Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Ивановской области
от 20 июня 2001 г. N 31-ОЗ
Программа
содействия занятости населения Ивановской области
на 2001 г. и основные направления до 2003 г.
Содержание
Паспорт Программы содействия занятости населения Ивановской области на
2001 год и основных направлений до 2003 года
Введение
Рынок труда, занятость и безработица
Ситуация в сфере занятости
Состояние регистрируемого рынка труда Ивановской области
Прогноз формирования рынка труда в 2001 - 2003 г. г.
Социальное партнерство на рынке труда
Содействие трудоустройству незанятого населения
Организация общественных работ
Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан
Целевое поощрение трудоустройства и реабилитации граждан, особо
нуждающихся в социальной поддержке
Содействие занятости молодежи
Организация занятости выпускников учебных заведений в рамках программы
"Молодежная практика"
Содействие занятости женщин
Социальная поддержка слабо защищенных групп населения
Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью (инвалидов)
Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Организация трудоустройства длительно безработных граждан
Занятость лиц, освобожденных из учреждений исполнения наказания
Развитие и поддержка предпринимательства
Территориальная мобильность в 2001 году
Квотирование рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите
Социальная адаптация граждан на рынке труда
Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения
Информационная и издательская деятельность службы занятости
Кадровое обеспечение реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы
Контроль за реализацией Программы
Эффективность реализации Программы
Приложения:
1. Реализация основных положений Программы содействия занятости населения
в 2000 году и мероприятия на 2001 год
2. Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы на территориальном
рынке труда
3. Прогноз занятости населения и социально - демографические данные по
Ивановской области в 2000 - 2003 годах (в среднегодовом исчислении)
4. Предполагаемое количество безработных граждан, которым будут оказаны
услуги по профессиональному обучению в 2001 году
5. Перечень учебных заведений, учебно - курсовых комбинатов, технических
школ, отделов предприятий и организаций, сотрудничающих со службой
занятости на договорной основе
6. Перечень основных профессий и специальностей, по которым проходили
профессиональную подготовку безработные граждане
7. Система профессионального обучения безработных граждан в департаменте
ФГСЗН по Ивановской области
8. Финансовое обеспечение Программы содействия занятости населения на
2001 год по Ивановской области
9. Основные направления активной политики занятости населения на 2002 -
2003 годы
Паспорт
Программы содействия занятости населения
Ивановской области на 2001 г. и основных направлений
до 2003 г.
Наименование Программа содействия занятости населения
Программы Ивановской области на 2001 год и основные
направления до 2003 года (Программа)
Наименование Статья 15 Закона РФ "О занятости населения в
решения о Российской Федерации", распоряжение Председателя
разработке Правительства Ивановской области от 27.10.2000
Программы N 107-рп
Заказчик Правительство Ивановской области, Министерство
труда и социального развития
Основные Департамент Федеральной государственной службы
разработчики занятости населения (ФГСЗН) по Ивановской
Программы области,
управление экономики и прогнозирования
администрации области,
управление по труду и социальным вопросам
администрации области,
управление социальной защиты населения
администрации области,
управление образования администрации области,
областная федерация профсоюзов,
союз промышленников и предпринимателей
Ивановской области,
аграрно - промышленный союз Ивановской области
Цели и задачи Создание условий для развития эффективного
Программы, цивилизованного рынка труда, оперативно
важнейшие целевые обеспечивающего работодателей необходимой
показатели рабочей силой, а граждан, ищущих работу,
соответствующей работой путем:
усиления государственного регулирования ситуации
в сфере занятости населения;
совершенствования работы по профилактике
безработицы;
развития кадрового потенциала, с учетом
потребностей рынка труда, системы
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки безработных
граждан, незанятого и работающего населения;
реализации специальных мероприятий по
профилированию безработных граждан в целях
повышения эффективности предоставляемых им услуг
и сокращения длительной безработицы;
улучшения информационного обеспечения политики
занятости; повышения эффективности активных мер
на рынке труда
Сроки и этапы В течение 2001 - 2003 г. г.
реализации
Программы
Объемы и Планируемые финансовые затраты на реализацию
источники Программы составят 160,7 млн. руб., в том числе
финансирования за счет средств федерального бюджета - 141,0
млн. руб., областного бюджета - 6,1 млн. руб.,
других источников - 13,5 млн. руб.
