Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного Собрания
Ивановской области
от 2 ноября 2000 г. N 300
Согласовано
решением
коллегии
контрольно-счетной палаты
от 17 октября 2000 г. N 6/2
Отчет
О работе контрольно-счетной палаты
Законодательного Собрания Ивановской области
за 10 месяцев 2000 г.
г. Иваново |
17 октября 2000 г. |
Особенности организации деятельности
контрольно-счетной палаты
2000 год - третий год деятельности контрольно - счетной палаты Законодательного Собрания Ивановской области (сокращенно КСП или палаты), которая была сформирована в январе - марте 1998 года.
В 2000 году вступили в действие внесенные в конце 1999 - начале 2000 года изменения в Закон Ивановской области "О контрольно - счетной палате" и Положение о контрольно - счетной палате, составляющие правовую основу деятельности палаты. Был изменен состав коллегии контрольно - счетной палаты.
В декабре 1999 года Законодательным Собранием была утверждена новая структура контрольно - счетной палаты, согласно которой штат палаты был увеличен с 4 до 7 единиц. Законодательное Собрание в течение года неоднократно подтверждало принятое им решение об увеличении численности КСП. Однако фактически в 2000 году по независящим от палаты причинам штат КСП до июня 2000 года составлял 4 штатные единицы, с 2 июня 2000 г. - 5 единиц. До настоящего времени не определено место должностей работников КСП в системе государственных должностей Ивановской области.
С 1 января 2000 г. был введен в действие Бюджетный кодекс РФ, которым на федеральном уровне регламентировались все этапы бюджетного процесса. На момент составления настоящего отчета Законодательное Собрание заканчивает работу над тремя частями Бюджетного кодекса Ивановской области. Не принятыми останутся две части - наиболее важные с точки зрения финансового контроля - "Финансовый контроль" и "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства".
Основные результаты контрольных мероприятий
План работы КСП на 2000 год был сформирован по предложениям комитетов Законодательного Собрания и по состоянию на 17 октября 2000 г. исполнен в основном по всем разделам. Сводные показатели работы КСП в 2000 году и анализ основных показателей, характеризующих исполнение плана работы за 2000 год, приведены в приложениях N N 1, 2, 3, 4, 5 к настоящему отчету. Главная цель деятельности палаты - контроль за исполнением областного бюджета и областных внебюджетных фондов. В деятельности палаты имели место все формы контроля: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
В ходе проведенных контрольных мероприятий палатой, в частности по итогам исполнения областного бюджета за 1999 год, было установлено:
- недобор доходов по отдельным видам налогов в сумме 78,6 млн. руб. по сравнению с утвержденными бюджетными назначениями, рост недоимки на 178,3 млн. руб.;
- расходы бюджета исполнены неравномерно, по 20 разделам и подразделам в разрезе функциональной классификации расходов бюджета имели место случаи как сокращения, так и роста расходов по сравнению с утвержденными ассигнованиями более чем на 10%. Имели место расходы, не предусмотренные бюджетом, а также утвержденные бюджетом, но неисполненные. Сметы расходов бюджетополучателей исполнены неравномерно от 7,8% до 217%;
- имела место кредиторская задолженность на 1 января 2000 г. в сумме 27281 тыс. руб., в том числе по оплате труда 5260 тыс. руб., по детским пособиям гражданам, имеющим детей, - 7314 тыс. руб., по оплате коммунальных услуг - 11659 тыс. руб.;
- имел место не предусмотренный законом об областном бюджете на 1999 год дефицит в сумме 41392,0 тыс. руб., при этом бюджетные назначения по доходам исполнены на 101,5%. При наличии дефицита бюджета имели место расходы капитального характера в сумме 56634,0 тыс. руб.;
- оказание финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета производилось с нарушением порядка, установленного законом о бюджете на 1999 год;
- средства резервного фонда направлялись на финансирование мероприятий, не носящих чрезвычайный или непредвиденный характер. Расходы резервного фонда в конце года были распределены по другим разделам бюджета;
- имел место факт внесения изменений в смету расходов на содержание УВД Ивановской области без внесения соответствующих изменений в закон о бюджете на 1999 год. При исполнении сметы по УВД на 1 января 2000 г. задолженность по оплате труда составила 1420,0 тыс. руб., по денежной компенсации взамен продовольственного пайка - 6698,0 тыс. руб., по компенсации на санаторно - курортное лечение - 2623,0 тыс. руб.;
- исполнение бюджета развития по направлениям, утвержденным бюджетом, было неравномерным, в том числе финансирование инвестиций на капитальные вложения исполнено в целом на 90,5%, финансирование целевых программ произведено на 2,8%, а финансирование программы поддержки малого предпринимательства не производилось;
- региональная целевая Программа газификации Ивановской области в 1999 году не исполнена как в натуральных, так и стоимостных показателях;
- не по целевому назначению использовано 3350 тыс. руб. средств земельного налога и арендной платы за землю;
- в нормативно - правовых актах органов местного самоуправления городов Иванова и Кинешмы были не реализованы в полном объеме основы бюджетного процесса, определенные федеральным и областным бюджетным законодательством;
- деятельность ряда муниципальных предприятий городов Иванова и Кинешмы была неэффективной, доходы от использования муниципального имущества были незначительны и несущественны в общей сумме доходов.
