Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Администрации
Ивановской области
от 21 марта 2002 г. N 19-па
Рекомендации
по организации работы на рынках,
и других специально отведенных территориях,
находящихся в муниципальных образованиях
Ивановской области
Настоящие Рекомендации определяют основные требования к работе рынков, в том числе входящих в структуру многофункциональных торговых комплексов и центров, и распространяются в соответствии с действующим законодательством на всех хозяйствующих субъектов (юридических лиц различных организационно-правовых форм, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и устанавливают ответственность за организацию торгового процесса на вверенной им территории.
Правила торговли на рынках и других специально отведенных территориях разрабатываются администрацией рынков, исходя из конкретных условий и с учетом настоящих Рекомендаций.
1. Общие положения
1.1. Основные понятия, используемые в настоящих Рекомендациях:
Рынок - организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.
Рынки подразделяются на:
специализированные (реализуется одна группа товаров);
вещевые (реализация непродовольственных товаров, кроме товаров сложного технического ассортимента);
продовольственные (реализация сельскохозяйственной продукции, в т.ч. с приусадебных участков и личных хозяйств, а также продуктов питания промышленного изготовления);
смешанные (реализация отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров).
Торговый комплекс - территория, на которой совокупность торговых организаций реализует универсальный ассортимент товаров и оказывает широкий набор услуг, при централизации функций хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
Торговый центр - совокупность торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории автостоянки для автомашин.
Торговые объекты - магазины, павильоны, киоски, палатки, в том числе контейнерного типа, автомагазины, тонары, предприятия общественного питания, сферы услуг и прочие, расположенные на территории рынка.
Арендатор (продавец) - организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи.
Покупатель - юридическое или физическое лицо, использующее, приобретающее, заказывающее либо имеющее намерение приобрести или заказать товар или услугу.
Администрация рынка - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического, являющееся арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка и осуществляющее управление рынком.
Карточка продавца - карточка, содержащая сведения о продавце и арендаторе, выдаваемая продавцу, являющаяся визуальным средством контроля за легальностью осуществляемой им торговли.
1.2. Основные задачи рынков:
- обеспечение населения широким ассортиментом товаров, в том числе товарами первой необходимости;
- формирование договорных розничных цен, складывающихся на основе конъюнктуры - соотношения спроса и предложения;
- организация процесса обслуживания на должном уровне;
- соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
2. Управление рынком
2.1. Администрация города (района) обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими торговую деятельность, общим регламентом, который определяет систему взаимоотношений субъектов рынка (администрация рынка и ее подразделения, продавцы, покупатели, обслуживающие фирмы и другие).
2.2. Отношения администрации рынка с администрацией города (района) строятся на договорной основе, исходя из правил и требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами.
2.3. Администрация города (района) вправе расторгнуть договор с администрацией рынка в случае нарушения последней условий договора или действующих правил.
2.4. Регламент рынка разрабатывается администрацией рынка и утверждается администрацией города (района) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставными документами, настоящими Рекомендациями, иными нормативными правовыми актами и в обязательном порядке освещает вопросы:
режима работы и порядка доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего автотранспорта;
характеристики предоставляемых продавцам торговых мест и объектов, порядка (обеспечивающего учет торгующих на рынке), условий и стоимости их аренды;
порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов питания (с учетом специализации рынка);
перечня дополнительных услуг;
прав, обязанностей, ответственности субъектов рынка.
2.5. Разрешение споров и разногласий осуществляется в установленном Законом порядке.
2.6. Условия договора аренды, а также порядок внесения арендных платежей, определяются договором аренды, заключаемым между администрацией рынка и арендатором, в котором предусмотрено ежемесячное внесение платы за аренду торгового места.
3. Требования к содержанию территории
и оборудованию рынков
3.1. Торговые объекты, располагающиеся на территории рынка, должны отвечать правилам техники безопасности, санитарным, ветеринарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля.
3.2. Зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров, схема размещения торговых мест, а также общее количество рабочих мест и торговых объектов, стоянок для автотранспорта разрабатывается администрацией рынка и согласовывается с органами санэпиднадзора, противопожарной службой, ветеринарной службой, территориальными органами внутренних дел, ГИБДД (при наличии стоянки) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
3.3. При входе на территорию рынка должна быть оформлена вывеска с указанием его названия, принадлежности, специализации, режима работы.
