Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
9. Основные направления промышленной политики
Анализ положения промышленных предприятий и промышленности области в целом позволяет сделать вывод о том, что региональная промышленная политика ориентирована на решение двух комплексов экономических проблем: внешних по отношению к предприятию, определяющих условия хозяйствования в сфере промышленности, и внутренних, определяющих условия производства и реализации промышленной продукции, и должна проводится по следующим направлениям:
9.1. Внешний комплекс проблем: это, прежде всего, формирование благоприятных условий для работы эффективных собственников, требующее проведения институциональных преобразований, которые осуществляются через законодательную инициативу Главы администрации области и Законодательного Собрания области, работу с депутатами обеих палат парламента страны.
9.2. Формирование внутреннего рынка и организация работы на внутреннем и внешнем рынках.
Одна из первых задач, которые предстоит решить - изучение внутреннего рынка и организация его с учетом защиты областного товаропроизводителя. На основе анализа "ввоза-вывоза" товаров, сырья, материалов и оборудования разработать такие механизмы поддержки областного товаропроизводителя, которые дали бы ему возможность расширить свое присутствие на внутриобластном рынке, увеличивать производство продукции, необходимой населению, при условии, что по потребительским свойствам она не уступает привозной.
Первым шагом в этом направлении должно стать на базе Закона области создание системы по формированию областного заказа для обеспечения государственных нужд города и области. Продолжением этой системы должны стать:
9.2.1. переход на закупку для своего производства комплектующих, материалов, оборудования у предприятий области;
9.2.2. смену смежников за пределами области на областных;
9.2.3. участие банков в реализации продукции, как гарантов современной оплаты для производителей, например, с использованием векселей или по схеме факторинга;
9.2.4. совместную работу производителей и торговли по обеспечению населения необходимыми товарами.
Это позволит создать новые рабочие места, увеличить загрузку производственных мощностей, увеличить налоговые платежи.
Помимо мер по формированию внутреннего рынка, необходимо принять меры и по его защите. Прежде всего от некачественных товаров, от недобросовестной конкуренции, от криминализации - всего, что мешает его развитию.
Необходима работа по поддержке областных предприятий на внешних рынках - на общероссийском и на мировом. Основная задача для них - не только сохранение своих ниш, своего потребителя, но и увеличение объемов экспорта. Должны быть разработаны меры по развитию экспортного потенциала промышленности области, включающие содействие предприятиям по всем направлениям.
В организационном плане:
- разработка программы поддержки предприятий-экспортеров;
- участие предприятий в региональных, российских и международных выставках;
- организация широкого доступа и использования областной и мировых телекоммуникационных и информационных систем для изучения, завоевания рынка и осуществления рекламы производимой продукции;
- проведение сертификации продукции по международным стандартам и внедрение систем управления качеством на предприятиях.
9.3. Повышение эффективности собственности в промышленности.
9.3.1. Наиболее общим механизмом повышения эффективности собственности промышленных предприятий к условиям рынка и мобилизации внутренних ресурсов для повышения конкурентоспособности является реформирование предприятий.
Задачами реорганизации предприятий являются:
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- защита акционеров;
- четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
- создание системы управления контрактами и защиты контрактных отношений;
- достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
Реформирование проводится предприятиями самостоятельно. Однако в сложившейся экономической ситуации лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки. Поэтому в области должна быть разработана программа реформирования предприятий, имеющая межотраслевой характер, учитывающая особенности реализации задач на региональном уровне, содержащая меры стимулирования предприятий.
9.3.2. Важнейшей задачей должно стать решение проблемы неэффективного собственника. Необходимо разработать и внедрить рыночные механизмы смены неэффективного собственника, в том числе за счет:
- развития механизма капитализации задолженностей предприятия в акции;
- организации площадки по продаже долгов предприятия;
- процедур антикризисного управления с одновременным проведением финансового оздоровления;
- реализации долговых обязательств предприятий, акций, облигаций, полученных в залог от предприятий при реструктуризации задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды.
С целью активного использования этих механизмов возложить проведение этой работы в области на Ассоциацию ВУЗов, научной, технической и деловой интеллигенции Ивановской области.
9.4. Инфраструктура промышленности.
