Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II: ко второму чтению
Расходы
При подготовке данного заключения использованы: проект закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2000 год", пояснительная записка к проекту закона, документы и материалы, представленные Главой администрации Ивановской области одновременно с проектом областного бюджета письмом от 10 ноября 1999 г. N 1-130-1055, расчет расходов консолидированного бюджета Ивановской области на 2000 год, Закон Ивановской области "Об областном бюджете на 1999 год" от 19 марта 1999 г. N 8-ОЗ (в действующей редакции), а также сведения, полученные контрольно - счетной палатой в ходе проверок в 1998 - 1999 г. г.
В связи с тем, что представленный законопроект распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2000 г., проект областного бюджета на 2000 год рассмотрен с точки зрения соответствия бюджетному законодательству, которое будет действовать в 2000 году, в том числе Федеральному закону "О бюджетном кодексе Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н.
Следует отметить, что имеют место некоторые несоответствия Федерального закона "О бюджетной классификации РФ" и приказа Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н, связанные с тем, что приказом Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н учтено большое количество существенных поправок и значительных изменений, внесенных в течение последних лет в бюджетную классификацию РФ, которые не отражены в действующей редакции Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ. Кроме того, отчетность об исполнении бюджетов составляется в соответствии с указаниями Минфина РФ.
Вступающий в силу с 1 января 2000 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации определил не только порядок составления проекта бюджета, его рассмотрения и принятия, но также порядок исполнения бюджета и контроля за его исполнением. В случае составления проекта областного бюджета на 2000 год с нарушениями норм Бюджетного кодекса РФ осуществление контроля за исполнением областного бюджета будет невозможным.
Установлено, что в статье 9 представленного законопроекта прогнозируемые расходы определены только по двум уровням функциональной классификации расходов бюджетов (разделы и подразделы) из четырех, предусмотренных приказом Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н.
В приложении N 5 "Ведомственная структура расходов областного бюджета в разрезе экономической классификации на 2000 год по получателям бюджетных средств" сделана попытка объединить в одно целое ведомственную, функциональную и экономическую классификации расходов бюджетов РФ, что не соответствует Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ, приказу Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н и проекту федерального бюджета на 2000 год. На наш взгляд, объединение классификаций в представленном варианте недопустимо, так как в дальнейшем не позволит применить нормы Бюджетного кодекса РФ, связанные с исполнением бюджета. Кроме того, последовательность указанных в приложении N 5 получателей бюджетных средств представляется произвольной, без соотнесения со статьей 9 проекта.
В ходе анализа расходной части проекта областного бюджета по ряду позиций установлено несоответствие расходов статьям 84, 86, 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые регламентируют отнесение расходов по уровням бюджетов.
Вопрос финансирования из областного бюджета того или иного учреждения может быть решен только при условии представления сведений, находится ли учреждение в областной собственности (полностью или частично). В ходе подготовки настоящего заключения было произведено сравнение представленных получателей средств областного бюджета с реестром предприятий областной формы собственности по состоянию на 20 мая 1998 г., полученным контрольно - счетной палатой от комитета по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области в ходе проведения одного из контрольных мероприятий в 1998 году. Считаем необходимым проведение инвентаризации объектов областной собственности либо представление сведений в Законодательное Собрание о результатах ее проведения, что позволит уточнить названный реестр и создать исчерпывающий перечень главных распорядителей и распорядителей средств областного бюджета.
Конкретные несоответствия в разрезе получателей средств областного бюджета отражены в соответствующих разделах заключения.
Представленный вариант ведомственной структуры расходов проекта областного бюджета, устанавливая расходы по отдельным получателям (бюджетные учреждения, акционерные общества), по отдельным направлениям расходования средств, не определяет по отношению к ним главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, что не соответствует статьям 158, 159 Бюджетного кодекса РФ. Особо подчеркиваем отсутствие экономической классификации расходов по каждому главному распорядителю, в связи с чем контроль в разрезе главных распорядителей представляется невозможным.
В отдельных случаях капитальные расходы привязаны к конкретным разделам, как это предусмотрено приказом Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н (например, в разделе "Сельское хозяйство и рыболовство"), а в других случаях отнесены в бюджет развития.
Вместо представленных материалов по аналогии с федеральным бюджетом на 2000 год предлагаем подготовить ведомственную структуру по главным распорядителям в разрезе функциональной классификации с указанием всех четырех уровней, ведомственную структуру в разрезе экономической классификации с указанием главных распорядителей и распорядителей по всем получателям, а также статью 9 законопроекта изложить по предлагаемым контрольно - счетной палатой формам. В качестве примера это сделано по управлению образования администрации Ивановской области (приложения N N 5, 6, 7).
В представленном проекте областного бюджета отсутствует ряд документов, необходимость составления которых определена Бюджетным кодексом Российской Федерации. Так, не нашли реализации положения статей 71, 72, 73 Бюджетного кодекса РФ в части отсутствия данных о формировании областного государственного заказа на поставку товаров, производство работ, оказание услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда по одному контракту (на момент подготовки настоящего заключения - на сумму свыше 166980,0 руб.). В связи с тем, что в ходе исполнения сметы каждое учреждение имеет право производить расходы на закупку товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, в дальнейшем, при проверке исполнения бюджета, данные факты будут квалифицированы как нарушение. В связи с этим проект областного бюджета предлагаем дополнить статьей, определяющей уполномоченный орган, который формирует и размещает государственный заказ, а также сроки его формирования. Учитывая практическую сложность формирования областного государственного заказа до составления смет бюджетных учреждений, предлагаем ввести в проект областного бюджета на 2000 год дополнительную статью, предусматривающую возможность формирования областного государственного заказа после утверждения смет к определенному сроку.
Субсидии и субвенции юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями и бюджетными учреждениями, выделяются из областного бюджета на основании статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой в представленный законопроект необходимо введение статей, определяющих условия и порядок предоставления субсидий и субвенций.
Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями, в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ включаются в проект бюджета только при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта РФ и указанным получателем средств об участии субъекта РФ в собственности субъекта инвестиций. Отсутствие оформленного в установленном порядке договора служит основанием для блокировки предусмотренных расходов.
Представленный проект областного бюджета на 2000 год не использует возможность, предоставленную статьей 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации: данным законом могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов. В дальнейшем, если получатель бюджетных средств не выполняет определенные законом о бюджете условия, на любом этапе исполнения бюджета в обязательном порядке применяется блокировка расходов. Предлагаем использовать возможности статьи 74 и в качестве условия при финансировании из областного бюджета средств массовой информации определить обязательность публикации информации Законодательного Собрания Ивановской области (см. раздел "Средства массовой информации").
В ходе анализа установлено, что представленный проект областного бюджета на 2000 год по сравнению с бюджетными назначениями 1999 года (с учетом изменений и дополнений) в своей расходной части прогнозирует:
- увеличение расходов областного бюджета в целом на 31,8% (инфляция предусмотрена на уровне 18%),
- значительное увеличение расходов по ряду разделов: "Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам" (396,2% в 2000 году по сравнению с 1999 годом), "Развитие рыночной инфраструктуры" (266,7%), "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия" (225,5%),
- рост расходов ниже уровня инфляции по четырем разделам: "Целевые бюджетные фонды" (103,6%), "Промышленность, энергетика и строительство" (106,9%), "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (114,0%), "Средства массовой информации" (117,2%), "Сельское хозяйство и рыболовство" (110,3% без учета фонда зерна),
- сокращение расходов по разделам "Обслуживание государственного долга" (82,6%), "Социальная политика" (96,6%), "Бюджет развития" (97,1%).
При анализе структуры расходов представленного проекта областного бюджета на 2000 год по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года установлено:
- дальнейшее сокращение доли расходов, направляемых на социальную сферу (по разделу "Образование" - с 3,6% до 3,3%, по разделу "Культура, искусство и кинематография" - с 1,5% до 1,4%, по разделу "Здравоохранение и физическая культура" - с 9,6% до 8,7%, по разделу "Социальная политика" - с 5,8% до 4,3%) и в бюджет развития (с 7,3% до 5,3%), а также сокращение доли расходов на правоохранительную деятельность (с 4,8% до 4,5%), на обслуживание государственного долга (с 7,2% до 4,5%), на сельское хозяйство и рыболовство (с 4,8% до 4,0% без учета фонда зерна),
- значительное увеличение долей расходов, направляемых на финансовую помощь бюджетам других уровней (с 5,4% до 40,4%, то есть в 7,5 раза - это наибольшая доля расходов), на прочие расходы (с 2,8% до 8,4%, то есть в 3 раза),
- незначительный рост долей расходов, направляемых на государственное управление (с 3,0% до 4,1%) и на жилищно - коммунальное хозяйство (с 2,8% до 3,1%),
- практически неизменные доли расходов, направляемых на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику (0,79%), средства массовой информации (0,28%), мобилизационную подготовку экономики (0,14%),
- незначительные, как и в предыдущие годы, доли расходов, направляемых на поддержку производственной сферы (0,15%), предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (0,16%), развитие рыночной инфраструктуры (0,23%), в целевые бюджетные фонды (0,33%), на охрану окружающей природной среды (0,44%).
