Определением Ивановского областного Суда от 16 сентября 2004 г. N 3-100/2004 в настоящее решение внесены изменения
Решение Ивановского областного Суда
от 20 августа 2004 г. N 3-100/2004
16 сентября 2004 г.
Определением Верховного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. N 7-Г04-14 настоящее решение оставлено без изменения
Ивановский областной суд в составе
председательствующего |
Красиной Т.П. |
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иванове 20 августа 2004 года гражданское дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим положения Закона Ивановской области,
установил:
Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать пункт 10 статьи 1 Закона Ивановской области от 16.03.2004 N 37-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "Об областном бюджете на 2004 год" в части, вносящей строку "приобретение жилья для специалистов управления" в раздел "Расходы" приложения N 24 Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2004 год", противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу данного Закона.
Полагает, что это положение Закона принято в противоречии со статьей 17 Бюджетного кодекса РФ и п. 4 ст. 1 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Представитель Администрации Ивановской области Чуенков Е.М. и представитель Законодательного Собрания Ивановской области Живаева Л.И. с заявлением не согласны, считают, что оспариваемое положение Закона Ивановской области не противоречит Закону РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", ссылаясь на то, что согласно п. 4 ст. 1 данного Закона средства дорожного фонда направляются, в том числе и на финансирование затрат на управление дорожным хозяйством. Направление средств на приобретение жилья для специалистов управления является одним из видов расходов на управление дорожным хозяйством. В частности, п. 4 ст. 54 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает расходы на улучшение жилищных условий государственных служащих. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств дорожного фонда определяется Законом субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте допущена опечатка: расходы на улучшение жилищных условий государственных служащих предусмотрены п. 4 ст. 53 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Выслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Ивановской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "Об областном бюджете на 2004 год" (далее - Закон области N 37-ОЗ), принятый Законодательным Собранием Ивановской области и подписанный Главой Администрации Ивановской области 16.03.2004 N 37-ОЗ, опубликован в официальном печатном издании "Собрание законодательства Ивановской области", N 6 (240), 31.03.2004.
Пунктом 10 ст. 1 Закона области N 37-ОЗ внесены изменения в приложение N 24 "Доходы и расходы целевого бюджетного территориального дорожного фонда Ивановской области на 2004 год" к Закону Ивановской области "Об областном бюджете на 2004 год" путем внесения в раздел "Расходы" строки "приобретение жилья для специалистов управления - 100000 руб.". Таким образом, законодатель определил направление расходов территориального дорожного фонда Ивановской области в размере 1 млн. руб. на финансирование приобретения жилья.
В указанной части пункт 10 ст. 1 Закона области N 37-ОЗ противоречит ст. 17 Бюджетного кодекса РФ и п. 4 ст. 1 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Статья 17 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование, содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Расходы на приобретение жилья в данном случае не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ законы Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить данному Кодексу.
Таким образом, учитывая изложенное, п. 10 ст. 1 Закона области N 37-ОЗ в части, вносящей строку "приобретение жилья для специалистов" в строку "Расходы", является противоречащим федеральному законодательству и его следует признать недействующим с момента вступления в законную силу.
Доводы Администрации Ивановской области и Законодательного Собрания Ивановской области о том, что направление средств на приобретение жилья для специалистов управления, является одним из видов расходов на управление дорожным хозяйством, при этом делается ссылка на п. 4 ст. 53 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, предусматривающий расходы на улучшение жилищных условий для государственных служащих, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Оспариваемый акт принят 16.03.2004 за четыре с половиной месяца до принятия ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который принят 27.04.2004, по этой причине ссылка на названный Закон недопустима.
В соответствии со ст. 71 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" настоящий Закон вступает в законную силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования. Поскольку названный Закон впервые опубликован 31.07.2004, то в законную силу он вступает в конце января 2005 года, к тому моменту действие Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2004 год" со всеми изменениями и дополнениями к нему прекратится.
Предметом регулирования Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии со ст. 2 названного Закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее - гражданский служащий), то есть трудовые правоотношения.
Единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы, которая предусматривается пунктом 4 ст. 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, законодатель рассматривает как дополнительную государственную гарантию гражданских служащих, относящуюся к социальной сфере.
Понятие "управление дорожным хозяйством", используемое законодателем в п. 4 ст. 1 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации", относится к оперативно-хозяйственной деятельности дорожного фонда по обеспечению содержания ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог. Данное обстоятельство находит свое подтверждение в Указе Президента Российской Федерации от 29.02.1992 N 204 "Об оперативном распоряжении средствами, поступающими в Федеральный дорожный фонд", где, в частности, к понятию "управлению дорожным хозяйством" отнесены: подготовка предложений по долгосрочным программам и прогнозам развития автомобильных дорог, организация проведения конкурсов и заключение контрактов (договоров) с производителями работ по проектированию, содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных дорог, контроль выполнения работ в соответствии с нормами и правилами, обеспечение своевременного применения санкций при нарушении договорных условий, приемку работ и иные меры, связанные с обеспечением беспрепятственного и бесперебойного движения транспортных средств на федеральных дорогах.
Таким образом, в свете приведенного определения приобретение жилья для сотрудников дорожного фонда не может рассматриваться как деятельность по управлению дорожным хозяйством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 253, 194 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Ивановской области удовлетворить.
Признать пункт 10 статьи 1 Закона Ивановской области от 16.03.2004 N 37-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "Об областном бюджете на 2004 год" в части, вносящей строку "приобретение жилья для специалистов управления" в раздел "Расходы" приложения N 24 Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2004 год", противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу данного Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного Суда от 20 августа 2004 г. N 3-100/2004
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 21 января 2005 г., N 1 (259)
Определением Верховного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. N 7-Г04-14 настоящее решение оставлено без изменения
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Определение Ивановского областного Суда от 16 сентября 2004 г. N 3-100/2004