Закон Тамбовской области от 27 октября 2004 г. N 245-З
"Об областной целевой программе "Государственная поддержка
развития страхования урожая сельскохозяйственных культур
в Тамбовской области на 2005 - 2007 годы"
(принят Тамбовской областной Думой 27 октября 2004 г.)
Законом Тамбовской области от 3 апреля 2007 г. N 172-З настоящий Закон признан утратившим силу
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
Глава администрации
Тамбовской области |
О.И.Бетин |
г. Тамбов
27 октября 2004 г.
N 245-З
Областная целевая программа
"Государственная поддержка развития страхования урожая
сельскохозяйственных культур в Тамбовской области
на 2005 - 2007 годы"
(утв. Законом Тамбовской области от 27 октября 2004 г. N 245-З)
Паспорт программы
Наименование Программы Областная целевая программа "Государственная поддержка
развития страхования урожая сельскохозяйственных
культур в Тамбовской области на 2005 - 2007 годы"
(далее Программа).
Государственный заказчик Управление сельского хозяйства Тамбовской области.
Программы
Основные разработчики Управление сельского хозяйства Тамбовской области,
Программы управление экономической политики администрации
Тамбовской области
Цель и основные задачи Целью Программы является обеспечение эффективной
Программы защиты экономических интересов сельскохозяйственных
товаропроизводителей в Тамбовской области от опасных
для сельскохозяйственного производства
гидрометеорологических явлений (стихийных бедствий).
Основными задачами Программы являются:
- внедрение рыночного механизма компенсации потерь
предприятий растениеводческой отрасли сельского
хозяйства области в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.11.2001 N 758
"О государственной поддержке страхования в сфере
агропромышленного производства";
- формирование эффективного механизма взаимодействия
исполнительных органов государственной власти области,
финансовых и страховых институтов, обеспечивающего
доступность страхования посевов сельскохозяйственных
культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;
- повышение инвестиционной привлекательности
сельскохозяйственных товаропроизводителей области
посредством использования механизма страхования;
- создание условий для привлечения финансовых ресурсов
страховщиков - участников реализации Программы в
агропромышленный комплекс области.
Сроки и этапы реализации 2005 - 2007 годы.
Программы
Исполнители основных Управление сельского хозяйства Тамбовской области,
мероприятий Программы управление экономической политики администрации
Тамбовской области, Мичуринский государственный
аграрный университет.
Объемы и источники Источниками финансирования программы являются
финансирования Программы средства сельскохозяйственных товаропроизводителей,
привлеченные средства кредитных организаций, средства
федерального бюджета и областного бюджета,
предусматриваемые законами об областном бюджете и о
федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Общий объем финансирования указанной программы
составляет 368 млн. руб., в том числе:
184 млн. руб. - федеральный бюджет;
20 млн. руб. - областной бюджет;
164 млн. руб. - средства сельхозтоваропроизводителей.
Ожидаемые конечные - Создание эффективной защиты имущественных интересов
результаты реализации предприятий растениеводческой отрасли;
Программы - создание системы внебюджетного финансирования
потерь сельхозтоваропроизводителей от опасных для
сельскохозяйственного производства
гидрометеорологических явлений (стихийных бедствий);
- сокращение финансовых издержек
сельхозтоваропроизводителей при осуществлении
страхования;
- привлечение в агропромышленный комплекс области в
ходе реализации Программы инвестиционных ресурсов.
Контроль за реализацией Управление сельского хозяйства области
Программы
1. Введение
1.1. Общие положения
Программа разработана в связи с отменой прямого возмещения из федерального бюджета убытков сельхозтоваропроизводителей от стихийных бедствий и в целях обеспечения страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей как одного из важнейших условий стабилизации и повышения устойчивости деятельности агропромышленного комплекса области.
Программа государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур в Тамбовской области на 2005 - 2007 годы (далее Программа) представляет собой взаимосвязанный по содержанию, ресурсам, срокам и исполнителям комплекс мероприятий правового, организационного и финансового характера, направленных на защиту экономических интересов сельхозтоваропроизводителей области. Программа учитывает специфику Тамбовской области, современную стратегическую роль страхования, как наиболее реального средства стабилизации и источника инвестиционных ресурсов для аграрного сектора, занимающего пятую часть в структуре валового внутреннего продукта области.
Правовые основы экономического взаимодействия государства с субъектами агропромышленного комплекса страны, в том числе и по вопросам страхования, установлены Федеральным законом от 14.07.97 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства".