Считаем необходимым отметить, что ни одно из представленных приложений к проекту областного бюджета и пояснительная записка к законопроекту не содержат подписи ответственного должностного лица.
Расходы областного бюджета по направлению деятельности N 2 -
расходы областного бюджета по разделам: государственное
управление, правоохранительная деятельность,
промышленность, энергетика и строительство, сельское
хозяйство и рыболовство, охрана окружающей среды,
транспорт и дорожное хозяйство, связь и информатика,
жилищно - коммунальное хозяйство, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций, прочие расходы, капитальные
вложения, экологический фонд, внебюджетные фонды:
территориальный дорожный фонд, фонд энергосбережения,
валютный фонд, фонд финансовой поддержки
предпринимательства и развития конкуренции
Государственное управление и местное самоуправление
Согласно статье 9 проекта областного бюджета расходы по разделу "Государственное управление и местное самоуправление" на 2000 год прогнозируются в сумме 70718,7 тыс. руб., что составляет 183,3% по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года возросли на 32135,4 тыс. руб. Доля расходов по данному разделу в общей сумме расходной части проекта областного бюджета также возросла: с 3,0% до 4,1%.
Согласно представленному приложению N 5 к проекту областного бюджета "Ведомственная структура расходов областного бюджета в разрезе экономической классификации на 2000 год по получателям бюджетных средств" данный раздел включает в себя расходы на функционирование системы законодательной и исполнительной власти.
Приложение N 5 содержит сведения о расходах по каждому управлению и комитету администрации области с указанием фонда оплаты труда. Как и в прошлые годы, по данному разделу не представлены расчеты по численности органов законодательной и исполнительной власти и по расходам на их содержание. В целях сравнимости прогнозных данных на 2000 год с данными 1999 года представляется целесообразным подготовить дополнительное приложение к проекту областного бюджета о структуре и численности органов законодательной и исполнительной власти, как это было в предыдущие годы.
Необходимо определить главных распорядителей и распорядителей по отношению к данным бюджетным средствам. Согласно пояснительной записке к проекту областного бюджета по коду функциональной классификации 0104 "Деятельность финансовых и налоговых органов" предусмотрены расходы на содержание финансовых органов области общей численностью 335 единиц, в том числе в городах и районах области - 257 единиц (за исключением финансового управления администрации г. Иванова), в размере 18459,0 тыс. руб. Расходы на содержание финансовых органов городов и районов области не выделены из общей суммы расходов. Имеющаяся ссылка на телеграмму Минфина России без указания даты и номера не может быть основанием для финансирования из областного бюджета.
В соответствии с постановлением Правительства РФ "О мерах по оптимизации структуры территориальных органов Министерства финансов РФ" от 5 ноября 1999 г. N 1231 строка "финансовые органы" исключена из состава территориальных органов Министерства финансов РФ.
Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, каковыми являются местные финансовые органы, в соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно производиться исключительно из местных бюджетов.
В связи с изложенным, требует уточнения основание принятия решения о финансировании финансовых отделов органов местного самоуправления из областного бюджета, тем более в ситуации, когда отсутствует единообразие в данном вопросе (данный порядок не распространен на финансовое управление г. Иванова). На наш взгляд, единственным основанием для принятия такого решения может быть решение соответствующих представительных органов местного самоуправления либо решение Законодательного Собрания Ивановской области о придании финансовым отделам органов местного самоуправления статуса территориальных органов областного финансового управления, сведения о чем в представленном проекте отсутствуют. Только в случае принятия указанного решения финансовое управление будет иметь единую смету на содержание финансовых органов области, как это представлено в проекте.
Согласно пояснительной записке к проекту областного бюджета на 2000 год в разделе "Государственное управление и местное самоуправление" представленного проекта предусмотрены расходы на содержание созданного в 1999 году управления ветеринарии штатной численностью 10 единиц в сумме 577,5 тыс. руб.
Правоохранительная деятельность и обеспечение
безопасности государства
Согласно статье 9 законопроекта расходы по разделу "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" на 2000 год прогнозируются в сумме 77416,4 тыс. руб., что составляет 123,1% по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года возросли на 14520,7 тыс. руб. Проектом предусмотрено сокращение доли расходов по данному разделу в общей сумме расходной части проекта областного бюджета с 4,8% до 4,5%.
Согласно представленному приложению N 5 к проекту областного бюджета "Ведомственная структура расходов областного бюджета в разрезе экономической классификации на 2000 год по получателям бюджетных средств" данный раздел включает в себя следующую сеть: приоритетным направлением расходов по-прежнему являются расходы на обеспечение деятельности подразделений управления внутренних дел Ивановской области - 51599,8 тыс. руб.; на обеспечение деятельности подразделений управления государственной противопожарной службы УВД Ивановской области предусмотрены расходы в сумме 17145,2 тыс. руб.; на обеспечение деятельности войсковой части 7433 предусмотрены расходы в сумме 1020,5 тыс. руб.; на содержание вновь созданного учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним штатной численностью 92 единицы предусмотрены расходы в сумме 7650,9 тыс. руб.
Ввиду отсутствия уточненных данных по ведомственной структуре областного бюджета на 1999 год произвести сопоставление прогнозируемых расходов на 2000 год с аналогичными показателями 1999 года по данному разделу не представляется возможным.
Отметим, что в статье 8 проекта в разделе "Доходы областного бюджета" платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, взимаемые учреждением юстиции области, прогнозируются в сумме 11860,0 тыс. руб. Расхождение в сумме 4209,1 тыс. руб. требует дополнительного пояснения в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ средства, поступающие в виде платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должны направляться на финансирование учреждения юстиции, минуя счет областного бюджета.
Требует пояснения 4 абзац раздела "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" пояснительной записки к проекту областного бюджета: "По фонду оплаты труда учтено сокращение численности учебных заведений г. Москвы в количестве 16 единиц".
Введение в ведомственную структуру расходов проекта областного бюджета отдельного пункта "Войсковая часть 7433" в сумме 1020,5 тыс. руб. обусловлено действием статьи 51 Федерального закона "О внутренних войсках МВД РФ" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ, в соответствии с которой ремонт и коммунальное обслуживание военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования специальных моторизованных соединений, обеспечиваются материальными ресурсами органов исполнительной власти субъектов РФ. Согласно приказу МВД РФ от 29 декабря 1998 г. N 073 войсковая часть 7433 определена как 341 отдельный специальный моторизованный батальон.
Расчеты по разделу "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" и сведения о численности работников не представлены.
Промышленность, энергетика и строительство
Согласно статье 9 проекта областного бюджета расходы по данному разделу на 2000 год прогнозируются в сумме 2586,0 тыс. руб., что составляет 106,9% по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года возросли на 167,0 тыс. руб. Доля расходов по данному разделу в общей сумме расходной части проекта областного бюджета незначительна, как и в предыдущие годы, и составляет 0,15%.
В ведомственной структуре расходов проекта областного бюджета предусмотрена единственная строка по разделу функциональной классификации 07 "Промышленность, энергетика и строительство": ОАО "Ивановооблгаз" (пункт 42) по коду экономической классификации 130100 "Субсидии" в сумме 2586,0 тыс. руб. Согласно пояснительной записке к проекту областного бюджета предусмотрены ассигнования на покрытие убытков от реализации сжиженного газа населению по коду функциональной классификации 0705 "Другие отрасли промышленности" централизованно через ОАО "Ивановооблгаз".
