Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Главы администрации
Ивановской области
от 29 октября 1992 г. N 478
Положение
об областной подсистеме предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях
1. Настоящее положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования областной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Областная подсистема предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях является подсистемой в составе Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
2. Областная подсистема предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству области.
3. Основными задачами подсистемы являются:
- проведение единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств комиссии по чрезвычайным ситуациям и действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их ликвидации;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- обучение и подготовка населения области к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов комиссии по чрезвычайным ситуациям;
- создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Областная подсистема предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях объединяет органы управления всех уровней, различные общественные организации, независимо от форм собственности, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях; силы и средства этих органов управления и организаций, в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применение возможным противником современных средств поражения.
Областная подсистема предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях включает в себя территориальные звенья (городов и районов области), функциональные и ведомственные подсистемы.
5. Территориальная подсистема (звенья) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и включает в себя руководящий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям (областную, районную, городскую, объектовую), орган повседневного управления (дежурную службу), силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Рабочими органами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств предприятий, министерств и ведомств РФ, находящихся на территории области, независимо от форм собственности, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном, региональном и федеральном уровнях.
К функциональным подсистемам областной подсистемы, возглавляемым соответствующими управлениями, комитетами, отделами администрации области, относятся:
информационно-управляющая (КЧС);
защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях (КЧС);
экологической безопасности (комитет экологии и природных ресурсов);
наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиогеографическими явлениями и состоянием окружающей среды (комитет экологии и природных ресурсов);
контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах (областная горно-техническая инспекция);
служба противопожарных и аварийно-спасательных работ (УВД);
санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием здоровья населения (санэпидемстанция);
экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (управление здравоохранения);
охраны лесов от пожаров (комитет экологии и природных ресурсов);
предотвращения и ликвидации последствий аварий и катастроф на речном транспорте (управление речного порта);
служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (авиаотряд);
защиты городов и населенных пунктов от аварий и стихийных бедствий;
чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (предприятие торговли, управление финансовое, сельского хозяйства, здравоохранения, госпредприятие связи и информатики "Россвязьинформ");
целевых видов страхования (финансовое управление).
Основные задачи, организация и порядок деятельности функциональных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственного управления.
7. Ведомственные подсистемы областной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях создаются на предприятиях министерств и ведомств, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях РФ, расположенных на территории области, независимо от форм собственности, и предназначены для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций непосредственно на объектах (предприятиях) этих ведомств, министерств и организаций.
Конкретные структуры ведомственных подсистем, их задачи, порядок функционирования определяются министерствами и ведомствами, межотраслевыми государственными консорциумами, корпорациями, концернами и ассоциациями РФ и закрепляются в положениях об этих подсистемах.
8. К решению задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды в условиях чрезвычайных ситуаций на всех уровнях могут привлекаться общественные организации (профсоюзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества и другие общественные формирования). Эти задачи они решают путем проведения необходимой разъяснительной работы среди своих членов и других групп населения, а также непосредственного участия в осуществлении государственных долгосрочных целевых программ, направленных на предупреждение различных бедствий и ослабление их негативных последствий, осуществление аварийно-спасательных работ и необходимых мер по оказанию помощи пострадавшим в районах бедствия.
9. Комиссия по чрезвычайным ситуациям возглавляется, как правило, первыми заместителями главы администрации области, района, города и руководителями или заместителями объектов народного хозяйства.
10. Органами повседневного управления областной подсистемы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях являются:
- дежурные службы территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней;
- дежурные службы и специализированные подразделения предприятий, министерств и ведомств РФ, находящихся на территории области;
- штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий всех уровней;
- дежурные службы подразделений спасательных формирований, других добровольных общественных организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Размещение органов повседневного управления областной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
11. Силы и средства областной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях подразделяются на силы и средства:
- наблюдения и контроля;
- ликвидации чрезвычайных ситуаций.
12. Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:
- сил органов надзора;
- сил контрольно-инспекционной службы комитета экологии и природных ресурсов;
- службы (учреждений) и ведомств области, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья населения;
- службы мониторинга опасных процессов предприятий Минстроя России, находящейся на территории области;
- силы ветеринарной службы РФ, находящейся на территории области;
- сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
- служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания;
- службы предупреждения о стихийных гидрометеорологических и гелиогеографических явлениях и об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей среды комитета экологии и природных ресурсов.
13. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
- военизированных и невоенизированных противопожарных, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований предприятий и организаций области;
- учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи управления здравоохранения, а также предприятий и учреждений области;
- формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений управления сельского хозяйства области;
- частей и подразделений службы противопожарных и аварийно-спасательных работ управления внутренних дел области;
- территориальных и объектовых формирований гражданской обороны области;
- восстановительных и пожарных поездов Ивановского отделения Северной железной дороги;
- отрядов, служб и спасательных формирований и других добровольных спасательных организаций.
