкольного образования, идет процесс внедрения целого ряда развивающих программ и методик обучения. В частности более половины детских дошкольных учреждений работают по программам "Радуга", "Истоки", остальные ориентированы на программы "Развитие", "Детство". Практически каждое дошкольное учреждение развивает профильное направление: экологическое, оздоровительное, художественно-эстетическое, культурологическое и др. Продолжается формирование образовательных учреждений типа "Детский сад - школа", количество которых за последние годы увеличилось до 20. В области функционируют пять специализированных коррекционных дошкольных учреждений, 139 групп для детей с различными отклонениями здоровья.
Вместе с тем, количество дошкольных учреждений сократилось с 447 единиц (1997г.) до 391 единицы на начало 2000 года. Сократилось и количество посещающих их детей с 28,9 тысяч до 23,3 тысяч. Всего 35% детей дошкольного возраста посещают учреждения дошкольного образования, получают специальную подготовку к школе (в 1997 г.- 45% детей). Причем, если в городской местности этот показатель составляет 54%, то на селе - всего 26,8%.
В период реализации настоящей Программы предстоит организовать гибкие программы дошкольного образования (подготовка к школе) для 5-6 летних детей с индивидуальным графиком посещения (неполная неделя, неполный день и т.п.).
Система начального общего образования Тамбовской области представлена 3237 начальными классами, в которых обучаются 42410 детей младшего школьного возраста (27,6% от общего количества школьников).
В начальных школах и классах происходит активное обновление содержания обучения, более 700 школ осуществляют этот процесс путем параллельного введения новых курсов, программ и учебников. Более 300 школ работают по системам развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина. Также развиваются системы компенсирующего и коррекционного обучения, современные педагогические технологии. Более качественно решаются вопросы преемственности между этапами становления личности в образовательной цепи "детский сад - начальная школа".
Более 30% начальных классов школ области работают по программе 1-4, что является определенным заделом для перехода на 12-летнее образование.
Вместе с тем, статистика выявляет наличие в области негативных тенденций: растет количество детей с нарушениями психического и физического развития, требующих надомного обучения, нуждающихся в организации коррекционного и компенсирующего обучения. Наблюдается недостаток специалистов, владеющих методами ранней диагностики нервнопсихических отклонений у детей, недостаточна информированность родителей, руководителей образовательных учреждений, специалистов управления в вопросах специального образования.
В системе основного общего образования завершено внедрение Базисного учебного плана. Набирает необходимую динамику процесс обновления содержания школьного образования, освоения учителями новых предметных областей, апробации вариативных учебных программ, создания авторских учебных программ и методических пособий. На первый план в деятельности педагогов выходит установка на освоение содержания учебников и учебных пособий нового поколения, новых педагогических технологий, личностно-ориентированного стиля отношений с учащимися и родителями.
За последние годы наиболее глубокие качественные изменения претерпела система общего среднего (полного) образования. Именно на этой образовательной ступени наиболее интенсивно шли процессы дифференциации и создания качественного разнообразия в содержании образования.
В общеобразовательных учреждениях введены новые учебные предметы. 28 образовательных учреждений области осуществляют углубленное изучение различных дисциплин, 64 предлагают профильную подготовку.
Несмотря на резкое сокращение финансирования удалось сохранить и развить систему дополнительного образования. Увеличилось количество детей, занимающихся в объединениях художественно-эстетического направления, существенно возросло число учащихся, вовлеченных в работу экологических, спортивных и других объединений. Охват детей дополнительным образованием в г. Тамбове составляет 75% от общего числа обучающихся в школах. В целом по области охват детей дополнительным образованием составляет 38%. В 1997 году в г. Тамбове открылся городской Центр по работе с детьми и молодежью, в который входят 28 подростковых клубов.
Качественные изменения касаются прежде всего переосмысления функций дополнительного образования, связанных с обогащением образовательных возможностей личности по удовлетворению ее актуальных интересов и потребностей, обеспечению индивидуальной траектории развития познавательных способностей ребенка.
Обозначилась тенденция к более тесной интеграции основного и дополнительного образования в первую очередь в Тамбове, Мичуринске, Моршанске, Кирсанове.
В последние годы стал уменьшаться разрыв системы обучения и воспитания, единство которых всегда было присуще отечественной системе образования. Воспитательная работа осуществлялась через функционирование в самой школе программ дополнительного образования, детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. В настоящее время происходит постепенное восстановление системы воспитания, дающей нравственные ориентиры, прочную духовную опору, подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.
Союз детских организаций объединяет 426 организаций, в которых состоят 64,5 тысяч человек.
Вместе с тем, складывающаяся ситуация с подростковой преступностью требует значительного улучшения работы педагогических коллективов образовательных учреждений по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Система государственной помощи и поддержки детства области включает в себя 17 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на момент разработки Программы - 1635 человек). Количество таких детей постоянно растет. В области 2478 детей, находящихся под опекой и 2044 - усыновленных.
За последние годы разработаны и введены в действие Законы области "Об опеке и попечительстве в Тамбовской области", "О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В рамках областной программы "Дети Тамбовщины" действует целевая программа "Дети-сироты", разработана и реализуется программа перспективного развития подсобных хозяйств учреждений для детей-сирот.
Педагогические работники интернатных учреждений области наряду с задачами повышения качества общеобразовательной подготовки, развития талантов и способностей воспитанников, значительное внимание уделяют вопросам их социализации и адаптации.
Однако до сих пор не решены общие вопросы, например, - раннего выявления детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечения прав воспитанников на жилье и труд. Остается проблемой взаимодействие разных управленческих структур, призванных обеспечивать охрану детства.
Отмечается ухудшение здоровья детей. Учащиеся с ослабленным здоровьем обучаются в 119 классах компенсирующего обучения. Только в Тамбове и Мичуринске 53 таких класса-комплекта.
Среди основных причин, отрицательно влияющих на процесс формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся выделяются: недостаточный объем двигательной активности в рамках ежедневного и еженедельного двигательного режима; отсутствие надлежащих гигиенических условий (световой, вентиляционный, тепловой режим) в образовательных учреждениях; недостаточный уровень организации питания в большинстве образовательных учреждений.