Согласно представленным расчетам потребность в ассигнованиях на возмещение убытков от реализации природного газа льготной категории граждан составляет 9481 тыс. руб. В проекте консолидированного бюджета Ивановской области расходы на возмещение данных убытков планируются в сумме 2564 тыс. руб., то есть 73,0% убытков остаются невозмещенными. Аналогичная ситуация сложилась по возмещению убытков от реализации населению сжиженного газа: 55,4% убытков возмещать не планируется. В проекте закона "Об областном бюджете на 2000 год" на покрытие убытков ОАО "Ивановооблгаз" от реализации сжиженного газа населению предусмотрено выделить "централизованно" 2586,0 тыс. руб.
Необходимо представить обоснование и принципы централизации данных средств и определить главных распорядителей и распорядителей по отношению к данным средствам, так как акционерное общество может быть получателем бюджетных средств, но не может быть главным распорядителем.
Расчеты по данному разделу не представлены.
Сельское хозяйство и рыболовство
Расходы по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" на 2000 год прогнозируются в сумме 162412,0 тыс. руб., что на 99553,0 тыс. руб. или в 2,6 раза превышает уточненные бюджетные назначения 1999 года. Доля расходов по данному разделу в общей сумме расходной части проекта областного бюджета также значительно увеличена - почти в 2 раза (с 4,8% до 9,4%). Увеличение достигнуто за счет включения в состав данного раздела расходов на формирование регионального фонда зерна в сумме 93064 тыс. руб., которые в областном бюджете на 1999 год были учтены в разделе "Пополнение государственных запасов и резервов". Без расходов на формирование регионального фонда зерна общая сумма расходов по разделу предлагается к утверждению на 6488 тыс. руб., или на 10,3% больше, чем в 1999 году, то есть почти на 8 пунктов ниже общего уровня инфляции, прогнозируемого на 2000 год.
Согласно представленных к законопроекту документов в сеть учреждений, финансируемых из областного бюджета по данному разделу, входят: областная госсеминспекция, областная ветеринарная лаборатория, облветстанция по борьбе с болезнями животных, областной эпизоотический отряд. Однако в реестре организаций областной формы собственности на 20 мая 1998 г. данные учреждения отсутствуют.
Согласно приложению N 6 законопроекта планируются к финансированию ("приняты к финансированию") по данному разделу следующие программы: Программа повышения плодородия почв - 5425 тыс. руб., Программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов (1997 - 2000 г. г.) - 748 тыс. руб., Программа развития рыбного хозяйства (1997 - 2000 г. г.) - 500 тыс. руб., Программа "Развитие индустрии детского питания на 1998 - 2000 г. г." - 8000 тыс. руб., Программы "Развитие земельной реформы в Ивановской области на 1999 - 2000 г. г." и "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра на 1997 - 2000 г. г." - 6500 тыс. руб.
В то же время, помимо указанных программ, исходя из представленных документов, за счет расходов по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" планируется профинансировать из областного бюджета программы поддержки растениеводства "Овощи" и "Лен", программу поддержки животноводства "Система разведения крупного рогатого скота ...", программу "АРИС".
Следует отметить, что получателями бюджетных ассигнований при этом в основном являются не бюджетные учреждения и не областные унитарные предприятия: ОАО "Ивановохлебопродукт", комбинат детского питания, ОАО "Рыбокомбинат". Все указанные организации не входят в реестр организаций областной формы собственности по состоянию на 20 мая 1998 г.. Однако, по ОАО "Ивановохлебопродукт" в контрольно - счетной палате имеется полученное в ходе проведения контрольных мероприятий подтверждение комитета по управлению госимуществом администрации Ивановской области о том, что данное предприятие является предприятием с государственной долей собственности по состоянию на 1 мая 1998 г.. По ряду программ получатели ассигнований областного бюджета вообще не указаны (например, по программам "Овощи", "Лен", "АРИС" и т. д.).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ финансирование из бюджетов субъектов РФ юридических лиц, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, производится в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. В связи с изложенным, все неназванные в приложении N 6 законопроекта программы следует в него включить и утвердить, а также определить по отношению к средствам, выделяемым из областного бюджета по данному разделу на все программы, главных распорядителей и распорядителей.
В числе организаций, представленных в материалах к законопроекту, в качестве получателей средств областного бюджета по данному разделу указаны: институт переподготовки кадров и агробизнеса, Плесский совхоз - колледж, Шуйский сельскохозяйственный колледж, Юрьевецкий сельскохозяйственный колледж, Гостехнадзор, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Ивановской области, Ивановская областная общественная организация "Союз садоводов". Все указанные учреждения и организации не входят в реестр организаций областной формы собственности по состоянию на 20 мая 1998 г.. В связи с этим предлагаемые к утверждению расходы по данным учреждениям и организациям не соответствуют статье 86 Бюджетного кодекса РФ. Соответственно, решение вопроса об их совместном финансировании из областного и федерального бюджетов требует законодательного урегулирования. Кроме того, "Союз садоводов" является общественной организацией и финансированию из бюджета не подлежит.
По отношению ко всем расходам, предлагаемым к финансированию по данному разделу, не определены главные распорядители и распорядители ассигнований областного бюджета.
По форме представления законопроекта по данному разделу имеются отдельные замечания. Ассигнования ОАО "Рыбокомбинат" в сумме 500,0 тыс. руб. по коду экономической классификации 240200 "Капитальное строительство" предусмотрены пунктом 58 ведомственной структуры расходов по разделу 08 функциональной классификации расходов бюджетов без уточнения подраздела. Если ассигнования из областного бюджета ОАО "Рыбокомбинат" будут утверждены законом "Об областном бюджете на 2000 год", то они должны быть предусмотрены в разделе "Сельское хозяйство и рыболовство" по коду 0804 "Рыболовное хозяйство" и учтены в ведомственной структуре расходов по одному из главных распорядителей ассигнований областного бюджета с целью контроля за целевым использованием выделяемых ассигнований.
В расходах на финансирование ОАО "Ивановохлебопродукт" в представленном законопроекте заложены расходы на формирование регионального фонда зерна. В соответствии с постановлением Законодательного Собрания от 14 мая 1998 г. N 135 средства данного фонда признаны отвлеченными в оборотные средства хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий Ивановской области, возврат которых в настоящее время затруднен. Следует отметить, что в представленных материалах к законопроекту отсутствуют: отчет об использовании средств регионального фонда зерна по состоянию на 1 октября 1999 г., а также документы, свидетельствующие о заключении соответствующих соглашений с Министерством финансов РФ и с предприятиями на использование средств федерального и областного бюджетов на формирование регионального фонда зерна на 1999 и 2000 годы. Поэтому требует уточнения вопрос, на каких условиях и в каком объеме будут выделяться средства ОАО "Ивановохлебопродукт" из областного бюджета в 2000 году.
При подготовке настоящего заключения в областном финансовом управлении получена устная информация, что по средствам областного бюджета в фонде зерна договоры на их использование заключены. По использованию доли средств федерального бюджета в региональном фонде зерна ситуация неопределенна, в связи с тем, что Министерство финансов РФ не определило порядок их использования.
Следует отметить, что при принятии Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2000 год" в первом чтении Законодательное Собрание Ивановской области поддержало предложение администрации Ивановской области о выделении из областного бюджета ссуды областному государственному унитарному предприятию (ОГУП) "Ивановская продовольственная корпорация" для закупки зерна в региональный фонд. В результате функции госзаказчика по закупке зерна на 2000 год фактически переданы от ОАО "Ивановохлебопродукт" к ОГУП "Ивановская продовольственная корпорация". В связи с изложенным необходимо определить, какое из названных предприятий (ОАО "Ивановохлебопродукт" или ОГУП "Ивановская продовольственная корпорация") будет осуществлять возврат ссуд на закупку зерна, выданных ранее, и порядок такого возврата, а также утвердить порядок учета и использования вновь выдаваемых ссуд.
Указанные в ведомственной структуре (приложение N 5 законопроекта) расходы по строке "Содержание объектов социально - культурной сферы" в сумме 17250,0 тыс. руб. по их экономическому содержанию следует отнести к разделу "Жилищно - коммунальное хозяйство". Отсутствуют расчеты по указанному виду расходов, а также порядок их распределения между получателями.
В представленной ведомственной структуре расходов (приложение N 5 законопроекта) пунктом 5.10 "Капитальные вложения" и пунктом 14 "Комбинат детского питания" предусмотрена единая кодировка расходов: код функциональной классификации 0800 "Сельское хозяйство и рыболовство", код экономической классификации 240200 "Капитальное строительство" (пообъектная расшифровка расходов на капитальное строительство отсутствует). В соответствии с действующей бюджетной классификацией расходов бюджетов следует объединить данные пункты в единую строку. Следует отметить, что действующая бюджетная классификация предусматривает возможность отражения прогнозируемых расходов по капитальному строительству комбината детского питания в разделе "Промышленность, энергетика и строительство" как объекта промышленного строительства. По отношению к данным средствам также не определены главные распорядители и распорядители.
