Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Организационное обеспечение
деятельности в области охраны труда
1. Деятельность службы охраны труда
1.1 Организацию работ по охране труда на производственном объекте осуществляет служба охраны труда <8> или привлеченные организации (специалисты по охране труда) на договорной основе (7).
<8> Согласно закону об охране труда в Ивановской области создание во всех организациях независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности служб охраны труда и их оснащение является обязанностью работодателя.
1.2 Службу охраны труда организуют, как правило, в виде отдельного структурного подразделения организации с непосредственным подчинением работодателю.
1.3 Структуру и численность службы охраны труда организации рекомендуется определять в соответствии с нормативами численности работников службы охраны труда (8).
1.4 В организациях, где в соответствии с нормативами численности работников службы охраны труда требуется менее одной ставки инженера по охране труда, в малочисленных организациях со средней численностью работников до 100 человек возможно назначение приказом по организации специалистов, ответственных за охрану труда (с их согласия и после соответствующего обучения), либо привлечение специализированных организаций или специалистов по охране труда соответствующей квалификации на договорной основе.
Организации (специалисты), привлекаемые для осуществления функций служб охраны труда, регистрируются в Управлении по труду и социальным вопросам администрации Ивановской области.
Работы на договорной основе с организациями или физическими лицами рекомендуется оформлять и применять в соответствии с письмом Минтруда России от 16 ноября 1994 года N 2207-КВ.
1.5 На должность инженера по охране труда, как правило, должны назначаться лица, имеющие высшее образование и диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда. Лиц, не имеющих квалификации инженера по охране труда, до исполнения ими должностных обязанностей, должны пройти обучение в учебных центрах, имеющих разрешения Управления по труду и социальным вопросам администрации Ивановской области.
Работники службы охраны труда должны систематически повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет.
1.6 Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, а также с органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда в Ивановской области.
1.7 Основными задачами службы охраны труда являются:
- организация и координация работ по охране труда в организации;
- контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками;
- совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно - обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;
- участие в расследовании несчастных случаев и в разработке мероприятий по их предупреждению;
- консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
1.8 Функции службы охраны труда:
а) разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов;
б) организация обеспечения подразделений организации нормативными правовыми актами по охране труда, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов. Доведение до сведения работников вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
в) составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб организации) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, согласование перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте;
г) оказание методической помощи руководителям структурных подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда, а также по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников. Согласование проектов документов: инструкций по охране труда для работников; стандартов предприятия ССБТ; программ первичного инструктажа на рабочем месте. Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников организации;
д) оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда;
е) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно - технических устройств, санитарно - бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами организации мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий;
ж) согласование разрабатываемой для организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;
з) оказание помощи структурным подразделениям в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки травмобезопасности рабочих мест и оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Участие в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и в подготовке организации к сертификации работ по охране труда;
и) участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
к) участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
л) рассмотрение писем, заявлений и жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовка по ним предложений работодателю (руководителям подразделений) по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследований недостатков и упущений, а также подготовка ответов заявителям;
м) проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно - обусловленных заболеваний. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки; организация хранения документации в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами;
н) осуществление контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, в том числе за:
1) наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром, своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;
2) соблюдением законодательства о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;
3) выполнением мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы H-1), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;
4) соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестацией рабочих мест по условиям труда и сертификацией работ по охране труда на производственных объектах организации;
5) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов, получением необходимых разрешений (лицензий, сертификатов, деклараций безопасности и др.) на проектирование и (или) эксплуатацию объектов, в том числе объектов повышенной опасности;
6) эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
7) состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
8) организацией выдачи, хранения, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, за правильным применением средств индивидуальной защиты;
9) правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.
1.9 Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда предоставляются следующие права:
- проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях производственного объекта и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. Рекомендуемая форма Предписания инженера (начальника отдела, бюро) по охране труда приведена в приложении 7 к настоящим Рекомендациям;
- требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда;
- представлять работодателю, руководителям подразделений производственного объекта предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.
2. Организация работы уполномоченного (доверенного)
лица по охране труда профессионального союза
или трудового коллектива
2.1 Для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производственных объектах всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (9).
2.2 В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.
2.3 Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на производственном объекте в целом.
2.4 Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на производственном объекте нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов - каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном производственном объекте (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на производственном объекте.
2.5 Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда производственного объекта.
2.6 Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами производственного объекта, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
2.7 Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться законодательными и иными нормативными актами по охране труда Российской Федерации и Ивановской области, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативной документацией на производственном объекте.
2.8 Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
2.9 Основными задачами уполномоченных являются:
- содействие созданию в организации (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда,
- осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда,
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями об охране труда,
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
2.10 Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:
- выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. Рекомендуемая форма представления приведена в приложении 8 к настоящим Рекомендациям,
- работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации,
- для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет средств организации (с сохранением среднего заработка обучаемому),
- уполномоченным выдается соответствующее удостоверение (рекомендуемая форма удостоверения приведена в приложении 9 к настоящим Рекомендациям).
3. Организация деятельности совместных комитетов
(комиссий) по охране труда
3.1 Для организации сотрудничества по охране труда работодателя и работников и (или) их представителей, а также регулирования отношений между ними в организации с численностью работников более 10 человек создают совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Инициатором может выступать любая из сторон (10).
3.2 Численность членов комитета определяют в зависимости от числа работников на производственном объекте, специфики производства, структуры и других особенностей организации, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива). Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговаривается в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.
3.3 Представители работников выдвигаются в комитет из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по производственному объекту.
Представители работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в комитете отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В случае признания их деятельности неудовлетворительной собрание вправе отзывать их из состава комитета и выдвинуть в его состав новых представителей.
3.4 Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда в организации или находится в непосредственном подчинении работодателя.
3.5 Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.
3.6 Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета и утверждается его председателем. Заседание комитета проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
3.7 Для выполнения возложенных задач членам комитета рекомендуется получить соответствующую подготовку в области охраны труда по специальной программе на курсах за счет средств работодателя.
3.8 На комитет возлагают следующие основные задачи:
- разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждений производственного травматизма и профессиональных заболеваний,
- рассмотрение предложений по разработке организационно - технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда,
- анализ существующего состояния условий и охраны труда в организации и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда,
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средств индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.