В области имеется сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Она состоит из 19 специальных школ и школ-интернатов, детских домов, а также специальных групп, классов, ориентированных на определенный дефект развития; логопедических пунктов в образовательных учреждениях, реабилитационных и диагностических служб.
В специализированных классах общеобразовательных школ обучаются 677 детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Остается острой проблема кадрового обеспечения данных образовательных учреждений. Если в специальных образовательных учреждениях 20% специалистов имеют высшее дефектологическое образование, то в специальных классах общеобразовательных учреждений учителей-дефектологов с соответствующим образовательным уровнем практически нет.
Необходимо создание новых типов специальных школ и дошкольных учреждений, расширение сети внешкольных учреждений, специальных служб, осуществляющих профилактику дефектов и готовящих родителей к работе с аномальными детьми в домашних условиях.
В области происходит диверсификация образовательных учреждений по уровням и видам. В частности устойчиво развиваются 13 общеобразовательных учреждений инновационного типа (гимназии, лицеи), 440 профильных классов, 286 классов с углубленным изучением отдельных предметов. Инновационные преобразования происходят преимущественно в городских школах ( в сельской местности всего 15 классов с углубленным изучением предметов и 62 профильных класса). Динамика инновационных преобразований отражена в приложении 2.
Сформирована многоуровневая система управления экспериментальной работой, включающая областной, районные (городские), школьные Советы по экспериментальной работе, которая охватывает содержательные, методические, управленческие аспекты деятельности образовательных учреждений. Областные экспериментальные площадки организованы в 35 образовательных учреждениях, 3 образовательных учреждения являются федеральными экспериментальными площадками Министерства образования РФ.
Темпы информатизации системы образования области не соответствуют требованиям современного информационного сообщества.
Из 403 средних школ области только 239 (59,7%) имеют вычислительную технику. Всего установлено 3453 компьютера, из них IВМсовместимой техники - 436 единиц. В связи с этим возможность реализации образовательного стандарта по информатике и возможность использования средств современных информационных технологий в учебном процессе сводится к минимуму.
Только отдельные школы, районные и городские отделы образования имеют возможность реально участвовать в решении задач, имеющих стратегическое значение для развития областной системы образования, в частности:
разработка областной сети компьютерных телекоммуникаций;
разработка программно-методических комплексов управления учебными заведениями различного уровня и системой образования в целом;
разработка методического сопровождения учебного процесса с помощью электронных средств поддержки;
организация системы дистанционного обучения и консультирования обучающихся.
За последние годы в области возросло число общеобразовательных учреждений, ведущих технологическую подготовку и профильное трудовое обучение учащихся 8-9 классов, осуществляющих допрофессиональную подготовку и ускоренную профессиональную подготовку учащихся 10-11 классов, из них 5% школ вовлечены в процесс интеграции с профессиональными образовательными учреждениями различных уровней. Идет активная работа по освоению предметной области "Технология", совершенствуется содержание технологического обучения, апробируются учебные планы и программы с учетом интересов и склонностей учащихся.
Вместе с тем, процесс развития технологической и допрофессиональной подготовки сдерживается из-за старения учебно-материальной базы, отсутствия необходимой техники и оборудования.
Существует и проблема трудоустройства выпускников средних общеобразовательных учреждений.
Проделана определенная работа по совершенствованию непрерывного педагогического образования и повышения квалификации (созданы педклассы, разрабатываются и внедряются преемственные учебные планы и программы среднего и высшего профессионального образования), обновлялась система повышения педагогической квалификации. Аналитические данные Института повышения квалификации работников образования свидетельствую о том, что значительно возросла востребованность педагогических работников в проблемных курсах и семинарах. За три последних года институтом разработано и реализовано более 200 учебных программ, ориентированных на решение вопросов, связанных с внедрением новых учебников и учебных пособий, изучением актуальных социальных, педагогических, психологических проблем (экологизация, валеологизация, информатизация и др.), с новыми концепциями и технологиями обучения.
В соответствии с принятым Законом области "Об образовании в Тамбовской области" увеличены расходы, направляемые на доплаты и надбавки стимулирующего характера работникам образования, в размере не ниже 20% фонда оплаты труда. Также предусмотрена доплата молодым специалистам, работающих в областных и муниципальных образовательных учреждениях области в размере 25% к тарифным ставкам в течение первых двух лет работы.
Педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках, установлена повышенная на 25% заработная плата (должностной оклад).
Вместе с тем, в работе с кадрами не удалось решить ряд проблем: в ряде территорий имеются недоукомплектованные кадрами образовательные учреждения, сохраняется дефицит кадров по отдельным педагогическим специальностям, по психологическим и дефектологическим профилям, по ряду направлений коррекционной работы. Учительский корпус "стареет", что в дальнейшем будет блокировать развитие инновационных процессов в образовании области. Образовательные учреждения в основном справляются со своими задачами, но в большей степени за счет интенсификации труда педагогов, привлечения пенсионеров.
Необходима организация мониторинга потребностей и резерва каждого района и города в специалистах системы образования.
По-прежнему остаются актуальными финансовое обеспечение системы образования.
В течение последних четырех лет снижался удельный вес расходов на образование в консолидированном бюджете области с 23,9% в 1996 году до 18,0% в 1999 году. В бюджете 2000 года доля расходов на образование составила 22,2%. Недофинансирование образования привело к ветшанию зданий и сооружений (приложение 3), износу и непополнению оборудования, учебно-наглядных пособий, учебной литературы.
Несмотря на то, что в текущем году ликвидирована задолженность по заработанной плате и произошло увеличение в бюджете 2000 года материальных затрат на 20%, остается не погашенной задолженность по коммунальным платежам, не выделяются средства на развитие учебно-материальной базы. Остается острой проблема обеспечения учебниками и учебными пособиями.
Финансово-экономическая политика в области образования основывается на повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, структурных маневрах ресурсами внутри системы образования, мобилизации частных средств в систему образования.