По строке ведомственной структуры расходов (приложение N 5 законопроекта) пункт 6 "Комитет по земельным ресурсам и землеустройству" предусматривается проведение мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования в общей сумме 10195,0 тыс. руб., что соответствует прогнозу поступления земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков (строки 1050700 и 2010202 доходной части проекта областного бюджета).
В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными организациями на основе государственных или муниципальных контрактов. В связи с этим необходимо сформировать государственный заказ на закупки товаров, работ и услуг для нужд сельского хозяйства и определить порядок его размещения в соответствии с условиями, изложенными в статье 72 Бюджетного кодекса РФ.
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов,
гидрометеорология, картография и геодезия
Согласно статье 9 проекта областного бюджета расходы по данному разделу на 2000 год прогнозируются в сумме 7617,0 тыс. руб., что в 2,3 раза превышает уточненные бюджетные назначения 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года возросли на 4238,6 тыс. руб. Доля расходов данного раздела незначительна, как и в предыдущие годы, и составляет 0,44% общей суммы расходной части проекта областного бюджета.
Прогнозируемые статьей 9 проекта областного бюджета на 2000 год ассигнования в сумме 3900,0 тыс. руб. в целевой бюджетный фонд "Экологический фонд" предусмотрены по подразделу 3112 "Целевой бюджетный фонд "Экологический фонд", однако в приложении N 5 данная кодификация нарушена: сумма 3900,0 тыс. руб. отражена по коду 0906 "Прочие расходы в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов". По нашему мнению, указанную по пункту 11 приложения N 5 кодировку ассигнований в сумме 3900,0 тыс. руб. (получатель - комитет по охране окружающей среды) следует изменить на 3112 "Целевой бюджетный фонд "Экологический фонд". С учетом данного предложения расхождение в сумме 3900,0 тыс. руб. между функциональной и ведомственной структурами проекта, имеющее место в представленном варианте приложения N 5, будет устранено.
Согласно приложению N 5 к проекту областного бюджета на 2000 год данный раздел включает в себя ряд получателей средств областного бюджета. Приоритетным направлением расходов по данному разделу, как и прежде, являются ассигнования комитету по водному хозяйству (восстановление и охрана водных ресурсов) - 5900,0 тыс. руб., или 77,5% общей суммы расходов по разделу. Следующим по значимости направлением расходов является содержание государственной инспекции по маломерным судам - 1497,0 тыс. руб., или 19,6%. Средства областного бюджета, выделяемые гидрометслужбе, прогнозируются в объеме 120,0 тыс. руб., комитету по охране окружающей природной среды - в объеме 100,0 тыс. руб. Доли расходов по данным направлениям в общей сумме ассигнований по разделу составили на 2000 год 1,6% и 1,3% соответственно.
Ввиду отсутствия уточненных данных по ведомственной структуре областного бюджета на 1999 год произвести сопоставление прогнозируемых расходов на 2000 год с аналогичными показателями 1999 года по данному разделу не представляется возможным.
Необходимо отметить, что финансирование расходов на содержание учреждения, находящегося в федеральной собственности, каковым является комитет по охране окружающей среды, в соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно производиться исключительно из федерального бюджета.
Пунктом 12 приложения N 5 предусмотрены ассигнования гидрометслужбе в сумме 120,0 тыс. руб. по коду 0904 "Гидрометеорология". Согласно реестру предприятий областной формы собственности по состоянию на 20 мая 1998 г. Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не является областной структурой. В качестве обоснования финансирования сметы на содержание Ивановского центра из областного бюджета центром представлены два документа: "Соглашение о совместном решении задач по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды на территории Ивановской области" от 10 мая 1995 г. без номера, подписанное первым заместителем Главы администрации Ивановской области В.Г. Мельниковым, начальником Ивановского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Р.Ф. Гавриловой и начальником Верхне - Волжского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды В.С. Рязановым и утвержденное руководителем Росгидромета А.И. Бедрицким, а также "Программа обеспечения органов власти, управления и населения Ивановской области гидрометеорологической, геофизической информацией и данными о загрязнении окружающей среды на 1996 год", утвержденная Главой администрации Ивановской области В.Н. Тихомировым. Исходя из текста "Соглашения", Ивановский центр является территориальной организацией Росгидромета. Представленная программа предусмотрена на 1996 год и в перечне целевых программ, принятых к финансированию из областного бюджета в 2000 году, не значится. Принятие к финансированию из областного бюджета данной программы приведет к нарушению статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно пояснительной записке к проекту областного бюджета на 2000 год по коду функциональной классификации 0901 "Водные ресурсы" предусмотрены расходы на реконструкцию сооружений Тезинской шлюзовой системы в сумме 1560,0 тыс. руб., ремонт плотины Уводского водохранилища и канала Волга - Уводь в сумме 900,0 тыс. руб., строительство канализационных очистных сооружений в г. Кинешме в сумме 900,0 тыс. руб., ремонтные работы на дамбах, плотинах и на укрепление берегов рек. Реконструкция сооружений Тезинской шлюзовой системы фактически является капитальным ремонтом и должна быть отражена соответствующим образом по коду экономической классификации 240300 "Капитальный ремонт". Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, законом о бюджете по отношению к средствам, выделяемым на указанные цели, должны быть определены главный распорядитель и распорядители, условия и порядок финансирования.
Расчеты по данному разделу и сведения о численности работников не представлены.
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
Согласно статье 9 представленного законопроекта расходы по данному разделу на 2000 год прогнозируются в сумме 13547,9 тыс. руб., что составляет 134,2% по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года возросли на 3451,9 тыс. руб. Доля расходов по данному разделу незначительна, как и в предыдущие годы, и составляет 0,79% общей суммы расходной части проекта областного бюджета.
По данным приложения N 5 получателями средств областного бюджета по данному разделу являются: "Автохозяйство" - 3376,9 тыс. руб. (доля расходов в общей сумме по разделу составляет 24,9%), "Дотация на перевозки железнодорожным транспортом" - 9774,0 тыс. руб. (доля составляет 72,1%), "Дотация на перевозки речным транспортом" - 310,0 тыс. руб. (доля составляет 2,3%), "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" - 87,0 тыс. руб. (доля составляет 0,6%).
Ввиду отсутствия уточненных данных по ведомственной структуре областного бюджета на 1999 год произвести сопоставление прогнозируемых расходов на 2000 год с аналогичными показателями 1999 года по данному разделу не представляется возможным.
Отсутствует экономическое обоснование и расчет сумм дотаций на автомобильный, железнодорожный, водный транспорт. Считаем необходимым определить и экономически обосновать принцип дотирования отдельных видов транспорта.
Развитие рыночной инфраструктуры
Согласно статье 9 проекта областного бюджета расходы по данному разделу на 2000 год прогнозируются в сумме 4000,0 тыс. руб., что в 2,7 раза превышает уточненные бюджетные назначения 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года возросли на 2500,0 тыс. руб. Как и в предыдущие годы, доля расходов данного раздела незначительна и составляет 0,23% общей суммы расходов проекта областного бюджета.
В ведомственной структуре расходов проекта областного бюджета предусмотрена единственная строка по подразделу функциональной классификации 1101 "Малый бизнес и предпринимательство" на сумму 4000,0 тыс. руб.: пункт 41, получатель - Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства.
На наш взгляд, применяемая кодировка 111000 "Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг" не отражает экономического содержания прогнозируемых расходов. Выделяемые средства будут возвратными только в случае определения их как "Субсидии" по коду экономической классификации 130100. Кроме того, по отношению к данным средствам должен быть определен главный распорядитель.
Также следует определить порядок предоставления средств на возвратной основе в соответствии со статьями 79, 80 Бюджетного кодекса РФ, которые содержат следующие требования: выделение средств из областного бюджета предусматривается при условии включения их в региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта РФ. Бюджетные инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта РФ и указанным получателем средств об участии субъекта РФ в собственности субъекта инвестиций. Отсутствие оформленного в установленном порядке договора служит основанием для блокировки предусмотренных расходов.
Расчеты по данному разделу и сведения о численности работников не представлены.
Жилищно - коммунальное хозяйство
Согласно статье 9 проекта областного бюджета расходы по разделу "Жилищно - коммунальное хозяйство" на 2000 год прогнозируются в сумме 52623,0 тыс. руб., что на 16458,0 тыс. руб. или на 45,5% больше уточненных бюджетных назначений 1999 года. Имеет место незначительный рост доли расходов по данному разделу в общей сумме расходов областного бюджета по прогнозу на 2000 год по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года: с 2,8% до 3,1%.
Из представленного законопроекта непонятно, какие учреждения и организации являются получателями средств областного бюджета по данному разделу, их перечень нигде не представлен. В ведомственной структуре расходов (приложение N 5 законопроекта) по данному разделу вместо указания главных распорядителей средств областного бюджета и детализации расходов по подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов функциональной классификации указаны в произвольной форме три направления использования средств областного бюджета по данному разделу: "Внелимитные капвложения", "Прочие структуры коммунального хозяйства" (в том числе "Дотация на теплоэнергию"), "Содержание принимаемых в муниципальную собственность объектов жилсоцсферы".
Таким образом, по отношению к указанным средствам законопроектом не определены не только главные распорядители и распорядители, но и получатели данных ассигнований.
В пояснительной записке к представленному законопроекту дано пояснение, что "дотация на теплоэнергию" в сумме 8 тыс. руб. предусмотрена для санатория - профилактория "Здоровье". Данное учреждение не входит в реестр учреждений областной собственности по состоянию на 20 мая 1998 г.. Соответственно, на основании статьи 86 Бюджетного кодекса РФ при рассмотрении проекта областного бюджета на 2000 год необходимо определиться, должны ли данные расходы осуществляться из областного бюджета.
Отсутствует пообъектная расшифровка "внелимитных капвложений".
В пояснительной записке к представленному законопроекту указано: "централизованы средства, предназначенные на содержание принимаемых в муниципальную собственность или содержащихся в порядке долевого участия объектов жилсоцсферы в сумме 46770 тыс. руб.". В представленных материалах отсутствует экономическое обоснование централизации данных средств и порядок их распределения.
Статьей 25 законопроекта предусмотрено, что "администрация Ивановской области вправе осуществлять в 2000 году: расходы на централизованное приобретение материальных ресурсов для предприятий ЖКХ и сжиженного газа в размере до 8341 тыс. руб., ... расходы на централизованное приобретение топлива для объектов жилого фонда и социально - культурной сферы с зачетом сумм финансовой помощи, причитающейся муниципальным образованиям, и ассигнований, выделенных комитетам, управлениям и отделам администрации области". В представленных документах отсутствует перечень предприятий ЖКХ, для которых будет осуществляться централизованное приобретение материальных ресурсов, отсутствуют объемы, ассортимент, цены и сумма государственного заказа на приобретение данных ресурсов. Не определены принципы распределения централизованно приобретенного топлива между муниципальными образованиями и подведомственными учреждениями администрации Ивановской области. Сумма предполагаемых расходов на закупки товаров и услуг по разделу "Жилищно - коммунальное хозяйство", исходя из представленных документов, превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда. Поэтому к рассмотрению законопроекта во втором чтении или в течение 1 квартала 2000 года необходимо на основании статьи 72 Бюджетного кодекса РФ сформировать государственный заказ на закупки товаров, работ и услуг для нужд жилищно - коммунального хозяйства и определить порядок его размещения.
Следует отметить, что при расчете бюджетной обеспеченности каждого муниципального образования расходы на возмещение разницы в стоимости жилищно - коммунальных услуг закладывались финансовым управлением администрации области из расчета покрытия 40% их стоимости, то есть население должно оплачивать в 2000 году 60% стоимости данных услуг. Однако, в настоящее время жители области оплачивают, как правило, не более 30 - 35% полной стоимости жилищно - коммунальных услуг. Экономическое обоснование закладываемых в бюджет показателей в представленных материалах отсутствует.
Таким образом, в консолидированный бюджет Ивановской области на 2000 год закладывается недостаток ассигнований на указанные цели в размере 25 - 30% полной стоимости услуг ЖКХ, что в последующем будет являться причиной образования задолженности за поставленные тепло- и электроэнергию и вновь, как и в предыдущие годы, не решит проблему с энергообеспечением в Ивановской области. Сложившаяся ситуация с планированием расходов на возмещение разницы в ценах на услуги ЖКХ требует пояснения.
В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными организациями на основе государственных или муниципальных контрактов. В связи с этим необходимо сформировать государственный заказ на закупки товаров, работ и услуг для нужд жилищно - коммунального хозяйства и определить порядок его размещения в соответствии с условиями, изложенными в статье 72 Бюджетного кодекса РФ.
Предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
Согласно статье 9 проекта областного бюджета расходы по данному разделу на 2000 год прогнозируются в сумме 2778,4 тыс. руб., что составляет 114,0% по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года возросли на 340,6 тыс. руб. Доля расходов данного раздела, незначительная и в предыдущие годы, в проекте бюджета сокращена с 0,19% до 0,16%.
В ведомственной структуре расходов проекта областного бюджета предусмотрена единственная запись по разделу функциональной классификации 13 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий": по подразделу 1303 "Гражданская оборона" в разрезе экономической структуры на сумму 2778,4 тыс. руб. (пункт 29.1).
Согласно реестру предприятий областной формы собственности по состоянию на 20 мая 1998 г. главное управление по делам ГО и ЧС не является областной структурой, поэтому необходимо обоснование финансирования расходов по данному разделу.
Необходимо определить главного распорядителя в отношении бюджетных средств по данному разделу.
Расчеты по данному разделу и сведения о численности работников не представлены.
Мобилизационная подготовка экономики
Согласно статье 9 проекта областного бюджета расходы по разделу "Мобилизационная подготовка экономики" на 2000 год прогнозируются в сумме 2343,0 тыс. руб., что составляет 137,3% по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года возросли на 636,7 тыс. руб. Доля расходов данного раздела в общей сумме расходной части проекта бюджета по сравнению с прошлым годом практически не изменилась и составляет 0,14%.
В соответствии с приказом Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н по данному разделу в статье 9 следует предусмотреть подраздел с кодом функциональной классификации 2301 "Мобилизационная подготовка экономики".
В ходе анализа расходной части представленного проекта закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2000 год" установлено, что в приложении N 5 пунктами 2.2, 16.2, 29.2, 30.2, 31.2, 34, 35 предусмотрены ассигнования с единой кодировкой (функциональная классификация - 2301 "Мобилизационная подготовка экономики", экономическая классификация - 111000 "Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг") по различным наименованиям расходов. В отношении данных средств следует определить главного распорядителя.
В соответствии со статьями 71, 72 Бюджетного кодекса РФ по данному разделу необходимо сформировать областной государственный заказ на поставку товаров, производство работ, оказание услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда по одному контракту и определить порядок его размещения.
Бюджет развития
Согласно статье 9 проекта областного бюджета расходы по разделу "Бюджет развития" на 2000 год прогнозируются в сумме 91900,0 тыс. руб., что составляет 97,1% по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года предусмотрено уменьшить на 2764,0 тыс. руб., долю расходов по данному разделу в общей сумме расходной части проекта областного бюджета - сократить с 7,3% до 5,3%.
В соответствии с требованиями приказа Министерства финансов России от 25 мая 1999 г. N 38н отдельный раздел "Бюджет развития" из статьи 9 законопроекта должен быть исключен. Расходы, предусмотренные данным разделом, должны быть учтены в соответствующих разделах функциональной классификации (по аналогии с федеральным бюджетом на 2000 год).
В соответствии со статьей 66 Бюджетного кодекса РФ должна производиться группировка расходов по их экономическому содержанию.
Средства бюджета развития являются капитальными вложениями, расходы которых определяются статьей 67 Бюджетного кодекса РФ и Законом Ивановской области "О бюджете развития Ивановской области" от 27 мая 1998 г. N 31-ОЗ. Согласно данной статье бюджет развития может быть сформирован в составе капитальных расходов. По аналогии с проектом федерального бюджета бюджет развития может быть утвержден в виде отдельного приложения к проекту областного бюджета. При этом должен иметь место перечень областных программ и объектов, подлежащих финансированию, с указанием объемов финансирования. Такая структура бюджета позволит обеспечить соответствие проекта областного бюджета функциональной классификации, проекту федерального бюджета и сопоставимость с формами отчетности об их исполнении, утвержденными Министерством финансов РФ.
