Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации
Палехского муниципального района
от 7 июня 2011 г. N 252-п
Программа
администрации Палехского муниципального района по повышению
эффективности бюджетных расходов на 2011-2012 годы
Программа администрации Палехского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2012 годы (далее - Программа), разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", а также Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Палехского муниципального района Ивановской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренными комиссией при администрации Палехского муниципального района по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Палехского муниципального района в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления Палехского муниципального района Ивановской области, а также по модернизации управления общественными финансами Палехского муниципального района.
Президент Российской Федерации ставит задачу перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств на 2010-2012 годы, в соответствии с Бюджетным посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. Бюджетным посланием определены направления для повышения качества предоставляемых гражданам муниципальных услуг, модернизации сети оказания услуг за счет средств бюджета.
Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменен тип организаций, для которых составляется муниципальное задание, внесено ограничение на включение в муниципальное задание платных услуг, изменен подход к формированию перечней муниципальных услуг, а также порядок финансирования расходов бюджетных учреждений.
2. Цель и задачи Программы
Основная цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Палехского муниципального района.
Основным условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Палехского муниципального района.
Для достижения цели Программы в Палехском муниципальном районе необходимо определить механизмы, позволяющие решить следующие задачи:
повышение эффективности бюджетных расходов путем обеспечения более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов по достижению заявленных целей;
создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Палехского муниципального района по обеспечению оказания муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов, проведению структурных реформ;
оптимизация функций органов местного самоуправления и повышение эффективности их обеспечения;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления Палехского муниципального района, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для решения указанных задач необходимо принять решения по следующим основным направлениям:
переход к утверждению "программного" бюджета в части внедрения в практику бюджетного планирования муниципальных программ Палехского муниципального района;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
развитие информационной системы управления муниципальными финансами Палехского муниципального района.
3. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Палехского муниципального района
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Палехского муниципального района является необходимым условием решения задач Программы.
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Палехского муниципального района достигается посредством:
- развития доходной базы бюджета Палехского муниципального района;
- совершенствования системы межбюджетных отношений;
- использования наиболее эффективных форм бюджетных заимствований.
1. Развитие доходной базы бюджета Палехского муниципального района
Анализ структуры доходов бюджета муниципального района показывает, что улучшение администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета не приведет к кардинальному увеличению доходов бюджета Палехского муниципального района. Поэтому первостепенной задачей по развитию собственной доходной базы является привлечение в Палехский район инвестиций. Основной формой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в Палехском муниципальном районе является предоставление налоговых льгот. Расширение преференций налогоплательщикам в целях реализации приоритетов социально-экономического развития региона не должно приводить к дисбалансу бюджета муниципального района.
В связи с вышеизложенным необходимо решить следующие задачи:
1) создать комфортные условия для экономического роста и притока инвестиций в экономику района путем установления льготного режима налогообложения для крупных инвесторов;
2) осуществлять оценку эффективности предоставления налоговых льгот.
2. Совершенствование системы межбюджетных отношений
При определении основных направлений совершенствования межбюджетных отношений необходимо учитывать положения Концепции межбюджетных отношений и организаций бюджетного процесса муниципальных образований до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 1123-р.
Развитие межбюджетных отношений должно быть направлено на корректировку механизмов оказания бюджетной помощи бюджетам муниципальных образований Палехского муниципального района и создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Палехского муниципального района.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Палехского муниципального района в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформированных принципов ответственности бюджетной политики:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование доходов бюджета Палехского муниципального района с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета Палехского муниципального района, основанного на реалистических оценках;
планирование бюджетных ассигнований бюджета Палехского муниципального района исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Палехского муниципального района;
принятие новых расходных обязательств Палехского муниципального района при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований бюджета Палехского муниципального района на весь период их исполнения;
принятие новых расходных обязательств Палехского муниципального района с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств Палехского муниципального района, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств Палехского муниципального района (в случае необходимости).
Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверностью их финансово-экономических обоснований.
Необходимо исключить практику занижения при рассмотрении новых расходных инициатив их финансовой оценки с последующим ежегодным увеличением расходов по уже принятым решениям.
Должна быть проведена оценка своих возможностей финансового обеспечения принимаемого нового решения и вклада в достижение стратегических целей развития района.
