Решение Ивановского областного суда
от 26 сентября 2001 г. N 3-81
Ивановский областной суд в составе
председательствующего |
Козловой С.А., |
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иванове 26 сентября 2001 года дело по заявлению и. о. прокурора Ивановской области о признании статей Закона Ивановской области "Бюджетный кодекс Ивановской области (части вторая и третья)" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению,
установил:
И. о. прокурора Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании статей Закона Ивановской области "Бюджетный кодекс Ивановской области (части вторая и третья)" от 14 декабря 2000 г., вступившего в силу 29 декабря 2000 г., противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению, поскольку их положения приняты с превышением полномочий законодательного органа субъекта РФ, а именно указав, что статьи с 12-й по 17-ю включительно Закона Ивановской области "Бюджетный кодекс Ивановской области (части вторая и третья)" N 86-ОЗ (далее - Закона Ивановской области N 86-ОЗ) устанавливают бюджетную классификацию в части классификации доходов, функциональной классификации расходов, экономической классификации расходов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Ивановской области и местных бюджетов. Однако, законодательное регулирование данного вопроса не входит в компетенцию субъекта РФ, Ивановской области, т. к. согласно п. 1 ст. 26 БК РФ бюджетная классификация РФ в указанных частях является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом. А именно ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", ст. 14 которого предусматривает, что действие его положений распространяется на отношения, возникшие при составлении проектов бюджетов всех уровней, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с 1 января 1997 г. Глава 5 Закона Ивановской области N 86-ОЗ устанавливает принципы бюджетной системы Ивановской области регулирование частных вопросов также не входит в компетенцию Ивановской области как субъекта РФ. поскольку эти вопросы урегулированы главой 5-й БК РФ.
Согласно п. ж) ст. 71 Конституции РФ финансовое кредитное регулирование находится в ведении РФ. Регулирование вопросов перечисленных в указанных статьях Закона Ивановской области N 86-ОЗ содержится в федеральных законах - Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) иных федеральных законах, имеющих прямое действие на территории РФ законах РФ, также имеющих непосредственное регулирование на всей территории РФ.
Пункт 3 ст. 106 Закона Ивановской области N 86-ОЗ определил Главное управление ЦБ РФ по Ивановской области как "орган денежно -кредитного регулирования на территории области", а согласно ст. 107 и ст. 119 данного Закона ГУ ЦБ РФ по Ивановской области включено в перечень участников бюджетного процесса, обладающих полномочиями на областном уровне", статьями 110 и 229 Закона Ивановской области N 86-ОЗ на ГУ ЦБ РФ по Ивановской области возложены полномочия по подготовке бюджетного послания Главы Администрации Ивановской области подготовке заключения об исполнении областного бюджета, т е. как на участника бюджетного процесса, что противоречит ст. ст. 151, 155 БК РФ ст. 44 ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривающим, что только Банк России является органом денежно-кредитного регулирования, разрабатывающим и представляющим на рассмотрение Государственной Думы РФ основные направления денежно-кредитной политики в РФ, т. е. данные нормы также приняты Законодательным Собранием Ивановской области с превышением полномочий законодательного органа субъекта РФ, предусмотренных ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Поэтому, и. о. прокурора Ивановской области просил признать статьи с 12-й по 17-ю включительно главы 4, главу 5-ю, пункт 3 статьи 105 статью 107 в части полномочий Главного управления Банка России по Ивановской области, статью 110, статью 119 в части полномочий Главного управления Банка России по Ивановской области, статью 229 в части полномочий Главного управления Банка России по Ивановской области по даче заключения Закона Ивановской области N 86-ОЗ противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению.
В судебном заседании заместитель начальника отдела по надзору за исполнением закона и законности правовых актов прокуратуры Ивановской области Кудрявцев В.Н., действующий на основании доверенности полностью поддержал заявленные требования, изложенные в заявлении и. о. прокурора Ивановской области.
Представитель Законодательного Собрания Ивановской области адвокат Анохин Д.Г., действующий на основании постановления Законодательного Собрания Ивановской области "О представителе Законодательного Собрания Ивановской области в судах" от 9 января 2001 г. N 9 и доверенности, заявление и. о. прокурора Ивановской области полностью признает, возражений по существу заявления не имеет, что подтвердил своим пояснением в судебном заседании, письмом председателя Законодательного Собрания Ивановской области от 20 сентября 1901 г. N 719-1-15 представленным им суду.
Представитель Администрации Ивановской области Лапшин А.Н., действующий на основании доверенности, с заявлением и. о. прокурора Ивановской области согласен частично относительно признания недействующими и неподлежащими применению п. 3 ст. 106, статей 107, 110, 119, 229 Закона Ивановской области N 86-ОЗ в требуемой прокурором части; с признанием таковыми статей с 12-й по 17-ю главы 4, главы 5 данного Закона не согласен, указав, что данные вопросы находятся вне пределов предмета ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ и по ним Ивановская область как субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование.
Суд, заслушав объяснения прокурора, представителя Законодательного Собрания Ивановской области, представителя Администрации Ивановской области, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление удовлетворить, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку требования по заявлению полностью признаны Законодательным Собранием Ивановской области в лице его представителя Анохина Д.Г., имеющего надлежащие полномочия на признание требований по заявлению и. о. прокурора, предусмотренные постановлением Законодательного Собрания Ивановской области от 9 января 2001 г. N 9 и доверенностью от 20 февраля 2001 г., и это признание требований по заявлению принято судом, не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, также, учитывая отсутствие возражений по части требований по заявлению у Администрации Ивановской области, а кроме того, исходя из следующего.
