Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Идеология, принципы и содержание государственного
регулирования бытового обслуживания населения
В ходе реформирования экономики проделана немалая работа по созданию механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и субъектов деятельности по бытовому обслуживанию населения. Вместе с тем участие органов государственного управления в регулировании процессов на потребительском рынке в целом и на рынке бытовых услуг, в частности, в настоящее время необоснованно сужено. В свою очередь данное обстоятельство негативно отражается на функционировании рынка услуг.
Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения отрицательных последствий, возникающих вследствие нежелательного смещения направлений его развития.
Главной постоянной функцией государства должно стать экономическое регулирование.
Важнейшей целью регулирования должно стать создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка бытовыми услугами, отвечающими разнообразным потребностям населения.
Основными задачами системы государственного регулирования бытового обслуживания населения должны стать формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка услуг на основе поддержки местных исполнителей услуг, регулирование возможных иностранных инвестиций в сферу бытовых услуг, обоснование особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования; эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей бытовых услуг; стимулирование обновления технологии производства бытового обслуживания и внедрения новых видов услуг; развитие и укрепление нормативно-правовой базы в бытовом обслуживании населения; поддержание на требуемом уровне состояния некоторых предприятий службы быта, мощности которых могут быть задействованы на выполнение мобилизационных заданий, для обеспечения государственных нужд.
Идеология государственного регулирования бытового обслуживания населения опирается на фундаментальные основы формирования многоукладной, социально ориентированной экономики, предполагающей функционирование в сфере бытового обслуживания государственных, кооперативных и иных частных сервисных предприятий.
Для того, чтобы система государственного регулирования бытового обслуживания была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития сферы бытовых услуг, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.
Механизм государственного регулирования должен опираться на ряд ведущих принципов:
- отказ от управления предприятиями службы быта и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке;
- сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;
- обеспечение равенства субъектов деятельности по бытовому обслуживанию населения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- признание необходимости наличия определенного комплекса организационно-экономических функций регионального уровня;
- четкое разделение функций между федеральным и региональным уровнем государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме регулирования бытового обслуживания в целом.
Общее содержание государственного регулирования опирается на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, содействия внедрению прогрессивных научно-технических разработок, подготовки руководящих кадров.
Следует признать за федеральным центром приоритет в решении задач таможенного, валютного и финансового регулирования, создания нормативной базы и формирования единой политики в области стандартизации, сертификации бытовых услуг, разработки отраслевых программ перспективного развития службы быта и оценки последствий их реализации, поддержания требуемого уровня конкуренции на рынке бытовых услуг, установления правил оказания отдельных видов услуг, формирование надежного информационного обеспечения участников российского рынка бытовых услуг.
С учетом вышеизложенного основными задачами органов государственного регулирования в масштабах Ивановской области должны стать: формирование региональной политики в сфере бытового обслуживания населения и приоритетов этой политики; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам деятельности по бытовому обслуживанию населения на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы предоставления бытовых услуг на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих применение общефедеральных правил и норм на территории области; создание эффективной конкурентной среды на областном рынке бытовых услуг; развитие регионального рынка услуг на основе поддержки отечественных исполнителей бытовых услуг, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.
Непосредственным организатором, координатором и исполнителем части функций государственного регулирования бытового обслуживания является уровень местного самоуправления. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в сфере бытовых услуг; оказание избирательной поддержки сервисным организациям, определяющим ситуацию на местном рынке услуг; контроль деятельности всех участников рынка бытовых услуг; рациональное размещение сервисных объектов по территории муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.