20 сентября 2010 г.
Администрация области постановляет:
1. Утвердить Программу Тамбовской области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д. Горденкова.
Глава администрации области |
О.И.Бетин |
Комплексная программа Тамбовской области
"Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 23 апреля 2010 г. N 470)
20 сентября 2010 г.
Паспорт Программы
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
1.1. Ситуация в Тамбовской области по проблеме сиротства детей
В настоящее время в Тамбовской области значительное количество детей находятся в семьях, требующих особой заботы государства, а также в трудной жизненной ситуации:
4559 многодетных семей, в которых воспитывается 15381 ребенок;
2810 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 4585 детей (2,3 процента от детского населения области);
4852 ребенка, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе воспитываются в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных и патронатных семьях 3667 детей (75,58 процента от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
около 1000 детей воспитываются в интернатных образовательных учреждениях различного типа.
Число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается высоким. Ежегодно выявляется более 800 детей данной категории, большинство из них являются социальными сиротами.
Так, в 2007 году в Тамбовской области число детей, родители которых были лишены родительских прав, составило 700 человек, в 2008 году - 635 человек, в 2009 году - 590 человек. Число детей, родители которых были ограничены в родительских правах, в 2007 году составило 69 человек, в 2008 году - 77 человек, в 2009 году - 86 человек.
Органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2009 год поставлены на учет в областной банк данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении" 1030 семей, в которых воспитываются 1535 детей, из них 595 детей находятся в социально опасном положении.
Для решения данной проблемы в качестве стратегического определено направление организации работы по профилактике социального сиротства, значимость которого обусловила необходимость создания комплексной системы реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Такая система будет способствовать сохранению ребенка в кровной семье, стимулировать развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей.
Актуальность Программы связана с необходимостью создания единой системы профилактики социального сиротства, направленной на решение ряда существующих проблем:
на стадии становления находится процесс создания единой межведомственной системы выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения профилактической работы;
отсутствуют стандарты работы с неблагополучными и проблемными семьями, родителями, не выполняющими надлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;
деятельность по реабилитации детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социальный патронаж семьи не имеют достаточного нормативного правового обеспечения;
недостаточно развита система включения детей группы риска по социальному сиротству в систему дополнительного образования и досуговую деятельность;
отсутствует система оказания развивающих и коррекционных услуг для социализации детей-инвалидов;
оказываемые услуги зачастую являются недоступными и не всегда носят комплексный характер для многих проблемных семей;
в стадии становления находится формирование системы профессиональной подготовки и оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства.
В Тамбовской области разработана стратегия единой системы профилактики социального сиротства.
Основная цель стратегии - обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, которая будет достигаться посредством:
профилактики отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах;
использования новых методик профилактики лишения родительских прав, включая более широкое использование практики ограничения родителей в родительских правах с одновременным проведением в этот период реабилитационной работы с семьёй, итогом работы станет содействие в восстановлении родительских прав;
разработки и внедрения эффективных методик работы с семьями (в том числе с детьми-инвалидами);
максимально возможного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственно после выявления таких детей, а также детей, уже воспитывающихся в интернатных учреждениях;
привлечения к процессу граждан, согласных принять детей на воспитание, но не предпринимающих для этого активных действий;
подготовки семей к принятию ребёнка на воспитание (психологическое тестирование, выявление мотивации потенциальных замещающих родителей, подготовка их к приёму ребёнка и т.п.);
создания эффективной системы управления процессом, обеспечения межведомственного подхода к работе с семьёй на всех этапах;
обеспечения населения области доступной и качественной информацией в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм.
В основе стратегии лежит принцип межведомственного взаимодействия, субъектами которого выступают органы исполнительной и законодательной региональной власти, организации, учреждения, ведомства, каждый из которых выполняет свои функции.
В целях повышения эффективности работы по профилактике социального сиротства, обеспечения комплексного подхода, повышения эффективности использования имеющихся средств и ресурсов определены целевые группы:
дети, имеющие трудности в развитии и инвалидность;
граждане, изъявившие желание принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
семьи, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
семьи, воспитывающие детей-инвалидов;
семьи, находящиеся в социально опасном положении;
родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
специалисты, работающие в сфере профилактики социального сиротства.