Обновление управленческой деятельности строится на основе полученного опыта реализации программно-целевого подхода к развитию системы образования на областном и местном уровнях.
Остаются актуальными проблемы: прогноза финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования; анализа и коррекции результатов развития по уровням образования, ключевым вопросам, этапам реализации программы; подготовки кадров на всех уровнях управления. Медленно идет повышение квалификации управленческих кадров по вопросам финансовохозяйственной деятельности образовательных учреждений в новых экономических условиях.
Эффективность управленческого труда должна быть повышена за счет целенаправленного использования продуктов научно-методических разработок, современных управленческих технологий, включения прогнозирования в цикл управления.
2. Система механизмов управления образованием
2.1. Развитие механизмов управления качеством образования
Законодательством Российской Федерации определены новые подходы к реализации государственной политики в области образования.
Основой управления развитием содержания образования определены Государственные образовательные стандарты (далее - ГОС); развитием кадрового потенциала - аттестация работников образования; деятельностью образовательных учреждений - экспертиза и лицензирование образовательной деятельности, аттестация и государственная аккредитация.
Новые подходы к управлению характеризуются двумя существенными особенностями:
стимулирующий характер, опора на экономическую заинтересованность субъектов управления, отход от командно-запретительных методов;
переход на программно-целевое управление; приоритетность контроля за результатами образовательного процесса при сокращении контроля за его ходом.
Это требует создания независимой службы управления качеством образования, использующей современные средства и технологии для оценки соответствия достигаемого качества образования утвержденным требованиям и нормативным показателям.
Предстоит апробация и внедрение в практику системы критериев и показателей оценки качества образования, программно-методических комплексов, включающих диагностический инструментарий. Актуальной является проблема разработки региональных компонентов Государственных образовательных стандартов и механизмов контроля за их реализацией, что позволит обеспечить единство требований к качеству образования, сохраняя при этом вариативность образования.
2.2. Совершенствование нормативно-методической
и правовой базы образования
Отсутствие Государственных стандартов общего образования и последовательная либерализация в течение последних лет итоговой аттестации выпускников привели к отсутствию содержательной основы аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Результатом стала частичная потеря контроля органов управления за качеством образовательного процесса.
Работа по созданию регионального компонента Государственного образовательного стандарта была направлена в первую очередь на объемы и предметное содержание. При этом не уделялось достаточного внимания совершенствованию содержания, форм, средств и методов итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
В нормативно-правовой деятельности необходима разработка нормативной базы организации и функционирования школьных округов, нормативных актов, определяющих новые функции и порядок деятельности уже существующих образовательных учреждений.
2.3. Развитие государственно-общественных форм
управления образованием
Совершенствование управления образованием предполагает переход от государственного к государственно-общественному управлению, развитие самоуправления, замену административно-командных методов управления методами социально-экономического и педагогического управления.
В систему управления образованием активно включаются различные общественные структуры: совет ректоров вузов области, совет директоров ссузов области, общественные ассоциации, союзы, попечительские советы, родительские комитеты. В связи с этим требуется разработка правового обеспечения по вопросам легитимности различных общественных ассоциаций, профессиональных объединений, союзов и определение их роли в управленческой системе, механизма их взаимодействия с государственными органами исполнительной власти.
2.4. Развитие кадрового потенциала
Опора на кадровый потенциал и его развитие в рамках единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации является решением проблемы обеспечения соответствия между уровнем квалификации управленческих и педагогических кадров и современными требованиями к ним, необходимыми для выполнения задач, предписанных данной Программой.
Это требует:
разработки региональной концепции и программы развития многоуровневой системы непрерывного педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и административных кадров;
практической реализации дифференцированных программ обучения, обеспечивающих стратегию современного образования, основу которого составляет субъективное развитие и саморазвитие личности специалиста, способного реализовать инновационные процессы, решать задачи повышения эффективности и качества образования.
3. Стратегические ориентиры и приоритеты
развития системы образования
Основой стратегии развития системы образования области на период действия настоящей Программы является приоритетное и опережающее развитие кадрового, информационного, научно-методического потенциалов, что позволит обеспечить:
учет многообразия образовательных запросов и интересов личности, семьи, территориального сообщества, области;
органическое сочетание всех уровней общего образования, а также дополнительного образования;
усиление государственно-общественного характера управления системой образования;
совершенствование информационного обеспечения процесса обновления содержания образования;
совершенствование финансово-экономических механизмов развития образования;
соответствие образования руководящих и педагогических кадров актуальным потребностям развития образовательных учреждений.
Наряду с этим выявляется специфическая область управленческой деятельности - образование на селе. Сельская школа рассматривается в качестве открытого социального института, ключевого звена целостной системы образования на селе, допрофессиональной технологической подготовки обучающихся, инициатора детского и молодежного движения, социально-педагогической работы с обучающимися и их семьями.
