31 октября 2007 г.
Рассмотрев проект решения "О Положении "О нормативных правовых актах Тамбовской городской Думы", внесенный главой города Тамбова, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом заключения постоянной комиссии по местному самоуправлению и защите прав граждан,
Тамбовская городская Дума решила:
1. Утвердить прилагаемое Положение "О нормативных правовых актах Тамбовской городской Думы".
2. Решение Тамбовской городской Думы от 26.06.2002 N 222 "О нормативных правовых актах органов местного самоуправления города Тамбова" (газета "Наш город Тамбов", 2002, 8 июля) признать утратившим силу.
3. Настоящее решение вступает в силу после опубликования в газете "Наш город Тамбов".
Глава города Тамбова |
А.Ю.Ильин |
Положение
"О нормативных правовых актах Тамбовской городской Думы"
(утв. решением Тамбовской городской Думы от 28 июня 2006 г. N 203)
31 октября 2007 г.
Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Тамбова, Регламентом Тамбовской городской Думы определяет порядок внесения проектов нормативных правовых актов в Тамбовскую городскую Думу, структуру и содержание нормативного правового акта, порядок подготовки, рассмотрения, принятия, подписания, опубликования, вступления в силу и действия нормативного правового акта во времени и пространстве.
Глава 1. Общие положения
Статья 1.
Тамбовская городская Дума (далее - городская Дума) по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Тамбовской области, Уставом города Тамбова принимает решения - нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Тамбова.
Статья 2.
Правотворческая деятельность городской Думы в целях обеспечения гласности подготовки проектов нормативных правовых актов осуществляется на плановой основе.
План подготовки нормативных правовых актов городской Думы разрабатывается и утверждается с учетом предложений субъектов права правотворческой инициативы.
Глава 2. Структура и содержание нормативного правового акта
Статья 3.
Структуру нормативного правового акта составляют его наименование, содержательная часть и реквизиты.
Статья 4.
1. Содержательная часть нормативного правового акта состоит из:
1) указания сферы его действия;
2) целей и задач;
3) определений используемых понятий и терминов;
4) предписаний и норм для субъектов регулируемых правоотношений;
5) заключительных положений.
2. Содержательная часть нормативного правового акта делится на структурные единицы:
1) преамбулу;
2) разделы, главы;
3) статьи;
4) части;
5) пункты;
6) подпункты;
7) абзацы.
Решением Тамбовской городской Думы от 31 октября 2007 г. N 471 в статью 5 настоящего Положения внесены изменения
Статья 5.
Решение должно содержать следующие реквизиты:
1) изображение герба города Тамбова;
2) обозначение вида нормативного правового акта, выраженное словами: "Российская Федерация, Тамбовская область, Тамбовская городская Дума, Четвертый созыв, Решение";
3) порядковый номер заседания городской Думы, расположенный над словом "Решение";
4) дату (число, месяц, год), г. Тамбов, порядковый номер решения;
5) наименование решения, отражающее его краткое содержание;
6) преамбулу;
7) Тамбовская городская Дума решила:;
8) текст постановляющей части решения;
9) подпись главы города Тамбова.
Статья 6.
1. Текст нормативного правового акта излагается на русском языке. Слова, термины, выражения, употребляемые в акте, используются в значениях, обеспечивающих их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в действующих федеральных и областных законах.
2. В тексте нормативного правового акта могут использоваться определения специальных терминов, если без этого невозможно его понимание. Обозначение различных понятий одним термином или одного понятия разными терминами в нормативных правовых актах не допускается.
3. Не допускается в тексте нормативного правового акта наличие норм, дублирующих федеральные или областные законы, использование сокращенных слов и аббревиатур без указания их значения.
Глава 3. Правотворческий процесс и его стадии
Статья 7.
1. Основными стадиями правотворческого процесса являются:
1) правотворческая инициатива;
2) рассмотрение проекта нормативного правового акта в постоянных комиссиях;
3) рассмотрение нормативного правового акта на заседании городской Думы и принятие решения;
4) подписание нормативного правового акта;
5) опубликование нормативного правового акта и вступление его в силу.
2. Порядок рассмотрения проекта нормативного правового акта в постоянных комиссиях и на заседании городской Думы регулируется настоящим Положением и Регламентом городской Думы.
Статья 8.
В соответствии с Уставом города Тамбова субъектами права правотворческой инициативы в Тамбовской городской Думе являются: глава города, постоянные и иные комиссии городской Думы, состоящие из депутатов, депутатские группы, депутаты, глава администрации города, население города Тамбова в порядке правотворческой инициативы, органы территориального общественного самоуправления.