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанный Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
В соответствии с федеральным законодательством в настоящее время действует система государственной поддержки развития страхования урожая сельскохозяйственных культур за счет средств федерального бюджета. Приказом Минсельхоза России от 26.05.2004 N 298 утверждены Правила предоставления в 2004 году субсидий сельхозтоваропроизводителям за счет средств федерального бюджета в размере не более 50 % от уплаченных ими страховых взносов.
Однако, из-за отсутствия практики страхования, данные средства нашей областью не используются, а в случае возникновения убытков от потерь урожая из-за неблагоприятных условий, они напрямую лягут на сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Программа ориентирована на внедрение рыночных механизмов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, выстраивании системы взаимных интересов государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя.
1.2. Состояние аграрного сектора экономики области
Аграрный сектор является системообразующим для почти 80 процентов территории Тамбовской области. Он обеспечивает работой 27 процентов от численности населения, занятого в экономике области. При наличии заметных позитивных сдвигов в растениеводческой отрасли области финансово-экономическое положение большинства сельхозтоваропроизводителей в 2004 году остается довольно сложным и неопределенным.
Недостаток машинно-тракторного парка, ограниченность оборотных средств затрудняют сельскохозяйственным предприятиям выполнение комплекса агротехнических работ, предусмотренных технологией сельскохозяйственного производства. К тому же, неблагоприятные погодные условия часто приводят к нарушениям роста и развития посевов сельскохозяйственных культур и, как следствие, влекут недобор урожая.
Таким образом, в условиях значительного воздействия ценового, технического и природного факторов, многократно возрастает роль инструментов страхования в сохранении устойчивости растениеводческой отрасли, особенно ее финансового состояния, и создании условий для ее развития.
1.3. Состояние регионального рынка страховых услуг
В 2004 году на территории Тамбовской области действовало 15 страховых компаний (без учета компаний, осуществляющих обязательное медицинское страхование). Все они являются филиалами страховых организаций, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации. Из указанных компаний 8 имеют лицензии на осуществление страхования урожая сельскохозяйственных культур и входят в Российский страховой пул.
1.4. Состояние страхования урожая сельскохозяйственных культур
Вопросы обеспечения комплексной страховой защиты в сельском хозяйстве имеют особую актуальность в связи с тем, что в Тамбовской области часть сельхозтоваропроизводителей находится в зоне рискованного земледелия.
Однако, либерализация Российской экономики, начавшаяся в 1992 году, практически привела к обрушению этого сегмента страхового рынка. После перевода страхования урожая сельскохозяйственных культур из обязательного вида в добровольный к нему полностью утратили интерес страховщики. Сельскохозяйственные предприятия, в свою очередь, лишившиеся государственной поддержки и обнищавшие в следствии диспаритета цен, не имели реальной возможности уплачивать начисленные страховые взносы. В этой связи случаи добровольного страхования урожая сельскохозяйственных культур на территории области практически отсутствуют.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является: обеспечение эффективной защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей области от неблагоприятного воздействия природного и техногенного характера в сельском хозяйстве.
Достижение сформулированной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
- согласования действий исполнительных органов государственной власти области, финансовых и страховых институтов, направленных на обеспечение доступности страхования урожая сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;
- использования механизма страхования в решении вопроса повышения инвестиционной привлекательности сельхозтоваропроизводителей области;
- создания условий, обеспечивающих инвестирование средств страховщиков - участников реализации Программы в экономику области.
3. Основные принципы развития страхования урожая
сельскохозяйственных культур
Основными принципами развития страхования урожая сельскохозяйственных культур в Тамбовской области, учитывающими интересы и специфику заинтересованных сторон, являются:
добровольность;
доступность услуги для всех категорий предприятий аграрного комплекса;
взаимная заинтересованность исполнительных органов государственной власти области и субъектов страхового рынка в развитии данного вида страхования;
адресный характер и прозрачность государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей;
согласованность мероприятий Программы с действующим законодательством.
4. Система программных мероприятий
Поставленная в Программе цель будет достигнута, а сформулированные задачи решены посредством реализации комплекса программных мероприятий. Предусмотренные Программой мероприятия взаимоувязаны по исполнителям, срокам реализации, финансовым ресурсам. Большинство из них нацелено одновременно на решение нескольких задач. В силу этого предусматривается схема реализации Программы не в соответствии с поставленными задачами, а по ряду более укрупненных взаимоувязанных направлений.