Часть 2. План действий по реализации стратегии
развития образования области
--------------------------------------------------------------------------------------------\
Проблемы (задачи, | Ключевые действия, | Организаторы, | Ожидаемые | Источники и |
направления) | мероприятия | исполнители, | результаты | объемы |
| сроки | | | финансирования |
| | | | (тыс. рублей) |
| | | | 2001 г. |
--------------------------------------------------------------------------------------------|
2.1. Создание современной инфраструктуры системы образования области |
|
Создание устойчиво Выстроить систему Управление Разработка мер |
функционирующих взаимодействия с образования и по соблюдению |
механизмов федеральными науки области баланса |
межотраслевых и структурами IV квартал федеральных и |
внутриотраслевых управления 2001 г. региональных |
взаимодействий образованием на интересов в |
договорной основе области |
образования |
|
Создать при Управление Усиление В пределах |
управлении образования и координационной выделенных |
образования и науки области функции средств |
науки управления 63,7 |
администрации 2001 г. образования 48,2 |
области: и науки |
- Центр администрации |
информационно- области |
методического и |
мониторингово |
обеспечения |
образовательного |
процесса; |
- Центр |
дополнительного |
образования детей |
и подростков; |
- медико-психолого- 10,0 |
педагогический |
Центр |
|
Разработать и Управление Наличие |
апробировать: образования и нормативно- |
- модель "школьного науки области правовой базы |
округа"; 2001 г. для |
- модель сельского функционирования |
культурно- и развития |
образовательного 2002 г. инновационных |
комплекса; образовательных |
- механизмы учреждений |
общественной различных типов |
аккредитации и видов, в том |
образовательных 2002 г. числе в сельской |
учреждений местности |
|
Осуществить Управление |
комплексный образования и |
анализ состояния науки области |
и перспектив 2001 г. |
развития системы |
образования на |
селе |
|
Обеспечение Поэтапно создать Управление Создание условий |
доступа к материальную и образования и для более полной |
общенациональным нормативно-правовую науки области реализации прав |
и международным основу открытого 2001-2003 гг. граждан на |
образовательным образования, в том получение |
ресурсам числе на основе качественного |
дистанционной образования |
технологии обучения |
|
2.2. Сохранение жизни и здоровья детей в сфере образования. |
|
Усиление Разработать Управление Координация |
здоровьесохраняющей комплексную образования и мероприятий, |
составляющей в межотраслевую науки области, кадровых |
деятельности программу управление материальных и |
рганов управления "Сохранение здравоохранения финансовых |
образованием всех здоровья детей области ресурсов |
уровней и и подростков" IV квартал 2001 |
образовательных |
учреждений, Ввести в Управление |
направленной на образовательных образования и |
сохранение и учреждениях науки области |
укрепление паспорта 2001 г. |
физического, здоровья каждого |
психического, ребенка |
духовного, |
социального Включить пропаганду Управление |
здоровья детей валеологических образования и |
знаний в работу с науки области, |
родителями Органы местного |
самоуправления |
(по согласованию) |
2001-2003 гг. |
|
Привести в Управление |
соответствие с образования и |
санитарными науки области |
правилами и нормами 2001 г. |
недельный режим |
работы |
общеобразовательных |
учреждений, |
наполняемость |
классов |
|
Проводить конкурс Управление |
на лучшую постановку образования и |
здоровьесберегающей науки области |
деятельности среди Органы местного |
муниципальных систем самоуправления |
образования области (по согласованию) |
ежегодно |
|
Развитие Создать в Управление Возможность |
межведомственных территориях области, образования и дифференциации |
связей располагающих для науки области образования в |
(образование, этого условиями, Органы местного зависимости от |
здравоохранение, психолого-медико- самоуправления индивидуальных |
социальная защита педагогические (по способностей |
наука и др.) на службы для раннего согласованию) детей |
областном и выявления детей с 2001-2003 гг. |
муниципальном отклонениями в |
уровнях в интересах развитии, |
укрепления здоровья информационно- |
детей консультационной |
работы с педагогами |
и родителями |
|
2.3. Кадровое обеспечение системы образования. Социальная |
защита педагогических кадров |
|
Модернизировать Организовать Управление Обеспечение |
содержание и подготовку образования и учреждений |
структуру логопедов, науки области коррекционного |
подготовки дефектологов, ТГУ типа |
специализированных психологов, 2001-2003 гг. профессиональными |
педагогических социальных кадрами |
кадров педагогов на |
базе Тамбовского |
государственного |
университета |
им. Г.Р.Державина |
|
Ввести Управление Обеспечение |
специализацию образования и учреждений общего |
"Инструктор по науки области и дополнительного |
туризму" на базе Педагогическое образования |
специальности училище 2 специалистами в |
"Физическая 2001-2002 гг. области туристско- |
культура" в краеведческой |
Тамбовском работы |
педагогическом |
училище N 2 |
|
Провести анализ Управление Оптимизация структуры |
потребности в образования и и качественное |
педагогических науки области улучшение подготовки |
кадрах в области IV квартал педагогических |
до 2010 года 2001 г. кадров |
|
Разработать систему Управление |
непрерывного образования и |
педагогического науки области |
образования Мичуринский |
(педагогические государственный |
классы - педагогический |
педагогические институт |
колледж, училище - IV квартал |
педагогический 2001 г. |
институт) |
|
Совершенствование Организовать Управление Повышение |
системы повышения проведение образования и профессионализма |
квалификации семинаров, научно- науки области всех категорий |
педагогических и практических постоянно руководящих и |
руководящих кадров конференций для педагогических |
по ключевым управленческих и кадров учреждений |
направлениям педагогических кадров образования, |
развития по ключевым вопросам руководителей и |
образования оптимизации процесса специалистов |
обучения и воспитания органов |
учащихся управления |
образованием. |
Продолжить повышение Управление |
квалификации образования |
учителей по вопросам и науки области |
выбора постоянно |
педагогических |
технологий, |
соответствующих |
состоянию |
информационно- |
предметной среды, |
интереса учащихся, |
уровню готовности |
к обучению (в том |
числе при уровневой |
дифференциации |
обучения, |
использовании |
модульно- |
рейтинговых |
технологий) |
|
Продолжить Управление |
переподготовку, образования и |
повышение науки области |
квалификации постоянно |
руководителей и |
специалистов органов |
управления |
образованием |
различных уровней |
по специальности |
"Менеджер |
образования" |
|
Создать при Управление |
управлении образования и |
образования и науки науки области |
администрации II квартал 2001 |
области банк данных |
о наличии вакантных |
мест в |
образовательных |
учреждениях области |
с полным |
информированием об |
оплате труда и |
социальных льготах |
|
Разработать Управление |
областное Положение образования и |
о порядке аттестации науки области |
педагогических и IV квартал |
руководящих 2001 г. |
работников |
государственных и |
муниципальных |
образовательных |
учреждений |
|
Разработать и Управление Повышение статуса |
реализовать систему образования и педагога, |
грантовой поддержки науки области привлечение |
педагогических I квартал общественности к |
кадров 2002 г. решению насущных |
проблем |
образования |
|
Учредить почетные Управление |
звания "Заслуженный образования и |
педагог Тамбовской науки области, |
области", "Почетный областная Дума |
попечитель 2002 г. |
образования |
Тамбовской области" |
|
Учредить областной Управление |
ежегодный конкурс образования и |
"Лучшая сельская науки области |
школа области" IV квартал |
2001 г. |
|
2.4. Управление качеством образования. |
|
Совершенствование Проводить Администрация Рост банка |
организационно- оптимизацию набора области образовательных |
педагогических образовательных постоянно программ и |
условий для программ и педагогических |
обеспечения педагогических технологий в том |
требуемого технологий в том числе |
качества обучения числе - через инновационных |
механизмы Соответствие |
лицензирования, разрабатываемых |
аттестации и программ |
аккредитации, предъявляемым к |
перевода ним требованиям |
образовательных (научность, |
учреждений в режим доступность, |
финансовой преемственность, |
самостоятельности, логичность, |
использования развивающий |
избирательного характер и |
(конкурсного) и др.) |
финансирования |
образовательных |
программ |
|
Разработать и Управление |
внедрить систему образования и |
мониторинга науки области |
образовательных 2002 г. |
запросов населения, |
внешней и |
внутренней оценки |
результатов работы |
образовательных |
учреждений и |
системы образования |
в целом |
|
Проводить Управление Наличие отзывов |
экспертную образования и населения по |
оценку науки области каждой из |
соответствия постоянно реализуемых на |
планируемых территории |
(заявленных) и образовательных |
достигнутых программ |
результатов Наличие |
обучения объективных |
данных о |
результатах |
обучения |
Формировать Управление |
информационную образования и |
базу данных по науки области |
актуальным постоянно |
проблемам |
образования, |
развивать |
экспертно- |
аналитическую |
деятельность |
|
Принять участие Управление |
в мониторинге образования и |
качества общего науки области |
образования, ежегодно |
проводимом |
Российской |
Академией |
образования |
|
Способствовать Управление |
участию учащихся образования и |
области в науки области |
центализованном ежегодно |
тестировании по |
программе |
международного |
сотрудничества |
|
2.5. Материально техническое обеспечение системы образования. |
|
Создание условий Приобрести Управление Укрепление |
для нормального компьютерные образования материально- |
функционирования классы и и науки области технической |
образовательных необходимое для Органы местного базы |
учреждений, установки самоуправления образовательных |
укрепления базы: технологическое (по учреждений |
- образовательной оборудование согласованию) |
области для сельских школ 2001 г. |
"Технология"; Областной |
- образовательной бюджет |
области 2500,0 |
"Информатика и Федеральный |
информационные бюджет |
технологии"; 15000 |
- эколого- Местные |
краеведческой бюджеты |
работы; 4000,0 |
- учреждений |
дополнительного |
образования |
|
Приобрести учебники Управление Областной |
и учебно-наглядные образования бюджет |
пособия и науки 2462,6 |
области, |
Органы |
местного |
самоуправления |
(по |
согласованию) |
2001-2003 гг. |
|
Приобрести Управление |
оборудование для образования |
областной станции и науки |
юных туристов области |
2002 г. |
|
Осуществить Администрация Федеральный |
строительство и области бюджет |
реконструкцию Органы местного 1100,0 |
зданий школ самоуправления Областной |
области (по согласованию) бюджет |
19517,0 |
|
2.6. Научно-методическое обеспечение, инновационная деятельность. |
|
Обеспечение Формировать Управление Наличие |
информационной региональный образования и разнообразных |
поддержки банк данных науки области образовательных |
процессов по содержанию, постоянно программ и |
обновления технологиям технологий, |
содержания образования, учитывающих |
образования и передовому индивидуальные |
педагогических опыту с особенности |
технологий в возможностью учащихся |
образовании оперативного |
предоставления |
информации |
|
Разработать Управление |
рекомендации по образования и |
формированию науки области |
вариативной части I квартал |
Базисного учебного 2001 г. |
плана, в том числе |
для сельской |
малочисленной школы |
|
Сформировать Управление |
региональный образования и |
комплект учебников науки области |
I квартал |
2001 г. |
|
Расширять сеть Управление |
областных образования и |
экспериментальных науки области |
площадок по постоянно |
отработке нового |
содержания и |
образовательных |
технологий и |
механизмов |
трансляции инноваций |
в массовую школу |
|
Активизировать Управление Расширение сети |
работу областного образования и опытно- |
Совета по науки области экспериментальных |
руководству постоянно площадок |
экспериментальной Привлечение |
работой, оказывать дополнительных |
организационно- средств |
методическую помощь Министерства |
образовательным образования РФ, |
учреждениям по фондов, |
подготовке заявок спонсоров |
на присвоение |
статуса федеральных |
экспериментальных |
площадок |
|
Принимать участие Управление |
в международных образования и |
программах и науки области |
проектах постоянно |
|
Разработать и Управление |
издать сборник образования и |
"Научно- науки области |
методическое и II квартал |
дидактическое 2002 г. |
обеспечение |
перевода |
начальной школы |
на 4-летнее |
обучение" |
|
Разработать Управление |
рекомендации по образования и |
основным науки области |
направлениям II квартал |