Проекты нормативных правовых актов, исходящие от государственных органов власти, общественных объединений, не обладающих правом правотворческой инициативы, могут быть внесены в городскую Думу через субъекты права правотворческой инициативы.
Решением Тамбовской городской Думы от 31 октября 2007 г. N 471 в статью 9 настоящего Положения внесены изменения
Статья 9.
1. Право правотворческой инициативы осуществляется в форме внесения в городскую Думу:
1) проектов решений городской Думы;
2) проектов решений о внесении изменений в действующие решения городской Думы, либо о признании их утратившими силу.
2. Необходимым условием внесения проекта нормативного правового акта в городскую Думу в порядке правотворческой инициативы является представление:
1) текста проекта нормативного правового акта, согласованного с заинтересованными органами в установленном порядке;
2) пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости принятия нормативного правового акта, развернутую характеристику проекта нормативного правового акта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
2.1) экспертного заключения на предмет соответствия представленного проекта правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам, Уставу города Тамбова, требованиям юридической техники;
3) перечня нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного нормативного правового акта;
4) предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного нормативного правового акта;
5) финансово-экономического обоснования (в случае внесения проекта нормативного правового акта, реализация которого потребует дополнительных финансовых затрат);
6) текста нормативного правового акта в электронной форме.
3. Ответственность за достоверность содержания представленных с проектом правового акта документов несут должностные лица, подписавшие документы.
Решением Тамбовской городской Думы от 31 октября 2007 г. N 471 в статью 10 настоящего Положения внесены изменения
Статья 10.
1. Внесенный в городскую Думу проект нормативного правового акта и документы к нему после его регистрации направляются главой города для проведения правовой и экономической экспертизы в экспертно-правовой и экономический отделы городской Думы. В случае, если проект нормативного правового акта предусматривает расходы, покрываемые за счет средств бюджета городского округа или влияет на формирование и исполнение бюджета, проект для проведения финансовой экспертизы направляется в Контрольно-счетную палату городской Думы.
2. Экспертно-правовой и экономический отделы, Контрольно-счетная палата городской Думы в установленный главой города срок осуществляют проверку проекта нормативного правового акта на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Тамбовской области, Уставу города, настоящему Положению, проверяют перечень документов, представленных с проектом нормативного правового акта.
2.1 С уведомлением субъекта правотворческой инициативы проект нормативного правового акта приводится в соответствие с требованиями правил юридической техники.
При необходимости в текст проекта решения включаются положения о действии нормативного правового акта во времени, о сроке и порядке вступления в силу решения или отдельных его положений, о признании утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых решений или отдельных положений в связи с принятием данного правового акта.
3. При несоответствии проекта нормативного правового акта требованиям законодательства, Устава города, отсутствии необходимых документов, предусмотренных частью 2 статьи 9 настоящего Положения, на основании результатов экспертизы глава города вправе принять решение о возвращении проекта нормативного правового акта на доработку субъекту правотворческой инициативы.
4. При отсутствии замечаний по проекту нормативного правового акта проект и документы к нему направляются главой города в соответствующую профильную постоянную комиссию. Одновременно проект нормативного правового акта может направляться в другие комиссии для подготовки и представления предложений и замечаний.
Статья 11.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с руководителями отделов городской Думы, ответственных за подготовку проекта.
После согласования проекта нормативного правового акта и визы сотрудника, осуществлявшего проверку проекта нормативного правового акта на соответствие правилам русского языка, указанный проект подлежит визированию заведующим экспертно-правовым отделом городской Думы.
Статья 12.
При наличии замечаний, затрагивающих содержание положений проекта нормативного правового акта, лица, визировавшие нормативный правовой акт, излагают мотивированные замечания на отдельном листе с проставлением на листе согласований отметки "замечание прилагается".
При наличии замечаний, затрагивающих содержание проекта нормативного правового акта, проект дорабатывается специально созданной рабочей группой.
Статья 13.
1. Обсуждение согласованного проекта нормативного правового акта в постоянных комиссиях городской Думы проходит открыто и гласно. На заседания могут приглашаться представители субъекта права правотворческой инициативы, ученые и специалисты в качестве экспертов, а также представители средств массовой информации.
2. До заседания постоянной комиссии депутат вправе направить свои замечания и предложения по проекту нормативного правового акта, которые должны быть рассмотрены комиссией.
3. Заключение по проекту нормативного правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы, принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов постоянной комиссии или нескольких комиссий, которым поручена подготовка единого заключения.