Повышение энергетической эффективности также является одним из основных приоритетов бюджетной политики.
Ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга.
На уровне Палехского муниципального района должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения стабильности бюджета Палехского муниципального района, прежде всего, путем стабилизации доходной базы бюджета Палехского муниципального района, а также создания устойчивых стимулов для органов власти местного самоуправления Палехского муниципального района по его наращиванию.
Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры:
повысить концентрацию межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;
усилить ответственность органов местного самоуправления Палехского муниципального района за достоверность оценки объемов и сроков исполнения при принятии новых расходных обязательств Палехского муниципального района (увеличение действующих);
повысить эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов государственной власти при администрировании налогов и других платежей;
продолжить работу Комиссии по обеспечению своевременности и полноты поступлений обязательных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы.
4. Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично- правовых образований
Для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности публично-правовых образований Палехского муниципального района в рамках полномочий, установленных законодательством.
В тех сферах, где органы местного самоуправления самостоятельно определяют правила деятельности, необходимо учитывать их общую методологию, направления развития и основы взаимодействия, определенные на федеральном уровне.
Дальнейшее развитие муниципальных правовых актов Палехского муниципального района в этой сфере должно исходить из следующих принципов:
возможность для муниципальных образований Палехского муниципального района и их заинтересованность самостоятельно формировать свои расходные обязательства исходя из интересов и предпочтений местных сообществ и общих приоритетов муниципальной политики в соответствующих сферах;
недопустимость решений органов местного самоуправления Палехского муниципального района, влекущих возникновение выпадающих доходов бюджетов муниципальных образований;
объективная, формализованная и прозрачная система межбюджетных трансфертов;
наличие стимулов для повышения эффективности муниципального управления и при необходимости санкций, обеспечивающих соблюдение законодательно установленных требований и финансовой дисциплины.
5. Районные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
Учитывая Программу Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, одним из основных планируемых направлений повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления Палехского муниципального района является внедрение программно-целевого принципа организации их деятельности путем разработки и утверждения на районном уровне муниципальных программ Палехского муниципального района (далее - муниципальные программы).
Отдельные общие принципы, заложенные в основу для разработки и реализации муниципальных программ, на территории Палехского муниципального района уже реализуются в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ. Порядки разработки, утверждения и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ утверждены постановлениями Главы Палехского муниципального района от 06.11.2008 N 492 "О Требованиях к содержанию ведомственных целевых программ Палехского муниципального района, Порядке их разработки, утверждения и реализации" и от 09.02.2009 года N 60-п "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Палехского муниципального района, их формирования и реализации".
Реализация мероприятий, предусмотренных в рамках действующих муниципальных целевых программ Палехского муниципального района, соответствует целям и задачам социально-экономического развития Палехского муниципального района.
Ведомственные целевые программы Палехского муниципального района формируются главными распорядителями средств бюджета муниципального района как документ, увязывающий бюджетные ассигнования на предоставление конкретной услуги с результатами ее оказания. Программа содержит подробное финансовое обоснование расходов на муниципальную услугу, определяет цель и перечень мероприятий для достижения указанной цели. Принятый Порядок формирования ведомственных целевых программ позволил добиться их содержательной сопоставимости, поскольку построенные на одном принципе и по одному формату ведомственные целевые программы стали сравнимы друг с другом и обеспечивают текущий учет расходов на оказание муниципальных услуг посредством присвоения уникальных кодов целевых статей.
В Палехском муниципальном районе принято и реализуется 4 ведомственных целевых программ и 16 долгосрочных целевых программ Палехского муниципального района. В соответствии с утвержденными порядками установлены требования к составлению, процедуре отбора проектов целевых программ, а также определен порядок отбора проектов целевых программ при распределении бюджета принимаемых обязательств. В связи с внедрением в практику бюджетного планирования ведомственных целевых программ значительно сократилось "распыление" ресурсов по большому числу финансируемых целевых программ, и на сегодняшний день значительная часть расходов бюджета муниципального района связана с внедрением бюджетирования, ориентированного на результат. Возросла ответственность главных распорядителей средств бюджета муниципального района за расходованием средств и появилась возможность планирования расходов исходя из их социальной значимости. При этом необходимо признать, что ряд задач, одной из которых является качество составления целевых программ в части увязки целевых показателей, решить не удалось. Качество их составления возросло, но в большинстве случаев еще остается недостаточно высоким, поскольку сохраняется значительное количество корректировок, вносимых в утвержденные целевые программы в течение года, которые в большей степени связаны с перераспределением средств между ними.