развития и 2002 г. |
планированию |
образовательного |
процесса |
сельской |
малочисленной |
школы |
|
Совершенствовать Управление Областной |
организационно- образования и бюджет |
методическую базу науки области 250 тыс. руб. |
олимпиадно- постоянно |
конкурсной работы и |
работы с одаренными |
детьми |
|
Продолжить издание Управление |
научно-методического образования и |
журнала науки области |
"Региональное постоянно |
образование" с |
периодичностью 2 |
номера в год |
|
Обеспечение Разработать и Управление Повышение Областной |
финансовой внедрить образования и статуса бюджет |
поддержки механизм науки области эксперимен- 30,0 |
инновационных финансовой I квартал тальной работы, Местные |
процессов и поддержки 2002 г. привлечение бюджеты |
опытно- областных и Органы наиболее 70,0 |
экспериментальной федеральных местного творчески |
работы экспериментальных самоуправления работающих |
площадок, (по учителей к |
учителей- согласованию) инновационной |
экспериментаторов деятельности |
и осуществить |
финансовую |
поддержку. |
|
2.7. Финансовая политика в сфере образования. |
|
Разработка схемы Разработать Управление Рационализация |
финансового прогноз финансово- образования и использования |
обеспечения хозяйственной науки области бюджетных и |
процесса развития деятельности в I квартал внебюджетных |
образования в сфере образования 2002 г. средств |
современных Повышение |
социально- Обеспечить Управление финансово- |
экономических поэтапный образования и экономической |
условиях с учетом переход к науки области дисциплины в |
территориально- гарантированному 2001-2003 гг. сфере |
экономических финансированию образования |
интересов области системы |
и отдельных ее образования в |
территорий соответствии с |
действующим |
областным и |
федеральным |
законодательством |
|
Разработать Управление |
механизм образования и |
финансового и науки области |
иного 2001-2002 гг. |
ресурсного |
обеспечения |
системы образования |
на нормативной |
основе с учетом |
специфики |
территорий, типов, |
видов и категорий |
образовательных |
учреждений, |
контингента |
обучающихся |
|
Усовершенствовать Администрация |
механизмы и области, |
нормативно-правовые областная Дума |
акты по 2001-2002 гг. |
финансированию |
системы образования |
из бюджетов всех |
уровней, а также |
стимулированию |
привлечения |
дополнительных |
внебюджетных средств |
в систему |
образования |
|
Осуществить Администрация |
достижение области |
региональных норм и 2001-2002 гг. |
нормативов |
государственных |
социальных гарантий |
обучающимся и |
работникам системы |
образования, |
социально- бытовых |
условий учебы и |
проживания |
обучающихся, |
социально- |
культурного |
обеспечения |
|
Обеспечить Управление |
механизмы повышения образования и |
социального науки области |
статуса работников IV квартал |
образования 2001 г. |
|
Разработать Администрация |
программу экономии области |
и рационального I квартал 2002 |
использования |
энергетических |
ресурсов, |
методические |
рекомендации по |
энергосбережению |
и обеспечить ее |
реализацию |
|
|
2.8. Развитие подсистем системы образования области |
2.8.1. Дошкольное образование |
|
Создание Организовать Органы Повышение |
качественного финансовую местного доступности |
разнообразия поддержку в самоуправления дошкольного |
организационно- каждом районе, (по образования |
методических городе программ согласованию) для детей |
систем развития постоянно из всех слоев |
дошкольного дошкольного общества |
образования в образования, |
условиях его основанных на |
муниципализации анализе наличных, |
ресурсно- |
обеспеченных |
условий и |
потребностей |
|
Развертывать сети Управление Увеличение |
опытно- образования контингента |
экспериментальных и науки области детей 3-7 лет, |
площадок, в том Органы местного охваченных |
числе для апробации самоуправления образовательными |
социально- (по услугами |
педагогических согласованию) |
технологий работы постоянно |
городских и |
сельских дошкольных |
образовательных |
учреждений ("группы |
кратковременного |
пребывания", |
"группы |
круглосуточного |
пребывания" и др.) |
|
Содействовать в Управление Наличие у |
оказании населению образования родителей |
дифференцированных и науки возможности |
образовательных области подбирать для |
услуг через формы Органы местного своих детей |
семейного обучения самоуправления образовательную |
(по программу |
согласованию) дошкольного |
постоянно образования |
исходя из |
Организовать Управление имеющихся |
консультативную образования условий и |
помощь семьям, и науки потребностей |
воспитывающим области |
детей дошкольного Органы местного |
возраста на дому, самоуправления |
коррекционно- (по |
диагностическую и согласованию) |
информационно- постоянно |
методическую |
поддержку |
различных форм |
семейного |
обучения |
|
Разработать Управление |
положение об образования |
оказании и науки области |
образовательных IV кв. 2002 г. |
услуг семьям с |
детьми, не |
посещающими |
дошкольные |
образовательные |
учреждения |
|
Организация Развивать профильные Органы |
инновационной направления местного |
деятельности в деятельности самоуправления |
дошкольных дошкольных (по |
образовательных образовательных согласованию) |
учреждениях, учреждений, Дошкольные |
создание работающих в режиме образовательные |
предметно- областных учреждения |
развивающей эксперементальных постоянно |
личностно- площадок на основе |
ориентированной обобщения и |
среды распространения |
опыта работы: |
"Развивающее книжное |
окружение" |
(дошкольное |
образовательное |
учреждение N 15 |
г. Тамбов); |
- "Валеологическое |
сопровождение |
образовательного |
процесса" |
(дошкольное |
образовательное |
учреждение N 63 |
"Аистенок", |
г. Тамбов); |
- "Развитие |
метакогнитивных |
способностей детей |
3-10 лет (Начальная |
школа-детский сад |
"Эврика", г. Тамбов); |
- "Дошкольное |
учреждение- открытая |
социально- |
педагогическая |
система" (дошкольное |
образовательное |
учреждение N 66 |
"Тополек", г. Тамбов); |
- "Организация |
жизнедеятельности |
воспитанников и |
обучающихся в открытой |
социально- |
педагогической среде" |
(прогимназия "Радуга", |
г. Тамбов) |
|
2.8.2. Общее образование. |
|
Совершенствовать Разработать Управление Рост качества |
организационно- и апробировать образования и обучения и |
педагогические региональный пакет науки области воспитания |
условия нормативных Органы местного учащихся по |
преемственности документов и самоуправления критериям и |
обучения в методических (по показателям |