Согласно п. ж) ст. 71 Конституции РФ финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в ведении РФ.
Согласно п. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. В силу п. 5 данной статьи законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ.
Согласно пп. б) п. 1 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ с изменениями и дополнениями законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.
В силу ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ с 1 января 2000 г. введен в действие Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ), принятый в рамках финансового регулирования, для упорядочения регламентации бюджетного процесса.
Судом установлено, что 29 декабря 2000 г. введен в действие Закон Ивановской области от 14 декабря 2000 г. N 86-ОЗ "Бюджетный кодекс Ивановской области (части вторая и третья)".
В силу п. 3 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" судам подведомственно рассмотрение заявлений прокурора о признании противоречащими закону законов, принятых представительными органами власти краев, областей и других субъектов РФ. Поэтому, заявление и. о. прокурора Ивановской области о признании статей Закона Ивановской области N 86-ОЗ противоречащими законодательству РФ, недействующими и неподлежащими применению подлежит рассмотрению в суде.
Оценивая оспариваемые нормы и статьи указанного Закона Ивановской области N 86-ОЗ, суд исходил из того, что Законодательное Собрание Ивановской области не вправе принимать данные нормы, поскольку в соответствии с п. ж) ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование по данным вопросам находится в ведении РФ, а в силу п. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные законы. Поэтому, суд приходит к выводу о принятии Законодательным Собранием Ивановской области оспариваемых норм с превышением его полномочий.
Кроме того, указанные статьи Закона Ивановской области N 86-ОЗ находятся в противоречии с нормами федерального законодательства, регулирующими данные вопросы.
А именно, статьи с 12-й по 17-ю включительно Закона Ивановской области N 86-ОЗ устанавливают понятие бюджетной классификации, состава бюджетной классификации, понятия классификации доходов бюджетов, функциональной классификации и экономической классификации расходов бюджетов, что противоречит ст. 26 БК РФ, предусматривающей единство бюджетной классификации для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ и утверждение ее федеральным законом, ст. 1 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" N 115-ФЗ от 15 августа 1996 г. с изменениями и дополнениями, предусматривающей также единство бюджетной классификации РФ.
Глава 5 Закона Ивановской области N 86-ОЗ устанавливает принципы бюджетной системы Ивановской области, что противоречит ст. 7 БК РФ, предусматривающей, что установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ относится к ведению РФ. главе 5 БК РФ, закрепляющей принципы бюджетной системы РФ, первым из которых является единство бюджетной системы РФ.
В связи с изложенным, суд находит ссылки представителя Администрации Ивановской области о том, что вопросы бюджетной классификации, принципов бюджетной системы находятся в ведении субъекта РФ, противоречащими ст. ст. 71, 76 Конституции РФ, вышеперечисленным нормам федерального законодательства.
Положения п. 3 ст. 106, ст. 107, ст. 119 Закона Ивановской области N 86-ОЗ, предусматривающие, что ГУ Банка России по Ивановской области, как орган денежно - кредитного регулирования, является участником бюджетного процесса Ивановской области, противоречат ст. 164 БК РФ, относящей Банк России к числу участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне; ст. 151 БК РФ, устанавливающей, что органом денежно - кредитного регулирования является Банк России.
Положения статей 110 и 229 Закона Ивановской области N 86-ОЗ в части полномочий ГУ Банка России по Ивановской области - бюджетных и по подготовке заключения об исполнении областного бюджета противоречат законодательству РФ о банках и банковской деятельности, ст. ст. 151, 155 БК РФ. В частности, данные нормы входят в противоречие с принципом независимости Банка России, сформулированным в ст. 75 Конституции РФ, ст. 5 ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающей, что органы государственной власти субъектов РФ не имеют право вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие ФЗ о Банке России, также со статьей 84 ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающей, что задачи и функции территориальных учреждений Банка России, каковыми является ГУ Банка России по Ивановской области, определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемых Советом директоров Банка России.
Учитывая изложенное, суд находит, что поскольку оспариваемые статьи Закона Ивановской области N 86-ОЗ приняты Законодательным Собранием Ивановской области с превышением его полномочий, в противоречии с нормами федерального законодательства, они подлежат признанию недействующими, неподлежащими применению, т. е. имеются основания для удовлетворения заявления и. о. прокурора Ивановской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Признать статьи с 12-й по 17-ю включительно главы 4, главу 5-ю, пункт 3 статьи 106, статью 107 в части полномочий Главного управления Банка России по Ивановской области, статью 110, статью 119 в части полномочий Главного управления Банка России по Ивановской области, статью 229 в части полномочий Главного управления Банка России по Ивановской области по даче заключения Закона Ивановской области "Бюджетный кодекс Ивановской области (части вторая и третья)" от 14 декабря 2000 года N 86-ОЗ противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Мотивированное решение будет изготовлено 1 октября 2001 года.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ через Ивановский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий |
С.А.Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 26 сентября 2001 г. N 3-81
Текст решения предоставлен Ивановским областным Судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника