Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
города Тамбова "Развитие образования города Тамбова" на 2016 - 2020 годы
(утв. постановлением администрации города Тамбова
от 30 ноября 2015 г. N 8776)
30 декабря 2015 г., 2 февраля, 11 марта 2016 г.
Постановлением администрации города Тамбова от 11 марта 2016 г. N 1398 в паспорт внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы "Развитие образования города Тамбова" на 2016 - 2020 годы
Разработчик программы |
Комитет образования администрации города Тамбова |
Соисполнители программы |
Управление дошкольного образования администрации города Тамбова, комитет градостроительства администрации города Тамбова, комитет культуры администрации города Тамбова |
Подпрограммы программы |
"Развитие дошкольного образования" (приложение N 5); "Развитие общего, дополнительного образования и молодежной политики" (приложение N 6) |
Цель программы |
Обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики |
Задачи программы |
1. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования. 2. Модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов. 3. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни. |
Целевые индикаторы и показатели программы, их значения на последний год реализации |
1. Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым представлена возможность получать услуги дошкольного образования к общей численности детей соответствующего возраста, проживающих в городе Тамбове (2020 год - 100%). 2. Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся (2020 год - 85%). 3. Удовлетворенность населения качеством образования (2020 год - 70%). |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в один этап: 01.01.2016 - 31.12.2020 |
Объемы и источники финансирования программы |
Общие затраты на реализацию программы в 2016 - 2020 гг. за счет всех источников финансирования - 10 544 622,4 тыс. рублей: 2016 год - 2 173 535,4 тыс. рублей; 2017 год - 2 190 985,0 тыс. рублей; 2018 год - 2 184 034,0 тыс. рублей; 2019 год - 1 998 034,0 тыс. рублей; 2020 год - 1 998 034,0 тыс. рублей; в том числе: областной бюджет - 5 861 646,5 тыс. рублей: 2016 год - 1 172 329,3 тыс. рублей; 2017 год - 1 172 329,3 тыс. рублей; 2018 год - 1 172 329,3 тыс. рублей; 2019 год - 1 172 329,3 тыс. рублей; 2020 год - 1 172 329,3 тыс. рублей; бюджет городского округа - город Тамбов - 3 492 370,9 тыс. рублей; 2016 год - 763 441,7 тыс. рублей; 2017 год - 780 578,3 тыс. рублей; 2018 год - 773 450,3 тыс. рублей; 2019 год - 587 450,3 тыс. рублей; 2020 год - 587 450,3 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1 190 605,0 тыс. рублей: 2016 год - 237 764,4 тыс. рублей; 2017 год - 238 077,4 тыс. рублей; 2018 год - 238 254,4 тыс. рублей; 2019 год - 238 254,4 тыс. рублей; 2020 год - 238 254,4 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации программы
Основанием для разработки муниципальной программы города Тамбова "Развитие образования города Тамбова" на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закон Тамбовской области от 01.10.2013 N 321-З "Об образовании в Тамбовской области", государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, Государственная программа Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы, Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", перечень муниципальных программ городского округа - город Тамбов, утвержденной Главой города Тамбова, другие нормативно-правовые документы в области образования.
Задачи, стоящие перед сферой образования, решаются в соответствии с показателями социально-экономического развития города и эффективности деятельности муниципалитета, имеющимися потенциалом и ресурсами, с учетом изменения законодательства в сфере образования и стратегических ориентиров государственной политики в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Приоритетным направлением деятельности администрации городского округа - город Тамбов является сфера образования. Внедрение новых стандартов качества образования, финансово-экономических механизмов управления предъявляет высокие требования к муниципальной системе образования.
Реализация Программы направлена на обеспечение граждан общедоступным качественным образованием, повышение эффективности финансовых и материальных средств, направляемых на развитие отрасли, переход на более активное участие общественности в разработке механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования.
Достижение поставленных в Программе целей и задач требует применения эффективных методов управления, направленных на изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых форм субъектов образовательной деятельности, финансово-экономических механизмов.
Программа:
- определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития муниципальной системы образования, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений;
- строится на необходимости консолидированного участия в решении задач развития образовательных организаций всех заинтересованных в этом горожан, государственных и муниципальных органов исполнительной власти, организаций и предприятий города, независимо от типа, вида, формы собственности и статуса.