В Тамбовской области созданы условия к реформированию системы защиты детства. С 2008 года началось активное внедрение эффективных организационно - управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства.
Вместе с тем, необходимо констатировать, что вертикаль управления в сфере защиты детства в области находится в стадии становления. В наличии только структуры выстраиваемой системы, связи между этими структурами в окончательной форме пока не выстроены.
Так, например, в г. Тамбове на территории одного района апробирована и внедрена инновационная технология раннего выявления детей и семей группы риска. В 7 муниципальных образованиях области созданы координационные советы по вопросам социальной защиты детства, однако на уровне области такой координационный совет пока не создан.
На муниципальном уровне (муниципальный район, городской округ) за органами местного самоуправления, исполняющими полномочия в сфере опеки и попечительства, закреплены новые функциональные обязанности: организация профилактической работы с семьями группы риска, своевременное выявление случаев нарушения прав детей.
На уровне сельского поселения идет работа по формированию первичной сети участковых специалистов и созданию Советов помощи семье и детям.
Созданы условия для апробирования и поэтапного внедрения через выстраивание процесса обучения специалистов следующих видов услуг: "Социальная гостиная", "Реабилитационный досуг для детей группы риска", "Сопровождение замещающих семей", "Ранняя профилактика отказов от детей в медицинских учреждениях", "Телефон доверия для несовершеннолетних".
Будут стандартизированы следующие услуги: "Раннее выявление детей и семей группы риска", "Сопровождение замещающих семей".
Взаимодействие областного и муниципального уровней системы будет организовано через разработку нормативной правовой базы. Для выстраивания целостной системы управления необходимо создание на областном уровне координационного совета администрации Тамбовской области по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми, в состав которого войдут представители областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, управления образования и науки области, управления труда и социального развития области, управления здравоохранения области, управления занятости населения области, управления культуры и архивного дела области, пресс-службы и информации администрации области, управления по физической культуре, спорту и туризму области.
Координационный совет области необходим для согласования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, муниципальных и некоммерческих организаций по вопросам создания областной системы профилактики социального сиротства.
На муниципальном уровне:
на территории 11 муниципальных образований (г. Тамбов, г. Мичуринск, Мичуринский район, г. Моршанск, Моршанский район, г. Рассказово, Рассказовский район, г. Кирсанов, Кирсановский район, г. Котовск, Жердевский район) необходимо доработать нормативную правовую базу для обеспечения деятельности по профилактике социального сиротства (постановление об обеспечении апробирования новых технологий);
за органами местного самоуправления, исполняющими полномочия в сфере опеки и попечительства, необходимо закрепить новые функциональные обязанности по организации своевременного выявления случаев нарушения прав детей и профилактической работы с выявленными семьями.
1.2. Организация системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению факторов нарушения прав и законных интересов детей и оказанию комплексной профилактической помощи семьям группы риска
Комплексный подход организации межведомственного взаимодействия по своевременному выявлению фактов нарушения прав и законных интересов детей может быть реализован при наличии по месту жительства семьи и ребенка структур и институтов, на которые возлагается осуществление координации и организации конкретной практической помощи.
С июля 2008 года на территории г. Тамбова началась работа по внедрению технологии раннего выявления и сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках отработки технологии проведена следующая работа:
Разработана нормативная правовая база:
постановление администрации г. Тамбова от 25.06.2008 N 4518 "О создании координационного совета администрации г. Тамбова по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми";
постановление администрации г. Тамбова от 25.08.2008 N 6302 "Об обеспечении апробирования новых технологий по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми в городе Тамбове".
Четко определен алгоритм работы со случаем:
выявление факта, когда специалисты впервые определяют признаки жестокого обращения или нарушения прав и законных интересов ребенка;
открытие случая;
передача его в уполномоченную службу;
составление плана реабилитации;
работа кураторов;
заседание консилиума специалистов (оценка эффективности и мониторинг работы со случаем).
Координация взаимодействия со всеми заинтересованными структурами и ведомствами.
Подготовка специалистов органов опеки и попечительства, кураторов для работы с семьей, проведение обучающих семинаров со звеном раннего выявления.