дошкольном материалов по согласованию) индивидуального |
образовательном обеспечению 2001-2002 гг. развития, |
учреждении и преемственного укрепление |
начальной школе, перехода на физического и |
в начальной и последующую психического |
основной школе ступень обучения, здоровья детей |
а также по работе |
образовательных |
учреждений "школа- |
детский сад" |
|
Осуществить Управление |
поэтапный перевод образования и |
начальной школы на науки области |
четырехлетний срок Органы местного |
обучения самоуправления |
(по |
согласованию) |
2001-2003 гг. |
|
Продолжить Управление |
практику обучения образования и |
младших школьников науки области |
на основе Органы местного |
индивидуально- самоуправления |
ориентирован- (по |
ной системы согласованию) |
обучения, системы постоянно |
развивающего |
обучения |
Д.Б.Эльконина- |
В.В.Давыдова, |
Л.В.Занкова |
|
Обеспечить Управление Увеличение |
условия для образования количества |
для совместного и науки области продолжающих |
проведения Органы местного образование на |
дошкольными, самоуправления следующих |
общеобразова- (по ступенях по |
тельными согласованию) всем социальным |
учреждениями, 2001-2003 гг. слоям и группам |
психолого- |
медико- |
педагогической |
службой |
преемственной |
диагностики |
развития ребенка |
|
Продолжать Разработать Управление Рост количества |
профилизацию и базовые концепции образования педагогических |
гуманитаризацию общеобразовательной и науки области технологий, |
образования, школы: Органы местного основанных на |
сделав акцент - сельскохозяйст- самоуправления принципах |
на освоение венной ориентации; (по гуманистической |
регионального и - гуманитарной согласованию) педагогики |
местного ориентации; 2001-2002 гг. |
компонентов - химико- |
образовательных биологической |
программ ориентации; |
в историко- - историко- |
культурном и краеведческой |
социально- ориентации; |
экономическом - физико- |
аспектах технологической |
ориентации и др. |
|
Разработать и Управление |
ввести во всех образования |
общеобразовательных науки области |
учреждениях учебные Органы местного |
предметы по истории самоуправления |
и культуре (по |
Тамбовской земли согласованию) |
2001-2003 гг. |
|
Обеспечить Управление |
вариативность образования |
образовательных и науки области |
программ в каждом Органы местного |
образовательном самоуправления |
учреждении (по |
согласованию) |
Постоянно |
|
Осуществить анализ Управление |
состояния образования |
технологической и науки области |
подготовки сельских Органы местного |
школьников. Выявить самоуправления |
основные формы и (по |
методы их согласованию) |
допрофессиональной постоянно |
подготовки |
|
Организация Расширить сферу Управление Обеспечение |
жизнедеятельности действия образования включенности |
школьного международной и науки области каждого |
сообщества как программы "Дебаты" Органы местного ребенка в |
открытой социально- самоуправления коллективную |
педагогической (по деятельность. |
среды согласованию) |
постоянно |
|
Способствовать Управление Удовлетворение |
созданию в каждом образования и потребности в |
образовательном науки области, самореализации, |
учреждении детской комитет по делам общественном |
общественной молодежи области признании своих |
организации Органы местного действий, в |
самоуправления заботе о других |
(по и внимании к |
согласованию) себе |
|
Восстановить фонд Управление Местные |
всеобуча для образования и бюджеты |
оказания адресной науки области 5000,0 |
помощи детям из Органы местного |
многодетных и самоуправления |
малообеспеченных (по |
семей согласованию) |
2002 г. |
|
Создать Управление |
современную образования и |
систему содействия науки области |
семейному Органы местного |
образованию, самоуправления |
самообразованию, (по |
экстернату согласованию) |
2001-2002 гг. |
|
2.8.3. Дополнительное образование |
|
Совершенствование Разработать Управление Определение |
единой системы концепцию и образования и перспектив и |
образования и областную науки области конкретных мер |
воспитания через программу II квартал развития системы |
интеграцию развития системы 2002 г. дополнительного |
основного и дополнительного образования |
дополнительного образования области |
образования, детей Распространение |
обеспечивающей опыта работы, |
разностороннее Изучить спрос Управление расширение форм |
развитие личности на услуги образования и и методов работы |
ребенка, дополнительного науки области учреждений |
способствующей образования I квартал дополнительного |
удовлетворению его 2002 г. образования |
образовательных |
потребностей и Создать Управление |
интересов информационный образования и |
банк науки области |
существующих 2003 г. |
воспитательных |
систем, |
инновационной |
деятельности |
учреждений |
дополнительного |
образования |
|
Развивать формы Управление |
дополнительного образования и |
образования детей, науки области |
способствующие их Органы местного |
социализации и самоуправления |
профессиональному (по |
самоопределению - согласованию) |
технические кружки, постоянно |
творческие |
мастерские, |
фермерские школы, |
лесничества и др. |
|
Разработать Управление |
примерные единые образования и |
критерии оценки науки области |
результативности IV квартал 2001 |
работы учреждений |
дополнительного |
образования |
|
Сформировать Управление |
централизованный образования и |
библиотечный фонд науки области |
системы 2001-2002 гг. |
дополнительного |
образования |
|
Создавать условия Управление |
для получения образования и |
дополнительного науки области |
образования детям Органы местного |
с ограниченными самоуправления |
возможностями (по |
физического и согласованию) |
умственного 2001-2003 гг. |
развития |
|
Продолжить и Управление |
расширить практику образования и |
открытия летних науки области |
оздоровительных Органы местного |
профильных лагерей, самоуправления |
экологических (по |
экспедиций, согласованию) |
походов, экскурсий Ежегодно |
|
Разработать Областная |
областную программу станция юных |
"Школьный музей" туристов III |
квартал 2002 г. |
|
Способствовать Управление |
открытию в городах образования |
и районах области и науки области |
Центров детского и Администрации |
юношеского туризма городов |
(станций юных Рассказово, |
туристов, Жердевка, |
туристических Токаревского |
экскурсионных баз): района (по |
согласованию) |
г. Рассказово 2001 г. |
г. Жердевка 2002 г. |
р.п. Токаревка 2003 г. |
|
Активизировать Управление |
работу по образования |
вовлечению и науки области |
учащихся во постоянно |
Всероссисийское |