4. По решению постоянной комиссии проект нормативного правового акта может быть направлен в соответствующие государственные либо экспертные органы на дополнительную юридическую либо специальную экспертизу.
Статья 14.
1. Постоянная комиссия, которой поручена подготовка заключения по проекту нормативного правового акта, рекомендует Думе одобрить либо отклонить проект нормативного правового акта по тем или иным мотивам, а также изменить или дополнить текст проекта.
2. Заключение комиссии по проекту нормативного правового акта с материалами согласования, списки приглашенных на его обсуждение рассматриваются главой города в срок не более пяти дней. Глава города после обсуждения проекта нормативного правового акта на Президиуме городской Думы включает его в повестку дня заседания городской Думы.
Статья 15.
Текст проекта нормативного правового акта, подготовленного к рассмотрению, согласованный с заинтересованными органами, а также материалы к нему предоставляются аппаратом городской Думы депутатам, главе администрации города не позднее, чем за три дня до рассмотрения данного проекта нормативного правового акта на заседании городской Думы.
Статья 16.
1. По результатам обсуждения проекта нормативного правового акта городская Дума большинством голосов от установленного числа депутатов принимает решение:
принять проект нормативного правового акта за основу (в первом чтении);
принять проект нормативного правового акта в целом;
вернуть проект нормативного правового акта в постоянную комиссию на доработку.
2. Проект считается отклоненным, если он не набрал необходимого числа голосов.
3. Для доработки проекта нормативного правового акта городская Дума может создавать рабочую группу из числа депутатов, работников аппарата Думы, представителей администрации города.
Статья 17.
1. Поправки к проекту нормативного правового акта вносятся субъектами права правотворческой инициативы в профильную постоянную комиссию городской Думы в письменной форме. Внесенные поправки рассматриваются комиссией в обязательном порядке. Сроки внесения и рассмотрения поправок устанавливаются профильной постоянной комиссией. Не рассматриваются постоянной комиссией поправки, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Тамбовской области, Уставу города Тамбова, а также внесенные в городскую Думу после принятия заключения постоянной комиссии по проекту нормативного правового акта по истечении срока, установленного для внесения поправок.
2. Профильная комиссия вправе согласиться с поправками и включить их в текст проекта нормативного правового акта или внести мотивированные предложения в городскую Думу об их отклонении. После рассмотрения на заседании постоянной комиссии текст доработанного проекта нормативного правового акта представляется главе города вместе с таблицами поправок, рекомендованных комиссией к отклонению или принятию.
3. Глава города принимает решение о внесении проекта нормативного правового акта на рассмотрение городской Думы. Аппарат направляет текст проекта с таблицами поправок субъектам права правотворческой инициативы не позднее, чем за три дня до рассмотрения проекта городской Думой.
Статья 18.
1. При повторном рассмотрении проекта нормативного правового акта в городской Думе с докладом выступает председатель профильной постоянной комиссии. Он сообщает об итогах рассмотрения в комиссии проекта нормативного правового акта и поправок к нему. Затем по поправкам, одобренным профильной постоянной комиссией, выступают депутаты, уполномоченный главой администрации города представитель или субъект права правотворческой инициативы, внесший проект.
2. После снятия всех возражений по поправкам, одобренным профильной постоянной комиссией, председательствующий на заседании городской Думы ставит вопрос о принятии проекта нормативного правового акта за основу.
Субъект права правотворческой инициативы имеет право внести отклоненную профильной постоянной комиссией поправку на рассмотрение городской Думы.
3. В случае, если за принятие проекта нормативного правового акта за основу проголосовало более половины от установленного числа депутатов, председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении решения профильной постоянной комиссии об отклонении поправок либо о рассмотрении каждой поправки отдельно.
4. В случае, если городская Дума приняла решение о рассмотрении каждой отклоненной поправки, председательствующий последовательно предоставляет слово для выступления (не более трех минут) субъекту права правотворческой инициативы, внесшему поправку, и его оппоненту, а также заведующему экспертно-правовым отделом городской Думы. Поправка включается в текст проекта нормативного правового акта, если за ее принятие проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
5. После принятия решения по всем отклоненным поправкам проводится голосование о принятии нормативного правового акта в целом.
Решением Тамбовской городской Думы от 31 октября 2007 г. N 471 статья 19 настоящего Положения изложена в новой редакции
Статья 19.
Проекты нормативных правовых актов о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств города, другие проекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета, рассматриваются городской Думой при наличии заключения главы администрации города.
Статья 20.
Нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
Принятые городской Думой решения подписываются главой города.
Статья 21.
Депутат имеет право вносить на рассмотрение городской Думы предложения о разработке и принятии новых нормативных правовых актов. После регистрации предложения направляются главой города в профильную постоянную комиссию.
Предложения депутата и заключения профильной постоянной комиссии по ним рассматриваются на очередном заседании городской Думы и при положительном решении включаются в примерный план нормотворческой и контрольной деятельности городской Думы.
Статья 22.
1. Проект нормативного правового акта, внесенного в Тамбовскую городскую Думу органом территориального общественного самоуправления либо населением в порядке реализации правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению городской Думой на открытом заседании в течение трех месяцев со дня его внесения.
2. В случае, если при проведении правовой экспертизы проекта нормативного правового акта, внесенного органом территориального общественного самоуправления либо населением в порядке реализации правотворческой инициативы выявится, что принятие нормативного правового акта относится к компетенции иного органа (должностного лица) местного самоуправления, проект нормативного правового акта направляется в орган (должностному лицу) местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие такого акта# для его рассмотрения.
Решением Тамбовской городской Думы от 31 октября 2007 г. N 471 статья 23 настоящего Положения изложена в новой редакции
Статья 23.
1. Нормативные правовые акты городской Думы вступают в силу после их официального опубликования или в сроки, указанные в нормативных правовых актах, если иное не предусмотрено федеральными законами, законами Тамбовской области, Уставом города Тамбова.
2. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, гражданина, вступают в силу после их опубликования.
Глава 4. Действие нормативных правовых актов во времени
и пространстве
Статья 24.
1. Действие нормативного правового акта городской Думы начинается со дня его вступления в силу и прекращается в день утраты им юридической силы.
2. Нормативные правовые акты действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься на определенный срок. Самим актом может быть оговорен срок действия его отдельных положений, структурных единиц.
Статья 25.
1. С принятием нормативного правового акта городской Думы подлежат отмене, изменению, или признанию утратившими силу ранее принятые (изданные) правовые акты равной ему или меньшей юридической силы или структурные единицы этих актов, если они не соответствуют положениям вновь принятого нормативного правового акта.
2. Изменение, отмена и признание утратившими силу правовых актов может осуществляться только правовыми актами того же вида, принятыми (изданными) тем же органом.
Статья 26.
1. Действие нормативного правового акта городской Думы или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенных событий.
2. Действие нормативного правового акта приостанавливается актом того же вида.
Статья 27.
1. Нормативные правовые акты городской Думы или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:
1) истечения срока действия нормативного правового акта или его отдельных положений;
2) признания нормативного правового акта или его отдельных положений утратившими силу;
3) отмены нормативного правового акта или его отдельных положений;
4) признания нормативного правового акта или его отдельных положений утратившими юридическую силу по решению суда;
5) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, нормативными правовыми актами городской Думы.
2. С утратой нормативным правовым актом юридической силы одновременно утрачивают юридическую силу правовые акты (отдельные положения правовых актов), которыми были внесены изменения в нормативный правовой акт, утративший силу.
3. Нормативный правовой акт, утративший юридическую силу, применяется к отношениям, возникшим до утраты им юридической силы, если иное не установлено судебным решением.
Статья 28.
1. Действия нормативного правового акта городской Думы не распространяются на отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное не установлено в самом правовом акте.
2. Придание нормативному правовому акту обратной силы не допускается, если:
1) нормативный правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность;
2) нормативный правовой акт вводит новые налоги, обязательные платежи, либо ухудшает положение налогоплательщиков;
3) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Статья 29.
На проекты иных правовых актов городской Думы, в которых предусматривается регулирование конкретных правоотношений и рассчитанные на однократное применение, не порождающие права и обязанности для неопределенного круга лиц, распространяется действие настоящего Положения.
Статья 30.
Нормативные и иные правовые акты городской Думы не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тамбовской городской Думы от 28 июня 2006 г. N 203 (четвертый созыв девятнадцатое заседание) "О Положении "О нормативных правовых актах Тамбовской городской Думы"
Настоящее решение вступает в силу после опубликования
Текст решения опубликован в газете "Наш город Тамбов" от 3 июля 2006 г. N 27 (253)
Решением Тамбовской городской Думы от 29 сентября 2010 г. N 1553 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Тамбовской городской Думы от 29 апреля 2009 г. N 989
Решение Тамбовской городской Думы от 25 марта 2009 г. N 942
Решение Тамбовской городской Думы от 31 октября 2007 г. N 471