В технологии регламентированы действия каждого участника, обозначены границы полномочий, разработана система мер и механизмов обеспечения устойчивого функционирования системы. Все это позволяет обеспечить выявление начальных признаков кризиса семьи, проявляющихся чаще всего в эпизодах с нарушением прав и интересов детей.
Применение инновационной технологии раннего выявления на территории г. Тамбова позволило 91,0 процент детей из выявленных семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, оставить в кровных семьях, осуществляя их дальнейшее сопровождение.
Опыт показал, что раннее выявление позволяет постепенно переориентировать ресурсы на работу с семьями, которые, находясь на ранней стадии кризиса, имеют высокий реабилитационный потенциал и мотивированы на сотрудничество с социальными службами.
В связи с тем, что при отработке новой технологии наблюдается положительная тенденция сохранения детей в кровных семьях, а вопрос о лишении родительских прав рассматривается как крайняя мера воздействия на родителей, управлением образования и науки области было принято решение о транслировании опыта г. Тамбова еще в 10-ти муниципальных образованиях области (г. Мичуринск, Мичуринский район, г. Моршанск, Моршанский район, г. Рассказово, Рассказовский район, г. Кирсанов, Кирсановский район, г. Котовск, Жердевский район). В каждой территории были проведены межведомственные семинары-совещания с целью отбора кандидатов в районную группу для обучения этой технологии.
В настоящее время в 7 муниципальных образованиях области созданы и нормативно закреплены постановлениями администраций городов и районов координационные советы, занимающиеся вопросами профилактики социального сиротства и предотвращения жестокого обращения с детьми. В 3 муниципальных образованиях области ведется работа по доработке пакета документов.
Для дальнейшей отработки и внедрения технологии необходимо:
ввести новую должность "специалист - куратор случая" в новых 10 муниципальных образованиях области и дополнительно в г. Тамбове (60 штатных единиц: 5 - за счет областного бюджета, 55 - за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд);
обеспечить подготовку специалистов (кураторов), работающих в сфере профилактики социального сиротства;
внедрить новые профилактические услуги в 11 муниципальных образованиях области и обеспечить их доступность.
Для обеспечения доступности комплекса инновационных профилактических услуг для семей и детей необходимо создать службу кризисной помощи для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения "Центр психолого-медико-социального сопровождения г. Тамбова".
Основными направлениями работы службы станут:
оказание правовой поддержки детям и их семьям данной категории;
оказание ребенку, пережившему жестокое обращение, квалифицированной психологической (в ряде случаев психиатрической) помощи.
Вышеуказанная деятельность позволит оказывать комплекс услуг семьям с детьми группы риска с целью предотвращения нарушений прав и законных интересов детей, а также предотвращения риска изъятия ребенка из семьи.
1.3. Совершенствование системы семейного жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Тамбовской области
В настоящее время в Тамбовской области создана многокомпонентная инфраструктура для развития семейных форм устройства детей, которая выстраивалась одновременно с реформированием образовательных учреждений.
В 2006 году с целью более полного и комплексного осуществления защиты прав и законных интересов детей, обеспечения передачи их на воспитание в семьи граждан, создания социально-педагогической и психолого-методической системы развития семейных форм устройства детей было создано Тамбовское областное государственное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего" (далее - Центр "Ради будущего").
В 2007 году на базе 15 областных государственных образовательных учреждений были созданы службы по устройству детей в семьи, оказывающие помощь в создании системы работы с воспитанниками и сопровождении организованных замещающих семей. Они закреплены за муниципальными образованиями по принципу территориальной принадлежности.
Часть интернатных учреждений области в процессе модернизации и перепрофилирования стали многофункциональными. Их цель состоит в развитии комплекса услуг для семей и детей группы риска.
Эффективно действуют Центры:
лечебной педагогики и дифференцированного обучения;
социальной адаптации и профессиональной подготовки;
духовно-нравственного развития;
постинтернатной адаптации;
психолого-медико-социальной помощи;
социо-культурный - "Планета души";
социально-трудовой адаптации и профориентации для детей с ограниченными возможностями;
психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних "Лотос".
