Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Главы администрации
Ивановской области
от 1 февраля 1999 г. N 52
Положение о поисково-спасательной службе
главного управления по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям Ивановской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, принципы деятельности поисково-спасательной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (далее - Главное управление по делам ГО и ЧС), руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), права, обязанности, ответственность и статус спасателей, регулирует отношения в этой области между предприятиями, учреждениями, организациями (далее - организации) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, расположенных на территории области.
1.2. Правовые основы создания и организации деятельности поисково-спасательной службы и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", законы и нормативные правовые акты органов государственной власти области и настоящее Положение.
1.3. Поисково-спасательная служба (далее - ПСС) - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
1.4. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав поисково-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.
1.5. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
1.6. Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
1.7. Комплектование ПСС осуществляется на добровольной основе.
1.8. Порядок приема и увольнения спасателей определяется действующим законодательством Российской Федерации.
1.9. Администрация области оказывает финансовую поддержку ПСС, исходя из интересов защиты населения и территорий области от ЧС, предусматривает систему мер по правовой и социальной защите спасателей и членов их семей.
1.10. Финансовое обеспечение ПСС производится за счет средств областного бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, через Главное управление по делам ГО и ЧС.
1.11. ПСС подлежит обязательной регистрации и аттестации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2. Основные задачи поисково-спасательной службы,
права и обязанности спасателей
2.1. Основными задачами ПСС являются:
- поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по их ликвидации;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях;
- проведение комплекса мероприятий по определению масштаба чрезвычайной ситуации, поиску и спасению людей;
- розыск и спасение людей, находящихся в завалах и зоне разрушенных зданий и сооружений;
- оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших из зоны поражения;
- проведение комплекса мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом ртути и агрессивных жидкостей (кислот, щелочей и т. д.);
- производство работ по обезвреживанию взрывных устройств;
- ликвидация последствий аварий на автомобильном и железнодорожном транспорте;
- оперативное предоставление информации о чрезвычайных ситуациях на водоемах;
- ведение спасательных работ на воде силами водолазных групп и судами ГИМС;
- оповещение природоохранных органов и санэпидемнадзора о выявленных случаях экономического загрязнения водной и воздушной среды.
2.2. Права спасателей.
2.2.1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации ЧС, обеспечиваются табельным имуществом, индивидуальной одеждой, снаряжением и средствами защиты и доставляются транспортом ПСС к месту проведения работ.
2.2.2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели имеют право на:
- полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
- беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты сигнализаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;
- требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;
- экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
- использование для спасения людей и, в случае крайней необходимости, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС;
- другие права, установленные законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию, обеспечение питанием при несении дежурства, на льготное пенсионное обеспечение и другие социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3. Обязанности спасателей.
2.3.1. Спасатели обязаны:
- поддерживать готовность к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
- совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
- неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
- активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
- неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями ПСС, аварийно-спасательного формирования, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
- разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.
2.4. Обязанности профессиональных спасателей ПСС определяются с учетом решения поставленных задач по предупреждению и ликвидации ЧС, согласно принимаемым нормативным правовым актам, и являются составной частью трудового договора.
2.5. Ответственность спасателей.
Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Основные принципы деятельности поисково -
спасательной службы и спасателей
3.1. Основными принципами деятельности ПСС и спасателей являются:
- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС;
- принцип единоначалия руководства ПСС;
- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
- принцип постоянной готовности ПСС, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
4. Руководство работами по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
4.1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации ЧС.
4.2. Руководители ПСС, поисково-спасательных формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС.
4.3. Начальник Главного управления по делам ГО и ЧС как руководитель ликвидации ЧС в области вместе с личным составом ПСС несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач и организацию действий ПСС в ЧС и ее готовность.
4.4. Решения руководителя ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4.5. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС иначе, как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
4.6. В случае крайней необходимости, руководитель ликвидации ЧС имеет право самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
4.7. Руководители ликвидации ЧС, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.
4.8. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации ЧС может принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
5. Ликвидации и реорганизация поисково-спасательной службы
5.1. Прекращение деятельности ПСС осуществляется в виде ликвидации или реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) по решению администрации области или по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными нарушениями закона или иных нормативных правовых актов.
5.2. Ликвидация ПСС осуществляется ликвидационной комиссией, состав которой определяет администрация области.
5.3. Претензии к ликвидируемой ПСС удовлетворяются в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.