Ожидаемые Не допустить превышения уровня официальной
конечные безработицы - 1,9% от численности экономически
результаты активного населения;
реализации оказать консультационные услуги по вопросам
Программы в 2001 трудоустройства 100 тысячам человек;
году повысить сбалансированность спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда путем заполнения 40
тыс. вакансий;
обеспечить временное трудоустройство на
общественные работы 3575 человек;
организовать временное трудоустройство 4386
несовершеннолетних граждан;
содействовать предпринимательской деятельности
300 гражданам, поддержать предпринимательскую
инициативу 94 граждан;
предоставить возможность прохождения
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки с целью
последующего трудоустройства 2168 человек;
провести профориентационную работу с 54 тысячами
граждан
Система контроля Контроль за исполнением Программы осуществляет
за исполнением Координационный комитет содействия занятости
Программы населения Ивановской области, департамент
Федеральной государственной службы занятости
населения по Ивановской области с
заинтересованными областными органами
исполнительной власти с участием органов
местного самоуправления муниципальных
образований в Ивановской области, Министерство
труда и социального развития РФ
Введение
Программа содействия занятости населения Ивановской области на 2001 год и основные направления до 2003 года (далее именуется - Программа) сориентирована на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения менталитета субъектов производственных (трудовых) отношений и развития гибкого рынка труда.
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально - экономического развития Ивановской области на 2001 - 2003 годы, разработанного управлением экономики и прогнозирования администрации области, а также предложений Министерства труда и социального развития РФ, в компетенцию которого входят различные направления деятельности в трудовой сфере.
При разработке Программы учитывались другие целевые программы, регулирующие социально - трудовую сферу.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 2001 - 2003 годы.
Реализация положений Программы будет осуществляться путем разработки и выполнения городских и районных программ содействия занятости населения.
Программа реализует комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы на этапе перехода к экономическому росту. Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий различных органов исполнительной власти, деятельность которых влияет на состояние занятости, а также объединений работодателей и объединений профсоюзов. Она предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда, предстоящим реформированием системы оплаты труда, профессионального образования и социального обеспечения.
Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также областного и местных бюджетов, средств работодателей.
Используемые в Программе понятия означают следующее:
Трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста.
Занятые - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан; без оплаты на семейном предприятии.
Незанятые - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия).
Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.
Безработные - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.
Уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах).
Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах).
Экономически активное население (рабочая сила) - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан.
Уровень экономической активности - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).
Рынок труда, занятость и безработица
Ситуация в сфере занятости
Обозначившиеся в январе - сентябре 2000 года положительные сдвиги в экономике области оказали свое влияние на состояние рынка труда, благоприятно воздействовали на ситуацию с занятостью населения.
По данным статистического обследования населения, проведенного в 2000 году, число занятых экономической деятельностью в области составило в среднем за год 532,2 тыс. человек, тогда как в 1999 году их число составляло лишь 489,2 тыс. человек. Увеличение числа занятых составило 43,0 тыс. человек, или 108,8% к уровню ноября прошлого года.
Более 65% занятого населения трудятся на крупных и средних предприятиях области. На конец 2000 года численность списочного состава насчитывала 329,9 тыс. человек, что составило 96,1% от уровня соответствующего периода прошлого года (343,0 тыс. человек).
В области сохранилось положение, когда численность выбывших работников с крупных и средних предприятий превысила численность принятых на них, но это превышение значительно ниже уровня 1999 года. Так, за 2000 год оно составило 9641 человек, а в 1999 году было 9873 человека. Доля выбывающих по сокращению и ликвидации снизилась с 6,0% в 1999 году до 5,1% за 2000 год, однако доля уволившихся по собственному желанию увеличилась с 65,2% до 71,0 процента в 2000 году.
Доля принятых по отношению к уволенным за 9 месяцев 1999 года составляла 88,1%, в 2000 году она возросла до 92,3% или на 4,2 процентных пункта.
Численность принятых на работу на крупные и средние предприятия за 2000 год составила 99,8 тыс. человек, что на 14,1 тыс. человек или на 16,5% больше, чем в 1999 году. Увеличилось число принятых на дополнительно введенные рабочие места - с 3,4 тыс. человек (в 1999 году) до 4,9 тыс. в 2000 году.
Состояние регистрируемого рынка труда
Ивановской области
За 2000 год в органы службы занятости населения по Ивановской области обратилось в поиске работы более 57,0 тыс. человек. Кроме работы по трудоустройству граждан служба занятости оказала услуг в виде консультаций по разным вопросам более 137,1 тыс. человек.