Другая часть интернатных учреждений приобрела дополнительные функции благодаря созданию на их базе новых служб.
Так, в настоящее время в области функционируют:
9 центров по профилактике и предупреждению неблагополучия несовершеннолетних и оказанию помощи их семьям;
7 центров, способствующих социально-трудовой адаптации и социализации воспитанников интернатных учреждений, также их постинтернатному сопровождению;
в 5 интернатных учреждениях созданы социальные гостиницы на 137 мест.
На базе 15 областных интернатных учреждений созданы и функционируют службы, обслуживающие 18 муниципальных образований. 34 специалиста осуществляют подготовку и сопровождение замещающих семей. Остальные 12 муниципальных образований области в настоящее время данной услугой не охвачены.
Охват всех муниципальных образований услугой "Сопровождение замещающих семей" возможен при условии введения дополнительных 32 ставок на базе 6 функционирующих служб:
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение (далее - ТОГОУ) "Жердевская общеобразовательная школа-интернат";
ТОГОУ "Детский дом "Аистенок" г. Мичуринска";
ТОГОУ "Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат";
ТОГОУ "Сосновская школа-интернат";
ТОГОУ "Уваровская специальная (коррекционная) школа-интернат";
ТОГОУ "Детский дом им. А.В. Луначарского г. Рассказово".
1.4. Создание условий для формирования системы реабилитации и поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в Тамбовской области функционируют 10 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Из них 5 образовательных учреждений расположены в сельской местности и 5 - в городской.
Кроме того, сеть включает специализированные учреждения (структуры), осуществляющие выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексную, всестороннюю, динамическую диагностику отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей, определение специальных условий развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии:
областная психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия);
муниципальные психолого-медико-педагогические консультации (комиссии);
психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.
На территории Тамбовской области создано Тамбовское областное государственное комплексное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Жемчужина леса", которое оказывает социально-реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Вместе с тем, в Тамбовской области особенно остро стоит вопрос поддержки семей с детьми-инвалидами в сельской местности, где проживает почти половина данной целевой группы, а также проблема оказания специальных (образовательных) услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, приближенных к месту их проживания.
С целью обучения родителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, методам реабилитации на сайте управления образования и науки области создан подраздел "В помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов", в котором размещены методические рекомендации по психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которые ежемесячно обновляются.
В регионе реализуется проект дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому.
Но все это не обеспечивает полноценных условий для предоставления качественных услуг по реабилитации детей-инвалидов.
Продолжает оставаться насущной и проблема с кадрами: в отдельных территориях отсутствуют специалисты (дефектологи, логопеды, педагоги-психологи).
В связи с этим для дальнейшего совершенствования работы по психолого - медико - социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо:
выстроить систему предоставления комплекса услуг семье и ребенку на базе Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения и поддерживающих его структур (специальные учреждения, Центры психолого-медико-социальной помощи и др.) с введением 10 штатных единиц (5 ставок за счет средств областного бюджета, 5 - средства Фонда);
внедрить модель оказания социальной помощи ребенку с ограниченными возможностями CBR: community-based rehabilitation - реабилитация, основанная на поддержке сообщества. Это альтернативная система помощи, которая проводится на дому, с обязательным включением членов семьи в процесс реабилитации;
создать ресурсные центры на базе специальных (коррекционных) учреждений с целью оказания консультативно - методической помощи родителям (законным представителям), специалистам по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, школьной и социальной адаптации (5 ставок за счет средств областного бюджета, 5 - средства Фонда);
осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями по месту жительства.
1.5. Профессиональная подготовка и сопровождение специалистов, работающих с детьми и семьями группы риска по социальному сиротству
Субъектами взаимодействия в рамках данного направления являются:
управление образования и науки области;
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования";
Тамбовское областное государственное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия";
Тамбовское областное государственное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего";
специалисты по работе с семьей.
Целью взаимодействия является создание единого научно-методического пространства в области профилактики социального сиротства.
В связи с тем, что качество предоставляемых услуг специалистами, работающими с детьми и семьями группы риска по социальному сиротству, напрямую зависит от их компетентности и квалифицированности, на этапе внедрения данных услуг необходима грамотно выстроенная система обучения.