Внедрение программно-целевых принципов бюджетного планирования путем утверждения муниципальных программ Палехского муниципального района, совершенствования порядка требований к разработке и отбору муниципальных программ (обоснование целей, задач и целевых показателей; прогноз расходов бюджета с оценкой влияния на достижение целей и задач, оценка ожидаемой эффективности программы с учетом планируемого вклада результатов в социально-экономическое развитие района) и разработка новой модели индикативного планирования позволят оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета и повысить ответственность органов местного самоуправления Палехского муниципального района за достигнутые результаты.
В целях подготовки трехлетнего бюджета Палехского муниципального района на 2012-2014 годы до начала его формирования предстоит обеспечить разработку и принятие муниципальных программ на этот период, а также внесение изменений в действующие муниципальные программы с учетом следующих основных принципов:
охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и соответственно большей части бюджетных ассигнований и других материальных ресурсов, находящихся в их ведении;
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
установление для муниципальных программ измеримых конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальных программ.
Инструментом стратегического и операционного планирования будут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети Интернет.
Дальнейшее совершенствование программно-целевого метода осуществления бюджетного процесса предполагает завершение в 2012 году перехода к формированию программной структуры расходов бюджета.
По мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления возрастет необходимость расширения их ответственности и полномочий за реализацию соответствующих муниципальных программ и подпрограмм.
С целью создания условий для планирования бюджетных ассигнований бюджета Палехского муниципального района по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджета Палехского муниципального района.
В целях повышения прозрачности и функциональности бюджета уже с 2011 года будет изменен порядок отражения отдельных расходов по бюджетной классификации. В отдельные разделы функциональной классификации расходов выделяются расходы на обслуживание государственного долга, физическую культуру и спорт, поддержку средств массовой информации.
Для реализации изложенных подходов потребуется с учетом вносимых изменений в федеральное законодательство рассмотреть необходимость внесения изменений в муниципальные правовые акты Палехского муниципального района, в порядки разработки и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ в Палехском муниципальном районе.
Внедрение принципов формирования программного бюджета Палехского муниципального района предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств Палехского муниципального района, обоснований бюджетных ассигнований бюджета Палехского муниципального района.
Аналогичные меры по разработке муниципальных программ и формированию местных бюджетов с помощью инструментов программно-целевого бюджетного планирования должны быть реализованы органами местного самоуправления сельских поселений.
6. Переход к программной структуре расходов бюджетов
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены общие требования к организации бюджетного процесса. Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления Палехского муниципального района и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требует изменения порядка составления и утверждения бюджетов и, соответственно, корректировки бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии с принципами разграничения полномочий по регулированию бюджетных правоотношений решение этих вопросов будет осуществляться каждым публично-правовым образованием самостоятельно по мере внесения соответствующих изменений на федеральном уровне в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
При формировании проекта бюджета Палехского муниципального района на 2011-2013 годы внесены изменения в классификацию расходов бюджета в части отнесения:
Межбюджетных трансфертов бюджета муниципального района бюджетам поселений по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджета муниципального района;
В отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание муниципального долга Палехского муниципального района, физическую культуру и спорт, поддержку средств массовой информации и развитие туризма.
Поскольку Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены общие требования к организации бюджетного процесса, целесообразность, порядок и сроки перехода от традиционных целевых статей к целевым статьям, отражающим состав государственных муниципальных программ Палехского муниципального района и их подпрограмм, будут определяться по мере внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие данные вопросы.
7. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Палехского муниципального района являются:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
оптимизация функций и полномочий органов местного самоуправления Палехского муниципального района;
передача функций органов местного самоуправления Палехского муниципального района, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, созданным для обслуживания названных органов;
повышение мотивации руководителей органов местного самоуправления Палехского муниципального района в отношении оптимизации предельной численности работников названных органов с целью сокращения расходов на их содержание;
оптимизация в органах местного самоуправления Палехского муниципального района соотношения численности муниципальных служащих Палехского муниципального района и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Палехского муниципального района;
переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления Палехского муниципального района в электронной форме;
Основная деятельность администрации Палехского муниципального района будет направлена на оптимизацию функций муниципального управления и организации структуры администрации Палехского муниципального района.