В ходе проведенных контрольных мероприятий, касающихся текущего исполнения областного бюджета в 2000 году, палатой было установлено:
- По результатам анализа исполнения областного бюджета за 1 полугодие 2000 года имели место основания для применения мер принуждения к областному финансовому управлению, как органу, исполняющему областной бюджет, за нарушения бюджетного законодательства по фактам: неперечисление областным финансовым управлением бюджетных средств получателям бюджетных средств по трем подразделам отчета об исполнении областного бюджета; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств по шести разделам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись по одному разделу представленного отчета.
- По результатам проведенных проверок исполнения расходов областного бюджета на медикаменты по областной клинической больнице и областному онкологическому диспансеру и расходов на питание по детскому оздоровительному центру "Клещевка", Комсомольской спецшколе - интернату и Ивановскому специально - реабилитационному центру (приюту) отмечено несоблюдение бюджетными учреждениями, перечисленными выше, ряда статей Бюджетного кодекса РФ (42, 73, 220, 221, 223, 224), а также "Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях", утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107Н. При заключении договоров на поставку медикаментов и продуктов питания данными учреждениями допущены нарушения статей 454, 455, 465, 506 Гражданского кодекса РФ.
В материалах проверок палаты, в решениях коллегии КСП, в постановлениях Законодательного Собрания даны рекомендации областной администрации по результатам всех проведенных контрольных мероприятий:
1. При подготовке проекта областного бюджета на 2001 год принять меры по устранению недостатков, которые были выявлены по результатам всех контрольных мероприятий.
2. Урегулировать законодательно вопрос об отражении расходов резервного фонда в отчете по соответствующей строке бюджета, а не распределять средства фонда по другим разделам в конце года.
3. Не допускать финансирования правоохранительных органов в объеме, превышающем утвержденные бюджетные назначения без их законодательного изменения.
4. Определить уполномоченный орган, ответственный за исполнение бюджета развития области на очередной финансовый год, привлекать все разрешенные законодательством источники формирования бюджета развития, исполнять бюджет развития на основе госконтрактов на строительство объектов для государственных и муниципальных нужд после проведения конкурсных подрядных торгов, организовать учет вновь создаваемого либо увеличенного имущества, связанного с инвестиционной деятельностью за счет средств областного бюджета, а также управление данным имуществом.
5. Рассмотреть вопросы корректировки целевой региональной программы газификации Ивановской области и предусмотреть необходимые ассигнования для ее финансирования, как социально значимой программы для Ивановской области.
6. Разработать типовое положение об использовании средств земельного налога и арендной платы за землю для муниципальных образований, установить нормативы распределения данных средств по направлениям использования. Сформировать в составе бюджетов муниципальных образований за счет платы за землю целевые бюджетные фонды и утвердить порядок их использования. Рассмотреть вопрос о применении дисциплинарных взысканий в отношении руководителей муниципальных образований, которые использовали средства земельного налога и арендной платы за землю нецелевым образом.
7. Усилить контроль за использованием предоставляемой муниципальным образованием финансовой помощи из областного бюджета. Соблюдать порядок предоставления такой помощи, установленный законом о бюджете.
8. Рассмотреть вопрос о восстановлении в областном бюджете использованных не по целевому назначению централизованных средств земельного налога и платы за землю в сумме 3350 тыс. руб.
9. Организовать изучение Бюджетного кодекса РФ в учреждениях и организациях Ивановской области.