Наметилась тенденция роста количества граждан, которые решили найти работу с помощью государственной службы занятости населения - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за помощью в трудоустройстве обратилось на 4,0 тыс. человек больше.
Клиентами службы занятости стали 68,9 процента от численности уволившихся по собственному желанию и сокращению штатов в 2000 году.
Более половины обратившихся - мужчины, так как, являясь главой семьи, вынуждены искать работу с более высоким заработком, тем самым им приходится чаще всего менять место работы.
Женщин в числе обратившихся меньше, чем мужчин, однако, являясь менее конкурентноспособными на рынке труда, они дольше задерживаются в состоянии незанятости, и сейчас можно говорить о том, что безработица в Ивановской области женская: на конец года в общем числе безработных граждан женщины составляют более 54,0 процентов.
По-прежнему среди клиентов службы занятости много молодежи: каждый третий обратившийся - житель области в возрасте 16 - 29 лет.
Показатели, характеризующие регистрируемый рынок труда на 31 декабря 2000 года:
Число ищущих работу граждан, (человек) |
Число безработных, (человек) |
Уровень безработицы, (%) |
Заявленная организациями потребность в работниках, (единиц) |
Напряженность на рынке труда, (человек/ вакансия) |
Средняя продолжительность безработицы, (мес.) |
Доля безработных с длительным (более года) периодом безработицы, (%) |
9740 | 8597 | 1,4 | 5962 | 2 | 5,9 | 16,7 |
В настоящее время в целом по области сложилась относительно благополучная ситуация на рынке труда, однако в некоторых регионах она довольно сложная. В Верхнеландеховском, Ильинском, Лухском, Пестяковском, Юрьевецком районах уровень безработицы превышает среднеобластной показатель в 4 и более раза, а напряженность на рынке труда достигает от 20 до 200 и более человек на одно вакантное место.
Прогноз формирования рынка труда в 2001 - 2003 годах
Характеризуя состояние рынка труда области в 2000 году, необходимо отметить следующие моменты:
- доля работников, выбывших c предприятий области в 2000 году, составляет 33,2% к среднесписочной численности,
- доля граждан, выбывших по собственному желанию, составляет 23,5% к среднесписочной численности и 70,9% к общему числу выбывших,
- доля граждан, выбывших в связи с сокращением или ликвидацией предприятия, составляет 1,7% к среднесписочной численности и 5,1% к общему числу выбывших,
- разница между данными государственной статистики о среднегодовой численности граждан Ивановской области, занятых трудовой деятельностью в 2000 году (результаты выборочного обследования), и оценкой прогноза социально - экономического развития Ивановской области ориентировочно определяет число граждан, занятых в теневом секторе легкой промышленности области и за пределами области, в основном в Москве и Московской области, прежде всего - в строительстве (преимущественно мужчины) и в торговле.
Предполагается, что спрос на рабочую силу в 2001 - 2003 годах, значительно не изменится и останется достаточно высоким в силу ряда обстоятельств:
1) ростом промышленного производства в Ивановской области,
2) высокой текучестью кадров, обусловленной:
- отсутствием предпосылок для роста заработной платы в основных отраслях экономики, в том числе вследствие того, что экспортный потенциал области держится на низких издержках по оплате труда;
- отсутствием социальных гарантий и нарушением законодательно закрепленных норм трудовых отношений в сфере малого бизнеса и торгово - посреднической деятельности;
3) структурным дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда;
4) оптимизацией численности рабочей силы на предприятиях и в организациях в целях повышения производительности труда, которая провоцирует процесс увольнений (на фоне дефицита финансовых средств, в основном - по собственному желанию), который, в свою очередь, вызовет незначительное повышение уровня регистрируемой безработицы;
5) некоторым повышением численности трудоспособного населения.
Предложение рабочей силы останется высоким и характеризуется обострением структурных дисбалансов на рынке труда, усугубляемых, в том числе:
- несогласованностью динамики спроса на рабочую силу и тенденцией развития системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров,
- нежеланием работодателей вкладывать средства в внутрипроизводственное обучение работников.
Оба обстоятельства отрицательно сказываются на развитии трудовых ресурсов области и приводят к накоплению количества граждан, не имеющих перспектив трудоустройства.
Социальное партнерство на рынке труда
В отчетном периоде департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области была продолжена работа по развитию социального диалога и эффективного взаимодействия между профсоюзами, работодателями и представителями исполнительных органов государственной власти в вопросах поддержания занятости.
Социальное партнерство реализуется на основе Закона Ивановской области "О социальном партнерстве" от 4 декабря 2000 г. N 75-ОЗ с помощью системы соглашений на областном, территориальном (город, район), отраслевом, профессиональном уровнях, а также путем заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях, учреждениях.
В феврале 2000 года принято региональное Соглашение по регулированию социально - трудовых отношений между объединением работодателей, профсоюзами и администрацией Ивановской области на 2000 - 2002 годы, содержащее взаимные обязательства сторон по развитию рынка труда и содействию занятости населения.
В соответствии с Соглашением работодатели обязуются:
- принимать меры по сохранению, эффективному использованию имеющихся и созданию новых рабочих мест;
- соблюдать установленные органами местного самоуправления квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- не принимать решений о массовом (более 5% от среднесписочной численности работников в год) сокращении работников без предварительных переговоров с профсоюзами и органами местного самоуправления; осуществлять опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников;
- представлять ежемесячно в отделы занятости населения городов и районов информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей);
- участвовать в разработке и реализации Программы содействия занятости населения Ивановской области.
Департамент ФГСЗН совместно с администрацией Ивановской области, органами местного самоуправления, объединениями работодателей и профсоюзов разрабатывает и реализует областную Программу содействия занятости населения, рекомендует органам местного самоуправления предусматривать в территориальных трехсторонних соглашениях разработку и реализацию программ развития общественных работ, квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи, предоставление налоговых льгот работодателям, создающим новые рабочие места и другое.
Профсоюзы обязуются осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства о занятости, увольнением работников, предоставлением им льгот и гарантий при высвобождении, предлагают меры по предотвращению резкого роста безработицы.
Содействие трудоустройству незанятого населения
В 2001 году в соответствии с контрольными показателями, утвержденными Министерством труда и социального развития, при посредничестве службы занятости планируется трудоустроить 32000 человек, в том числе 2168 человек после обучения.
Для выполнения поставленной задачи деятельность органов службы занятости будет направлена на:
- расширение поля вакансий, используемых в работе органами службы занятости;
- увеличение количества и повышения качества услуг, предоставляемых работодателям;
- улучшение информированности граждан, ищущих работу, о вариантах трудоустройства;
- сокращение периода поиска рабочего места и заполнения вакансий посредством:
повышение конкурентоспособности ищущих работу граждан,
повышение интенсивности поиска работы на рынке труда.
Организация общественных работ
В соответствии с постановлением Главы администрации области от 29 мая 2000 года N 442 "Об организации общественных работ в Ивановской области" и распоряжением Председателя Правительства Ивановской области от 20 сентября 2000 г. N 81-рп "О координации совместной работы администрации области, службы занятости населения и предприятий по организации оплачиваемых общественных работ в городах и районах Ивановской области" общественные работы определены одним из наиболее приоритетных направлений в сфере поддержания занятости населения. Утверждено положение об организации общественных работ, расширен перечень видов общественных работ, не требующих специальной подготовки, с учетом социально - экономических потребностей территорий области.
Основное внимание организации общественных работ будет уделено в районах с напряженной ситуацией на рынке труда и высоким уровнем безработицы.
В 2001 году предполагается предоставить возможность для временной занятости в рамках общественных работ 3575 человекам из числа незанятых граждан.
Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан
Для адаптации несовершеннолетних граждан к трудовой деятельности и получения профессиональных навыков продолжится реализация подпрограммы, предусматривающая организацию временной занятости учащихся в свободное от учебы время. В 2001 году количество занятых на временных работах подростков составит 4386 человек.
Целевое поощрение трудоустройства и реабилитация
граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке
В 2001 году предполагается расширить практику оказания содействия в трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы (инвалиды, длительно безработные, молодежь, одинокие и многодетные родители; граждане, уволенные с военной службы; лица, освобожденные из мест лишения свободы; лица предпенсионного возраста и др.).
В рамках этого направления предусматривается трудоустроить 921 человека из числа этой категории, в том числе за счет частичной компенсации затрат работодателей по оплате труда.
Содействие занятости молодежи
Проблема развития и эффективного использования трудового потенциала молодежи является одной из важнейших в социальной политике государства. Молодежь - это каждый третий из числа зарегистрированных в области безработных граждан.