4.1. Формирование благоприятного климата развития страхования
урожая сельскохозяйственных культур на территории области
Тамбовская область располагает рядом объективных и субъективных факторов для дальнейшего развития страхования урожая сельскохозяйственных культур. К таким факторам можно отнести:
- активную деятельность на территории области ведущих страховых компаний России, специализирующихся на страховании сельскохозяйственных рисков и имеющих широкую филиальную сеть в большинстве регионов Российской Федерации;
- формирование на территории области единой политики исполнительных органов государственной власти области в вопросах создания рыночных механизмов защиты имущественных интересов юридических и физических лиц области от опасных для сельскохозяйственного производства гидрометеорологических явлений (стихийных бедствий).
В дополнение к имеющимся положительным факторам администрация области будет направлять свою деятельность на формирование общего благоприятного климата развития данного сегмента страхового рынка.
Формирование благоприятных условий будет включать:
во-первых, обеспечение реальной доступности страхования урожая сельскохозяйственных культур для сельхозтоваропроизводителя;
во-вторых, создание привлекательных условий для участия в реализации данной программы страховых компаний.
Доступность страхования будет осуществляться посредством:
- компенсации части затрат страхователя за счет средств федерального и областного бюджетов;
- частичного субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков;
- льготного кредитования страхователя для уплаты страхового взноса под страхование будущего урожая;
- финансирования деятельности страхователя по снижению вероятности возникновения страхового случая, уменьшения размера его последствий за счет средств, направляемых страховыми компаниями на предупредительные мероприятия;
- предоставления страхователю инвестиционных ресурсов для реализации проектов развития его деятельности;
- государственного контроля за действиями страховых компаний - участников реализации Программы, обеспечивающего гарантию выполнения страховщиком своих обязательств.
Эти условия формируют круг заинтересованных в получении страховой услуги страхователей, способных ее оплатить, и, тем самым, решают задачу создания привлекательных условий для страховых компаний.
4.2. Повышение страховой культуры сельских товаропроизводителей
Решение задачи развития отдельно взятого вида страхования, как и всего страхового рынка в целом, не может быть осуществлено без повышения культуры пользователя этого вида услуг - страхователя. Необходим переворот в отношении потенциального пользователя к страховой услуге.
Исходя из этого, одним из приоритетных направлений реализации Программы становится задача воспитания квалифицированного пользователя страховой услуги, повышения у него доверия к страхованию.
Реализация данного направления в Программе предусматривается за счет соответствующего информационного сопровождения, которое должно:
- обеспечить квалифицированные консультации по вопросам участия в реализации Программы;
- развить систему бесплатного обучения;
- организовать полноценную пропаганду целесообразности участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в ее реализации.
Информационная поддержка Программы предусматривается за счет проведения массовой разъяснительной работы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также за счет рекламной кампании страховых организаций - участников реализации Программы.
4.3. Использование страхования как инструмента для повышения
инвестиционной привлекательности
В последние годы инвестиции на развитие отраслей сельскохозяйственного производства резко сократились. Из-за дисбаланса цен, некомпенсированного выбытия основных средств, потерь от бесхозяйственности, прогрессирующего падения почвенного плодородия большинство сельскохозяйственных предприятий имеют низкую степень привлекательности для финансовых структур в качестве реального заемщика кредитных ресурсов.
Наименование показателя | 2002 год | 2003 год |
Сальдированный финансовый результат по отрасли "сельское хозяйство", млн. рублей |
-494,3 | -134,2 |
Удельный вес прибыльных предприятий*, в % от общего числа |
34,0 | 43,4 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал по отрасли "сельское хозяйство" в общей сумме инвестиций по области (%) |
10,0 | 9,9 |
Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте (%) |
18,3 | 19,6 |
* По крупным и средним предприятиям
В силу указанных причин ежегодно увеличиваются потребности сельского хозяйства области как в долгосрочных финансовых вложениях, так и в кредитных ресурсах для сезонного пополнения оборотных средств.
Основными нерешенными вопросами привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики остаются:
- гарантии возвратности вложенных средств для кредитора;
- доступность кредитных ресурсов для заемщика (низкая кредитная ставка, упрощенная система получения);
- возможность осуществления контроля за целевым расходованием полученных кредитных ресурсов.
Решение данных вопросов будет достигаться посредством следующих программных мероприятий:
первое - через создание ликвидного залога у страхователя посредством страхования будущего урожая,
второе - размещение (по установленным правилам) страховых платежей по страхованию будущего урожая поступивших страховым компаниям - участникам реализации Программы,
третье - обеспечение установленной Программой системы отчетности всех участников ее реализации, контроля со стороны органов исполнительной власти области и финансовых институтов.