3.4. На доступном для обозрения месте устанавливается информационный стенд, на котором для сведения продавцов и покупателей размещаются:
- схема размещения торговых мест и торговых объектов с указанием зон рынка по группам реализуемых товаров, административных помещений, лаборатории государственной ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения ветеринарной службы (для рынков, осуществляющих реализацию продовольственных товаров), стационарного поста милиции, пункта проката средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей и др.), автостоянки, туалета, места установки контрольных весов и других объектов;
- информация о порядке, условиях и стоимости предоставления администрацией рынка торговых мест, различного вида услуг (предоставление инвентаря, средств измерения, складских помещений и др.);
- схема эвакуации рынка при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
- перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
- действующие нормативно-распорядительные документы по применению контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением;
- перечень документов, которые продавец должен иметь на торговом месте;
- номера телефонов администрации рынка, контролирующих органов, в которые можно обратиться по вопросам работы рынка.
3.5. На рынках, где торговые операции между покупателем и продавцом осуществляются с использованием средств измерения (весы, гири, мерные емкости, метры и др.) обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм.
4. Порядок предоставления торговых мест.
Права и обязанности администрации рынка и продавцов
4.1. Все отношения предпринимательских структур, работающих на рынке, с его администрацией строятся на договорной основе.
4.2. Предоставление торговых мест администрацией осуществляется в установленном порядке при обязательном предъявлении арендатором (продавцом):
а) для юридических лиц - устава организации, свидетельства о государственной регистрации;
для индивидуальных предпринимателей - свидетельства о государственной регистрации предпринимательской деятельности;
б) свидетельства о постановке на учет и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного Государственной налоговой инспекцией;
в) карточки регистрации контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр (при необходимости);
г) паспорта продавца;
д) медицинской книжки продавца (при необходимости);
е) необходимых товаросопроводительных документов (накладных, сертификатов соответствия, удостоверений качества, справок и заключений ветеринарных и санитарных служб) и т.п.;
ж) трудового соглашения, либо иного документа о приеме на работу - для продавца, уполномоченного работодателем осуществлять продажу товаров.
4.3. Продавцы - физические лица, осуществляющие торговлю сельскохозяйственной продукцией, выращенной и переработанной в личном хозяйстве, освобождаются от предъявления перечисленных документов, за исключением документа, подтверждающего личность продавца, справки сельского территориального административного органа о владении (пользовании) личным подсобным хозяйством или земельным участком, заключения территориального органа госветсаннадзора.
4.4. Администрация рынка имеет право:
4.4.1. Заключать договор аренды торгового места с организациями и физическими лицами на право торговой деятельности на территории рынка и расторгать его в одностороннем порядке до истечения установленного срока в следующих случаях:
-нарушения арендаторами (продавцами) действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность в сфере торговли и услуг;
- несоблюдения арендаторами (продавцами) правил хранения и реализации товаров, санитарных, ветеринарных, противопожарных и других норм и правил;
- препятствия проведению проверок, несоблюдения регламента рынка и других условий договора о предоставлении торгового места.
4.4.2. Требовать соблюдения продавцами Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", санитарных и ветеринарных и других норм и правил.
4.4.3. Определять стоимость аренды торгового места и аренды торговых объектов, расположенных на территории рынка.
4.4.4. Предоставлять на договорной основе дополнительные услуги.
4.5. Администрация рынка обязана:
4.5.1. Обеспечивать строгое соблюдение действующих правил.
4.5.2. Организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в соответствии с санитарными и ветеринарными нормами и правилами, обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемиологическую, эпизоотическую и экологическую безопасность в районе его расположения.
4.5.3. Принять необходимые меры по обеспечению надлежащих условий для нормального функционирования рынка, поддержанию на его территории общественного порядка; с этой целью заключить с подразделениями вневедомственной охраны при территориальных органах внутренних дел договоры на физический вид охраны рынков или установки кнопок экстренного вызова наряда милиции ( КТС).
4.5.4. Заключать договоры на предоставление дополнительных услуг продавцам и арендаторам, договоров аренды торговых объектов и других помещений, расположенных на территории рынка.
4.5.5. Применять контрольно-кассовые машины при оплате торгового места и оплате аренды торгового объекта за наличный расчет, с обязательной выдачей чека на руки.
4.5.6. Содержать в надлежащем санитарно-техническом и противопожарном состоянии территорию рынка, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие места, обеспечивать своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории.
4.5.7. Обеспечивать вывоз мусора, других отходов, использованной тары в соответствии с заключенными договорами.
4.5.8. Выделять и оборудовать помещения для стационарного поста милиции, размещения лаборатории государственной ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения ветеринарной службы (при реализации пищевых продуктов животного и растительного происхождения), для разруба мяса-сырья, для хранения товара (в том числе с холодильным оборудованием), для пункта проката средств измерения, торгового и уборочного инвентаря, тележек для перемещения товара, для временного хранения изъятых из оборота товаров, для размещения примерочных кабин (на вещевых рынках).
4.5.9. Оборудовать рынок первичными средствами пожаротушения, средствами оповещения населения на случаи аварийных и чрезвычайных ситуаций, а также средствами видеонаблюдения для оперативного контроля за состоянием правопорядка, с выводом информации на стационарный пост милиции.