туристско- |
краеведческое |
движение |
"Отечество" |
|
Проводить Управление |
областные смотры, образования |
конкурсы, слеты, и науки области |
в том числе ежегодно |
- смотры по |
организации |
туристско- |
краеведческой |
работы |
- конкурсы 2000, 2003 гг. |
исследовательских |
работ учащихся по |
краеведению |
- областную 2001 г. |
олимпиаду по |
краеведению; |
- педагогические 2002 г. |
чтения "Лаборатория |
педагогического |
мастерства" |
--------------------------------------------------------------------------------------------/
2.9. Оценка необходимых финансовых затрат
Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, предполагаем, что успешная реализация Программы может быть обеспечена путем концентрации средств на наиболее перспективных направлениях развития областной системы образования - прежде всего на мероприятиях, связанных с развитием информационно-методического и кадрового обеспечения отрасли. В этой связи выделенные на реализацию Программы средства целесообразно распределить по следующим направлениям финансирования:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------\
Направления | Объемы ассигнований (тыс. рублей) |
использования |-----------------------------------------------------------------------------|
средств | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
-----------------------+------------------------+------------------------+---------------------------|
|Федераль-|Област-|Мест- |Федераль-|Област-|Мест- |Федераль-|Област-| Мест- |
|ный |ной |ный |ный |ной |ный |ный |ной | ный |
|бюджет |бюджет |бюджет|бюджет |бюджет |бюджет|бюджет |бюджет | бюджет |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
Материально-техническое |
обеспечение |
в том числе: |
капитальное |
строительство 1100,0 19517,0 22000,0 25900,0 |
информатизация 15000,0 2500,0 4000,0 300,0 360,0 |
приобретение учебников - 2462,6 2708,0 3000,0 |
и учебно-наглядных |
пособий приобретение |
оборудования для |
областной станции юных |
туристов 300,0 |
|
Проведение областных |
мероприятий 250,0 275,0 300,0 |
|
Создание при управлении 121,9 243,8 299,0 |
образования новых |
организационных |
структур |
|
Поддержка областных и 30,0 70,0 60,0 140,0 66,0 168,0 |
федеральных и |
экспериментальных |
площадок |
|
Создание фонда всеобуча 5000,0 5500,0 6000,0 |
Итого: 16100,0 24881,5 9070,0 25886,8 5640,0 29925,0 6168,0 |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------/
------------------------------------
Текст приложения 1 к настоящей программе не приводится
Приложение 2
Общеобразовательные учреждения
инновационного типа
---------------------------------------------------------------------\
| 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
---------------------------------------------------------------------|
Гимназии 3 4 4 |
Лицеи 8 8 8 |
Авторские школы 1 1 1 |
Начальные классы по |
развивающей системе 275 264 300 |
Классы с углубленным изучением |
отдельных предметов 275 325 286 |
Профильные классы 564 501 440 |
---------------------------------------------------------------------/
Квалификация педагогических кадров
Всего педагогических работников - 22,5 тыс. человек, из них учителей - 15 тыс. человек.
Без категории - 36%
Высшая категория - 5%
Первая категория - 25%
Вторая категория - 34%
Приложение 3
---------------------------------------------------------------------\
Год | Кол-во | Из них | Количество | Ввод зданий и |
| зданий |---------------------| зданий срок | сооружений |
| | Аварийных | Требуют | эксплуатации | |
| | | кап. | которых > 30 | |
| | | ремонта | лет | |
---------------------------------------------------------------------|
1998 1170 38 365 599 7/586 |
|
1999 1167 27 341 599 8/784 |
|
2000 1168 23 263 600 3/865 |
---------------------------------------------------------------------/
Приложение 4
к Закону Тамбовской области
от 14 сентября 2001 г. N 212-З
Список объектов строительства и подлежащих
реконструкции в 2001 г.
----------------------------------------------------------------------\
Образовательное учреждение | Район | Финансирование |
| | (тыс .руб) |
---------------------------+-----------------+------------------------|
| | Федеральный| Областной |
| | бюджет | бюджет |
----------------------------------------------------------------------|
Детский сад села Питерское Моршанский 500,0 |
Детский сад села Пичаево Пичаевский 500,0 |
Средняя школа N 3 г. Кирсанов 100,0 4460,0 |
Сатинская средняя школа Сампурский 1500,0 |
Туголуковская средняя школа Жердевский 240,0 |
Бондарская средняя школа Бондарский 300,0 |
Отьясская школа-интернат Сосновский 500,0 |
Гавриловская средняя |
школа N 1 Гавриловский 1000,0 4000,0 |
Кочетовская средняя школа Мичуринский 86,0 |
Красивская средняя школа Мичуринский 707,2 |
Маломоршевская основная |
школа Моршанский 412,4 |
Школа-сад села Крутое Петровский 876,0 |
Хитровская средняя школа Рассказовский 4352,6 |
Школа N 7 Племзавода |
"Арженка" Рассказовский 400,0 |
Зареченская основная школа Сосновский 632,8 |
Софьинская начальная школа Уметский 50,0 |
Итого: 1100,0 19517,0 |
----------------------------------------------------------------------/
Финансирование программы "Развитие образования
в Тамбовской области на 2001-2003 год" на 2002 г.
---------------------------------------------------------------------\
Направления использования средств | Объемы ассигнований |
| (тыс. рублей) |
|---------------------------------|
| 2002 год |
|---------------------------------|
| Феде- | Областной | Местный |
| ральный | бюджет | бюджет |
| бюджет | | |
---------------------------------------------------------------------|
Материально-техническое обеспечение |
в том числе: |
капитальное строительство 25900,0 |
информатизация 360,0 |
приобретение учебников и учебно- 3000,0 |
наглядных пособий |
приобретение оборудования для |
областной станции юных туристов |
|
Проведение областных мероприятий 300,0 |
Создание при управлении 299,0 |
образования новых организационных |
структур |
|
Поддержка областных и федеральных 66,0 168,0 |
и экспериментальных площадок |
|
Создание фонда всеобуча 6000,0 |
Итого: 29925,0 6168,0 |
---------------------------------------------------------------------/
Начальник управления
образования и науки |
Н.Е.Хворов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 14 сентября 2001 г. N 212-З "О Программе развития образования в Тамбовской области на 2001-2003 годы" (принят Тамбовской областной Думой 14 сентября 2001 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 26 сентября 2001 г. N 188 (22382)