Первоочередной задачей в области содействия занятости молодежи станет создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части молодежи.
В этих целях управлению образования администрации области совместно со службой занятости населения необходимо проводить широкое информирование выпускников общеобразовательных учреждений о возможности обучения в учреждениях профессионального образования, получения дополнительной профессии для последующего трудоустройства, в том числе с помощью организации "ярмарок вакансий" и учебных мест для молодежи с обязательным участием в них профконсультантов. Ввести во всех образовательных учреждениях курс по обучению молодежи приемам поиска работы и основам выбора профессии.
Организация занятости выпускников учебных
заведений в рамках программы "Молодежная практика"
Трудоустройство безработной молодежи в рамках программы "Молодежная практика" направлено на приобретение ими профессиональных практических навыков, знаний и повышения конкурентоспособности на рынке труда. В 2001 году в реализации программы "Молодежная практика" примут участие 383 человека в возрасте 18 - 26 лет.
Содействие занятости женщин
В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются слабо защищенные категории граждан - женщины, имеющие малолетних детей и детей - инвалидов; выпускницы общеобразовательных учреждений, не имеющие опыта работы; женщины предпенсионного возраста; жены военнослужащих. В общей численности безработных женщины составляют 55 процентов. Основные направления работы по содействию занятости женщин на 2001 год:
- дальнейшее привлечение женщин к участию в работе "Клубов ищущих работу", "Клубов социально - психологической поддержки", курсов "Новый старт", клубов "Надежда";
- расширение перечня общественных работ, предполагающих большую занятость в них женщин;
- увеличение числа квотируемых рабочих мест для женщин в общем количестве квотируемых рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан;
- участие в реализации программы "Молодежная практика";
- создание дополнительных рабочих мест за счет средств организаций, службы занятости, областного и местных бюджетов;
- приобретение конкурентоспособных профессий через систему профессионального консультирования и обучения;
- подготовка безработных женщин к предпринимательской деятельности через ООО "Центр социальной поддержки женщин и семьи", негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования - институт малого предпринимательства.
Социальная поддержка слабо защищенных групп населения
Поддержка граждан с ограниченной
трудоспособностью (инвалидов)
Среди слабозащищенных слоев населения инвалиды занимают одно из первых мест, поэтому основной целью государственной политики является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан этой категории.
В 2001 году планируется трудоустроить при посредничестве службы занятости 339 инвалидов, в том числе обеспечить трудоустройство на квотируемые рабочие места 60 человек с ограниченной трудоспособностью. На профессиональное обучение планируется направить 25 человек данной категории по приоритетным на рынке труда профессиям и специальностям.
В целях усиления дополнительных гарантий трудовой занятости инвалидов службой занятости предусмотрена работа по трудовой реабилитации инвалидов за счет частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда из средств федерального бюджета. За счет этого предусматривается трудоустроить 71 инвалида.
Поддержка граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей
Основными мероприятиями по поддержке граждан указанной категории являются:
- обеспечение информацией о потребностях рынка труда по профессиям, специальностям;
- консультирование и профконсультационные услуги;
- определение направлений переподготовки военнослужащих на гражданские специальности с учетом потребности рынка труда и гарантированного трудоустройства после обучения;
- первоочередное содействие в обеспечении занятости;
- проведение "ярмарок вакансий" рабочих мест для граждан, уволенных с военной службы;
- социальная адаптация через "Клуб ищущих работу", курсы "Новый старт";
- проведение органами службы занятости, воинскими частями и военкоматами различных совместных мероприятий, включающих методическую, организационную, информационную деятельность по вопросам содействия трудоустройству граждан, уволенных с военной службы;
- дальнейшее взаимодействие по профессиональному обучению по основам предпринимательской деятельности с рядом негосударственных образовательных социально - деловых центров: центром социальной поддержки женщин и семьи, Ивановским клубом "Деловая женщина", негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования - институт малого предпринимательства.
В 2001 году планируется оказать содействие в трудоустройстве 81 гражданину, уволенному с военной службы, и членам их семей, в том числе за счет частичной компенсации расходов работодателей на оплату труда.
Организация трудоустройства длительно
безработных граждан
По своей профессионально - квалификационной структуре рынок труда области в значительной мере отстает от требований работодателей. Основной проблемой является низкая квалификация и малая профессиональная мобильность рабочей силы. В качестве второй проблемы можно назвать маргинализацию безработных, адаптирующихся к своему статусу, гарантирующему сохранение трудового стажа и дающему возможность получения различного рода льгот. Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости населения более 8 месяцев, составляет 35,2% в общем количестве безработных граждан. В 2001 году планируется трудоустроить 167 длительно безработных граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке.