Обучение профилактическим услугам специалистов стажировочных площадок создаст условия для транслирования инновационного опыта работы с детьми и семьями группы риска, что обеспечит своевременное и качественное предоставление услуг населению области, следствием чего станет снижение количества неблагополучных семей. Предполагается провести обучение с привлечением экспертов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Создание профессиональной команды специалистов, оснащенных необходимым методическим инструментарием и документацией, обладающей необходимыми знаниями и навыками по технологии "работы со случаем", повысит качество помощи семьям и детям группы риска. Планируется проведение семинаров для кураторов случая квалифицированными тренерами Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Проведение цикла обучающих семинаров для специалистов звена раннего выявления Тамбовским областным государственным образовательным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" совместно с ТОГУ "Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего" позволит подготовить специалистов, владеющих знаниями и навыками по выявлению семейного неблагополучия на ранних стадиях развития, что повлияет на снижение вероятности глубокого семейного кризиса, приводящего к распаду семьи.
Приобретенные необходимые знания и навыки по принятию соответствующих решений позволят привлечь семью к сотрудничеству со специалистами.
Сформированное единое профессиональное пространство позволит находить более эффективные методы и формы работы с неблагополучными семьями, повысить родительскую компетенцию с восстановлением родительских функций и регулированием детско-родительских отношений.
Так как супервизия требует не только профессиональной, но и определённой личностной компетентности, перед началом обучения планируется особое внимание уделить формированию областной команды методистов-супервизоров.
В группе супервизоров будут выделены специалисты - кураторы основных направлений из числа специалистов основных профильных учреждений.
Со второго полугодия 2010 года реализации данной Программы начнется регулярное сопровождение специалистов.
Методическое сопровождение будет организовано по следующей схеме:
областная методическая служба на базе Тамбовского областного государственного учреждения "Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего" проводит методические семинары 1 раз в полугодие для районных супервизоров;
районные супервизоры проводят 1 раз в квартал семинары по разбору трудных случаев со специалистами 11 муниципальных образований.
Такой подход обеспечит доступность этого вида ресурса большему числу специалистов, будет способствовать повышению их профессиональной компетенции. Кроме того, это позволит областной методической службе оперативно получать информацию о ситуации в районах (на основании мониторинга профессиональных трудностей и трудных случаев) для подготовки мероприятий методической поддержки по "индивидуальному плану района".
Вышеуказанные мероприятия позволят специалистам наладить межличностные отношения с членами замещающей семьи, поддерживать благоприятный климат в принимающих семьях, создать условия для планирования совместной деятельности.
В течение 2010 - 2011 гг. предполагается обучение супервизоров областной методической службы экспертами Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Специалистами органов опеки и попечительства г. Тамбова, совместно с членами консилиума, были проведены 88 обучающих семинаров (1176 человек) в образовательных и медицинских учреждениях города по данному направлению, проведена серия "круглых столов", семинаров в рамках внедрения новой технологии (в 2008 году - 5, в 2009 году- 9).
На семинарских, практических, тренинговых занятиях закрепляются полученные знания, формируются умения и навыки, что позволяет специалистам самостоятельно, методически грамотно строить работу с семьями группы риска, применять различные приёмы коррекции детско-родительских отношений. Вся работа направлена на достижение основных результатов: формирование кадрового потенциала, научно-методическое сопровождение методических служб.
Сформированный кадровый потенциал сможет оказывать комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям, а также консультативную помощь родителям, образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с различными проблемными ситуациями.
1.6. Информационное обеспечение деятельности в сфере профилактики социального сиротства
На территории Тамбовской области проводится активная информационная кампания по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактике социального сиротства.
Непосредственный контакт государственных структур власти с гражданами осуществляется через средства массовой информации (далее - СМИ). Целью взаимодействия со СМИ является обеспечение населения области доступной и качественной информацией в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства. Для достижения поставленной цели на территории области имеются ресурсы: теле- и радиокомпании, печатные издания, заинтересованные ведомства и учреждения, общественные институты, социально-ориентированный бизнес.
Результатом взаимодействия является:
формирование ценности семейного воспитания;
формирование положительного отношения общества к проблеме социального сиротства;
привлечение ресурсов институтов гражданского общества и социально-ориентированного бизнеса;
оценка эффективности деятельности в сфере профилактики социального сиротства.
Начиная со второй половины 2006 года, в области подготовлено и издано 77 335 экземпляров разнообразной печатной продукции (плакаты, буклеты, листовки, календари, баннеры, бодибилдеры). Совместно с редакцией общественно-политической газеты "Тамбовский курьер" ежеквартально выпускается журнал "Семейный причал". Вышло в свет 11 номеров общим тиражом 55 тыс. экземпляров.
На всех телеканалах области, включая коммерческие, постоянно транслируется социальная реклама. В эфире Тамбовской государственной теле-радио компании выходит рубрика "Чужих детей не бывает" (47 передач), в эфире ТК "Новый век" - рубрики "Здравствуй, мама!", "Счастливая семья" (34 передачи), в которых рассказывается о детях из детских домов и школ-интернатов, а также о замещающих семьях.
Осуществляется сотрудничество с районными, городскими и областными газетами, в которых размещена 1291 статья.
Функционирует веб-сайт deti.taminfo.ru. Главная страница сайта информирует о деятельности Центра "Ради будущего", о формах семейного устройства, размещены фотографии с анкетными данными детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном устройстве.
В результате активной информационно-просветительской деятельности увеличилось количество граждан, обратившихся к специалистам органов опеки и попечительства городов и районов, Центра "Ради будущего", служб по устройству детей в семью за информацией. В 2007 - 2009 годах было проведено 3160 консультаций граждан по вопросу приема ребенка в семью.
Помимо информационной кампании по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тамбовской области начата работа по профилактике социального сиротства, которая в настоящий момент как на федеральном, так и на региональном уровне считается приоритетной.
Разрабатывается агитационный материал по этой проблеме. Его необходимость обусловлена тем, что на территории области сегодня проходит внедрение технологий раннего выявления семей и детей группы риска, по предотвращению социального сиротства. Масштабная социальная реклама позволит привлечь интерес большого числа граждан к данной проблеме.
Поэтому необходимо продолжить проведение информационных кампаний по продвижению технологии работы со случаем и семейному жизнеустройству и по формированию в общественном сознании приоритета и ценности семейного воспитания.
2. Основные цели и задачи Программы
Цели Программы:
создание областной многоуровневой системы профилактики социального сиротства, реабилитации семей группы риска;
развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов;
создание условий для сокращения числа лишений родительских прав, выявления семей риска, их социального сопровождения и реабилитации; тиражирование новых эффективных технологий.
Задачи Программы:
внедрение эффективных организационно-управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства;
развитие и поддержка системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению факторов нарушения прав и законных интересов детей и оказанию комплексной профилактической помощи семьям группы риска;
усовершенствование системы семейного жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во всех муниципальных образованиях области;
создание условий для формирования системы реабилитации и поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Система мероприятий Программы
Для достижения обозначенных в Программе целей и задач планируется осуществить комплекс мероприятий (приложение N 1).
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного, местных бюджетов, внебюджетных источников: привлечение общественных организаций и спонсорской помощи.
Общие затраты на реализацию Программы в 2010 - 2013 гг. за счет всех источников финансирования составят 698 776,7 тыс. рублей:
2010 год - 176 368,1 тыс. рублей;
2011 год - 174 415,9 тыс. рублей;
2012 год - 173 726,6 тыс. рублей;
2013 год - 174 266,1 тыс. рублей;
в том числе:
областной бюджет - 451 899,5 тыс. рублей:
2010 год - 112 763,7 тыс. рублей;
2011 год - 113 039,9 тыс. рублей;
2012 год - 113 049,3 тыс. рублей;
2013 год - 113 046,6 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 10 840,0 тыс. рублей:
2010 год - 2 710,0 тыс. рублей;
2011 год - 2 710,0 тыс. рублей;
2012 год - 2 710,0 тыс. рублей;
2013 год - 2 710,0 тыс. рублей;
местные бюджеты - 4000,0 тыс. рублей:
2010 год - 1 000,0 тыс. рублей;
2011 год - 1 000,0 тыс. рублей;
2012 год - 1 000,0 тыс. рублей;
2013 год - 1 000,0 тыс. рублей.
Средства, запрашиваемые в виде Гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 232 037,2 тыс. рублей:
2010 год - 59 894,4 тыс. рублей;
2011 год - 57 666,0 тыс. рублей;
2012 год - 56 967,3 тыс. рублей;
2013 год - 57 509,5 тыс. рублей.
Организации, с учетом выделяемых в рамках реализации Программы финансовых средств, ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, программные мероприятия, механизм реализации и состав исполнителей, принимают меры по полному и качественному выполнению соответствующих мероприятий.
Возможен объективный риск - негативные тенденции в экономике могут повлиять на доходную часть областного бюджета, что может сказаться незначительным образом на общем объеме финансирования.
Объемы расходов, предусмотренные на реализацию программных мероприятий, ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
5. Механизм реализации Программы
Механизм выполнения поставленных в Программе задач основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий, составляющих функциональное единство.
Заказчиком - координатором Программы является управление образования и науки области.
Заказчик - координатор Программы:
обеспечивает координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Программы;
проводит мониторинги результатов реализации мероприятий Программы;
представляет отчеты о ходе реализации Программы;
вносит в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы;
организует размещение в электронном виде на сайте управления образования и науки области информацию о ходе и результатах реализации Программы, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Заказчики Программы:
управление образования и науки области;
управление труда и социального развития области;
управление здравоохранения области;
управление занятости населения области;
управление пресс-службы и информации администрации области.
Заказчики Программы:
осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
организуют проведение конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
представляют заказчику - координатору Программы свою информацию о ходе реализации мероприятий Программы за отчетный период.
Для реализации мероприятий Программы привлечены исполнители: органы исполнительной власти, Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования", областные государственные учреждения, уполномоченные органы опеки и попечительства, фонды. Также могут привлекаться общественные организации и средства массовой информации.
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования":
осуществляет научно - методическое сопровождение реализации мероприятий Программы;
осуществляет научно - методическое руководство опытно - экспериментальной деятельностью в рамках мероприятий Программы.
Органы местного самоуправления:
обеспечивают предоставление своевременной и достоверной информации о ходе реализации мероприятий Программы;
обеспечивают использование средств по целевому назначению.
Взаимодействие заказчика - координатора Программы с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2010 году регламентируется заключаемым соглашением. Размер и порядок перечисления денежных средств, необходимых для реализации мероприятий Программы в последующие годы, определяются сторонами путем заключения дополнительных соглашений.
Обеспечение согласованных действий исполнителей мероприятий Программы в ходе их реализации, контроля за их реализацией, оценки социально-экономической эффективности результатов реализации Программы осуществляет Координационный совет по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми (далее- Координационный совет) под председательством заместителя главы администрации области.
Анализ качества исполнения мероприятий Программы (в том числе на основе представленных исполнителями отчетов, результатов мониторинга по целевым индикаторам и показателям), выработку соответствующих предложений для рассмотрения исполнителями мероприятий Программы осуществляет созданная Координационным советом экспертная группа, в состав которой входят специалисты по основным направлениям деятельности в сфере профилактики социального сиротства, представители органов исполнительной власти области, некоммерческих организаций.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, за нецелевое использование выделенных средств и иные нарушения бюджетного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в рамках Программы, осуществляется управлением образования и науки области и органами государственной власти области, на которые возложены функции финансово-бюджетного надзора.
Финансирование Программы производится в порядке, установленном для исполнения областного бюджета.
Внесение изменений в Программу осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области, утвержденным постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269.