4.5.10. Создать зону безопасности с организацией места для парковки автотранспортных средств на расстоянии не менее 30 метров от объекта торговли.
4.5.11. Оборудовать на территории рынка туалет.
4.5.12. Проводить на рынке санитарный день по графику, согласованному с территориальными органами санэпиднадзора.
4.5.13. Оказывать содействие представителям правоохранительных и контролирующих органов в ходе проверки, принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений.
4.5.14. Потребовать у арендатора торгового места оформления на лиц, осуществляющих торговлю, карточки продавца и осуществлять оперативный контроль за ее наличием.
4.5.15. Обеспечить наличие книги отзывов и предложений.
4.5.16. Создать условия (с учетом специализации рынка) для проведения экспертизы продуктов питания по показателям ветеринарно-санитарной безопасности и качества за счет средств владельцев продукции в соответствии с действующими правилами ветсанэкспертизы продукции животного и растительного происхождения.
4.5.17. Проводить мероприятия по благоустройству и реконструкции рынка, обеспечивающие увеличение торговых мест, создание необходимых условий для повышения культуры торговли.
4.6. Арендаторы (продавцы) имеют право:
4.6.1. Требовать от администрации рынка соблюдения обязательств, предусмотренных действующими правилами.
4.7. Арендаторы (продавцы) обязаны:
4.7.1. Соблюдать действующие правила.
4.7.2. Оформить карточку продавца на лицо, осуществляющее торговлю с арендуемого рабочего места.
4.7.3. В течение всего периода работы иметь при себе, в качестве нагрудного знака, карточку продавца (за исключением продавцов - физических лиц, осуществляющих торговлю сельскохозяйственной продукцией, выращенной в личном хозяйстве).
5. Требования к организации торгового процесса
5.1. Торговый процесс на рынке должен быть организован в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (ГОСТов, ТУ, Особых условий, ветеринарных, санитарных и других правил) и в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приема), хранения, реализации товаров и соблюдения правил и интересов покупателей.
5.2. На территории рынка применяются контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
5.3. На товары, реализуемые на рынке (за исключением товаров, на которые действующим законодательством установлено ограничение торговой надбавки), устанавливаются свободные розничные цены, которые определяются по взаимной договоренности между продавцами и покупателями, в соответствии с конъюнктурой (сложившимся спросом и предложением), качеством и потребительскими свойствами товаров, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки. Торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно и могут свободно изменяться по соглашению между продавцами и покупателями.
5.4. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны оформлять ценники на продаваемые товары, в соответствии с утвержденными требованиями.
5.5. Запрещается продавать на рынках товары, ограниченные в обороте, изъятые из оборота, товары, для которых установлен особый порядок реализации.
6. Основания для приостановления деятельности рынка
6.1. Деятельность рынка может быть приостановлена решением органа местного самоуправления по следующим причинам:
- отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на пользование земельным участком;
- нецелевое использование земельного участка;
- нарушение градостроительных норм;
- несоответствие содержания рынка санитарным нормам и правилам;
- нарушение ветеринарных и санитарных норм правил;
- непринятие мер к лицам, систематически нарушающим установленные требования по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и уклоняющимся от уплаты налогов, других обязательных платежей и штрафных санкций;
- неприменение администрацией рынка контрольно-кассовых машин при взимании платы за предоставление торговых мест за наличный расчет;
- нарушение природоохранного законодательства;
- несоблюдение требований противопожарной безопасности;
- торговля товарами, продажа которых запрещена в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- неуплата налогов и сборов, установленных законодательством;
- непринятие администрацией рынка мер к лицам, систематически нарушающим законодательство Российской Федерации о торговле.
6.2. Деятельность рынка приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.
6.3. Деятельность рынка возобновляется после устранения допущенных нарушений.
7. Основания для прекращения деятельности рынка
7.1. Деятельность рынка прекращается решением органа местного самоуправления в следующих случаях:
- истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного под размещение рынка;
- досрочного расторжения договора аренды земельного участка, предоставленного под размещение рынка.
8. Контроль за работой рынков
8.1. Контроль за соблюдением на рынке правил, требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции.
8.2. На рынке ведется контрольный журнал установленной формы, в который всеми контролирующими органами (за исключением органов санэпиднадзора) в обязательном порядке вносятся записи о проведении и результатах проверки.
8.3. На рынке ведется санитарный журнал установленной формы, в который органами санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзоров вносятся записи о проведении проверки и ее результатах.
<< Приложение 2. Заявка на получение карточки продавца |
||
Содержание Постановление Администрации Ивановской области от 21 марта 2002 г. N 19-па "О вопросах организации торговли на рынках,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.