4.4. Механизм реализации Программы
Исполнительные органы государственной власти области, направляя в рамках законодательства области об областном бюджете бюджетные средства на компенсацию расходов по осуществлению страхования будущего урожая сельскохозяйственных товаропроизводителей, заинтересованы в:
- защите имущественных интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя и привлечении внебюджетных источников компенсации его потерь при возникновении опасных для сельскохозяйственного производства гидрометеорологических явлений (стихийных бедствий);
- повышении инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного товаропроизводителя посредством обеспечения его ликвидным имуществом (застрахованный урожай);
- привлечении внебюджетных источников финансирования мероприятий по снижению вероятности возникновения страхового случая, повышению плодородности земель, реализации инвестиционных проектов.
Схема 1
Механизм движения финансовых потоков
/---------------\
| /------------------\ 1.0 /-----------\ 1.1 /-----------------\
| | Страховщик |----------------| Банки |-------| С/х предприятие |
| \------------------/ /---------| | 1.1 \-----------------/
| | |1.0 \-------------------------------------\
| |2.3 | 1.0| | | С/х предприятие |
|2.1 | 2.3 /------------------\ | | \-----------------/
| /-------\ /---| Страховщик |---/ | 1.1 /-----------------\
| | | | \------------------/ \----------| С/х предприятие |
| | | /-------\ | \-----------------/
| | | | | |
| /------\ /------\ /------\ /------\ |
| | Село | | Село | | Село | | Село | |
| \------/ \------/ \------/ \------/ |2.1
| |2.0 |2.0 |2.0 |2.0 |
| | | | | |
| /----------------------------------------\
\-| Управление сельского хозяйства области |
\----------------------------------------/
1.0 - размещение страховщиками денежных средств в банках - участниках программы (до 40% поступивших страховых платежей по страхованию будущего урожая);
1.1 - предоставление банками льготных кредитов;
2.0 - подача заявок от сельскохозяйственных предприятий на выделение средств для проведения предупредительных мероприятий;
2.1 - формирование управлением сельского хозяйства области программы предупредительных мероприятий и передача ее страховщикам;
2.2 - реализация страховщиками программы предупредительных мероприятий, разработанной управлением сельского хозяйства области в соответствии с заключенными договорами.
Предлагаемый Программой механизм движения финансовых потоков (Схема 1) включает в себя в рамках действующего законодательства порядок размещения поступивших страховых платежей по страхованию будущего урожая страховыми компаниями, финансирование программы предупредительных мероприятий, кредитование банками сельхозтоваропроизводителей - участников Программы.
Для упрощения схемы в ней не приведена структура взаимоотношения банков - участников Программы, которые обозначены единым значком "Банк". На самом деле в реализации Программы могут участвовать несколько банков. При этом банк определяется страховой компанией - участником реализации Программы самостоятельно. Единственное условие к нему, предъявляемое Программой - согласованное со страховщиком и администрацией области - льготное кредитование страхователей.
Участники Программы заключают соответствующие договоры с управлением сельского хозяйства области, фиксирующие принятые на себя обязательства в рамках ее реализации.
Программа, учитывая это, позволяет аккумулировать средства страховщиков в регионе и согласованно направлять их на решение наиболее острых проблем аграрного сектора экономики области и, тем самым, повысить эффективность их использования.
В рамках данной Программы реализуется механизм кредитования сельхозтоваропроизводителей под залог будущего урожая при обязательном наличии страхового полиса.
Схема 2
Механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей
под залог будущего урожая при обязательном наличии страхового
полиса
/------------------\ 1.2 /-------------\
| Страховщик |-----------------| Банки |- -- -- -- -- -- --\
\------------------/ \-------------/
| | | |
| | | 1.4
| | /-----------------\ |
1.1| | /------| С/х предприятие |------\
| | 1.3 | \-----------------/ | /-----------\
| \-------------| /-----------------\ | | Застрахо- |
| |------| С/х предприятие |------| | ванный |
/------------------------\ | \-----------------/ |----| будущий |
| Управление сельского | | /-----------------\ | | урожай |
| хозяйства области | \------| С/х предприятие |------/ \-----------/
\------------------------/ \-----------------/
1.1 - координация управлением сельского хозяйства области кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая обеспеченного страховым полисом;
1.2 - выработка условий кредитования под залог будущего урожая;
1.3 - оформление страховки урожая сельскохозяйственными товаропроизводителями посредством заключения соответствующих договоров;
1.4 - получение кредита сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием застрахованного будущего урожая в качестве залога.