Целевые бюджетные фонды
Согласно статье 9 представленного законопроекта расходы по разделу "Целевые бюджетные фонды" на 2000 год прогнозируются в сумме 5700,0 тыс. руб., что составляет 97,1% по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года. Расходы по данному разделу по сравнению с уточненными бюджетными назначениями 1999 года предусмотрено увеличить на 200,0 тыс. руб., долю расходов по данному разделу в общей сумме расходной части проекта областного бюджета - сократить с 0,42% до 0,33%.
Функциональная структура проекта бюджета прогнозирует расходы по данному разделу двумя строками: подраздел функциональной классификации 3112 "Экологический фонд" в сумме 3900,0 тыс. руб. и подраздел функциональной классификации 3117 "Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы" в сумме 1800,0 тыс. руб.
В отличие от проекта федерального бюджета на 1999 год в представленном законопроекте отсутствует целевой дорожный фонд, так как в составе областного бюджета на 2000 год территориальный дорожный фонд не будет консолидирован.
Анализируя текущую отчетность об исполнении областного бюджета за 1999 год, можно сказать, что порядок зачисления средств в экологический фонд действует прежний, определенный положением о фонде. Несмотря на то, что экологический фонд консолидирован в состав областного бюджета, средства, зачисляемые в фонд, по-прежнему минуют областной бюджет.
В приложении N 5 записи по разделу 31 "Целевые бюджетные фонды" не предусмотрены. Требуют уточнения главные распорядители по отношению к средствам в сумме 5700,0 тыс. руб. по данному разделу.
Расходы областного бюджета
по направлению деятельности N 3 -
расходы областного бюджета по разделам: образование,
культура и искусство, средства массовой информации,
здравоохранение, физическая культура и спорт,
социальная политика
Образование
Проектом областного бюджета на 2000 год расходы по разделу "Образование" прогнозируются в сумме 56409,7 тыс. руб., что на 9107,9 тыс. руб., или 19,3% превышает уточненные бюджетные назначения на 1999 год. Доля расходов данного раздела составляет 3,3% от общих расходов областного бюджета на 2000 год, что на 0,3% ниже доли данных расходов в бюджете 1999 года.
Наименования расходов, предусмотренных в разделе функциональной классификации, соответствуют Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ и приказу Минфина РФ от 25 мая 1999 г. N 38н.
Расходы по подразделам прогнозируются следующие: на общее образование в сумме 21961,8 тыс. руб., что на 2797,1 тыс. руб., или 14,6% выше уточненных бюджетных назначений на 1999 год; на начальное профессиональное образование - в сумме 3465,3 тыс. руб., то есть более чем в два раза превышают уточненные бюджетные назначения на 1999 год; на среднее профессиональное образование - в сумме 17913,1 тыс. руб., что на 1783,6 тыс. руб., или 11,0% выше уточненных бюджетных назначений на 1999 год; на переподготовку и повышение квалификации - в сумме 1971,8 тыс. руб., что на 603,4 тыс. руб., или 23,4% ниже уточненных бюджетных назначений на 1999 год; прочие расходы в области образования планируются в сумме 11097,7 тыс. руб., что на 2961,3 тыс. руб., или 36,4% выше уточненных бюджетных назначений на 1999 год. Значительное увеличение финансирования прочих расходов обусловлено в основном увеличением финансирования мероприятий по проведению летней оздоровительной компании.
Таким образом, в разрезе подразделов повышение расходов прогнозируется от 11% до 36,4% и в основном не превышает установленный прогнозом уровень инфляции.
Расходы в разрезе функциональной классификации по целевым статьям и видам расходов по разделу "Образование" не представлены.
В ходе подготовки заключения подготовлены проекты функциональной и ведомственной структур расходов областного бюджета на 2000 год по разделу "Образование" в соответствии с приказом Минфина РФ N 38н.
Согласно представленной пояснительной записке к проекту закона "Об областном бюджете на 2000 год" получателями бюджетных средств по данному разделу являются следующие учреждения: Шуйский комплекс детский дом - школа, 7 специальных школ - интернатов, 5 внешкольных учреждений, 3 детских дома и социально - реабилитационный центр (приют), 4 специальных профтехучилища, 2 средних специальных учебных заведения, институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, центр информатизации, санаторий - профилакторий, учебно - методический центр профтехобразования, медико - педагогическая консультация, отдел капитального строительства, централизованная бухгалтерия. В отношении ряда учреждений и подразделений управления образования таких, как: централизованная бухгалтерия, технадзор (в пояснительной записке имеет наименование - отдел капитального строительства), медико - педагогическая консультация, центр информатизации, учебно - методический центр профтехобразования установлено, что в реестре предприятий областной формы собственности по состоянию на 20 мая 1998 г. данные учреждения отсутствуют. Требуется пояснение, какие из этих организаций являются бюджетными учреждениями (в соответствии со ст. 161, 162 Бюджетного кодекса РФ) и должны финансироваться из областного бюджета, какие относятся к структурным подразделениям управления образования.
Согласно расчетам расходов областного бюджета на образование на 2000 год по данным учреждениям предусмотрены расходы на заработную плату с начислениями и материальные затраты, при этом данные о численности работников отсутствуют. По отделу капитального строительства (технадзор) планируются расходы только на материальные затраты.
В пункте 1.10 "Прочие учреждения и мероприятия образования" приложения N 5 к проекту закона предусмотрены расходы на прочие мероприятия. Требуется расшифровка данных мероприятий.
По данному разделу главным распорядителем бюджетных средств необходимо обозначить управление образования администрации области, распорядителями - все перечисленные учреждения образования за исключением тех, по отношению к расходам которых главным распорядителем является управление здравоохранения, комитет по культуре и искусству, комитет по физкультуре и спорту администрации Ивановской области.
Приоритетное направление по финансированию учреждений образования отводится школам и интернатам. Доля расходов на данные учреждения значительно превышает доли по другим направлениям расходов и составляет 30,9% общих расходов на сеть учреждений образования. Минимальные ассигнования прогнозируются на общеобразовательные школы и специальные профессионально - технические училища, доли расходов по которым составляют 1,6% и 1,7% соответственно.
Ввиду отсутствия сведений об объемах расходов по распорядителям средств в приложении N 7 "Ведомственная структура расходов в областном бюджете в разрезе экономической классификации на 1999 год" к Закону Ивановской области от 19 марта 1999 г. N 8-ОЗ "Об областном бюджете на 1999 год" сделать заключение об изменении данных расходов по каждому учреждению не представляется возможным.
Проектом областного бюджета на 2000 год по коду функциональной классификации 1403 предусмотрены расходы на оплату котельно - печного топлива в сумме 2773,0 тыс. руб. для профтехучилищ. Профессионально - технические училища не числятся в реестре предприятий областной формы собственности. Выделение средств областного бюджета бюджетным учреждениям федерального подчинения, которыми являются профтехучилища, приведет к нарушению статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а решение вопроса об их финансировании совместно за счет средств федерального и областного бюджетов требует законодательного урегулирования.
Согласно представленному проекту областного бюджета на 2000 год по разделу "Образование" по коду функциональной классификации 1407 "Прочие расходы в области образования" имеют место расходы на финансирование мероприятий по проведению летней оздоровительной компании в сумме 7000,0 тыс. руб. Согласно приложению N 6 "Перечень целевых программ, принятых к финансированию из областного бюджета в 2000 году" проекта закона данные расходы связаны с финансированием целевой программы "Летний отдых детей". Согласно статье 78 Бюджетного кодекса РФ финансирование из бюджета Ивановской области целевых программ допускается в случае утверждения законом Ивановской области данной программы, условий и порядка ее финансирования. В связи с этим, требуется определить главного распорядителя средств по отношению к данным расходам, определить условия и порядок финансирования программы путем введения соответствующей статьи в закон "Об областном бюджете на 2000 год".
В пункте 1.4 приложения N 5 "Ведомственная структура расходов областного бюджета в разрезе экономической классификации на 2000 год" указаны расходы на питание в сумме 250,0 тыс. руб. В соответствии с требованиями приказа Минфина РФ N 38н данные расходы необходимо отразить в строке "Приобретение предметов снабжения и расходных материалов, в том числе "питание" по коду 110340 "Продукты питания (продовольственное обеспечение)", а из строки "Прочие текущие расходы на закупку товаров и услуг" - исключить.