Занятость лиц, освобожденных из учреждений
исполнения наказания
Освобожденные из мест лишения свободы сталкиваются с повышенными трудностями при подборе рабочего места. В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 4 сентября 2000 г. N 66-п "О дополнительных гарантиях занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы или осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы" в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости данной категории граждан рекомендовано:
- органам местного самоуправления совместно с органами службы занятости населения организовать на подведомственных территориях оплачиваемые общественные работы с первоочередным правом участия в них указанных граждан;
- усилить работу по квотированию рабочих мест и установить льготное налогообложение по местным налогам работодателям, создающим за счет собственных средств рабочие места для граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве, а также перевыполняющих установленную квоту;
- финансовому управлению администрации области предусмотреть в проекте бюджета на 2001 год финансирование общественных работ для незанятых граждан, вернувшихся из мест лишения свободы, и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- работу по вопросам трудоустройства граждан, осужденных к исправительным работам, осуществлять в соответствии с Порядком взаимодействия уголовно - исполнительных инспекций с территориальными органами службы занятости населения.
Органам службы занятости населения проводить обучение профессиям, востребованным на рынке труда, оказывать профконсультационные услуги в целях обеспечения конкурентоспособности и повышения мотивации к труду граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
В 2001 году предусматривается оказать помощь в трудоустройстве 56 лицам, освобожденным из мест лишения свободы.
Развитие и поддержка предпринимательства
В целях создания альтернативных возможностей для трудоустройства незанятых граждан в 2001 году предполагается оказать содействие 300 безработным гражданам, обратившимся в службу занятости, в организации предпринимательской деятельности, в том числе 94 гражданам планируется оказать финансовую поддержку.
Основные действия службы занятости будут направлены на:
- консультирование и профессиональную ориентацию безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
- оказание помощи по составлению бизнес - планов;
- обучение безработных граждан основам предпринимательства, оказание правовой, финансовой и организационной поддержки на стадии становления и развития собственного дела.
Территориальная мобильность в 2001 году
В связи с тем, что напряженность на рынке труда большинства районов области остается высокой, не снижается численность граждан, ищущих работу за пределами основного места проживания.
В 2001 году органы службы занятости области планируют продолжить мероприятия по организации работ для лиц, желающих выехать на работу в другую местность.
Для содействия в трудоустройстве граждан, обращающихся в поисках работы в другой местности, будут поддерживаться контакты с предприятиями, испытывающими потребность в кадрах внутри Ивановской области, а также г. Москвы, Владимирской, Московской, Нижегородской областей.
Всего за год в результате переезда в другую местность намечено направить 1030 человек.
Предполагается оказать содействие в переселении семей в другую местность для их трудоустройства и произвести компенсационные выплаты в виде единовременного денежного пособия, оплаты стоимости проезда и провоза домашнего имущества 24 гражданам.
В целях повышения взаимной ответственности сторон департамент использует практику заключения договоров с предприятиями и организациями, в которых закреплены гарантии приема на работу с предоставлением общежитий, соблюдения правил регистрации, заключения индивидуальных контрактов с каждым работником, своевременной выплаты заработной платы.
Работа в этом направлении с предприятиями будет продолжена.
Другим направлением территориальной мобильности является переселение граждан, желающих переехать на постоянное место жительства и трудоустроиться на работу в сельской местности Ивановской области и других регионов Российской Федерации.
В соответствии с заключенными договорами о переселении семей с предприятиями сельского хозяйства, органами местного самоуправления и наличием вакансий с предоставлением жилья намечено направить 20 семей.
Квотирование рабочих мест для лиц,
особо нуждающихся в социальной защите
В целях усиления дополнительных гарантий трудовой занятости категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, в области в 2001 году будет продолжена работа по квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан.