Одной из составляющих повышения эффективности выполнения функций органами местного самоуправления Палехского муниципального района является переход на оказание услуг юридически значимых действий органами власти в электронном виде.
В целях реализации вышеуказанных направлений потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты Палехского муниципального района, определяющие структуру, численность и месячный фонд заработной платы по должностным окладам работников указанных органов.
Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований Палехского муниципального района является управление собственностью Палехского муниципального района.
С целью повышения эффективности управления собственностью Палехского муниципального района предлагается рассмотреть вопрос о возможности предоставления муниципального имущества на иных основаниях, кроме существующих права хозяйственного ведения и права оперативного управления.
Бюджетные учреждения должны получить возможность действовать от своего имени, иметь собственное имущество и доходы, в том числе получая субсидии из бюджетов на оказание муниципальных услуг Палехского муниципального района с учетом утвержденного муниципального задания. Расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает исполнительно -распорядительный орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Для выполнения данных задач предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества Палехского муниципального района и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества Палехского муниципального района;
совершенствование приватизационных процедур;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда.
Нумерация приводится в соответствии с источником
7. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Существующая в Палехском муниципальном районе сеть муниципальных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию муниципального управления и принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг. Расходы бюджета Палехского муниципального района на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а из необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований бюджета Палехского муниципального района осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов Палехского муниципального района на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и в других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения муниципальных бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
Решение вышеперечисленных задач в Палехском муниципальном районе будет осуществляться, в первую очередь, в рамках принятых администрацией Палехского муниципального района мероприятий по совершенствованию правого положения муниципальных учреждений Палехского муниципальных учреждений в целях выполнения положения Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений".
В 2011 году установлен переходный период, который позволит муниципальным учреждениям Палехского муниципального района получать финансовое обеспечение в прежнем порядке, при этом доходы учреждений от оказания платных услуг и приносящей доход деятельности не будут зачисляться в бюджет.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений Палехского муниципального района будут направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание.
Переход к финансовому обеспечению бюджетных учреждений путем предоставления субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений, их финансового обеспечения, в том числе путем внедрения в практику бюджетного планирования нормативов затрат на оказание муниципальных услуг Палехского муниципального района.
Нормативы затрат на оказание услуг бюджетным учреждениям и нормативы затрат на содержание закрепленного за ним имущества на основании утвержденных Правительством Ивановской области средних нормативов должен определить главный распорядитель средств бюджета муниципального района в отношении каждого бюджетного учреждения исходя из размера бюджетных ассигнований, предусмотренных учреждению по смете.
Таким образом, будут созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими более активно внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также появятся возможности и стимулы для органов местного самоуправления Палехского муниципального района по оптимизации учреждений подведомственной сети.
Предлагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, оказывающих муниципальные услуги:
перевести их со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
предоставить право бюджетным учреждениям зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которого, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода существующих бюджетных учреждений в казенные должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав учреждения или положение о нем.
В целях повышения открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг на районном уровне:
разработаны и утверждены стандарты качества муниципальных услуг Палехского муниципального района;
установлен механизм ведомственного контроля за соблюдением стандартов качества муниципальных услуг Палехского муниципального района и досудебного обжалования нарушений потребителями данных услуг;
В связи с принятием Федерального закона от 27.06.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" меняются содержание и форма утверждения стандартов предоставления муниципальных услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27.07.2010"
В соответствии с нормами федерального закона стандарты предоставления муниципальных услуг должны входить в административные регламенты органов местного самоуправления, в связи с чем необходимо провести работу по корректировке, а при необходимости - разработке новых, административных регламентов.
Для реализации на уровне Палехского муниципального района поставленных целей и задач в части повышения эффективности предоставления муниципальных услуг Палехского муниципального района потребуется:
Подготовить в установленные сроки нормативные правовые акты Палехского муниципального района, связанные с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений Палехского муниципального района;
Проанализировать действующие нормативные правовые акты Палехского муниципального района, определяющие порядок финансового обеспечения муниципальных услуг Палехского муниципального района, и, при необходимости, внести изменения, связанные с введением в планирование нормативов финансовых затрат на их оказание;
Провести расчеты и подготовить муниципальный правовой акт Палехского муниципального района об утверждении средних нормативов затрат на оказание муниципальных услуг Палехского муниципального района.