В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо сформировать государственный заказ на закупку товаров, работ и услуг для нужд учреждений образования и определить порядок и условия его размещения согласно статье 72 Бюджетного кодекса РФ.
В проекте областного бюджета на 2000 год планируются расходы на выплату компенсаций на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам в сумме 569,8 тыс. руб. Норматив на 2000 год на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам в консолидированном бюджете рассчитан в сумме 615 руб. 30 коп. на 1 работника в год, расходы же областного бюджета предусматривают 606 руб. 17 коп. на 1 работника в год.
Размер стипендии одного учащегося заложен из расчета 70% от минимальной заработной платы в месяц и составил 58 руб. 44 коп., средства на частичное удешевление стоимости питания учащихся средних специальных учебных заведений предусмотрены из расчета 1,5% от минимального размера оплаты труда в день и составили 1 руб. 25 коп., то есть на том же уровне, что и планировалось на 1999 год, без учета инфляции.
Расходы на централизованное приобретение учебников для детей из малообеспеченных и социально - незащищенных семей планируются в сумме 1200,0 тыс. руб., что составляет 120% к бюджетным назначениям на 1999 год, то есть с учетом инфляции объем названных расходов остается на уровне прошлого года.
Расходы на реализацию программы "Дети - сироты" (на выпуск детей - сирот на работу, учебу, стипендии) предусмотрены в сумме 108,6 тыс. руб. и составляют 3,1% по отношению к бюджетным назначениям на 1999 год, что значительно ниже уровня инфляции. Средства на опеку в проекте бюджета на 2000 год не предусмотрены.
Ввиду отсутствия установленных федеральным законом минимальных государственных социальных стандартов (статья 135 Бюджетного кодекса РФ) и невозможностью определения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг при составлении проекта областного бюджета областное финансовое управление применяет расчетные нормативы по отрасли "Образование" (приложение N 8). Применение данных нормативов не имеет законодательной базы.
В проекте областного бюджета по разделу "Образование" планируется частичное финансирование расходов за счет внебюджетных средств в сумме 690 тыс. руб., что составляет 1,2% общих расходов данного раздела. В связи с ранее предложенным вариантом учета внебюджетных средств, в том числе доходов от оказания платных услуг, в отдельной смете, требуется установить сроки внесения и утверждения таких смет.
Культура, искусство и кинематография
В проекте областного бюджета на 2000 год расходы на культуру, искусство и кинематографию планируются в сумме 24605,8 тыс. руб., что на 4557,6 тыс. руб. или 22,7% превышает уточненные бюджетные назначения на 1999 год. Доля расходов данного раздела составляет 1,4% общих расходов областного бюджета на 2000 год, что на 0,1% ниже доли расходов прошлого года. Материальные затраты по данному разделу прогнозируются в сумме 17920,0 тыс. руб., расходы на топливо - 121,1 тыс. руб.
Статья 9 проекта закона областного бюджета на 2000 год по разделу "Культура, искусство и кинематография" не соответствует функциональной классификации: не обозначены подразделы, целевые статьи и виды расходов. Функциональная классификация имеет три подраздела: код 1501 "Культура и искусство", код 1502 "Кинематография", код 1503 "Прочие мероприятия в области культуры и искусства". Главные распорядители и распорядители бюджетных средств не определены.
Согласно приложению N 5 проекта закона сеть учреждений культуры, финансируемых из областного бюджета, включает в себя: библиотеки, музеи, прочие учреждения (реставрация памятников, областное научно - методическое объединение, методкабинет, приобретение картин, служба технадзора, централизованная бухгалтерия, прочие мероприятия). Из вышеперечисленных учреждений в реестре предприятий областной формы собственности не значатся:
методкабинет, служба технадзора, централизованная бухгалтерия. Требуется уточнение, какие из этих организаций являются бюджетными учреждениями (в соответствии со ст. 161, 162 Бюджетного кодекса РФ) и должны ли финансироваться из областного бюджета, какие относятся к структурным подразделениям комитета по культуре и искусству.
В приложении N 5 к проекту областного бюджета пунктом 18.9 по коду функциональной классификации 1501 прогнозируется "Дотация театрально - зрелищным организациям" в сумме 6812,6 тыс. руб. По коду экономической классификации 130100 данные расходы называются "субсидии". В прилагаемых к проекту областного бюджета документах отсутствует перечень получателей субсидий, не определен порядок и условия, по которым они распределяются между получателями. В отношении данных средств требуется определить главного распорядителя.
Пунктом 18.10 "Киновидеосервис" данного приложения планируется сумма 381,2 тыс. руб., которая согласно бюджетной классификации РФ (подраздел 1502, статья 130100) является субсидией и предназначена на поддержку кинематографии. Перечень получателей, порядок и условия распределения данных средств не определены. Требуется также определить главного распорядителя по отношению к данным средствам. В пояснительной записке к проекту областного бюджета на 2000 год средства на эти цели определены в сумме 370,2 тыс. руб. Разница в сумме 11,0 тыс. руб. остается невыясненной и требует уточнения.
В приложении N 5 к проекту областного бюджета, в разделе "Культура и искусство" по ошибочно примененному коду функциональной классификации 1401 "дошкольное образование" представлены музыкальное училище, училище культуры, художественное училище, курсы повышения квалификации. Данные расходы следует отразить по коду 1404 "Среднее профессиональное образование" и по отношению к ним необходимо определить главного распорядителя и распорядителей бюджетных средств.
Перечень получателей бюджетных средств и расчет расходов бюджета на учреждения культуры к проекту бюджета на 2000 год не представлены.
В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ необходимо сформировать государственный заказ на закупку товаров, работ и услуг для нужд учреждений культуры и искусства и определить порядок его размещения в соответствии с условиями, изложенными в статье 72 Бюджетного кодекса РФ.
Средства массовой информации
В проекте областного бюджета на 2000 год расходы по разделу "Средства массовой информации" прогнозируются в сумме 4769,4 тыс. руб., что на 701,6 тыс. руб. или 17,2% превышает расходы данного раздела по уточненным бюджетным назначениям на 1999 год. Доля расходов на средства массовой информации в общих расходах 2000 года по отношению к доле расходов 1999 года не изменилась и составляет 0,3% к общему объему расходов областного бюджета.
Наименование расходов по разделу "Средства массовой информации" в статье 9 проекта закона соответствуют функциональной классификации. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств не определены.
По данному разделу главным распорядителем бюджетных средств необходимо обозначить управление печати и информации администрации Ивановской области, которое в дальнейшем будет нести ответственность за целевое использование средств.
Расходы на содержание корпункта ВГТРК в городе Иванове прогнозируются в сумме 60,0 тыс. руб., то есть на уровне 1999 года, расходы на государственную поддержку районных, городских и областных газет предусмотрены в сумме 4709,4 тыс. руб., в том числе ассигнования для ИТАР - ТАСС - в сумме 36,0 тыс. руб. В областном бюджете на 1999 год финансирование ИТАР - ТАСС отдельной строкой не выделялось.
Предусмотренные бюджетом ассигнования являются субсидиями, направляемыми на поддержку средств массовой информации. В связи с этим необходимо ввести текстовую статью в закон "Об областном бюджете на 2000 год", где будут определены средства массовой информации, которым будут перечислены субсидии, и порядок их предоставления в соответствии с требованиями статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
В реестр предприятий областной формы собственности входят следующие редакции газет: редакция районной газеты "Сельские зори", Верхний Ландех; редакция районной газеты "Авангард", г. Заволжск; редакция районной газеты "Звезда", п. Ильинское; редакция районной газеты "Заря", г. Комсомольск; редакция районной газеты "Призыв", п. Палех; редакция Пестяковской районной газеты "Новый путь"; редакция районной газеты "Приволжская новь"; редакция районной газеты "Пучежские вести"; редакция районной газеты "Родниковский рабочий"; редакция Савинской районной газеты "Знамя"; редакция Юрьевецкой районной газеты "Волга"; редакция Ивановской районной газеты "Наше слово"; редакция объединенной газеты "Вичугские новости"; редакция объединенной газеты ""Приволжская правда", г. Кинешма; редакция газеты "Новая жизнь", г. Фурманов; редакция политической газеты "Шуйские известия"; редакция районной газеты "Сельская правда", г. Гаврилов - Посад; редакция газеты "Прямая речь"; редакция газеты "Ивановская газета"; редакция газеты "Родная нива", п. Лух.