По предварительным оценкам отделов занятости населения на 2001 год предусмотрена квота для трудоустройства 397 граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а именно:
- инвалидов;
- выпускников общеобразовательных учреждений, начального и среднего профессионального образования;
- детей - сирот и лиц из числа детей - сирот; детей, оставшихся без попечения родителей;
- несовершеннолетних, освобожденных из воспитательно - трудовых колоний или закончивших закрытые учебно - воспитательные учреждения;
- лиц моложе 18 лет;
- лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
- женщин, воспитывающих детей - инвалидов;
- одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей;
- родителей, воспитывающих детей до трех лет и являющихся единственными кормильцами в семье;
- лиц предпенсионного возраста;
- лиц, продолжительное время не имеющих работы;
- беженцев и вынужденных переселенцев;
- лиц, демобилизованных из армии;
- участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Социальная адаптация граждан на рынке труда
В 2001 году Программой предусматривается оказание услуг через такие формы работы, как "Клуб ищущих работу", курсы "Новый старт". Учитывая то обстоятельство, что количество официально зарегистрированных безработных в 2000 году резко сократилось, департамент прогнозирует снижение участников этих программ:
- "Клубы ищущих работу" - до 985 человек
- курс "Новый старт" - 2170 человек.
Профессиональная ориентация безработных граждан
и незанятого населения
В 2001 году предполагается охватить профориентационной работой 54000 человек. Возрастут объемы превентивной профориентационной работы (первичные консультации граждан перед постановкой на учет в качестве безработных, работа с несовершеннолетними, военнослужащими, увольняемыми в запас, с высвобождаемыми гражданами, со средствами массовой информации). Услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке различных категорий населения станут более комплексными, методически отработанными.
Профессиональное обучение безработных граждан и
незанятого населения
В 2001 году предполагается оказать услуги по профессиональному обучению 2168 человекам из числа безработных и незанятых граждан. (Рост к плановому показателю 2000 года - 9,4%).
В том числе обучение будут проходить 1435 безработных граждан из числа слабо социально защищенных категорий: 1322 молодых безработных в возрасте 16 - 29 лет; 77 граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; 25 инвалидов; 130 одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей - инвалидов.
Особенностями организации работы по профессиональному обучению станут:
- усиление адресной социальной поддержки безработных граждан и незанятого населения в части предоставления услуг по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации;
- формирование соответствующего требованиям рынка труда содержания обучения, внедрение современных, эффективных технологий обучения;
- многоканальность источников финансирования и оптимизация затрат на организацию профессионального обучения;
- тесное взаимодействие с различными социальными партнерами в организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Информационная и издательская деятельность
службы занятости
В настоящее время число задач службы занятости возросло: не снимая с себя функций социальной защиты безработных граждан, она должна добиться качественного и широкого обеспечения информационных потребностей работодателей и тех, кто активно ищет работу. Роль службы занятости как посредника на рынке труда становится, таким образом, более значимой.
В число основных задач информационной деятельности входит:
- информирование населения о ситуации на рынке труда, спросе на рабочую силу, возможностях профессионального обучения и переквалификации, формирование у граждан активной позиции на рынке труда;
- информирование работодателей о предложении рабочей силы;
- широкая реклама деятельности и услуг службы занятости, координация действий участников рынка труда.
Большее внимание будет уделено широкому освещению таких направлений, как профессиональное обучение и переквалификация, профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения, возможностей миграции в другие регионы, подготовке материалов, информирующих об опыте успешного решения проблем занятости населения в нашем регионе.
Служба занятости предусматривает в своей деятельности использовать самые популярные средства массовой информации: республиканские, областные, местные газеты и журналы.
Ищущим работу гражданам и работодателям будут предоставляться информационные услуги через печатные средства массовой информации. Планируется продолжение сотрудничества и с другими газетными изданиями, публиковавшими материалы службы занятости. Особое место будет отведено информационному сопровождению реализации "Программы содействия занятости населения на 2001 - 2003 годы".
Департаментом ФГСЗН по Ивановской области предусматривается издание тематических, информационных брошюр, бюллетеней, буклетов, памяток, методических пособий и другой справочной литературы, содержащей оперативную информацию по проблемам занятости населения. Будет продолжен выпуск информации внутреннего характера, предназначенной для работников службы занятости: инструкций, материалов о работе семинаров, учебе кадров и др.
Планируется организация таких мероприятий, как передачи по различной тематике на областном и местном радио, пресс - конференции, информационные встречи с представителями средств массовой информации, работодателями, общественностью.
Кадровое обеспечение реализации Программы
В целях эффективной реализации Программы в 2001 - 2003 годах предусматривается изменение и совершенствование структуры территориальных органов службы занятости.