Реформирование предприятий в широких масштабах невозможно без привлечения к этой работе предприятий инфраструктуры - консалтинговых, аудиторских, лизинговых, обучающих и других фирм,# Рынок этих услуг сегодня достаточно широк. Для осуществления качественных услуг в перечисленных областях деятельности Центр реструктуризации должен выработать критерии оценки качества услуг и применяемых технологий, формировать творческие коллективы для разработки проектов реформирования предприятий.
9.5. Привлечение инвестиций в промышленность.
Решение проблемы привлечения инвестиций находится в двух плоскостях. На предприятиях необходимы квалифицированное управление (менеджмент), составленные с общепринятыми в мировой практике нормами, инвестиционные проекты, профессиональное знание рынка планируемых к производству товаров, "прозрачность" финансово-экономического состояния предприятия для инвестора. Эти условия вписываются в программы реформирования предприятий.
С другой стороны в регионе должны быть благоприятный инвестиционный климат, механизмы привлечения инвестиций и гарантий для инвестора. Это задачи администрации области. Их решение требует осуществления ряда мероприятий:
- совершенствование правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, основы которой в настоящее время составляют Законы Ивановской области.
- совершенствование правовой базы и расширение практики использования инвестиционных соглашений, как важного инструмента инвестиционной и промышленной политики, особенно при привлечении иностранных инвестиций.
Развитие гарантийных механизмов предполагается на основе формируемого Залогового фонда области и использования возможностей бюджета развития.
Для привлечения в промышленность частных инвесторов, вовлечения сбережений населения в инвестиционную сферу необходимо активизировать работу на вторичном рынке ценных бумаг. В связи с этим деятельность предприятий нужно переориентировать на использование таких инструментов привлечения инвестиций, как вторичная эмиссия акций, выпуск корпоративных облигаций. Тщательная подготовка вторичной эмиссии акций обеспечит повышение инвестиционной привлекательности предприятий промышленности. Увеличит котировки продаваемых акций и их ликвидность.
В целях технического перевооружения производства на принципиально новой прогрессивной основе предполагается провести работу по лизинговым операциям, как финансовой основы проектов технического перевооружения предприятий.
Необходимо решение ряда задач по активизации деятельности в банковском секторе Ивановской области:
- развитие специализированных финансовых организаций долгосрочного кредитования;
- развитие механизмов синдицированного кредитования банками региональных целевых программ и перспективных инвестиционных проектов промышленности для их реализации на совместной с государством основе;
- инвестирование программ реструктуризации предприятий. При этом целесообразно опираться на заинтересованность банков в обладании крупными пакетами акций предприятий;
- подключение банков Ивановской области к инвестиционным проектам промышленности, финансируемых за счет иностранных кредитов;
- участие банков в процессе объединения предприятий промышленности в эффективные промышленные структуры - финансово-промышленные группы, консорциумы, холдинги.
9.6. Инновационная деятельность
Инновационная активность в области сегодня является низкой. Обусловлено это не только неблагоприятными инвестиционными возможностями, но и отсутствием механизмов стимулирования товаропроизводителей к реализации инноваций как способа конкурентной борьбы, неразвитостью инфраструктуры.
Основными направлениями инновационной деятельности в промышленности области следует считать:
- разработку и внедрение методов повышения уровня глубины переработки сырьевых ресурсов;
- материало- и энергосберегающие технологии производства;
- техническое перевооружение текстильных и машиностроительных производств;
- содействие созданию системы лизинга техники нового технологического уклада, как основы обновления техники и технологии.
9.7. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с естественными монополиями.
Крупными естественными монополистами в области являются предприятия топливно-энергетического комплекса.