Указанная схема позволяет в рамках Программы обеспечить залоговый механизм и привлечь в аграрный сектор кредитные ресурсы на пополнение оборотных средств сельхозтоваропроизводителей.
4.5. Условия участия страховых компаний в реализации Программы
В рамках реализации указанной Программы сельхозтоваропроизводители самостоятельно выбирают страховые компании, имеющие лицензии на осуществление страхования урожая сельскохозяйственных культур, опыт в указанном виде страхования и высокие перестраховочные возможности в соответствии с федеральным законодательством и выразивших согласие на участие в ее реализации.
5. Эффективность Программы государственной поддержки развития
страхования урожая сельскохозяйственных культур
5.1. Ресурсное обеспечение Программы
Емкость данного сегмента страхового рынка области составляет более 230 млн. рублей. Учитывая стартовые условия Программы (полное отсутствие рынка страхования урожая сельскохозяйственных культур) и цель создания 50% защиты посевных площадей области от опасных для сельскохозяйственного производства гидрометеорологических явлений (стихийных бедствий), можно установить следующие прогнозные показатели развития рынка на ближайшие 3 года:
2005 год - 5%
2006 год - 25%
2007 год - 50%
Для эффективной реализации Программы необходимо выделение из федерального и областного бюджетов финансовых средств в следующих объемах:
млн. рублей
Годы реализации |
Начисленный страховой взнос |
Компенсация из областного бюджета |
Компенсация из федерального бюджета |
2005 | 23 | 7 | 11 |
2006 | 115 | 7 | 58 |
2007 | 230 | 6 | 115 |
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета могут ежегодно корректироваться при утверждении областного бюджета на очередной финансовый год.
5.2. Эффективность Программы
Реализация Программы позволит:
2005 год | 2006 год | 2007 год | |
Создать полноценную страховую защиту на территории области, % |
5 | 25 | 50 |
Привлечь средства федерального бюджета, млн. рублей |
11 | 58 | 115 |
Привлечь инвестиционные ресурсы в аграрный сектор, млн. рублей |
9,2 | 46 | 92 |
5.3. Организация управления и контроль за ходом реализации
Программы
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации возлагается на управление сельского хозяйства области. Оно осуществляет:
- мониторинг исполнения мероприятий Программы;
- проверку правильности составления и оплаты страховых договоров;
- контроль за целевым расходованием выделяемых ресурсов;
- иное.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется посредством отчетов ее участников в соответствии с заключаемыми участниками реализации Программы договором о сотрудничестве с управлением сельского хозяйства области.
6. Програмные мероприятия
N п/п |
Наименование мероприятия | Срок исполнения |
Средства областного бюджета (млн. руб.) |
Ответственные исполнители |
1 | Разработка формы типового договора участника Программы |
Январь 2005 года |
* | Управление сельского хозяйства области |
2 | Заключение договоров управлением сельского хозяйства области с участниками Программы |
Постоянно | * | Управление сельского хозяйства области |
3 | Заключение договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур |
Постоянно | * | Страховые компании - участники реализации Программы |
4 | Предоставление отчетов о реализации Программы в управление сельского хозяйства области |
В соответствии с установ- ленными договорами сроками |
* | Участники реализации Программы |
5 | Расчет и предоставление заявки в финансовое управление области о размере средств, необходимых для компенсации страховых взносов по заключенным договорам страхования |
До 30 апреля каждого года реализации Программы |
* | Управление сельского хозяйства области |
6 | Выделение средств из областного бюджета на компенсацию части страхового взноса сельскохозяйственного товаропроизводителя по договорам страхования урожая |
До 15 мая 2005 года |
7 | Финансовое управление области |
7 | Выделение средств из областного бюджета на компенсацию части страхового взноса сельскохозяйственного товаропроизводителя по договорам страхования урожая |
До 15 мая 2006 года |
7 | Финансовое управление области |
8 | Выделение средств из областного бюджета на компенсацию части страхового взноса сельского товаропроизводителя по договорам страхования урожая |
До 15 мая 2007 года |
6 | Финансовое управление области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 27 октября 2004 г. N 245-З "Об областной целевой программе "Государственная поддержка развития страхования урожая сельскохозяйственных культур в Тамбовской области на 2005 - 2007 годы" (принят Тамбовской областной Думой 27 октября 2004 г.)
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.
Текст Закона (без приложения) опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 12 ноября 2004 г. N 225 - 226 (23165 - 23166)
Законом Тамбовской области от 3 апреля 2007 г. N 172-З настоящий Закон признан утратившим силу