14. На базе частей и подразделений службы противопожарных и аварийно-спасательных работ УВД, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других организаций и предприятий области создаются по согласованию с ними аварийно-восстановительные подразделения постоянной готовности, которые могут привлекаться комиссиями по чрезвычайным ситуациям различных уровней в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Информационное обеспечение функционированием областной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях осуществляется:
информационным пунктом по чрезвычайным ситуациям области;
информационными пунктами районных и городских комиссий по чрезвычайным ситуациям, абонентскими пунктами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям;
средствами связи и передачи данных.
16. Основными функциями информационно-управляющей системы являются:
сбор и комплексная обработка данных, полученных от информационных подсистем, в том числе ознакомление с фактами чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами по принадлежности;
сбор и обработка информации от абонентов (пользователей) систем;
обеспечение обмена информацией между различными подсистемами областной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
17. Сбор информации от абонентов (пользователей) системы и обмен ею между различными подсистемами, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется путем передачи формализованных донесений.
Критерии, содержание и вид информации о чрезвычайных ситуациях устанавливаются для каждого уровня. Сроки и порядок ее передачи определяются специальными положениями.
18. Деятельность областной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях включает в себя планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
В зависимости от обстановки различают три режима функционирования подсистемы (звеньев):
режим повседневной деятельности - функционирование подсистемы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, ведение долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
режим повышенной готовности - функционирование подсистемы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе начала войны;
чрезвычайный режим - функционирование подсистемы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также применение противником современных средств поражения.
Решения о введении того или иного режима функционирования областной системы предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации, ее подсистемы принимают соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.
19. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании областной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации в различных режимах, являются:
а) при режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и в прилегающих к ним районах;
выполнение долгосрочных целевых программ и превентивных мер, мер по повышению безопасности и защите населения, сокращению народнохозяйственного ущерба, а также повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты, к действиям в чрезвычайных ситуациях;
создание и поддержание чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
осуществление целевых видов страхования.
б) при режиме повышенной готовности:
принятие на себя непосредственного руководства деятельностью подсистем комиссиями по чрезвычайным ситуациям, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения, природной среды и повышению устойчивости объектов народного хозяйства;
повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в районы предполагаемых действий.
в) при чрезвычайном режиме:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства работами;
выдвижение сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
20. Ликвидацию чрезвычайных ситуаций осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляют:
частных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено производственным помещением - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости оперативных групп районных (городских) и ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям;
местных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией города (района) или области - комиссия по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти городов, районов, области в зависимости от границ распространения чрезвычайной ситуации;
региональных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией нескольких областей РФ - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти областей с координацией действий со стороны региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
21. Оперативные группы комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней предназначены для ликвидации причин ухудшения обстановки, выработки предложений и принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, оценки их характера в случае возникновения, выработки мер по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды и их реализации непосредственно в районе бедствий. Состав оперативных групп формируется из персонального состава комиссии по чрезвычайным ситуациям в зависимости от типа, характера и масштабов чрезвычайной ситуации. Основными задачами оперативной группы в районе бедствия является:
а) при функционировании в режиме повышенной готовности:
организация выявления причин, оценки характера возможной чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития обстановки и подготовка предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, ее локализации и ликвидации;
координация действий территориальных органов или непосредственное руководство осуществлением разработанных мер по предотвращению чрезвычайной ситуации;
б) при функционировании в чрезвычайном режиме:
организация оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирование развития обстановки;
подготовка предложений по выбору плана действий из числа заранее разработанных типовых планов локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, по его корректировке в соответствии со складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (средств жизнеобеспечения населения, оборудования для производства неотложных работ, социальной помощи пострадавшим и др.) из государственных резервов, по распределению материальных и финансовых средств, поступающих в виде помощи от организаций и граждан, в том числе иностранных;
координация и контроль действий территориальных органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию пострадавшим необходимой помощи и по другим неотложным мерам;
непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с органами власти и управления в зонах бедствия.
22. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами территориальной или ведомственной подсистемы (звена) областной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, на территории и объектах которых они возникли.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная и ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее ликвидацией, Правительство Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти и заключению ГКЧС России принимает решение об оказании соответствующей помощи.
Только по указанию Президента Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться соединения и воинские части Вооруженных Сил.
23. Финансирование областной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых местным бюджетом. Распорядителями указанных фондов являются соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям любого уровня организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
Местные чрезвычайные фонды финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов создаются за счет местных бюджетных и внебюджетных источников для снижения дестабилизирующего воздействия чрезвычайных ситуаций локального характера.
24. Обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях организуется штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляется самостоятельно на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений.
Подготовка специалистов органов управления системы и подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях осуществляется на базе курсов ГО Российской Федерации и области.
25. В целях совершенствования организации областной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах учения и тренировки.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Ивановской области от 29 октября 1992 г. N 478 "О создании подсистемы российской системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.