В настоящее время из регулирования деятельности естественных монополий на уровень области передано две сферы: услуги по передаче электрической и тепловой энергии, и услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Основными задачами в сфере регулирования естественных монополий являются:
9.7.1. выделение из субъектов естественных монополий, исходя из экономической целесообразности, самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, не относящиеся к числу естественных монопольных, формирование конкретных рынков этих видов услуг;
9.7.2. совершенствование системы ценообразования в сферах естественных монополий на основе его поэтапной либерализации, осуществляемой по мере формирования соответствующих конкурентных рынков, регулирование уровня и структуры цен (тарифов) на сохраняющихся неконкурентных рынках в данной сфере на основе анализа обоснованности текущих и капитальных затрат субъектов естественных монополий и ограничения диверсификации их деятельности;
9.7.3. достижение публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на не дискриминационной основе;
9.7.4. организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий, постепенное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей;
9.7.5. создание нормативной базы регулирования на локальных рынках в сфере естественных монополий, создание системы эффективного регулирования деятельности субъектов естественных монополий регионального и местного уровня.
Администрация области должна принять меры по усилению корпоративного контроля субъектов естественной монополии, в которых государство является крупнейшим акционером. Необходимо разработать механизмы наблюдения за деятельностью корпораций, включая проведение аудиторских проверок и совершенствование финансовой отчетности.
Необходима областная программа по энергосбережению, учитывающая, как интересы развития энергетических предприятий, так и промышленных предприятий - потребителей, которая содержала бы помимо существующих мероприятий, внедрение в практику энергоаудита, в первую очередь самих естественных монополистов, и разработку согласованных с администрацией и ассоциациями потребителей основ договорных отношений между естественными монополистами и предприятиями-потребителями.
9.8. Особенности работы с градообразующими предприятиями.
Социальная значимость градообразующих предприятий обуславливает особенности проведения промышленной политики по отношению к ним. Решение здесь сложнее, чем в общем случае. Надо понять причины кризиса на градообразующих предприятиях. А для этого необходимо наладить постоянный контроль за эффективностью деятельности основных градообразующих предприятий.
Необходимо внедрить в практику новую систему взаимоотношений администрации области с такими предприятиями - соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве, о формировании и реализации стратегии их развития, включающими как меры поддержки со стороны администрации области таких предприятий, так и меру влияния администрации на решения руководства предприятий, касающиеся социальных последствий этих решений, ответственность руководителей и собственников предприятий.
9.9. Информационно-аналитическое обеспечение промышленной политики.
Для обеспечения системного подхода к вопросам регулирования взаимоотношений, создания стимулирующих производство условий и т.п. необходима разработка информационно-аналитической системы, позволяющей определить и состояние дел, и назревшие проблемы в различных отраслях промышленности. Необходима также информационная поддержка предприятий в части освещения вопросов по областной и федеральной промышленной политики, о проводимых институциональных преобразованиях, программах и т.д.
Информационно-аналитическая система должна кроме прочего еще и способствовать декриминализации отношений собственности путем:
9.9.1. обеспечения гласности заключаемых договоров аренды и прочих отношений по использованию производственных мощностей и технологий государственных и муниципальных предприятий, государственного имущества Ивановской области другими юридическими и физическими лицами;
9.9.2. подготовки и опубликования учредительных документов юридических лиц, вступающих в экономические отношения с госпредприятиями;
9.9.3. анализа предоставляемой отчетности производственно-коммерческих и финансовых структур, в управлении которыми участвуют органы исполнительной власти.
Информационно-аналитическая система позволит прогнозировать результаты и своевременно корректировать конкретные мероприятия по проведению промышленной политики.
Такая работа должна проводиться силами администрации области.
В настоящее время кадровое обеспечение является одной из наиболее важных проблем, без решения которой невозможно дальнейшее успешное проведение реформ.
Конечные цели и задачи кадровой политики:
- квалификационная адаптация руководителей и главных специалистов предприятий к работе в современных экономических условиях;
- создание эффективной системы переподготовки специалистов предприятий;
- формирование резерва кадров высшего управленческого звена промышленности;
- создание системы подготовки рабочих кадров.
9.10. Социальные аспекты промышленной политики.
Одним из важнейших аспектов при разработке и проведении промышленной политики является ее социальная направленность. Социальными приоритетами промышленной политики являются: содействие занятости населения, выполнению трудового законодательства, развитие системы трудоустройства и профобучения, развитие социального партнерства. Реализацией данного направления является контроль и содействие в выполнении условий Соглашения между администрацией области, областным советом профсоюзов и объединениями работодателей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Ивановской области от 27 января 2000 г. N 58 "Об утверждении Концепции промышленной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.