Проблемы введения единого налога на вмененный доход в 2003 г.
Глава 26.3 Налогового кодекса определяет, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Величина базовой доходности для каждого из видов деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, установлена в ст. 346-29 Налогового кодекса. Например, для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, базовая доходность составляет 1.200 рублей., физический показатель - 1 кв. метр.
Установленная базовая доходность может корректироваться тремя коэффициентами К1, К2, К3.
Коэффициент К1 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта.
Коэффициент К2 должен учитывать совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности.
Коэффициент К3 - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.
Коэффициент К1 определяется исходя из кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром. Коэффициент К3 устанавливается Правительством РФ, значение коэффициента К2 устанавливается субъектами РФ.
Таким образом, теперь субъекты Российской Федерации имеют меньше возможностей по регулированию системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход: они вправе лишь вводить единый налог, определять виды предпринимательской деятельности и устанавливать значения коэффициента К2.
1. 28 ноября 2002 года был принят областной закон N 87-03, который вводит с 1 января 2003 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В этом же законе определены виды деятельности, в отношении которых вводится единый налог. Значения коэффициента К2 областным законом оказались не определены.
В главе 26.3 Налогового кодекса прямо указано, что субъекты Российской Федерации определяют значения коэффициента К2 (статьи 346-26, 346-29 Налогового кодекса). При этом, определение значений коэффициента К2 является правом, а не обязанностью субъекта РФ (п. 6 ст. 346-29 НК: "При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2"). То есть, Налоговый кодекс установил право субъектов федерации определить значения коэффициента К2 в пределах от 0,1 до 1 в целях учета особенностей ведения предпринимательской деятельности.
Вместо этого в областном законе указано, что размер коэффициента К2 рассчитывается как произведение показателей П1, П2, П3, П4. Таким образом, вместо значений коэффициента К2 областной закон установил значения четырех других показателей П1, П2, П3, П4. Получается, что в Ивановской области базовая доходность будет корректироваться не тремя коэффициентами К1, К2, К3, а шестью: К1, П1, П2, П3, П4, К3. Ведь от смены названия с коэффициента на показатель суть его не изменилась.
Поскольку Налоговый кодекс определил право субъектов федерации устанавливать значение только одного корректирующего коэффициента К2, а фактически установлено 4 коэффициента (показателя), следует признать, что областной закон в этой части противоречит Налоговому кодексу.
2. Как уже указывалось, коэффициент К1 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта. Но и установленные в областном законе показатели П1 и П2 учитывают особенности населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта:
Показатель П1, почему-то указанный как учитывающий "рыночные условия", зависит от вида населенного пункта:
- город Иваново - 1,0;
- города Кинешма, Кохма, Шуя - 0,7;
- Ивановский (за исключением города Кохмы) и Кинешемский районы, города области - 0,4;
- населенные пункты в районах области (в том числе в сельской местности) - 0,33.
Показатель П2, учитывающий "иные рыночные условия", зависит от места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта:
- центр населенного пункта - 1,1;
- для предприятий и организаций, входящих в единую систему военной торговли - 0,5;
- окраины населенных пунктов, пригородные районы - 0,7;
- "среднее кольцо", промышленные и "спальные" районы - 0,9.
Установление показателей П1 и П2 является прямым противоречием ст. 346-27 Налогового кодекса, в которой указано, что особенности населенного пункта или места расположения учитываются коэффициентом К1, а коэффициент К2 должен учитывать совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности.
А что же показатели П3 и П4 ? Показатель П3 является таблицей, в которой перечислены коэффициенты для различных видов деятельности, а показатель П4 таблицей, в которой перечислены коэффициенты для розничной торговли в зависимости от ассортимента. Перемножать показатели П3 и П4 нет никакого смысла, так как они для разных видов деятельности.
Если исключить из закона показатели П1 и П2, объединить в одну таблицу показатели П3 и П4, то как раз и были бы "определены значения коэффициента К2".
Но для этого необходимо внести изменения в областной закон.
3. В областном законе есть такая норма: "Установить, что в случае принятия нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, касающихся действия или применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядок и (или) условия определения коэффициента К2 подлежат изменению с начала следующего налогового периода".
Во-первых, эта норма подчеркивает, что коэффициент К2 не закреплен в виде значений, а установлены "условия его определения", что, как указано выше, противоречит Налоговому кодeксу.
Во-вторых, в этой норме еще одно противоречие. Нельзя менять значения коэффициента К2 (или условия его определения) "с начала следующего налогового периода". Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. А в п.7 ст.346-29 НК установлено, что значения коэффициента К2 определяются субъектом РФ на календарный год.
4. В областном законе: "установить, что границы центра, "среднего кольца", "спальных", промышленных, окраинных и пригородных районов городов и населенных пунктов Ивановской области устанавливают и утверждают представительные органы муниципальных образований".
Вызывает сомнения практическая необходимость определения центра и окраин в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, например в деревне с одним магазином и пунктом бытовых услуг. А без определения границ внутри населенного пункта нет возможности определить показатель П2 и, соответственно, рассчитать налог. И как быть, если границы не будут определены?
Все это означает, что только что принятый областной закон нуждается в изменениях для приведения его положений в соответствие с Налоговым кодексом.
С.В. Сорокин, 2002
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сорокин С.В. Проблемы введения единого налога на вмененный доход в 2003 г. - Иваново: Юридическое бюро "Консалт", 2002
Адрес юридического бюро "Консалт": 153022 г.Иваново, ул.Велижская, д.8, оф.615
E-mail: mail@consalt.ru; www.consalt.ru
Тел/факс: (0932)29-09-09; 23-27-18; 23-88-24