8. Развитие системы муниципального финансового контроля
Внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля.
В этих целях необходимо:
уточнить полномочия органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
ввести понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, определив в соответствии с действующим законодательством их формы, методы и объекты.
Муниципальный финансовый контроль предполагается определить как деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, направленную на контроль:
соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов Ивановской области, Палехского муниципального района, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета Палехского муниципального района.
При этом под внешним муниципальным финансовым контролем предполагается понимать финансовый контроль, осуществляемый Советом Палехского муниципального района и созданным им органом муниципального финансового контроля, под внутренним муниципальным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый финансовым отделом администрации Палехского муниципального района, администрацией Палехского муниципального района и главными распорядителями бюджетных средств.
Правовое регулирование в сфере муниципального финансового контроля должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса, прежде всего органами власти в рамках бюджетного законодательства.
В свою очередь, нормативные правовые акты должны исходить из обязательности для участников бюджетного процесса в отношениях, не основанных на административном или ином властном подчинении, включения в разрабатываемые ими проекты договоров с контрагентами о предоставлении средств из бюджета (за исключением муниципальных контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) условий об их согласии на проведение проверок по соблюдению целей и условий предоставления целевых средств из бюджета. Проведение подобных проверок участниками бюджетного процесса должно рассматриваться не как их право, а как обязанность, вытекающая из бюджетного законодательства Российской Федерации по конкретным видам расходов, порядок осуществления которых является предметом муниципального финансового контроля.
Внедрение этого подхода означает перемещение основной ответственности за соблюдение положений бюджетного законодательства Российской Федерации как части административного права и, соответственно, ответственности за соблюдение условий предоставления целевых средств из бюджета (бюджетных кредитов, гарантий, субсидий) с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на органы местного самоуправления, на которые возложены функции по установлению порядка предоставления указанных средств, и на получателей бюджетных средств, заключающих гражданско-правовые договоры от имени соответствующих публично-правовых образований. Финансовый отдел администрации Палехского муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должен обладать полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе при осуществлении санкционирования операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля применительно к главным администраторам (администраторам, распорядителям, получателям) средств бюджета Палехского муниципального района.
Органы финансового контроля, являющиеся исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны обладать полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе по выявлению и пресечению предоставления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках подпрограмм муниципальных программ и при выполнении муниципальных заданий, путем проведения ревизий, проверок и использования других методов последующего бюджетного контроля применительно к органам местного самоуправления, являющихся главными администраторами (администраторами, распорядителями, получателями) средств бюджета муниципального района.
Главные администраторы бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны осуществлять внутренний контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
При этом необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам муниципального финансового контроля, так и органам местного самоуправления. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля.
9. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В настоящее время сформированы основы современной системы управления муниципальными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления (кроме внебюджетных операций и операций государственных внебюджетных фондов).
Однако современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо:
Повышать уровень доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений, об их активах и обязательствах в целях обеспечения общественного контроля за эффективностью и результативностью их деятельности путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организации сектора муниципального управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе долгосрочных и ведомственных целевых программ;
Обеспечить интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий;
Создать инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов долгосрочных и ведомственных целевых программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг.
В рамках развития информационной системы управления муниципальными финансами необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз и программных комплексов (планирование бюджета, реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись кассовое исполнение бюджета, формирование консолидированной отчетности по исполнению бюджета), разработав процедуры их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов.
Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть вопрос о реализации следующих мероприятий:
обеспечение проектирования системы электронного бюджета как комплекса взаимоувязки компонентов, обеспечивающих функционирование системы;
создание единого портала муниципальных финансов (портал электронного бюджета) для обеспечения публичного доступа к информации о финансовой деятельности публично-правовых образований.
Развитие информационной системы управления муниципальными финансами позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности бюджетных расходов.
10. Организация реализации Программы
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
В план на 2011 год предусматривается включить основные мероприятия, которые необходимо выполнить, для того чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2012-2014 годы.
В 2011 году предполагается реализовать разработку и утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента.
План на 2012 год предполагается принимать в декабре 2011 года с учетом итогов предыдущих этапов реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.