Отчеты о выполнении Программы представляются управлением образования и науки области в управление экономической политики администрации области по установленным формам по итогам полугодия -
до 15 июля отчетного года, по итогам года - до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Отчеты о выполнении Программы представляются управлением образования и науки области в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по установленным формам по итогам квартала - в течение 20 рабочих дней с начала квартала, следующего за отчетным; по итогам полугодия - в течение 25 рабочих дней с начала полугодия, следующего за отчетным, а также одновременно с представлением итогового отчета; по итогам года - в течение 20 рабочих дней с начала года, следующего за отчетным; итоговый отчет о целевом использовании выделенных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, денежных средств - в течение 25 рабочих дней со дня завершения выполнения мероприятий Программы и окончания срока финансирования Программы Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
сформировать эффективную систему развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во всех муниципальных образованиях области;
внедрить технологию межведомственного взаимодействия выявления детей и семей на ранней стадии неблагополучия в 11 муниципальных образованиях;
улучшить качество жизни не менее 5 тыс. детей ежегодно;
снизить количество безнадзорных детей с 4585 до 4110 человек;
увеличить количество детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях, с 2498 до 2535 человек;
снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 4852 до 4650 человек;
увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан в течение года, с 683 до 850 человек;
увеличить количество усыновленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1072 до 1300 человек;
увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приемные семьи, с 180 до 290 человек;
снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей, с 33 до 10 человек;
сократить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в областных интернатных учреждениях с 878 до 670 человек.
Оценка эффективности Программы будет ежегодно производиться на основе использования системы целевых индикаторов Программы (приложение N 2).
Постановлением администрации Тамбовской области от 20 сентября 2010 г. N 1100 в настоящее приложение внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2010 г.
Приложение N 1
к комплексной программе
Тамбовской области
"Право ребенка на семью"
на 2010 - 2013 годы
Перечень
мероприятий комплексной программы Тамбовской области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы
20 сентября 2010 г.
Приложение N 2
к комплексной программе
Тамбовской области
"Право ребенка на семью"
на 2010 - 2013 годы
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач комплексной программы Тамбовской области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы
Цели, задачи |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели базового года (2009) (с указанием источников получения данной информации) |
Показатель целевого индикатора по годам реализации Программы |
|||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель 1: создание областной многоуровневой системы профилактики социального сиротства, реабилитации семей группы риска | |||||||
Задача 1: внедрение эффективных организационно - управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства |
Индикатор. Количество специалистов, принявших участие в управленческом семинаре-совещании |
Человек |
0 данные управления образования и науки области (далее - УОиН) |
30 |
30 |
30 |
30 |
Задача 2: развитие и поддержка системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению факторов нарушения прав и законных интересов детей и оказанию комплексной профилактической помощи семьям группы риска |
Индикатор 1. Количество безнадзорных детей |
Человек |
4585 данные управления труда и социального развития области |
4500 |
4400 |
4260 |
4110 |
Индикатор 2. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в областных интернатных учреждениях |
Человек |
878
данные УОиН |
820 |
770 |
720 |
670 |
|
Цель 2: развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов | |||||||
Задача 3: усовершенствование системы семейного жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во всех муниципальных образованиях области |
Индикатор 1. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей |
Человек |
33
данные УОиН |
30 |
25 |
20 |
10 |
Индикатор 2. Число усыновленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан |
Человек |
1072
данные УОиН |
1090 |
1150 |
1220 |
1300 |
|
Индикатор 3. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Человек |
4852
данные УОиН |
4800 |
4750 |
4700 |
4650 |
|
Индикатор 4. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан в течение года |
Человек |
683
данные УОиН |
700 |
750 |
800 |
850 |
|
Индикатор 5. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приемные семьи |
Человек |
180
данные УОиН |
190 |
210 |
250 |
290 |
|
Цель 3: создание условий для сокращения числа лишений родительских прав, выявления семей риска, их социального сопровождения и реабилитации; тиражирование новых эффективных технологий | |||||||
Задача 4: формирование системы реабилитации и поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья |
Индикатор 1. Число детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях |
Человек |
2498
данные управления здравоохранения области и УОиН |
2505 |
2515 |
2525 |
2535 |
Индикатор 2. Количество родителей, не выполняющих надлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей |
Человек |
2443
данные УОиН |
2298 |
2198 |
2150 |
1950 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тамбовской области от 23 апреля 2010 г. N 470 "Об утверждении Программы Тамбовской области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 30 апреля 2010 г. N 49 (954)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Тамбовской области от 3 июня 2013 г. N 551
Постановление администрации Тамбовской области от 20 сентября 2010 г. N 1100
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2010 г.