Всего на территории города Тамбова в формате юридических лиц действуют 82 муниципальные образовательные организации различных уровней образования, из них: 50 организаций дошкольного образования, 22 общеобразовательные организации, 13 организаций дополнительного образования, 1 учреждение по досуговой работе с детьми и молодежью.
Система дошкольного образования в Тамбовской области призвана обеспечить для каждого ребенка необходимый уровень развития, позволяющий ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Услуги дошкольного образования получают более 15,8 тысяч детей, различными формами дошкольного образования в городе Тамбове охвачено 95,5 % детей. За последние годы создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных организаций, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом.
За последние два года реализованы меры по перепрофилированию неэффективно используемых помещений в действующих муниципальных дошкольных образовательных организациях.
Кроме того, будет продолжен поиск разнообразных вариантов обеспечения детей услугами дошкольного образования и развития.
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций, при котором каждая образовательная организация выступает отдельным ресурсом для других образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.
Система общего образования города Тамбова позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан.
По прогнозам численность обучающихся общеобразовательных организаций города (2015 - 25,7 тыс. чел.) к 2020 году увеличится почти на 6% по сравнению с 2015 годом, т.е. среднегодовой прирост численности обучающихся общеобразовательных организаций составит 1,2%.
В настоящее время в системе общего образования в штатном режиме вводится федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Инновационная деятельность общеобразовательных организаций отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными организациями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
В городе развивается система оценки качества образования, которая строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами независимой оценки качества образования.
Ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных организаций современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения. Процесс формирования системы общественно-государственного управления образованием имеет положительную динамику развития. Во всех организациях образования созданы попечительские, управляющие, наблюдательные советы.
В настоящее время активно формируется современный корпус педагогов и управленцев системы общего образования, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. В настоящее время в системе школьного образования работают около 2,0 тыс. педагогов, в том числе 1,7 тыс. учителей. С 2011 года реализуется инновационная модель аттестации педагогических работников.
Дальнейшая работа в данном направлении должна реально обеспечить возможность формирования необходимых компетенций педагогических работников для качественной реализации нового содержания образования, использования адекватных федеральным государственным образовательным стандартам общего образования образовательных технологий, осуществление контрольно-оценочных функций на всех уровнях и этапах образовательной деятельности.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициативного действия является дополнительное образование детей. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются более 17,7 тысячи детей.
Созданы новые модели организации внеурочной деятельности учащихся (центры дополнительного образования детей, по работе с одаренными детьми; специализированные ресурсные центры; школы полного дня; клубы по интересам).
Несмотря на большую работу по обеспечению доступности качественного общего и дополнительного образования существуют проблемы, которые требуют решения в ближайшей перспективе.
Одной из актуальных проблем в сфере общего и дополнительного образования остается создание в образовательных организациях материально-технических условий и предоставление современных условий обучения в комплексе всех основных видов.
Нуждаются в дальнейшем развитии системы организации питания и здоровье сбережения школьников.
Качество кадрового потенциала образования города остается актуальной проблемой: сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров).
Более подробно анализ состояния и прогноз развития сферы образования по образовательным подсистемам изложен в соответствующих разделах подпрограмм "Развитие дошкольного образования", "Развитие общего, дополнительного образования и молодежной политики".
Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов местного самоуправления, государственной власти, общественных объединений и других субъектов образовательной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках муниципальной программы города Тамбова "Развитие образования города Тамбова" на 2016 - 2020 годы.
2. Приоритеты городской политики в сфере реализации муниципальной Программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной Программы
Приоритеты региональной государственной политики в сфере образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального, регионального и местного уровней:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2148-р);
Государственная программа Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" 2013 - 2020 годы" (утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 28.12.2012 N 1677);
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года (утверждена Законом Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З);
Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области (утверждена постановлением администрации области от 17.04.2009 N 433);
Стратегия социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года (утверждена решением Тамбовской городской Думы от 23.05.2012 N 584).
Приоритетными направлениями городской политики в сфере развития образования города, направленными на решение актуальных задач по всем уровням образования, станут:
обеспечение доступности дошкольного образования;
обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
повышение качества результатов общего образования;
создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
рост эффективности использования имеющейся материально-технической базы организаций образования;
развитие в муниципальной системе образования системы профориентации и формирования профессиональных умений и навыков через создание особо организованных систем деятельности;
обеспечение организаций образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного повышения качества своей профессиональной деятельности;
модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.
Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах представленной Программы.
Цель Программы - обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.
Достижение цели Программы обеспечивается путем решения следующих задач:
развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования;
модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни;
Программа планируется к реализации в 2016 - 2020 годах в один этап.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы
Показатель 1 "Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым представлена возможность получать услуги дошкольного образования к общей численности детей соответствующего возраста, проживающих в городе Тамбове)" характеризует обеспечение законодательно закрепленных гарантий доступности дошкольного образования.
Показатель 2 "Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся" характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами.
Показатель 3 "Удовлетворенность населения качеством образования" характеризует рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Рисками, которые могут оказать влияние на достижение значений показателей (индикаторов), являются:
экономические факторы: темп инфляции, динамика роста цен и тарифов на товары и услуги, изменение среднемесячных заработков в экономике;
законодательный фактор: изменения в законодательстве Российской Федерации и Тамбовской области, ограничивающие возможность реализации предусмотренных программой мероприятий;
политический фактор: изменение приоритетов государственной политики в сфере образования;
социальные факторы: изменение социальных установок профессионального сообщества и населения, обусловливающие снижение необходимого уровня общественной поддержки предусмотренных программой мероприятий.
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на достижение цели программы.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм, включенных в состав программы (с расшифровкой плановых значений по годам реализации), представлены в приложении N 1.
По итогам реализации Программы ожидается достижение следующих результатов:
для обучающихся (воспитанников) и их семей:
обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающемуся в разных формах образования и развития, получить полноценное дошкольное образование;
повышение качества общего образования, решение проблемы дифференциации качества общего образования, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, в том числе выбора программ профильного обучения в старших классах;
обеспечение удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет;
рост качества образовательных результатов на всех уровнях образования;
обеспечение доступности общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, а также доступности качественных услуг психологической помощи в муниципальных образовательных организациях всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах;
включение общественности (в первую очередь родителей) в управление образовательными организациями и оценку качества образования;
предоставление гражданам полной и объективной информации об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг);
для профессионального сообщества:
повышение привлекательности педагогической профессии и за счет роста заработной платы (средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в общем образовании, в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе);
обновление педагогического корпуса дошкольного, общего и дополнительного образования, повышение уровня их подготовки, рост уровня квалификации преподавательских кадров;
- развитие в профессиональном сообществе эффективных институтов самоуправления, расширение возможности участия работников в управлении образовательными организациями;
для общества и работодателей:
- повышение уровня удовлетворенности населения качеством услуг дошкольного, общего и дополнительного образования;
- обеспечение доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования;
- рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг до 70%.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий Программы
Мероприятия Программы включены в две подпрограммы, которые соответствуют уровням образования и предусматривают мероприятия, направленные на расширение доступности, повышение качества и эффективности образовательных услуг в дошкольном, общем, дополнительном образовании, на развитие молодежной политики и содержит комплекс действий системного характера, обеспечивающих эффективность управления системой образования в целом.
Подпрограмма "Развитие дошкольного образования" (далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для получения дошкольного образования с учетом их потребностей, обеспечение присмотра и ухода;
- развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- создание условий для повышения эффективности системы дошкольного образования.
Подпрограмма включает мероприятия, направленные на расширение доступности дошкольного образования как за счет строительства и реконструкции зданий, возвращения в систему образования зданий бывших детских садов, так и за счет стимулирования развития вариативных моделей дошкольного образования.
Муниципальные организации дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей, укрепление их здоровья.
Подпрограмма "Развитие общего, дополнительного образования и молодежной политики" (далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение доступного и качественного общего и дополнительного образования в городе Тамбове;
- укрепление и развитие материально-технической базы образовательных организаций, учреждений в сфере молодежной политики города Тамбова и обеспечение безопасности образовательного процесса;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, организация их досуга;
- создание условий для повышения эффективности системы общего и дополнительного образования;
- создание условий для развития созидательной активности молодежи, вовлечение молодежи в социальную практику.
Подпрограмма предусматривает наряду с мероприятиями по финансовому обеспечению оказания муниципальных услуг муниципальными образовательными организациями и мероприятия, связанные со строительством и реконструкцией зданий общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования.
В рамках мероприятий подпрограммы предусматривается обеспечение муниципальных общеобразовательных организаций ресурсами на выполнение полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, средн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.