Перечень редакций газет, подлежащих финансированию, а также расчет расходов бюджета на средства массовой информации, порядок и условия предоставления субсидий в прилагающихся к проекту закона документах не представлены.
Здравоохранение и физическая культура
В проекте областного бюджета на 2000 год расходы по разделу "Здравоохранение и физическая культура" прогнозируются в сумме 150194,6 тыс. руб., что на 25465,6 тыс. руб. или 20,4% превышает уточненные бюджетные назначения 1999 года. В общих расходах проекта бюджета доля ассигнований на здравоохранение и физическую культуру составляет 8,7%, что на 0,9% меньше доли расходов по данному разделу в бюджете 1999 года.
Согласно статье 9 проекта закона наименования расходов по данному разделу соответствуют функциональной классификации. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств не определены.
Расходы на здравоохранение прогнозируются в сумме 147181,9 тыс. руб., что на 24871,9 тыс. руб. или 20,3% выше уточненных бюджетных назначений на 1999 год, в том числе расходы на заработную плату - 60082,3 тыс. руб., что на 5855,0 тыс. руб. или 10,8% выше уточненных бюджетных назначений на 1999 год.
Расходы на питание больных увеличены в 3,1 раза против ассигнований, планируемых на 1999 год, однако, данные бюджетные назначения не обеспечат потребность лечебных учреждений в средствах для обеспечения сбалансированного питания в соответствии с натуральными нормами питания. В ходе проверки исполнения сметы расходов на питание областной клинической больницы установлено, что расчетная сумма расходов на питание по натуральной норме на 1 больного по состоянию на 1 июля 1999 г. составила 30 руб. 93 коп., фактический расход на питание на 1 больного на 1 июля 1999 г. - 7 руб. 5 коп., или 22,8% от расхода на питание по норме. Проектом областного бюджета на 2000 год предусматривается норма на питание на 1 больного в размере 10 руб. 38 коп. на один койко - день или в 3 раза ниже нормы, но более чем в 3 раза выше плана прошлого года.
Норма расходов на медикаменты прогнозируется в размере 1 руб. 96 коп. на один койко - день, что в 1,5 раза превышает данные показатели прошлого года.
В проекте областного бюджета на 2000 год предусмотрены ассигнования на реализацию областной целевой программы "Первоочередные мероприятия по развитию психиатрической помощи населению Ивановской области" в сумме 200,0 тыс. руб. Однако постановлением Главы администрации Ивановской области от 17 января 1996 г. N 23 утверждены первоочередные мероприятия по развитию психиатрической помощи населению Ивановской области на период 1996 - 1997 г. г. В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ основания для финансирования данной программы в 2000 году отсутствуют.
Пунктом 2.5 "Прочие учреждения и мероприятия в области здравоохранения" приложения N 5 к проекту закона представлены к финансированию учреждения: отдел медпрофилактики, медцентр "Резерв", отдел экстремальной медицины, центр медицинских катастроф, центр государственного контроля качества лекарственных средств, которые не значатся в реестре предприятий областной формы собственности. Требуется уточнение, какие из этих организаций являются бюджетными учреждениями (в соответствии со ст. 161, 162 Бюджетного кодекса РФ) и должны финансироваться из областного бюджета.
Кроме бюджетных средств, на частичное финансирование расходов областных учреждений здравоохранения планируется привлечь внебюджетные средства в сумме 6728,7 тыс. руб. или 4,6% прогнозируемых расходов на здравоохранение. В соответствии с нашим предложением по доходной части проекта (п. 19 "Поправок и дополнений") необходимо представление смет по внебюджетным средствам и отчетов об их исполнении.
В соответствии со ст. 71, 72 Бюджетного кодекса РФ необходимо сформировать государственный заказ на закупку товаров, работ и услуг для нужд здравоохранения области и определить порядок и условия его размещения.
Расходы на физическую культуру и спорт предусмотрены проектом в сумме 3012,7 тыс. руб., что на 593,7 тыс. руб. или 24,5% выше уточненных бюджетных назначений на 1999 год. Доля расходов на физкультуру и спорт по отношению к прошлому году осталась неизменной и составляет 0,2% в общих расходах областного бюджета. На проведение спортивных мероприятий планируется 2047,7 тыс. руб., на содержание команды мастеров по футболу "Спартак - Телеком" - 965,0 тыс. руб.
В приложении N 5 проекта бюджета долевое финансирование команды мастеров является целевой статьей. Согласно действующей классификации данная целевая статья называется "Финансирование части расходов на содержание спортивных команд". Предлагаем привести наименование по пункту 20.5 в соответствие с классификацией и определить обязательные условия финансирования конкретных расходов спортивных команд согласно статье 74 Бюджетного кодекса РФ, например, "Участие команды в играх чемпионата первой лиги".
Требуется уточнение главного распорядителя по отношению к данным средствам.
Социальная политика
Проектом областного бюджета на 2000 год расходы на социальную политику определены в сумме 72758,9 тыс. руб., что на 2590,8 тыс. руб. или 3,4% ниже уточненных бюджетных назначений на 1999 год. Расходы по данному разделу составляют 4,2% от общих расходов бюджета, что на 1,6% меньше доли расходов по данному разделу в областном бюджете 1999 года.
Если в областном бюджете 1999 года из раздела "Социальная политика" исключить расходы на государственные пособия гражданам, имеющим детей, то при сопоставлении прогнозируемых расходов по данному разделу на 2000 год с уточненными бюджетными назначениями 1999 года, виден их рост на 26,6%.
Наименование расходов по данному разделу соответствует функциональной классификации. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств не определены.
Приоритетными направлениями расходов по данному разделу являются расходы на учреждения социального обеспечения (код функциональной классификации 1801 "Учреждения социального обеспечения"), которые определены в сумме 64728,4 тыс. руб., что на 24,4% превышает уточненные плановые назначения на 1999 год. Наибольший рост доли расходов по сравнению с уточненными плановыми назначениями 1999 года (19,9%) установлен также по подразделу "Учреждения социального обеспечения". Доля расходов по подразделу "Социальная помощь" выросла на 3,4% по сравнению с уточненными плановыми назначениями 1999 года, доля расходов по подразделу "Молодежная политика" - на 0,5%.
В расходной части проекта областного бюджета на 2000 год по разделу "Социальная политика", в отличие от предыдущих лет, отсутствуют расходы на государственные пособия гражданам, имеющим детей. В приложении N 5 целевые субвенции на выплату пособий на детей в сумме 19972,7 тыс. руб. отражены по коду функциональной классификации 2100 "Финансовая помощь бюджетам других уровней". На наш взгляд, следует уточнить кодировку и наименование данных расходов и назвать их "Целевые субвенции муниципальным образованиям на выплату пособий гражданам, имеющим детей" по коду функциональной классификации 2101 "Финансовая помощь бюджетам других уровней".
Пунктом 3.5 "Прочие учреждения и мероприятия в области социальной политики" приложения N 5 к проекту закона представлены к финансированию учреждения: санаторий - профилакторий, центр психолого - педагогической помощи семье и детям, социальный приют, бюро медико - социальной экспертизы, которые не значатся в реестре предприятий областной формы собственности. Требуется уточнение финансирования данных учреждений из областного бюджета.
Пунктом 3.6 приложения N 5 к проекту закона "Пособия и социальная помощь" прогнозируются расходы на приобретение путевок, компенсации за путевки, транспортные расходы, протезирование, спецтранспорт, при этом расчеты - экономическое обоснование выделения средств по каждому виду социальной помощи отсутствуют.
Необходимо определить главных распорядителей и распорядителей в отношении всех расходов по разделу "Социальная политика".
Кроме бюджетных средств на частичное финансирование расходов областных учреждений социального обеспечения планируется привлечь внебюджетные средства в сумме 19,9 млн. руб. или 27,3% общих расходов на социальную политику. Необходимо представление смет по внебюджетным средствам и отчетов об их исполнении.
В соответствии со ст. 71, 72 Бюджетного кодекса РФ необходимо сформировать государственный заказ на закупку товаров, работ и услуг по данному разделу и определить порядок и условия его размещения.
К настоящему заключению прилагаются поправки и дополнения к проекту закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2000 год" (приложения N N 9, 10).
Председатель контрольно -
счетной палаты |
Т.Г. Огурцова |
Зам. председателя контрольно -
счетной палаты |
С.Л. Лавров |
Член контрольно -
счетной палаты |
Л.А. Дробот |
Член контрольно -
счетной палаты |
Л.В. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.