Материалы проверок КСП, решения коллегии КСП и постановления Законодательного Собрания содержали также рекомендации в адрес органов местного самоуправления:
- усилить контроль за использованием средств финансовой помощи из областного бюджета;
- соблюдать действующее бюджетное законодательство при организации бюджетного процесса на всех его этапах;
- рассмотреть вопросы эффективности предоставления налоговых льгот, использования муниципальной собственности и использования средств от платы за землю;
- при утверждении местных бюджетов на очередной финансовый год обратить внимание на соответствие утверждаемых показателей бюджета объему финансовой помощи, выделяемой муниципальному образованию в соответствии с законом об областном бюджете.
Результаты всех контрольных мероприятий палаты рассмотрены на заседаниях коллегии КСП с приглашением руководителей проверяемых организаций, руководителей управлений и комитетов администрации области и представителей территориальных федеральных органов исполнительной власти РФ. О результатах контрольных мероприятий, проведенных палатой, проинформированы Законодательное Собрание и его комитеты, администрация области, органы местного самоуправления. Часть материалов направлена в прокуратуру Ивановской области. Ряд проверок проведены совместно с управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Ивановской области, управлением Федерального казначейства МФ РФ по Ивановской области, с привлечением специалистов областного управления сельского хозяйства и продовольствия, комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ивановской области.
Из представленных в палату пояснительных записок следует, что в проверенных организациях результаты проверок обсуждены и осуществляются мероприятия по выполнению предложений палаты, выявленные нарушения и недостатки устраняются.
Следует отметить, что по итогам проверок, проведенных палатой в 1998 - 1999 годах, имеются положительные результаты:
- доходы областного экологического фонда с опозданием на год стали зачисляться в областной бюджет,
- стало регулярным и публичным проведение торгов по закупке топлива для нужд области,
- в 2000 году получателем средств областного бюджета на закупку зерна определено ОГУП "Ивановская продовольственная корпорация", а не АО "Ивановохлебопродукт", имеющее долг перед областным и федеральным бюджетом,
- АО "Ивановохлебопродукт" осуществлен возврат средств областного бюджета на 1 января 2000 г. в сумме около 1,5 млн. руб.,
- активизирована работа правления территориального фонда обязательного медицинского страхования по Ивановской области,
- комитетом по управлению госимуществом администрации области в Законодательное Собрание регулярно представляется информация о созданных информационных базах имущества.
Проблемы повышения эффективности работы КСП
В рамках полномочий, определенных Законом Ивановской области "О контрольно - счетной палате", в 2000 году палата проводила контрольные мероприятия в соответствии с поручениями комитетов Законодательного Собрания, констатировала факты выявленных нарушений бюджетного законодательства и готовила предложения для их устранения и информирования Законодательного Собрания о проведении работы.
В настоящее время в структуре администрации области отсутствует самостоятельный орган, аналогичный Федеральному казначейству МФ РФ, отсутствуют законодательно установленные полномочия данного органа и его должностных лиц в сфере применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Ивановской области. В представленных частях 4 и 5 "Финансовый контроль" и "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства" проекта Бюджетного кодекса Ивановской области проблема применения мер ответственности не решена. В то же время имеют место нормативные документы администрации области, в которых функциями по казначейскому исполнению бюджета наделен орган, исполняющий бюджет, то есть один и тот же орган и одни и те же должностные лица исполняют бюджет и контролируют его исполнение.
В целях повышения эффективности деятельности палаты предлагаем:
1. Ускорить принятие Бюджетного кодекса Ивановской области в полном объеме, включая разделы "Финансовый контроль" и "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства". При этом законодательно наделить орган (либо должностных лиц) правом применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства в соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса РФ. Закрепить также положение о том, что отчет об исполнении областного бюджета за очередной финансовый год рассматривается совместно с содокладом контрольно - счетной палаты по результатам внешней проверки представленного отчета.
2. Внести изменения в Закон Ивановской области "О контрольно - счетной палате" с целью расширения полномочий палаты:
- наделить членов КСП правом по включению в план работы предложений по проведению контрольных мероприятий по закрепленным за ними направлениям деятельности, чтобы обеспечить системный подход к проведению палатой контрольных мероприятий (и проверок в частности);
- предусмотреть конкретные виды ответственности должностных лиц за неисполнение решений коллегии и непредставление информации по запросам КСП;
- наделить КСП правом самостоятельно направлять материалы проверок в правоохранительные органы и освещать результаты проверок в средствах массовой информации.
3. Определить место должностей работников контрольно - счетной палаты в системе государственных должностей Ивановской области.
Председатель
контрольно - счетной палаты |
Т.Г.Огурцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.