При этом будут проведены мероприятия, направленные на подготовку и переподготовку в учебных заведениях, подведомственных Министерству труда и социального развития Российской Федерации, а также в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации качественно новых специалистов для органов службы занятости, способных осуществлять координационно - посредническую и маркетинговую деятельность по организации взаимодействия безработных, незанятых граждан и работодателей.
Финансовое обеспечение Программы
Финансирование активной политики занятости
Затраты на финансирование специальных мероприятий содействия занятости населения составят 29263,6 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 10500,0 тыс. рублей, из областного бюджета 6146,0 тыс. рублей и других источников финансирования 12617,6 тыс. рублей. Среднегодовой размер затрат по всем источникам финансирования на одного участника специальных мероприятий составит 3251,5 рублей.
Выделение средств из областного бюджета предусмотрено по шести направлениям, в том числе:
1. Организация оплачиваемых общественных работ - 2930,0 тыс. руб.
2. Организация занятости молодежи - 380,0 тыс. руб.
3. Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан - 900,0 тыс. руб.
4. Содействие занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы - 176,0 тыс. руб.
5. Содействие занятости одиноких и многодетных родителей - 950,0 тыс. руб.
6. Содействие занятости длительно безработных граждан - 810,0 тыс. руб.
На условиях софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов и с привлечением финансовых средств из других источников в 2001 году будет организована временная занятость по вышеперечисленным направлениям для 8729 человек.
На профессиональное обучение, подготовку и профконсультирование предполагается израсходовать 8975,8 тыс. рублей, из них 8100,6 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 875,2 тыс. рублей - средства других источников.
Финансирование мероприятий активной политики
занятости населения в 2001 г.
тыс. руб.
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Другие источники |
Всего | ||||
тыс. руб. |
уд. вес в % |
тыс. руб. |
уд. вес в % |
тыс. руб. |
уд. вес в % |
тыс. руб. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
На Программу активной политики занятости |
18659,8 |
48,7 |
6146,0 |
16,1 |
13492,8 |
35,2 |
38298,6 |
1. На организацию профессионального обучения |
8000,0 |
90,4 |
- |
- |
850,0 |
9,6 |
8850,0 |
2. На организацию профессиональной ориентации |
100,6 |
80,0 |
- |
- |
25,2 |
20,0 |
125,8 |
3. Специальные мероприятия по содействию занятости населения |
10500,0 |
35,9 |
6146,0 |
21,0 |
12617,6 |
43,1 |
29263,6 |
4. Переселение в сельскую местность |
59,2 |
59,2 |
Материальная поддержка безработных
На оказание материальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными, планируется направить 122373,2 тыс. рублей.
На выплату пособий по безработице с учетом доплат на иждивенцев необходимо 119286,7 тыс. рублей.
На оказание материальной помощи безработным и членам их семей, организацию отдыха и оздоровления детей безработных граждан затраты составят 1613,7 тыс. рублей.
На возмещение расходов Пенсионного фонда по выплате пенсий гражданам, оформленным на пенсию досрочно по предложению службы занятости, потребуется 1472,8 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы занятости будет осуществляться в основном за счет средств федерального бюджета - 141033,0 тыс. рублей, или 87,8 процента от суммы всех расходов.
Средства областного бюджета - 6146,0 тыс. рублей, или 3,8 процента.
Средства других источников финансирования составят - 13492,8 тыс. руб., или 8,4 процента.
Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом выполнения Программы будет осуществляться областным координационным комитетом содействия занятости населения Ивановской области, департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области с заинтересованными областными органами исполнительной власти с участием органов местного самоуправления муниципальных образований в Ивановской области, Министерством труда и социального развития. Соответственно возможны корректировки основных программных мероприятий, находящихся в зависимости от фактического положения дел в отраслях экономики области, финансовых ресурсов федерального, областного и местных бюджетов, предприятий и организаций области.
Эффективность реализации Программы
Реализация Программы 2001 - 2003 года позволит:
- создать благоприятные условия для занятости населения путем повышения конкурентоспособности рабочей силы через развитие системы обучения кадров - 2168 человек, развитие малого бизнеса путем поддержки предпринимательской инициативы 300 незанятых граждан;
- создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, то есть свести до минимума время поиска работы;
- оказать содействие в трудоустройстве 32 тыс. человек, провести профориентационную работу с 54 тыс. граждан.
В результате реализации мероприятий Программы планируется сдержать уровень официальной безработицы в пределах 1,9% к экономически активному населению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.